Содержание Введение……………………………………………………………………….. 3 1. Оценка положения компании ООО «Мега Пласт» на рынке строительной отрасли………………………………………………………… 5 1.1 Характеристика деятельности предприятия…………………………….. 6 1.2 Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия…………………………………………………………………… 14 2. Финансовый анализ деятельности компании ООО «Мега Пласт»…………………………………………………………... 24 2.1 Определение типа финансовой ситуации……………………………… 24 2.2 Проблемы повышения финансовой устойчивости предприятия путем выпуска новой продукции…………………………………………………… 29 3. Улучшение финансового состояния предприятия за счет освоения нового вида товара……………………………………………………………. 38 3.1 Анализ рынка листов из ударопрочного полистирола (УПП) и поливинилхлорида (ПВХ)……………………………………………………. 38 3.2 Разработка и осуществление плана по освоению нового вида товара… 71 3.3. Финансовый анализ деятельности предприятия и определение типа финансовой ситуации после освоения нового вида товара……………….. 79 4. Экологичность и безопасность……………………………………………. 91 Заключение……………………………………………………………………. 103 Список литературы…………………………………………………………… 105 ВВЕДЕНИЕ Благополучное финансовое состояния предприятия - это важное условие его непрерывного и эффективного функционирования, что определяет актуальность выбранной темы. Для его достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость и высокую результативность хозяйствования. Для этого необходимо изучать многочисленные показатели, характеризующие все стороны деятельности предприятия для выявления глубинных причин изменения финансового положения. Финансовое состояние предприятия необходимо анализировать с позиций и краткосрочной, и долгосрочной перспектив, так как критерии его оценки могут быть различны. Устойчивое финансовое положение предприятия зависит, прежде всего, от улучшения таких качественных показателей, как - производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача, а также выполнение плана по прибыли. Рациональному размещению средств предприятия способствует правильная организация материально-технического обеспечения производства, оперативная деятельность по ускорению денежного оборота. Руководство предприятия все время находится перед необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной цены реализации, принимать решения в области кредитной и инвестиционной политики и многое другое, стараясь добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы требуемые денежные поступления. Активное управление финансами предприятия предполагает и разумное маневрирование денежными потоками, чтобы добиться синхронности поступления средств с расходами, выполнения всех финансовых обязательств, эффективного использования финансовых ресурсов. Целью данной работы является – улучшение финансового состояния организации за счет освоения нового вида. Объект исследования – ООО «Мега Пласт» - производственная компания ведущая свою деятельность на территории Российской федерации (г.Москва). Предмет исследования – финансовое состояние организации. Главная научная задача работы – проанализировав основные показатели финансовой деятельности организации и финансовую ситуацию разработать и внедрить ряд предложений для улучшения финансового состояния организации. 1. Оценка положения компании ООО «Мега Пласт» на рынке строительной отрасли. Особенностью функционирования предприятий в современных условиях является их постоянная зависимость от всех субъектов совокупности общей инфраструктуры. Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельности постоянно вступает в прямые и косвенные взаимоотношения с поставщиками сырья (материалов), комплектующих изделий, потребителями готовой продукции и конкурентами. Последние, исходя из цели любого предприятия, – создать своего потребителя, стараются укрепить свое положение на рынке, ослабляя тем самым положение других предприятий. Предприятия всех сфер производства, в том числе и промышленности, как и раньше, в основном остаются наедине со своими проблемами. Естественно, что в таких условиях их деятельность невозможно защитить от нежелательных потрясений. Поэтому, возникают проблемы защищенности деятельности предприятия от отрицательных влияний внешней среды, а также способности быстро устранить разновариантные угрозы или приспособление к существующим условиям, которые не сказываются отрицательно на его деятельности. Решение данных вопросов представляет собой экономическую безопасность предприятия. Содержание данного понятия включает в себя систему мер, обеспечивающих конкурентоустойчивость и экономическую стабильность (устойчивость предприятия). Устойчивое развитие в общем смысле означает прогрессивное изменение системы достаточными темпами, без кризисов, спадов и застоев, оно противостоит деградации, застойному состоянию, балансированию на грани сохранения и разрушения (выживания), а также неустойчивому развитию — прогрессивному изменению, связанному с периодически повторяющимися кризисами [9, стр. 14]. Как правило, основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Однако не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.^ 1.1 Характеристика деятельности предприятия Компания ООО "Мега Пласт" работает на рынке уже более 10 лет. За эти годы компания стала одним из лидеров российского рынка среди производителей изделий из ПВХ и поставщиков импортного экструзионного оборудования для производства полимеров. ООО "Мега Пласт" предлагает своим клиентам отделочные материалы: сэндвич панели, полистирол, стеновые панели и подоконники, жесткий лист пвх. Компания владеет собственной производственной базой, состоящей из нескольких десятков экструзионных линий для производства сэндвич-панелей и других строительных материалов, таких как лист пвх, пластиковые панели. Сотрудники компании имеют колоссальный опыт работы с отделочными материалами и экструзионным оборудованием. За годы плодотворной работы приобретено много постоянных партнеров во всех регионах нашей страны. Компания поддерживает с ними тесный контакт и помогает во внедрении новых технологий, что позволяет постоянно повышать качество продукции, и помогает оптимизировать и удешевить производственный процесс. Основной ассортимент выпускаемой продукции: пластиковые панели шириной 25 см, пластиковые панели шириной 39 см, сэндвич панели и вагонка ПВХ. Стеновые панели используются для отделки стен и потолков, применяются как внутри, так и снаружи помещений. Для помещений с повышенной влажностью используются специальные прибивные планки из ПВХ. Также в массовое производство запущен напольный плинтус пвх с кабель каналом CANADA и ALASKA (по 34 варианта декора каждого), плинтус с мягким краем и монтажная фурнитура (угол наружный, соединительный элемент, заглушки, угол внутренний), отделочный ПВХ профиля. Декоры плинтуса и фурнитуры специально подобраны под ламинат и ковролин ведущих производителей мира. Плинтус прост в монтаже, идеально подчеркивает строгость перехода от стены к полу, в себе размещает несколько двужильных проводов и телевизионный кабель. Кроме того, компания постоянно производит листовой ПВХ, который используется для изготовления сендвич-панелей, откосов, углов и т.д. Благодаря многолетнему сотрудничеству с производителями оборудования компания ООО "Мега Пласт" имеет эксклюзивное право продавать экструзионное оборудование, экструзионные линии по ценам завода изготовителя. Учредителями ООО «Мега Пласт» является физические лица. Имущество состоит из вкладов учредителей – это общая долевая собственность учредителей. На момент образования предприятия Уставный фонд составлял 10 000 рублей. Высшим органом ООО «Мега Пласт» является общее собрание его участников, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с российским законодательством на основании Устава и Учредительного Договора ООО «Мега Пласт».Ниже приведена организационная структура предприятия:^ Рисунок 1.1 Организационная структура ООО «Мега Пласт» Управление ООО «Мега Пласт» осуществляет от имени ООО (Общества) Генеральный директор. Рассмотрим его функции: - действует от имени Общества, в том числе выступает от имени Общества в отношениях с любыми организациями и государственными органами по всем вопросам, связанным с деятельностью; - определяет размер необходимых расходов; - открывает счета и делает вклады в банках; - дает указания и распоряжения работникам; - определяет структуру и штаты; - принимает на работу и увольняет сотрудников, применяет к ним меры поощрения и взыскания. Директор подотчетен в своей деятельности Обществу. Рассмотрим должностные обязанности некоторых сотрудников: - Главный бухгалтер. В обязанности главного бухгалтера входит осуществление организации бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроля за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия, обеспечение законности, своевременности и правильности оформления документов, расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. В подчинении у главного бухгалтера находятся работники бухгалтерии. - Главный менеджер по сбыту, маркетингу и рекламе. В обязанности менеджера по маркетингу и рекламе входит составление плана по рекламным кампаниям на 6 месяцев вперед и согласование его с директором ООО «Мега Пласт». Менеджер по маркетингу осуществляет креативную разработку идей для рекламных кампаний, планирует бюджеты рекламных кампаний, информирует персонал о проведении этих кампаний, их условиях, сроках, правилах проведения и ожидаемых результатах. Также он проводит размещение рекламных материалов и их оплату со стороны компании, осуществляет оценку эффективности проведенных рекламных мероприятий и отчитывается перед директором ООО «Мега Пласт». Линейное и функциональное подчинение менеджера по маркетингу и рекламе – директору ООО «Мега Пласт». На данный момент в ООО «Мега Пласт» работает около 40 человек. Из них 15 человек офисного персонала, остальные являются работниками производства и обеспечивающих служб, к которым относятся технологи производства, работники различных участков производства, лаборанты. С развитием ООО «Мега Пласт» растет потребность в рабочей силе и, в первую очередь, в работниках производства. По мере необходимости менеджер по персоналу в присутствии директора филиала проводит собеседование, на котором каждый человек, желающий работать в компании ООО «Мега Пласт», сначала делает себе презентацию, а потом отвечает на интересующие директора и менеджера вопросы, а также ищет различные решения поставленных перед ним проблем в игровых ситуациях. По результатам собеседования менеджер по персоналу выносит список с фамилиями тех людей, которые прошли первый этап по трудоустройству в фирме. Далее проходит стажировка с параллельным обучением. По окончании трехнедельного срока сдаются экзамены, по результатам которых происходит трудоустройство в ООО «Мега Пласт». Что касается требований, предъявляемых к персоналу компании, то о них было сказано выше. Но необходимо отметить, что каждый работник ООО «Мега Пласт», помимо всего прочего, должен обладать высокой исполнительской и финансовой дисциплиной, должен быть аккуратен в заполнении отчетных и других документов, а также должен быть коммуникабелен и приветлив. Что касается системы материального и морального стимулирования, применяемого ООО «Мега Пласт», то здесь нужно отметить следующее: в настоящее время материальное стимулирование касается в основном сбытовые подразделения в виде дополнительных премий за хорошую работу. В ООО «Мега Пласт» существует карьерный рост. На новую или освободившуюся должность объявляется конкурс. Все желающие работники, имеют право подать заявку на вакантное место, а затем пройти собеседование, по результатам которого происходит назначение на данную должность. Оценку сильных и слабых сторон компании, внешних возможностей и угроз обычно называют SWOT-анализом (от английских слов strength, weakness, opportunity и threat). Иногда встречается синоним - ССВУ. SWOT-анализ - инструмент оценки стратегического положения компании, ее внутренних возможностей (сильных и слабых сторон внешней ситуации (возможностей и угроз). Сильные стороны компании - особенности, представляющие дополнительные возможности. Слабые стороны компании - особенности, ставящие ее в благоприятное положение. Это отсутствие чего-то или то, что ей удается. SWOT-анализ состоит в выявлении на основе анализа внешней среды фирмы факторов, открывающих, с одной стороны, для фирмы новые возможности, а с другой – представляющих угрозу для ее развития. Одновременно оцениваются слабые и сильные стороны ее внутреннего потенциала, прежде всего в области производства, финансов, управления, НИОКР, маркетинга1. Затем с помощью SWOT-матрицы происходит их парное сопоставление и формулировка возможных стратегий, отражаемых в квадрантах матрицы (таблица 2.1). ^ Таблица 1.1 SWOT-матрица Возможности Угрозы ^ Сильные стороны Получение максимальной отдачи от использования возможностей Борьба с опасностями за счет использования внутренних резервов ^ Слабые стороны Использование возможностей для преодоления недостатков Укрепление потенциала для предотвращения внешних опасностей Проанализируем сильные и слабые стороны ООО «Мега Пласт» (таблица 2.2). ^ Таблица 1.2 Потенциальные внешние возможности и угрозы предприятию Потенциальные внешние возможности предприятия Потенциальные внешние угрозы предприятию 1. Высокое качество предлагаемой продукции;2. Деловая репутация компании;3. Использование передовых информационных технологий в работе. 1. Наличие большой дебиторской задолженности.2. Отсутствие научно-обоснованной системы управления торговыми запасами;3. Отсутствие регулярных рекламных мероприятий. Для установления возможностей и угроз необходимо провести анализ внешней среды. В результате анализа макросреды были выявлены следующие возможности и угрозы (таблица 2.3):^ Таблица 1.3 Потенциальные внутренние, сильные и слабые стороны предприятия Потенциальные внутренние, сильные стороны предприятия. Потенциальные внутренние, слабые стороны предприятия. 1. Выход на рынки Сибири и Дальнего Востока;2. Использование передовых рекламных и PR-технологий3. Совершенствование управления запасами;4. Совершенствование управления дебиторской задолженностью. 1. Повышение таможенных пошлин на продукцию;2. Насыщение рынка;3. Рост издержек обращения;4. Усиление конкуренции;5. Рост темпов инфляции. На основе слабых и сильных сторон компании, а также выявленных возможностей и угроз составим матрицу SWOT-анализа (таблица 2.4):^ Таблица 1.4Матрица SWOT-анализа предприятия Анализ данных таблицы показывает, что ООО «Мега Пласт» имеет небольшую долю рынка, а также ряд проблем в финансовой сфере, что не позволит ей в полной мере воспользоваться своими сильными сторонами и выйти на дальние рынки страны. Следовательно, стратегия инновационного развития компании должна быть направлена на построение эффективной системы управления финансами, а именно на введение инноваций в сфере управления запасами и дебиторской задолженностью. Проведение указанных мероприятий позволит достичь более устойчивого финансового положения, приобрести дополнительные конкурентные преимущества и завоевать большие доли рынка страны. Исходя из проведенного анализа, можно заключить, что на сегодня позиция предприятия находится на стадии стратегии роста. Отрасль по продажам изделий из ПВХ и полистирола сегодня умеренно привлекательна, но предприятие занимает в ней сильные позиции. Фирма хоть и не является одним из лидеров, но занимает прочное и устойчивое положение на находящемся в зрелом возрасте жизненного цикла бизнесе. Рынок является умеренно растущим или стабильный с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого-либо другого сильного конкурента. В связи с этим, предприятию необходимо стараться сохранить занимаемые позиции; позиция может обеспечивать необходимые финансовые средства для самофинансирования и давать также дополнительные деньги, которые можно инвестировать в другие перспективные области бизнеса.^ 1.2 Оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия Финансовое состояние предприятия характеризует состояние финансовых ресурсов и взаимоотношений, связанных с движением денежных потоков, по источникам их образования и расходования. Основным источником информационного обеспечения оценки финансового состояния предприятия являются бухгалтерский балансы. Основная цель проведения анализа состояния активов предприятия заключается в выявлении изменения за отчетный период в их составе и структуре по таким группам, как мобильные, т.е. оборотные (текущие), и внеоборотные (иммобилизованные) активы. Рассчитаем финансовые показатели и коэффициенты за 2007 год. Основой для расчетов служат бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за этот год (таблицы 1.5 и 1.6):^ Таблица 1.5 Бухгалтерский баланс за 2007 год (в тыс. руб): АКТИВ Код стр. 2007 2007 1 2 начало года конец года ^ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 110 Основные средства 120 184 Незавершенное строительство 130 20 ИТОГО по разделу I 190 20 184 ^ II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 210 1 551 8 670 в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности 20 затраты в незавершенном производстве 101 готовая продукция и товары для перепродажи 1 429 8 670 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 7 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 4 384 в том числе покупатели и заказчики 4 384 3 718 Денежные средства 260 16 99 Прочие оборотные активы 270 53 ИТОГО по разделу II 290 5 958 8 822 БАЛАНС 300 5 978 9 006 ПАССИВ Код стр. 2008 2008 1 2 начало года конец года ^ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал 410 10 10 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 470 30 71 ИТОГО по разделу III 490 40 81 ^ IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИТОГО по разделу IV 590 0 0 ^ V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 610 26 Кредиторская задолженность 620 5 938 8 899 в том числе: поставщики и подрядчики 5770 8184 задолженность перед персоналом организации 38 38 задолженность перед гос. внебюджетными фондами 16 16 задолженность по налогам и сборам 64 64 прочие кредиторы 50 597 ИТОГО по разделу V 690 5 938 8 925 БАЛАНС 700 5 978 9 006 ^ Таблица 1.6 Отчет о прибылях и убытках за 2007 год Наименование показателя Код стр. 2007 2007 1 2 начало года конец года ^ Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 9 380 20 685 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 8 457 18 383 Валовая прибыль 923 2 302 Коммерческие расходы 339 1 923 Прибыль (убыток) от продаж 584 379 ^ Прочие доходы и расходы Прочие операционные расходы 6 221 ^ Прибыль (убыток) до налогообложения 578 158 Текущий налог на прибыль 91 ^ Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 578 67 В общем баланс имеет положительную динамику - общий итог баланса возрастает, однако наблюдается нестабильность и сильные колебания в процентом соотношении позиций баланса и его итогу. Из чего складывается возрастание общей величины баланса и как влияют колебания показателей рассмотрим ниже проведем финансовый анализ состояния предприятия за 2007 год. В таблице 1.7 представлен анализ структуры активов и пассивов предприятия:^ Таблица 1.7Анализ структуры активов и пассивов за 2007 год Наименование показателя начало года конец года Изменения 1. АКТИВЫ 1. Нематериальные активы 0 2. Основные средства 184 184 3. Незавершенное строительство 20 -20 4. Долгосрочные финансовые вложения 0 5. Прочие внеоборотные активы 0 6. Запасы 1 551 8 670 7119,2 7. Дебиторская задолженность 4 384 -4384 8. Краткосрочные финансовые вложения 0 9. Денежные средства 16 99 83 10. Прочие оборотные активы 53 53 ^ 11. ИТОГО АКТИВЫ 5 971 9 006 3035,2 2. ПАССИВЫ 0 12. Целевые финансирование и поступления 0 13. Заемные средства 26 26 14. Кредиторская задолженность 5 938 8 899 2961 15. Расчеты по дивидендам 0 16. Резерв предстоящих расходов 0 17. Прочие пассивы 0 ^ 18. ИТОГО ПАССИВЫ, ИСКЛЮЧАЕМЫЕ ИЗ СТОИМОСТИ 5 938 8 925 2987 19. СТОИМОСТЬ ЧИСТЫХ АКТИВОВ 33 81 48,2 ^ Уставный капитал 10 10 0 Из данного анализа видно, что общий итог баланса изменился за счет прироста оборотных средств, а именно запасов на 7119,2 тыс. рублей. Краткосрочной вложений у компании в отчетном периоде нет, дебиторская задолженность уменьшилась на 4384 и к концу года равна нулю. Таким образом, ………………………….. Анализ отчета о прибылях показывает, что в целом за год продажи предприятия очень выросли, что крайне положительно характеризуют торговую деятельность предприятия. При этом прибыль предприятии к концу года немного уменьшается за счет роста себестоимости продукции и расходов предприятия (рисунок 2.1).Рисунок 1.2 – График изменения коэффициентов продаж и прибыли предприятия В таблице № 1.8 представлены финансовые коэффициенты и за 2008 год:^ Таблица 1.8Основные финансовые коэффициенты предприятия за 2007 год Наименование показателя 2007 2007 Изменения Теп прироста показателя % ^ Коэффициенты ликвидности начало года конец года Коэффициент абсолютной ликвидности % 0,001 0,01 0,01 411,67 Коэффициент быстрой ликвидности % 0,74 0,02 -0,73 2,29 Коэффициент текущей ликвидности % 1,00 0,99 -0,01 98,52 Чистый оборотный капитал % 19,80 -103,00 -122,80 -520,20 Период самофинансирования дн. 0,65 1,74 1,08 265,32 ^ Показатели структуры капитала Коэффициент финансовой независимости (автономии) % 0,01 0,01 0,00 134,42 Финансовый рычаг % 148,45 110,19 -38,26 74,22 Суммарные обязательства к суммарным активам % 0,99 0,99 0,00 99,77 Долгосрочные обязательства к активам % 0,00 0,00 0,00 0,00 ^ Коэффициенты рентабельности Рентабельность продаж % 0,06 0,002 -0,06 5,26 Рентабельность собственного капитала % 14,45 0,83 -13,62 5,72 Рентабельность активов % 0,10 0,01 -0,09 7,69 Рентабельность оборотного капиатала % 0,10 0,01 -0,09 7,83 Рентабельность инвестицированного капитала % 14,45 0,83 -13,62 5,72 ^ Коэффициенты деловой активности Период оборачиваемости запасов дн. 66,01 169,79 103,77 257,20 Период оборачиваемости активов дн. 229,43 156,74 -72,69 68,32 Период оборачиваемости основных средств дн. 0,77 3,20 2,43 417,19 Данные коэффициенты позволяют проанализировать, на сколько эффективно предприятие использует свои средства. Коэффициенты ликвидности раскрывают платежеспособность предприятия.Коэффициент текущей ликвидности (CR) …………….. .Рисунок 1.3 – График изменения коэффициентов ликвидности предприятияКоэффициент быстрой ликвидности ………………..Рисунок 1.4 – График изменения коэффициентов рентабельности предприятияКоэффициент абсолютной ликвидности (LR) показывает, ……….. Среднее готовое значение показателя за год у предприятия – 0,01 – что очень ниже нормы. Это означает, что у предприятия абсолютно нет средств в виде ценных бумаг и депозитов для покрытия долговых обязательств. Анализ структуры капитала показывает …………….. Таким образом, ликвидность и платежеспособность …………………… …………………….Таким образом, на основе полученных данных представим таблицу абсолютных финансовых показателей предприятия за 2007 год (таблица 1.9):^ Таблица 1.9 Абсолютные финансовые показатели предприятия за 2007 год Отрасль предприятия начало года конец года Изменения Теп прироста показателя % ^ Коэффициент абсолютной ликвидности К1 ^ Коэффициент текущей ликвидности К2 ^ Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К3 Оборачиваемость оборотных средств, дни Оборачиваемость дебиторской задолженности, дни Оборачиваемость запасов, дни Оборачиваемость готовой продукции, дни Оборачиваемость незавершенного производства, дни Оборачиваемость сырья и материалов, дни Оборачиваемость краткосрочных обязательств, дни Оборачиваемость кредиторской задолженности, дни ^ Рентабельность продукции К4 Рентабельность вложений в предприятие Таким образом, несмотря на то, что в балансе не наблюдается критических отклонений или изменений, а в отчете о прибыли рост продаж значителен, общее финансовое состояние к концу 2007 года резко ухудшилось и его можно назвать критическим и неплатежеспособным. Это связано с ……………………………………………………………………………………………………………….^ 2. Финансовый анализ деятельности компании ООО «Мега Пласт» 2.1 Определение типа финансовой ситуации Финансовое положение предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияет на финансовое положение предприятия. Сбои в производственном процессе, ухудшение качества продукции, затруднения с ее реализацией ведут к уменьшению поступления средств на счета предприятия, в результате чего ухудшается его платежеспособность. Имеется и обратная связь, так как отсутствие денежных средств может привести к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а следовательно, и в производственном процессе. В практике работы предприятий нередки случаи, когда и хорошо работающие предприятие испытывает финансовые затруднения, связанные с недостаточно рациональным размещением и использованием имеющихся финансовых ресурсов. Поэтому финансовая деятельности должна быть направлена на обеспечение систематического поступления и эффективного использования финансовых ресурсов, соблюдение расчетной и кредитной дисциплины, достижения рациональности состояния собственных и заемных средств, финансовой устойчивости с целью эффективного функционирования предприятия. Следовательно, финансовое положение предприятия является результатом взаимодействия не только совокупности производственно-экономических факторов, но и всех элементов его финансовых отношений. Финансовое положение характеризуется системой таких показателей, как текущая и перспективная платежеспособность, оборачиваемость, наличие собственных и заемных средств, эффективность их использования и др. Финансовая устойчивость предприятия – это независимость его в финансовом отношении и соответствие состояние активов и пассивов компании задачам финансово-хозяйственной деятельности. В российской практике обобщающим показателем финансовой устойчивости компании является излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат, получаемый в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат. Это по сути дела абсолютная оценка финансовой устойчивости (таблица 2.1):^ Таблица 2.1 Оценка финансовой устойчивости Наименование показателя Расчетная формула Начало года Конец года 1. Наличие собственных оборотных средств на конец расчетного периода ^ СОС = СК-ВОА 2.Наличие собственных и долгосрочных заемных источников финансирования запасов (СДИ) определяется по формуле: ^ СДИ = СК-ВОА + ДКЗ или = СОС + ДКЗ, 3.Общая величина основных источников формирования запасов (ОИЗ): ОИЗ = СДИ + ККЗ, где СОС — собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал) на конец расчетного периода; СК — собственный капитал (раздел III баланса «Капитал и резервы»); BOA — внеоборотные активы (раздел I баланса). где ДКЗ — долгосрочные кредиты и займы (раздел IV баланса «Долгосрочные обязательства»). где ККЗ — краткосрочные кредиты и займы (раздел V баланса « Краткосрочные обязательства»). Расчеты показывают, что наличие собственных оборотных средств на конец расчетного периода резко уменьшились до показателей гораздо ниже нуля. Показатель собственных долгосрочных заемных средств СДИ равен СОС, это означает что по этому показателю компания зависит от краткосрочных оборотных средств, долгосрочных не имея. Однако, общая величина основных источников формирования запасов у предприятия гораздо выше нуля. Это означает что предприятие обеспечено в достаточной степени запасами, но в основном за счет краткосрочных запасов, собственных резервов ТМЗ не имея. Определяя, финансовую устойчивость предприятия необходимо отталкиваться от следующего алгоритма (рисунок 2.1): Таким образом, можно определить три показателя обеспеченности запасов источниками их финансировании: 1. Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств: СОС =СОС-3 2. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных источников финансирования запасов ( СДИ): СДИ = СДИ-3. 3. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников покрытия запасов (ОИЗ): ОИЗ = ОИЗ-3 Приведенные показатели обеспеченности запасов соответствующими источниками финансирования трансформируются в трехфакторную модель (М): М = (СОС; СДИ;ОИЗ). Данная модель характеризует тип финансовой устойчивости предприятия. Типы финансовой устойчивости предприятия: Абсолютная финансовая устойчивость (М) М1= (1, 1, 1), т. е. СОС0; СДИ 0; ОИЗ 0. Второй тип (нормальная финансовая устойчивость) можно выразить формулой: М2 = (0, 1,1), т.е. СОС К концу 2008 года по данной модели ООО «Мега Пласт» относится к ……………………………………………………………………………………….^ Таблица 2.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия за 2008 год Наименование показателя 2008 2008 Изменения Теп прироста показателя % ^ Общие показатели начало года конец года 1. Среднемесячная выручка 2. Доля денежных средств в выручке, % ^ Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости 4. Степень платежеспособности общая 5. Степень платежеспособности по текущим обязательствам