3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ политика инвестирования в инновации.Обзор текущей литературы.Особенности переходного этапа развития российской экономики обусловили большую сложность осуществления инновационного процесса (7). Глубокий экономический кризис, охвативший в условиях переходного периода все сферы хозяйственной жизни общества, в том числе и технологическую, активизировал факторы, дестимулирующие инвестиции в инновации. При этом реализация общих закономерностей инвестиционного процесса значительно модифицировалась. В настоящее время основными источниками средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, являются (3): бюджетные ассигнования; средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР; финансовые ресурсы частного сектора; иностранные инвестиции; средства научных и инновационных фондов; кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков; конверсионные кредиты; частные накопления физических лиц. В современных условиях развития экономики России расходы на НИОКР составляют в нашей стране около 0,9% ВВП, в то время как в государствах "Большой семерки" – 2,4%, в США – 2,8%, а по затратам на НИОКР на душу населения мы уступаем мировым лидерам в десятки раз. Очевидно, что финансироваться могут только жизненно важные инновационные проекты. В связи с этим должна повышаться роль и других источников финансирования научно-технической сферы. Государственные функции должны заключаться: в формировании благоприятной среды (разработка законодательной базы, создание стимулирующего инвестиционного климата, развитие необходимых элементов инфраструктуры, тесное сотрудничество с другими субъектами инновационного рынка); в переориентации системы государственного регулирования с жестких на более мягкие методы; с прямых форм – на косвенные; в сохранении государственной поддержки фундаментальных исследований; в поддержке инновационных предприятий. В наше время весьма актуальна проблема формирования инновационного рынка, и здесь несомненна роль государства в качестве инструмента определения стратегических приоритетов инновационных инвестиций. С точки зрения государственной инвестиционной политики необходим выбор ее ориентации (1). Это может быть: - социально-ориентированная инвестиционная политика, (предусматривающая максимальную занятость трудового населения, определенный уровень зарплаты и набор элементов социальной защиты); - рыночная ориентация, опирающаяся на финансовые рыночные инструменты и интересы собственников, работников предприятий и потребителей продукции; - ориентация на сильное государственное регулирование (прямое и косвенное); Инвестиционная политика должна иметь стратегическую и тактическую направленность. С позиции стратегии инвестиционная политика может быть направлена на системно-инновационный путь экономического развития, обеспечивающий конкурентоспособность страны, региона или предприятия на мировом рынке. В современных условиях одной из самых актуальных проблем российской экономики является повышение конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства (7). Сегодня социально-экономическая ситуация выглядит исключительно тяжелой, а перспективы ее преодоления весьма неопределенны. Производственные мощности страны используются едва наполовину. Остановить деградацию промышленного производства пока не удается. В настоящее время более чем в 4 раза замедлился процесс обновления основного капитала, износ основных фондов в промышленности достиг 50-80%, в сельском хозяйстве и строительстве – 40%, на транспорте и связи – 45%. Средний срок эксплуатации машин и оборудования за 1990 - 2002 гг. возрос до 20 лет, что в 2,5 раза превышает зарубежные лимиты. Основным источником финансирования инноваций являются собственные средства предприятий и средства госбюджета (4). Кредитная система финансирования инноваций практически не используется. Около 70% российских предприятий имеют негативный опыт переговоров с инвесторами. Более половины крупных промышленных предприятий ориентированы на потребление отечественного инновационного продукта и пассивно ожидают появления инноваций от российских государственных НИИ – 54%, от исследовательских отделов и КБ российских предприятий – 50%. Основные факторы, препятствующие инновациям в промышленности – это недостаток денежных средств, высокая стоимость нововведений, низкий инновационный потенциал организаций (5). Мировой опыт свидетельствует о необходимости согласованного использования методов как прямого, так и косвенного стимулирования науки и инноваций. В условиях дефицита платежеспособного спроса предприятий на рынке научно-технической продукции важную роль должны играть меры налогового и кредитного стимулирования инвестиций в инновационную сферу. Широкое использование налоговых и амортизационных льгот - важное направление государственного стимулирования науки, инноваций. Налоговая экономия увеличивает размер финансирования мероприятий НТП, что способствует ускоренному обновлению производственного оборудования на принципиально новой технологической основе, внедрению на рынок новых видов продукции. Данные меры, направленные на активизацию научной, научно-технической и инновационной деятельности, находят отражение в льготах по налогам на прибыль, НДС, имущество, землю и др. Несмотря на огромную потребность в инвестициях, инвестиционный процесс в России из года в год свертывается (7). Сами предприятия, не имеющие достаточного опыта привлечения заемных средств, часто допускают просчеты организационного плана, не используя до конца возможности, которые они имеют. Только каждое двенадцатое предприятие пользуется льготами, предоставляемыми им в части налогообложения прибыли, направленной на инвестиции. Слабый менеджмент является сегодня отличительной чертой практически всей российской экономики. Многие предприятия могли бы решить свои проблемы, используй они финансовые рычаги, которые предоставляет им современный экономический механизм. По данным периодических опросов, руководители большинства предприятий полагают, что наиболее негативно на инвестиционную деятельность в настоящее время влияют недостаток собственный средств у предприятий для обновления основного капитала, высокий уровень налогов, невыполнение финансовых обязательств со стороны федерального правительства, высокая процентная ставка коммерческих кредитов, недостатки законодательной базы реформы и высокие инвестиционные риски. Для улучшения инновационно-инвестиционного положения в России политика государства в перспективе должна заключаться в следующем: * Выбор рациональных приоритетов развития инновационной сферы при реализации инновационных проектов, программ, технологий, оказывающих, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности отечественной экономики. * Координация действий федеральных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инвестиционной программы. * Сохранение и развитие научного и производственно-технологического потенциала фундаментальной науки, системы подготовки кадров для поддержания и развития современного научно-технологического уровня и перехода на более высокие ступени развития науки. * Обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности, развития венчурного, инжинирингового, инвестиционного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Таким образом, создание благоприятных условий для инвестирования в инновации позволит не только модернизировать научно-техническую базу отечественных предприятий, но и поднять конкурентоспособность российской экономики на качественно новый уровень. Чтобы обеспечить преемственность в технологическом развитии, нужно применять такие способы государственной поддержки высокотехнологичных производств, которые позволяют в большей степени использовать внутренние способности самоорганизации этих производств в условиях рынка (2). Конкретные меры укрепления ресурсной базы предприятий таковы: - льготное налогообложение и кредитование; - бюджетное дотирование; - таможенное регулирование; - эффективная амортизационная политика; - законодательная защита отечественных товаропроизводителей и их прав интеллектуальной собственности, государственный протекционизм; - нормативно-правовое регулирование и администрирование; - патентно-лицензионная деятельность в целях распространения нововведений; - адаптация инновационных проектов к региональным условиям; - страхование рисков. Стимулирование инновационной деятельности должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла наукоемкой продукции, включая фундаментальные исследования, и распространяться в том числе на ее инвесторов. Начальные этапы инновационного цикла НИОКР, как правило, успешно преодолеваются в России, несмотря на большую длительность разработок, чем в мировой практике (1). Однако заключительные стадии (подготовка производства, освоение выпуска, развертывание промышленного производства) требует более значительных объемов инвестиций, и на этих этапах инновационный процесс тормозится. При разработке инвестиционной политики необходимо учитывать особенности и различия категорий промышленных предприятий. В частности, есть градообразующие предприятия, предприятия ВПК, финансово-промышленные группы, транснациональные компании, наукоемкие концерны, научно-промышленные комплексы, диверсифицированные концерны и т.д. Каждое предприятие придерживается собственной инвестиционной политики в соответствии с его стратегическими целями и экономической целесообразностью. Каждое из направлений инвестиционной политики при определенных условиях имеет и преимущества и недостатки, и только конкретное предприятие само может выбрать приемлемое решение. Неправильный выбор инвестиционной политики может нарушить баланс и разрегулировать всю сложную систему бизнеса. В интересах совершенствования внутренней инвестиционной стратегии России автор (6) считает необходимым осуществить: - последовательную децентрализацию инвестиционного процесса, базирующуюся на развитии и упрочении многообразных форм собственности и на повышении роли собственных накоплений предприятий; - обеспечение государственной поддержки предприятий за счет централизованных инвестиций на основе перехода от безвозвратного бюджетного субсидирования к финансированию капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, но на возвратных и платных принципах; - усиление государственного контроля за расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме как безвозвратного, так и возвратного финансирования; - значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением капиталов из стран СНГ; - использование части централизованных кредитных ресурсов на финансирование быстро окупаемых инвестиционных проектов, в частности, объектов малого бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства; - компенсацию сокращения возможностей бюджетного финансирования инвестиций в экономику путем расширения практики страхования и гарантирования поддерживаемых государством инвестиционных проектов. Именно в результате последовательного совершенствования внутренней инвестиционной стратегии усилится привлекательность для вложения отечественного капитала в производство.^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.1. ЕВСИКОВА Т.И., МАВРИДИ К.П., РУБИНА Р.Я. О принципах формирования инвестиционной политики в промышленности Российской Федерации // Реформирование системы управления на современном предприятии: Сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (июнь 2004 г.). – Пенза, 2004. – С. 85 – 87.^ 2. НОВОСАДСКИЙ Ю.С. Государственное стимулирование инноваций в РФ // Инновационные технологии научных исследований социально-экономических процессов: Сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. (24 – 25 марта 2004 г.). – Пенза, 2004. – С. 122 – 124.^ 3. СИНЯВСКАЯ Н.И. Возможности финансирования НИОКР в России на современном этапе //Вопр. экон. наук. – 2004. - № 2. – С. 113 – 116.4. СТАЛЬЧЕНКО А.Ю. Организационно-экономические механизмы венчурного инвестирования инновационной деятельности: Автореф. дис. …канд. экон. наук. – М., 2003. – 23 с.^ 5. ТОДОСИЙЧУК А.В. Налоги и кредит в механизме стимулирования инновационного развития // Экономика и коммерция. – 2004. - № 3/4. – С. 43 – 52. – Библиогр.: с. 52 (7 назв.).6. ЧЕРНЫХ Е.О. Теоретико-методологические основы совершенствования управления процессом привлечения инвестиций в экономику России: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2004. – 20 с.7. ЯКОВЛЕВА Т.В. Инвестирование в инновации // Состояние и пути развития экономики регионов России в 21-м столетии: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (26 – 27 мая 2003 г.). – Тамбов, 2003. – Ч. 2. – С. 195. – 198. 28.01.2005. Составители: Крюкова Н.Ю., Остертаг Т.Н.