3.Творчество Донских писателей и поэтов на уроках литературного чтенияНовое содержание литературного образования предполагает изучение литературы родного края. На материале доступных детям рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества Дона, школьники учатся понимать содержание и главную мысль прочитанного, поступки и мотивы поведения героев, учатся давать оценку прочитанного. Изучение литературы Дона поможет ученикам не только познать историю своего народа; родного края, сформировать гордость за свой родной край, историческое и культурное наследие, но и сформировать нравственные и этические нормы.^ ВОПРОСЫ К ВИКТОРИНАМ.1.Узнай героя сказки по описанию.1.Жил на Дону казак, и была у него жена – жадная и завистливая щеголиха. И просила она мужа достать ей ожерелье, такое же как у соседки. Как звали казака? Рыжий из сказки Александра Скрипова «Поречни и жемчуг»2.Жил-был мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковый был, добрый и любили его за это все люди, как сына родного. Хоть сам маловат, годков десять только, а в обиду никого не даст. Петрусь из сказки Петра Лебеденко «Петрусь – мальчонка русский»3.Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица дочка… Мать у неё умерла, и поехала она со своим стариком- отцом на войну. Светланка из сказки «О Чуде-чудище заморском, девице-красавице, и серой волчице»4.Ни молодой, ни старый чёрную бороду носил да чуб кучерявый. С детства остался без матери, гнула его нужда в три погибели, а никто у него слезу ни разу не видел. Макар Бесслёзный из сказки «О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслёзном»5.Некрасива лицом была девушка, да и горбата. Ещё маленькой упала она с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у неё горб на спине. Зато сердце было – сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Груня из сказки Петра Лебеденко «Доброе сердце дороже красоты»6. Дочь росла бездельницей. Ленилась сама одеваться, обуваться, даже ела с капризами. Всё с матерью ругалась, что ей такое трудное дело достаётся. Ленивая дочь из сказки донских армян «Кто работает, тот и ест»7.Замесила баба Груша тесто, печь истопила. Посадила пирог в печь, а кусочек теста остался. Она задумалась и не заметила, как вылепился из него маленький ребёночек. Ванечка из сказки В.Харламова «Мальчик из пшеничного зёрнышка» ^ 2.Из какого произведения эти строки ?1.Бармалеем прозвали мы нашего чёрного кота за его скверные бандитские привычки. Хоть кормили мы его молоком с белым хлебом, рыбу ему покупали, а он опять за своё… Притаится в траве и зелёными глазами следит за птицами. Юрий Дьяконов. «Воробьи, Бармолей и Тяп-Тяп»2.Андрейке пять лет. Он любит машины - большие и маленькие. А ещё он любит рыться в папином деревянном чемодане, где лежат винты, гайки, болты, молотки… Василий Гнутов «Жадная железка»3.В старом лесу, под землёй, жил крот Сивый Отшельник. Он не любил показываться на глаза лесным жителям. Возможно потому, что сам почти ничего не видел. Всё время рылся он в темноте, выискивая на ощупь личинки и вкусные корешки. Алексей Коркищенко. «Сивый отшельник»4.Жеребёнку дали имя – Апрель, потому что он родился в апреле.Он хорошо рос и с каждым днём становился игривее, резвее и забавнее. Михаил Авилов «Апрель»5.Такое имя котёнку дали потому, что он был кругленький, мягкий и пушистый. Посади на ладонь, дунь и , кажется, улетит как пушинка. В. Гаранжин «Пушок»6.На расчищенной от снега площадке у курятника вместе с курами клевал зерно нахохлившийся от мороза скворец. Куры не обращали на него внимания. Когда петух находил зёрнышко покрупнее или что – нибудь повкуснее и звал кур, скворец первым подскакивал к петуху, и тот охотно отдавал ему добычу. В.Гаранжин «Как скворушка зимовал»7.Он завёл такое правило Если что ему не нравилось, Убегал он в коридор И выскакивал во двор. Вениамин Жак. «Убегун»8.Сегодня Павлик Бочаров Из дома вышел в семь часов! Фуражки новый козырёк Сияет словно огонёк! Но разве дело в козырьке- Портфель у Павлика в руке! Вениамин Жак. «Первый день»9.Куждое утро я прихожу к Науму Никанорычу. К скромному агроному. Да и Никанорычу со мной веселей. Все на работе, а ему и поговорить не с кем. Иван Кучуренко «Далеко ли твоя Луна?»10.Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой -, очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Как могло случиться, что она заблудилась. А. П. Чехов. «Каштанка»11.Мишка стал щуплый, волосы у него с весны были как лепестки у подсолнечника, щёки, точно воробьиное яйцо, поконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился. М.А.Шолохов «Нахалёнок»12.Жаворонок сидел на камышовой крыше хаты. Ветер перебирал на нём пёрышки, теребил хохолок… Он вдруг вытянулся, взлетел, но тут же испуганно затюрлюкал, метнулся под трубу. Внезапно из-за крыши кобчик настиг его у самой трубы, мгновенно схватил костистыми лапами. Г.Гасенко «Посметюшек»КРОССВОРДЫ.Кроссворд «По страницам произведений писателей донского края». 1 9 13 15 17 16 10 8 5 2 14 1 - 18 4 12 7 3 6 9 11 По горизонтали: Автор книги «Про зверей». 4. Как звали котёнка в рассказе В.Гаранжина? 5. Кто получил прозвище «куриный воспитанник» в рассказе В.Гаранжина? 6. В рассказе какого писателя чёрного кота звали Бормалеем? 7. Автор рассказов о птицах «Соловьиные зорьки». 8. Назови фамилию писателя ,который написал рассказы о природе «Солнцегляд». 11. Кто автор этого стихотворения? В каждой луже облака, Облака в кадушке, В каждой луже виден я, И мои веснушки. 12. Автор книг «Кто склевал звёзды», «Песенка-лесенка». 13. Как В.Жак в своём стихотворении назвал мальчика, который любил убегать от родных.16. Автор книги «Янтаринки».17. Кто о себе в басне Н.Костарева говорил: «Я – тенор, чистое бельканто!».По вертикали: Кто рассказал детям о кроте Сивом Отшельнике? Кто дал жеребёнку, главному герою рассказа, кличку Апрель? 9. В рассказе И.Кучеренко они названы живыми барометрами. 10. Фамилия автора стихотворения «Родина», который задаёт вопрос: «Почему на зиму птицы улетают за границу?». 14. Имя главного героя книги Ивана Кучеренко «Далеко ли твоя Луна». 15. Отчество старого агронома, который в книге Ивана Кучеренко «Далеко ли твоя Луна» даёт ответы на вопросы Витьки. 18. Сердитый критик в басне Н.Костарева. 19. Кто главный герой басни Н.Костарева, мораль которой: «…В искусстве ведь У каждого своё…»Ответы:По горизонтали: Оленич-Гнененко; 4. Пушок; 5. Скворец; 6. Дьяконов; 7. Гасенко; 8. Кучеренко; 11. Вожжова; 12. Жак; 13. Убегун; 16. Костарев; 17. Воробей.По вертикали: Коркищенко; 3. Авилов; 9. Пиявки; 10. Долинский; 14. Витька; 15. Никанорыч; 18. Ёж; 19. Медведица. Кроссворд «Произведения донских писателей». 5 4 1 6 3 7 2 1.Донской писатель, автор стихов «Убегун», «Неверная задача», «Герои» и др.2.Кто написал басни «Воробьиная обида», «Ёж и чиж», «Огонь и вода».3.Кто из писателей Дона дал жеребёнку имя Апрель?4.Как звали котёнка в рассказе В.Гаранжина?5.О каком растении стихотворение Лидии Ивашкевич? Он расстался с шубкой снежной На полянке, на лесной; Синеглазый, хрупкий, нежный, Пахнет снегом И весной.6. А.Оленич – Гнененко об этой птице написал так: Длинноклювый, длинноногий, Белый с чёрною каймой, Стал на крыше он высокой, Возвратясь к себе домой.Догадайся кто она?7. Каким назван март в рассказе Ивана Кучеренко?Какое слово получилось в выделенных клеточках? Это «спасибо» - тебе за хорошую работу.Ответы: Жак 2.Костарев 3.Авилов 4.Пушок 5.Подснежник 6.Аист 7.Голубой.Кроссворд «По страницам Донских сказок». 7 5 4 6 3 1 2 Он перегнал лису в соревнованиях, сказал: «А я тебя давно тут жду!» Они были упрямые-упрямые, но одна была – белая, а другая - чёрная. Как звали кота о двенадцати ус в сказке «Кот и лиса». Сказка называется так же, как и сосуд в виде кувшина с крышкой. Как уважительно называли в сказке мышь? Героиня сказки Петра Лебеденко , у которой было доброе сердце. Герой сказки, который превратился в утёс высокий, о который разбился хищник злой, так герой освободил Тихий Дон от беды.Ответы: 1.Рак 2.Козы 3.Бромбеус 4.Жбан 5.Ханум 6.Груня 7. Петрусь.ЗАДАНИЯ.Задание 1 Прочитай загадки, нарисуй отгадки. У меня целый полк солдат, У всех головы покрашены. Спички Зубы имеет, а боли зубной не знает. Пила Весь мир одевает, А сама нагишом. Игла Всем миром любима, Но, в мир попав, - гибну. Рыба Без ног , а бежит. И все её боятся. Змея Птица, но имею молоко. Зверь, а с крыльями. Летучая мышь. Задание 2 Соедини части «рассыпавшихся» пословиц. Честным словом дорожиЛодырь да бездельникРожь поспелаЧем ошибки исправлятьКнига – другБез усердного труда Берись за дело.Без неё как без рук.Им праздник и в понедельник.Не будет хорошего плода.Лучше их не допускать.Если дал его – держи. Как ты понимаешь их значение?Задание 3Вениамин ЖакУбегун. Жил – был мальчик Убегун. Задавала и хвастун. И грозился он не раз: - Убегу сейчас от вас.Побегу быстрей коня, -Не догоните меня!Он завёл такое правило:Если, что ему не нравилось,Убегал он в коридорИ выскакивал во двор!Просит мама: - Одевайся.- Убегу от вас! – кричит. Просит мама: - Умывайся!Убегун во двор бежит.Ну а мама беспокоится:- Во дворе булыжник колется!Во дворе собака лает.И сынишку испугает…Мама охает и стонет:- За ворота он уйдёт!И бежит за ним в погонюИз квартиры весь народ.Наконец сказала мама:- Ты меня измучил, прямо!Хочешь, - можешь убегать.Я не стану догонять!Убегун словам не верит,Он распахивает двери,Вниз по лестнице бежит,- Убегу от вас! – кричит. Он бежит и удивляется:- Что же мама не пугается?Почему за ним не гонятсяНи пехота и ни конница, Ни трамвай, ни самолёт?Не погнался даже кот!А без мамы, одному,Бегать боязно ему!За ворота только вышел,Убегун заплакал жалостно: -Мама. Мамочка! Ты слышишь?Догони меня, пожалуйста!1.Каким был мальчик Убегун?2.Дай оценку его поведению. Подтверди словами текста.3.Каким ты представляешь Убегуна? Нарисуй его.4.Как автор относится к Убегуну? Выбери верные ответы: а) сердится на мальчика; б) сочувствует мальчику; в) жалеет мальчика; г) осуждает мальчика; д) подшучивает над мальчиком.5.Подготовься к выразительному чтению стихотворения. Найди слова мамы и Убегуна. С каким настроением будешь читать?Задание 4Николай Костарев Воробьиная обида.На крыше возмущался Воробей: - Хоть расчирикайся, Хоть лоб себе разбей, Не ценят моего таланта! Я тенор, чистое бельканто! О чёрная неблагодарность!… Так о себе порой Шумит бездарность.1.Выбери правильный ответ и отметь его «О» Это произведение: а) сказка; б) рассказ; в) басня. 2.Найди и обведи в тексте строки, где выражена мораль басни. 3.Объясни значение слова бездарность в этом произведении. 4.Симпатичен ли тебе герой этой басни? Почему? 5.Запиши мораль басни в виде совета воробью.Задание 5Н. Костарев У каждого своё…Медведица устроилась в балет. Здесь без руки не обошлось конечно: Она кривлялась, прыгала потешно, Когда изображала менуэт. … И вот уже в «Лесной газете» В статье «Когда талант в рассвете!» Писалось: «Дебютантка хороша. Её улыбка – море обаянья, А грация – одно очарование. Мы на неё смотрели не дыша, Точнее – затаив дыхание! Она Одетта – хоть куда: Стройна, легка на зависть многим! И это вовсе не беда, Что всем оттаптывает ноги! За это осуждать не станем мы её – В искусстве ведь У каждого своё!»Но кто ж был автором указанной статьи? Топтыгин сам! Вот так друзья мои!1.Объясни значение выражений: Здесь без руки не обошлось – _______________________________________________________________________________________________________________________ Затаив дыхание – ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2.Какова мораль басни? Прочитай. 3. Какие черты характера высмеиваются в басне? 4. Запиши мораль в виде совета медведице и Топтыгину.Задание 6 А. Оленич –Гнененко Двугорбый верблюд.Чтоб по пескам сыпучим Пройти в пустыне всюду, Для этого нет лучше Двугорбого верблюда.Пред тем, как в путь пуститься, Он впрок воды напьётся И жажды не боится Став сам себе колодцем.В два горба положены Для кухни все запасы. Вот только он мороженым В дорогу не запасся! Найди в стихотворении строки, подтверждающие, что для путешествий в пустыне нужен верблюд. Докажи, почему? С чем поэт сравнивает верблюда? Обведи эти строки.Задание 7.Иван Кучеренко. Певец. На работу я ходил по гати* через болото. Дальше тропка вела по прибрежному ивняку. Из мрачных зарослей тянуло знобящей сыростью и прелью. Я всегда невольно убыстрял шаг, чтобы скорее выйти на свежий простор. Однажды меня остановила птичья песня. Я поторопился раздвинуть ветки ивняка. Невысоко от земли сидела буровато – серая птичка и самозабвенно* издавала разнообразные звук