3 1. «Цели и задачи дисциплины»Цель преподавания дисциплины. В соответствии с требованиямиГосударственного образовательного стандарта высшего профессиональногообразования для подготовки дипломированного специалиста поспециальности 080504.65 Государственное и муниципальное управлениедисциплина «Геополитика» предполагает изучение следующих дидактических единиц: Основные идеи, принципы и методы изучения геополитики; современная система международных отношений; внешняя политика государства; геополитика на территории бывшего СССР; геополитические изменения после распада СССР; Россия в новой системе международных отношений; Украина и Беларусь; формирование новой геостратегической политики; геополитические отношения в Средней Азии; Закавказье: новая геополитическая динамика; геополитика стран Балтии; Европейская геополитика: современная геополитика стран Восточной Европы; интеграционные процессы в Западной Европе; геополитика и национальная безопасность в Западной Европе; Геополитика ведущих стран мира: место США в системе геополитических отношений; геополитика и общественное развитие Японии; геостратегическая политика Китая; Геополитика развивающихся стран: проблемы геополитической ситуации в Азии; геополитика и страны Латинской Америки; традиции и геополитика Африки. Настоящая рабочая программа включает все разделы, указанные в стандарте. Дисциплина «Геополитика» имеет целью ознакомить студентов стеориями знаменитых геополитиков прошлого и настоящего, международной ситуацией и положением нашей страны на мировой арене и постсоветском пространстве, геополитикой США, Западной и Восточной Европы, Японии, Китая, Латинской Америки, Африки.^ Задачи изучения дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - теоретические основы геополитики (предмет, методы, функции геополитики; основные идеи и принципы классиков геополитики; современные геополитические теории и школы Запада и России) - геополитику в современном мире (Россия в новой системегеополитических отношений; геополитические процессы в Западной иВосточной Европе, Японии, Китае, Латинской Америке, Африке) уметь: - определить и аргументировать свою точку зрения по основнымпроблемам иметь навык: - самостоятельного анализа международной обстановки7 Политические перемены в Европе. Атлантизм: от Д.У. Мэйнига до 3. Бжезинского. Мондиализм. Ален де Бенуа и «новые правые». Жан Тириар -. лидер движения «Юная Европа». Ив Лакост - «внутренняя геополитика». «Электоральная геополитика» Андре Зигфрида, Жан Парвулеску - автор «геополитической беллетристики». Современная геополитическая мысль Запада: Фернан Брод ель. Генри Киссинджер.Нужна ли Америке внешняя политика. Френсис Фукуяма. Самюэль Хантингтон. Столкновение цивилизаций. Петер ван Хам. Ричард Куглер. Национальная безопасность в условиях глобализации хаотического мира: действия США и Европы. Мишель Фуше. Европейская республика. Ульрих Бек. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. Тема 4.1. Русская школа геополитики (2ч.) Идеология «Москва - Третий Рим» как выражение русского мессианства.История • евразийского движения. Понятие «месторазвития». Евразия какособый географический мир. Концепции культуры Евразии. Экономическоеи политическое единство Евразии. Геополитическая концепция русскойистории. Русские геополитические истоки. Д.А. Милютин - основательотечественной геополитической школы. Геополитические работы В.П.Семенова - Тян- Шанского - наиболее крупного представителя русскойгеополитической школы. Обзор тенденций в современных геополитическихисследованиях России. В.В. Жириновский. Очерки по геополитике. Г.А.Зюганов. География победы. Е.Т. Гайдар. Государство и эволюция.Тема 5.1. Глобальные проблемы современности и геополитика (2ч.)Глобализм (мондиализм) как течение общественно-политической мысли. Егoсторонники и противники. Понятие глобальной проблемы.Римский клуб о глобальных угрозах, пределы поста (Д.Медоуз) человечестваи политическое значение глобалистского алармизма. Программы трансформации международного сообщества и мировая политика как сфера проявления политических аспектов сырьевой, энергетической, экологической, демографической и других глобальных проблем. Пути анализа и решения глобальных проблем в условиях отсутствия глобальной системы формирования целей и распределения ресурсов (Й.Галтунг). Интегративная роль постановки глобальных проблем в политической жизни международного сообщества. Иждивенчество, состязательность и национальный эгоизм в практике международно-политического сотрудничества, направленного на решение глобальных проблем Необходимость и перспективы выработки национального механизма их решения.^ Тема 6.1. Современная мировая геополитика (4ч.) Представление о геополитических кодах (кодексах). Геополитические коды США, СССР, голлистский геополитический код Франции, индийский кодекс неприсоединения. Система и структура международных отношений.Виды и8 уровни международных отношений. Современная система международных отношений. Внешняя политика государства. Мировые политические кризисы как попытка изменения существующего миропорядка. Карибский кризис 1962 г. Балканский конфликт и Россия. Пути мирного урегулирования междунардных конфликтов. Интеграция в современном мире. Глобальный, региональный, локальный уровни политической интеграции. Международные организации. ООН - глобальная универсальная международная организация.Раздел 2. Геополитика в современном миреТема 7.2. Геополитические проблемы постсоветского пространства (2ч.) Международно-политические последствия распада СССР. Россия на распутье-. Новое геополитическое качество. Исторические предпосылки образования независимых постсоветских государств. «Новые» и «старые» государства на территории бывшего СССР, их цивилизационные, социокультурные и внешнеполитические ориентации. Содружество независимых государств как переходная структура в евразийской международно-политической системе. Россия как «центр силы »в Содружестве. Политическая интеграция, дифференциация и международные конфликты между странами СНГ. Государства СНГ и НАТО - проблемы национальной, коллективной и международной безопасности Тема 8.2. Россия в новой системе геополитических отношений (4ч.). Традиции внешней политики России - геополитическая, цивилизованная, социокультурная и технологическая («византийская») составляющие. Власть в России, ее характерные черты и особенности проявления в сфере мировой политики. Была ли Россия империей? Будущее России: Евразийская держава или колония Запада? Россия и Европа, Россия и Азия. Место великих держав во внешней политике России. Россия как субъект и объект мировой геополитики. Российско-украинские отношения. Белоруссия - начало интеграции. Россия - Казахстан: что впереди? Россия — США: партнерство или соперничество? Россия и североатлантический регион. Россия и НАТО. Тема 9.2. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе(4ч) Геополитическая карта Европы. Тернистый путь Европы. Сущность позиционной геополитической войны Западной Европы и США против СССР. Механизм превращения Западной Европы из метрополии в буферную зону. Причины интеграции стран Западной Европы. Германия и Россия. Россия — Италия. Позиции России и Италии в политической, торгово-экономической, технико-технологической сферах. Балканы — один из важнейших геополитических, стратегических приоритетов России. Восточная Европа: новые геополитические реальности. Отношения России со9 странами Восточной Европы. Механизм геополитических отношений стран Прибалтики и Скандинавии. Россия и страны Прибалтики. Судьба Калининградской области. Тема 10.2. Место США в системе геополитических отношений (2ч.) История международных отношений США. Становление геополитической доктрины США. Как делается политика США .Принятие решений об использовании американских вооруженных сил в региональных конфликтах конца XX века. Американские интересы в Средней Азии, на Кавказе, в Индии. Китай в геополитике США. Япония в геополитике США. Основные тенденции развития российско-американских отношений после окончания холодной войны. Российско-американские отношения при администрации Буша. Основные проблемы российско-американских торгово-экономических связей. Проблемы и достижения в сотрудничестве России и США в борьбе с международным терроризмом. Итоги и перспективы российско-американских отношений. Дилеммы российско-американских отношений. Тема 11.2. Геостратегическая политика Китая (2ч) История российско-китайских отношений. Нерчинский и Айгунский /договоры. Влияние внутренних и внешних факторов на геополитические отношения России и Китая. Специфические условия развития Китая. Внешнеэкономические связи КНР. Картина отношений Китая-Японии, Китая-США, Китая-Европы. Китая-стран АСЕАН. «План Пудун». Перспектива создания блока Россия-Китай-Индия. Демографическая политика Китая. Тезис «демографического империализма». Китайско-корейская экспансия. Интеграция в «Большой Китай». Сущность геополитики Китая: подходы и проблемы. Двойственный характер геополитики Китая. Влияние расово-культурной специфики на эволюцию геополитики Китая.Тема 12.2. Геополитика Японии (2ч.) Современное положение Японии, ее политическая роль в мире. Культура Японии. Сущность геополитического менталитета японцев. Картина отношений Японии-США, Японии-Китая, Японии-АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона). Новейший прицел Японии - «активизация в странах Центральной Азии и Кавказа» История отношений России с Японией.. Ключевые проблемы в российско-японских отношениях: «северные территории», экономическая, военно-политическая и геополитическая. Проблема Курильских островов. Сущность геополитических притязаний Японии конца XX века. Перспективы строительства новых российско-японских отношений XXI в. Основные тенденции в решении геополитических отношений России и Японии. Тема 13.2. Геополитика Ирана, Турции, других мусульманских государств (2ч.) 10 Арабо-исламский мир: характеристики в глобальном контексте. Феномен «исламского возрождения» в странах Ближнего и Среднего Востока. Эволюция отношений Советского Союза и России с Ираном после победы исламской революции. Нефть и общественно-политическое развитие Ирана XX в. Россия и Иран новая реальность. Долгосрочные геополитические интересы двух стран. Россия - Турция: что впереди? Современное состояние российско-турецких отношений. Положение Саудовской Аравии на международной арене. Россия — Ирак: стратегические союзники. Ударная армия Ислама: Афганистан — Пакистан. Израиль и палестинцы: самый длительный конфликт. Причины ближневосточного конфликта. Роль современной России в процессе урегулирования ближневосточного конфликта.Тема 14.2. Традиции и геополитика стран Африки и Латинской Америки (2ч) Север и Юг — два мира. Специфические факторы африканского континента. Роль Советского Союза в крушении колониальной системы. Декларация ООН «О представлении независимости колониальным и зависимым странам». Сотрудничество африканских стран и СССР в борьбе с расизмом и апартеидом. Концепция вестернизации и идея геополитического тяготения Африки (острова) к Евразии. Сотрудничество России и стран Африки. Позиция Африки в системе современных международных отношений. Современная ситуация в Африке. Латинская Америка: геополитические отношения. Политика СССР в Латинской Америке. Советско-кубинские отношения в 60-80-е гг. XX столетия. Россия и Латинская Америка в ООН: проблемы, возможности, перспективы сотрудничества. Тема 15.2. Война и мир в мировой политике (2ч) Мировая политика и стратегические исследования. Сила, насилие,безопасность: современная диалектика взаимосвязей. Война и мир - средствоутверждения, сохранения и перераспределения власти в сферемеждународно-политических отношений. Локальные и региональные войныв современном мире, их политическое значении и роль в мировой политике.Подготовка к войне как средство взаимодействия с участниками мировойполитики. Разоружение, производство и продажа оружия - единствовнутриполитических и международно-политических аспектов. Международный терроризм и распространение нелегитимных форм применения насилия в мировой политике. Стратегия в ядерный век. Проблема разработки военной политики России. Тема 16.2. Прогнозирование в мировой геополитике (2ч) Методология и способы прогнозирования мировой политики. Традиционные подходы: модернизм, постмодернизм: преимущества и ограничения, выгоды и опасности. Анализ наиболее известных теоретических прогнозов сопоставлении с реальной международно-политической практикой (П.Кеннеди, Ф.Фукуяма, С.Хантингтон). Эсхатология конца века, переделы11 мира и опыт предсказания будущего мирового порядка (Дж. Стоссинджер) Прогноз критических ситуаций в развитии международного сообщества и военно-политических конфликтов. Россия и игра геополитических интересов в ареале Великого океана. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия: новые конфигурации мирового пространства: в поисках глобального и теоретического синтеза.3.2. Тематика семинарских и практических занятий (40 ч.)Тема 1. Участники мировой политики (2ч.)Дискуссия Геополитика и политические аспекты международных отношений (М.Дюверже, К.Уолц). Роль государства в международно-политических отношениях, неправительственные участники мировой политики.Тема 2. Классическая геополитика (4ч.)Подготовить доклады на темы: 1.Обзор российской геополитической мысли. Западники и славянофилы. 2.Панславизм. 3.Геополитическая концепция евразийства: П.Н. Савицкий. 4.Неоевразийство Л.Н.Гумилева. 5. Неоевразийство и будущий мир 6.Развитие геополитических теорий после второй мировой войны. Геополитические концепции атлантизма: 3. Бжезинский, Г.Альперовиц. 7.Концепция униполярного мира А.Страуса. 8.«Конфликт цивилизаций » С.Хантингтона. 9.Геополитика «новых правых»: Ж.Тириар, Р.Стойкерс. 10.Развитие германской геополитики: К.ШмиттТема 3. Современные геополитические теории и школы запада (2ч.)Тестирование по материалам лекцииТема 4. Русская школа геополитики (2ч.)Письменный опрос по материалам лекцииТема 5. Глобализм - как течение общественно-политической мысли (2ч.)Подготовить доклады на темы: Глобальные проблемы современности и геополитика Современный терроризм в контексте глобализации Геополитические проблемы безопасности и стабильности в мире. Понятие и структура национальной безопасности. Понятие стабильности. Пути стабилизации мировой политики. Тема 6. Современные тенденции в мировой геополитике (4ч.) Дискуссия Природа и основа тенденций мировой геополитики, их специфика и отличие от тенденций движения, системы, эволюции международных отношений. Роль сознательной деятельности в формировании международно- политических объединений, их государственные и 12 Негосударственные формы. Политическая дезинтеграция и ее последствия для мировой политики. Демократизация и гуманизация международной жизни: сущность, характер, основные политические параметры, противоречия и парадоксы. Отсутствие пропорциональной корреляции между изменением политической стабильности и развертыванием международно-политических конфликтов на мировой арене. Возможны ли «позитивные» и «негативные» тенденции в эволюции мировой политики?Тема 7. Геополитические проблемы постсоветского пространства (2ч.)Беседа Перспективы взаимоотношений внутри СНГ для мировой и региональной политики. Последствия влияния мировых «полюсов» и «центров» силы на политические процессы в СНГ. Станут ли международные отношения в СНГ внутриобщественными? Сценарии:«Назад в СССР», «Федерация», «Конфедерация», «Укрепление суверенитета»Тема 8. Россия в мировой геополитике(4ч.)Дискуссия Современная Россия в системе властных отношений на мировой арене. Является ли Россия великой державой? Сценарии и стратегии международно-политической деятельности России как отражение социально - политического кризиса российского общества.Тема 9. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе (4ч.)Подготовить доклады на темы: 1. Запад как геополитическая реальность 2. Проблемы единой ЕвропыТема 10. Место США в системе геополитических отношений (2ч.) Подготовить доклады на темы: Дилеммы российско-американских отношений США: экономика, политика, идеология Россия и Америка: и не друг, и не враг. А как? Тема 11. Геостратегическая политика Китая(2ч.) Подготовить доклады на темы: Геополитика Китая Взаимоотношения России и Китая: геополитический аспект Тема 12. Геополитика и общественное развитие Японии (2ч.) Подготовить доклады на темы: Геополитика Японии Взаимоотношения России и Японии: геополитический аспект 3 Проблема Курильских острововТема 13. Геополитика мусульманских стран (2ч.) Подготовить доклады на темы: Геополитика Саудовской Аравии Взаимоотношения России и Саудовской Аравии: геополитический аспект 13 Геополитика Ирака Геополитика Объединенных Арабских ЭмиратовТема 14. Традиции и геополитика стран Африки и Латинской Америки(2чЛПодготовить доклады на темы: Африка - континент конфликтов и надежд ЮАР: социальные проблемы и макроэкономическая стратегия Тропическая Африка на пороге XXI века Латинская Америка: новые вызовы Россия и Латинская в ООН: проблемы, возможности, перспективы сотрудничестваТема 15. Война и мир в мировой политике (2ч.) Подготовить доклады на темы: 1. Насилие - атрибут мировой политики (И.Ильин) 2. К. Клаузевиц о войне и его критики 3. Взаимосвязь мировой войны и мировой политики в ядерную эпоху вусловиях биполярного мира (Г. Киссинджер, Р. Арон, П. Галлуа) и впостбиполярнуюэпоху (Д.Давид)Тема 16. "Прогнозирование в мировой геоиолитике(2ч.) Подготовить доклады на темы: Значение прогнозирования в исследовании и изучении мировой политики Специфика политических прогнозов (У.Черчилль) 3. Роль и место случайности в международно-политическихвзаимодействиях.^ 3.3. Контрольная работа, ее краткая характеристика. Темыконтрольных работ. Выполнение контрольной работы является этапом изучения учебной дисциплины. В процессе ее выполнения студент закрепляет, углубляет и расширяет полученные знания по избранной теме, осваивает необходимые навыки научного творчества, овладевает методами самостоятельной научной работы^ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Два направления геополитики: предписывающее и оценочно-концептуальное. Теория развития цивилизаций как «Вызова-и-Ответа» (Тойнби). Идеи географического детерминизма у Ж. Бодена и Ш.Монтескье. Г.В.Ф. Гегель о географической основе всемирной истории. Г.Т. Бокль о влиянии ландшафта на человеческую историю. СМ. Соловьев о географических факторах русской государственности, Л.И. Мечников о речном, морском и океаническом периодах всемирной истории. Геополитический закон усиления фактора пространства в человеческой 14 истории. Геополитический закон синтеза суши и моря. Геополитический закон фундаментального дуализма. История становления геополитики как науки. Место геополитики в системе других наук. Основные законы геополитики. Концепция «мировой державы» Ф.Ратцеля. Жизненные сферы государства по Р. Челлену. Закон автаркии но Р.Челлену. Влияние морской силы на историю по А. Мэхэну. Карта X. Макиндера. А.Мэхэн о будущем США. Принцип «анаконды». Теория «локальности развития цивилизации» у Видаль де ла Бланша. Центры мировой мощи по Н. Спайкмену. Теория континентального блока К.Хаусхофера. Концепция региональной геополитики. Роль прибрежных цивилизаций по У. Кирку. Роль дисконтинуальных поясов. Теллурократия и Талассократия. Круги воздушной мощи по А.П. Северски, Д. Дедни о взаимоотношениях между географической средой и политическими процессами. Идеи 3. Бжезинского. Мондиализм. Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы. Что такое геоэкономика. Принцип континентальной геополитики у «новых правых». Внутренняя геополитики Ива Лакоста. Современная электоральная геополитика. О тезисе Шарля де Голля «Европа от Атлантики до Урала». Основные идеи атлантизма. Сущность проекта «Европа от Владивостока до Дублина». Системы геополитического контроля над пространством по В.П. Семенову-Тян-Шанскому. Термин «месторазвитие» у П.Н. Савицкого. Н.С. Трубецкой о культуре Евразии. Теория идеократии. Славянофилы и евразийцы: общее и особенное в их взглядах. Идея пассионарности у Л.Н, Гумилева. Формы контактов этносов по Л.Н. Гумилеву. Основные идеи работы Л.Н. Гумилева «Ритмы Евразии». Неоевразийство.23 Геополитические последствия распада СССР для России Будущее России: Евразийская держава или колония Запада? Россия — США: партнерство или соперничество? Россия и НАТО Российско-китайские отношения на пороге нового тысячелетия . 25. Характеристика изменений геополитического положения Европы Германия и Россия Россия — Италия Геополитическая ситуация на Балканах Восточная Европа: новые геополитические реальности Россия и страны Прибалтики Судьба Калининградской области Становление геополитической доктрины США Геостратегия США для Евразии Россия в XXI в. в геополитике США Американские интересы в Средней Азии, на Кавказе, в Индии Китай в геополитике США Япония в геополитике США История российско-китайских отношений Специфические условия развития Китая Внешнеэкономические связи КНР Демографическая политика Китая Интеграция в «Большой Китай» Сущность геополитики Китая: подходы и проблемы Япония как субъект геополитических отношений История отношений России с Японией. Курильский вопрос. Россия и Иран: новая геополитическая реальность Россия - Турция: что впереди? Роль Саудовской Аравии в регионе Россия — Ирак: стратегические союзники Ударная армия Ислама: Афганистан — Пакистан Север и Юг — как категории геополитики Африка - кипящий континент Латинская Америка: геополитические отношения4. «Методические рекомендации (материалы) для преподавателя»Общие методические указания Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы геополитических знаний. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступный учебник или24 учебное пособие, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим семинарским занятиям, рассматривая их как место дискуссий, столкновения различных мнений, так и пополнения, углубления, систематизации своих политологических знаний. Студент должен прийти в высшую школу с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по «Геополитике» и рабочей программой учебного курса. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы Программы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены. Требуется творческое отношение и к самой рабочей программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера, а также исторического экскурса в область политологических знаний. Все эти вопросы не составляют сути, понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем. Любая наука, следовательно, и «Геополитика», имеет свой категориально-понятийный аппарат. Научные понятия - это та база, на которой «стоит» каждая наука. Понятия - узловые, опорные пункты как научного, так и учебного познания, логические ступени движения в учебе от простого к сложному, от явления к сущности. Без ясного понимания понятий учеба крайне затрудняется, а содержание приобретенных знаний становится тусклым, расплывчатым, напоминая недостроенное здание или еще того хуже - здание без фундамента. Важно помнить и то, что «понятия» в науке имеют узкий и широкий смысл. Понятие в узком понимании - это определение (дефиниция) того или иного пакта, явления, предмета. Такие определения составляют категориально-понятийный аппарат науки. Они, как правило, кратки по содержанию, схватывают суть дела. Такие определения важно понять, осмыслить и запомнить. Когда вам встретятся новые понятия и категории, не проходите мимо них. Обязательно выясните, что они означают. Если ответа нет в вашем учебнике или учебном пособии, то обратитесь к «Геополитическому словарю». Дальнейшая самостоятельная работа без25 выяснения смысла новых понятий и категорий будет затруднена или начнет приобретать черты ненужной формальности. Понятия в широком смысле есть обобщенная концептуальная характеристика определенного явления. Когда в заголовок темы, параграфа вносится слово «понятие», то это первый признак того, что в данном случае речь идет не о дефиниции (определении), а о сжатой, обобщенной концептуальной характеристике изучаемого геополитического явления. В некоторых учебниках, учебных пособиях к характеристикегеополитических отношений, связей, процессов применяются понятия«закона», «закономерностей». Дается характеристика некоторыхгеополитических законов и закономерностей. Нельзя их просто использовать, не вторгаясь в область сложных философских дискуссий, относящихся к пониманию не природных, естественных процессов и явлений, а общественных, социальных. Существует немало философских школ, течений и направлений, которые отрицают наличие каких-либо законов и закономерностей в жизни общества. Философы, признающие их, не едины, а расходятся в трактовке: одни рассматривают законы социальных процессов на материалистической, а другие на идеалистической основе. Автор учебника или учебного пособия, пытающийся дать характеристику законам и закономерностям геополитической системы, по крайней мере, должен сделать две оговорки: во-первых, отметить, что данная точка зрения не является общепринятой в политической науке; во-вторых, четко определить, что он понимает под геополитическими законами и закономерностями. Тогда студент смог бы, изучая конкретный «закон», сопоставить его содержание с определением автора политического закона и прийти к своим определенным выводам (признать или не признать). Но если студент изучает систематический курс геополитике по учебнику, где даются те или иные политические законы, ему ни в коем случае не следует просто «опускать» соответствующие страницы учебника, а необходимо внимательно вникнуть в их содержание. Не возбраняется пользоваться изложенными в учебнике характеристиками геополитических аконов, вникая при этом в их содержание. Следует знать и то, что нередко трактуемые «законы» геополитики являются во многом надуманными, слабо обоснованными, другие авторы порой весьма успешно характеризуют содержание геополитического явления, не прибегая к категориям «закона», «закономерности». Учебник или учебное пособие целесообразно изучать последовательно, главу за главой, как это сделано в них. При этом, обращаясь к Программе учебного курса, следует постоянно отмечать, какие ее вопросы (пусть в иной логической последовательности) рассмотрены в данной главе учебника, учебного пособия, а какие опущены. По завершении работы над учебником у Вас должна быть ясность в том, какие темы, вопросы Программы учебного курса Вы уже изучили, а какие предстоит изучить по другим источникам.^ 26Методические советы по работе над учебными лекциями по курсу«Геополитика» Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. В лекциях находят освещение сложные вопросы Государственного образовательного стандарта, которые вызывают затруднения у студентов. Сетка часов, отведенная для лекционного курса, не позволяет реализовать в лекциях всей учебной программы. Исходя из этого, каждый лектор создает свою тематику лекций, которую в устной или письменной форме представляет студентам при первой встрече. В создании своего авторского лекционного курса преподаватель руководствуется двумя документами - Государственным образовательным стандартом и Учебной программой. Лекции и семинары тематически скоординированы.^ Методические советы по подготовке к семинару Семинары - самая активная и наиболее действенная форма самостоятельной работы студента. Здесь происходит живое общение студентов между собой и с преподавателями. В ходе и в итоге семинара студенты, конечно, приобретают определенные знания. Но более важно, с какими знаниями, с какой подготовкой они приходят на семинар. Форма проведения семинара, прежде всего, зависит от уровня знаний студентов, от степени их подготовленности к нему. Никакие дискуссии, споры, деловые игры, никакие формы состязательности невозможны, если студенты не готовы к семинару. С неподготовленными студентами, перебирающими на самом семинаре страницы учебника, записи лекций, ничего нельзя сделать, кроме «школярства» с пресловутым вопросно-ответным методом при пассивности основной части группы, когда каждый с тревогой ждет момента вызова его преподавателем, к сдаче «урока», как в школе. Однако семинар -это не школьный урок, а дискуссия, обмен мнениями, поиск объективной истины с участием в среднем более подготовленных и более зрелых в житейском и интеллектуальном плане людей - преподавателя и студентов. Именно поэтому основное внимание преподавателя и студентов должно быть сосредоточено па подготовке к семинару. Это - главное, определяющее условие его успешного проведения. Чтобы хорошо подготовиться к семинару, студент заранее должен знать не только то, что надо к нему изучить, но и в какой форме он будет проводиться. Психологический фактор - не менее важное условие подготовки к семинару, чем приобретение знаний. Форму проведения семинара избирает преподаватель. В необходимых случаях разрабатывается его сценарий. Подготовку семинара определенного типа преподаватель может поручить инициативной группе из числа наиболее способных и знающих студентов.27 При любой форме проведения семинара необходимо соблюдать одно методическое требование: студенты приходят на семинар не для ответа на вопросы заданного «урока», а для творческого спора, дискуссии, сопоставления своего мнения и своей точки зрения с позицией других, для обмена аргументами, доказательствами. Главное в семинаре - приобретение через знания навыков свободной устной речи, полемики, самостоятельных суждений. Преподаватель, подводя итоги проведенного семинара, должен дать краткие указания и советы по подготовке к следующему-занятию. Кроме тематики лекций студенты заранее должны знать и темы семинарских занятий. Это позволит им своевременно начать подготовку к ним. Кафедра определяет темы семинаров, по не формы их проведения, что является правом преподавателя.^ Методика подготовки и проведения экзамена В период подготовки к нему студенты могут получить у экзаменатора индивидуальные и групповые консультации. Им обычно является преподаватель, проводивший лекционный курс. Экзамен проводится по билетам, в каждом из них поставлены два вопроса из разных частей (разделов, тем) учебного курса. Основными документами для проведения экзамена являются: Государственный образовательный стандарт и составленная на его основе Программа учебного курса. Экзамен проводится в форме свободной беседы, в которой экзаменуемый может выражать и свою точку зрения с соответствующей аргументацией. Оценкой «отлично» на экзамене оценивается такое знание учебного курса, когда студент зна