© Доктор О.Г.Торсунов www.torsunov.ru Воспитание детейСегодня мы обсудим тему «воспитание детей». Прежде всего, следует знать, что человек по своей судьбе, в результате многочисленных прошлых жизней получает определённый тип характера, и его очень трудно изменить. Это значит, что у него есть определённый набор качеств, в которых можно увеличить проявление одних сторон и уменьшить проявление других. В целом же изменить характер невозможно, практически невозможно. Характер приходит к нам после многих сотен и тысяч жизней. Нам кажется, что у маленького ребёнка, характер не понятно какой или пока его нет, но у него уже есть характер. Он уже сформирован с самого рождения. Проблема только в том, проявлению каких качеств характера Вы будете способствовать, каким нет. Поэтому в Ведической культуре считается, чтобы дать ребенку правильное развитие и воспитание, самое главное, что нужно определить - с каким типом характера родился ребёнок. ^ Типы характера. В ведах говорится, что существуют 4 типа личностей. Первый тип - это учёные или люди склонные к обучению и изучению. Они стремятся к познанию и хотят давать знание другим людям. Они с детства стремятся к истине, желают что-то изучать, внимательно слушают то, что им говорят. И испытывают большие трудности, если в голове не укладывается какая-то концепция, которую утверждают родители. Т.е., для таких детей самое главное - это понять смысл. Они беспокоятся и неудовлетворенны, если чего–то не понимают. Самая главная черта этих людей - честность. Такого человека нельзя купить. Если ребенок не обладает честностью и покупается на что-то, значит у него другой типа характера. ^ Второй тип, это люди, склонные к управлению, руководству, кого-то защищать, или к установлению правил, законов. Они любой ценой стремятся сделать жизнь справедливой, правильной, часто поддерживают власть, руководят или как-то участвуют в структурах власти. Самая главная черта характера, это стремление к справедливости и милосердию. Если человек стремится к справедливости, если он считает, что должен заставлять всех делать правильно, и сам старается следовать этому - это значит, он обладает вторым типом характера. У таких людей ярко выражено желание защищать слабых. Они склоны, в зависимости от своей степени интеллектуальности, находится в разных структурах руководства, начиная с президента и заканчивая простым постовым милиционером или участковым. Т.е., в зависимости от их уровня сознания, они выбирают ту или иную должность. Такие люди также склоны к политической деятельности или обсуждению взаимоотношений в коллективе и т.д. Также они имеют большое чувство долга и ответственность. Если из этого ребенка мы пытаемся сделать академика, то у него будут большие трудности в жизни. ^ Третий тип характера у людей, склонных заниматься торговлей и хозяйственной деятельностью. Главная их черта – щедрость и одновременно желание быть богатым. Также одна из их особенностей – практичность. Есть стремление экономить, делать все практично и заниматься бизнесом. В детском возрасте любят менять одно на другое, что-то коллекционировать, быть на высоте в каком-то деле, т.е. есть стремление к выгоде. ^ И четвёртый тип - это люди, которые любят мастерить, и любят делать какую-то конкретную практическую работу. Они хотят все делать своими руками. Часто испытывают большое удовлетворение, если занимаются любимым делом, и у них нет особого желания заниматься бизнесом или управлением, нет стремления к глубокому изучению, большим знаниям. Их основное качество характера это трудолюбие. Есть ещё пятый неведический тип характера. Этот тип характера возникает в результате того, что родители не способны были выявить, характер ребёнка при рождении, или затем задавили проявление его наклонностей, что ребёнку, конечно, было предопределено по судьбе. В результате позитивные проявления его характера были уничтожены, и такой человек не знает - чем ему заниматься. Он не понимает своих наклонностей, и в чём заключается цель его жизни. Эта пятая категория людей считается неудавшимися людьми, и их удел - пытаться найти себя в жизни. Такие люди очень страдают. Поэтому, понять какой тип характера у ребёнка, это основная задача родителей. Их задача не в том чтобы научить их высшей математике или отдать в самый престижный колледж, и не сделать их богатыми, чтобы они выглядели лучше, чем другие дети. Необходимо выявить самые сильные наклонности ребёнка с детства, дать им максимальное развитие. Таким образом, существует 4 типа характера и пятый тип характера – неудавшийся. ^ Способы воспитания детей. Существует ещё 4 способа воспитания детей. Первый способ воспитания – это воспитание в благости. Воспитание в благости возможно, когда есть сотрудничество с детьми. Сотрудничество – это уже само по себе благость. Оно возможно, когда родители понимают, что перед ними стоит личность, а не предмет или не кусок, вывалившийся из их тела. Т.е. это отдельная личность, которая прожила многие жизни до этого, а не «моя собственность», не «роднулька». Это просто другая личность, которая может существовать независимо от нас. Эта личность много жизней до этого существовала и будет ещё много жизней, бесконечное количество, существовать затем без нас. Сотрудничество возможно, если есть понимание этих вещей. Конечно, в результате схожести судьбы наши дети очень походят на нас, но ложно считать их своей копией. Когда есть правильное понимание взаимоотношений с ребенком, появляется возможность более чуткого и ненавязчивого общения. Ребенок сам при этом признает авторитет родителей, уважает их и склонен слушаться.^ Второй способ – это воспитание в страсти. Воспитание в страсти, это воспитание по типу, что если будешь хорошим, то тебе будет всё, что захочешь. А если будешь плохим, то ничего не получишь. Это воспитание с позиции материальной заинтересованности. Так воспитывают детей в страсти.^ Третий тип воспитания – это воспитание в невежестве, когда над ребёнком совершается насилие. Также воспитание в невежестве - это балование детей.Четвёртый тип – это безличностное воспитание, когда родители просто не обращают внимания на своего ребёнка: «Как живёт, пусть так и живёт. Все дети были такими и ничего страшного. Все курят, все пьют».^ Результаты разных способов воспитания. Последние 3 типа - способы неправильного воспитания. Они возникают, потому что человек считает ребёнка своей собственностью. Т.е. родители считают ребёнка частью себя, ребёнок сам себе не принадлежит, он принадлежит нам. Когда человек так считает, он не сможет правильно воспитывать, у него нулевой вариант. Ложное эго ребёнка в этом случае будет протестовать против воли родителей. Это происходит автоматически, независимо от того хотим мы этого или нет. Теперь разберём подробно, какова причина неправильного воспитания в каждом отдельном случае. Воспитание в страсти возникает, если родители искренне считают что, заинтересовав ребёнка материально, мы добьемся того, что ребёнок будет что-то делать, а если невозможно заинтересовать, то он ничего не будет делать. В целом такая концепция происходит из нежелания общения, контакта с человеком, а главный акцент общения, получить от него какой-то результат. Личность ребёнка в этом случае не интересует папу или маму, их интересует, будет он что-то делать, или нет. Предположим, есть цель заставить его делать уроки. Как это сделать? Проще сказать ему, что если он сделает уроки, то получит то-то и то-то. Так? В данном случае причина такова: родителей не интересует ребёнок, как личность, а только результат. Это воспитание в страсти. Воспитание в невежестве возникает, если родители искренне считают, что можно пересилить личность. Сама концепция, что я смогу задавить кого-то, сломать и подчинить своей воле - это невежество. Обычно такие родители думают или поступают следующим образом: “Так как ты мой сын, то ты никуда не сбежишь от меня и никуда не денешься, также как и моя жена. Это моя собственность, это всё моё, поэтому я могу издеваться, как хочу. Если сын, скажем, не понимает что-то, я могу его побить, в угол поставить, обозвать, матом обругать, ещё как-то наказать, он еще не дорос до того, чтобы с ним считались”. Это просто непонимание духовной природы каждого живого существа. Но любой ребёнок, Ваш и мой это совершенно отдельная личность, которая попала к нам по карме или по судьбе. И у нас есть определённые обязанности по отношению к нему. Если мы не выполняем эти обязанности, то автоматически получаем точно такую же судьбу, какую создали для ребёнка. В какое положение мы ставим ребёнка, точно также сами будем существовать, в следующей жизни. Для родителей ребёнок как бы представитель Бога, но он маленький, он ничего не может делать сам, не может сопротивляться. Как мы с ним себя ведём, так затем будем жить. Мы редко над этим задумываемся. Зато часто приходят другие мысли: почему же надо мной так издевается муж, почему все меня ненавидят. Надо посмотреть, как мы ведём себя с теми, кто зависит от нас. И тогда будет виден результат. Мы легко увидим, почему так всё происходит. ^ Какие бывают последствия от воспитания в страсти? Допустим, ребёнку постоянно говорят о том, что он будет что-то иметь с чего-то. Естественно, что любовь к труду в этом случае абсолютно не прививается, прививается лишь любовь к результату. Так? Здесь может быть 2 варианта. Первый вариант, когда ребёнок интеллигентный и его воспитывают в страсти, то захочет быть отличником. В конце концов, он поймёт - чтобы быть отличником не обязательно очень хорошо учиться, для этого надо просто войти в доверие к учительнице, или списать какую-то тему, или попытается найти ещё какие-то способы. Такой ребёнок будет всё учить для отметки, затем забывать. Человек не способен запоминать материал, если он не любит то, чем занимается. Память так устроена, человек запоминает долгосрочно только то, что он делает с любовью. Всё остальное, что он делает из выгоды, без любви, это не остаётся в голове. Так устроен ум. Поэтому, естественным образом, такой человек, выучившись, получив диплом с отличием, не будет иметь никакого практического представления о своей специальности. Он учился только для диплома. Его интересовали только отметки. И в результате этого складывался характер, основной чертой которого становится стремление к выгоде, политика, двойственность. Например, учительница хорошая, она поставила мне 5, а эта плохая – поставила мне 3, хотя не видела, что у меня была шпаргалка. Таким образом, возникает ненависть, жадность, эгоизм, обман. И таким образом, на чью голову в первую очередь сваливаются проблемы? На родительскую. Когда такой сын, вырастает, он говорит: «На самом деле, Вы мне ничего хорошего в жизни не сделали. Я живу бедно. У меня нет своей дорогой квартиры. Вы мне не купили что-то, не можете мне обеспечить элитную учёбу там и там, не можете ничего дать мне в жизни. Поэтому, особенно, я к вам не привязан». Т.е. что посеешь, то и пожнёшь. Какое семечко посеем, такое дерево и вырастет. Второй вариант воспитания в страсти - это политические взаимоотношения и хитрость. Такие дети говорят: «Давайте я закончу 10-тый класс на пятёрки и мне мотоцикл. Идёт?» Т.е. взрослый ребёнок уже сам предлагает такие взаимоотношения. Здесь нет никакой речи о воспитании любви к труду, и нет вообще большой любви, развивается сухость к родителям, к своей будущей жене и т.д. Только выгода и всё. Я женюсь на той, у которой есть своя квартира или я женюсь на той, у кого папа богатый или занимает какое-то положение. Это моя цель, цель моей женитьбы. Естественно, такой человек обречён на страдания. Сто процентов никакого счастья у него не будет.^ Какие бывают последствия от воспитания в невежестве. Один вариант воспитания в невежестве, когда ребёнок полностью лишается контроля со стороны родителей. Родители тогда говорят: “Ты гуляй, делай что хочешь, чтобы только нас не беспокоили твои учителя” или “Что из тебя получится, то и получится”. Или просто родителям совсем некогда заниматься ребёнком. В этом случае ребёнок может вырасти неуправляемым, и часто его воспитывает улица. Ещё один вариант воспитания в невежестве, когда родители очень сильно привязаны к результату. Этого случая мы уже касались. Например, когда ребёнок принёс домой двойку, его начинают ненавидеть, бить за это, лупить и т.д., вплоть до самых ужасных вещей, когда ребёнка запирают в холодильнике и т.д. Это всё реальность. Такие вещи происходят из-за того, что родители не видят личность, а видят только то, что они хотят от этого ребёнка. Основной ключ к воспитанию в этом случае - это насилие. Такие люди считают, что можно пересилить человека. Если его сильно напрячь, заставить что-то делать, поиздеваться над ним, то он, естественным образом, начнёт подчиняться. Т.е. люди не понимают, что подчинение истекает всегда от разума. Они пытаются сломать эгоизм, а это неблагодарная задача. Они думают, что подчинение происходит от ложного эго. Если все же у человека, ломается ложное эго, он начинает болеть. Если его пересилили хоть раз в жизни, он становится больным, у него развиваются хронические заболевания. Этот надлом может остаться на всю жизнь, и будет какой-то комплекс неполноценности. Если ещё раз сломать, будет ещё надлом, и ещё одно хроническое заболевание. Например, часто от таких отношений дети заболевают аппендицитом. Когда ребёнку говорят: «Нельзя, нельзя, нельзя…». От такого отношения страдает кишечник, здоровье которого зависит от нашей деятельности. Кишечник это орган деятельности. И когда ребёнку не дают ничего делать, у него возникает аппендицит – воспаление кишечника. В результате человек может умереть. В таком случае смерть возникает от запрета, а не в результате невезения. Понимаете? Это фактически убийство маленького ребёнка. И соответственно, человек, который так поступает, будет за это отвечать. ^ Последствия от безличностного воспитания . И безличное воспитание происходит из-за того, что в этот век деградации происходит отчуждение людей друг от друга. Люди становятся очень сухими по отношению друг к другу, всем становится трудно понять, что можно получить огромное счастье от окружающих. Т.е. мы не видим, в чём заключается смысл общения. Пропадает желание общаться личностно. Например, мама или папа считают, что от ребёнка только одни проблемы. Что воспитывай его, что не воспитывай, разницы никакой нет, поэтому для них это просто пустой объект, которого не существует. Хорошо сделал – нормально. Плохо сделал – нормально. У человека есть какое-то дело в жизни, и он этим занимается, “И пусть занимается”- думают родители. И когда ребёнок говорит: «Папа я получил пятёрку!». Папа отвечает: «Молодец». «Папа, я получил двойку», «Тоже молодец». Есть такая история. Одна девушка решила заняться таким необычным занятием: она любому человеку давала значок с надписью: «Ты мне нужен!», прикрепляла ему этот значок на грудь и давала второй с такой же надписью и говорила, что этот значок надо дать другому близкому ему человеку со вторым значком, который надо сделать самому, чтобы тот дал этот другой значок ещё одному человеку. Всё это делалось бесплатно. Однажды она дала такой значок одному молодому человеку, а тот дал такой значок своему начальнику. Этот молодой человек был преуспевающим работником, и начальник недоумевал: «Зачем ты подарил его мне, я и так тебя уважаю?» Тогда молодой человек сказал, что я Вас ценю, не только как своего начальника, но и просто как человека, и поэтому я его дал Вам. Тот удивился, взял значок, подумал, что ему давать его не кому и отдал его своему сыну. Когда начальник пришёл домой, он повесил значок на грудь своему сыну, и тот заплакал. Успокоившись, сын сказал: «Завтра я уже решил покончить жизнь самоубийством, потому что ты за всю свою жизнь ни разу не уделил мне никакого внимания. Теперь я этого не сделаю». Это пример безличностных отношений. Они по-другому называются имперсональными. Подобные истории бывают в жизни. В наше время такой тип отношений развивается в обществе всё больше и больше, и не только в отношениях между родственниками. ^ Как определить наклонности ребёнка? Сейчас опять вернёмся к различным типам личности. Очень важно понять, что тип личности изменить практически невозможно. Если человек имеет тип учёного, значит, он им останется на всю жизнь. Если человек имеет тип руководителя, торговца или рабочего, он также таким останется на всю жизнь. Люди, которые пытаются ломать тип личности, находятся в невежестве. Люди, которые не собираются понимать тип личности, тоже находятся в страсти или невежестве. Например, человек думает: «Мой сын должен стать математиком» или «Он должен стать таким же, как я - потомственным инженером» или ещё кем-то. Т.е. отца не волнуют наклонности ребёнка. Он должен научиться у меня играть на пианино, должен учиться в бизнес колледже, он должен ходить в такую-то секцию и т.д. Всё! И никаких вариантов. В этом случае человек ломается, потому что он этого делать не хочет. Т.к. он маленький, у него ещё не достаточно разума, чтобы самому принять правильное решение или отстоять свою точку зрения, и он просто капризничает. Он говорит, что мне это не нравится. А отец настаивает: «Ты просто лентяй, иди, и занимайся этим». Так человек ломается с самого детства. В Ведической же системе придают очень серьёзное значение тому, какие качества имеет ребёнок, и определяют это с самого раннего детства. Например, часто проводится как бы праздник со специальным ритуалом. В возрасте от одного до трёх лет, перед ребёнком кладут 1.книгу, 2.деньги, 3.молоток и 4.пистолет или другие похожие предметы, например: какое-то орудие труда, какое-то оружие, какие-то ценности и обычно какую-то священную книгу. Эти предметы обладают определённой энергией или тонкой силой, которую они накапливают в зависимости от предназначения предмета или в зависимости от того, в каком качестве они использовались. Дети в таком маленьком возрасте воспринимают вещи подсознательно, чисто интуитивно. Они не понимают что это за вещь и для чего она им нужна. Но есть понимание, что эта вещь очень приятна. Т.е. такой маленький ребёнок не будет думать, что такую книгу надо читать, он просто знает - эта вещь предназначена для него. Он чувствует: «В этом предмете скрыт какой–то интерес, глубокий смысл». Такое чувство происходит из опыта прошлых жизней, из накопленного желания или привязанности к этим предметам вытекающей из деятельности с подобными предметами в прошлом. Эта привязанность называется вкусом, влечением к чему-то. Ритуал проводят следующим образом. Предметы кладут на большом расстоянии друг от друга, чтобы нельзя было взять сразу два предмета. Оставляют ребёнка наедине с ними и дают возможность выбрать то, что ему хочется. Он начинает крутиться или сразу куда-то ползёт, но выбирает из них что-то для себя. По предмету судят о типе личности. Это можно повторить несколько раз, но результат будет одинаковый. Это значит, человек склонен заниматься подобной деятельностью. Когда родители определили наклонности, должны начать изучать их. Скажем, ребёнок выбрал молоток. В таком случае он будет поступать, скорее всего, как человек интересующийся физическим трудом. Когда ему покупают конструктор и буквы для того, чтобы учиться писать, ребёнок не подходит к буквам, а начинает изучать конструктор. Или брат с ним хочет играть в войну, а ему нравится мастерить. Или ребёнок выбрал пистолет, и его хлебом не корми, только дай в войну поиграть. Он любит командовать над своими сверстниками или с кем-то побороться. Или он изъявил желание изучать азбуку, любит слушать, читать и т.д. Т.е. в зависимости от наклонностей формируется личность. И родители смотрят, что не ошиблись. Они видят, что ребёнок развивается в нужном направлении, и уже думают, как дать хорошее образование по его характеру.^ Развитие наклонностей и воспитание ребёнка,согласно его типу характера. Некоторые родители думают - если они воспитают ребёнка более образованным или более влиятельным в обществе или богатым, то они обеспечат ребёнку светлое будущее и это главное что нужно сделать. Но это ошибка. Надо больше заботиться о воспитании хороших качеств характера, а также сделать ребёнка специалистом, но по его наклонностям и типу личности. Иначе не будет прогресса. Когда уже есть 2 руки, третья расти не будет, так и наклонности. Успех воспитания в понимании этих вопросов. По закону кармы, если Вы не даете должного развития ребенку, то получите точно такую же проблему в следующей жизни. Вас будут воспитывать также. Но если поступить со своими детьми правильно - то у Вас в следующей жизни, несомненно, проявятся все самые лучшие черты характера. Если ребёнок 4 типа будет простым рабочим с хорошими качествами характера, и очень квалифицированным специалистом, то его жизнь будет очень счастливой. Возможно, его при этом не будут сильно интересовать ни власть, ни наука, ни что-то другое. Конечно, у человека бывает другое хобби, но это не сильно меняет основную направленность в жизни. Как маленький ручеек не способен изменить русло реки. Если человек с детства склонен к бизнесу, если его и правильно воспитывают в этом направлении, то он становится хорошим специалистом в своём деле и щедрой личностью. Он становится полезным для общества, очень уважаемым человеком и счастлив в жизни. Для такого человека очень важно развивать такие качества как бескорыстие, сострадание, а умение делать деньги само собой разовьётся. В данном случае этому не надо сильно учить - все это происходит само собой, по опыту с прошлых жизней. Однако, если не развивать щедрость и сострадание, то богатство не сделает его счастливым. Скорее, он будет страдать от зависти и подхалимства других людей. Это неизбежно для людей данной категории. Если человек склонен управлять, то его надо учить справедливости и защите слабых. А как командовать над другими, его учить не надо, он и так это уже знает. С самого рождения такие люди склоны добиваться победы над противником или отстаивать то, что он считает нужным, отстаивать свои или чьи-то интересы. Такой человек, везде установит свои порядки и т.д. Но если в этом ребёнке не воспитают стремление к справедливости, и склонность заботиться о подопечных, то он будет приносить везде и всем одни только беспокойства. А ребенка, склонного быть учёным не надо заставлять учить уроки. Он их в любом случае будет делать. В нём надо воспитывать честность. Надо говорить: «Не важно, что ты получишь “2” или “5”. Важно, чтобы ты все делал с любовью и не для себя, а для других людей». Чтобы воспитывать детей 1 типа надо давать им знание. Найдите достойного человека, который смог бы дать им знание. Таким образом, суть воспитания детей, стремящихся к знанию, это найти достойного человека. Достойный человек - не тот, кто имеет в своей голове несколько энциклопедий или знает 50 языков. Достоинство заключается в обладании хорошими качествами характера, и он одновременно, должен иметь практическое знание - хорошее знание какого-то предмета. В отличие от нашей системы образования, Веды считают, что, самое главное, воспитать в человеке не специализацию, а, прежде всего, человека. Надо чтобы он обладал хорошими качествами характера. Таким образом, в человеке 1 типа воспитывается само желание давать людям знание. Воспитание детей второго типа - это с самого детства дать им юридическое знание, знание как управлять, как заниматься менеджментом, но в позитивном ключе. Даётся понимание кого надо защищать, как заботится о подопечных, как достигать целей. Даётся принцип управления, для чего надо управлять или руководить людьми. Хороший руководитель постоянно думает, как сделать своих подопечных счастливыми, а не о том, как лучше из них выжимать соки. Прежде всего, нужно чтобы в обществе был порядок, тогда будет процветание, и все будут счастливы. Опять же нужна личность, которая способна передать свои качества характера ребенку, но уже обладающая качествами руководителя общества. Воспитание детей третьей категории - это воспитание способности заниматься правильно бизнесом, честно, не обманывая, воспитание способности вести учёт средств, не распыляя их и не транжиря и, самое главное - способности правильного использования средств, для улучшения жизни общества. Их также надо учить помогать малоимущим, совершать правильно пожертвования и т.д. Воспитание детей рабочего склада заключается в том, чтобы дать возможность человеку раскрыть свои творческие способности. Необходимо углублять его способности с самого детства учить его делать то, что он любит. Таким детям надо покупать всякие конструкторы, давать им возможность мастерить или учиться что-то делать полезное, практическое, чтобы они становились хорошими специалистами в своих областях. Очень важно понять, что наклонности у ребенка определяются не тем что ребенок хочет сделать для себя, а тем, что он хочет сделать для других. Не надо пытаться заставлять делать то, чему противится их природа. Если воспитывать правильно эти дети также вырастают талантливыми людьми в своей области.^ Как завоевать послушание ребёнка. Теперь разберём главный принцип воспитания. Он очень простой. Если Вы способны сделать так, что ребёнок будет Вас слушать, просто слушать и делать выводы, то это означает, что Вы достигли успеха в воспитании ребёнка. Всё остальное произойдёт автоматически. Слушание больше всего проникает в разум, а именно разум управляет психикой и волей человека. Этот принцип по другому звучит так: если ребёнок Вас не слушает, то чтобы Вы не делали, то ваше участие в воспитании ребёнка равно нулю. Необходимо понять, что такое слушать. Если вас слушают - это значит, Вам доверяют, считают Вас своим авторитетом и пытаются делать в соответствии с тем, как Вы говорите. Как сделать так, чтобы ребёнок слушал? Для этого существует огромное знание, как надо строить свои отношения, общение и с ребёнком и с людьми. Если человек не культивирует в себе это ведическое знание, то 100%, он не способен завоевать авторитет ребёнка. У каждого живого существа и у ребёнка внутри есть Сверхдуша - проявление Бога в сердце, которая даёт понимание человеку, что такое правда, а что не правда. Мы называем это интуицией. Если мама обманывает, ребёнок не сможет слушаться. Если папа говорит зло, с ненавистью, ребёнок не сможет его слушать. Если перед ним лукавят, занимаются политикой, ребёнок слушать не будет. Если папа говорит одно, а делает другое, ребёнок тоже слушать не будет. Если мама говорит ребёнку быть послушным, а сама не слушает папу, то ребёнок тоже не будет слушаться. Таким образом, Вы должны понять, что цель жизни родителей научиться вести себя так, чтобы ребенок слушался. И это сделать не просто. Это невозможно сделать без сотрудничества и работы над собой. Прежде всего, Вы должны вести себя перед ребёнком точно так же, как мы пытаемся правильно вести себя перед чужим человеком. Перед чужим человеком мы ведём себя правильно, но перед своим, родным человеком мы не пытаемся вести себя хорошо. Откуда берётся это качество? Самая главная опасность находится в плохих отношениях с самыми близкими людьми, а не в тех, кого мы, может быть, больше никогда не увидим. Мы можем прогуляться очень культурно по улице и сказать что-то вежливо какому-то прохожему, но этот человек сегодня здесь, а завтра там, и мы его больше никогда не увидим. Если же мы расслабляемся перед своими родственниками, считая, что они так и так «свои в доску», поймут, в этом случае постепенно накапливаются проблемы, отвращение, ненависть и начинаются истерики, скандалы, ругань. Другими словами, если мы не уважаем близких: жену, ребёнка, то начинаются проблемы. Уважать, значит, вести себя очень воспитанно, культурно и осторожно. Не надо показывать себя в самом плохом свете, а стараться быть хорошими перед своими родственниками. Необходимо в совершенстве знать свои обязанности и обязанности родственников, которые вытекают не из того, что мне взбрело в голову, а из природы мужчины, женщины, матери, отца, бабушки, деда. Наша роль в жизни определяет законы, по которым мы должны себя вести. Эти законы подробно описаны в ведах, но сегодня нет возможности подробно их разобрать. Точно также, в соответствии с правилами поведения родителей, надо правильно вести себя перед своим ребёнком. Это вполне определенный стиль поведения. Не надо давать своему ребёнку видеть себя в плохом состоянии, когда у нас какой-то нервный срыв или мы недостаточно прилично одеты. Некоторые родители способны даже без штанов ходить перед своими детьми, извините меня, за выражение. Если мы недостаточно хорошо одеты, если мы сорвались, если есть какой-то серьёзный разговор, который может повлечь за собой грубый тон, допустим с женой или с мужем, в этом случае надо очень нежно аккуратно дать понять своему ребёнку, чтобы он вышел из комнаты, что он не должен этого слушать. Очень важно вести себя безукоризненно. Это невозможно играть как актер в кино, нужно воспитывать в себе хорошие качества характера. Воспитание хороших качеств характера требует постоянной работы над собой, что в свою очередь побуждает в ребенке делать то же самое. Желание подрожать родителям у ребенка проявляется всегда сильнее, чем желание выполнять сказанное. Но если Вы хотите активно воспитывать ребенка очень важно, чтобы он слушался. Все это описывает ведическая мудрость. Все правила есть, им просто надо следовать. Следующий момент очень важен: если Вы сказали ребёнку, что будете что-то делать, Вы должны обязательно сделать это. И если Вы что-то требуете от ребёнка, то надо от себя требовать тоже самое. Далее, с ребёнком не должно быть никакой политики. Понимаете что такое политика? Говорим одно, а на самом деле всё по другому. Он спрашивает: «А какое вечером будет кино?» А мы говорим: «А не будет никакого кино, иди спать». А на самом деле кино есть. Все садятся смотреть кино, а он не спит и видит, что все смотрят кино. Ребенку становится обидно, что он лежит в постели. Ребёнок, до 7 лет, не воспринимает от родителей сами слова, до 7 лет, он воспринимает в основном лишь только поступки. Вы его обманули, и он делает вывод: значит надо обманывать. Если Вы говорите одно, а делаете другое, то он делает такой же вывод. Если мы грубо говорим ребёнку, то он воспринимает не то, о чём говорят, а саму грубость. Он думает, что надо быть грубым. Т.е. его ложное эго действует зеркально. Если мама грубит, то я тоже буду грубить. Ложное эго так действует. Ребёнок не понимает смысл слов. Он воспринимает тонус мысли. Т.е. до 7 лет ребёнок настолько чувствительный, что он впитывает только тонус мысли. Поэтому, если у мамы с папой плохие мысли, то он, даже не разбираясь о чём говорят родители, просто плачет. Он чувствует несправедливость и плачет. А что такое справедливость или несправедливость он не знает. Родители начинают что-то доказывать: «Это не правильно, ты зачем плачешь?» Но он не понимает что правильно, а что нет. Он видит, что папа ненавидит маму, и он плачет. Или он видит, что папа собрался кого-то надуть, и он плачет. Т.е. ребёнок плачет от того, что видит несправедливость, а не от того, что кто-то что-то сказал, и он просто капризничает. Поэтому надо понять, что такое слушание. Слушание это самый важный процесс. Слушать и слушаться это разные вещи. Ребёнок часто слушается, потому что в противном случае его могут наказать. Но слушать это желание понять и поступить в соответствии с тем, о чем говорят. Если Вы добились такого результата, то нет необходимости делать что-либо еще. Ни наказывать, ни доказывать, надо просто дать ребёнку полную свободу как ему действовать и когда он совершает ошибку надо невзначай очень деликатно ему сказать: «Вот ты совершил ошибку. Так делать не надо, потому что так-то и так-то. А если бы сделал так-то и так-то, то было бы гораздо лучше».^ Свобода детей. Нужно дать ребёнку свободу. Это вытекает из принципа - человек не способен получать знание из теории. Веды говорят, что реализованное знание можно получить, слушая человека имеющего практический опыт, и затем оно закрепляется на практике. Человек всегда получает знание из практики. Поэтому если ребёнок ошибается, но не по крупному, а по мелкому, Вы должны быть очень рады, а не печалиться. Например, ребёнок обжигает один только маленький пальчик, это очень хорошо, есть возможность объяснить ему это, и даже более серьёзные вещи. Но если перед этим Вы очень сильно кричали и говорили, что мы не разрешаем так делать, то в этом случае он будет совмещать одно с другим: будет думать, что папа плохой, я понервничал и поэтому обжёгся, а не так что я сделал не правильно, и поэтому я обжёгся. Если человека заставляют что-то не делать, то он делает вывод, что это надо делать так, чтобы просто родители не заметили и всё. Он не делает вывод: этого делать не надо. Часто ребенок не задумывается о своем поступке, ему приходят в голову мысли о насилии родителей над его волей. Но если ребёнок что-то сделал плохое и он почувствовал это, то надо обязательно объяснить, почему так произошло. Второй вариант, для маленьких детей хорошо моделировать ситуацию. Давать ребёнку знание, но перед этим моделировать в игре это, показывая, что папа обжигается об плиту или ещё что-то, только затем все объяснять. И когда папа отходит от шока, он говорит очень серьёзно: «Вот видишь, сынок, опасно с этим играть». И сын соглашается, говорит: «Да, я всё понял». Таким образом, игра это реальная жизнь для ребёнка и ему можно дать практические навыки через общение в мире, в котором он находится. ^ Особенности воспитания мальчиков и девочек. Мы также остановимся на моменте, который не всегда учитывается, но мы должны иметь его в виду. Существует ведическая система воспитания мальчиков и девочек. Это воспитание совершенно разное. Мальчиков с пяти лет в ведическом обществе отдавали в духовную школу. В воспитании мальчиков и девочек есть разница, так же как есть разница между мужчиной и женщиной. Эта разница заключается в том, что в мальчике надо воспитывать ответственность за общество, за свою будущую жену, за своих будущих детей и увеличивать в целом силу разума, силу познания, силу навыка, т.е. воспитывать положительные качества, связанные с ответственностью. Воспитание девочки - это дать ей понимание значимости: что такое семья, зачем она нужна, чтобы она ориентировалась во всех семейных делах и семейных отношениях как рыба в воде. В ведической культуре девочка воспитывалась дома, и часто маме помогали подруги и знакомые, искусные в разных областях: в кулинарии, в вышивании и т.д. И также качества характера у девочки воспитывались в соответствии с поведением взрослых женщин, на которых она смотрела. Мальчика же воспитывал в духовной школе, его духовный учитель - человек, который обладает высочайшими качествами нравственности, и для ребёнка было самое ужасное не то, чтобы не сделать уроки, а сказать что-то поперёк духовному учителю или отнестись к нему не почтительно. Здесь очень важно понять, что воспитание это сложная наука, а не просто приказ что-то сделать. Ребёнок всегда склонен идти за тем, кто обладает хорошими качествами. И духовным учителем становился тот, кто обладал хорошими качествами: честностью, ответственностью, добротой, простотой, знанием законов, смиренностью, эрудицией, аскетизмом, отсутствием зависти и критицизма, твердостью характера и т.д. И ребёнок, попадая в такую среду, где культивируются практическое, реализованное знание, с самого детства становился похожим на своего духовного учителя. Он начинал серьёзно себя вести, он понимал, что такое честность, что такое долг, что такое обязанности, он понимал, чем отличается мужчина от женщины, что он должен быть более твёрд во всём, более решителен, защищать женщину и т.д. В ведическом обществе мальчик воспитывался в духовной школе до 25 лет, соответственно он овладевал всем практическим знанием необходимым для него, а также получал профессию, т.к. его воспитывали в соответствии с его типом характера. Т.к. он обучался практическому знанию узконаправленно, то он становился очень хорошим специалистом.