Реферат по предмету "Разное"


3 История возникновения и развития менеджмента за рубежом

Глава 3История менеджмента3.1. История возникновения и развития менеджмента за рубежом В учебной и научной литературе история развития менеджментарассматривается достаточно полно, однако в некоторых источникахуправление и менеджмент представляются как единое научное направ­ление. Кроме того, анализ литературных источников как отече­ственных, так и зарубежных показал, что не существует единого подхода к выделению этапов развития менеджмента, его классификации, определению типов школ. Поэтому авторы данного учебника исходя из анализа библиографии по этому вопросу, предлагают свой вариант определенных этапов, или периодов возникновения и развития менеджмента. История возникновения и становления ме­неджмента разделена на шесть периодов.^ Первый период, названный в литературе ранним, охватывает пер­вую половину XIX в. (1775-1850). Его начало было связано с таким историко-экономическим событием, происшедшим в Шотландии и Англии, как промышленный переворот, который заключался в резком ускорении развития производительных сил и переходе от мануфакту­ры к более высокопроизводительному машинному производству. Промышленный переворот продолжался с 1760 по 1820 г. и привел к необ­ходимости создания менеджмента как управления в наиболее развитой в то время текстильной промышленности, производившей шотланд­ские ткани и английское сукно. Этот период характеризуется начавшимися концентрацией производства, разделением и специализацией труда, технологических опера­ций. Основными функциями управления являлись контроль и учет в таких сферах, как запасы сырья и готовой продукции, незавершенное производство, качество товара и затраты на производство ее едини­цы. Родоначальником раннего этапа называют Р. Оуэна — шотланд­ского фабриканта, которого можно отнести к менеджерам-практикам. Историки считают, что в этот период возникли основы теории эффек­тивности и контроля, первое описание которых представили шотланд­ский экономист А. Смит в 1776 г. и английский математик Ч. Беббидж в 1835 г. Специализация труда на технологических операциях привела к увеличению его производительности, объемов незавершенного производства, требуемых запасов ресурсов и готовой продукции, а также обусловила необходимость организации производства и контроля. Рост производительности труда явился следствием технологичес­ких усовершенствований и концентрации производства в одном про­странстве — на территории фабрики. В предшествующей мануфактур­ной фазе производственный процесс осуществлялся полностью в до­машних условиях, предприниматели поставляли работникам сырье, материалы и гарантировали сбыт продукции. Именно к раннему периоду относится инициация разработки Зако­на о детском труде и ограничении продолжительности рабочего дня до 10 ч, выдвинутая Р. Оуэном.^ Второй период относится ко второй половине XIX в. (1850—1900) и характеризуется возникновением так называемой школы научного менеджмента. Основоположник этой школы — американский инже­нер-механик Ф.У. Тэйлор, изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Ф.У. Тэйлор впервые разделил операцию на составные элементы — комплексы приемов, приемы, движения, а также провел исследования затрат живого труда и его производительности при использовании различ­ных инструментов. Так, Ф.У. Тзйлор определил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено рабочи­ми при применении совковой лопаты вместимостью около 9 кг. В качестве основной функции управления он рассматривал контроль и считал, что разделение рабочего задания на элементы позволяет устранить ненужные, нерациональные из них, изменить последова­тельность их выполнения и усилить контроль над всем трудовым про­цессом. В качестве основных Ф.У. Тэйлором были сформулированы пять управленческих задач, которые приведены здесь в изложении авторов. Для определения наилучшего (рационального) способа выполне­ния конкретного задания необходимо: использовать научные методы, базирующиеся на изучении вре­мени повторяющихся рабочих операций и их элементов, типизации и стандартизации рабочих инструментов; осуществлять отбор рабочих, обладающих не только физически­ми качествами, но и умственными ссособностями; проводить подготовку, обучение и развитие способностей рабоче­го, позволяющих точно следовать разработанным стандартным приемам и движениям; разработать экономические методы стимулирования труда, которые призваны гарантировать качество и сроки выполнения задания; осуществлять планирование и организацию работы, ответственность за которые возлагается на менеджеров, а не на рабочих. Последняя задача объясняется тем, что в дофабричной фазе разви­тия промышленного производства рабочие самостоятельно организо­вывали свой труд, определяли время и продолжительность работы, методы и интенсивность выполнения конкретных заданий. Следовательно, Ф.У. Тэйлором были определены в качестве при­оритетных такие функции, как организация труда, планирование, учет и контроль, а в качестве приоритетных методов управления — органи­зационно-распорядительные и экономические. К сферам управленчес­кой деятельности, подлежащим совершенствованию, были отнесены производство, трудовые ресурсы (рабочие и менеджеры), запасы, по­токи ресурсов и продукции во внутренней среде (на фабрике).^ Третий период приходится на начало XX в. (1900—1930). Он ха­рактеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы (Старого Света) и Америки (Нового Света). В связи с этим третий период характеризуется параллельным раз­витием четырех школ менеджмента. Прежде всего продолжилось ста­новление школы научного менеджмента в США, в Германии возник­ла школа бюрократического менеджмента, во Франции — классичес­кого менеджмента, а в США еще одна школа, названная нами Гарвардской. Так, последователями Ф.У. Тэйлора и его школы научного менедж­мента стали Г. Форд и супруги Л. Гилбрет и Ф. Гилбрет. Г. Форд ввел на своих автомобилестроительных заводах конвейерные линии, осно­ванные на организации поточного производства, пооперационной спе­циализации и разделении труда рабочих-сборщиков. Нововведения Г. Форда позволили усилить функцию контроля, резко повысить про­изводительность труда, увеличить объем выпуска автомобилей и сократить их стоимость. Он создал автомобильную монополию «Форд мотор», которая выпускала автомобили и автобусы марки «Форд» не только в США, но и в дочерних фирмах в Канаде, Бразилии, Австра­лии, Великобритании и Германии. Серийный выпуск автомобилей «Форд» в США начался в 1903 г., в Великобритании — в 1911 г., в Гер­мании — в 1931 г. Система организации поточно-массового производства, основанная на стандартизации, типизации и применении конвейеров в основном процессе сборки автомобилей, индивидуальной оплате труда рабочих получила название «Фордизм». Сравнивая последний с маркетингом, следует отметить, что Г. Форд широко использовал производственную концепцию управления маркетингом и стратегию диверсификации — завоевания новым товаром новых рынков. Кроме того, он ввел долж­ности мастеров, которые заставляли рабочих поддерживать заданный темп сборки автомобиля и выполняли задачи приведения человечес­кого элемента в состояние подобное механизму, действующему авто­матически, с определенной частотой и скоростью. Второй продолжатель школы научного менеджмента — Ф. Гилбрет работал в сфере строительства и занимался исследованиями оптималь­ных движений рабочего при выполнении процесса кладки кирпичей с помощью фотографии. Ф. Гилбрет предложил использовать вместо 18 движений 5, разработал правила, схемы, инструкции по последователь­ному выполнению каждого из них. Кроме того, он обосновал необхо­димость применения соответствующего оборудования, отвечающего антропогенным параметрам, и организации своевременной доставки материалов. Л. Гилбрет уделяла внимание исследованию социально-психологи­ческих методов организации труда и управления, повышения произ­водительности труда, основанных на знании рабочими конечной цели деятельности, понимании сущности решаемой производственной про­блемы и формировании их собственного мнения об участии в произ­водственном процессе изготовления продукции. Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии М. Вебером, который был историком, изучавшим социальные пробле­мы. М. Вебер одним из первых обратил внимание на необходимость ра­ционализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, спе­циализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов. Выра­жаясь современным языком, М. Вебер заметил, что производитель­ность труда в управлении существенно отстает от производительности механизированного поточного крупносерийного или массового произ­водства. Он предложил создать бюрократическую систему управления, которая основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на количественных форма­лизованных оценках в соответствии с определенными правилами и процедурами. М. Вебер одним из первых предложил создать формальные органи­зационные структуры управления, которые имеют вид иерархических, усиливают централизацию управления и способствуют разделению управленческого труда и его функциональной специализации. Органи­зованные в такой форме управленческие процессы называются бюро­кратическими (от франц. «bureau» — состав руководящих лиц, канце­лярия, распорядительный орган учреждения и греч. «kratos» — власть, могущество). Они вносят специализацию и разделение труда в офисные процессы управления так же, как машины и механизмы в процес­сы производства продукции и услуг. Деление управленческих задач на элементы (стадии процесса управления, конкретные мероприятия и функции), регламентация последовательности их выполнения, испол­нительская дисциплина и минимизация свободы действий работника аппарата управления гарантируют возможность осуществления конт­роля, качественное и своевременное выполнение задач. Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписыва­ют способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности), поддерживают стабильность управ­ленческих организационных структур независимо от конкретных со­трудников, позволяют контролировать процессы управления. Характеристиками бюрократического менеджмента служат следу­ющие: наличие правил и предписаний, формальных процедур, которые определяют (регламентируют) и контролируют поведение и исполни­тельскую дисциплину работников аппарата управления, способствуютдостижению поставленных целей. Следование правилам, предписани­ям, инструкциям позволяет унифицировать процедуры и их результаты и исключить (элиминировать) личные желания менеджера, а так­ же создать вертикальную организационную структуру подчинения менеджеров первого (низшего) уровня менеджерам среднего и затем высшего уровня; обеспечение беспристрастности отношений менеджеров к работ­никам, проявляющееся в отсутствии субъективных личных или эмоциональных характеристик выполненной работы, что усиливает объективность оценок руководителя и ограничивает его свободу в необосно­ванном, нерациональном использовании организационно-распоряди­тельных и экономических методов управления (фаворитизме); разделение управленческого труда, исходя из специализации и опыта менеджеров, способствующее повышению производительности труда, более быстрому усвоению задач и функций управления, уменьшению периодичности и сложности процедуры контроля; формирование иерархических структур управления, что увели­чивает ответственность и объем полномочий по разработке и приня­тию управленческих решений по мере повышения уровня иерархии от самого низшего (первого) до самого высшего, как правило, четвертого или пятого; наличие структуры полномочий, которая включает право принятия решений разной степени важности на различных уровнях управленческой иерархии и объединяет правила, предписания, инструкции и принципы управления — беспристрастность, разделение труда и иерархичность — в единую систему; существование рациональности, которая означает использование наиболее эффективных средств и методов выполнения управленческих задач.^ Школа классического менеджмента основана во Франции А. Файолем, который сначала был инженером в крупнейшей горнодобыва­ющей компании, а затем ее директором. А. Файоль придерживался та­кой точки зрения, что менеджер должен обладать не столько личны­ми качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управле­ния. Классический менеджмент получил и другое название — админис­тративный менеджмент, под которым понимается система управления, основанная не столько на личных качествах менеджера как индивида, сколько на нормах права и установленном порядке. А. Файоль ввел понятие принципа управления, под которым подразумевал не абсолют­ное или однозначное положение, правило поведения, действие или руководящую идею, а гиб­кую, адаптирующуюся к конкретным условиям и потребностям сово­купность положений, правил, действий и идей. А. Фаойль сформулировал 14 принципов менеджмента: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности и единый план работы для всех, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, скалярная цепочка, порядок, справедливость, продолжительность пребывания персонала в должности, инициатива, корпоративный дух. Анализ перечисленных принципов показал, что их можно сгруппи­ровать по признаку «принадлежность» к субъекту или объекту управ­ления. К первой группе отнесем те, которые направлены на совершен­ствование производственных процессов как объектов управления: • разделение труда и специализация рабочих, которые позволяют увеличить выработку (объем производимой продукции), но должны иметь разумные пределы; дисциплина, означающая соблюдение технологических и трудо­вых режимов работы и отдыха (перерывов); порядок, под которым понимается организация рабочего места и его обслуживание всеми необходимыми видами ресурсов. Ко второй группе принципов отнесем те, которые позволяют раци­онализировать систему управления: полномочия и ответственность за результаты управленческих решений возлагаются на управленцев в соответствии с официальны­ми документами личным авторитетом; единовластие, или единоначалие, подразумевает наличие одного прямого, непосредственного руководителя; подчинение частных интересов общему означает создание единой цели деятельности и ориентации всех процессов на ее достижение; вознаграждение представляет совокупность экономических и социально-психологических методов управления; степень централизации или децентрализации управления зави­сит от масштабов производства, его концентрации на ограниченной территории, наличия филиалов и дочерних фирм и устанавливает про­порции между горизонтальными и вертикальными уровнями иерархии управления; установление рационального количества уровней иерархии управления, составляющих так называемую вертикаль управления (командную цепь); справедливость предполагает использование социально-психологических методов управления, направленных на поддержание добро­желательности, в коллективе, создание комфортного социально-психологического климата; продолжительность пребывания персонала в одной должности предполагает создание условий, позволяющих стабилизировать пери­од, в течение которого менеджер занимает определенную должность, а также состав менеджеров, устранить их излишнюю ротацию; инициатива подразумевает разработку мероприятий по стимули­рованию творческой деятельности персонала; корпоративный дух предполагает формирование мероприятий по предотвращению и устранению антагонистических, деструктивных конфликтных ситуаций, улучшение внутренних коммуникаций и со­здание так называемой корпоративной культуры поведения менедже­ров. Следовательно, классическая школа управления направлена на со­вершенствование таких сфер управления, как производство и кадры, и неявно использует товарную концепцию управления маркетингом. Гарвардская школа менеджмента создана в США выпускницей колледжа Гарвардского университета М.П. Фоллет и профессором этого же университета Э. Мэйо. М.П. Фоллет занималась разработкой и ре­ализацией инновационной политики, а также изучением совместной деятельности индивидов как членов коллектива в процессе разработ­ки планов деятельности и их реализации. Она считала, что бюрокра­тические институты управления необходимо заменить демократичес­кими, в которых отдельные индивиды самостоятельно анализируют возникающие проблемы производства и управления, разрабатывают и принимают управленческие решения в виде конкретных мероприятий, а затем их воплощают. Демократия на уровне хозяйствующего субъек­та предполагает предоставление возможности работникам принимать участие в коллективном решении проблем и распределении ответ­ственности за результаты управленческой и производственной дея­тельности. Таким образом, М.П. Фоллет впервые выдвинула принципы самоуправления, способствующие более полному использованию творчес­кого потенциала каждого менеджера и работника. Однако в этом слу­чае возникает проблема конфликтных ситуаций, когда в процессе вы­работки единого решения происходит столкновение противоречивых, но равноценных предлагаемых вариантов. Во избежание этого необхо­димо достичь интегральной согласованности мнений участвующих в выработке решения на основе убеждения. М.П. Фоллет критиковала разделение труда как метод повышения его производительности и необходимость осуществления строгого кон­троля повторяющихся элементов производственной операции, кото­рые полностью исключают творческие возможности работника. При­чиной неэффективного труда, по мнению М.П. Фоллет, является раз­деление производственного процесса на человеческую (трудовую) и механическую (технологическую) составляющие, или процессы. Мэйо избрал предметом изучения специфику поведения челове­ка в коллективе в условиях машинного производства и взаимодей­ствия с внешней средой. Задачей исследований стала идентификация социальных и психологических факторов, воздействующих на трудо­вые процессы сборщиков телефонного оборудования. Полученные результаты показали, что на повышение производительности труда в большей степени влияют не его эргономические условия (освещен­ность рабочих мест, возможность перерывов на отдых и личные надоб­ности), а изменение социальной ситуации — социально-психологичес­кого климата в коллективе. Наиболее важным из работ Э. Мэйо стало введение им понятия «социальный человек» в противоположность «экономический человек», что показывает на необходимость разработ­ки не только организационно-распорядительных и экономических, как в научном менеджменте, но и социально-психологических методов управления.^ Четвертый период развития менеджмента продолжался с 1940 по конец 1950-х гг., включая период Второй мировой войны и послевоен­ное десятилетие. В это время наибольшее распространение получили два направления. Первое направление, названное в истории менедж­мента исследованием операций, на взгляд авторов, является не чем иным, как наукой об управлении, второе — концепцией социотехнической системы. Наука управления, названная в рассматриваемый период кибер­нетикой (от греч. «kibernetice» — искусство управления), является учением об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах. Его основателями были американский уче­ный Н. Винер и английский ученый У. Эшби. Они соответственно в 1948 и 1956 г. опубликовали свои труды «Кибернетика или уп­равление и связь в животном и машине» и «Введение в киберне­тику». Основные заслуги этих ученых заключаются в определении основ­ных понятий управления, таких как информация, система и системный подход, обратная связь, которые характерны для всех живых организ­мов, общества, машин и хозяйствующих субъектов как организацион­но-экономических систем; выделении информационной системы в са­мостоятельную, которая связывает управляющую систему (субъект управления) с управляемой (объектами управления). Кроме исследования операций наука управления базируется на те­ориях информации, алгоритмов, оптимального управления, хаотичес­ких систем, распознавания образов, игр, вероятностей. Широкое применение в кибернетике нашли экономико-математические методы и модели, которые позволяют использовать количественные характери­стики процессов, происходящих во внутренней и внешней средах хо­зяйствующего субъекта, а также выявлять закономерности и тенден­ции развития этих процессов. Сложность применения кибернетичес­кого подхода заключается, судя по анализу литературных источников, в необходимости использования при решении управленческих задач информации высокой категории надежности и экономико-математи­ческих методов и моделей, а также в отсутствии количественных изме­рителей человеческой (поведенческой) и социальной (общественной) неопределенности состояния коллективов менеджеров и работников, влияющей на результаты управления и производства. Концепция социотехнических систем была разработана английскими учеными Э. Тристом и К. Бэмфортом из Тэвистокского института человеческих отношений, которые занимались исследованиями про­цессов механизации добычи угля в Великобритании. Результаты этих исследований позволили сделать заключение о взаимозависимости и взаимной обусловленности двух частей целост­ной системы — технической, представленной инструментами и обору­дованием, и социальной, включающей людей, отношения между ними, институциональные установки. Обе эти части служат подсистемами единой социотехнической системы. Цель управления заключается не в оптимизации функционирования каждой из подсистем, а в их интег­рации. Практически концепция социотехнических систем была приме­нена при формировании принципов построения организационных структур управления.^ Пятый период продолжался с 1960 до конца 1970-х гг. В этот пе­риод английским ученым Дж. Вудвордом, учеными из Эдинбургского университета (Шотландия) Т. Бернсом и Дж. Сталкером и американ­скими учеными П. Лоуренсом и Дж. Лоршом был создан ситуацион­ный менеджмент. Основной причиной для этого, по мнению авторов, послужило резкое увеличение конкуренции на рынках производителей и потребителей продукции и услуг, усиление неопределенности и не­стабильности глобальных экономических, политических, научно-тех­нических, природных и иных процессов, оказывающих значительное, и не всегда предсказуемое с достаточно высокой степенью вероятнос­ти воздействие на цели и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и их систем управления. Основу ситуационного менеджмен­та составляют выявление и моделирование факторов влияния внеш­ней среды на внутреннюю с целью адаптации внутренних организационных структур производства и управления к условиям, создавае­мым макро- и микросредой.^ Шестой период начался приблизительно в 1980-м г. и связан с опубликованием американскими учеными Т. Питерсом и Р. Уотерманом работы «В поисках эффективного управления; опыт лучших ком­паний». В ней они обобщили опыт наиболее успешно функционирую­щих американских компаний и выделили восемь основных принципов совершенного менеджмента: приверженность к действию, близость к потребителю, автономия и предприимчивость, производительность, страстность и ориентация на ценности, кирпич к кирпичу, простая форма, или небольшой штат, единство свободы и дисциплины. Принципы совершенного менеджмента, на взгляд авторов, можно разделить на две группы по признаку «сфера управленческой деятель­ности». К первой следует отнести принципы, обусловливающие совер­шенствование персонала или трудовых ресурсов и формирование организационных структур управления. Принцип приверженности к действию ориентирует на организацию групп или команд менеджеров, которые должны быть мобильными, временными и созданными для решения какой-либо управленческой проблемы, задачи или функции. Принцип производительности касается создания социально-психо­логического климата, основанного на доверии и уважении к сотрудни­кам и позволяющего достигать поставленных целей. Принцип страстности и ориентации на ценности предполагает преимущественное, в отличие от организационно-распорядительных, использование социально-психологических методов управления, кото­рые позволяют достичь поставленных целей и направить деятельность коллектива на их выполнение с чувством единых для всех ценностей, единой миссии, а не с помощью принуждения посредством бюрокра­тического контроля. Принцип простой формы, или небольшого штата, направлен на уменьшение бюрократического аппарата, отказ от двойного подчине­ния сотрудников, которое широко используется в матричных органи­зационных структурах управления, формирование небольших коллек­тивов по разработке, внедрению в производство и продвижению кон­кретных видов продукции и услуг. Принцип единства свободы и дисциплины рекомендует применять сбалансированное сочетание контроля как средства принуждения с от­носительной самостоятельностью и предприимчивостью менеджеров в процессе выполнения функций, задач и конкретных мероприятий. Остальные принципы — кирпич к кирпичу, близость к потребителю и частично принцип приверженности к действию — относятся ко второй группе. Они являются основой для позиционирования хозяйству­ющего субъекта во внешней среде в результате выявления сильных и слабых сторон, определения рыночной ниши, проведения маркетинго­вых исследований по оценке объемов потребителей, составляющих рыночную нишу, адаптации товара к потребностям этих потребителей,. создания качественного и надежного товара и системы сервисного об­служивания, перераспределения ресурсов с одних, менее востребованных товаров на другие, пользующиеся спросом в рыночной нише, фор­мирования сети коммуникаций с внешней средой. Перечисленные принципы второй группы касаются совершенство­вания кадрового и коммуникативного менеджмента, управления мар­кетингом. Все рассмотренные школы менеджмента и научные направления в литературе разделяют на четыре группы, или вида, моделей, исходя из предположения, что совокупность принципов, представленных в лю­бой из школ, позволяет построить модель будущей ситуации в систе­ме управления хозяйствующим субъектом. Наиболее существенным признаком для их классификации служит ценность (как положитель­ная, так и отрицательная) какого-либо процесса, вида деятельности, объекта для менеджера, работника. Ценность взаимосвязана с интере­сом, а поскольку интересы различных индивидов, групп в хозяйству­ющем субъекте, а также всего коллектива, групп потребителей и обще­ства, не совпадают, то модели получили название моделей конкуриру­ющих ценностей. К первому виду относится модели рациональных целей, включа­ющие идеи и принципы школы научного менеджмента, а также непос­редственно науку об управлении (кибернетику). Счита­ется, что моделирование ситуации, ориентированной на достижение поставленных целей деятельности базируется на следующих общих принципах: повторяемости и периодичности выполнения работ; разделении труда в производстве и управлении; планирования и контроля, осуществляемых одним подразделением (централизованно); отсутствия необходимости использования инициативы и творчества менеджеров в процессе выполнения функций и задач управле­ния; • использования высокого уровня технической оснащенности процессов труда в производстве и управлении, который отвечает интере­сам работодателей, менеджеров и наемных работников и является ней­тральным (индифферентным) с точки зрения соблюдения чьих-либо интересов. Основная идея применения модели рациональных целей заключа­ется в создании более совершенных, с высокой производительностью труда процессов производства продукции и услуг. Менеджерам необ­ходимо, используя наблюдение и хронометрирование приемов, дей­ствий, работ, определять точную последовательность операций, устра­нять ненужные, выявлять типовые или стандартные работы и опера­ции, осуществлять планирование и применять экономические методы управления трудовыми процессами и стимулирования работников и менеджеров. Ко второму виду относятся модели внутренних процессов, которые включают основы школ бюрократического и классического (админи­стративного) менеджмента. Главная идея этих моделей состоит в том, чтобы идентифицировать процессы труда в управлении с процессами труда в производстве, используя разделение управ­ленческого труда по сферам деятельности (объектам управления), функциям, задачам, стадиям, уровням организационной структуры управления, а также превращая повторяющиеся типовые задачи в стандартные, результаты решения которых заранее известны или за­планированы. Решение таких задач можно компьютеризировать, а ре­зультаты получать в виде вариантов, рекомендуемых к реализации в тех или иных условиях развития внутренней среды. Если цель ис­пользования моделей первого вида состоит в повышении производи­тельности труда отдельного работника и всех, занятых и процессе из­готовления продукции и услуг, то цель применения моделей второго вида заключается в увеличении производительности труда в процессе управления, К третьему виду относятся модели человеческих отношений, которые были разработаны согласно принципам гарвардской школы менедж­мента и представляют собой альтернативу моделям внутренних про­цессов. Если модели второго вида основаны на формализации отношений и связей между элементами организационной структуры управления — отделами, службами, менеджерами, то модели третьего вида ориенти­рованы на установление неформальных отношений и связей между членами одного коллектива — менеджерами. Однако поведение работников определяется не только неформальны­ми, доброжелательными отношениями, социально-психологическими методами активации их деятельности, но и характером трудовых процес­сов, которые создают условия и возможности для самоконтроля, твор­чества индивидов и развития личности. Так, рациональное руководство и благоприятная внутренняя среда могут повысить удовлетворенность работника трудом, но не обязательно приведут к повышению произво­дительности последнего. Поэтому в трудах А. Маслоу, К. Алдерфера, Д. Макгрегора и М. Маккоби предлагается использовать сочетания раз­личных моделей в виде модели интеграции человеческих потребностей (интересов) с потребностями (интересами) хозяйствующего субъекта, выраженными в виде целей менеджмента, или системы управления. К четвертому виду относятся модели открытых систем, которые разработаны на основе науки об управлении (кибернетики) и концеп­ции социотехнических систем. Отличительной особенностью этих моделей является их ориентация на изменения внешней среды, обус­ловленные резким увеличением коммуникативных связей любого хо­зяйствующего субъекта с поставщиками ресурсов, посредниками, це­левыми рынками потребителей, контактными аудиториями, а главное, усилением конкуренции на рынках производителей. В дальнейшем эти модели получили свое развитие в ситуационном менеджменте, ориен­тированном на изучение, анализ и предвидение изменений, происхо­дящих в элементах внешней среды с целью выработки своевременных, адекватных управленческих решений по предупреждению и снижению влияния отрицательных и усилению позитивных воздействий. Дальнейшая история развития менеджмента показывает, что хозяй­ствующие субъекты все больше подвергаются усиливающимся непре­рывным воздействиям внешней среды. Планы менеджмента нарушают­ся не только под воздействием внешних событий, но также и внутрен­них культурных и политических процессов. Под политическими следует понимать процессы формирования и реализации стратегических целей деятельности на перспективу, охватывающую долго-, средне- и кратко­срочный периоды, кроме текущего. Замечено также, что темпы измене­ния внешней среды проявляются в значительном уменьшении длитель­ности всех фаз жизненного цикла продукта или услуги, увеличения частоты возникновения новых возможностей и угроз на рынках потре­бителей и производителей товаров. Следовательно, встает проблема раз­работки такой рациональной стратегии развития хозяйствующего субъекта, которая способна предусмотреть изменения характеристик внешней среды к моменту реализации главной стратегической цели. Модели открытых систем позволили выявить отличия между ли­нейными и нелинейными системами управления. Так, линейная сис­тема управления — это система, в которой определенное действие менеджера, реализующаяся в конкретном мероприятии, приводит к предсказуемой реакции объекта управления в виде выполнения запла­нированных показателей. К нечинейным относятся системы управле­ния, в которых результаты предпринятых управленческих мероприя­тий имеют различную степень вероятности осуществления. Считается, что в долгосрочной перспективе усиливается вероятность получения непредвиденных результатов по сравнению с краткосрочным перио­дом. Вся история развития менеджмента иллюстрирует эволюционный переход от линейных систем управления к нелинейным, в которых широко используется обратная связь от объекта к субъекту управле­ния, а также увеличиваются коммуникативные связи. Важность уста­новления последних возрастает по мере увеличения степени измене­ния элементов внешней среды. Следует обратить внимание на то, что по мере развития менеджмен­та не уменьшается значение контроля, а лишь осуществляется поиск наиболее рациональных (эффективных, оптимальных) его методов и способов. Так, сторонники моделей рациональных целей считают, что эта функция управления должна осуществляться руководителями — менеджерами среднего, высшего и низшего уровня иерархии управле­ния. В настоящее время сторонники моделей ситуационного менедж­мента утверждают, что большая сложность операций как производ­ственных, так и управленческих работ создает препятствия для осу­ществления контроля на расстоянии, поэтому наиболее рациональным является самоконтроль. Аналогичную идею высказывали и создатели модели человеческих отношений, которые придавали особое значение групповому самоконтролю работников и считали, что контроль не яв­ляется функцией управления, которую должны выполнять исключи­тельно менеджеры.^ 3.2. Современный международный менеджмент В настоящее время разв3.4. История развития менеджмента как коллектива управленцев В начале XX в. в связи с развитием научно-технического прогрес­са, диверсификацией процессов производства продукции и услуг, освоением новых демографических и географических рынков, созда­нием таких форм, как корпорация, возникла теория управленческой революции. Согласно этой теории преобладание акционерных форм хозяйствующих субъектов приводит к уменьшению возможностей собственников капитала в принятии управленческих решений и раз­работке стратегий развития корпораций, поскольку привлечение ак­ционеров в открытые акционерные общества увеличило количество не только привилегированных, но и простых акций. Дисперсное распространение последних, являясь резул


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.