3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИДля разработки стратегии развития Липецкой области с целью выявления проблем был осуществлен стратегический анализ по методике SWOT. Результаты анализа приводятся ниже.3.1. Стратегический (SWOT) анализ развития промышленности Липецкой области Табл.3.1.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T) Сильные стороны (S) Ежегодный рост объема производства (105%). Рост инвестиций в основной капитал (на 30% в 2005 г. к 2004 г.). Рост производства импортозамещающих комплектующих изделий для белой техники. Наращивание объемов производства белой техники и гарантируемый выход на планируемую мощность. Крупномасштабное техническое перевооружение на ряде предприятий области. Строительство новых объектов и производств. Слабые стороны (W) Моноотраслевая структура промышленности. 90 % экспорта приходится на черную металлургию. Износ основных фондов > 60 %. Неполная загрузка производственных мощностей. Высокий удельный вес убыточных предприятий. Высокий удельный вес продукции с низкой долей добавочной стоимости. Снижение эффективности легкой и химической промышленности. Низкий удельный вес инновационной продукции в общем объеме производства. Возможности (О) На большинстве предприятий имеются конкурентоспособные мощности. Наличие незанятого в экономике трудоспособного населения и возможность его вовлечения в промышленное производство. Создание и развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Тиражирование проектов особой экономической зоны вне ее территории. Наличие перспективного плана развития ОАО "НЛМК". Угрозы (T) Вступление России в ВТО. Высокая изношенность основных фондов приведет к неконкурентоспособности продукции. Изменение конъюнктуры мирового рынка черных металлов. Табл.3.1.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO 1.Дополнение вертикальной интеграции бизнеса ОАО "НЛМК'' горизонтальной диверсификацией с распространением на вновь создаваемые бизнесы высокоэффективных принципов корпоративного управления ОАО "НЛМК''. 2.Реализация проектов по созданию особых экономических зон промышленно-производственного типа как федерального, так и регионального уровня. 3.Наличие конкурентоспособного территориального кластера, конкурентной сети близко локализованных предприятий по производству холодильников и стиральных машин марки "ИНДЕЗИТ", пять предприятий, работающих по кооперации с ним и крупнейший в Европе Центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники с единовременным хранением около 200 тыс.единиц продукции. 1. Дефицит высококвалифицированных специалистов. ^ Возможности (О) ST WT 1.Прогнозируемый в долгосрочном периоде рост объемов потребления продукции черной металлургии на внутреннем рынке в некоторой степени компенсирует риски создания и развития новых производств в области. ^ 1.Резкое и продолжительное изменение конъюнктуры рынка черных металлов ставит под угрозу бюджетную поддержку большинства социальных программ. "Угрозы" (Т) В результате выделяются стратегические цели и задачи:ЦЕЛИ:1.Диверсификация промышленности области, в том числе за счет создания и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа. 2.Создание предприятий, производящих продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости. 3.Создание предприятий производящих импортозамещающую продукцию, как на областном, так и на российском рынке. 4. Создание условий для ускоренного развития промышленности области на основе внедрения и коммерциализации наукоемких технологий. 5.Вовлечение в производственную деятельность формально не занятого в экономике области населения. 6.Совершенствование работы с отходами предприятий с целью улучшения экологической ситуации («ноль на свече»). ЗАДАЧИ:1. Продление действия областной программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий. 2. Корректировка областной программы развития промышленности в соответствии со Стратегией. 3. Создание и развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа федерального и регионального уровня. 4. Создание и развитие региональной инновационной системы в промышленности области. 5. Создание и развитие крупных инфраструктурных субъектов производственно-технологической поддержки инновационной деятельности. 6. Внедрение современных принципов корпоративного управления на предприятиях области.^ 3.2. Стратегический (SWOT) анализ развития пищевой и перерабатывающей промышленности Липецкой области Табл.3.2.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T) Сильные стороны (S) Пищевая и перерабатывающая промышленность имеет устойчивый темп роста: 2000 г. – 108%, 2001 г. – 128%, 2002 г. – 134%, 2003 г. – 119%, 2004 г. – 113%, 2005г. - 119%. Наличие конкурентоспособных пред-приятий, выпускающих качественную продукцию, соответствующую европейским и мировым стандартам, и имеющих стабильный спрос на товарном рынке. (ОАО "Липецкмолоко", ОАО "ЭКЗ "Лебедянский", ОАО "Липецкий хладокомбинат", ОАО "Липецкхлебмакаронпром" и др.) . Обеспеченность квалифицированными кадрами. Слабые стороны (W) Дефицит сырья для мясной и молочной отраслей, что приводит к недоиспользованию мощностей, увеличению себестоимости продукции. Слабая организация службы маркетинга на ряде предприятий и, как следствие, потери рынков сбыта. Недостаток оборотных средств. Невысокая рентабельность, убыточность ряда предприятий.Невысокая инвестиционная привлекатель-ность ряда предприятий. Возможности (О) Принятие областных Программ, предусматривающих существенное увеличение выработки продукции животноводства и растениеводства с ее последующей переработкой. Улучшение качества и конкуренто-способности продукции в связи с модернизацией и техническим перевоору-жением производства. Развитие производства солода. Развитие производства рапсового масла (биодизель). Увеличение производства сахара. Угрозы (T) Резкое падение конкурентоспособности продукции предприятий перерабатывающей промышленности при вступлении России в ВТО из-за субсидирования продукции в странах-членах ВТО (особенно мясной, молочной). Неконкурентоспособность предприятий перерабатывающей промышленности в случае увеличения цен на энергоносители до уровня мировых (доля этих затрат в себестоимости продукции возрастает в 1,5 – 2 раза). Наполнение рынка генномодифи-цированной, более дешевой продукцией. Табл.3.2.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO Реконструкция и модернизация предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Слабое развитие службы маркетинга, низкая конкурентоспо-собность большинства предприятий приводят к потере рынков сбыта и снижению привлекательности предприя-тий для внешних инвесторов. ^ Возможности (О) ST WT Повышение квалификации маркетинговых работников для привлечения внешних инвесторов и расширения рынков сбыта. Падение конкурентоспособности продукции предприятий перераба-тывающей промышленности при недостатке местного сырья, необходимость повышения эффективности управления предприятиями, снижения энергоемкости производства и роста объемов производства местного сырья для снижения себестоимости продукции, необходимость повышения квалификации персонала, улучшения работы служб маркетинга. "Угрозы" (Т) В результате выделяются стратегические цели и задачи:ЦЕЛИ: Увеличение выпуска и реализации продукции. Увеличение заработной платы, сохранение кадрового потенциала. Формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства.ЗАДАЧИ: Развитие сырьевой базы внутри региона. Поддержка и стимулирование эффективного собственника. Создание особых экономических зон агропромышленного типа.3.3. Стратегический (SWOT) анализ развития сельскохозяйственного комплекса Липецкой области Табл.3.3.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T) Сильные стороны (S) Реализация приоритетного националь-ного проекта "Развитие АПК": - ускоренное развитие животноводства; - развитие малых форм хозяйствования. Стабильная государственная поддержка из областного бюджета. Использование программно-целевого метода в управлении сельским хозяйством области. 58% прибыльных хозяйств. Благоприятные природно-климатичес-кие условия. Близость рынков сбыта продукции, разветвленное транспортное сообщение. Сохранены промышленные сады.. Слабые стороны (W) Высокая доля убыточных сельхоз-предприятий (40%). Отсутствие рынка зерна. Низкая поддержка российского сельхозтоваропроизводителя из федерального бюджета. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию при отсутствии регулирования федеральным центром рынка сбыта сельскохозяйственной продукции.Низкая конкурентоспособность продукции из-за технологического и технического отставания отдельных сельхозпредприятий. Возможности (О) Увеличение объемов экспорта продукции. Повышение качества производимой продукции до уровня европейских стандартов. Рост эффективности сельскохозяйствен-ного производства. Увеличение производства пивоваренного ячменя. Организация производства рапса. Вовлечение неиспользуемых сельско-хозяйственных угодий. Увеличение производства сахарной свеклы. Угрозы (T) Вступление России в ВТО и потеря конкурентоспособности отечественных това-ров. Снижение уровня субсидий из областного и федерального бюджетов. Дальнейшее усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию может привести к банкротству многих предприятий. Зависимость сельскохозяйственного производства от природных факторов. Ограничения на поставку продукции сельхозпереработки на рынки стран СНГ. Табл.3.3.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO Увеличение производства высоко-качественного продовольственного зерна, пивоваренного ячменя, сахарной свеклы. Развитие молочного и мясного скотоводства и свиноводства. Увеличение мощностей перераба-тывающих предприятий для переработки продукции промышленного садоводства.Задействование пустующих сельхоз-угодий для создания кормовой базы животноводства. Недостаток собственного сырья для загрузки мощностей молоко- и мясоперерабатывающих производств. ^ Возможности (О) ST WT Производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с использованием европейских стандартов качества. ^ Ограничение расширения внутрен-них рынков сбыта производимой продукции из-за роста объемов импорта на территорию России. Снижение импортных пошлин и государственных субсидий, направлен-ных на поддержку сельского хозяйства при вступлении в ВТО. "Угрозы" (Т) В результате выделяются стратегические цели и задачи:ЦЕЛИ: Дальнейшее создание и развитие крупных агрофирм, холдингов, компаний по производству сельскохозяйственной продукции. Стимулирование развития личных подсобных хозяйств и малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Форсированное развитие животноводства в условиях увеличения внутреннего спроса и постепенного импортозамещения на внутренних рынках. Развитие зернового производства, которое будет способствовать росту животноводства и увеличению экспорта. Развитие на базе сельскохозяйственного производства перерабатывающих отраслей промышленности. Повышение качества жизни сельских тружеников, рост заработной платы, развитие сельской социальной инфраструктуры. Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий. Создание особых экономических зон агропромышленного типа.ЗАДАЧИ: Привлечение инвесторов в сельскохозяйственное производство. Повышение эффективности использования средств государственной поддержки за счет повышения качества проектов. Повышение качества управления реализацией разработанных проектов с целью получения плановых показателей эффективности. Развитие лизинга (через Росагролизинг) для укрепления материально-технической базы хозяйств. Развитие страхования сельскохозяйственных рисков. Создание особых экономических зон агропромышленного типа.3.4. Стратегический (SWOT) анализ развития строительного комплекса Липецкой области Таблица 3.4.1 Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T) Сильные стороны (S) 1.Наличие крупных строительных организаций и собственной развитой промышленности строительных материалов. 2. Богатая сырьевая база разнообразных нерудных строительных материалов. По некоторым видам минерального сырья область обеспечивает не только свои потребности, но и потребности других регионов Российской Федерации. 3.Обеспечение потребностей по большин-ству видов строительных материалов за счет собственного производства (цемент, сборные бетонные и железобетонные конструкции, стеновые материалы, строительная известь, щебень, гравий и др.). 4. Реализация на территории области приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". 5. Финансирование за счет средств областного бюджета жилищных программ: «Свой дом», «Социальное развитие села до 2010 года», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей до 2010 года», «Программа ипотечного жилищного кредитования», а также "Программы государственной поддержки строительства, реконструкции и ремонта объектов социальной сферы". 6. Высокая инвестиционная привлекатель-ность области. 7. Наличие 12 проектных институтов и архитектурных мастерских, способных обеспечить потребности области в архитектурно-строительной, проектной документации. 8. Подготовка собственных кадров по специальности «Проектирование зданий» на базе ЛГТУ и специалистов среднего звена по специальностям «Архитектура» и «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в Липецком колледже строительства. ^ Слабые стороны (W) Строительный комплекс Липецкой области имеет определенные проблемы и диспропорции, связанные с низкой фондовооруженностью и ограниченностью инвестиций в основной капитал строительной отрасли. Высокая степень физического и морального износа основных фондов предприятий. 3.Неполная загрузка производственных мощностей. 4.Отдельные виды материалов ввозятся полностью или частично (высококачественный облицовочный керамический кирпич, стекло, лесоматериалы и др.). 5. Сезонность строительного производства. 6.Строительное производство, как и промышленное, сосредоточено в большей степени в областном центре. Территориальные различия в объемах жилищного строительства весьма существенны: 70% ввода жилья сосредоточено на территории гг.Липецк, Грязи, Липецкого и Грязинского районов, на всю оставшуюся территорию 4 городов и 16 сельских районов приходится лишь 30% ввода общей площади жилых домов. 7. Высокая рыночная стоимость жилья. 8. Низкая платежеспособность населения. 9. Недостаток и старение высококвалифици-рованных кадров, отсутствие системы подготовки кадров, отвечающих потребностям строительного производства. 10. Отсутствие эффективных методов управления в целях повышения качества услуг и продукции по модели международных стандартов серии ISO 9000. Возможности (О) 1. Увеличение объемов жилищного строительства до 800 тыс. кв. метров к 2008 году. 2. Рост эффективности строительного производства за счет снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат. 3. Увеличение производства высокока-чественных, конкурентоспособных строитель-ных материалов. 4. Производство строительной продукции, ввозимой полностью или частично в Липецкую область. 5. Обновление основных фондов предприятий за счет модернизации действующих и создания новых производств. 6. Принятие областных программ, предусматривающих существенное развитие производственной базы строительства. Угрозы (T) Вступление России в ВТО и падение конкурентоспособности предприятий строительного комплекса. Снижение объемов финансирования областных и федеральных программ. Таблица 3.4.2 Выбор стратегий развития строительного комплекса Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO Ликвидация дефицита строительной продукции, не производимой в Липецкой области, за счет местной сырьевой базы. Техническое перевооружение и модернизация производственных баз строительного комплекса. Увеличение объемов инвестирования за счет развития новых производств и увеличения объемов жилищного строительства. За счет высокой инвестиционной привлекательности Липецкой области привлечение инвесторов в жилищное строительство и модернизацию производственной базы.5.Повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в результате прохождения сертификации по международным стандартам серии ISO 9000. 1. Издержки по обслуживанию и содержанию незагруженных основных фондов сдерживают обновление производства. 2. Рост цен на исходное сырье, материалы, энергоресурсы, сложности получения строительных площадок под строительство, неполная загрузка предприятий промышленности строительных материалов объективно влияет на рост себестоимости строительства жилья и других объектов. При этом недостаточные объемы строительства обусловливают рост рыночной стоимости готового жилья.3. Отсутствие эффективных методов управления, повышения качества услуг и продукции по модели международных стандартов серии ISO 9000 негативно сказывается на конкурентоспособности строительной продукции. ST WT За счет высокой инвестиционной привлекательности региона привлечение внебюджетных средств для реализации программ по строительству и модернизации производственных баз. ^ 1.Высокая изношенность основных фондов приведет к неконкуренто-способности строительной продукции. 2.При вступлении в ВТО недостаток и старение высококвалифицированных кадров не позволят повысить конкурентоспособность строительных предприятий. Необходимо развивать систему подготовки кадров и привлекать кадры из других регионов. 3.Снижение объемов бюджетного финансирования по областным жилищным программам приведет к дальнейшему уменьшению платежеспособности населения – необходимо совершенствование существующего механизма ипотечного кредитования с расширением его по территории области. "Угрозы" (Т) В результате выделяются стратегические цели и задачи:ЦЕЛИ:1.Улучшение качества жизни населения Липецкой области за счет увеличения объемов ввода в эксплуатацию жилья и социально-значимых объектов. 2.Обеспечение устойчивой и эффективной работы промышленности строительных материалов путем полной загрузки производственных мощностей в целях удовлетворения возрастающих потребностей строительства. 3.Реализация перспективных инвестиционных проектов по модернизации и развитию производственных баз строительных предприятий с целью повышения их конкурентоспособности. 4.Ликвидация дефицита строительной продукции, не производимой в Липецкой области, за счет развития производства на местной сырьевой базе.ЗАДАЧИ: 1. Использование механизмов ипотечного кредитования; создание условий, способствующих использованию корпоративных облигаций в качестве источника привлечения инвестиций. 2. Реализация областных целевых программ "Государственная поддержка развития строительного комплекса Липецкой области в 2006-2010 г.г.", "Государственная поддержка строительства, реконструкции и ремонта социально-значимых объектов в Липецкой области". 3.Повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в результате прохождения сертификации по международным стандартам серии ISO 9000. 4.Привлечение средств из разных источников финансирования, включая бюджетные и внебюджетные фонды.3.5 Таблица стратегического (SWOT) анализа развития потребительского рынка Липецкой области Табл.3.5.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T) Сильные стороны (S) Развитая инфраструктура торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения Липецкой области. Высокая обеспеченность торговыми площадями (на 1 тыс. жителей) населения области. Развитие сетевой торговли. Высококвалифицированный кадровый потенциал. Трехуровневая образовательная база для подготовки квалифицированных специалистов для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в т.ч. массовых профессий. Высокая насыщенность товарами первой необходимости за счет местного производства, переработки пищевой и сельскохозяйственной продукции (хлебобулочная, молочная, мясная промышленность и др.). Устойчивый рост объемов розничного оборота и бытовых услуг. Развитое транспортное сообщение. Наличие целевых социальных Программ государственной поддержки из областного бюджета. Слабые стороны (W) Недостаточно сформирована законодатель-ная база, регулирующая деятельность и развитие внутреннего потребительского рынка в РФ. Возможности (О) Развитие, совершенствование инфраструк-туры потребительского рынка, в т.ч. сетевой торговли за счет использования возможностей внутриобластных и внешних инвесторов. Развитие туристической отрасли для обеспечения занятости населения и ведения бизнеса, повышения уровня благосостояния населения области и, как следствие, увеличение объемов реализации торговых и бытовых услуг. Повышение объема внутреннего спроса. Угрозы (T) Проникновение на рынок контра-фактной, низкокачественной продукции. Возможности недобросовестной конку-ренции со стороны предприятий других регионов, поставляющих продукцию на рынок области по демпинговым ценам. Табл. 3.5.2. Выбор стратегий социально-экономического развития Липецкой области на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами "Сила" (S) "Слабость" (W) SO WO Развитие и совершенствование инфраструктуры потребительского рынка, обеспечивающей устойчивый рост объемов розничного оборота и бытовых услуг. Доступ на рынок области контрафактной продукции и продукции по демпинговым ценам. ^ Возможности (О) ST WT Высокие объемы розничного оборота и бытовых услуг, производимых на территории области, препятствуют увеличению объемов доступа на рынок области контрафактной продукции и продукции по демпинговым ценам. Невозможность проконтролировать качество контрафактной продукции и продукции по демпинговым ценам может нанести вред потребителю. "Угрозы" (Т) В результате выделяются стратегические цели и задачи:ЦЕЛИ:1. Улучшение, развитие и совершенствование торгового и бытового обслуживания населения в области путем обеспечения территориальной и ценовой доступности торговых и бытовых услуг за счёт развития инфраструктуры потребительского рынка на основе совершенствования размещения и видового разнообразия торговых предприятий, создания благоприятных условий для повышения эффективности деятельности предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 2. Увеличение объемов и расширение рынка торговых и бытовых услуг, обеспечение их доступности для населения и гарантии качества, развитие бытового обслуживания населения в сельской местности, более полного использования трудовых ресурсов общества, увеличение занятости населения. 3. Привлечение инвесторов к созданию современного потребительского рынка области. 4. Обеспечение стабильного функционирования потребительского рынка области. 5. Обеспечение доступности потребительского рынка для всего населения области путём реализации социальных Программ. 6. Создание условий для осуществления предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности на потребительском рынке области.ЗАДАЧИ: Координация деятельности субъектов торгового оборота. Контроль за соблюдением порядка ценообразования, правил торговли, лицензионных условий и требований в соответствии с законодательством РФ. Защита интересов потребителей товаров и услуг от незаконных действий хозяйствующих субъектов. Методическое и информационное обеспечение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Обеспечение благоприятных условий для привлечения новых высоких технологий и передового зарубежного опыта в производстве товаров и услуг. Развитие импортозамещающих производств. Создание новых рабочих мест. Повышение деловой активности, конкурентоспособности экономики региона.3.6. Таблица стратегического (SWOT) анализа развития жилищно-коммунального комплекса Липецкой области Табл. 3.6.1. Сильные (S), слабые (W) стороны, возможности (O) и угрозы (T) Сильные стороны (S) Слабые стороны (W) Общие показатели 1.Развитая сеть услуг жилищно-коммунальных предприятий. 2.Наличие областных целевых программ: «Оказание государственной поддержки в модернизации коммунального теплоснабжения Липецкой области на 2005-2010 годы», «Оказание государственной поддержки в завершении газификации Липецкой области на 2005-2010 годы», «Государственная поддержка в обеспечении населения Липецкой области питьевой водой на 2004-2010 годы», «Оказание государственной поддержки в модернизации электроснабжения Липецкой области на 2005-2010 годы», «Оказание государственной поддержки городам и районам Липецкой области на благоустройство территорий на 2004-2006 годы», «Переселение граждан Липецкой области из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2003-2010 годы», «Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002-2010 годы)», «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса Липецкой области на 2005-2010 годы». 3.Активный рынок жилья и сравнительно невысокая его стоимость. 4.Формирование электронной карты области. 5.Наличие программы предоставления субсидий и льгот гражданам на оплату ЖКУ. 6.Наличие на территории промышленных предприятий, производящих материалы и оборудование для нужд ЖКХ. 7.Наличие на территории производств по комбинированной выработке тепловой и электрической энергии, позволяющей сдерживать рост тарифов на тепловую энергию для потребителей. Высокая изношенность инженерных сетей. Низкий уровень внедрения новых технологий. Отсутствие системы электронной диспетчеризации и единой аварийно-диспетчерской службы. Проблема содержания ведомственного жилого фонда. Проблема содержания бесхозяйных сетей. Низкие темпы в создании товариществ собственников жилья. Незавершенность договорной компании между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Отток из отрасли высококвалифицированных кадров дефицитных специальностей. Проблема ремонта дорожного покрытия. Большая бюджетозависимость предприятий ЖКХ. Зависимость объёма и стоимости предоставляемых ЖКУ от платежеспособной возможности населения. Значительный объём накопленной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий ЖКХ. Отсутствие резервных источников питания согласно категорийности объектов. Недостаточное финансирование утверждённых областных целевых программ.Отсутствие инвентаризации и регистрации объектов ЖКХ муниципальной и областной форм собственности. Водопроводно-канализационное хозяйство 1. Централизованное водоснабжение области имеется во всех городах, во всех поселках городского типа, в 1153 из 1589 сельских населенных пунктов. 2. Разведаны и утверждены запасы пресных подземных вод для населения по всем 8 городам, по 8 районным центрам и по 36 сельским населенным пунктам области. В области разведаны 100 месторождений пресных подземных вод с общими эксплуатационными запасами 1435,18 тыс.куб.м/сутки, 53 из которых эксплуатируются. Кроме того имеется около 1000 мелких сельских водозаборов и скважин, работающих на неутвержденных запасах. 3. Централизованное водоотведение сточных вод в области оборудовано во всех городах, в 4 районных центрах и в 6 сельских населенных пунктах. 4. Реализация мероприятий областной целевой программы "Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002-2010гг.)" позволила сократить сброс сточных вод в поверхностные водоемы на 28,1 млн.м3 - за период с 2002 по 2004 год. Из них 46% - в результате увеличения на предприятиях объема оборотного водоснабжения. 5. Реализация мероприятий областной целевой программы «Государственная поддержка обеспечения населения области питьевой водой на 2004-2010годы» позволила повысить надежность системы водоснабжения в 381 населенном пункте: - произошло снижение нестандартных проб по микробиологическим показателям с 6,8% до 3,45%; - по всем населенным пунктам, где содержание нитратов в подземных водах на начало 1999г было более 100мг/куб.дм., решен вопрос водоснабжения водой питьевого качества; - ведутся поиски воды питьевого качества для населенных пунктов, где содержание нитратов составляет 45-75 мг/куб.дм; - всего за время действия программы в 60 населенных пунктах решен вопрос по обеспечению качественной питьевой водой; - в 184 населенных пунктах области ликвидирован дефицит питьевых вод. ^ Водопроводно-канализационное хозяйство 1. Крайне слабое внимание промпредприятий, сельхозпредприятий и частных компаний к вопросам финансирования по решению проблем, связанных с водоснабжением и водоотведением населенных пунктов области. 2. В муниципальной собственности эксплуатируются со 100-процентным износом: - 1744км водопроводных сетей (27%), - 778 скважин (40%), - 538 водонапорных башен (37%); Из них более 60% подают воду объектам теплоснабжения. 3. Более 65% объектов водоснабжения не имеют резервного электропитания ( в т.ч. на 4 водозаборах г.Данков и водозаборе п.Дачный). 4. Не решенными проблемами являются отсутствие резервных магистральных водопроводов в г.Лебедянь, г.Усмань, г.Данков, п.Дачный. 5. Необходимо выполнить подсчет запасов по 1578 сельским населенным пунктам, в том числе по р.ц.Красное . 6. Отсутствие резервных напорных коллекторов. Необходимо построить 35 км резервных напорных коллекторов. 7. Более 21 канализационных насосных станций и 7 очистных сооружений области не имеют резервного электропитания. 8. На сегодняшний день к числу не решенных вопросов относится: утилизация активного ила очистных сооружений. Из-за недостаточного финансирования строительство данных объектов ведется очень медленными темпами. В поверхностные водные объекты Липецкой области сбрасываются 85% загрязненных, недостаточно очищенных сточных вод, из них 68% - от промышленности. Кроме того, положение усугубляется тем, что большой объем сточных вод промышленных предприятий поступает на очистные сооружения городского коммунального хозяйства, которые не рассчитаны на очистку промышленных сточных вод. Отсутствие локальных очистных сооружений приводит к разрушению существующих канализационных сетей хозбытовой канализации и нарушению технологического режима очистки сточных вод на очистных сооружениях биологической очистки. Высокий износ очистных сооружений, их моральное и техническое старение, перегрузка. Благоустройство Привлечение средств от юридических и физических лиц на благоустройство городов и районов области. Наличие на территории области производства по добыче щебня. Проведение смотров-конкурсов по благоустройству. Наличие технически оснащённых предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций. Широкий ассортимент материалов. 6. Разветвлённая сеть дорог, из которых 50 процентов имеют твёрдое покрытие. Благоустройство Отсутствие заводов по переработке ТБО. Малое использование современных материалов и технологий. Нехватка спецмашин и механизмов. Теплоснабжение 1.Наличие финансирования по областным и федеральным программам. 2. Применение передовых технологий при производстве работ по прокладке т/трасс (бесканальная укладка труб с ППУ). 3.Переход части потребителей на индивидуальные источники отопления (снижается дотация государства на централизованное теплоснабжение). 4.Децентрализация теплоснабжения (установка автоматизированных котельных максимально приближенных к потребителю). 5.Применение котлов с высоким КПД. Теплоснабжение 1. Наличие ветхих сетей и незагруженных котельных. 2. Старение основных фондов (нарастание износа и повреждаемости теплосилового хозяйства). 3. Низкий уровень энергетической грамотности обслуживающего персонала котельных. 4.Отсутствие или выход из строя РТХ. Электроснабжение Начало 2-го этапа реформирования ОАО «Липецкэнерго». Постоянный неэластичный спрос на электро-энергию. Постоянный рост потребления электро-энергии. Электроснабжение В распределительных сетях напряжением 0,4-10 кВ износ основных фондов составляет около 60 %. Более 7000 км. ЛЭП требуют реконструкции и замены. Потери электрической энергии в электрических сетях составляют 14 %. 3. Хищения энергетического оборудования. Газоснабжение Наличие разветвлённой сети газопроводов (на территории области находится 45 газораспределительных станций и 8 ГРП, проложено 15965 км газопроводов). Высокий уровень газификации населения. Вхождение ООО «Липецкрегионгаз» в вертикальную интегрированную структуру ОАО «Газпром». Газоснабжение Искусственное занижение объёмов поставляемого газа с последующими санкциями за превышение лимитов. Благоприятные возможности (O) Потенциальные угрозы (T) Жилищно-коммун