Реферат по предмету "Психология"


Метод беседы. Развитие коммуникативных способностей у индивида.

В качестве своего испытуемого я выбрал студента музыкального училища 18-ти лет. Я попросил его принять участие в мом исследовании. Я объяснил ему, в чм состоит суть этого исследования, какие предстоит выполнить задачи и чем может помочь оно ему. Он был не против, поэтому согласился. Я решил начать с предварительной беседы. В первом вопросе мне хотелось узнать испытывает ли он затруднения

при общении. Для того чтобы услышать его точку зрения я спросил, легко ли он ведт разговор с другим человеком. Он ответил, что ему это не составляет никакого труда, т.к. он человек общительный и может разговаривать на любую тему. На вопрос можешь ли ты начать разговор с незнакомым тебе человеком он ответил, что это зависит от ситуации, потому, что в некоторых случаях разговор без какого-то определнного смысла просто не уместен. Я спросил о том, является ли он активным участником общения в компании или вс-таки

он ближе к пассивному участию в ней. Его ответ содержал следующую информацию он активен, но если в группе кроме него есть ещ несколько активных участников, они чаще всего делят лидерство между собой, ему отводится меньшая роль в общении, т.е. он становится пассивным участником. У меня появился дополнительный вопрос о том, удатся ли ему брать инициативу и становиться лидером. Он немного подумал и ответил, что он бывает лидером лишь тогда, когда он находит понимание и если среди

участников общения нет активнее его самого. Мне стало понятно, что он вс-таки испытывает некую трудность в общении, но в беседе с ним я не выяснил ещ, как он держит себя в напряжнной обстановке, поэтому я задал ему следующий вопрос о том, что бывает ли с ним так, что он является источником конфликтных ситуаций. Он ответил, что случается так, что он бывает причиной их возникновения, но конфликт часто бывает, несерьзен и он заканчивается достаточно быстро. Я спросил его, каким же образом он выходит из сложившейся конфликтной

ситуации. Испытуемый сказал, что он либо признат свою ошибку, либо пытается как-то смягчить обстановку другим образом. На этом я завершил нашу с ним беседу и предложил выполнить пару упражнений для формирования у него необходимых навыков сфере общения. Делая выводы из нашей с ним беседы, я отметил для себя, что ему не хватает уверенности. Он пытается быть активным, но как я понял окружающее его не совсем понимают, и он это тоже осознат, и в итоге он замыкается и прекращает быть активным, потому что его начинают

подавлять более сильные участники общения. Думаю, что в нм можно развить умения, которые помогут ему избежать трудностей. На мой взгляд, в нм есть скрытый потенциал, которым он ещ не научился пользоваться. Мы встретились через полторы недели вновь. Испытуемый, как и обещал, выполнил упражнения, данные ему мной. Первое упражнение состояло в том, что в разговоре, когда лидером являлся не он, ему надо было перехватить инициативу. Он объяснил мне, что попал в предложенную ситуацию, но не мог сначала взять

лидерство, потому что тема, на которую разговаривал его собеседник, была ему плохо известна, и только когда тема сменилась, ему удалось перехватить в свои руки лидерство и удерживать его в течение некоторого времени. Испытуемый добавил, что его собеседник был как раз сильнее его в плане общения, поэтому держать нить разговора в своих руках было для него очень трудным. В итоге, ему вс равно пришлось передать инициативу своему собеседнику.

Во втором упражнении ему предстояло во время разговора заставить себя не глядеть в глаза собеседнику. Испытуемый должен был осознать в какие моменты разговора ему хотелось сбросить на собеседника свой взгляд и, наоборот, отвести его. Он сказал, что ему хотелось посмотреть в моменты, когда он ждал от собеседника реакции на свой вопрос или шутку. Сложность состояла в том, что его партнр по общению спрашивал, слушает ли он его. Собеседник испытуемого не мог понять интересно ли ему то, что он говорит, потому

что мой испытуемый не смотрел ему в глаза. Отвести взгляд хотелось в моменты, когда он хотел скрыть свои эмоции ,особенно когда его собеседник задавал вопросы ,на которые ему было не ловко отвечать или вообще отвечать не хотелось, а также, когда разговор начинал утомлять его. В третьем упражнении ему нужно было заговорить первым при встрече с человеком, с которым он находится в натянутых отношениях. Испытуемый ещ, когда я задал ему это упражнение не понял, какой в этом есть

смысл, потому что заговорить с таким человеком первым труда не составляет, тем более, если он часто его видит и ему приходиться с ним общаться. Я добавил тогда, что следует обратить внимание на мелкие детали при разговоре с ним. Он понял, что я имел в виду, поэтому при выполнении этого упражнения он попытался заметить на какой ноте разговаривает с ним его собеседник. Испытуемый рассказал, что при встрече с ним он начал разговор первым.

Его знакомый в этот раз был не настроен на общение, поэтому ему было тяжело с ним говорить. Он сказал также, что его знакомый говорил с ним, как бы считая себя выше, будто бы он мой испытуемый недостоин с ним разговаривать. Моему испытуемому надо было просто вытягивать у него ответы. Так что беседа с ним не получилась, и потому быстро закончилась. После завершения его рассказа я дал ему ещ три упражнения, которые он должен будет выполнить.

Исходя из его рассказов, у меня сложилось следующее мнение он может прекрасно общаться, если общение основано на взаимном согласии. Он также не стремится быть лидером, потому что это у него плохо получается. Ему гораздо интереснее получать информацию, нежели передавать е другим. Следующая наша встреча, произошла позже, чем она намечалась нами. Испытуемый объяснил этот факт нехваткой времени на выполнение упражнения, а также непопаданием в предложенную

ситуацию, описанную в качестве примера. Так в упражнении, где надо было проявить сво хладнокровие при ссоре, он перенс само место ссоры. Конфликт произошл не в переполненном транспорте, как в примере, а на улице в компании его сверстников. Причм инцидент произошл случайно. Он никак не ожидал его. Ссора не была спровоцирована им специально. Испытуемый рассказал, что он нечаянно испачкал одного парня.

Мой испытуемый тут же извинился. Но того парня сильно задело это, и он начал оскорблять моего испытуемого. Некоторые фразы были неоправданно резки, и он сам чуть пару раз не сорвался, но так как он был вс-таки виноват, то не стал обострять конфликт, сдерживая себя. Тот парень не мог ещ в течение какого-то времени успокоиться. Шедшие рядом ребята заметили, что он переигрывает и потому стали говорить ему, чтобы он прекратил свои

нападки, остыл в конце концов. Видимо у того парня к моему испытуемому была некая неприязнь, и этот инцидент спровоцировал его на открытое выражение своих эмоций. В следующем упражнении ему надо было выразить сво одобрение к работе незнакомого человека. В первый раз испытуемый честно сказал, что упражнение не получилось. Он хотел что-то купить, а перед ним женщина как раз попросила ей отрезать кусок колбасы.

И он решил воспользоваться случаем. Испытуемый сказал такую фразу Хорошо у вас получается. Продавщица почему-то никак не отреагировала, просто посмотрела него и спросила, что он хочет купить. Испытуемый сказал мне, что может просто продавщица не услышала или просто в очереди стояли люди старше его, и она не хотела при них шутить вместе с ним. Во второй раз он пошл в магазин и попросил ему подарок, который он купил.

Испытуемый не стал придумывать ничего нового, поэтому сказал ту же самую фразу. Женщина улыбнулась. Он спросил еще, долго ли она училась, чтоб так запаковывать. Она ответила, что нет, просто сразу поняла, как это делается. Они ещ немного поговорили, пока она не запаковала до конца. Потом он поблагодарил е, на что она сказала, чтоб приходил ещ.

Одно упражнение он не смог выполнить, потому что не попал в такую ситуацию. В упражнении нужно было посадить пожилого человека или женщину с ребенком, которым не было где сесть, как и ему. Но испытуемый сказал, что до самого исследования случалось так, что он, едя с другом на автобусе, пару раз просил его уступить место пожилому человеку, когда сам он стоял. После того, как он мне это вс рассказал, я сказал, что у меня есть к нему вопрос об

Ом, как он общается с девчонками. Испытуемый попросил повторить ему вопрос, хотя он его хорошо слышал. ЯЯ повторил. Видно было, что его это позабавило. Испытуемый спросил меня о том, что вопрос ли это исследования или это мой личный интерес. Я попросил его быть посерьзнее и сказал, что это нужно для исследования. После этого я уточнил свой вопрос. Я спросил, как он общается с девчонкой не в компании, а наедине. Испытуемый ответил, что, если девчонка общительная, то темы для разговора находятся сами собой, а если

она ему ещ и нравится, то он будет стремиться к более длительному общению. Но если девчонка не разговорчивая и после нескольких попыток е разговорить ничего не получается, то он, естественно, сдатся. Они просто будут стоять, не о чм не говоря. Он добавил также, что если девчонку он к тому же плохо знает, то разговаривать просто будет не о чем. Но как он мне сказал, это бывает крайне редко. Его ответы позволили мне сделать вывод, что испытуемый

не закомплексован, немного не уверен в своих силах, быстро сдается, столкнувшись с проблемой, не хочет быть навязчивым и надоедать другим. У него можно отметить также наличие воли. В целом, он может свободно общаться, он всегда найдт круг друзей, которым будет интересно общение с ним. Хоть и возникают некоторые трудности, но я думаю, что это связано с тем, что этим он хочет отгородить себя от чего-то, что ему чуждо. Человек, я бы сказал, с сильным характером.

Думаю, что он преодолеет со временем возникшие проблемы. Мне оставалось подытожить вс работу, сообщить ему о том, что я думаю о проведнном с ним исследовании. Я сказал ему, что исследование прошло в целом успешно. Также посоветовал ему отрепетировать некоторые на его взгляд, не получившиеся в ходе выполнения, детали. Предложил выполнить по возможности не завершнное им упражнение.

Спросил также, дало ли ему что-то это исследование или нет. На что он ответил мне, что было интересно, а также он обратил внимание на незамеченные ранее им свои, как ему показалось недостатки, которые он постарается исправить. Я дал ему также некоторые рекомендации, объяснил, что цель исследования сводилась к тому, чтобы научиться признавать ценности личности другого человека, его мнений и интересов.

Научиться правильно, организовывать беседу, избегать конфликтов, приобрести умения по управлению ситуацией в любом спорном вопросе, быть более уверенным в себе. Словом, научиться всему тому, что ведт к самосовершенствованию личности и е самоутверждению в обществе. Но, конечно, над этим необходимо долго и усиленно работать. Мы поговорили какое-то время уже в целях исследования, затем я сказал, что мне нужно идти.

Потом мы попрощались, и я ушел. 1. Лицо у испытуемого круглое, не удлиннное пропорциональное. Глаза карие, по форме обычные без каких-либо явных отличий. Нос прямой, небольшой. Уши по своей форме нормальные, немного оттопыренные. Рот нормальный, небольшой. Губы у испытуемого толстые, но не очень.Сами губы красного цвета. Рост испытуемого чуть ниже среднего.

Верхняя часть туловища пропорциональна нижней. 2.Если говорить о его походке, то она зависит от некоторых условий. Так, например, если он идт с кем-то, то он подстраивается под рядом идущего. Если он идт один, то всегда идт быстро, но не очень ритмично. 3. Одежда, которую носит испытуемый, на мой взгляд, гармонирует с его внешностью. Он не любит ничего необычного, поэтому он не носит подобную одежду, наверное, потому что она ему просто

не идт. Одежда, которую он обычно носит, отличается своею строгостью никаких ярких цветов и нестандартных форм. Испытуемый одевается скромно, но со вкусом и по случаю. Предпочтительной одеждой для него является спортивная. Понравившееся ему вещи носит долго. Он всегда следит за состоянием своей одежды, поэтому она всегда ухоженная и отутюженная. 4. Голос звонкий, дикция в общем правильная.

В его монологе присутствуют паузы. Испытуемый любит общение с другими людьми, но бывает часто молчалив. В употребление жаргонных слов сдержан. 5. Мимика выразительная. Эмоции, возникающие в разговоре с другими людьми, испытуемый почти не скрывает. Что касается осанки, то можно отметить небольшую сутулость. При общении обходится без активной жестикуляции. Если говорить о позе, то она не напряженная, спокойная.

Если позволяет ситуация, испытуемый пытается встать в такую позу, в какой он бы мог максимально расслабиться. 6. Положение в коллективе испытуемый занимает среднее. В принципе, ничем особенно не выделяется. Отношение к нему остальных людей различно. Вообще, испытуемый располагает к общению с ним остальных людей. Но как уже было сказано мной выше, вследствие того, что отношение к нему людей различное, то и общение

складывается у него не одинаково с разными людьми. Характер общения зависит от ситуации. 7. Испытуемый относится, мне кажется, к себе отрицательно. Свои недостатки не показывает, пытается их скрыть, и по возможности превратить их в достоинства. К личным вещам отношение бережное. Что касается его возможностей, то он понимает, что на многое способен. Если он заставит себя взяться за что-либо, он добьется высоких результатов.

8. Поведение в психически значимых ситуациях, такие, как экзамены, конфликты, всегда спокойное, оптимистичное. По этому поводу он не переживает, даже если находится в крайне невыгодном положении. Он всегда найдет выход из ситуации, т.к. по натуре человек он гибкий. 9. К учебе относится серьезно, т.к. его учебная деятельность предполагает длительные тренировки, и очень много времени отводится самостоятельному обучению.

Но это не значит, что он всецело погружается в работу. Он может отвлечься и заняться более интересным для него занятием, так как тренировки требуют большой сосредоточенности и как факт быстрая утомляемость. 10.Я не могу привести каких-то ярких высказываний, которые характеризуют его кругозор, интеллект. Я делал некоторые выводы по ходу выполнения работы. Ко всему тому, что я написал в выводах, я могу добавить, что его интеллект достаточно развит, его жизнь

насыщена событиями, его увлечениями, прежде всего, являются спорт и музыка. По отношению к жизни он настроен оптимистично. Ко всему старается подходить объективно. 11.Никаких аномалий во внешности, отличающих его от остальных, у испытуемого нет. Патологических черт также мною не обнаружено. В поведенческий портрет испытуемого внести более существенные признаки не имеется возможности, вследствие их ограниченности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.