Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 102 города ЧелябинскаМифы о героях Древней Греции в произведениях искусстваАвтор: Любченко Владислав, 5 г класс МОУ лицей №102 г. ЧелябинскаНаучный руководители: Любецкая Т.И., учитель высшей категории МОУ лицея № 102 г. ЧелябинскаЧелябинск 2010СодержаниеВведение1.Мифы Древней Греции 1.1 Первые записанные произведения-поэмы Гомера2.Мифы Древней Греции в произведениях искусства 2.1 Скульптура 2.2 Архитектура 2.3 Вазовая живопись 2.4 Живопись от эпохи Возрождения2.5 Киноискусство3. Мифы и современность 3.1 Выражения, происходящие из сюжетов древней мифологии в современной речи. 3.2 Характеры богов и героев древнегреческих мифов в современных людяхЗаключениеСписок литературыПриложениеВведение Данная тема лично мне очень интересна прежде всего тем, что культура и искусство Древней Греции всегда привлекали внимание людей, для которых они были уже историей. В средневековье, в эпоху Возрождения, в столетия нового времени художники видели в искусстве древних греков прекрасный образец, неиссякаемый источник чувств, мыслей, вдохновения. Во все времена человек со свойственной ему пытливостью стремился проникнуть в тайну совершенства древнегреческого искусства, разумом и чувством, стараясь постичь сущность эллинских памятников. Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.^ Цель работы - выяснить, как мифы о героях Древней Греции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие подрастающего поколения. Для достижения цели необходимо решить ряд задач: Изучить мифы и легенды Древней Греции. Отобрать произведения искусства разных периодов истории человечества, в которых нашли воплощение мифы и легенды Древней Греции о героях. Выделить те качества мифологических героев, на которые могли равняться и современные люди.^ 1. Мифы Древней Греции.«...боги Греции не что иное, как образы идеального человека, обожествление человека». В. Г. Белинский У каждого народа есть свои истории, в которых рассказывается о происхождении Вселенной, о появлении первого человека, о богах и славных героях, совершавших подвиги во имя добра и справедливости. Подобные легенды возникли в глубокой Древности. В них отразились представления древнего человека об окружавшем его мире, где все казалось ему загадочным и непонятным. Во всем окружавшем его — в смене дня и ночи, раскатах грома, бурях на море -человеку виделись проявления каких-то Неведомых и страшных сил — добрых или злых, в зависимости от того, какое влияние они оказывали на его повседневную жизнь и деятельность. Постепенно неясные представления о явлениях природы оформились в четкую систему верований. Пытаясь объяснить то, что было непонятно, человек одушевлял окружавшую его природу, наделив ее конкретными человеческими чертами. Так был создан невидимый мир богов и героев, где взаимоотношения были такими же, как и между людьми на земле. С каждым конкретным богом связывалось то или иное явление природы, например гром или буря. Человеческая фантазия олицетворяла в образах богов не только силы природы, но и отвлеченные понятия. Так возникли представления о богах любви, войны, справедливости, раздора и обмана и героях, которые помогали людям. Произведения, придуманные в Древней Греции, отличались особым богатством художественной фантазии. Они и были названы мифами (греческое слово «миф» означает рассказ), а от них это название распространилось на такие же произведения других народов. «Будучи изначальной формой мышления человека, миф является генетической основой языка, научных знаний, философии и искусства. Если сравнить определение мифа в разных научных школах, то можно прийти к выводу о том, что мифом проникнуты все сферы не только древнего, но и современного человека. Например: Миф – это сказка, небылица (обыденная практика); аллегоря (античные мыслители); выражение чувств и страстей свободного человека (гуманисты Возрождения); искажённая невежеством картина мира (Просвещение); механизм поддержания традиций, морали, правил поведения, социальных институтов (Б.Малиновский); продукт фантазии, лежащий в основании сновидений (З.Фрейд); база формирования языка (лингвистическая школа – А.А. Потебня и др.); источник волшебной сказки ( В.Я.Пропп) и литературы (М.М.Бахтин); ..сама жизнь. Жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность и телесная…реальность (А.Ф.Лосев); основа массового сознания, стереотипы политической идеологии и социальной психологии (социальная антропология, культурология, политология)»11 Е.С.Медкова Миф и культура – М.:Просвещние, с.16 1.1 Первые записанные произведения - поэмы Гомера. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э ( Приложение №1) В разных странах безымянные народные певцы составляли рассказы о знаменательных событиях, о подвигах и деяниях вождей и придуманных ими героев. Произведения передавались из уст в уста на протяжении многих поколений. Проходили века, воспоминания о прошлом становились все более смутными, и реальность все больше уступала место фантазии. Выбор вершины Олимпа как местопребывания богов объясняется тем, что древние греки считали эту гору самой высокой на свете, а так как они не могли себе представить богов вечно парящими в небесной высоте, то они и избрали эту гору, вершина которой, покрытая вечными снегами и окруженная облаками, казалась им недоступной. Вера в этот миф была поколеблена математиком Ксенагором, давшим в точных и определенных цифрах размеры этой горы. По небесному своду был проложен путь (Млечный Путь), по которому боги отправлялись на Олимп для торжественных собраний. Эти божественные собрания воспевались на разные лады поэтами. Долгое время считалось, что подобные произведения — фантастический вымысел, но оказалось, что это не совсем так. В результате археологических раскопок была найдена Троя, причем именно в том месте, о котором говорилось в мифах. Раскопки подтвердили, что город несколько раз разрушали враги. Несколько лет спустя, были раскопаны развалины огромного дворца на острове Крит, о котором также рассказывалось в мифах. Так соединились вместе истории о явлениях природы и богах, управляющих этими силами, и рассказы о реальных героях, живших в далекие времена. Древние легенды стали мифами. Их образы продолжают жить и сегодня, в произведениях живописи, литературы и музыки. Хотя образы мифических героев и пришли из далекого прошлого, их истории продолжают волновать людей и в наше время. ^ 2.Мифы Древней Греции в произведениях искусства. «Искусство начинается мифологией, ею живёт и ею творит» В.Н.Топоров 2.1 Скульптура. Мастера Древней Греции и Древнего Рима воплотили в своих произведениях многие сюжеты мифов и легенд, олицетворили и оживили богов и героев мифов в скульптуре и живописи. В первоначальную эпоху появления мифов изображения богов в Греции не были портретами богов, а только их символами, причем голове старались придать характерные для каждого бога черты или поворот, руки держали множество атрибутов, часто благодаря слишком большому количеству этих атрибутов изображения становились страшными или комическими. (Приложение №2.)С изображениями богов и героев мифов в Греции обращались, как с людьми: мыли их, умащивали душистыми маслами и мазями, одевали и украшали драгоценностями. С течением времени искусства усовершенствовались, и мастера Греции уже всегда придают своим богам человеческие формы, «потому что, - как говорит Фидий (скульптор и архитектор Древней Греции), - мы не знали ничего совершеннее человеческих форм». В этот период в Греции статуи богов и героев мифов становятся настоящими произведениями искусства, бессмертными шедеврами. Масса путешественников начинает посещать храмы Греции, движимая уже не одной только набожностью, но и желанием полюбоваться этими прекрасными изображениями, выражающими наяву сюжеты, описанные в мифах. Так, например, Венера Праксителя в Книде привлекала всех любителей искусства и поклонников чистой красоты в Греции. ( Приложение №3.) Её образ являлся эталоном красоты у многих женщин в разные исторические эпохи. В 1540 г. в термах Каракаллы была найдена скульптура, известная сегодня как Геракл Фарнезе (по имени бывшего владельца). Она изображает Геракла, опирающегося на палицу. Автор этого произведения – афинский скульптор Гликон ( I в. до н.э.) и, возможно, представляет собой копию оригинала работы Лисиппа ( конец IV в. до н.э.). Мужчина в цвете лет, с атлетическими формами, с сильно развитой мускулатурой, небольшою головою, покрытою курчавыми короткими волосами, с сильно выдающейся нижней частью лба, с широкой, но короткой шеей. Самыми замечательными статуями этого типа считаются античная статуя «Отдыхающий Геркулес» и статуя, известная под названием «Геркулес Фарнезский». Одной из самых впечатляющих современных композиций является «Стреляющий Геракл» Бурделя (1909). Ни один герой мифологии не пользовался такой популярностью в искусстве, как Геракл (Геркулес). 2.2 Вазовая живопись. В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде - это носитель искусства эллинов, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление об образе жизни древних греков и их культуре. Много сюжетов о Геракле можно увидеть на античных вазах: «Деянира призывает Геркулеса на помощь», «Геркулес в саду Гесперид», подвиги Геракла.Амфора, на которой изображён «Геракл, выводящий Кербера из подземного мира», хранится в Московском музее им. А.С.Пушкина. Герой показан склонённым к двуглавому псу Керберу, стражу подземного мира, с вьющимися над его лбом змеями. Кербер чувствует силу героя и готов смириться со своей участью. Сзади стоит Гермес, бог-проводник.( Приложение №8, приложение №9) 2.3. Архитектура Время не пощадило архитектуру древних греков. Сохранилось всего несколько руин. Но и по этим руинам, полным непередаваемой красоты и величия, можно судить об искусстве древнегреческих зодчих. Правда, это исключительно храмы, театры и другие общественные здания. Жилой дом греки не считали предметом искусства. Они презирали роскошь в одежде и домашней обстановке. Их белые, крытые черепицей дома были очень скромны и даже не имели окон на улицу. Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно посмотреть па храм Посейдона в Пестуме (начало V в. до н. э.), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих приземистых колонн с нависшими тяжелыми капителям и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны. Со временем пропорции меняются: колонны становятся более стройными, расстояние между ними увеличивается, а капители и балки уменьшаются. От этого архитектура приобретает большую легкость и приветливость, здания как бы наполняются светом и воздухом. Вершина греческой архитектуры - Парфенон - храм богини Афины Парфенос (Девы), построенный в V в. до н. э. зодчими Иктином и Калликратом в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов. (Приложение №4).О нем даже сложили поговорку: «Если ты не был в Афинах — ты верблюд, если был и не восхитился — осел». Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города — Акрополе. Его беломраморный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост — мраморный четырехугольник, окруженный невысокими дорическими колоннами, которые почти вдвое ниже колонн московского Большого театра. И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичности гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек, приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе. Фасад Колеонской церкви в Пергаме наряду со сценами из Ветхого Завета украшают и лепные изображения подвигов Геракла. На кафедре Пизанского собора изображение Геракла олицетворяет силу христианского духа. 2.4 Живопись от эпохи Возрождения. Уже начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали черпать вдохновение для своих творений из сюжетов древних греков и римлян. Неискушенный посетитель художественного музея оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья Икару”),(Приложение №5) К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”), И. Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю”), “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта. Образ Одиссея – один из любимейших в изобразительном искусстве, особенно во времена Возрождения. Рубенс, Йорданс, Тибальди, Караччи, позже Тёрнер и Серов оставили замечательные интерпретации этого героя. Античность была и осталась вечной школой художников. Когда начинающий художник приходит в классы, ему дают рисовать торс Геракла, голову Антиноя. Период ученичества остается далеко позади, а зрелый мастер снова и снова обращается к образам античности, разгадывая тайну их гармонии и неувядаемой жизни. Полотна кисти Караччи, Веронезе и Пуссена посвящены теме «Выбор Геркулеса» Читая стихотворения А.С. Пушкина (особенно ранние) и не зная мифологических образов, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл, вложенный в произведение. То же можно сказать и о стихах Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, баснях И.А. Крылова и других гениев. Петрарка создал художественный образ Геракла, размышляющего над выбором жизненного пути. 2.5 Киноискусство Греческой мифологией люди интересуются уже на протяжении 2 000 лет. Многие кинорежиссеры использовали в своих произведениях мифы и легенды Древней Греции. В кинофильмах мы имеем наглядную возможность наслаждаться историями Геракла, Одиссея, Ясона и аргонавтов, пересказанных для современников с помощью актеров и компьютерной графики. Режиссеры фильмов не только рассказывают о самих мифах, они пытаются заглянуть глубже, чтобы обнаружить новые интригующие для современников темы. Геракл живёт с людьми, помогает людям и тем нравится многим зрителям разных возрастов. Студия ВВС: «Древняя Греция. Герои мифов и легенд», предоставляют нам возможность увидеть подвиги Одиссея и то, как он разрывается между славой великого воина и счастьем домашнего очага.Последние два фильма 2010 года с использование мифологических сюжетов «Перси Джексон и похититель молний», «Битва Титанов» Главный персонаж «Перси Джексона…» — мальчик, узнавший, что его род берет начало от греческого бога. В сопровождении сатира и дочери Афины он отправляется в опасное путешествие, чтобы примирить богов. На протяжении всего фильма храбреца пытается остановить целый сонм мифологических врагов. Его также ждет встреча с отцом и оракулом, предсказывающим предательство друга.( Приложение №10) В фильме «Битва Титанов» - Персей, сын бога, воспитанный человеком, не смог защитить свою семью от Аида, мстительного повелителя подземного мира. Теперь ему уже нечего терять, и он добровольно соглашается возглавить опасную миссию, чтобы одержать победу над Аидом до того, как тот отберет власть у Зевса и выпустит демонов подземного царства на Землю. Возглавляя отряд бесстрашных воинов, Персей отправляется в рискованное путешествие по лабиринту запретных миров. Чтобы победить в свирепой схватке с жуткими демонами и злобными чудовищами, противостоять злому року и стать хозяином своей судьбы, он должен осознать и принять свою божественную силу.( Приложение№11) Ведь такие качества человека как смелость, храбрость, умение преодолевать трудности нам так необходимы и в наше время.^ 3. Мифы и современность. 3.1 Выражения, происходящие из сюжетов древней мифологии в современной речи. В повседневной речи мы часто употребляем такие известные выражения, как “Авгиевы конюшни”, “Эдипов комплекс”, “Ахиллесова пята”, “Кануло в лету”, “Содом и Гоморра”, “Все в Тартарары”, “Взгляд Горгоны”, “Геростратова слава” и другие. Происхождение их связано с сюжетами древней мифологии. Вот примеры некоторых из них: “^ Ахиллесова пята” – пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда “ахиллесова пята” – уязвимое, слабое место; “^ Кануло в Лету” – в подземном царстве Аида струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Это выражение означает – забыть навсегда; “Все в Тартарары” – мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Все что ни сделано, все напрасно; “^ Геростратова слава” – слава о Герострате, который, желая прославиться, сжег храм Артемиды в Эфесе, означает память о злодеянии; “^ Танталовы муки” – Зевс разгневался на своего сына Тантала за то, что он считал себя богоподобным и низверг его в мрачное царство брата своего Аида. Там он несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки... Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой. Отсюда выражение “Танталовы муки” означает нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь. “^ Дойти до Геркулесовых столбов” – столпы (столбы) Геракла или Геркулесовы столпы (столбы) – древнее название двух скал на противоположных берегах Гибралтарского пролива (современные Гибралтар и Суета). Геракл обозначил ими предел своих странствий до Океана, и в переносном смысле “дойти до Геркулесовых столбов” означает “дойти до предела”; “^ Нить Ариадны” – Перед предстоящим боем с Минотавром в лабиринте, Ариадна дала Тесею клубок ниток. Тесей привязал конец клубка перед входом в пещеру и только так смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение “нить Ариадны”, “путеводная нить”; “^ Сизифов труд” – за обман бога смерти Таната, несет Сизиф тяжкое наказание в загробной жизни. “Он вынужден вкатывать на высокую, крутую гору громадный камень. Напрягая все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится с него от тяжелой работы. Все ближе вершина, еще усилие – и окончен будет труд Сизифа, но вырывается из рук его камень и с шумом катится он вниз, поднимая облака пыли. Снова принимается Сизиф за работу. Так вечно катит камень Сизиф и никогда не может достигнуть цели – вершины горы.” Это выражение стало крылатым для обозначения нескончаемой и бессмысленной работы. Мы, порой говорим о титанических усилиях и гигантских размерах , о паническом страхе, об олимпийском спокойствии или о гомерическом. К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке, опираясь на мифологию. 3.2 Характеры богов и героев древнегреческих мифов в современных людях. В детстве мифы и легенды древних времен далекой Греции, где всегда светит солнце и зреет виноград, воспринимаются как увлекательные сказки, и долгое, полное приключений странствие Одиссея читается на одном дыхании. Воспоминания о волшебном мире богов и героев не покидают нас уже никогда. Античная красота поражает воображение. Детям от рождения свойственны те или иные личностные черты – энергичность, упрямство, миролюбие, любознательность, склонность к одиночеству, потребность в компании. У разных мальчиков различные физические задатки, нрав и отношение к внешнему миру. Новорожденный, который зычным криком сразу же заявляет миру о своем праве требовать все и немедленно, а к двум годам, не раздумывая, активно включается в любую деятельность, очень отличается от добродушного сговорчивого карапуза, который с самого младенчества кажется воплощением благоразумия. Они отличаются друг от друга так же, как буйный, склонный к физической деятельности Арес и уравновешенный дружелюбный Гермес. Очень хорошо отражены характеристики этого архетипа в символизирующем Зевса орле: паря высоко над землей, орел обладает широким кругозором. Во все времена детям хотелось быть похожими на сильных, смелых, красивых и умных мифологических героев. Благодаря своей выносливости, смелости и готовности служить людям, Геракл был идеалом для стоиков. Он выбрал трудный путь – служению людям. Подвиги Геракла идут от чистоты физической (очистка конюшен) к чистоте духовной ( от соблазнов, искушений). Одиссей привлекает своей изобретательностью, находчивостью, любознательностью. Его тяга к путешествиям и странствиям свойственна многим молодым людям. Прометей, подаривший людям огонь.ЗаключениеДревняя Греция внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Проходят тысячелетия, а человечество проживает все в тех же политических системах, которые впервые появились в Древней Греции. Ученые используют законы, впервые сформулированные древними греками. Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Современные скульпторы учатся по шедеврам древнегреческих мастеров. А современный театр снова и снова открывает зрителям XXI века глаза на вечные проблемы, о которых размышляли как древнегреческие драматурги, так и философы. Мы, современные люди, учимся на мифах Древней Греции быть похожими на сильных, стойких, ловких и выносливых героях и богах. Пытаемся достичь высот в творческой деятельности. Пытаемся развивать в себе тот дар, которым, как полагали древние греки, наделили человека боги, чтобы мир стал светлее, чище и лучше.Список литературы Н.А.Кун "Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима", -М.: Правда, 1988 Мифы и легенды Древней Греции/ Сост. А. И. Немировский Интернет ресурсы: http://volk77.narod.ru/divan/ziviliz/grezija.html http://www.ckazka.com/myth/grec/grec.htmlhttp://greciya-mif.com/fotografii/7/(картинки)http://sveta-artemenkova.narod.ru/kurs/dly_primera_62.htmlhttp://www.syntone.ru/library/books/content/1874.htmlhttp://potomy.ru/questions/2128.htmlhttp://mif-greece.ru/ar1/page12.html http://smallbay.ru/rubens.htmlПриложениеПриложение №1 «Гомер с поводырем"1890 Приложение №2. «Дискобол» Приложение №4 «Парфенон в Афинах»Приложение 4. Храм Парфенон на АкрополеПриложение №3. «Венера ПраксителяПриложение 7. Подвиги Геракла Приложение №5 «Дедал, привязывающий крылья Икару»П.СоколоваПриложение 7. С античного барельефа. Подвиги Геракла. Приложение № 8 Классическая амфора, изображающая поединок Геракла со львом.Приложение №9 Крышка пиксиды с белыми элементами росписи, изображающая Геракла на Олимпе Приложение № 11 «Битва Титанов»Приложение №10 «Перси Джексон и повелитель молний»