Реферат по предмету "Разное"


3. Жертвоприношение Одина

СодержаниеПредисловие………………………………………………………………………………………7Часть IТема 1. Руническое Искусство…………………………………………10Тема 2. Происхождение и история рун………………………12Тема 3. Жертвоприношение Одина……………………………………25Тема 4. Руническое письмо…………………………………………………27Тема 5. Имена рун. Старший Футарк……………………………35Тема 6. Младшие руны………………………………………………………………41Тема 7. Славянские руны………………………………………………………45Тема 8. Нортумбрийские руны……………………………………………54Тема 9. Готские руны. Арманический ряд………………58Тема 10. Рунемал. Мантический «канон»…………………66Часть IIТема 1. Магия рун…………………………………………………………………………77Тема 2. Внеалфавитные руны. Субрунические символы……………………………………………………84Тема 3. Группы рунической магии……………………………………91Тема 4. Таув и хлут. Рунетейнн………………………………………98Тема 5. Триадные заклинания. Палиндромы……………103Тема 6. Вязаные руны. Гальдраставы …………………………107Тема 7. Брактеаты………………………………………………………………………113Тема 8. Магические кольца…………………………………………………118Тема 9. Магические свойства металловДревесины………………………………………………………………………………126Тема 10. Холодное оружие……………………………………………………133Тема 11. Рунические тексты………………………………………………139Тема 12. Несколько слов о рунической «йоге»…145Послесловие…………………………………………………………………………………………160ПРЕДИСЛОВИЕПриступая к этой работе, авторы поставили перед собой весьма непростую задачу: создать книгу, предназна­ченную для последовательного освоения начал рунического Искусства. Памятуя о мудрости Срединного Пути, авторы стремились, с одной стороны, не перегружать книгу отступ­лениями в область языческой мифологии и теоретической магии и, по возможности, усилили именно практические, прикладные аспекты рунического Искусства, а с другой стороны — постарались не опуститься до уровня распро­страненных (увы) ныне «учебников по магии», полностью оторванных как от магической реальности, так и от традиционных корней волшебства. Насколько это удалось авторам — судить критикам и читателям. Материалы книги расположены в той последовательно­сти, которая наиболее удобна для постепенного вхожде­ния в мир рунической магии; там, где это представляется необходимым, материалы сопровождаются практически­ми рекомендациями, которые призваны подсказать чита­телю верное направление самостоятельной работы. И содержание тем, и их последовательность были отработа­ны при чтении лекций и проведении занятий по традици­онной европейской магии в Москве в 1995—1998 годах. В целом же подчеркнем, что эта книга является именно практическим курсом, и именно так следует ее восприни­мать и соответствующим образом с ней работать.^ Антон Платов,Алекс ван Дарт,Вышгород-на-Яхроме,Осеннее Равноденствие 1998 года^ ЧАСТЬ ПЕРВАЯТема 1.Руническое Искусство Итак, речь у нас пойдет, в основном, о рунах — о магических знаках древних священных алфавитов северо­европейских народов: германцев, балтов и славян. Много времени прошло с тех пор, как чья-то рука впервые начертала руны на камне, или на куске дерева, или, быть может, на влажной глине. Сколько именно? Два тысячелетия, если говорить только о рунах скандинавских. Три тысячелетия, если вспомнить о древних европейских алфавитах, из которых развились руны в собственном смысле слова. Полтора десятка тысячелетий, если говорить о древнейших проторунических символах... ...Традиционное ныне толкование слова руна устоялось еще в конце прошлого столетия. Германское слово, , обозначающее литеру рунического письма, связыва­ется с готским— «тайна» и др.-нем. глаголом (совр. нем.) в значении «шептать». Некое разнообразие в трактовку слова руна внес современный иссле­дователь Найджел Пенник, указавший на его несевероев­ропейские параллели: др.-кельт., ср.-валл. со значением «шепот», «шептать»; совр. ирл.«тайна»; шотл.-гэльск.«жребий». В седьмой теме этого курса рассматриваются и славянские параллели термина «руна», существование которых впервые было отмечено еще в начале нашего столетия Д.Жунковичем и подробно рас­смотрено в работах А.Платова. Мастера рунического Искусства назывались в древней Скандинавии эрилями, а в позднесредневековой германской Европе — рунемейстерами. Любопытно, что среди них были не только мужчины. Так, в 1979 году в Германии была обнаружена руническая надпись, перевод которой звучит следующим образом: «Блитгунд руны начертала». Блитгунд — женское имя, и это означает, что в раннем Средневековье были женщины, владевшие руническим искусством. ...Данный практический курс, открываемый этой ввод­ной темой, намеренно назван нами «курсом рунического Искусства», а не «курсом рунической магии». Действитель­но, практика работы с рунами — одно из древних европей­ских волшебных Искусств, и современный термин «ма­гия», хотя и часто употребляемый нами, не исчерпывает всей полноты этой практики. Посему, сохраняя практический характер данного курса, мы не могли ограничиться сугубо прикладными аспектами рунического Искусства и дополнили курс как информацией по языческой теологии и мифологии, так и рядом упражнений, направленных именно на осознание внутренней магии рун. Здесь следует отметить, что такой широкий подход к волшебным Искус­ствам, не ограничиваемый сугубо прикладной магией, сам по себе является традиционным и — более того — необходимым. Даже если читателя интересуют прежде всего именно прикладные технологии рунической магии, он должен помнить, что и «практический выход» работы с рунами появится лишь тогда, когда будут осознаны внутренняя сущность и внутренняя магия рунических знаков, а вместе с ними — и те архетипические принципы или образы, что стоят за самими рунами... Тема 2.^ Происхождение и история рун Истоки рунического Искусства — как и зарождение самих рунических символов — корнями уходят в древней­шие времена. Принято считать сегодня, что формирование первого германского рунического строя — Футарка — датируется первыми веками н.э. Действительно, это мож­но считать временем, когда руническое Искусство оформи­лось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе — хотя и не без изменений — до позднего Средневековья. Однако истоки Искусства — значительно древнее. Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные на кости или дереве, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII—XVI тысячелетиями до н.э.Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине, знаки, высеченные на европейских скалах, или «солнечные колеса», вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке непо­далеку от Владимира. Уже среди столь древней графики мы можем обнару­жить символы, которые стали праформами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI—V тысяче­летиям до н.э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощ­ным развитием ремесел и искусств, в том числе — и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, ос­татки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехии, Словакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как знаков рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов. Еще позднее, в III—I тысячелетиях до н.э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превра­щаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позво­ляло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а по­зднее — греческий и латинский. Аналогичное происхожде­ние имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы — т.е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов. С праобразом рун — североиталийским письмом — народы Центральной и, возможно, Северной Европы позна­комились не позднее второй половины I тысячелетия до н.э. В 1812 году, во время раскопок близ(Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до н.э. Эти находки определяют переходный этап развития Искусства, которому посвящена настоящая книга — этап трансформации италийских симво­лов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из этих шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийско­го к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как; оба слова, соединенные предлогом (союзом?) , являются именами собственными, причем последнее — — чаще всего трактуется как вариант имени общегерманс­кого бога войны и неба Тива (Тюра). Вероятно, к середине II века от н.э. был сформирован классический общегерманский рунический строй — ФУТАРК.Первоначально он появился в Дании, примерно к III веку относится его распространение в остальной Сканди­навии, к IV—V векам — на континенте. Предостерегу от возможной ошибки: Футарк — не алфавит в обычном понимании этого слова, но именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный пере­чень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы — атта; каждый атт состоит из восьми рун1. По фонетическим соответствиям рун первого атта — — этот строй и получил свое название FUTHARK* * * До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них — это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях. Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встреча­ются и камни, содержащие целые «сочинения». Такова, например, Эггьюмская надпись (см. рис. на стр. 172), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрез­вычайно интересен:^ Камень не был (освещен) солнцем, и нож не коснулся его; (злые) волшебники не должныобнажить (камень), ни обманутые, ни ослепленные колдовством.Тот сотворил навье море3и смазал им уключиныутомленной от просверливания ладьи.Кто пришел сюда, в страну коней...Рыба плывущая...Птица поющая...Он погиб коварной смертью. Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, — единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на «камне Водурида», ставшая классическим примером. Надпись гласит:^ Вив резал этот камень для Водурида.Три дочери поделили наследство,как самая близкая его роднясреди оставшихся в живых. А я, Вив, резал руныдля моего лорда — Водурида. Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные4 изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. н.э.) изображены Один, въезжающий на прекрас­ном восьминогом коне — Слейпнире — в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встре­чающая его валькирия, крылатая «дева боя». Кроме камней с письменами, земля и частные и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники ко­пий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления кото­рых определяется как начало I тысячелетия н.э. Класси­ческие алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех- и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа. На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это — свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись — или что-то иное? Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содер­жит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. По его краю идет замечательное по исполнению и не до конца еще понятое мифологическое изображение и руническая надпись, гла­сящая: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил». В качестве примера посвятительной рунической надписи можно привести прочтение рун, начертанных на одной из древних фибул (фибула — своего рода застежка, скрепля­ющая ворот плаща): «Босо резал руны — тебе, Таллина, он дал [фибулу — авт.]».* * * Никогда руны не оставались неизменными. В V веке н.э. руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова — вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополне­нием исходного (Футарка). Эти руны (их 28) известны как ранние англосаксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англосаксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака — поздние англосаксонские, или нортумбрийские, руны.Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как сред­ство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка., последние (XI—XII вв.) — 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около де­сятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше — в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка назы­вают иногда Младшими рунами. Младшими рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии; общее количество таких камней, если добросовестно подсчитать их, перевалит, вероятно, за три-четыре тысячи. В абсо­лютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными.В качестве примера приведем здесь фотографию руни­ческого камня из Шюсты. Руны высечены на туловище Змея, образующем три широкие петли, охватывающие изображение креста. (Надо отметить, что это достаточ­но характерно для младшерунических надписей на сто­ячих камнях — сочетание христианского креста и языческого символа Змея. Впрочем, многие исследовате­ли орнаментов на рунических камнях считают, что и крест здесь — переосмысленный с приходом христиан­ства языческий символ.) Перевод надписи таков (Е.А.Мельникова):^ Руна велела сделать [этот] монумент по Спъялъбуду и по Свейну, и по Андветту, и по Рагнару, сыновьям своим и Хельги; и Сигрид по Спъялъбуду, своему супругу. Он умер в Холъмгарде6 в церкви [св.] Олава.Эпир резал руны. С введением христианства и распространением латин­ского алфавита руническое письмо Быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуще­ствовало после этого достаточно долго. Несмотря на откровенно воинствующий антиязычес­кий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков руни­ческие знаки оказалось далеко не просто. Как уже говори­лось, число памятников рунического письма, датирующих­ся началом I тысячелетия (т.е. созданных уже после крещения Скандинавии) огромно; более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример — высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде. На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: «Аринбь-ерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время.» Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли, в Дании —(от— «календарь» и — «палка»). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России — значительно доль­ше. Прорисовка знаков одного из таких календарей, изго­товленного в начале XIX в. в Карелии и хранящегося в данное время в Петрозаводском историко-архитектурном музее, показана на рисунке на стр. 23. Знаки календаря нанесены на деревянный посох длиной 1.5м. Как и большинство рунических календарей, календарь Петрозаводского музея — вечный.Другой интересный пример — литовский рунический календарь, хранящийся в Вильнюсском Музее истории и этнографии. Этот календарь значительно древнее (XVIIb.); в отличие от большинства ему подобных, выполненных в виде посоха, этот памятник представляет собой книжку из 10 дощечек размером 6x8 см. В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV—XV вв.. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд — еще и в XVII в. Более того, существуют данные, что в отдаленных областях Швеции, таких, как Даларна и Херьедален, для особенно важных записей руны изредка использовались и в середине текущего столетия. Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то мы можем смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме сохра­нялась, как минимум, до XI—XIII веков, в поврежденном и частично деформированном виде — до позднего Средне­вековья, а в качестве реликтов и «останцев» древней высокой магии — вплоть до текущего столетия...Тема 3.^ Жертвоприношение Одина Как появились руны? Согласно северной традиции, знание рун было получено богом Одином, принесшим в жертву ради этого знания себя самого. В сказаниях говорится, что Один пронзил себя священным копьем и девять дней и ночей провел «прико­лотый» им к ясеню Иггдрасиль — Древу Мира. Жертвоприношению Одина посвящены одни из самых сакральных строф Старшей Эдды, собрания священных текстов скандинавского язычества:^ Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомъгх.Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная, их поднял, — и с дерева рухнул. (Речи Высокого, 138—139)«Сага об Инглингах» описывает Одина как вполне «зем­ного», реального человека, вождя народа асов. Столицей этого народа был Асгард, прототипом которому послужил Асгард небесный — город богов-асов. Чтобы получить знание рун, Один, согласно Старшей Эдде, принес себя в жертву, пронзив себя копьем на священном дереве. По­зднее это дерево стало ассоциироваться с Древом Жизни — ясенем Иггдрасиль. Самое интересное в приведенных выше строфах Старшей Эдды — строки 5-я и 6-я строфы 138: «...посвященный Одину, в жертву себе же...». «Посвященный Одину» — тому Одину, который не покидал Асгарда небесного, тому, чьим воплощением в Мидгарде был Один земной. Сравните слова «...в жертву себе же...» и слова Христа: «Я и Отец — одно» (Иоанн, 10:30) — это одна и та же мифологема... ...Вернемся от теологии к делам Среднего Мира. Итак, жертвоприношение Одина принесло руны в мир явленный, в Мидгард. Один воспринял это знание и передал его своим соплеменникам — асам-германцам. Благодаря исследованиям В.И.Щербакова (см., например, «Асгард и ваны», в кн. «Доро­гами тысячелетий», М., 1989, и др.) сейчас мы рке знаем, что это за народ — асы, и где был его главный город Асгард. Щербаков убедительно доказал тождественность страны асов и Парфии, государства в Средней Азии, основанного скифами в III в. до Р.Х., а всего через столетие ставшего мировой державой. Он же определил и местонахождение столицы асов — Асгарда. Сейчас это городища Нисы, изученные советскими археологами в 1930 году. До настоящего времени донесла столица Туркмении, рядом с которой расположены городища, это древнее имя — Ашхабад; слово это (иначе — Асхабад) означает то же, что и Асгард — город асов. Как рассказывает Снорри, «Одину и его жене было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь...». На рубеже н.э. под предводительством Одина асы совершили переход из Средней Азии на далекий европейский Север, куда они принесли свою культуру и свою религию. Именно к этому времени — начало н.э. — относится, как мы рке говорили, формирование в Северной Европе классического общегер­манского рунического строя — Футарка. Вполне естественно задаться теперь вопросом: если сами рунические знаки имеют вполне «земное» происхождение и восходят к знакам североиталийских алфавитов, как указывалось в предыдущей теме, то что же получил Один, совершив свое жертвоприношение? Ответ прост. Несом­ненно, Один знал эти знаки и до своего девятидневного висения на дереве. Откровение же принесло ему знание рун как знаков сакральных, так узнал он их силу и научился ее использовать — так родилось руническое Искусство. Искусство видеть Древо Рун... О чем идет речь? Необходимо отметить, что двадцать четыре руны по отдельности и рунический строй из двадцати четырех рун — вещи разные. Имея божественное происхож­дение и являясь священным знаком, каждая отдельная руна обладает определенным запасом магической силы и способно­стью связать нас с тем или иным эгрегором или божеством. Совокупность же рун, вместе с их силой и связями, образует уже магическую систему, имеющую собственный мощный эгрегор и связанную с определенными Силами Мира. Сейчас известно несколько подобных систем, называе­мых иногда « замкнутыми ассоциативными системами принципов». Одна из древнейших таких систем — 22 карты Старших Арканов Таро. Кроме того, можно вспомнить и 22 буквы священного еврейского алфавита, и 64 гексаграм­мы Китайской Книги Перемен. Понятие «замкнутой системы принципов» употреблено здесь в том смысле, что, пользуясь этими и только этими принципами, можно описать любую возможную ситуацию и любой сценарий ее развития. Приведенные примеры могут навести на мысль, что подобные системы — это системы гадания. Это не так, вернее, не совсем так. Любая из этих систем действительно может быть применена в мантических целях, в этом смысле их можно определить как системы, в знаках которых может быть сформулирован ответ на любой вопрос. В процессе получения ответа каждый знак такой системы открывает определенную дверь в мир ассоциаций, на основе которых гадатель с помощью своего опыта и делает предсказание. На более тонком уровне такие системы являются основой для более или менее точного описания мира. Так, на еврейский алфавит во многом опирается Каббала; восемь триграмм, являющиеся основой Книги Перемен, участвуют во многих китайских философских концепциях и построениях, и т.д. В связи со сказанным становится ясно, что человеку, желающему работать с рунами — неважно, в мантической ли области или в области практического их применения, — необходимо проложить собственную тропку к дверям в мир ассоциаций и образов, открываемым рунами, прочувствовать соответствующие каждой руне архетипические образы и мифологемы. Эта работа и станет основным содержанием первой части данного практического курса. Тема 4.^ Руническое письмо Руническое письмо само по себе традиционно почита­ется искусством, и искусством непростым. С использова­ния рунических знаков на письме мы и начнем непосред­ственное знакомство с применением рун в Традиции. Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т.е. таких письменностей, в которых каж­дый знак передает некоторый звук. Звуковые соответствия рун трех основных (для данной книги) рунических рядов — Старшего (Футарка), раннего нортумбрийского (анг­ло-саксонского) и западно-славянского (вендского) — приводятся на рисунке на следующей странице. Руническое письмо имеет ряд характерных особеннос­тей, отличающих его от привычного нам кириллического или латинского письма. Эти особенности мы сейчас и рассмотрим. Прежде всего следует сказать, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо {правое письмо}, так и справа налево {левое письмо). При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный нам вид, но при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл — при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.Другой особенностью рунического письма является широкое использование так называемого бустрофедона в длинных надписях, что также резко отличает руническое письмо от современного. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она не имела, оказывается выполненной одной строкой — ив этом также есть определенный магический смысл. Достигается сохранение неразрывности надписи одним из двух способов. Первый из них (бустрофедон в собственном смысле слова) состоит в том, что надпись, дойдя до края отведенного для нее пространства, разворачивается и, не прерываясь, идет обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон, как и обыч­ные однострочные надписи, может быть, разумеется, как левым, так и правым. Второй способ заключается в чередовании правого и левого письма таким образом, что надпись идет, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идет обратно уже левым письмом и т.д. Нужно отметить и отсутствие пробелов в руническом письме. В большинстве случаев вся надпись выполняется слитно, без разбивки на слова. В некоторых случаях отдельные предложения или смысловые части надписи при необходимости разделяются специальными знаками, пред­ставляющими собой одну или несколько точек.В процессе развития рунического Искусства жрецами и магами было разработано немало специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнопи­си, в магических целях или просто для сокращения про­странства, занимаемого надписью. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизитель­но ее содержания, очень непросто. Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т.е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определен­ные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звукииНеприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например,изапи­сываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например,, ,и т.д.).Довольно часто маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из несколь­ких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруд­нительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне, однозначная дешифровка которой вряд ли возможна. Другой техникой ру­нической тайнописи яв­ляется применение зер­кальных рун, то есть рун. симметрично удвоенных относительно горизон­тальной или вертикаль­ной оси (стержня). Зер­кальные руны, надо ска­зать, применялись не только как средство про­стейшей тайнописи, но и как способ усиления ма­гического воздействия. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дваж­ды или трижды, действу­ет эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальны­ми рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды. Отметим, что обе описанные техники могут при­меняться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочита­емы для непосвященно­го. Вместе с тем такой подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун — например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдет при рассмотрении соответствующей темы. Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других техник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте. Так, классическая техника, называемая в трактатах «Хагахрун», использует замену каждой руны на вертикальный стержень с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые — номер руны в атте. Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается — помимо всего прочего — употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов. Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как:«Хатуволафор дал...» и замыкаемая руной, Иер. Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук, но как понятие — «урожай», «урожайный год». Аналогичным образом в Валаамской надписи, упомянутой выше, употреблена, согласно дешифровке Е.Лазарева, стар­шая руна Перт.* * *Рекомендуемая практика Изучение данной темы, должно сопровождаться прак­тикой рунического письма. Причем, поскольку сами руны являются не просто алфавитом, но набором магических символов, то и практика такая является не просто упраж­нениями в начертании рун. Рекомендуется попрактиковаться во всех описанных выше способах рунического письма (левое и правое, бустрофедон и т.д.), используя разные рунические ряды. При этом следует помнить, что германские руны (Футарк, нортумбрийский ряд и т.д.) предназначены для записи германской речи; славянская же речь должна записываться славянскими рунами. Для практики в письме германскими рунами можно использовать просто перечень знаков соот­ветствующего ряда (Футарка, например) или какие-либо тексты на германских языках (хотя бы современных). Молено также использовать известные древние тексты. В качестве примера мы приведем здесь несколько фрагментов песен Старшей Эдды на языке оригинала (древне-исландский) с русским переводом:Следует помнить, что запись текстов рунами — уже сама по себе магическая практика. Мы можем рекомен­довать читателям попытаться оценить собственные ощу­щения и ассоциации при написании текстов разными способами и разными рунами: возможно, эти ощущения окажутся интересными, а их анализ — небесполезным в отношении освоения рунического Искусства. Тема 5.^ Имена рун.Старший Футарк Все руны имеют имена, по мере возможностей языка отражающие их внутреннюю сущность. Сейчас мы владеем именами ранних и поздних англо-саксонских и средних скандинавских рун; самые поздние скандинавские руны, ставшие просто алфавитом, имен не имели. Таким обра­зом, мы располагаем различными вариантами имен, но самое главное — имена рун Футарка, исходного истинно магического строя — до нас не дошли. Сейчас в периодике публикуется немало статей, посвященных рунической магии; описывается в них, как правило, именно Футарк, но имена, которые авторы ставят в соответствие рунам Футарка, не подлинные. Это лишь средневековая реконст­рукция, истинные же имена этих рун нам, к сожалению, неизвестны. Впрочем, насколько мы можем судить, суще­ствующая реконструкция довольно близка к тем именам, которые могли носить руны Старшего Футарка в далекие времена своего первопоявления на Севере Европы. В VIII веке в Британии, а чуть позже и в Скандинавии появились первые рукописи, содержащие списки руничес­ких знаков с их латинскими фонетическими эквивалентами и, что крайне важно, — с их именами. Значительно позднее первых списков рун появились и посвященные рунам трактаты, содержащие уже не только имена рунических знаков, но и некоторую иную информацию о них. Хорошим примером такого рода рукописей может послужить англо­саксонская Поэма Рун, состоящая из 29 частей, посвященных каждой руне и написанных староанглийским аллите­рационным стихом. Приведу примерный перевод фрагмен­та, посвященного руне Фех: Подобные поэмы известны и Скандинавии. Вот, на­пример, фрагменты, посвященные той же руне, взятые из исландской и норвежской Рунических Поэм соответ­ственно: Ниже мы приводим перечень рун Старшего Футарка с именами и краткими описаниями.1.— ВладениеРуна собственности. В первом, наиболее распространен­ном рассмотрении — собственности сугубо материальной. Однако работа с этой руной позволяет раскрыть и более глубокие ее свойства, в част­ности, ее связь с собственно­стью душевной (но не духов­ной! — делайте различие). Однако не следует считать ее соотношение с миром мате­риальным чем-то принижен­ным — это ее основное со­держание. В целом можно охарактеризовать ее не только как руну собственности, но и как руну благополучия, не испорченного самоудовлетворением. Кроме того, руна Феху связана также и со стихийными энергиями, подобными индийской пране или китайской Ци.2.— ^ Зубр Руна Мощи, магической энергии, «того, что действует», яри — движущей силы боевого и эротического воодушев­ления и экстаза; причем в энергии этой руны неразрывно слиты мужская и женская компоненты. Руна новых начи­наний — успех возможен только там, где присутствует ярь.3.— Турс (т-е. великан) Могучая, но очень тяжелая руна, сложная, помимо всего про


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.