СОДЕРЖАНИЕ: Введение......................................................................................................... 3 Глава I. Особенности воспитания ценностных ориентаций учеников младшего школьного возраста.............................................................. 5 § 1. Сущность ценностных ориентаций....................................... 5 § 2. Характеристика ценностных ориентаций детей начальных классов.................................................................................................. 13 Глава II. Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников........................................................................ 22 § 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения (анализ учебника).................................................................................................... 22 § 2. Способы и приемы использования материала учебника по воспитанию ценностных ориентаций у детей................................ 30 Заключение................................................................................................. ...34 Список использованной литературы.......................................................... 40 Приложения................................................................................................... 43ВведениеЦенностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-педагогического анализа. Тем более это важно для определения системы ценностей в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе определить пути формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности в наши дни. Культивирование рыночных отношений в современном обществе приводит к изменению системы ценностей как у взрослого населения, так и у детей. Идеалом человека теперь служит личность, «умеющая красиво жить без особых трудовых усилий». В связи с этим актуальным представляется изучение ценностной сферы современных детей. Наиболее интенсивно присвоение ценностей общества личностью происходит в младшем школьном возрасте. В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников. Немаловажную роль в достижении этой цели играют уроки чтения, которые, несомненно, ориентируют ребенка в мире ценностей Социально-философские основы развития проблемы ценностей и ценностных ориентации освещены ещё в трудах ученых эпохи Возрождения, учениях И.Канта, М.Вебера, а также нашли свое отражение в философских концепциях Вернадского В.И., Соловьева В.С., Бердяева Н.Л., раскрывающих духовно-нравственное совершенствование человека, в трудах Дробницкого О.Г. и Тугаринова В.П., отражающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с вопросами теории ценностей. Ряд важных теоретических выводов по вопросам структуры и содержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентаций содержат работы Ершова П.М., Здравомыслова А.Г., Золотухиной-Аболиной Е.В., М.Рокича, В.Франкла, Ядова В.А.. Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных (Адамский А.И., Аникеева Н.П., Бодалев А.А., Блонский П.П., Васильева З.И., Газман О.С., Караковский А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Рогова Р.М., Стефановская Т.А. и др.) и зарубежных (А.Маслоу, К.Роджерс) психологов и педагогов. Актуальность проблемы воспитания ценностных ориентаций учеников младшего школьного возраста обусловили выбор темы нашего курсового исследования и определила следующие задачи: На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и опытно-экспериментальным путем исследовать содержание и особенности ценностных ориентаций младших школьников. Выявить влияние содержания и организации уроков чтения на формирование ценностных ориентаций. Разработать методические рекомендации учителям-практикам по организации уроков чтения в начальной школе.^ Цель исследования: выявление взаимосвязи между содержанием ценностных ориентаций учеников и характером содержания педагогической деятельности учителя по использованию материала учебника по чтению.^ Объект исследования: младший школьник.Предмет исследования: способы взаимодействия по формированию ценностных ориентаций младших школьников.^ Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа, тестирование; эксперимент, статистическая обработка данных.^ Глава I. Особенности воспитания ценностных ориентаций учеников младшего школьного возраста§ 1. Сущность ценностных ориентацийВ мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных проблеме ценностных ориентаций. Понятия «ценность» и «ценностная ориентация» являются предметом изучения таких дисциплин, как философия, социология, психология, педагогика. Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология – отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.1 Для начала выясним сущность понятия «ценность». Существует множество определений понятия «ценность», имеющих как общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э.Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели.2 Подробная характеристика дается в Философском словаре под редакцией Фролова И.Т.: «Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений».3 В трудах Тугаринова В.П. содержится следующее определение: «Ценности – суть предмета, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели и идеала».4 Итак, мы будем исходить из того положения, что понятие «ценность» применяется для обозначения предметов, явлений, категорий и идей, служащих эталоном качества и идеалом согласно общественным приоритетам определенного этапа развития культуры. Особенно важным, по мнению Набиулиной Н.Г., является мнение о том, что ценность существует как категория, которая отражает представления человечества о должном и во многом определяет его деяния, что и делает возможным процесс познания ценности.5 Многообразие ценностей вызывает необходимость в их классификации, в делении их на группы. Это зависит от основания их деления. В современной науке существует несколько классификаций ценностей. Рассмотрим некоторые из них. М.Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.6 Анисимов С.Ф. предлагает следующую классификацию: абсолютные ценности, которые неизменно сохраняют для людей значение (жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, гуманность, духовное совершенство человека); антиценности или псевдоценности (невежество, преждевременная смерть, болезни, голод, деградация человека и т.д.); релятивные (относительные) ценности, которые непостоянны, изменяются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций (политические, идеологические, религиозные, нравственные, классовые).7 Классификация ценностей Сагатовского В.Н. объединяет ценности по различным видам деятельности, вычленяя ценностно-ориентационный аспект. На этой основе выделяются следующие ценности: утилитарные; познавательные; управленческие; нравственные; эстетические; потребительские; творческие.8 Необходимо отметить, что нравственные ценности Сагатовский В.Н. выделяет в особую группу. Категория «нравственная ценность» является одним из ключевых понятий философии, социологии, педагогики и психологии. В педагогической литературе понятию «нравственные ценности» придается значение того, чем «дорожит человек, включая уже достигнутое», определяют ценности как факторы, придающие человеку стойкость, сопротивляемость, надежность. Нравственная личность обладает особого рода пружиной, которая может сжиматься под воздействием неблагоприятных обстоятельств, но не позволяет человеку гнуться и ломаться.9 Нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем общественно- значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания.10 В педагогической литературе общечеловеческие, нравственные ценности делят на две группы: Ценности житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе – «золотое правило нравственности». Из него вытекают нравственные ценности: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность и т.д. Земля – дом человечества, вступающего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы. Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Семья – начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. Труд – основа человеческого бытия. Знания. Культура. Мир. Человек. Ценности первой группы определяют взаимоотношения людей в обществе, нравственные качества личности и т.д. Ценности второй группы более высокого уровня, это те ценности, которые должны стать содержанием нравственного воспитания в настоящее время.11 Ряд авторов в системе нравственных ценностных ориентаций учащихся выделяют три группы ориентаций: высшего уровня, характеризующие его представления о нравственном идеале, смысле и целях жизни; ориентации, конкретизирующие первые применительно к различным видам деятельности; ориентации на соблюдение элементарных норм повседневного поведения (этикетных норм). В основе данной классификации лежит иерархия нравственных ценностей. Ценностные ориентации морального сознания конкретизируются, расшифровываются в более частных нормах и императивах поведения, определяют их выбор. Благодаря такому месту в картине мира нравственно-ценностные ориентации направляют, содержательно организуют поведение учащихся. В нравственных ценностях отражаются представления человека о добре и зле, счастье и горе, справедливости и несправедливости, любви и ненависти, чести и бесчестии, трудолюбии и т.д., с помощью которых человек может оценить конкретные житейские ситуации, поступки людей, свое поведение. Они фиксируют определенное отношение людей к явлениям и процессам окружающей жизни, выражающее их одобрение или осуждение. В силу того, что ценность есть предмет потребностей человека, а таким предметом может быть вещь или идея, Сержантов В.Ф. делит ценности на две категории – материальные и духовные. Материальные ценности – орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления. ^ Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные).12 Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает Тугаринов В.П., отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Он условно делит их на три категории: материальные ценности – техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями; общественно-политические ценности – свобода, братство, равенство, справедливость; духовные ценности – образование, наука, искусство.13 Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих все вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Направленность личности на те или иные ценности, по мнению Тугаринова В.П., составляет ее ценностные ориентации.14 Итак, еще одно понятие, связанное с направленностью личности – ценностные ориентации. Некоторые ученые определяют ценностные ориентации не как ориентации на ценности, а как отношение к ценностям. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.15 Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности. Что же такое ценностные ориентации? Приведем два определения, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают содержание и функции ценностных ориентаций в жизни человека. Ценностные ориентации – это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними. Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного проекта жизни.16 В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида. В этом определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полезным и иное определение: ценностные ориентации – интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации.17 В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности. Педагогами ценностные ориентации определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Так, Здравомыслов А.Г. считает, что ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности.18 Необходимо помнить, что понятие «ценностные ориентации», как и понятие «ценность», используется в различных гуманитарных науках, исследующих проблемы ценностей, каждая из которых пользуется его специфическим определением. При этом в педагогике ставится цель как уяснения особенностей понимания ценностных ориентаций в философии, психологии, социологии, так и разработки их общего определения, на которые мог бы опереться педагог-исследователь. Система ценностных ориентации обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений: ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определенному виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса.19 Ценностные ориентации могут быть и отрицательными, являться источником безнравственных поступков. По мнению Водзинской В.В., ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретные проявления отношения личности к фактам действительности, а с другой – система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени.20 Таким образом, в психологии ценностные ориентации рассматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности сознательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации, входящие в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей – составных элементов деятельности. Вместе с тем, ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития. Ценностная сориентированность выступает показателем зрелости личности. В педагогической литературе проблеме ценностных ориентаций посвящены работы Ахаян Т.К., Васильевой З.И., Гудечек Я., Дуранова М.Е., Казакиной М.Г., Кирьяковой А.В., Круглова Б.С. и др. В трудах вышеупомянутых ученых трактовка ценностных ориентаций близка их пониманию в психологии. Но при этом подчеркивается особая педагогическая целесообразность специальной оценочной деятельности в коллективе, когда обсуждается ход и выполнение тех или иных воспитательных мероприятий. Такой анализ-обсуждение является основой для ценностного общения, созидания новых ценностей и распространения общепризнанных. Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. Кирьякова А.В. подчеркивает, что именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения.21 Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций. Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей. Ценностные ориентации – важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентаций личности – длительный и сложный процесс. На него оказывают влияние социальная обстановка в мире, стране, регионе, средства массовой информации, ценности малых групп (семья, друзья) и т.д. При этом важная роль в формировании ценностных ориентаций личности принадлежит образованию.§ 2. Характеристика ценностных ориентаций детей начальных классовС поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, т.к. авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.22 Ценности в процессе интериоризации становятся ценностными ориентациями, т.е. личностными идеалами и жизненными установками человека. Кирьякова А.В., рассматривая формирование ориентаций, выделяет три фазы: первую фазу она связывает с вхождением личности в мир ценностей, в мир ценностных отношений; вторую фазу – с осмыслением самоценности, что связано с переоценкой ценностей, со становлением собственного «Я»; третью фазу – с формированием собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций, проектированием отношений личности к реальной действительности.23 Как видно, первая фаза связана с познанием, вторая – с самооценкой, третья – с формированием шкалы ценностей личности. Итак, согласно теории ориентации личности в мире ценностей Кирьяковой А.В., присвоением ценностей характеризуется первая фаза процесса ориентации личности в мире ценностей, соотносящаяся с младшим школьным возрастом. Сензитивность данного возраста к присвоению ценностей, в том числе и духовно-нравственных, обусловлена такими возрастными особенностями младших школьников, как произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, внутренний план действий, сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения; способность к обобщению переживаний, рефлексия, интенсивное формирование моральных чувств, безграничное доверие взрослым, самооценка, чувство компетентности, доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда, выделение труда (в том числе и учебного) в самостоятельную, ответственную деятельность.24 Основополагающим педагогическим фактором присвоения ценностей являются знания о них. Включенные в содержание учебных предметов знания о ценностях позволяют расширить круг представлений ребенка о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях. Анализ обязательного минимума содержания начального общего образования позволил выделить содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия (человек, знание, творчество, труд, семья, Отечество, мир), ориентация на которые в младшем школьном возрасте может способствовать развитию духовных потребностей личности. Осмысление сущности, ценностей, их поиск и оценка происходит в духовно-практическом опыте личности. Ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира. Отсюда, деятельность, актуализирующая личностные функции учащихся выступает вторым педагогическим фактором присвоения ценностей.25 Третьим существенным педагогическим фактором присвоения ценностей, в том числе и нравственных, младшими школьниками является оценка ребенка извне (другими людьми). С позиции гуманистической психологии, появлению духовных потребностей в процессе индивидуального развития личности предшествуют потребности самооценки, самоуважения, которые в свою очередь базируются на потребностях в любви и признании у других людей. Очень важным фактором формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов является воспитание. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.26 Болдырев Н.М. отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.27 В формировании личности младшего школьника, с точки зрения Рубинштейна С.Л., особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. По мнению Дробницкого О.Г., практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, которая обладает большими воспитательными возможностями. В этом возрасте учебная деятельность в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.28 В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, нравственные отношения. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач. Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду.29 Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и формирование ценностных ориентаций.30 Таким образом, проанализировав литературу, мы выделяем следующие духовно-нравственные ценности, на которые необходимо в первую очередь ориентировать учеников младшего школьного возраста в процессе обучения: Родная земля, природа, познание, истина, красота, добро, семья, Отечество. Практическая часть курсовой работы была проведена нами в д.Новая Попина Дрогичинского района Брестской области. В эксперименте приняли участие 12 учеников 2 класса (приложение 1). Целью эксперимента явилось определение содержания и особенностей ценностных ориентаций младших школьников. Для оценки общего нравственного развития младших школьников, на основе которого можно судить о нравственно-этической культуре, используются разнообразные методики. Так, например, Осиповой М.П. и Панасевич З.М. разработана и использована на практике комплексная диагностика следующих компонентов нравственной воспитанности: знаний (в виде представлений и понятий) о нравственных категориях; мотивации, отражающей отношения учащихся как к моральным нормам, так и к поступкам людей в ситуациях межличностного взаимодействия; способов реального поведения в моделируемых ситуациях морального выбора, т.е. действенности нравственных знаний, проявляющихся в обобщенности и переносе определенных форм поведения в различные жизненные ситуации. Определение уровня сформированности знаний детей о нравственных категориях, нормах осуществлялось с учетом таких критериев, как правильность, полнота и глубина знаний о способах поведения в ситуациях морального выбора, о нравственных переживаниях, возникающих в случае соблюдения или нарушения моральных требований, а также степень обобщенности высказываний детей. Для диагностики представлений и понятий детей о некоторых нравственных категориях и нормах можно использовать методику игровых ситуаций.31 (приложение 2). Важным компонентом нравственного развития личности является система отношений к общечеловеческим нормам, ценностям, на основе которой судят об уровне воспитанности человека. Такими основными ценностями выступают: Человек, Жизнь, Общество, Природа, Добро, Истина, Красота, Труд, Свобода, Равенство и т. д. (Н.Е.Щуркова); Человек, Мир, Труд, Земля, Отечество, Семья, Культура, Знание и т. д. (В.А.Караковский). Капустин Н.П. предлагает взять за основу воспитания систему отношений человека с миром, т. е. его реальные связи с окружающей средой. Среди этих отношений он выделяет отношение к знаниям, к обществу, к труду, к природе, к прекрасному, к себе. Как отмечает автор, главная цель воспитания – развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов, а ожидаемый результат – нравственное поведение.32 Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которые составляют основу жизни и поведения личности. К примеру, отношение к миру включает: позитивное, бережное, экологически обоснованное отношение к природе, духовным и материальным богатствам, приумножение их. Отношение к людям характеризуется доброжелательностью, вниманием, заботливостью и т.п. Отношение к себе – позитивное или негативное – зависит от уровня развития самосознания, способности оценивать себя. Оно проявляется в чувстве собственного достоинства, требовательности к себе, самокритичности либо в нескромности, самонадеянности или, наоборот, обесценивании себя.Учителю следует знать, что нравственные отношения нематериальны, неуловимы, не поддаются фиксированию, проявляются прежде всего в оценочных суждениях о поступках людей, их нравственных качествах, а также в собственных поступках, где выделяются внешние действия и внутренняя обусловленность, т. е. мотивация. Поэтому для оценки и анализа отношений младших школьников к нравственным нормам мы предлагаем использовать такие показатели, как способность к оценке собственного поведения, поведения окружающих, обоснованность этих оценок, а также способность определять возможные мотивы действий и поступков других людей.С целью диагностики нравственных отношений младших школьников Капустин Н.П. также рекомендует использовать игровые ситуации (приложение 3). Кроме этих методик можно использовать методики «Охарактеризуй» и «Ответь на вопросы» (приложение 4). Применение подобных комплексных игровых ситуаций помогает учителю определить уровень нравственной воспитанности детей, их культуры, наметить направления коррекции поведения, провести определенную просветительскую работу с родителями. Для достижения цели нашего эксперимента нами была проведена диагностика по методикам «Охарактеризуй» и «Ответь на вопросы». Результаты диагностики отражены в таблице 1 (приложение 5). В графе, отражающей ответы детей по методике «Охарактеризуй», указано количество названных хороших и плохих моральных качеств. По методике «Ответь на вопросы» ответы детей указаны отдельно по каждому вопросу; каждый случай правильного раскрытия смысла пословиц отмечался знаком «+». Анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, показал, что многие учащиеся хотели бы сформировать у себя такие качества личности, как правдивость, доброта, справедливость, честность и т.д. Дети понимают, какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что поступать нужно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Высока себестоимость понятия «Родина», все понимают, что в будущем наша задача не только любить её, но и защищать. Трудолюбие отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе. Иерархия ценностных ориентаций выглядит следующим образом: 1 место – доброта; 2 место – дружба; 3 место – Родина; 4 место – честность; 5 место – трудолюбие; 6 место – спрГлава II. Уроки чтения в формировании ценностных ориентаций младших школьников§ 1. Моральный потенциал содержания уроков чтения (анализ учебника)Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. И все же уроки чтения играют особую роль в формировании нравственных ориентаций младших школьников. По словам Ушинского К.Д., чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства. Раскрыть замысел автора, то есть выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод – над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели, «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас