(35-2) "Родимая степь под низким донским небом!" (Природа и человек в прозе М.Шолохова.) (35-3) Тильзитский мир. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 2, гл. XXI.) Описанием природы начинается и заканчивается роман М.А. Шолохова "Поднятая целина".И это "природное" обрамление неслучайно: ведь действие романа, начавшись в конце января, завершится осенью , "последней в этом году грозой".Такимобразом, совпадаетжизненный круг природы (от жестокой зимы, сковавшей землю холодом,к весеннему возрождению, затем клету, пропитанному запахом цветущей степи, и, наконец, к осени-времени сбора урожая) с жизненным кругом человеческогосуществования, которое пройдет те же стадии развития, что и природа. Кроме того,необходимо отметить,что композиционно описаниями природы обычно начинаются главы; значительно реже онипопадаются внутри глав и практически никогда- в конце.Это можно объяснитьтем, что авторуважно не просто нарисовать некуюэкспозицию,создать определенный фон,на котором будет разворачиваться действие той или иной главы, а показать полноеслияние жизни человека и природы : пробуждение земли-пробужденеи нового в человеческих душах, а пробуждение- это всегданачало. Природа в изображении Шолохова- живая ,очеловеченная, например, "жалко горбятся засыпанные макушки чернобыла итатарника"; "издалека слышались трески лопающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки"; "ветры слизали снег". Рисуя картины природы, писатель очень часто прибегает к сравнениям с жизнью человека:"со склонов балок суглинистыми глазищами глядит на мир земля". Но мы можем увидеть их обратный художественный прием:описывая многих своих героев,Шолохов прибегает к сравнениям с природой, причем они могут быть как добрыми, так ижестокими.Например,вот как описывается Половцев: "…в горенке сидит Половцев, как коршун-стервятник на могильном кургане,хмурый и страшный в своем одиночестве". А вот Давыдов говорит Лушке: "Лушенька моя,ты у меня цветок!У тебя дажевеснушки пахнут, факт!…Какой-то свежестью,ну,вроде как росой, что ли…Ну, вот как подснежники, почти неприметно, ахорошо". По-разному ощущает себя человек в мире природы. Давыдов, например, очутившись в степи, чувствует ее бесконечность ивеличие, ее изначальность и незыблемость. "Мелкими и ничтожными показались ему в эти минуты и его любовь к Лушке, игоречь разлуки с нею…","чувство одиночества и оторванности от всего живого мира тяжко овладело им". А дед Щукарь, оказавшись в Червленойбалке, где "по пояс стояла благоухающая нескошенная трава", шепчет : "Благодать то какая! Из такой роскошности меня довечера шилом не выковыряешь". Очень часто герои романа соотносят свою жизнь с жизнью природы. Вспомните, когда у Андрея Разметнова на подворье поселилась пара диких голубей-сизапей, он, глядя на них ,вспоминает свою единственную, так трагически оборванную любовь: "Бывает же в нашей жизни и так , что не только людское,но и короткое птичье счастье вызывает у иного человека с пораженной душой не зависть, не снисходительнуюусмешку, а тяжкие, исполненные неизбывной горечи и муки воспоминания.". И, настигнутый этими воспоминаниями, Разметновберет под защиту голубиную пару, спасая ее от посягательств старой кошки. Природа в романе Шолохова- не просто фон, на котором разворачиваются события, а словно действующее лицо,подготавливающее читиателя к восприятию тех или иных эпизодов произведения.Так,появлению в Гремячем Логу Половцевапредшествует полное тревоги описание природы : "серой волчицей придет с востока ночь, -как следы, оставляя за собой постепи выволочки сумеречных теней". Еще Шолохов использует описания природы для того, чтобы читатель ярче, глубже представил себе состояние человека.Например, Макар Нагульнов, исключенный из партии (что для него равносильно "исключению из жизни"), останавливается встепи у кургана. Само название кургана- "Смертный"_ дает представление о том, что сейчас происходит в душе Нагульнова.Он бросается на землю с единственной мыслью: покончить с собой. Степь вокруг него "мертва и безлюдье…". Но вот Макарпринял решение жить наперекор всему, не сдаваться, и сразу мир вокруг него просветлел, зазвучал, наполнился жизнью. Чаще всего в романе Шолохов описывает степь. Мы видим ее глазами разных людей и в разное время года. Сначала она,скованная морозом, кажется мертвой, но постепенно под живительными лучами солнца набирается сил, чтобы в конце романастать матерью-кормилицей, отблагодарить своих детей обильным урожаем. "Была степь теперь, как молодая ,кормящая грудьюмать ,- необычно красивая, притихшая, немного уставшая и вся светящаяся прекрасной, счастливой и чистой улыбкойматеринства". Жизнь людей вечна и величава, как вечны и величавы небо, облака, степь, соловьиная песнь. И , какими бы страшными итяжелыми ни были потери, жизнь все-таки продолжается. Об этом думает Андрей Разметнов , стоя у могилы друзей в ожидании"последней в этом году грозы". В романе-эпопее "Война и мир" есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя наразвитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющегов себе множество идей о человеке, истории и мироздании вообще.В Тильзите не происходит событий, которые в жизни героев имели бы такое значение, как мир с Францией в жизни России, ноэпизод находится на пересечении определённых идейных линий, затрагивая мотивы войны, справедливости, честности, а такжедобавляет штрихи к портретам очень важных персонажей - императоров Александра и Наполеона.Само историческое событие было решающим в развитии международной политики начала XIX века, к тому же встреча двухвеликих императоров представлялась современникам и историкам эпохальной. Всё это заставляет ожидать от сцены заключениямира торжественности, блеска и величия. Даже слова Бориса о том, что он хочет увидеть "le grand homme", "l\'empereurNapoleon", а не "Buonaparte", которые можно принять за фразёрство, всё-таки предсказывают неординарность события.Однако Толстой, подобно тому как он разрушал иллюзии относительно войны в сценах Шенграбенского и Аустерлицкогосражений, открывает всю правду и в этом эпизоде.События Тильзитского мира показаны Толстым в восприятии Ростова, который приезжает доставить государю прошение Денисовао помиловании. Он едет ночью, в статском платье, чтобы не быть узнанным, и мы, следуя за ним, замечаем чувствонеловкости, неестественности и смущения, которое связывается со всем, что увидено Ростовым. Сначала вызываетзамешательство встреча с французами в квартире Бориса, к которым в армии "всё ещё продолжали испытывать смешанноечувство злобы, презрения и страха". Однако сам Толстой безусловно не поддерживает ни Бориса, без смущения ужинающего сосвоими бывшими врагами, ни Ростова, никак не отвыкающего от привычки ненавидеть французов. В этой сцене ставится подсомнение и абсолютность чрезмерного патриотизма, которая не оспаривалась в сценах войны, и абсолютность дружественногоотношения к другому человеку, как в сцене встречи Ростова с немцем с вилами. Эта идея компрометируется тем, что выраженасценой ужина "нелюбимого" героя - карьериста Бориса - с вр!агами-французами.В эпизоде важна расстановка образов. Первая оппозиция, которую мы находим, - Борис-Ростов. Показательна сцена, вкоторой Ростов просил за Денисова, а Борис "слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчинённого", между тем какраньше сам просил за себя у князя Андрея. Ростову было неловко, в то время как раньше они общались запросто. Правила"неписаной субординации" и ложные законы, по которым большей силой обладает тот, кто находится ближе ко двору, возвышаютБориса над Ростовым и Толстой показывает нам несправедливо обиженных, путь к нему преграждает "невысокий полныйчеловек", обсуждающий "хорошо сложенную и свеженькую" девушку. Когда государь выходит на крыльцо, Ростов видит в нёмтолько "соединение величия и кротости", но Толстой сразу же находит недостатки Александра, показывая его фразёром:государь "громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его", говорит: "Не могу, генерал, и потому не могу, что законсильнее меня" (как Наполеон на Аустерлицком поле говорил: "!Voilá une belle mort"), уделяя внимание фразе, форме, красивой формулировке, не имеющей ничего общего среальной жизнью.Ростов восхищается Александром, Борис - Наполеоном, и Наполеон оказывается так же уязвимее Александра, как Борис -Ростова: величие его образа постоянно снижается, и Толстой то сам, то глазами своих героев подмечает его слабые черты.Сначала Ростов замечает, что Наполеон плохо держится в седле; затем мы видим неприятно-притворную улыбку на его губах;затем "длинный хвост свиты", тянущийся за ним, малый рост Наполеона, его "белые маленькие руки", "пухлые". Важнымстановится то, что Ростов увидел, как "Бонапарте совершенно свободно, будто эта близость с государем естественна ипривычна ему, как равный общался с русским царём", в то время как Ростов был уверен, что "не может быть дружбы междузаконным государем и преступником Бонапартом". Александр "улыбается Наполеону", с "ласковым выражением" что-то говоряему, Наполеон награждает Лазарева, которого называют тем, кто "храбрее всех вёл себя в эту войну", а между темнесправедливо наказанный Денисов, возможно, был гораздо хр!абрее его. Весь эпизод Тильзитского мира противопоставляется сценам войны и предыдущим главам в госпитале, в которыхраскрывалась чистая жизненная правда со всеми (и некрасивыми) истинами, правда, скрытая в этом эпизоде какими-тоформальными отношениями, множеством непонятного и неопределённого. Нельзя сказать, что внутри Ростова происходитперелом: он не пытается разобраться в своих мыслях, "пугается их", когда думает, что не соответствует встреча "Бонапартес белой ручкой" и Александра представлению об осмысленности войны, "оторванных рук, ног, убитых людей". Пьяный крикРостова в финале эпизода - это вопль отчаяния, вызванный тягостным чувством отдаления от того, во что когда-то верилсвято, по- пытка убедить себя самого в непреложности старых истин. "Государя нет - святого нет - Бога нет - ничего нет"- так Ростов определяет тот путь, пройти по которому он никак не согласен, так Толстой определяет формулу сомнения,являющуюся двигателем нравственного роста человека.Таким образом, эпизод значим из-за того, что он показывает вторую сторону изображаемого Толстым мира, сторону, непроникнутую сознанием истины, проиллюстрированной примерами нагой жизненной правды, а непонятную, связи в которой ложныи существуют лишь благодаря форме, насквозь неоткровенной и фальшивой; искренний человек, попавший в такой мир,чувствует себя неловко в окружении неочевидного. За сутью этого эпизода виден и замысел всего романа: показать жизньлюдей такой, как она есть. (35-4) Стихотворение С.Есенина "Низкий дом с голубыми ставнями..." (Восприятие, истолкование, оценка.) (35-5) Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XIX века. Сергей Есенин – певец Родины, родного края, Рязаншины.Наверное, с первого класса каждый школьник знает строки: "Белаябереза под мои окном, принакрылась снегом точно серебром". Это яркий пример ранней лирики Есенина, юношеской,восторженной, полной жизни. А стихотворение "Отговорила роща золотая …",положенное на музыку, стало почти народнойпесней.Литературный дебют Есенина состоялся в 1916 году с выходом сборника "Радуница".Есенин неожиданно и стремительноворвался в русскую литературу. В его ранних произведедниях преобладает тема "малой родины", которая постепенно переходитв тему России, отчего дома."Чувство родины- основное в моем творчестве,"-говорил Есенин. Этой теме посвящены многие егостихи.Входит в их число "Низкий дом с голубыми ставнями".Это стихотворение было написано в 1924 году, за год до смертипоэта. Оно пронизано необычной тоской. В нем Есенин обращается к родным краям, и родному дому, но по жанру это нестолько послание, сколько ситез послания с любовной лирикой:Низкий дом с голыми ставнямиНе забыть мне тебя никогда,-Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года.Я думаю, что в роли лирического героя выступает сам С. Есенин.Не первый план выходит мотивы тоски. Стихотворение оставляет страшное впечатление: как будто автор прощается с домом иродиной:До сегодня еще мне снитсяНаше поле, луга и лес,Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бледных небес.Как будто он уже не увидит родных мест. Мне кажется, что стихотворение написано где-то далеко от родины, где осознаешьвсю свою любовь к ней.Восхищаться уж я не умеюИ пропасть не хотел бы в глушиНо, наверное, навеки имеюНежность грустную русской души.В этих строках чувствуется разочарование, тоска:находясь в далеке от родного края лирический герой чувствует себя, как"в глуши", но понимает, что эта тоска есть проявление любви и признания своей родине, что это и есть особенная "нежность… рсской души". Воспоминания героя углубляются все дальше в юность, вспоминается родимые места, моменты из жизни: Полюбил я седых журавлей С их курлыканьем в тощие дали…Проявляется мотив блоковской лирики – "Россия, нищая Россия…"Потому что в просторах полейОни сытых хлебов не видали.Только видели березь да цветь,Да ракитник, кривой и безлистый…Последнее четверостишие еще более усиливает чувство того, что герой прощается с родиной:Уж не юные веют года …Низкий дом с голубыми ставнями,Не забыть мне тебя никогда.Через все стихотворение проходит серый цвет-цвет грусти : "сереньким ситцем", "седых журавлей", "отзвучавшие в сумракгода" также чувствуется серый цвет. Это прием цветописи. "Низкий дом с голубыми ставнями", я думаю не только его роднойдом в деревне, а символ, олицетворяющий собой Родину Есенина. Голубой цвет- цвеи приятный глазу, успокаивает оэтомусимвол дома обретает значение месте, где отдыхает душа, где спокойно – конечно, это родимый край.Природа в этом стихотворении также играет роль символа дома. Хотя на фоне природы Есенин показал и бедность России, всеже Родина для него самое светлое и любимое.Многообразие чувств героя и природа показаны с помощью эпитетов("голубыми ставнями", "сереньким ситцем", "седыхжуравлей"), метафор ("отзвучавшие года", "грустная душа", "сытых хлебов"), что свойственно лирике Есенина. Написано онотрехстопным анапестом рифма мужская и женская, рифмовка перекрестная кольцевая.В стихотворении отсутствуют восклицательные и вопросительные предложения, что еще более подчеркивает мотив грусти.Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строчками : "Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебяникогда". Этот прием кольцевой композиции, я думаю, автор использует для того, что бы выделить главное для него-память одоме , о родине.Стихотворение исполнено тонких чувств любви к Родине.Люблю ли я Есенина больше других поэтов? Думаю , да.Я люблю Есенина потому, что я его земляк, что он воспевал роднуюмне природу, родной мне край, и стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями" тому подтверждение. Рязанцам, как никомув России, дорог Есенин. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, "жизни мышья беготня", крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть. А.И. Герцен.Ценность литературного произведения в его яркости, образности. Всего этого можно достичь разными средствами. Нов основном яркость произведения зависит от мастерства автора показать и выделить те или иные детали, характеризующиегероя, его быт, весь роман в целом. Такие мастера как Гоголь, Достоевский умели найти "говорящие" детали, которые зримо характеризовали их героев.Они умели найти такую "изюменку", которая, мало того, сделает жизнь героя более понятной, но и многое дорисует ввоображении читателя. Для примера возьмем роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Мен кажется, автор блестяще изобразилбыт героя, подобрал художественные средства настолько верно, что призведение вошло в мировую классику.Иногда критики называли "Преступление и наказание" "петербургским романом", так как образ Петербургатысяча восемьсот шестидесятых – восьмидесятых годов не просто фон, на котором происходит действие, а своеобразное"действующее лицо" - город, который душит, давит, угнетает. Достоевский глазами Родиона Раскольникова смотрит на летнююпогоду в Петербурге: "… на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…" Такие чувства возникают уРаскольникова, глядя на улицы Петербурга.Создавая образ города, Достоевский показывает всю атмосферу тех дней, когда Петербург разрастался за счетдоходных домов – многоэтажных домов, владельцы которых сдавали комнаты внаем.В романе часто рисуются уличные сцены, показывающие безысходность жизни разных людей. Например, когда РодионРоманович Раскольников стоит на мосту и думает о своей жизни, чувствуя себя отверженным, среди богатых особняков ироскошных женщин, проезжающих мимо. Вдруг он видит женщину "с желтоватым лицом и красными впавшими глазами…" Неожиданноона бросается в воду, а вслед за этим он слышит крики другой женщины: "…до чертиков напилась, она раньше удавиться дажхотела, с петли сняли…" И эту картину Достоевский дает нам неспроста. Этим он хочет показать, что все вокруг угнетаетРаскольникова. В этой сцене на мосту герой, видя отчаяние окружающих людей, сравнивает с ними свою жизнь и понимает, чтоон так же может закончить свое существование, не жизнь, а именно существование. Ведь условия, в которых "обитает"Раскольников, не подходят даже для животного. Но вернемся в Петербург… Покинув грязные улицы Петербурга, Родион идет к себе в комнату, проходя "через вонючие дворы-колодцы…",поднимается по темной лестнице, пугаясь каждого шороха и прячась от людей, потому что он боится встретиться с хозяйкойсвоей комнаты. И причина всего этого всего одна – он много задолжал за комнату и ему все равно нечем ей заплатить. Новедь хозяйке безразлично его положение, главное для нее – своевременная оплата за комнату.И вот Раскольников приходит в свою комнату, да это даже на комнату не было похоже, а скорее на шкаф. Квартираего находилась "над самою кровлей дома…", и поэтому жара там была невыносимая.В углу комнатки стоял старый диван, обои на стенах висели желтые, почти отвалившиеся от стен. Лучи солнца бывалиредкими гостями в жилье Раскольникова; в основном там была полутьма, сдавливающая человека. Вся обстановка комнатыкак бы давила на героя; и эта комната, похожая на шкаф, и желтые обои, и лохмотья, в которые он был одет – все давило.Вся обстановка, все детали в целом создают картину нищеты и болезненности ума Родиона. Но ведь это и хотелпоказать Достоевский.Прочитав первые страницы романа, мы, с помощью мастерски обрисованного быта главного героя, можем установитьпричины, по которым Родион Романович Раскольников совершил убийство старухи и Лизаветы. "…Задавила его нищета…" - вотглавная причина совершения преступления. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до сумасшествия , бешенства ибезумия. Он понимает, что от этого никуда не деться.Достоевский нашел такие детали, обрисовывающие быт героя, что читатели начинают испытывать те же чувства, что иРодион Романович. Читатель чувствует и духоту летнего Петербурга, и полутьму комнаты героя.Мне кажется, что так обрисовать быт героя может не каждый писатель. Ведь для того, чтобы читатель почувствовалатмосферу, быт, жизнь героя, нужно обращать внимание на малейшие детали: на цвет, на запах. Федр МихайловичДостоевский обратил внимание абсолютно на все. Не будь его подробнейших описаний, мы вряд ли поняли бы мотивыпреступления Раскольникова, которые в конце концов оправдывают его перед читателем. Мы жалеем героя. И в этом заслугавеликого гения – Достоевского. (35-6) Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века. (35-7) Проблема национального характера в одном из произведений современной русской литературы" И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. А. С. Пушкин Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писательопирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поискаКуприна выражено в следующей фразе: "Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека,о силе и власти его". Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна. Но есть у Куприна одна заветнаятема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Подлиннойсилой человека, способной противостоять опошляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная ичистая любовь. В одной из работ писатель называет три проявления любви: овеянной "нежным целомудренным благоуханием","могучий призыв тела" и "роскошные сады, где растут таинственные, наглые грибы". Куприн не отрицает возможностьсуществования ни одной из форм, но подчеркивает ничтожность и презренность "всех усилий опутать ее (любовь) цепямиусловности". А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительныеУсловия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях "Гранатовый браслет","Олеся" и "Суламифь". В своем окружении -. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств,заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и "любви, верной до смерти". Для А. И.Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. Художник не прекращаетпоиска гармоничного чувства. На этом пути и была создана повесть "Олеся". В ней развивается тема купринскоготворчества — любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", отразрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественногохарактера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно инте-ресно онраскрывает в повести о полесской девушке-колду-нье. Главные герои повести — Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная инепосредственная натура Олеси выделяется бо-гатством внутреннего мира. Редко можно встретить лич-ность, так щедроодаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая незави-симость, трогательнаясмелость, деликатность, душевная щедрость. Повесть "Олеся" построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двухмировоззрений. С одной стороны — образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный ИванТимофеевич, с другой — Олеся — "дитя природы", человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению сИваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью,гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя насследить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. "Олеся" — художественноеоткрытие Куприна. В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарождения любви. Почти целый месяцпродолжается наивная очаровательная сказка. Вместе с героями повести мы переживаем тре-вожный период зарождения любви и счастливые минуты чистого, полного,всепоглощающего восторга". Мир ликующей природы сливается в повести с прекрасным разливом человеческих чувств. Светлая,сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересу- и сплетни,гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают безгоречи, "легко и радостно". Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалекеот шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн поназывает человеческую злобу, бессмысленноесуеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестокихлюдей, страдать от равнодушия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус —последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности имастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества —в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Много прекрасных чувств на земле, но самое дорогое ивозвышенное — это, несомненно, любовь! Каждый поэт и писатель для того и пишет свои произведения, чтобы раскрыть людямглаза на то, чего они не видят или не хотят чувствовать. Писатель рассматривает любовь как глубокоенравственно-психологическое чувство. Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жизни, однако писатель так и неувидел торжествующей любви, "крепкой, яко смерть". Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имясвоего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Купринасостояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека "доброго, но только слабого". Отлюбви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания.Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точкузрения: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы недолжны ее касаться". Для писателя она — дар божий, доступный не каждому. Повести А. Куприна поднимают извечные проблемычеловечества — проблемы любви.Тема любви в произведениях А. И. Куприна раскрывается своеобразно, но везде это вдохновенный гимн высокому чувствувзаимной или неразделенной любви. Основной темой творчества А.И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательствоневозможности существования в ней человека. В таких условиях, по А. И. Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняетсилу духа и нравственный идеалы при таких обстоятельствах – в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицынасочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбие, так же как в творчестве писателя сочетаются трагические мотивы инадежда на лучшую жизнь, на силу народного духа. Чисто народные характеры показаны писателем в рассказах "Матрёнин двор" и "Один день Ивана Денисовича" в образахстарухи Матрёны и заключённого Щ-854 Шухова. Понимание народного характера у Солженицына гораздо шире этих двух образови включает в себя черты не только "простого человека", а и представитеоей других слоёв общества. Но именно в этих двухобразах автор показал то, что создаёт истинную мощь России, на чём держится Русь. Хотя герои Солженицына пережили многообманов, разочарований в жизни – и Матрёна, и Иван Денисович сохраняют удивительную цельность, силу и простотухарактера. Своим существованием они как бы говорят, что Россия есть, есть надежда на возрождение. Повесть "Один день Ивана Денисовича" - это не только описание одного дня нашей истории, но и повесть осопротивлении человеческого духа насилию. Иван Денисович в этом страшном, перевёрнутом мире сохраняет человеческоедостоинство. При этом лагерь Солженицына – это не просто реальный лагерь, а символ воплощения зла, ненависти, насилия.Условие выживания – сопротивление лагерному порядку. И весь сюжет повести – рассказ о сопротивлении живого человеканеживому, человека – лагерю. Иван Денисович стремится не просто к физическому выживанию, а к выживанию духовному черезвсе искушения лагеря. Шухов не один; с ним в этой борьбе побеждают кавторанг, каторжник Х-123, Алёшка-баптист, СенькаКлевшин, бригадир Тюрин. Они не из тех, кто "подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходитстучать". Лагерь на каждом шагу угнетает человека, делает бессмысленным любое человеческое действие. Этот мир не сочетаетсяс любой разумной работой. Поэтому большинство заключённых относится к работе так: "для людей делаешь – качество дай, дляначальника делаешь – дай показуху". В Шухове же сохраняется народный дух трудолюбия. Не может крестьянский сын, как ивсё поколение его предков, работать спустя рукава. В его работе – противостояние лагерю. Тем, что Иван Денисович иотчасти вся бригада Тюрина работают на совесть, умело и скоро, он сопротивляется несвободе лагеря. "Так устроен Шуховпо-дурацкому, и за восемь лет лагеря никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря несгинули". Бригадир, смеясь, говорит Шухову, обращая внимание на его упорное желание закончить работу после съёма: "Безтебя же тюрьма плакать будет!" Есть у Ивана Денисовича ещё одна характерная национальная черта – отстаивание своей внутренней свободы. Онстарается как можно меньше внутренне зависеть от режима лагеря, хоть несколько минут принадлежать себе. "Неподставляться" лагерю нигде – в этом тактика сопротивления Ивана Денисовича. "Миг – наш! Пока начальство разберётся..."- принцип Шухова. Так под угрозой десяти суток карцера он проносит на "шмоне" "кусок ножёвочного полотна" - это егозаработок, хлеб. Иван Денисович просто, открыт, естествен, совестлив, привык "всё брать на себя". Он "никому не давал и не брал ни ского, и в лагере не научился". Шухов живёт по принципу никого не утруждать, рассчитывать только на себя. Он "понимаетжизнь и на чужое добро бруюхо не распяливает". Это внутренняя сущность русского крестьянина – человека глубиннойнародной породы. В повести мы видим, как говорит, думает, действует простой русский крестьянин Шухов. Лагерь показываетнам расточительство народных сил: у Шухова "восьмилетняя катушка на размотье", бригадир Тюрин, крестьянский сын, ужедевятнадцать лет сидит, а "Кильдигеу двадцать пять дали". При этом "времени-то не бывает подумать: Как сел? Да каквыйдешь?" Все заключённые вырваны из самой глубины русской народной жизни. Абсурдному духу лагеря может противостоятьтолько здоровый народный инстинкт самосохранения, врождённое нравственное чувство. У Ивана Денисовича нет ненависти ни к кому. Он даже в охране видит жертв лагеря. Охранники, русские люди, занятыбессмысленной работой. Завершается повесть спором Ивана Денисовича с Алёшкой-баптистом. Алёшка находит утешение в Боге. У Шухова же нетэтого утешения: он человек от мира сего и не хочет довольствоваться сознанием своей праведности. Земной человек,крестьянин Шухов, не может с этим согласиться. В поисках народного характера Солженицын заглядывает в "самую нутряную Россию" и находить характер, превосходносохраняющий себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности. Шухов забывается в работе, отдавая ей всего себя.Именно эта работа спасает его от антигуманного мира. Она несёт "просветление", возвращает "доброе расположение духа". По Солженицыну, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность поотношению к людям, и к своим, и к чужим. Заслуга А.И. Солженицына в изображении народно-национального характера состоит в том, что он спустил с героическихнот схематический образ простого человека. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит "посреди неба" избаправедницы Матрёны. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы скромных Иванов Денисовичей.Россия.