3.8. Реализация механизмов Киотского протокола предприятиями и регионами за рубежомДля многих стран Рамочная конвенция ООН об изменении климата не стала «очередной бумагой», а механизмы Киотского протокола — игрушкой в руках отдельных политиков. Такие страны, как Великобритания, Дания, Нидерланды, сделали активные шаги по созданию действенных стимулов к снижению выбросов ПГ не только у себя в стране, но и далеко за ее пределами. Эти страны ищут возможности для реализации инвестиционных проектов во всем мире, в том числе и в России, где потенциал для осуществления подобных проектов огромен. Страны, которые в Киотском протоколе формально не участвуют, также не бездействуют. Например, в США почти в половине штатов реализуются программы ограничения выбросов ПГ. В Австралии принята соответствующая Национальная программа и создан Наблюдательный совет из представителей заинтересованных министерств и ведомств. Опыт управления выбросами ПГ в разных странах мира показывает, что создание рынков квот является одним из наиболее перспективных направлений политики по снижению выбросов. Однако многие инициативы могут реализовываться на уровне корпораций, отдельных провинций (штатов) и даже групп стран, для чего используются различные экономические и административные инструменты.^ 3.8.1. Первая национальная торговая система ВеликобританииСистема торговли выбросами Великобритании (далее — Система торговли) является первой в мире системой торговли ПГ, которая возникла в марте 2002 г. Цель Великобритании по Киотскому Протоколу — снижение выбросов ПГ на 12,5% ниже уровня 1990 г. к 2008—2012 гг. Кроме того, правительство страны установило национальную цель — снижение выбросов СО2 на 20% ниже уровня 1990 г. к 2010 г. Национальный доклад по энергетике, опубликованный правительством в феврале 2003 г., предполагает сокращение выбросов СО2 примерно на 60% от текущего уровня к 2050 г. Система торговли является частью разработанной Правительством Великобритании Программы по изменению климата. Руководство Программой, а также Системой торговли осуществляет Департамент по делам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (далее — Департамент). Климатическая программа Великобритании состоит из внутренней системы торговли квотами, которая начала работать с апреля 2002 г. Участие предприятий в ней строится на добровольной основе. Система открыта для всех секторов экономики страны, кроме транспорта и энергетики. Ограничение выбросов и торговля планируются на перспективу пять лет. В своем развитии Система торговли прошла две стадии: 1. Аукцион. Для того чтобы основать Систему торговли, Департамент провел аукцион 11—12 марта 2002 г. и согласился выплатить победителям аукциона денежное поощрение в размере 215 млн. фунтов стерлингов (300 млн. евро) в течение пяти лет (2002—2006 гг.) в обмен на снижение выбросов ПГ. Прямые участники могли войти в Систему торговли всем своим бизнесом или его частью, например, определенным заводом. 34 компании, которые приняли участие в аукционе, называют прямыми участниками Системы торговли. В первый год прямыми участниками достигнуто снижение выбросов на 4,64 млн. т СО2 — больше, чем требовалось за весь пятилетний период действия схемы. 22 из 34 прямых участников перевыполнили свои цели и аккумулировали для банкинга или продажи разрешения на 4,1 млн. т СО2. Остальные 12 участников превысили цели ограничения выбросов и купили разрешения для покрытия дефицита. Около 900 участников климатических соглашений использовали схему торговли для покупки (743) или получения разрешений за перевыполнение целей (123). В первый год осуществлено 2001 операция по передаче разрешений на выбросы, всего передано 7216105 разрешений. Оборот на аукционе достиг 215 млн. фунтов стерлингов, показав цену закрытия 53,37 фунтов стерлингов (74 евро) за тонну СО2. 2. Торговля. После аукциона обязательства прямых участников по сокращению выбросов были конвертированы в разрешения на выбросы в год (выбросы, разрешенные после обещанных сокращений). Эти разрешения могут обращаться между прямыми участниками, другими уполномоченными компаниями, известными как участники по соглашениям, а также трейдерами. В конце каждого года фактические выбросы прямых участников должны соответствовать размеру разрешений, которые они имеют. На углеродном рынке страны созданы 44 отраслевые ассоциации в «зонтичных» соглашениях с участием 6000 компаний. Участники могут купить разрешения на выбросы для выполнения обязательств или продать их, если цели перевыполнены. Недавно Правительство Великобритании объявило результаты двухгодичного действия Национальной торговли выбросами. За последние два года на национальный рынок поставлено около 13,5 млн. т СО2, что в 3 раза превысило уровень, определявший первоначальные цели. В дополнение к механизму торговли квотами с апреля 2001 г. вводится налог на энергопотребление для бизнес-сектора. Приняты соглашения между правительством и 44 энергоемкими секторами промышленности, включающими цели по повышению энергоэффективности и снижению выбросов углерода. Эти соглашения приводят к экологическим выгодам, при этом позволяют предприятиям самим определять наилучшие пути энергосбережения. Выполнение целей, указанных в соглашениях, снижает ставку климатического налога на 80%.^ 3.8.2. Торговая система Европейского союзаВ европейской системе торговли единицами выбросов (EU ETS) участвуют более 15 тыс. предприятий и компаний — эмитентов выбросов из 23 стран Европы. Система разрешает предприятиям — эмитентам приобретать проектные сокращения (ERU и CER) в других странах, в том числе за пределами Евросоюза. Разрешается также засчитывать эти сокращения в счет выполнения своих обязательств по сокращению выбросов. Действие указанной директивы распространяется на выбросы диоксида углерода (СО2), метана (СН4), закиси азота (N2O), гидрофторугле-родов, перфторуглеродов, гексафторида серы (SF6) от определенных видов деятельности, указанных в Приложении 1 Директивы. В соответствии с Директивой выброс ПГ с 1 января 2005 г. разрешен только на тех источниках, которые имеют разрешение от уполномоченного органа власти (кроме источников выброса, пока исключенных из системы торговли). Чтобы получить разрешение на выброс ПГ, организации должны обратиться в уполномоченный орган власти с заявлением, которое должно содержать следующую информацию: • описание предприятия и характеристика его работы, включая применяемую технологию; • описание сырья и материалов, использование которых приведет к выбросам ПГ; • описание источников выброса ПГ; • меры, направленные на мониторинг выбросов. Предусматривается два периода торговли: трехлетний период (2005-2007 гг.) и пятилетний период (2008—2012 гг.). Для каждого из указанных периодов каждое государство — член Европейского союза разрабатывает Национальный распределительный план. Этот план содержит информацию об общем количестве разрешений на выбросы, которое государство намеревается распределить, и порядок осуществления такого распределения. Для трехлетнего периода не менее 95% разрешений на выбросы должно распределяться бесплатно. Для пятилетнего периода не менее 90% разрешений должно распределяться бесплатно. Процесс перехода компаний к торговле выглядит следующим образом: 1. Выявление производств, к которым это относится. 2. Инвентаризация ПГ на уровне завода для годовых докладов по выбросам. 3. Уточнение рисков и возможностей для компании. 4. Определение стратегии деятельности. 5. Торговля правами на выбросы и/или снижение выбросов самой компанией. Торговля выбросами началась в 2005 г. В период между 01.01.2005 г. и 31.12.2007 г. заводы могут отказаться от участия, но с 1 января 2008 г. участие становится обязательным. Если компания превышает квоту выбросов, будут применяться штрафы в размере 40 евро за тонну СО2 (в 2005-2007 гг.) и 100 евро — с 2008 г. Компании имеют право суммировать права на выбросы своих заводов, объединить их в общий фонд. В этом случае торговля может вестись только между фондом и компаниями, которые в нем не участвуют, но не между участниками фонда. Переход компании к торговле выбросами должен проходить постепенно, шаг за шагом. Основное — создать метод отчетности для каждого конкретного завода. Для этого в соответствии с Директивой заводы должны вести учет используемых видов топлива (количество, состав) и расчетных количеств выбросов СО2. Отчеты по выбросам ежегодно направляются в соответствующие органы власти. Учету подлежат только прямые выбросы CO2. Косвенные выбросы, связанные с электроэнергией, используемой в качестве источника энергии, не принимаются во внимание в энергопотребляющих компаниях, но учитываются компаниями, производящими электроэнергию. Помимо выбросов по виду топлива, будут учитываться и технологические выбросы. Даже притом, что заводы по производству первичного алюминия не будут сначала участвовать в торговле, рано или поздно число отраслей и перечень ПГ будут расти. В любом случае все процессы сгорания — энергетика (в широком смысле слова) с установленной мощностью от 20 МВт и более должна охватываться системой торговли. Вот почему многие алюминиевые компании срочно должны начать готовиться к торговле, создавать правила отчетности по выбросам и разрабатывать стратегию продаж. Торговля впервые устанавливает пределы на выбросы углекислого газа в энергетически интенсивных отраслях. Компании, сокращающие выбросы ниже установленного для них предела, могут продавать «невыбранную» квоту другим компаниям или хранить ее на будущее. Стратегия той или иной компании зависит от цен на находящиеся в обороте квоты. Таким образом, ЕС рассчитывает, что принятая схема не только позволит сократить выбросы при минимальных затратах для экономики, но и сделает проблему изменения климата приоритетной для всех субъектов, придав рыночную ценность сокращенным выбросам. Под схему торговли выбросами ЕС попадут около 46% всех выбросов углекислого газа в ЕС в 2010 г. Основные характеристики схемы торговли выбросами (СТВ) таковы: 1) ^ Главные цели: • СТВ — это установленная полновесная схема торговли, покрывающая выбросы СО2, одного из шести основных ПГ, которые отвечают за глобальное изменение климата; • формально это независимая от Киотского протокола схема, она была разработана как гибкий инструмент, для того чтобы достичь целей, поставленных перед ЕС Киотским протоколом — 8% -е снижение выбросов по сравнению с уровнем 1990 г. 2) ^ Временные рамки: • СТВ будет выполняться в течение двух различных периодов: 2005—2007 гг. и 2008-2012 гг.; • второй период СТВ был специально разработан, чтобы совпадать с первым зачетным периодом Киотского протокола. 3) ^ Охваченные страны, секторы и газы: • СТВ будет охватывать все страны ЕС; • СТВ охватывает около 15 тыс. промышленных установок, которые относятся к пяти следующим параметрам: - производство энергии и тепла (для оборудования с установленной мощностью, превышающей 20 МВт), - нефтеперегонные заводы и коксовые печи, - черная металлургия, - производство цементных блоков, стекла, кирпичей и фарфора, - производство макулатуры и бумаги (для установок с производственной мощностью более 20 т в день). • СТВ будет в начальной стадии покрывать только выбросы СО2 из этих установок. Другие ПГ и газы из других источников выбросов (например, алюминиевая и химическая деятельность) могут быть включены после пересмотра Директивы в 2006 г.; • страны-участники до 31 декабря 2007 г. могут подать в Комиссию ЕС реестры установок, но не из секторов промышленности, которые пока исключены из схемы. 4) ^ Разрешенное количество выбросов: • страны-участницы определили разрешенное количество выбросов по установкам в секторах, затрагиваемых Директивой СТВ, для того чтобы выполнить национальные обязательства по Киотскому протоколу; • страны-участницы могут участвовать в аукционных торгах и покупать квоты до 5% от установленных ЕС квот на период с 2005 по 2007 гг. и до 10% на период с 2008 по 2012 гг. Оставшееся количество будет располагаться бесплатно; • доли общих разрешений на выбросы будут распределять по промышленным установкам до 28 февраля каждого года. Количество разрешений, эквивалентное общим выбросам от этих установок, в течение упомянутого календарного года будет передаваться до 30 апреля каждого года, осуществляя передачу оставшихся с прошлого года квот. Превышение квот будет банкироваться в каждом периоде, но страны-участницы могут позволить установкам банкировать квоты в течение всего периода. 5) ^ Система связей с механизмами, основанными на проектах Киотского протокола: • директива определяет использование единиц выбросов, полученных от выполнения ПСО/МЧР в рамках СТВ. Отмечено, что «использование этих механизмов должно быть дополнено национальными действиями». 9 февраля 2005 г. Европейская комиссия выпустила коммюнике, в котором представлены ориентиры будущей политики Европейского союза в области изменения климата. В документе содержатся предложения о том, как ЕС следует вести переговоры по вопросам изменения климата на период после 2012 г., когда заканчивается первый срок обязательств по Киотскому протоколу. По мнению Еврокомиссии, в стратегии ЕС по переговорам на период после 2012 г. следует сделать акцент на следующих элементах: • более широкое международное участие в снижении выбросов. ЕС следует продолжать лидирующую роль в многосторонних усилиях по решению проблемы изменения климата, но следует также выявить стимулы для того, чтобы другие основные страны-эмитенты, в том числе развивающиеся страны, участвовали в этой работе. В 2005 г. ЕС следует проанализировать варианты будущего режима, основанного на принципе общей, но дифференцированной ответственности; • включение большего числа отраслей, в особенности авиации, морского транспорта и лесного хозяйства, в обязательства в сфере изменения климата; • толчок для развития инновационной деятельности в ЕС, чтобы обеспечить разработку и внедрение новых технологий, а также принятие соответствующих решений по долгосрочным инвестициям в энергетику, транспорт, строительство; • продолжение использования гибких рыночных инструментов для снижения выбросов в ЕС и во всем мире, в частности таких как «Схема торговли выбросами в ЕС»; • политика адаптации в ЕС и на глобальном уровне. Рассмотрим пример Польши и Болгарии как пример стран с переходной экономикой, постепенно входящих в ЕС и торговую систему. Польше удалось выстроить работоспособную инфраструктуру для реализации Киотских механизмов, не принимая сколько-нибудь значимых изменений законодательства, определяющих юридические процедуры и критерии отбора проектов ПСО. Эффективность достигнута за счет создания на раннем этапе работы Секретариата по ПСО в качестве структурного подразделения Общенационального фонда по защите окружающей среды и Управлению водными ресурсами. Это позволило реализовать значительный опыт отбора привлекательных проектов, которые могут реализовываться в рамках программ ПСО, а также опыт контроля за их реализацией и мониторинга достигаемых результатов, имевшийся у Фонда. Поскольку Секретариат по ПСО является структурным подразделением Фонда, финансовые средства, полученные в рамках программ ПСО, могут объединяться с собственными средствами Фонда и направляться на реализацию приоритетных для Польши экологических проектов. Основные ошибки: 1. На ранних стадиях не было четкой концепции того, каким образом механизмы ПСО могут применяться при реализации экологической политики Польши. 2. Ввиду отсутствия четкой концепции по механизмам ПСО, отбор проектов для реализации осуществлялся очень непоследовательно. Отсутствие разнообразия в типах проектов явилось результатом принципа минимизации стоимости сокращения выбросов в качестве критерия для отбора проектов. 3. В отношении большинства проектов замены топлива оказалось не просто выполнить требование о «дополнительности», что затруднило международную верификацию. 4. На ранних стадиях не предусматривалось участие общества в процессах утверждения и проверки проектов. 5. Не были разработаны ясные экономические критерии для отбора проектов, осуществляемых в рамках ПСО. 6. Отсутствовали четкие правила оценки экологического эффекта от реализации проектов ПСО. Опыт польских ошибок был учтен в Болгарии. Правительство Болгарии приняло решение о разработке Схемы «зеленого» развития при сотрудничестве с МБРР, позволившей принять четкие критерии для отбора проектов ПСО, оценить бюджет выбросов и разработать национальную стратегию использования механизмов Киотского протокола. Исследования показали, что: • на сектор развития централизованных систем отопления и технологий коге-нерации в Болгарии приходится более 60% национального потенциала снижения эмиссии как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе с невысокой (около 10 долл./т СО2) удельной стоимостью; • минимальную удельную стоимость имеют проекты повышения энергоэффективности и утилизации отходов (около 8,7 долл./т СО2); • проекты замены топлива, при проведении тщательного анализа, оказались наиболее дорогостоящими мероприятиями в рамках ПСО в Болгарии (около 36,2 долл./т СО2);^ 3.8.3. Торговля на Чикагской климатической биржеЧикагская климатическая биржа – это саморегулируемая биржа. Торговля на Чикагской климатической бирже основана на добровольно принятых обязательствах североамериканских корпораций, муниципалитетов и других организаций по снижению выбросов ПГ. Торговля правами на выброс ПГ на постоянной основе началась 12 декабря 2003 г. Действие принятых соглашений по снижению выбросов началось с 2003 г. и продолжалось до 2006 г. К ПГ, подпадающим под действие указанных соглашений, отнесены диоксид углерода (СОг), метан (СН4), закись азота (N2O), гидрофторуглероды, перфторуглероды, гексафторид серы (SF6). Выбросы всех ПГ конвертируются в эквивалент тонны СОг. Единицей, используемой для измерения объема выбросов, составления отчетов, установления цен и торговли, является метрическая тонна эквивалента диоксида углерода. Торгуемыми углеродными финансовыми инструментами на Чикагской климатической бирже являются биржевые разрешения (Exchange Allowances) и биржевые компенсации (Exchange Offsets). Биржевые разрешения выдаются членам биржи и ассоциированным членам в соответствии с базовым размером выбросов каждого участника и планом их сокращения. Биржевые компенсации возникают на основе специальных проектов, которые зарегистрированы Чикагской климатической биржей. Каждый углеродный финансовый инструмент на Чикагской климатической бирже заносится в специальный реестр, в котором отражается год данного инструмента. Каждый углеродный финансовый инструмент признается эквивалентом при его использовании для потребления. Углеродный финансовый инструмент может быть использован для потребления в его определенный год или оставлен для использования в последующие годы. Углеродный финансовый инструмент не может быть использован в период, предшествующий установленному году этого инструмента. Базовым выбросом для каждого члена Чикагской климатической биржи является среднегодовой выброс в течение 1998, 1999, 2000 и 2001 гг. Членам биржи выдаются разрешения на выброс ПГ в начале действия программы на четырехлетний период в количестве, соответствующем планируемому сокращению выбросов: • 2003 г. — на 1% ниже базового уровня; • 2004 г. — на 2% ниже базового уровня; • 2005 г. — на 3% ниже базового уровня; • 2006 г. — на 4% ниже базового уровня. Приемлемые проекты были внесены в реестр Чикагской климатической биржи для выпуска биржевых компенсаций на базе уменьшения выбросов в ходе реализации специальных проектов в течение 2003—2006 гг. Биржевые компенсации выбросов выдаются после того, как свершится их уменьшение и необходимая документация будет предоставлена на Чикагскую климатическую биржу. Первоначальные виды подходящих проектов по уменьшению выбросов: • уничтожение метана, образующегося на свалках в США; • уничтожение метана, образующегося в сельском хозяйстве в США; • уменьшение диоксида углерода путем осуществления лесных проектов в США; • уменьшение диоксида углерода путем осуществления проектов в области сельскохозяйственных почв в США; • переход на новые виды топлива, уничтожение метана на свалках, проекты по возобновляемой энергии и лесные проекты в Бразилии. Торговая система на Чикагской климатической бирже состоит из трех частей: 1. Торговая платформа является доступной по сети Интернет системой, предназначенной для осуществления торговли среди владельцев счетов в реестре Чикагской климатической биржи. Торговая платформа обеспечивает ценовую прозрачность рынка, отражая размер заявок, рыночную глубину и изменения, происходящие на рынке. Платформа поддерживает как биржевую торговлю с анонимными контрагентами, так и совершение сделок, о которых стороны договорились вне биржи. 2. Клиринговая и расчетная платформа ежедневно получают информацию от торговой платформы Чикагской климатической биржи обо всей торговой активности. Она обрабатывает все сделки, совершает неттинг позиций, и формирует платежные инструкции для урегулирования торговли. Члены биржи получают ежедневные выписки по совершенным операциям. Все произведенные изменения автоматически отражаются на счете владельца углеродных финансовых инструментов в реестре Чикагской климатической биржи. 3. Реестр Чикагской климатической биржи — это электронная база данных, которая содержит официальные записи и служит механизмом для передачи углеродных финансовых инструментов, которыми владеют держатели счета в реестре.^ 3.8.4. Американская программа Climate LeadersПрограмма была инициирована Агентством по охране природы США в 2002 г. Партнерство основано на добровольном сотрудничестве бизнеса и правительства. Оно предусматривает разработку американскими компаниями — участниками долгосрочных всеобъемлющих стратегий в области изменения климата и принятие ими добровольных обязательств по сокращению выбросов ПГ. Эти компании серьезно относятся к проблеме глобального изменения климата и намерены своими действиями способствовать смягчению этих изменений (в том числе путем ограничения и сокращения выбросов ПГ из контролируемых ими источников). Участники программы ежегодно отчитываются о выбросах шести основных ПГ, а также о выбросах, связанных с приобретением электроэнергии со стороны. Кроме того, компании могут отчитываться о выбросах и сокращениях от иных видов деятельности, в том числе от инвестиций в проекты по сокращению выбросов. Первыми участниками программы были компании Miller и General Motors, которые в марте 2002 г. приняли на себя добровольные обязательства по ограничению выбросов ПГ. За два года количество участников программы возросло до 54 компаний, их суммарный годовой доход (выручка) составляет более 6% ВВП США. Двадцать из этих компаний установили для себя количественные цели по сокращению выбросов. По оценке Агентства по охране природы США, это позволит в сумме уменьшить выбросы ПГ на 7,5 млн. т СОг-эквивалента в год, что соответствует ежегодным выбросам 5 млн. автомобилей. Остальные участники программы, работая в тесном контакте с Агентством по охране природы США, готовят отчеты об инвентаризации выбросов ПГ и разрабатывают планы по их ограничению и сокращению. Эти планы должны быть решительными и долгосрочными, должны приводить к дополнительному сокращению выбросов по сравнению с обычной практикой в соответствующих отраслях экономики. Участники программы по-разному определяют свои цели по сокращению выбросов. Чаще всего обязательства принимаются в терминах абсолютного сокращения выбросов по сравнению с базовым уровнем.^ American Electric Power, Коламбус, Огайо. Компания является основным членом Чикагской климатической биржи, Круглого стола бизнеса по вопросам климата, имеет большое влияние в Business Environment Leadership Council (BELC). К 2006 г. компания планирует сократить выбросы ПГ на 4% по сравнению со среднегодовыми выбросами за 1998—2001 г.г.^ Cinergy Corporation, Цинциннати, Огайо. Компания активно поддерживает программу Climate Leaders Partnership, считая, что бизнес и власть должны предпринимать совместные усилия для выработки долгосрочных технологических решений и краткосрочных действий, направленных на сокращение выбросов парниковых действий. Компания приняла на себя обязательство в период с 2000 по 2010 гг. сократить выбросы ПГ от источников в США на 5%.^ GE Transportation, Цинциннати, Огайо. В настоящий момент GE Transportation занимается разработкой более энергоэффективной продукции, использование которой позволит выбрасывать меньше загрязняющих и ПГ. Например, локомотивы серии Evolution Series. Компания обязалась на 25% сократить выбросы ПГ в расчете на 1 долл. выручки в период с 2003 по 2008 г.^ Baxter International Inc., Дирфилд, Иллинойс. С 2000 по 2005 г. Baxter International Inc. ставит своей целью сократить выбросы ПГ в США на 16% в расчете на единицу стоимости производства. При этом стоимость производства рассчитывается как стоимость проданных товаров, скорректированная с учетом изменения запасов, приобретения новых бизнес-единиц, слияний и поглощений, а также инфляции.^ Caterpillar Inc., Пеория, Иллинойс. В период с 1990 по 2001 г. компания сократила выбросы ПГ на 450 тыс. т за счет перехода на альтернативные виды топлива, изменений в технологии и реализации программ энергосбережения. В 2003 г. компания присоединилась к программе Climate Leaders Partnership. На период с 2002 по 2010 г. компания ставит цель сократить глобальные выбросы ПГ на 20% в расчете на 1 долл. выручки от реализации продукции.^ Collins Companies, Портлэнд, Орегон. На период с 2000 по 2010 г. компания ставит своей целью сократить выбросы ПГ на 18%.Eastman Kodak. Рочестер. Нью-Йорк. Уже более 10 лет компания делает значительные успехи в сокращении воздействия на окружающую среду, включая значительные инвестиции в предотвращение загрязнений, утилизацию отходов и сокращение сбросов. Компания ежегодно перерабатывает до 1,5 млн. т вторичного сырья. Система управления окружающей средой компании и всех ее 28 предприятий сертифицирована по международным стандартам ISO 14001. К 2008 г. компания планирует сократить выбросы ПГ по всему миру на 10% к уровню 2002 г.^ IBM. Армонк. Нью-Йорк. Вопрос об окружающей среде в компании стоит очень серьезно, вот уже 10 лет IBM принимает участие в добровольных программах EPA. С 1990 по 2000 г. IBM удалось сократить выбросы на 27,7%. Цели — ежегодно сокращать выбросы ПГ от использования энергии по всему миру в среднем на 4%; в период с 2000 по 2005 г. сократить на 10% выбросы перфторуглеро-дов (PFC) от собственного производства полупроводников.^ Pfizer Inc.. Нью-Йорк. Нью-Йорк. Одним из своих важнейших приоритетов компания считает энергосбережение, которое является основным направлением снижения вредного воздействия компании на окружающую среду. В рамках программы Climate Leaders компания планирует к концу 2007 г. сократить на 35% удельные выбросы ПГ в расчете на 1 долл. выручки по сравнению с 2000 г.^ General Motors, Детройт, Мичиган. В настоящее время GM реализует амбициозную программу энергосбережения, в рамках которой планирует к концу 2005 г. сократить потребление энергии на своих предприятиях в Северной Америке на 25% по сравнению с 1995 г. К 2002 г. потребление энергии сократилось уже на 16%. На период с 2000 по 2005 г. компания планирует сократить выбросы ПГ от всех своих производственных подразделений в Северной Америке на 10%.^ Holcim Inc. (США), Данди, Мичиган. Компания серьезно относится к проблемам охраны природы и имеет внутреннюю корпоративную политику, которая обеспечивает ее функционирование, соблюдая баланс всех основных требований — природоохранных, социальных и экономических. Компания объявила о своей цели сократить удельные (на тонну цемента) выбросы ПГ от источников в США на 12% за период с 2000 по 2008 г.^ United Technologies Corporation, Хартфорд, Коннектикут. UTC является материнской компанией для Carrier Corporation, которая первой из компаний, занятых в производстве воздушных кондиционеров и холодильных установок, присоединилась к программе Climate Leaders. На период с 2001 по 2006 г. UTC планирует сократить выбросы ПГ на 16% в расчете на 1 долл. продаж.^ International Paper, Стэмпфорд, Коннектикут. Будучи одной из крупнейших в мире целлюлознобумажных и деревообрабатывающих компаний, International Paper осуществляет управление лесами в соответствии с принципами устойчивого лесопользования. Это позволяет производить посадку деревьев, их выращивание и вырубку без ущерба для дикой природы, растений, почвы, воздуха и качества воды. Компания провела инвентаризацию выбросов ПГ на своих предприятиях в США и в настоящее время завершает инвентаризацию своих выбросов по всему миру. Данные о выбросах ПГ, полученные в результате инвентаризации, ежегодно включаются компанией в Отчет по устойчивому развитию (Sustainability Report). International Paper участвует также в президентской программе «Круглый стол бизнеса по решению проблем изменения климата» (Business Roundtable Climate RESOLVE). В рамках этой программы компания представляет ежегодные отчеты о разработке климатических программ и об участии в добровольных программах, направленных на достижение заявленной Президентом США цели — сокращение удельных выбросов (на 1 долл. ВВП) ПГ на 18% к 2012 г. International Paper выступила одним из учредителей Чикагской климатической биржи (Chicago Climate Exchange, CCX). На период с 2000 по 2010 г. компания ставит своей целью сократить выбросы ПГ от источников в США на 15%, в период до 2012 г. сократить выбросы ПГ на своих предприятиях в Европе примерно на 8% по сравнению с уровнем 1990 г.^ Johnson & Johnson. Нью-Брюнсвик. Нью-Джерси. Компания принимала участие в добровольных программах по сокращению выбросов, а также в нескольких программах EPA, включая ENERGY STAR, Climate Wise и Green Power Partnership. На период с 2001 по 2010 г. компания взяла обязательство сократить выбросы ПГ от источников в США на 14%.^ PSEG. Ньюворк. Нью-Джерси. На период с 2000 по 2008 г. компания ставит цель сократить выбросы ПГ в США на 18% в расчете на 1 кВт/ч электроэнергии.Interface Inc., Атланта, Джорджия. В рамках программы Climate Leaders компания формулирует свою цель следующим образом — к 2010 г. сократить на 15% выбросы ПГ в расчете на единицу продукции по сравнению с 2001 г. на территории США.^ FPL Group Inc., Джино Бич, Флорида. За прошедшие 10 лет компания значительно уменьшила вредные выбросы и сегодня имеет наименьшие в отрасли показатели по выбросам сернистого ангидрида, оксидов азота и углекислого газа. На период с 2001 по 2008 г. компания взяла обязательство снизить выбросы ПГ от источников в США на 18% в расчете на 1 кВт/ч проданной электроэнергии.^ Miller Brewing Company, Милуоки, Висконсин. В вопросах природоохранной деятельности Miller Brewing Company следует стратегии своей материнской компании SABMiller plc. Компания уделяет большое внимание сокращению воздействия на окружающую среду и устойчивому использованию природных ресурсов, от которых она зависит, производя качественные напитки. Результаты природоохранной деятельности компании выражаются в показателях потребления топлива и электроэнергии, сброса сточных вод и утилизации отходов. В сфере ПГ компания ставит цель добиться к концу 2006 г. сокращения на 18% их удельных выбросов в США (в расчете на 1 баррель продукции) по сравнению с базовым 2006 г. Однако выбросы углекислого газа не регулируются федеральным законодательством. Предполагается, что система контроля над выбросами и торговли квотами будет привязана к аналогичному европейскому законодательству. Предприятиям будет отведен определенный лимит на выбросы углекислого газа. Если их выбросы превышают установленные ограничения, то им придется либо сокращать уровень загрязнения, либо покупать квоты на рынке.^ 3.8.5. Опыт крупнейших компаний по снижению выбросов парниковых газовBritish Petroleum (BP) фактически ввела в действие свой мини-Киотский протокол на корпоративном уровне. Компания поставила в 1998 г. цель — сократить выбросы углекислого газа и метана на общекорпоративном уровне по отношению к 1990 г. на 10% (по Киотскому протоколу — это 5,2%) к 2010 г. В 1999 г. компания создала собственную пилотную систему торговли квотами на выбросы ПГ и распространила ее на все подразделения в январе 2000 г. Каждая бизнес-единица компании получила квоты на выбросы ПГ с учетом 2%-го сокращения выбросов, запланированного на 2001 г. Предприятиям было разрешено переуступать квоты друг другу. Имея производственные мощности в электроэнергетике и нефтехимической отрасли, специализированное отделение BP рассчитало и выдало лимит выбросов для каждой компании. В каждой из них была проведена инвентаризация выбросов и внедрена регулярная система мониторинга. При непосредственном участии прези