УТВЕРЖДАЮ: _ " " ________ «СТРОЙТЕХНО»Технологическая карта№ 01-2007 ТКПогрузочно-разгрузочные работы Разработали: ^ Инженер ООО»СТРОЙТЕХНО» __________________ «___» Инженер по ТБ __________________ «___» 2009г.Содержание^ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3 2. УКАЗАНИЯ по организации РАБОТ 33.СОСТАВ И ОСНАЩЕНИЕ БРИГАДЫ 44. ПОГРУЗКА-РАЗГРУЗКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ГРУЗОВ 4 4.1. Крупных изделий и конструкций 4 4.2. Сыпучих и мелкокусковых материалов 5 5. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ 6 5.1 Организация рабочего места на разгрузке с автомашины 6 5.2 Приём груза на площадку складирования 7 5.3 Подъем груза с площадки складирования 7 5.4 Погрузка груза на автомашину 7 5.5 Основные указания по складированию материалов. 8 5.6 Основные указания машинисту крана 8 5.7 Основные указания стропальщику 9 5.8 Основные грузозахватные приспособления 10 5.9 Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов 13 6. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ 21 7. мероприятия по ТЕХНИКе БЕЗОПАСНОСТИ 21 Приложение 1. Установка грузоподъемного крана на прирельсовой площадке 27^ 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯДанная технологическая карта разработана на выполнение погрузо-разгрузочных работ. Механизированньй способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов весом более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.^ 2. УКАЗАНИЯ по организации РАБОТ Погрузочно-разгрузочные работы необходимо выполнять в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. ч.1. Общие требования; СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. ч.2. Строительное производство; СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы (п.5.1-5.9); РД 08-200-98. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности. (доп. и изм.: ПБИ 08-463(200)-02); Рекомендации по технике безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ на всех видах транспорта; РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы; ГОСТ 12.3.009-76* (СТ СЭВ 3518-81)ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности; ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; РД 10-33-93. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации. До начала погрузочно-разгрузочных работ необходимо выполнить комплекс подготовительных работ и организационно-технических мероприятий: назначить лиц, ответственных за производство работ и безопасную эксплуатацию кранов; проинструктировать членов бригады по технике безопасности; подготовить разгрузочную площадку, обеспечив ее наружное освещение в любое время суток; разместить в зоне производства работ необходимые механизмы, такелаж, инструменты и приспособления; обеспечить работающий персонал телефонной связью, средствами первой медицинской помощи; обустроить подъездные пути дорожными знаками "въезд", "выезд", "разворот", "ограничение скорости" и т.п.; ознакомить (под расписку) с проектом и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и стропальшиков. Перед началом работы в каждую смену – каждый рабочий, машинисты грузоподъемных механизмов, стропальщики, дежурные электрики и плотники, отвечающие за исправное состояние ограждений, проверяют безопасное состояние всех рабочих мест, исправность инструментов, механизмов и общее состояние грузоподъемных кранов или других грузоподъемных механизмов, наличие и исправное состояние ограждений, подмостей и других средств подмащивания, общую электробезопасность участка и рабочих мест согласно своим должностным инструкциям в специально отведенное для этого время. Проверка проводится под наблюдением мастера с участием бригадира и общественного инспектора по охране труда. Назначить приказом по участку дежурного плотника, ответственного за исправное состояние ограждение рабочих мест, опасных зон, проемов, лестниц, переходов, а также общего ограждения и ворот и провести с ним соответствующий инструктаж. Обеспечить наличие и установку знаков безопасности. Каждый производитель работ, включая мастеров, обязан знать и строго соблюдать требования СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", и обеспечивать в процессе строительных работ выполнение строительных норм и правил, стандартов, ССБТ, проекта производства работ, ТК, должностных инструкций на объекте и СНиП 12-03-2001. Запрещается осуществление строительно-монтажных работ без утвержденного и согласованного проекта производства работ, не допускаются отступления от ППР и данной ТК без согласования с организациями, разработавшими и согласовавшими его. Площадка складирования должна иметь подъезды, обеспечивающие проезд транспортных средств для бесперебойной работы кранов. Между смежными штабелями должны быть оставлены проходы шириной не менее 1 м.^ 3.СОСТАВ И ОСНаЩЕНИЕ БРИГАДЫТаблица 1 Профессия Разряд Кол-во Машинист крана 6 1 Такелажник 3 4 Итого: 5 Таблица 2 Наименование ^ Тип, марка, ГОСТ Кол-во Автомобильный кран РДК-25 г/п 25 т (КС-35714 г/п 15 т) 1 Траверса, г/п 25 т 1 Стропы г.п. 5-15 т комплект 1 Торцевой захват ЗТ1422 1 Лестница инвентарная (большая) ^ ЛПНА-1500-4,1 ГОСТ 26887-86 2 Лестница инвентарная (малая) ЛПНА-1500-2,3 ГОСТ 26887-86 2 Переходный мостик ГОСТ 24258-88 2 Ножницы для резки металла ГОСТ 7210-75*Е 2 ^ 4. ПОГРУЗКА-РАЗГРУЗКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ГРУЗОВ4.1. Крупных изделий и конструкций Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.) широко используют на погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и др.Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным захватом, а в качестве сменного - ковш, зажимы для штучных грузов, крановую стрелу и другие захватные приспособления.Рис.1. Саморазгружающиеся автотранспортные средства а -схема процесса саморазгрузки ферм; б -самосвальный лесовоз; 1 –тягач; 2- подвижная каретка; 3- инвентарная подставка; 4- полуприцеп; 5- опрокидная площадка; 6 - откидная стойка; 7 – домкрат К саморазгружающимся транспортным средствам относят саморазгружающиеся автомобили, которые имеют устройства для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций, лесоматериалов (рис.1) и т.п. или автономные крановые устройства (рис.2).Рис.2^ 4.2. Сыпучих и мелкокусковых материалов Специальные погрузочно-разгрузочные и обычные краны (кран-балки, мостовые краны, козловые, башенные, стреловые, на пневмоколесном и гусеничном ходу, автокраны и др.). Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, могут работать на погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, автопогрузчики и многоковшовые погрузчики.^ Универсальные одноковшовые самоходные погрузчики (рис.3, а, б, в) оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад. Рис.3. Погрузчики:а - одноковшовый с задней разгрузкой (в момент загрузки и выгрузки); б- одноковшовый фронтальный с опрокидным ковшом; в - то же, с челюстным ковшом; г - многоковшовый; д - автопогрузчик с вилочным подхватом; 1 - питатель-шнек; 2- ковшовый элеватор; 3 - рама; 4 -загрузочный лоток; 5- вилочный подхват; 6 -телескопический подъемник^ Многоковшовые погрузчики (непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплены зачерпывающий орган - питатель и ковшовый элеватор, или конвейер (рис.3, г). Такие машины выпускают нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка загребающие лапы и др.). К этой группе погрузочно-разгрузочных машин относят и передвижные ленточные конвейеры, которые используют при погрузке сыпучих, кусковых и мелкоштучных грузов. На выбор грузоподъемных машин и оборудования существенное влияние оказывают: - характер строящегося объекта; - масса монтируемых конструкций; - расположение их в плане и по высоте здания или сооружения; - сроки строительства; - методы организации труда; - технико-экономическая характеристика машин; - расчет экономической эффективности применения отдельных машин и всего комплекса машин, используемых на данном объекте.^ 5. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ5.1. Организация рабочего места на разгрузке с автомашины Подобрать строп по характеру поднимаемого груза и навесить на крюк крана. Подать сигнал крановщику о подаче и опускании стропа на груз на автомашине. Подойти к автомашине, убедится, что в кабине и около машины нет людей, подняться на неё по приставной площадке и произвести строповку груза. Дать команду крановщику о натяжении стропов, убедиться в правильном зацепе крюков. Перейти на приставную площадку. Дать команду крановщику "приподнять груз" на 20-30 см для проверки действия тормозов и надёжности строповки грузов. Отойти от машины на безопасное место в сторону противоположную перемещаемому грузу. Подать сигнал на "подъём и перемещение груза".Рис.4. Организация рабочего места на разгрузке с автомашины^ 5.2. Приём груза на площадку складирования Подготовить место, уложить подкладки, указать место складирования крановщику и отойти на безопасное расстояние. Подать сигнал "опустить груз" на высоту не более 0.5 м над местом укладки. Подойти, навести груз на место складирования с. помощью крючьев или оттяжек и подать сигнал "опустить груз".Рис.5. Приём груза на площадку складирования^ 5.3. Подъем груза с площадки складирования Подобрать строп по характеру поднимаемого груза и навесить на крюк крана. Подать сигнал крановщику о подаче и опускании стропа на штабель требуемого груза. 3. После того, как строп будет опущен на груз, подняться на штабель по приставной площадке и произвести застроповку. 4. Сойти с груза, отойти на безопасное расстояние в сторону противоположную перемещения груза, подать сигнал крановщику о подъёме груза на 20 - 30см. Проверить правильность строповки. 5. Подать сигнал на подъём и перемещении груза.^ 5.4. Погрузка груза на автомашину Подойти к автомашине, убедится, что в кабине и около машины нет людей, подняться на неё по приставной площадке. Подготовить место, уложить подкладки, указать место укладки крановщику и отойти на безопасное расстояние. Подать сигнал крановщику о "подачи груза к месту укладки", опустить груз на высоту не более 0.5м от уровня бортов автомашины. С приставной площадки навести груз на место укладки с помощью оттяжек или монтажных крючьев и подать сигнал "опустить груз". Произвести расстроповку груза, отойти на безопасное расстояние и подать сигнал крановщику «отпустить груз».Рис.6. Погрузка груза на автомашину^ 5.5. Основные указания по складированию материалов Материалы, изделия, оборудования следует размещать на выровненных, утрамбованных, и спланированных площадках и иметь уклон не более 5 градусов, в зимнее время очищенных от снега и льда. На складе между штабелями следует оставлять проходы шириной не менее 1м. а при движении транспорта через зону складирования проезды шириной не менее 3.5м. Складировать изделия в штабели необходимо по одноимённым маркам, надписи марок должны быть обращены в сторону проходов и между ними оставлен зазор в 5 – 10 см. Подкладки и прокладки в штабеле следует располагать в одной вертикальной плоскости., вблизи монтажных петель. Применение круглых прокладок запрещается. При работе на штабелях высотой более 1 м следует применять приставные площадки. Прислонять (опирать) изделия к штабелям и зданиям запрещается. Расстояние от штабеля бровок траншеи (котлована) должно быть не менее 1 м. Прокатную сталь, стальные трубы, арматурные сетки, листы сухой штукатурки, минераловатные плиты, столярные изделия следует хранить под навесом. Пылевидные материалы следует хранить в ларях, силосах или бункерах: сыпучие материалы в штабелях с откосами 1:2 песок и 1:1,5 щебень. При складировании материалов и изделий вблизи ж/дорожных путей расстояние между штабелями и ближайшим рельсом должно быть не менее 2м.^ 5.6. Основные указания машинисту крана 1. Перед началом работы машинист обязан: Получить инструкцию от лица ответственного за безопасное производство работ кранами о месте, порядке, габаритах складирования и о перемещении грузов. Осмотреть крюк, его крепление в обойме, состояние съёмных грузозахватных приспособлений и соответствие массе поднимаемого груза. Опробовать вхолостую исправность действия всех механизмов, электрической аппаратуры, приборов безопасности и тормозов. Проверить при помощи контрольного груза исправное действие ограничителя грузоподъёмности в течение 10 мин. 2. Во время работы крана машинист обязан: Подъём груза производить только стропами, оборудованными крюками с предохранительными замками и в два приёма, сначала груз поднимается на 20-30 см для проверки тормозов и устойчивости, после чего производится дальнейший подъём и перемещение груза на рабочее место. При подъёме и подаче груза выполнять команды только стропальщика или монтажника, специально выделенного из состава бригады и имеющего удостоверение стропальщика. При подаче изделий, подаваемый элемент наводится к месту установки на высоте не более 30 см выше проектного положения и только после проверки правильности наводки, по сигналу стропальщика (монтажника), опустить его для установки в проектное положение. Не допускать перемещение груза в опасной зоне при нахождении в ней людей, над существующими зданиями и за пределами ограждения стройплощадки. Подъем грузового крюка и перемещение стрелы производить только после отхода стропальщика (монтажника) на безопасное расстояние. 3. Совместная работа нескольких кранов должна производиться по схемам и графику совместной работы. 4. Зона работы каждого крана должна быть обозначена предупреждающими знаками. 5. Место работы машин должно быть определено так, чтобы было обеспечено пространство, достаточное для обзора рабочей зоны и маневрирования. В случае, когда машинист или моторист, управляющий машиной, не имеет достаточную обзорность рабочего пространства или не видит рабочего (специально выделенного сигнальщика), подающего ему сигналы, между машинистом и сигнальщиком установить двустороннюю радиосвязь. Использование промежуточных сигналов для передачи сигналов машинисту не допускается.^ 5.7 Основные указания стропальщику 1. Перед началом работы с краном стропальщик обязан: Получить от лица ответственного за безопасное производство работ кранами указание о месте работы, порядке и габаритах складирования материалов и изделий. Подобрать грузозахватные приспособления (тару), соответствующие массе и характеру поднимаемого, согласно схем строповки, груза, проверить их исправность, а также наличие на них клеймили бирок. 2. Перед подачей сигнала о перемещении груза стропальщик обязан: Дать команду машинисту крана приподнять груз на 20-30 см и проверить правильность строповки (при необходимости исправления строповки груз должен быть опущен). Убедиться, что на грузе нет незакрепленных предметов, и что груз не может за что-либо зацепиться. Убедиться, что около груза и в зоне его перемещения нет людей. Отойти на безопасное расстояние в сторону противоположную направлению подачи. . При перемещении груза стропальщик обязан: Сопровождать визуально груз до момента приемки его монтажником или другим стропальщиком. Следить, чтобы груз не перемещался над людьми и был поднят на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. При возникновении опасности немедленно подать сигнал машинисту крана о прекращении перемещения груза. Не опускать груз на автомашину или поднимать при нахождении людей в кузове или кабине. При подъёме, опускании и перемещении груза стропальщик должен находиться за пределами опасной зоны, т.е. со стороны, противоположной подаче груза краном. Стропальщик может находиться возле груза во время его опускания, если груз находится на высоте не более 1м от уровня площадки, на которой стоит стропальщик.^ 5.8. Основные грузозахватные приспособления^ 5.9. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузовСтроповка - это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами). К строповке конструкций предъявляют следующие требования: - строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и грузоподъемному крану должны быть надежными; - трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными; - использование строповых приспособлений, устройств должно быть многократным (приспособления должны быть инвентарными); - расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки); - строповка должна исключать нарушение формы и прочности конструкции, а также ее падение и опрокидывание.Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно применять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки. При свободной укладке груза на петлевые стропы его перемещение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продольном направлении. При перемещении канатными стропами грузов, имеющих острые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать прокладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливают из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней. Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемещаемых грузов. Строповка балок и труб показана на рис. 7, 8. При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсовому пути. Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется правильным выбором грузозахватных устройств. Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах. Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в различных положениях по длине в зависимости от длины труб, а также клещевые захваты. Строповка металлопроката показана на рис. 9.Рис 7. Строповка труб а - торцевыми захвами; б - стропы с втулкой; в - балочной траверсой; г – захватом; д - полотенчатыми стропами; е - кольцевым стропом на удавку; ж - двухпетельными стропами; 1 - проставкаРис.8. Строповка балок:а - металлической (в обхват); б - железобетонной (в обхват); в - металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 – проставкаРис.9. Строповка металлопроката:а - одиночный груз; б - пакет листовой стали; в - бухты проволоки; г - пакет двутавровых балок; д - пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е - эксцентриковые зажимные устройства;1 - струбцина; ^ 2 - скоба монтажная; 3 – проставкаРис.10. Строповка оборудованияа - сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б - задвижки двухпетлевым стропом; в - агрегата двумя двухпетлевыми стропами; г - цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д - короба двумя двухпетлевыми стропами; е - детали станка двумя двухпетлевыми стропами; ж - оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами.^ Примеры схем строповки грузов^ 6. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТВ процессе погрузочно-разгрузочных работ проводится приемочный контроль качества строительных материалов и оборудования. Строительные материалы и оборудование, не соответствующие ТУ или проекту, отбраковываются. Освидетельствование и отбраковку осуществляет комиссия, действующая на основании приказа Подрядчика, который является юридическим лицом, ответственным за принятие комиссией решения. В состав комиссии должны быть включены представитель службы МТС и службы контроля Подрядчика. Комиссия имеет право для решения отдельных вопросов привлекать к участию в работе экспертов и представителей других организаций. Каждая партия строительных материалов и оборудования должна иметь сертификат завода-изготовителя, в котором указываются номер заказа, технические условия или ГОСТ. Контроль предусматривает: комплектность строительных материалов и оборудования; наличие маркировки и ее соответствие имеющимся сертификатам (паспортам); отсутствие недопустимых вмятин, задиров и других механических повреждений, металлургических дефектов и коррозии; Погрузочно-разгрузочные работы необходимо выполнять методами, исключающими удары, рывки и другие воздействия, которые могли бы привести к порче труб и изоляции. При производстве погрузочно-разгрузочных работ такелажные приспособления должны быть проверены на отсутствие задиров и искривлений. Контроль за соблюдением качества выполнения всех операций при погрузочно-разгрузочных работах возлагается на инженерно-технических работников, ответственных за эти работы, и постоянно обеспечивается исполнителями работ.^ 7. Мероприятия по технике безопасностиОбщие требования Погрузочно-разгрузочные работы необходимо выполнять в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. ч.1. Общие требования; СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. ч.2. Строительное производство; ПБ 10-382-00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы (п.5.1-5.9); РД 08-200-98. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности. (доп. и изм.: ПБИ 08-463(200)-02); Рекомендации по технике безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ на всех видах транспорта; РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы. ГОСТ 12.3.009-76* (СТ СЭВ 3518-81)ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности; РД 10-33-93. Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации; а так же инструкций по охране труда крановщика, грузчика, такелажника-стропальщика, лица, ответственного за безопасное производство работ краном ООО «Рамос».К выполнению погрузочно-разгрузочных работ могут быть допущены рабочие: достигшие восемнадцатилетнего возраста; прошедшие медицинский осмотр для определения пригодности по состоянию здоровья к работе по профессии; прослушавшие вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии; прошедшие инструктаж по технике безопасности непосредственно на рабочем месте. Такелажные и стропильные работы могут выполнять лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право ведения этих работ, обеспеченные спецодеждой, защитными касками и оранжевыми жилетами. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются под руководством ответственного лица, назначенного приказом руководителя строительно-монтажной организации, имеющего удостоверение, отвечающего за безопасное перемещение грузов грузоподъемными машинами и аттестованного комиссией на основании «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, обязано: ознакомить рабочих с технологической схемой работ; следить за исправным состоянием такелажных приспособлений; назначить старшего такелажника и, при необходимости, сигнальщика; • допускать к обслуживанию крана только лиц, имеющих соответствующее удостоверение такелажника; особое внимание следует уделить правильности зацепления труб, не допускать перегрузки крана, следить, чтобы не было людей в опасной зоне при работе крана; разрешать работать только с исправными грузозахватными приспособлениями; запрещать перемещение груза волоком и над людьми; запрещать подъем защемленных и неправильно застропованных грузов; прекращать работу на кране при силе ветра более 6 баллов, во время сильного снегопада, тумана или грозы.Грузоподъемные машины, грузозахватные устройства, средства контейнеризации и пакетирования должны удовлетворять требованиям государственных стандартов и технических условий на них. Вес поднимаемого груза с учётом грузозахватных приспособлений и тары не должен превышать максимальную (паспортную) грузоподъёмность крана при данном вылете стрелы. Использование грузоподъёмной машины в более тяжёлом режиме, чем указано в паспорте, не допускается. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, установленного правилами, к работе не допускаются. Забракованные съемные грузозахватные приспособления, а также грузозахватные приспособления, не имеющие бирок не должны находиться в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары. Схемы строповки грузов должны быть вывешены в местах производства работ, а в необходимых случаях графическое изображение строповки должно быть выдано на руки стропальщиками и крановщиками (обслуживающих стреловые краны). Подъем груза должен производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Все сигналы крановщику подаются только одним лицом, сигнал "стоп" подается любым, заметившим опасность. Место производства работ по подъему и перемещению грузов должно быть освещено. При недостаточном освещении места работы, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика (сигнальщика) или перемещаемый груз, работа должна быть прекращена. Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от массы поднимаемого груза с учетом, коэффициента запаса прочности при этом угол между ветвями стропа не должен превышать 90°. Зацепка крюка стропа должна производиться в направлении от центра груза. При разгрузке траверсой застроповку грузов осуществлять, когда ось траверсы совпадает с серединой продольной оси груза. Сигнал машинисту крана о подъеме груза должен быть подан только после того, как все члены бригады удалятся в безопасные места (на переходные мостики, укладываемые на борта полувагона, на площадку с лестницей и т.д.). При подъеме и перемещении груза такелажникам находиться в полувагоне запрещается. Разворот поднятого груза в нужном положении должен осуществляться такелажниками при помощи парных оттяжек или специальных багров. При этом груз должен находиться на высоте не менее 0,5 м от верха встречающихся на пути препятствий. Расстроповка должна проводиться по сигналу мастера (старшего такелажника) только после надежной укладки на транспортное средство или площадку. Запрещается участвовать в погрузочно-разгрузочных работах шоферам или другим лицам, не входящим в состав бригады. Перед погрузкой труб на плетевоз необходимо присоединить буксирным тросом прицеп к автомобилю и под колеса прицепа и автомобиля подложить противооткатные упоры башмаки). При погрузке труб на транспортные средства рабочим запрещается находиться на раме автомобиля и на прицепе, а водителю плетевоза - в кабине. После погрузки труб на плетевоз шоферу необходимо соединить гидро-, пневмо- и электрические системы автмобиля и прицепа между собой.При производстве работ по подъему и перемещению грузов необходимо соблюдение следующих требований: краны должны устанавливаться на все имеющиеся опоры. Под опоры подкладываются устойчивые подкладки, которые являются инвентарной принадлежностью крана; КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ устанавливать и работать на грузоподъемных кранах непосредственно под проводами линий электропередачи; автокраны следует устанавливать так, чтобы расстояние между его поворотной частью (при любом ее положении) и объектом было не менее 1м; установка кранов для работы на свеженасыпном не утрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном более паспортного не разрешается; установка на краю откоса или канавы может производиться при соблюдении расстояний от бровки до ближайшей опоры крана в следующих случаях: Глубина канавы Грунт (ненасыпной)