Содержание Введение 3§ 1. Понятие, сущность и виды адаптации 4§ 2. Основные стадии адаптации работника 9§ 3. Мероприятия, обеспечивающие успешность адаптации личности в организации 13Заключение 15Список литературы 16 Введение Причины интереса исследователей к проблеме адаптации в сфере труда заключаются в определяющем влиянии этого процесса на эффективность последующей профессиональной деятельности специалиста, поскольку достижение высокого уровня адаптированности (как цели адаптационного взаимодействия личности и среды) является основой, базой для перехода к творческой, преобразующей деятельности личности. Важность правильной адаптации и введения в курс дела новых сотрудников в организации трудно переоценить. При поступлении на работу кандидат лишь приблизительно представляет себе, что ценит организация в своих работниках и чего она ожидает от них. У самих кандидатов заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе. В том случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, сотрудник будет чувствовать разочарование, неудовлетворенность и в конце концов уволится. Период адаптации для молодых специалистов отличается особой сложностью, так как связан с существенным изменением цели, характера, условий деятельности, социального окружения, их статуса и ролей. Адаптивные способности личности, а также степень соответствия конкретных жизненных планов молодого человека всему многообразию реальных условий в организации определяют в конечном счете его стабильность как работника. В условиях современного этапа социально-экономического развития страны первостепенное значение имеет задача резкого повышения эффективности общественного производства, решение которой в немалой степени связано с использованием потенциала человека. Значительный резерв эффективности заключается в улучшении использования молодых специалистов, ускорении их адаптации.^ § 1. Понятие, сущность и виды адаптации Понятие адаптации принадлежит к одному из наиболее широко употребляемых в самых различных науках. Обратимся к определению этого понятия. «Адаптация (от позднелатинского «adaptio») — приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования».1 «Адаптация — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда».2 «Адаптация – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям».3 Несмотря на большое разнообразие, общими во всех определениях являются следующие моменты: процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов; это взаимодействие разворачивается в особых условиях - условиях дисбаланса, несогласованности между системами; основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой может варьировать в достаточно широких пределах; достижение цели предполагает определённые изменения во взаимодействующих системах. То есть это процесс, направленный на поддержание стабильности и равновесия, он начинается в момент изменения стабильного состояния субъекта в одной среде и заканчивается при наступлении аналогичного состояния в другой. Приспособление же начинается с момента изменения внутри среды, перемены самой среды либо изменения самого субъекта. В процессе жизнедеятельности человек адаптируется ко многим социальным средам: семье, учебным заведениям, новому месту жительства и т.д. Приступая к работе в какой-либо организации, человек вступает в процесс адаптации к трудовой деятельности, к этой организации, новому для него коллективу. Начинается процесс так называемой производственной адаптации.^ Процесс производственной адаптации - один из наиболее сложных видов адаптации, суть которого состоит во включении работника в новую для него производственную среду, усвоении им производственных условий, норм трудовой деятельности, установлении и расширении взаимосвязей между работником и производственной средой. Многозначность понятия «адаптации» выражается и в том, что под адаптацией понимается не только процесс, но и результат. Результатом адаптации к предприятию является состояние соответствия между производственной средой (среда адаптации) и работником (субъект адаптации). Но это соответствие никогда не бывает абсолютным. Кроме того, оно носит обратимый характер и в любой момент может быть нарушено, так как личность работника, его потребности и интересы претерпевают изменения, в то же время меняются и производственные условия. Если рассматривать классическую для понятия «производственной адаптации» диаду «работник — организация», то есть основания считать в ней определяющим элементом работника. Организация в своем развитии более инертна по сравнению с работником, а возникающее несоответствие между интересами работника и организации обычно устраняется не путем изменения производственных условий в пользу работника, а путем его увольнения. Производственная адаптация — только часть адаптации к организации, так как в последней имеются и непроизводственные аспекты: адаптация к бытовым условиям, предоставляемым на предприятии, к непроизводственному общению с коллегами. Объект производственной адаптации состоит из элементов, которые могут рассматриваться на самых различных уровнях. Они достаточно условно разделены по блокам, в соответствии с которыми выделены следующие аспекты адаптации.^ Профессиональная адаптация. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. Как правило, удовлетворенность трудом наступает при достижении определенных результатов, а последние приходят по мере освоения сотрудником специфики работы на конкретном рабочем месте. «Профессиональная адаптация проходит два этапа: на первом идет формирование у работника положительного отношения к определенному виду трудовой деятельности, характеру, условиям, режиму и организации труда; на втором - овладение требуемыми профессиональными навыками и умениями, их закрепление в условиях конкретного производства, приобретение знаний, позволяющих быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия».1^ Психофизиологическая адаптация. Этот аспект отражает приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.Социально-психологическая адаптация. Одновременно с освоением условий труда работник вступает в процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации. «Это процесс налаживания конструктивных отношений с ближайшим социальным окружением в коллективе, приспособления к традициям и неписаным нормам коллектива (организационной культуре), к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе».1 В ходе такой адаптации сотрудник получает информацию об отношениях в коллективе и отдельных формальных и неформальных группах, о социальных позициях отдельных членов группы. Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым социальным опытом, со своими ценностными ориентациями. При социально-психологической адаптации происходит взаимодействие с коллективом организации в целом, вторичным (отдел) и первичным коллективом (сектор, бригада). Для нового работника характерна готовность адаптироваться в новой для него среде, то есть установка на формирование определенной степени слияния с новым коллективом. Социологи и психологи выделяют несколько ступеней социально-психологической адаптации, различающихся по степени общности адаптанта и коллектива.2 Социально-психологическая адаптация может «застыть» на любой из них. Начальная ступень - внешняя переориентация, когда индивид не признает системы ценностных ориентации нового коллектива, но старается этого не подчеркивать и не вступать с ним в конфликт. Вторая ступень - личность и коллектив обоюдно признают систему эталонов поведения друг друга, но не меняют своих прежних позиций. Эта ступень, как и предыдущая, неустойчива: в конечном счете, начинает доминировать одна из сторон, либо адаптант покидает коллектив. На третьей ступени личность воспринимает систему ценностей коллектива, но и он под ее влиянием изменяет свою систему ценностей. Четвертая ступень - так называемая «ассимиляция». Индивид практически полностью внутренне принимает ценностные ориентации и взгляды членов коллектива и целиком перестраивает свои психологию и поведение. Последняя ступень едва ли желательна, поскольку здесь личность как бы растворяется в коллективе, отождествляясь с ним, теряет часть своей целостности. И с точки зрения влияния коллектива на нового работника она далеко не во всех случаях благоприятна, так как в коллективе могут господствовать нездоровые ценностные ориентации. Социально-психологическая адаптация имеет достаточно сложную структуру, которая включает в себя познавательный, практический и эмоциональный аспекты. Познавательный аспект связан с получением новичком разнообразной информации о формальной и неформальной структуре коллектива. Практический - с непосредственным включением его в социальную жизнь предприятия. Эмоциональный аспект выражается в формировании определенного уровня удовлетворенности взаимоотношениями в группе и своей позицией в их системе. Социально-психологическая адаптация — это прежде всего адаптация к негласным нормам внутриколлективных отношений. Вместе с тем существуют еще и формально закрепленные требования, к которым работник также должен адаптироваться, но уже в процессе организационной адаптации.^ Организационная адаптация. В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Здесь создаются связи и отношения между работником и организацией, которые упорядочивают их взаимодействие.^ Экономическая адаптация. Экономическая адаптация тесно связана с другими аспектами адаптации. Например, каждая профессия отличается особыми способами материального стимулирования, а заработная плата связана с его условиями и организацией. Объектом экономической адаптации являются уровень заработной платы и, что стало актуальным в последнее время, своевременность ее выплаты.Непроизводственная адаптация выражается во внепроизводственном общении с коллегами: совместном отдыхе, обучении, занятиях спортом и т.д. «Несмотря на различие между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует наличия единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации».1 Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, своему подразделению и порученному делу. Это является непременным условием высоких рабочих показателей.^ § 2. Основные стадии адаптации работника Адаптацию можно определить как «процесс обеспечения работника необходимой информацией, навыками, пониманием целей и задач организации. В этом случае целью адаптационного периода будет привыкание специалистов к организации, обеспечение повышения эффективности их труда».2 По сути, адаптационный процесс начинается еще в период оценки будущего работника, когда ему предоставляется информация о структуре, характере деятельности организации, его потенциальной должности. Это могут быть беседа руководителя с кандидатом на место работы, знакомство с коллективом, какие-либо другие приемы и методы. Конечно, успешность и эффективность адаптации зависят, прежде всего, от нового работника, его профессиональных и личностных качеств, его желания работать в данной организации. Но немаловажную роль здесь играют руководитель нового работника и его коллеги. Нередко в первые дни работник испытывает неуверенность, робость перед коллегами, которые довольно часто демонстрируют их многолетнюю принадлежность к организации и опыт. Новичку вручают потрясающее число директив и рабочих инструкций, а затем оставляют одного. Здесь огромная доля ответственности ложится на непосредственного руководителя, так как именно он должен четко представлять, для чего ему нужен новый работник, каким он должен быть, чтобы органично войти в состав коллектива. Процесс трудовой адаптации имеет содержательную и организационную стороны. Содержательная сторона характеризует степень изменения поведения человека в процессе адаптации и имеет несколько стадий: стадия ознакомления, стадия приспособления, стадия ассимиляции, стадия идентификации. Рассмотрим их подробно.^ Стадия ознакомления. По окончании этой стадии адаптант должен четко представлять, что и как он должен делать, кто и почему будет связан с его деятельностью. Новый специалист узнает цели и задачи организации, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями, ожиданиями и представлениями о данной организации. Очень важно на этом этапе понять, действительно ли данная должность, данное место работы подходят адаптанту, не ошибся ли он в выборе. И если на эти вопросы получен отрицательный ответ, лучше уйти из организации. Администрация организации в свою очередь проводит следующую работу по отношению к новому сотруднику: - окончательно подтверждает правильность решения о зачислении сотрудника в штат; - обеспечивает скорейший переход специалиста в режим полноценного исполнения возложенных на него функций; - выявляет потенциальные возможности, не раскрытые в предшествующей трудовой деятельности, если таковые вообще имеются; - окончательно определяет профессиональные категории нового сотрудника, а, следовательно, схемы организации последующего индивидуального развития в процессе дальнейшей работы. Все вышеназванные вопросы должны быть разрешены во время испытательного срока или стажировки нового сотрудника. Испытательный срок в настоящее время используется многими организациями в качестве эффективного метода завершающей стадии отбора персонала. Прежде всего, он объективно мобилизует работника на достижение установленных параметров его работы в предельно сжатые сроки с целью убедить работодателя в правильности сделанного выбора. С другой стороны, администрация организации получает возможность оценить уже не предполагаемые, а фактические качества претендента еще до момента окончательного зачисления его в постоянный штат. Предварительная стажировка в отличие от испытательного срока предполагает проверку не только фактических качеств претендента, но и предъявляемых к нему дополнительных требований, касающихся будущей трудовой деятельности, например, освоение новой операции, приобретение необходимых знаний и навыков в смежных областях и т.п. Чаще всего необходимость в стажировке возникает у сотрудников, допустивших длительный перерыв в профессиональной деятельности. Стажировка может проводиться как по месту основной деятельности, так и в специализированных учебных центрах. Необходимыми элементами организации этой формы первичного развития выступают назначение руководителя стажировки и утверждение ее программы. По окончании стажировки проводится плановая аттестация, по результатам которой и принимается решение о зачислении сотрудника в штат.^ Стадия приспособления. Практика показывает, что период адаптации специалиста на новом рабочем месте может занимать от одного месяца до одного года. Конкретная его продолжительность прямо зависит от помощи, которую ему оказывают непосредственный руководитель, служба персонала, коллеги и подчиненные. Большое значение имеет консультационная помощь со стороны непосредственного руководителя.^ Стадия ассимиляции, то есть стадия полного приспособления. Молодой специалист полностью справляется со своими должностными обязанностями, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива. Эта стадия является самой продуктивной в процессе адаптации. Обычно работники так и остаются на ней. Здесь опять важно обратить внимание на взаимодействие целей организации и работника. Если они прямо противоположны, адаптант никогда не достигнет этой стадии. Если же происходит отождествление целей организации и адаптанта, начинается следующий этап — идентификация. Как уже отмечалось выше, с позиций формирования личности достижение этого этапа вряд ли желательно, поскольку адаптант полностью подчиняется коллективу.Стадия идентификации — отождествление личных интересов и целей с целями коллектива и организации в целом.1^ § 3. Мероприятия, обеспечивающие успешность адаптации личности в организации Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются: - качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников; - объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); - отработанность организационного механизма управления процессом адаптации; - престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации; - особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника; - гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации; - особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе; - личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п. Особое значение имеет организационный механизм управления адаптацией. Это ключевое условие ее успешного осуществления. Неотработанность данного механизма для отечественных организаций является одной из главных причин декларативности управления адаптацией и лозунгового провозглашения ее необходимости. В работе по проведению трудовой адаптации новых сотрудников существует необходимость в использовании специально разработанной программы адаптации, которая содержит в себе целый комплекс мероприятий, позволяющий снизить как временные, так и психологические затраты на адаптацию новых сотрудников. Она включает в себя три раздела: введение в организацию; введение в подразделение; введение в должность.Введение в организацию - это довольно длительный процесс, занимающий 1 -2 первых месяца работы. «Спланированная работа по введению работника в организацию предполагает обеспечение его основной информацией об организации и о перспективах, которые он может иметь, работая в ней. Работнику сообщают сведения об истории организации, ее перспективах, политике и правилах. Сюда также включаются сведения о структуре компании, организации работы подразделений и их взаимодействии, порядке работы, количестве и расположении подразделений и филиалов и др.».1^ Введение в подразделение. Основная нагрузка здесь ложится на руководителя подразделения.Введение в должность. Непосредственный руководитель нового работника начинает свое общение с новичком после того, как с ним побеседовал руководитель подразделения. Он отвечает за его ознакомление с работой и с его основными функциональными обязанностями. Заключение Адаптация личности в организации — это социально - психологический процесс, который при благоприятном течении своим итогом закономерно имеет состояние адаптированности личности. Важным аспектом работы с кадрами является управление адаптацией личности в организации. Поступая на работу в организацию, с одной стороны, человек сталкивается с новой системой внутренних отношений, ценностей, распределения функций, социальных ролей, условий, содержания труда. Его результативность будет зависеть от того, насколько быстро он сумеет адаптироваться к изменениям, произошедшим в его жизни. С другой стороны, и коллектив, в который он входит, также должен адаптироваться к новому его члену. Адаптация представляет собой процесс приспособления к новым условиям работы в результате изменений в составе работников подразделения. Чем выше должность, на которую приходит новый работник, тем сложнее идет процесс двусторонней адаптации. Для эффективности будущей деятельности имеет значение как профессиональная, так и социальная адаптация персонала. Важность этого аспекта кадровой работы требует разработки системы мер по управлению данным процессом. Важно помнить, что проведение целенаправленной адаптации сотрудников — насущная необходимость для современных организаций. С помощью применения инструментов по адаптации и введения в курс дела новых сотрудников, а также с учетом знания основных закономерностей адаптации людей на новых рабочих местах организация может решить множество управленческих проблем и существенно повысить результативность труда.^ Список литературы Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс. — М.: Академический Проект; Трикста, 2004. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. Словарь – справочник по психологии. – М., 1999. Управление персоналом / Под редакцией к.э.н., проф. О.И. Марченко. - М.: «Ось-89», 2004. Управление персоналом на производстве / Под ред. проф. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2004. Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: ГроссМедиа, 2005. 1 Словарь – справочник по психологии. – М., 1999. – С. 87. 2 Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 358. 3 Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 19. 1 Управление персоналом / Под редакцией к.э.н., проф. О.И. Марченко. - М.: «Ось-89», 2004. – С. 98. 1 Шапиро С.А. Управление человеческими ресурсами. – М.: ГроссМедиа, 2005. – С. 147. 2 Управление персоналом / Под редакцией к.э.н., проф. О.И. Марченко. - М.: «Ось-89», 2004. – С. 99. 1 Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс. — М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – С. 779. 2 Управление персоналом / Под редакцией к.э.н., проф. О.И. Марченко. - М.: «Ось-89», 2004. – С. 104. 1 Управление персоналом на производстве / Под ред. проф. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 160. 1 Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. – С. 124.