4 ноября этого года завершились основные монтажные работы последнего пролета метромоста через реку Ока, совмещенного с автодорогой. Заказчиком строительства выступает МУ «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде», генподрядчиком - НТФ «Мостоотряд N1» ОАО «Мостотреста».К настоящему моменту смонтировано 14 тыс. т металлоконструкций. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов завернули последнюю гайку, завершив строительство конструкций метромоста.Валерий Шанцев подчеркнул, что за два года удалось завершить строительство конструкция метромоста. По его словам, таких грандиозных строек в Нижегородской области и в России в целом не велось последние 20 лет. При этом он напомнил, что завершить возведение металлической части моста планировалось в конце 2009 года: "Строители сделали нам подарок и мы смогли в День народного единства соединить Заречную и Нагорную часть Нижнего Новгорода новым мостом. Сейчас мы начнем "одевать" его в стеклянные панели и прокладывать тоннель до строящейся станции "Горьковская". "На этой стройке мы убедились, что сможем сделать все. Я поздравляю вас с трудовой победой", - сказал глава региона, обращаясь к рабочим.Глава региона подарил мэру Нижнего Новгорода символический болт и гайку. "Строительство метромоста для нас жизненно важно", - добавил мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.Также 4 ноября был запущен тоннельно-проходческий комплекс «Щит», с помощью которого будет прорыт тоннель от метромоста до станции «Горьковская».Определенные трудности при строительстве метротоннеля в нагорной части Нижнего Новгорода будут представлять сложный рельеф местности и твердость грунта. Об этом сообщил первый заместитель генерального директора муниципального учреждения "Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде" Юрий Гаранин.По его словам, скорость движения тоннельно-проходческого комплекса "Щит", который будет использоваться при строительстве тоннеля для новой ветки линии метро от станции "Московская" до станции "Горьковская" составит 300 м в месяц. Протяженность каждого тоннеля от метромоста до станции «Горьковская» составит 1,3 км.Он также отметил, что строительство тоннелей осложняется большим количеством ручьев и подземных вод, поэтому в работе будет использоваться технология заморозки грунта на глубине до 46 м. «Возникновение оползней на участке строительства тоннелей полностью исключено, что подтверждено государственной экспертизой»,– добавил Ю.Гаранин. "На метромосте не имеется аварийных установок, - отметил, в свою очередь, заместитель главного инженера НТФ "Мостоотряд № 1" (генподрядчик) - Сергей Филатов. - Возможность оползней полностью исключена". Из-за сложной геологии и дорогостоящего метода строительства было принято решение строить станцию "Горьковская" способом мелкого заложения, открытым способом. Тоннели будут проходить на глубине от 18 до 57м. Некоторые сотрудники нижегородских ВУЗов и общественные деятели считают недопустимым строительство станции открытым способом, указывая на, якобы, имеющиеся грубые нарушения в проектировании (которые, якобы, могут привести к повреждению ближайших к стройплощадке домов, изменить экологию и гидрологию района) и отсутствие якобы необходимых экспертиз. Но профессиональные строители, эксперты и широкая общественность отвергает эти претензии, и считают это мнение некомпетентным.Перегонные тоннели от метромоста будут проходиться закрытым способом с помощью тоннелепроходческого комплекса «Ловат».Ю.Гаранин также сообщил, что линия тоннеля от метромоста (район ул.Черниговская) до площади Горького будет проложена к маю 2009 года, а линия в обратном направлении – к декабрю 2009 года. Работы проходческого щита, который должен провести две линии тоннеля – от метромоста до площади Горького и обратно - должны быть завершены к декабрю 2009 года. Валерий Шанцев напомнил, что в декабре 2009 года планируется запустить автомобильную часть совмещенного метромоста через Оку. Он отметил, что теперь начнется строительство подходов и тоннелей. Строительство подъездных путей к метромосту потребует расселения 170 объектов, в том числе жилых и нежилых помещений, сообщил Ю. Гаранин. По его словам, в общей сложности потребуется расселить жителей из 500 квартир. Ю.Гаранин добавил, что расселением жилого фонда занимается региональное правительство и мэрия Нижнего Новгорода.В 2010 году, по словам губернатора, по метромосту пройдет первый поезд. Шанцев подчеркнул, что запуск метро позволит существенно разгрузить транспортные потоки на других мостах города, в частности, по его словам, можно будет приступить к ремонту Мызинского моста. Открыть линию метрополитена, соединяющую нагорную и заречную части города, планируется до 2011 года.«Средства на строительство метромоста через Оку и прокладку линии метро в Нижнем Новгороде будут выделяться в полном объеме, несмотря на финансовую нестабильность», - отметил Ю. Гаранин. Руководство области рассчитывает, что финансирование из федерального бюджета будет получено в полном объеме. "Сейчас на федеральном уровне идет пересмотр параметров финансирования некоторых инфраструктурных проектов в регионах. Речь, прежде всего, идет о тех "долгостроях", где по разным причинам подрядчики не могут освоить выделенные средства. Мы надеемся, что финансирование нашего проекта только увеличится за счет перераспределения средств", - отметил Ю.Гаранин. Строительство финансируется из федерального, областного и городского бюджетов. Объем финансирования на 2008-2010 годы составляет около 22 млрд. рублей. Общая стоимость работ по прокладке тоннеля в нагорной части Нижнего Новгорода и строительству станции "Горьковская" составит порядка 7 млрд. рублей, а стоимость строящегося метромоста и подходов к нему составляет 15 млрд. рублей. Длина совмещенного моста через реку Оку в Нижнем Новгороде по метропоезду составляет 1,234 тыс. м, по автопроезду - 1,344 тыс. м. Протяженность линии метро от станции "Московская" до станции "Горьковская" составит 3,27 км.Для справкиПостановление о строительстве метрополитена в г. Горьком было принято советом министров СССР 15 июля 1977 года. При проектировании была принята ст. "Московская" как узловая пересадочная и от нее пошли четыре направления: Автозаводское, Сормовское, Мещерский микрорайон и Нагорная часть.Первая свая (на ст. «Ленинская») при строительстве нижегородского метро была вбита 17 декабря 1977 года. Началось строительство первой очереди Автозаводской линии метрополитена. 19 ноября 1985 года на ст. "Ленинская" состоялся торжественный митинг, посвященный пуску первого участка метрополитена из 6 станций, протяженностью 6,8 км.Вадим Булавинов отметил, что в 1990-х годах финансирование строительства метромоста было практически полностью остановлено, и возобновилось только благодаря "волевому решению губернатора Валерия Шанцева". Чтобы связать Заречную часть с Нагорной необходимо построить метромост. Проект метромоста был разработан в 1987г. совместно с проектом ст. "Горьковская", которая должна располагаться под пл. Горького. Проектом метромост был предусмотрен только для линии метрополитена. Строительство станции было начато в 1989 году, однако было приостановлено из-за несогласия жителей во главе с губернатором области Борисом Немцовым в вопросе расположения станции. Параллельно из-за увеличения грузопассажирских перевозок и большой загруженности трех мостов возникла необходимость строительства четвертого автодорожного моста. В связи с этим было принято решение построить двухъярусный мост, по нижнему поясу – пустить линию метро перегона Московская - Горьковская, а по верхнему - четырехполосную автодорогу (по две полосы в обоих направлениях). Станция «Горьковская» — строящаяся станция Нижегородского метрополитена. Будет находиться под улицей Горького, рядом с одноимённой площадью. Станет первой станцией в нагорной (верхней) части Нижнего Новгорода.Строительство совмещенного моста начато в 2002 году. До 2015 г. также намечено строительство линии метрополитена от ст. "Московская" до ст. "Мещерское озеро". По планам областного правительства к 2025 году нижегородское метро замкнется в кольцо и будет иметь 44 станции непосредственно в Нижнем Новгороде и одну станцию в городе-спутнике Бор.