история зарубежных литЕРАТУР втоРоЙ Половины ХХ вЕКА (36 часов)40-е – 50-е – Идеологическая радикализация: «холодная» война, маккартизм, крушение колониальной системы, успехи европейских социал-демократических и коммунистических партий и подавление «антикоммунистических восстаний» в Берлине, Будапеште.60-е – 70-е – Победа нонконформизма как утверждение права не убивать и не отдавать свои жизни за «идеалы». Феномен 1968 года: Париж, Прага, Вудсток. Социальная и культурная эмансипация.80-е – 90-е – Конец холодной войны, крушение социалистической системы, объединенная Европа, глобализация и антиглобализм, англоязычная культурная экспансия, новые политические реалии однополярного мира.***40-е – 50-е – поиск ответов на «проклятые» вопросы эпохи – история как трагедия, история как порочный круг (Г. Казак, Э. Юнгер), исторический сбой (отклонение европейской цивилизации от прогрессивного пути); острая конфронтация идей – усиление религиозного мировоззрения (особенно католического – Э. Ланггессер, Г. Марсель, Г. Грин, У. Голдинг) противостоит популярности левых идей и атеизму. Национальная и эстетическая специфика решения антивоенной темы (Г. Грасс, Г. Белль, Н. Мейлер, А. Зегерс, 3. Ленц, И. Шоу, Дж. Джонс, Р. Мерль, У. Голдинг). Поиски самоидентификации личности – национально-культурная, социальная идентичность (мы – они) уступает место осознанию индивидуальной инакости (я – они) – оказывается одной из характеристик, определяющих литературный прогресс вплоть до конца 60-х годов. (Т. Пинчон, Дж.П. Донливи, Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, «рассерженные молодые люди», «битники», М. Дюрас, А. Моравиа).50-е годы – период сближения и взаимовлияния литератур, как в сфере идей, так и в эстетической практике. Раздвигаются не только национальные, но и временные границы. Во Франции и Великобритании открывают театр Фриша и Дюрренматта, возрождают интерес к немецкоязычному роману Т. Манна, Р. Музиля, Г. Гессе (популярность Гессе не спадает до середины 70-х годов). Особенно популярен в Европе и США Дж. Оруэлл («1984», «Скотный Двор»). Германия вновь открывает литературу США: Джон Дос Пассос, Уильям Фолкнер. Популярность «современных» американских писателей (Э. Хемингуэй, У. Сароян, Т. Капоте, Дж. Сэлинджер) становится знаковой в общеевропейских культурных изменениях.«Антитрадиционалистские» тенденции в конце 50-х – 60-е годы. Французский «новый роман» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютор, К. Симон). «Новый журнализм», эстетические поиски Джона Барта, Т. Пинчона в США, У. Голдинга, А. Мердок, Дж. Фаулза. «Театр абсурда». Противоречие теоретических манифестаций (обвинение традиционной литературы в использовании стереотипных приемов, скрывающих реальность) и художественной практики (сужение репертуара приемов, гипертрофия авторского самосознания, литературная игра). «Открытие» эстетически родственных тенденций в литературе 30-40-х годов (Х.Л. Борхес, Брайон О'Нолон, В. Набоков). Закат европоцентризма и феномен латиноамериканского романа (Х. Кортасар, Г. Маркес). Сдвиг в традиционных понятиях «статус художника», «статус художественного текста».Новое осмысление традиционной дихотомии «искусство – реальность».70-е – 80-е годы – «карнавализация» литературы: параллельное сосуществование и взаимопроникновение «пара-культуры» и «интеллектуального романа». Сдвиги в осознании статуса художественного произведения и роли художника. Расширение сферы объектов изображения. Реальность, включая внутренний мир, перестает быть главным и «достойнейшим» для изображения. Возможные миры (воображаемые, галлюциногенные, аллегорические конструкты, фэнтаси и т.д.) более не расцениваются как признак маргинальной литературы. Маркированная сотворенность художественного мира (наличие автора-творца, фиктивность, интертекстуальность), его зависимость от конвенций осознаются читателем как необходимый признак современности (постмодернистичности) литературного произведения. (И. Кальвино, Дж. Барт, У. Эко, Дж. Фаулз, Г. Маркес).90-е годы – расширение художественного репертуара, возвращение традиционных конвенций в условиях неоспоримого права литературы на фиктивность. Конец 20 века – период «мирного сосуществования» большинства ярких тенденций художественной жизни трех последних веков. (М. Эмис, П. Акройд, И. Уэлш).