SYLLABUSпо курсу«ОСНОВЫ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»ОБОСНОВАНИЕ КУРСА:Гендерные исследования - новая дисциплина среди социально- гуманитарных наук Казахстана и стран переходного периода; ГИ как научная и образовательная дисциплина постепенно начинают включаться в учебные программы вузов Казахстана. Одним из главных признаков общества является неравенство, в основе которого лежит деление общества по классовому, этническому, половому, религиозному и т.д. признакам. Гендерные исследования рассматривают один из самых значимых критериев – пол. Гендер – это социальный конструкт пола, социальная характеристика биологического пола. Гендерные исследования – это теоретические знания , основанные на проблематизации социальных значений половых различий между мужчинами и женщинами. Мужчины и женщины включены в гендерные структуры общества, где женщины занимают подчиненное, а мужчины господствующее положение. Сущность гендерного подхода – это утверждение политики и практики равных, не зависящих от половой принадлежности возможностей самореализации личностей в профессиональном, социальном, культурном, психологическом плане. ^ ЦЕЛИ КУРСА:Познакомить студентов с новой для них областью гендерных исследований, в основе которых лежит углубленное понимание социальной роли женщин в истории и современном мире.Помочь усвоить методику гендерных исследований, постараться развить у студентов критическое мышление и гендерную чувствительность к социальной реальности, уметь распознавать и критически оценивать сексизм в повседневной жизни.Показать тесную связь всех сторон социальной жизни с гендерной проблематикой.^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:Обретение навыков гендерного анализа социальной действительности.Приобретение теоретического знания в области гендерных исследований, чтение феминистских текстов.Развитие гендерной чувствительности, понимание необходимости изменения существующего гендерного неравенства.^ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА: 1 нед. 1. Универсализм и релятивизм в конструировании гендерной системы. Понятие культуры и мифа. Что такое гендер. Формирование гендерной системы: от матриархата к патриархату. Брак и семья. Право. Идеология вторичности женщины. 2 нед. 2. ^ Основы гендерной теории Предмет, цели, проблематика гендерных исследований. Анализ гендерного неравенства как основная цель гендерных исследований. Место гендерных исследований в структуре социальных наук.3 нед. 3. ^ Теории феминизма. Либеральный феминизм. Философские предпосылки либерализма. Возникновение феминизма в конце 18 века в Англии и Франции. Социальные задачи либерального феминизма. Социал-феминизм. Основная проблематика современного социал-феминизма. Радикальный феминизм (С.Файерстоун, К.МакКиннон, М.Дэли, А.Коедт, К.Милетт, С.Гриффин, А.дворкин). Ключевой вопрос радикального феминизма – угнетение женщины мужчиной.4 нед. 4. ^ Гендерная социализация личности. Понятие гендерной социализации. Гендерной идентичности, гендерной роли. Теории усвоения половых ролей в детском возрасте. Психоанализ (З.Фрейд), теория социального научения, теория когнитивного развития (Л.Колберг), новая психология пола (С.Бем и др.)5 нед. 5. ^ Гендерная стратификация общества. Теории гендерной стратификации. Социологические концепции дифференциации гендерных ролей. Структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс) об инструментальной роли мужчины и экспрессивной роли женщины. Социальный конструктивизм.6 нед. 6. ^ Экономический анализ гендерного неравенства. Гендер и профессии. Горизантальная и вертикальная сегрегация. Исключительно мужские сферы занятости, преимущественно мужские и преимущественно женские сферы, сферы примерного гендерного равенства. Трудности карьерного роста женщин. Гендерная социализация в пожилом возрасте. Перспектива достижения гендерного равенства с позиции демократического развития. Роль социальных институтов и идеологии в изменении гендерного дисбаланса.7 нед. 7. ^ Гендерная дискриминация на рынке труда. Модели дискриминации. Дискриминация на уровне предпочтений ( со стороны работодателя, потребителя, работника). Экономическая неэффективность дискриминации. Дискриминация на основе монопольной власти. Статистическая дискриминация. Дискриминация в оплате труда и трудоустройстве. Экономические модели , объясняющие сегрегацию полов в профессиональной сфере. Феминизация и маскулинизация профессий. Социальный конструкт сегрегации. Дискриминация в сфере образования. Инвестиции в человеческий капитал. Социальные и экономические последствия дискриминации. Антидискриминационная политика государства.8 нед. 8. ^ Психология пола и гендера. Происхождение гендерных ролей мужчины и женщины. Гендерные различия, гендерные роли и гендерные стереотипы. Маскулинность и фемининность как социально-психологические характеристики полов. Психологические исследования маскулинности и фемининности в зарубежной и отечественной психологии. Особенности когнитивных способностей мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Гендерные различия креативности (способности к творчеству). Пол и гениальность. Проблемы творческой реализации личности. Проблемы внесемейной самореализации женщин. Б. Фридан «Загадка женственности» (1963).Проблемы психологической совместимости полов. Психологическая адаптация.нед. ^ 9. Сексуальность и репродуктивность. Основные понятия: сексуальность, сексуальная идентичность, сексуальная ориентация , гендерная идентичность, гендерная роль, гетеросексуальность, гомосексуальность, репродуктивность. Разнообразие сексуальных практик в зависимости от физиологического статуса, объекта выбора, внешнего облика человека, характера эмоциональных связей и осознания групповой принадлежности. Гетеро- , би- и гомосексуальность. Этнические аспекты разнообразия сексуального поведения и культуры. Социальное конструирование сексуальности. Роль культурных предписаний в реализации сексуальности. Поощряемые, разрешенные и запретные виды сексуального поведения. Система сексуальных табу (инцест, адюльтер, полигамия, сексуальное насилие, садомазохизм, гомосексуализм, трансвестизм и т.п.). Типы репродуктивного поведения человека. Дискуссии о многоженстве в свете возрождения ортодоксальной идеологии. Демография о сексуальном поведении населения. Государственная регуляция репродуктивного поведения населения. Сексуальность и благосостояние. Доходы, образ жизни, сексуальные установки. Строгость нравов и распущенность в экономическом разрезе. Семейные ценности и доходы. Половое воспитание в разных социальных слоях. Ценность сексуальной реализации в показателях качества жизни. Качество жизни и сексуальное долголетие. Бедность, старость, асексуальность. Культура пола. Ценность асексуальности до брака. Двойной стандарт относительно сексуальной свободы для мужчин и женщин , состоящих в браке и нет. Материнство как базисная функция женской личности. Нереализованное материнство: женская самооценка и реакция общества. Материнство вне брака: спектры толерантности и нетерпимости. Холостячество и его моральные оценки. Синдром старой девы: развитие, поддержание, последствия. Одиночество: гендерные аспекты. Механизмы снятия сексуального напряжения: алкоголизм, наркомания, сублимация в деятельности, психологическая адаптация и др. 10 нед. ^ 10. Гендерные аспекты политики. Определение политики, власти, управления. Характеристика социальной и политической активности граждан в переходный период. Женщины в качестве субъектов и агентов социальных изменений. Связь между политикой и социальными изменениями. Стратегии и тактики социальных изменений. Общая характеристика социальных движений в Казахстане. Женское неправительственное движение как форма политического участия . Роль женского движения в решении гендерных проблем. Деятельность ООН, международных организаций по реализации программ по улучшению положения женщин. Возможности женщин для участия в политике. Женщины в парламентах мира (сравнительный анализ). Опыт решения гендерных проблем за рубежом. «Акт о равенстве полов» Норвегии (1979), « Акт о равноправии мужчин и женщин» Швеции (1980), «Акт о равенстве полов» Литвы (1999). Гендерные аспекты электорального поведения. Женская проблематика в деятельности Президента РК, Парламента РК, Правительства РК, органов местного самоуправления.11 нед. ^ 11. Гендер и право. Проблематика пола в сфере законодательства и права. Реформа законодательства РК с точки зрения положения мужчин и женщин. Права женщин в корпусе прав человека. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин (1980). Пекинская Платформа действий (1995). Мониторинг исполнения Казахстаном международной конвенции по правам женщин. Нарушение трудового законодательства в отношении женщин. Недостатки (или отсутствие) системы государственной социальной защиты женщин, материнства и детства, многодетных семей и др. Насилие против женщин как социальная и юридическая проблема. Конвенция о ликвидации всех форм насилия против женщин (1993). Типология насилия против женщин ( физическое, сексуальное, эмоциональное, экономическое и др.). Последствия насилия для психики его жертв. Социальная цена насилия против женщин. Сексуальное насилие: природа, формы, объекты и субъекты. Миф о сексуальном маньяке. Этнические, гендерные, социально-классовые, конфессиональные аспекты в оценке изнасилования. Виктимность женщины. Сексуальные домогательства как феномен и предмет права. Легализация или регуляция проституции. Порнография. Альтернативные формы сексуальности в оценке права и морали. Проблематика легализации однополых браков. Усыновление/удочерение в однополых семьях. Искусственное осеменение и проблема отцовства.12 нед. 12. Гендер и религиозное сознание. Культурология и религиеведение о месте проблематики пола в мифологии и религии. Мифы о сотворении первого человека ( Древний Египет, Шумер и Вавилон). Античная мифология о статусе мужского и женского. Женщины в пантеоне греческих и римских богов. Мифология Древней Индии о взаимоотношениях мужчины и женщины. Мировые религии и статус женщин в них: общие черты и особенности. Ислам о статусе женщины. Женщины в православной культуре. Культ Девы Марии в католицизме. Женщины в буддизме. Положение женщин в неортодоксальных религиозных течениях. Национальные религии ( конфуцианство, индуизм, синтоизм, иудаизм) о статусе женщин и мужчин.13 нед. ^ 13. Гендер и культура. Женщина как объект и субъект культуры. Общая оценка вклад женщин в мировую культуру. Роль женщин в развитии материальной культуры древности, в том числе в Казахстане ( шитье, ткачество, изготовление войлока, продуктов питания и др.). Женщины и передача культурных ценностей (устное народное творчество и его воспитательные, образовательные и моральные аспекты). Творчество и пол. Специфика женского творчества. Проблематизация женского языка и женского стиля в искусстве. Различия мужской и женской речи, письма и коммуникации. Судьбы творческих женщин : трагизм и триумф. Женщины в науке. Трудности реализации в сфере мужского корпоративизма и конкуренции. 14 нед. ^ 14. Сексизм в языке Понятие сексизма в культуре и языке. Формы и способы изъятия лингвистического сексизма из языка политики, делового общения, журналистики, рекламы, повседневных коммуникаций. Феминистская критика в лингвистике.^ ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ. № Тема Количество часов 1. Универсализм и релятивизм в конструировании гендерной системы. 2 2 Основы гендерной теории 2 3. Теории феминизма 2 4. Гендерная социализация личности. 2 5. Гендерная стратификация общества. 2 6. Экономический анализ гендерного неравенства. 2 7. Гендерная дискриминация на рынке труда. 2 8. Психология пола и гендера. 2 9. Сексуальность и репродуктивность. 2 10. Гендерные аспекты политики. 2 11. Гендер и право. 2 12. Гендер и религиозное сознание. 2 13. Гендер и культура. 2 14. Сексизм в языке 2 15. Перспективы гендерного равенства. 2 ^ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ № Тема Количество часов 1. Класс, пол, этничность, возраст: взаимосвязь измерений социального неравенства. 2 2. Мужественность и женственность: психология различий. 2 3. Гендерная автобиография ( самостоятельная письменная работа). 2 4. Экономика семьи: распределение гендерных ролей. 2 5. Сексуальность, телесность, идентичность. 2 6. Гендерный анализ государственной политики Республики Казахстан. 2 7. Повседневный сексизм. 2 ^ Проведение курса:Требования, предъявляемые по курсу «Основы гендерных исследований» , предполагают, что студенты не будут опаздывать на занятия, разговаривать во время занятий (в том числе и по телефону), пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставят справку. Обязательными условиями курса являются активность на занятиях, выполнение домашних заданий, доброжелательное и конструктивное отношение к одногруппникам и преподавателю. В рамках преподавания курса планируется широкое использование интерактивной методики, занятия рассчитаны на диалогический подход.^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРААйслер Р. Чаша и клинок. Пер. с англ. М., 1996. 2. Бовуар С. де. Второй пол. Пер. с фр. М., 1998. 3. Гендерные исследования. Харьков. 1998 №1. Женщины в мифах и легендах. М., 1998.Заявляем наши права. Как использовать международную правозащитную систему для охраны прав женщин. М., 1996.Клецин А.И. Сексуальные домогательства на рабочем месте. СПб, 1998. 7. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб,1999.Кон И.С. Сексуальная культура в России. М., 1997. Материалы Второй Всероссийской летней школы по женским и гендерным исследованиям. М., 1997.Отчет о положении женщин. Республика Казахстан. 19997. Алматы, 1998.Пол женщины. Алматы, «Мальвина», 2000.Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении. Пер. с нем. Сыктывкар-Киров., 1995. В 3-х томах.Права человека. Сборник международных договоров. ООН. Нью-Йорк, Женева. 1994. Т.1.Сборник международных договоров и законодательных актов Республики Казахстан в области прав человека. Алматы, 1997.Табышалиева А. Отражение во времени. Бишкек, 1998.Теория и история феминизма. Харьков, 1996. Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология. Пер. с англ. М., Львов., 1998.17. Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1994.18. Феминизм: проза, мемуары, письма. Пер. с англ. М., 1992.19. Фрейд З. Либидо. М., 1996.20. Фридан Б. Загадка женственности. Пер. с англ. М., 1994.21. Усачева Н. А. Женщина, ее статус, роль и судьба в мировой культуре. Алматы, 1995.22. Энгельштайн Л. Ключи от счастья женского. Пер. с англ. М, 1997. Примерные темы рефератов. История женских и гендерных исследований за рубежом. Пол биологический и пол социальный. Марксизм о неравенстве полов. Женщины, раса, класс ( по одноименной книге А. Дэвис) Класс, пол, этничность, возраст, сексуальная ориентация: взаимосвязь измерений социального неравенства. Концепции половой дифференциации. «Второй пол»: философско-социологический анализ неравенства женщин (по одноименной книге С.де Бовуар) «Женщиной не рождаются , ею становятся» ( формирование гендерной идентичности женщины). В чем «загадка женственности» ?(по одноименной книге Б.Фридан).В каких пределах возможно равенство полов? Статус женщин в античности. Статус женщин в средние века. Статус женщин в эпоху Возрождения. Женщины- лауреаты Нобелевской премии. Макроэкономическая оценка деятельности домашних хозяйств. Гендерные аспекты формирования негосударственного сектора занятости. Феминизация бедности. Роль женщины в выживании семьи.Экономический анализ брачных отношений. Женщина в мире бизнеса.Женская занятость в трансформирующейся экономике. Инвестиции в человеческий капитал: гендерные аспекты. Особенности становления профессиональной карьеры женщин. Экономическая неэффективность дискриминации на рынке труда. Анализ моделей дискриминации на рынке труда. Мужчины и женщины: психология различий.Гениальность и пол. Теории формирования сексуальной идентичности личности. Сексуальность в мире массового потребления.Женщины в парламентах мира (сравнительный анализ). Насилие против женщин как социальная проблема в Казахстане. Мужские и женские образы в восточных мифологиях. Ислам о женщинах. Женщины в православной культуре. Культ Девы Марии в католицизме. Женщины в протестантизме. Женщины и иудаизм. Буддийская философия о взаимоотношении полов. Женские культы в мифах античности. Женщины как служительницы культа. Почему не было великих женщин художниц? История американского феминизма. История женского освободительного движения в России. Великие женоненавистники (О. Вейнингер, А. Стриндберг, Ф. Ницше, Л. Н. Толстой) Сексизм в масс медиа. Патриархатный характер культуры. Схема оценки знаний по дисциплине «Основы гендерных исследований» Неделя 15 + + + 14 + + + 13 + + + 12 + + + 11 + + 10 + + 9 + + + 8 + + 7 + + 6 + + + 5 + + 4 + + 3 + + + + 2 + + 1 + + Оценка вида работы % всего 7, 5 15 10 10 17,5 60 % за работу 0, 5 1 0, 5 2 Критерии оценки Посещение лекций Выполнение семинарских заданий Гендерная автобиография,гендерные дневники Индивидуальное задание Разработка и презентация проекта Итого № 1 2 3 4 5 8 О ц е н к а По буквенной системе В баллах В %-ном содержании По традиционной системе A 4,0 95-100 Отлично A- 3,67 90-94 B+ 3,33 85-89 Хорошо B 3,0 80-84 B- 2,67 75-79 C+ 2,33 70-74 Удовлетворительно C 2,0 65-69 C- 1,67 60-64 D+ 1,33 55-59 D 1,0 50-54 F 0 0-49 Неудовлетворительно