СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 31. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................................................................................... 5 1.1. Общая характеристика межличностных отношений в социальных группах........................................................................................................... 5 1.2. Психологические особенности личности юношеского возраста............. 11 1.3. Межличностные отношения в юношеском возрасте................................. 15 1.3.1. Общая характеристика межличностных отношений в юношеском возрасте.......................................................................................................... 15 1.3.2. Межличностные отношения и самооценка юношей и девушек.............. 23^ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ................................................................................................... 27 2.1. Процедура проведения эксперимента......................................................... 27 2.2. Описание используемых методик............................................................... 27 2.3. Анализ полученных результатов................................................................. 29ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 33^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 35ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 37ВВЕДЕНИЕСтановление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В подростковых и юношеских группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития. Проблемой межличностных отношений в подростковых и юношеских группах серьезно занимались следующие ученые: Ольшанский Ю.В., Прихожан А.М., Бим-Бад Б.М., Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б., Столяренко Л.Д., Кон И.С., Ефимкина Р.П. и др.^ Цель курсовой работы: изучить особенности межличностных отношений в юношеском возрасте и выявить влияние статусного положения юношей и девушек в группе сверстников на формирование уровня их самооценки. ^ Объект исследования: межличностные отношения в юношеском возрасте.Предмет исследования: психологические особенности межличностных отношений в юношеском возрасте. Гипотеза: юноши и девушки с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем юноши и девушки, имеющие более высокий статус. Задачи: На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «межличностные отношения» и дать психолого-педагогическую характеристику личности юношеского возраста. Выявить особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в юношеском возрасте. Подготовить и провести исследование межличностных отношений и самооценки юношей и девушек, позволяющее подтвердить или опровергнуть гипотезу. Обработать результаты и сделать соответствующие выводы. Методы исследования: теоретический анализ литературы, социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо-С.Рубинштейна.^ 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ1.1. Общая характеристика межличностных отношений в социальных группахРеальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности [5, с.124] Группы состоят из людей, общества – из групп. Индивиды, группы и общества – это три современные реальности, они взаимосвязаны. В социальной психологии предпринимались многократные попытки выстроить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Все группы специализированы в той или иной мере. Их специализация зависит от потребности людей. Индивиды участвуют во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные, временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию. В другие группы вступают по желанию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объединение. Формальные группы характеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные, социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, «клуб по интересам»). Существуют первичные и вторичные группы. Например: баскетбольный клуб, в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна команда – первичная группа. Одна из таких классификаций предложена Г.М.Андреевой: группы бывают условными и реальными. Реальные естественные группы делятся на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные [1, с.197] Раскрывая в курсовой работе проблему особенностей межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте, нас в первую очередь интересует именно малая группа, т.к. малая группа – это та первичная среда, в которой личность совершает свои первые шаги и продолжает далее свой путь развития. Для социальной психологии недостаточно просто констатировать множество людей или наличие между ними каких-либо отношений. В фокусе анализа социальной психологии находятся содержательная характеристика групп, воздействие на личность данной социальной группы и личности на группу. Важно исследовать то, что происходит в малой группе, как она формируется и развивается. Г.М.Андреева отмечает, что малой группе объективно присущи следующие процессы: образование группы; лидерство и принятие групповых решений; развитие отношений в группе [1, с.220] Высшей формой развития малой группы является коллектив. Но сам коллектив не возникает внезапно. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой извне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью. Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность является главным материалом для ее создания. Петровский А.В. считает при классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных отношений, формирующихся в зависимости от ценностно-ориентационного единства группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество) [10, с.69] Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:диффузная группа – в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями;ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями;корпорация – взаимоотношения опосредуются личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности;коллектив – взаимодействия опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет). В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности. Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы. Привлекательность – очень важный фактор человеческих взаимоотношений. Характер общения и успешность совместной деятельности во многом определяются уровнем привлекательности партнеров. В целом, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Вместе с тем сфера человеческих взаимоотношений значительно шире сферы эмоциональной привлекательности людей. Было бы неправильным думать, что вне взаимного притяжения невозможно ни нормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения. Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться посредством двух различных феноменов: совместимостью партнеров, порождающей межличностную привлекательность, и сработанностью, порождающей удовлетворенность результатами совместной деятельности. По мнению В.Б.Ольшанского, наиболее общим признаком, входящим в понятие «совместимость», считается взаимное соответствие свойств участников группы [9, с.269]Межличностная совместимость – сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Различают структурную и функционально-ролевую совместимость. Под структурной подразумевается совместимость темперамента, характера и личностных качеств партнеров. Причём, если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея – сходства и близости. То есть совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник – меланхолик, холерик – флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.). ^ Функционально-ролевая совместимость – это соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами, и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности. Сработанность – это еще один эффект сочетания, и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. По мнению Н.Н.Обозова, сработанность – это согласованность в работе между ее участниками. В этом определении существенны два признака: согласованность и работа [8, с.12] Сработанность, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе. В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня сработанности или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты. Сплочение группы – это процесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения – в формировании особого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеет различные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению своего группового членства, и в единстве ценностей и целей участников группового общения. Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Особенно ярко это проявляется в подростковых группах, стремящихся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов: эмоциональная привлекательность членов группы; сходство членов группы между собой; особенности групповых целей; удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе; характер руководства и стиля принятия решений, характерного для группы.^ 1.2. Психологические особенности личности юношеского возрастаПереход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социологической литературе определяются совершенно по-разному. Кроме того, процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового и юношеского возраста. Так, например, В.С.Мухина выделяет раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [7, с.420]. И.С.Кон относит к категории «юношества» 14-18-летних людей [4, с.12]. Итак, в юношеском возрасте принято выделять две фазы: одна находится на границе с детством (ранняя юность), другая – на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений, поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.) Для второй – участие в производительном труде и использование приобретенных знаний и профессиональных умений и навыков, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности [12, с.140] Именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, ценностных ориентации, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими людьми и изменяется его отношение к самому себе. В свете этой новой социальной позиции изменяется отношение к школе, к собственной учебной и общественно полезной деятельности, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения. Профессиональная ориентированность старших школьников во многом определяет особенности психического развития в этот возрастной период. Четкий выбор профессии или, наоборот, неопределенность, колебания, частая смена возможных областей будущей деятельности существенно влияют на направленность личности старшего школьника, на его общее психическое состояние. Юноши, по мнению Божович Л.И., - «это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности» [2, с.374] Если в подростковом возрасте отношение к тем или иным другим учебным предметам, интерес к ним, успехи в той или иной области учебной деятельности определяют зарождающееся отношение к различным профессиям, то у старшего школьника отношение к профессии начинает влиять на отношение к учебной деятельности. К 15-17 годам юноши и девушки уже обладают достаточно определенными и стойкими особенностями темперамента, характера, способностей. Но в то же время эти особенности недостаточно осознаются самими старшеклассниками или неверно оцениваются. Ранняя юность – это возраст интенсивного формирования мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и отчетливо проявляется стремление и возможность к их систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить отдельные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психического развития, и прежде всего развитием понятийного мышления. Решающее значение для формирования мировоззрения имеет возрастающая общественная активность учащихся, накопление нравственного опыта и усвоения социальных и этических норм поведения, формирование определенного эмоционального отношения к различным социальным явлениям, поведению и деятельности других людей. Формирование мировоззрения является результатом и условием все более глубокого осознания старшим школьником себя как личности с определенной собственной системой отношений ко всему окружающему и к самому себе [12, с.141] Именно в ранней юности идет интенсивное развитие самосознания по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования, собственного тела; осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми. Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников. Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Что касается старшего юношеского возраста, то А.А.Алексеев, И.А.Архипова и др. отмечают в этом возрасте избирательность к различным источникам информации, что оказывает влияние на актуализацию и развитие психических процессов и свойств личности. По мере взросления человека память дифференцируется на общую и специальную. Содержанием общей памяти является широкий круг информационных воздействий, тогда как специальная память отличается меньшим кругом воздействий, большей степенью избирательности по отношению к запоминаемой информации, она связана с профессиональной деятельностью человека, а если это студент, то – с направленностью на овладение будущей специальностью [12, с.143]. Существенные изменения происходят и в мышлении. Внутри единого мыслительного акта юноши, которому приходится постоянно решать разнообразные по типу задачи, наблюдаются различные уровни отражения окружающего мира. Результаты логического (теоретического) мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение теоретического мышления. Практическое мышление, которое у взрослых людей приобретает особо важное значение, опосредуется логическими (понятийными) компонентами. В мышлении взрослых людей, так же как и в памяти, наблюдается специализация. Взрослые люди отличаются высокой сознательностью и личной ответственностью в отношении выполняемой ими работы. До наступления зрелости (умственной, трудовой, гражданской) человек проходит путь индивидуального развития, который не завершается с переходом в состояние взрослости. Социальная зрелость – это период активной трудовой деятельности человека, включая и учебную, когда происходит формирование личности как субъекта познания, общения и труда. Процесс становления социальной зрелости личности начинается задолго до включения человека в производительный труд, в условиях общей образовательно-воспитательной деятельности. В любых системах образования и самообразования взрослых продолжается интеллектуальное развитие человека. Примером этому может служить система заочного образования [12, с.144-145]. В результате исследований установлено, что наиболее высокая степень восприимчивости социального опыта у взрослого человека падает на первый период зрелости (18-25 лет) [14, с.36]. Именно в этом возрасте наблюдаются наибольшие изменения в интеллектуальных функциях, что свидетельствует о подвижности и гибкости во взаимосвязях между памятью, мышлением, вниманием. В связи с этим расширяются возможности специального воздействия на интеллектуальную сферу личности обучающихся взрослых. Так называемый студенческий возраст охватывает как раз этот возрастной диапазон. На формирование личности студента оказывает влияние вся система учебно-воспитательных воздействий со стороны преподавателей, общественных организаций вуза, деканата, кураторов учебных групп, общежития и др. Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности. Однако у одних – это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других – выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности. Юноша продолжает открывать через постоянные рефлексии свою ускользающую, как и в отрочестве, сущность. Он остается легкоранимым – ироничный взгляд, меткое слово другого человека могут разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб. Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Юность – чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития и земного существования. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. В то же время возрастной период юности может ничего не дать человеку в плане личностного развития. Прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка.^ 1.3. Межличностные отношения в юношеском возрасте1.3.1. Общая характеристика межличностных отношений в юношеском возрастеВсе исследователи психологии юношества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для юношества общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни юноши, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Переориентация по отношению к сверстникам и взрослым составляет существенное содержание юношеского возраста. Ее важным моментом является изменение референтности (значимости) окружающих для юношей и девушек: разным периодам развития их личности в известной мере соответствуют и разные группы окружающих, которые приобретают для него наибольшую психологическую значимость [13, с.61]. В исследованиях, посвященных психологии юношеского возраста, также отмечается доминирующая потребность в дружбе со сверстником: так, по данным И.С.Кона, 75-85 % опрошенных им старшеклассников из трех категорий окружающих – более старших, своего возраста и более младших – в качестве наиболее предпочитаемой при выборе близкого друга назвали сверстников [4, с.39]. Хотя и менее, но притягательна в этом возрасте и дружба со взрослыми, однако чаще не с теми из них, с кем школьника связывают узы близкого родства, а с авторитетами более широкого круга общения. Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для юношей и девушек: это положение соответствует этическому содержанию возникающего у них чувства собственной взрослости. У юношей возникают новые потребности, интересы, стремления, переживания, требования к взрослым и товарищам, а также формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослому. Поэтому общение со взрослыми уже не может целиком заменить общения с товарищами [11, с.91] Каждый подросток или юноша психологически принадлежит к нескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т.п. Если цели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личности юноши проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм и ценностей различных групп ставит его в позицию выбора. Нравственный выбор может сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами. Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Юношеское общение поначалу неизбежно экстенсивно, требует частой смены ситуаций и довольно широкого круга участников. Принадлежность к компании повышает уверенность юноши к себе и дает дополнительные возможности самоутверждения. Из множества сфер общения юношей выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение юношей по самой сути своей является коллективно-групповым [3, с.101] Каковы психологические функции общества подростков и юношей? 1. Общение со сверстниками очень важный специфический канал информации; по нему юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. 2. Это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповая игра, а затем и другие виды совместной деятельности вырабатывают у него необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников подросток или юноша не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. 3. Это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает юноше автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости [4, с.99] Психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. В переходном возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность. Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у юношей неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности. Напряженная потребность в общении и аффилиации превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но часа пробыть вне своей, а если своей нет – какой угодно компании. При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффилиации, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются [3, с.112] Как ни важны для юности товарищеские отношения и чувство своей принадлежности к коллективу, групповые контакты обычно включают в себя соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Поэтому наряду с развитием коллективных товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубоко эмоциональной привязанности. Узнавание себя в другом и другого в себе – две стороны единого процесса. Параллельно этой способности появляется потребность в самораскрытии. В юношеском периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые юношами четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально–волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора. Юношеская дружба по своей природе полифонична, и этим в первую очередь объясняется многообразие ее форм, простирающегося от простого времяпровождения до глубочайшего самораскрытия. Дружба является прежде всего эмоциональной привязанностью, реальная или подразумеваемая близость для нее важнее, чем общность предметных интересов. Психологическая ценность юношеской дружбы определяется тем, что она является одновременно школой самораскрытия и школой понимания другого человека. Юноши и девушки тянутся к старшим, жадно вслушиваются в их слова и всматриваются в их поведение. Дружба со взрослым для них дорога и желанна. Потребность в эмоциональном контакте со старшим иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение своего идеала. Но потребность в дружбе со сверстниками еще сильнее. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности с ними является в юности максимальной, значительно превосходя все прочие взаимоотношения. От друга старшеклассник ждет оценок не только максимально близких к его собственной самооценке, но и превышающих ее. Это значит, что дружба выполняет специальную функцию поддержания самоуважения личности. Статус современного старшеклассника в школе неоднозначен: с одной стороны положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают, с другой стороны – по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе, к процессу обучения и знаниям, к учителям и ученикам. Учение – ведущая деятельность старшеклассника, но мотивы учения с возрастом меняются. Учеба, приобретение знаний становится, теперь, прежде всего средством подготовки к будущей деятельности (не у всех) [4, с.42]. Отсутствие поощрения самостоятельности и активности школьников (со стороны учителей) ведет к возникновению мотива разграничения и противопоставления школы и «взрослой жизни». Более сложными и дифференцированными становятся отношения с учителями. Старшеклассник уже не видит (как раньше, в более юном возрасте) в учителе воплощение отца и матери, власть учителей также невелика. Для старшеклассника становится ценным профессиональная компетентность учителя, уровень е Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания. ^ 2.3. Анализ полученных результатовРезультаты экспериментов оформляем графически: вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем юношей (треугольники), слева – девушек (кружки). Размещение испытуемых на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться испытуемые, получившие 5 и больше выборов – 1 статусная группа, второй круг – 2 статусная группа – 3-4 выбора; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора. Потом, соединив линиями выбора испытуемых, мы увидим характе