Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Разное"


3 История возникновения и развития менеджмента за рубежом

Глава 3История менеджмента3.1. История возникновения и развития менеджмента за рубежом В учебной и научной литературе история развития менеджментарассматривается достаточно полно, однако в некоторых источникахуправление и менеджмент представляются как единое научное направ­ление. Кроме того, анализ литературных источников как отече­ственных, так и зарубежных показал, что не существует единого подхода к выделению этапов развития менеджмента, его классификации, определению типов школ. Поэтому авторы данного учебника исходя из анализа библиографии по этому вопросу, предлагают свой вариант определенных этапов, или периодов возникновения и развития менеджмента. История возникновения и становления ме­неджмента разделена на шесть периодов.^ Первый период, названный в литературе ранним, охватывает пер­вую половину XIX в. (1775-1850). Его начало было связано с таким историко-экономическим событием, происшедшим в Шотландии и Англии, как промышленный переворот, который заключался в резком ускорении развития производительных сил и переходе от мануфакту­ры к более высокопроизводительному машинному производству. Промышленный переворот продолжался с 1760 по 1820 г. и привел к необ­ходимости создания менеджмента как управления в наиболее развитой в то время текстильной промышленности, производившей шотланд­ские ткани и английское сукно. Этот период характеризуется начавшимися концентрацией производства, разделением и специализацией труда, технологических опера­ций. Основными функциями управления являлись контроль и учет в таких сферах, как запасы сырья и готовой продукции, незавершенное производство, качество товара и затраты на производство ее едини­цы. Родоначальником раннего этапа называют Р. Оуэна — шотланд­ского фабриканта, которого можно отнести к менеджерам-практикам. Историки считают, что в этот период возникли основы теории эффек­тивности и контроля, первое описание которых представили шотланд­ский экономист А. Смит в 1776 г. и английский математик Ч. Беббидж в 1835 г. Специализация труда на технологических операциях привела к увеличению его производительности, объемов незавершенного производства, требуемых запасов ресурсов и готовой продукции, а также обусловила необходимость организации производства и контроля. Рост производительности труда явился следствием технологичес­ких усовершенствований и концентрации производства в одном про­странстве — на территории фабрики. В предшествующей мануфактур­ной фазе производственный процесс осуществлялся полностью в до­машних условиях, предприниматели поставляли работникам сырье, материалы и гарантировали сбыт продукции. Именно к раннему периоду относится инициация разработки Зако­на о детском труде и ограничении продолжительности рабочего дня до 10 ч, выдвинутая Р. Оуэном.^ Второй период относится ко второй половине XIX в. (1850—1900) и характеризуется возникновением так называемой школы научного менеджмента. Основоположник этой школы — американский инже­нер-механик Ф.У. Тэйлор, изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Ф.У. Тэйлор впервые разделил операцию на составные элементы — комплексы приемов, приемы, движения, а также провел исследования затрат живого труда и его производительности при использовании различ­ных инструментов. Так, Ф.У. Тзйлор определил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено рабочи­ми при применении совковой лопаты вместимостью около 9 кг. В качестве основной функции управления он рассматривал контроль и считал, что разделение рабочего задания на элементы позволяет устранить ненужные, нерациональные из них, изменить последова­тельность их выполнения и усилить контроль над всем трудовым про­цессом. В качестве основных Ф.У. Тэйлором были сформулированы пять управленческих задач, которые приведены здесь в изложении авторов. Для определения наилучшего (рационального) способа выполне­ния конкретного задания необходимо: использовать научные методы, базирующиеся на изучении вре­мени повторяющихся рабочих операций и их элементов, типизации и стандартизации рабочих инструментов; осуществлять отбор рабочих, обладающих не только физически­ми качествами, но и умственными ссособностями; проводить подготовку, обучение и развитие способностей рабоче­го, позволяющих точно следовать разработанным стандартным приемам и движениям; разработать экономические методы стимулирования труда, которые призваны гарантировать качество и сроки выполнения задания; осуществлять планирование и организацию работы, ответственность за которые возлагается на менеджеров, а не на рабочих. Последняя задача объясняется тем, что в дофабричной фазе разви­тия промышленного производства рабочие самостоятельно организо­вывали свой труд, определяли время и продолжительность работы, методы и интенсивность выполнения конкретных заданий. Следовательно, Ф.У. Тэйлором были определены в качестве при­оритетных такие функции, как организация труда, планирование, учет и контроль, а в качестве приоритетных методов управления — органи­зационно-распорядительные и экономические. К сферам управленчес­кой деятельности, подлежащим совершенствованию, были отнесены производство, трудовые ресурсы (рабочие и менеджеры), запасы, по­токи ресурсов и продукции во внутренней среде (на фабрике).^ Третий период приходится на начало XX в. (1900—1930). Он ха­рактеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы (Старого Света) и Америки (Нового Света). В связи с этим третий период характеризуется параллельным раз­витием четырех школ менеджмента. Прежде всего продолжилось ста­новление школы научного менеджмента в США, в Германии возник­ла школа бюрократического менеджмента, во Франции — классичес­кого менеджмента, а в США еще одна школа, названная нами Гарвардской. Так, последователями Ф.У. Тэйлора и его школы научного менедж­мента стали Г. Форд и супруги Л. Гилбрет и Ф. Гилбрет. Г. Форд ввел на своих автомобилестроительных заводах конвейерные линии, осно­ванные на организации поточного производства, пооперационной спе­циализации и разделении труда рабочих-сборщиков. Нововведения Г. Форда позволили усилить функцию контроля, резко повысить про­изводительность труда, увеличить объем выпуска автомобилей и сократить их стоимость. Он создал автомобильную монополию «Форд мотор», которая выпускала автомобили и автобусы марки «Форд» не только в США, но и в дочерних фирмах в Канаде, Бразилии, Австра­лии, Великобритании и Германии. Серийный выпуск автомобилей «Форд» в США начался в 1903 г., в Великобритании — в 1911 г., в Гер­мании — в 1931 г. Система организации поточно-массового производства, основанная на стандартизации, типизации и применении конвейеров в основном процессе сборки автомобилей, индивидуальной оплате труда рабочих получила название «Фордизм». Сравнивая последний с маркетингом, следует отметить, что Г. Форд широко использовал производственную концепцию управления маркетингом и стратегию диверсификации — завоевания новым товаром новых рынков. Кроме того, он ввел долж­ности мастеров, которые заставляли рабочих поддерживать заданный темп сборки автомобиля и выполняли задачи приведения человечес­кого элемента в состояние подобное механизму, действующему авто­матически, с определенной частотой и скоростью. Второй продолжатель школы научного менеджмента — Ф. Гилбрет работал в сфере строительства и занимался исследованиями оптималь­ных движений рабочего при выполнении процесса кладки кирпичей с помощью фотографии. Ф. Гилбрет предложил использовать вместо 18 движений 5, разработал правила, схемы, инструкции по последователь­ному выполнению каждого из них. Кроме того, он обосновал необхо­димость применения соответствующего оборудования, отвечающего антропогенным параметрам, и организации своевременной доставки материалов. Л. Гилбрет уделяла внимание исследованию социально-психологи­ческих методов организации труда и управления, повышения произ­водительности труда, основанных на знании рабочими конечной цели деятельности, понимании сущности решаемой производственной про­блемы и формировании их собственного мнения об участии в произ­водственном процессе изготовления продукции. Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии М. Вебером, который был историком, изучавшим социальные пробле­мы. М. Вебер одним из первых обратил внимание на необходимость ра­ционализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, спе­циализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов. Выра­жаясь современным языком, М. Вебер заметил, что производитель­ность труда в управлении существенно отстает от производительности механизированного поточного крупносерийного или массового произ­водства. Он предложил создать бюрократическую систему управления, которая основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на количественных форма­лизованных оценках в соответствии с определенными правилами и процедурами. М. Вебер одним из первых предложил создать формальные органи­зационные структуры управления, которые имеют вид иерархических, усиливают централизацию управления и способствуют разделению управленческого труда и его функциональной специализации. Органи­зованные в такой форме управленческие процессы называются бюро­кратическими (от франц. «bureau» — состав руководящих лиц, канце­лярия, распорядительный орган учреждения и греч. «kratos» — власть, могущество). Они вносят специализацию и разделение труда в офисные процессы управления так же, как машины и механизмы в процес­сы производства продукции и услуг. Деление управленческих задач на элементы (стадии процесса управления, конкретные мероприятия и функции), регламентация последовательности их выполнения, испол­нительская дисциплина и минимизация свободы действий работника аппарата управления гарантируют возможность осуществления конт­роля, качественное и своевременное выполнение задач. Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписыва­ют способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности), поддерживают стабильность управ­ленческих организационных структур независимо от конкретных со­трудников, позволяют контролировать процессы управления. Характеристиками бюрократического менеджмента служат следу­ющие: наличие правил и предписаний, формальных процедур, которые определяют (регламентируют) и контролируют поведение и исполни­тельскую дисциплину работников аппарата управления, способствуютдостижению поставленных целей. Следование правилам, предписани­ям, инструкциям позволяет унифицировать процедуры и их результаты и исключить (элиминировать) личные желания менеджера, а так­ же создать вертикальную организационную структуру подчинения менеджеров первого (низшего) уровня менеджерам среднего и затем высшего уровня; обеспечение беспристрастности отношений менеджеров к работ­никам, проявляющееся в отсутствии субъективных личных или эмоциональных характеристик выполненной работы, что усиливает объективность оценок руководителя и ограничивает его свободу в необосно­ванном, нерациональном использовании организационно-распоряди­тельных и экономических методов управления (фаворитизме); разделение управленческого труда, исходя из специализации и опыта менеджеров, способствующее повышению производительности труда, более быстрому усвоению задач и функций управления, уменьшению периодичности и сложности процедуры контроля; формирование иерархических структур управления, что увели­чивает ответственность и объем полномочий по разработке и приня­тию управленческих решений по мере повышения уровня иерархии от самого низшего (первого) до самого высшего, как правило, четвертого или пятого; наличие структуры полномочий, которая включает право принятия решений разной степени важности на различных уровнях управленческой иерархии и объединяет правила, предписания, инструкции и принципы управления — беспристрастность, разделение труда и иерархичность — в единую систему; существование рациональности, которая означает использование наиболее эффективных средств и методов выполнения управленческих задач.^ Школа классического менеджмента основана во Франции А. Файолем, который сначала был инженером в крупнейшей горнодобыва­ющей компании, а затем ее директором. А. Файоль придерживался та­кой точки зрения, что менеджер должен обладать не столько личны­ми качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управле­ния. Классический менеджмент получил и другое название — админис­тративный менеджмент, под которым понимается система управления, основанная не столько на личных качествах менеджера как индивида, сколько на нормах права и установленном порядке. А. Файоль ввел понятие принципа управления, под которым подразумевал не абсолют­ное или однозначное положение, правило поведения, действие или руководящую идею, а гиб­кую, адаптирующуюся к конкретным условиям и потребностям сово­купность положений, правил, действий и идей. А. Фаойль сформулировал 14 принципов менеджмента: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности и единый план работы для всех, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, скалярная цепочка, порядок, справедливость, продолжительность пребывания персонала в должности, инициатива, корпоративный дух. Анализ перечисленных принципов показал, что их можно сгруппи­ровать по признаку «принадлежность» к субъекту или объекту управ­ления. К первой группе отнесем те, которые направлены на совершен­ствование производственных процессов как объектов управления: • разделение труда и специализация рабочих, которые позволяют увеличить выработку (объем производимой продукции), но должны иметь разумные пределы; дисциплина, означающая соблюдение технологических и трудо­вых режимов работы и отдыха (перерывов); порядок, под которым понимается организация рабочего места и его обслуживание всеми необходимыми видами ресурсов. Ко второй группе принципов отнесем те, которые позволяют раци­онализировать систему управления: полномочия и ответственность за результаты управленческих решений возлагаются на управленцев в соответствии с официальны­ми документами личным авторитетом; единовластие, или единоначалие, подразумевает наличие одного прямого, непосредственного руководителя; подчинение частных интересов общему означает создание единой цели деятельности и ориентации всех процессов на ее достижение; вознаграждение представляет совокупность экономических и социально-психологических методов управления; степень централизации или децентрализации управления зави­сит от масштабов производства, его концентрации на ограниченной территории, наличия филиалов и дочерних фирм и устанавливает про­порции между горизонтальными и вертикальными уровнями иерархии управления; установление рационального количества уровней иерархии управления, составляющих так называемую вертикаль управления (командную цепь); справедливость предполагает использование социально-психологических методов управления, направленных на поддержание добро­желательности, в коллективе, создание комфортного социально-психологического климата; продолжительность пребывания персонала в одной должности предполагает создание условий, позволяющих стабилизировать пери­од, в течение которого менеджер занимает определенную должность, а также состав менеджеров, устранить их излишнюю ротацию; инициатива подразумевает разработку мероприятий по стимули­рованию творческой деятельности персонала; корпоративный дух предполагает формирование мероприятий по предотвращению и устранению антагонистических, деструктивных конфликтных ситуаций, улучшение внутренних коммуникаций и со­здание так называемой корпоративной культуры поведения менедже­ров. Следовательно, классическая школа управления направлена на со­вершенствование таких сфер управления, как производство и кадры, и неявно использует товарную концепцию управления маркетингом. Гарвардская школа менеджмента создана в США выпускницей колледжа Гарвардского университета М.П. Фоллет и профессором этого же университета Э. Мэйо. М.П. Фоллет занималась разработкой и ре­ализацией инновационной политики, а также изучением совместной деятельности индивидов как членов коллектива в процессе разработ­ки планов деятельности и их реализации. Она считала, что бюрокра­тические институты управления необходимо заменить демократичес­кими, в которых отдельные индивиды самостоятельно анализируют возникающие проблемы производства и управления, разрабатывают и принимают управленческие решения в виде конкретных мероприятий, а затем их воплощают. Демократия на уровне хозяйствующего субъек­та предполагает предоставление возможности работникам принимать участие в коллективном решении проблем и распределении ответ­ственности за результаты управленческой и производственной дея­тельности. Таким образом, М.П. Фоллет впервые выдвинула принципы самоуправления, способствующие более полному использованию творчес­кого потенциала каждого менеджера и работника. Однако в этом слу­чае возникает проблема конфликтных ситуаций, когда в процессе вы­работки единого решения происходит столкновение противоречивых, но равноценных предлагаемых вариантов. Во избежание этого необхо­димо достичь интегральной согласованности мнений участвующих в выработке решения на основе убеждения. М.П. Фоллет критиковала разделение труда как метод повышения его производительности и необходимость осуществления строгого кон­троля повторяющихся элементов производственной операции, кото­рые полностью исключают творческие возможности работника. При­чиной неэффективного труда, по мнению М.П. Фоллет, является раз­деление производственного процесса на человеческую (трудовую) и механическую (технологическую) составляющие, или процессы. Мэйо избрал предметом изучения специфику поведения челове­ка в коллективе в условиях машинного производства и взаимодей­ствия с внешней средой. Задачей исследований стала идентификация социальных и психологических факторов, воздействующих на трудо­вые процессы сборщиков телефонного оборудования. Полученные результаты показали, что на повышение производительности труда в большей степени влияют не его эргономические условия (освещен­ность рабочих мест, возможность перерывов на отдых и личные надоб­ности), а изменение социальной ситуации — социально-психологичес­кого климата в коллективе. Наиболее важным из работ Э. Мэйо стало введение им понятия «социальный человек» в противоположность «экономический человек», что показывает на необходимость разработ­ки не только организационно-распорядительных и экономических, как в научном менеджменте, но и социально-психологических методов управления.^ Четвертый период развития менеджмента продолжался с 1940 по конец 1950-х гг., включая период Второй мировой войны и послевоен­ное десятилетие. В это время наибольшее распространение получили два направления. Первое направление, названное в истории менедж­мента исследованием операций, на взгляд авторов, является не чем иным, как наукой об управлении, второе — концепцией социотехнической системы. Наука управления, названная в рассматриваемый период кибер­нетикой (от греч. «kibernetice» — искусство управления), является учением об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах. Его основателями были американский уче­ный Н. Винер и английский ученый У. Эшби. Они соответственно в 1948 и 1956 г. опубликовали свои труды «Кибернетика или уп­равление и связь в животном и машине» и «Введение в киберне­тику». Основные заслуги этих ученых заключаются в определении основ­ных понятий управления, таких как информация, система и системный подход, обратная связь, которые характерны для всех живых организ­мов, общества, машин и хозяйствующих субъектов как организацион­но-экономических систем; выделении информационной системы в са­мостоятельную, которая связывает управляющую систему (субъект управления) с управляемой (объектами управления). Кроме исследования операций наука управления базируется на те­ориях информации, алгоритмов, оптимального управления, хаотичес­ких систем, распознавания образов, игр, вероятностей. Широкое применение в кибернетике нашли экономико-математические методы и модели, которые позволяют использовать количественные характери­стики процессов, происходящих во внутренней и внешней средах хо­зяйствующего субъекта, а также выявлять закономерности и тенден­ции развития этих процессов. Сложность применения кибернетичес­кого подхода заключается, судя по анализу литературных источников, в необходимости использования при решении управленческих задач информации высокой категории надежности и экономико-математи­ческих методов и моделей, а также в отсутствии количественных изме­рителей человеческой (поведенческой) и социальной (общественной) неопределенности состояния коллективов менеджеров и работников, влияющей на результаты управления и производства. Концепция социотехнических систем была разработана английскими учеными Э. Тристом и К. Бэмфортом из Тэвистокского института человеческих отношений, которые занимались исследованиями про­цессов механизации добычи угля в Великобритании. Результаты этих исследований позволили сделать заключение о взаимозависимости и взаимной обусловленности двух частей целост­ной системы — технической, представленной инструментами и обору­дованием, и социальной, включающей людей, отношения между ними, институциональные установки. Обе эти части служат подсистемами единой социотехнической системы. Цель управления заключается не в оптимизации функционирования каждой из подсистем, а в их интег­рации. Практически концепция социотехнических систем была приме­нена при формировании принципов построения организационных структур управления.^ Пятый период продолжался с 1960 до конца 1970-х гг. В этот пе­риод английским ученым Дж. Вудвордом, учеными из Эдинбургского университета (Шотландия) Т. Бернсом и Дж. Сталкером и американ­скими учеными П. Лоуренсом и Дж. Лоршом был создан ситуацион­ный менеджмент. Основной причиной для этого, по мнению авторов, послужило резкое увеличение конкуренции на рынках производителей и потребителей продукции и услуг, усиление неопределенности и не­стабильности глобальных экономических, политических, научно-тех­нических, природных и иных процессов, оказывающих значительное, и не всегда предсказуемое с достаточно высокой степенью вероятнос­ти воздействие на цели и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и их систем управления. Основу ситуационного менеджмен­та составляют выявление и моделирование факторов влияния внеш­ней среды на внутреннюю с целью адаптации внутренних организационных структур производства и управления к условиям, создавае­мым макро- и микросредой.^ Шестой период начался приблизительно в 1980-м г. и связан с опубликованием американскими учеными Т. Питерсом и Р. Уотерманом работы «В поисках эффективного управления; опыт лучших ком­паний». В ней они обобщили опыт наиболее успешно функционирую­щих американских компаний и выделили восемь основных принципов совершенного менеджмента: приверженность к действию, близость к потребителю, автономия и предприимчивость, производительность, страстность и ориентация на ценности, кирпич к кирпичу, простая форма, или небольшой штат, единство свободы и дисциплины. Принципы совершенного менеджмента, на взгляд авторов, можно разделить на две группы по признаку «сфера управленческой деятель­ности». К первой следует отнести принципы, обусловливающие совер­шенствование персонала или трудовых ресурсов и формирование организационных структур управления. Принцип приверженности к действию ориентирует на организацию групп или команд менеджеров, которые должны быть мобильными, временными и созданными для решения какой-либо управленческой проблемы, задачи или функции. Принцип производительности касается создания социально-психо­логического климата, основанного на доверии и уважении к сотрудни­кам и позволяющего достигать поставленных целей. Принцип страстности и ориентации на ценности предполагает преимущественное, в отличие от организационно-распорядительных, использование социально-психологических методов управления, кото­рые позволяют достичь поставленных целей и направить деятельность коллектива на их выполнение с чувством единых для всех ценностей, единой миссии, а не с помощью принуждения посредством бюрокра­тического контроля. Принцип простой формы, или небольшого штата, направлен на уменьшение бюрократического аппарата, отказ от двойного подчине­ния сотрудников, которое широко используется в матричных органи­зационных структурах управления, формирование небольших коллек­тивов по разработке, внедрению в производство и продвижению кон­кретных видов продукции и услуг. Принцип единства свободы и дисциплины рекомендует применять сбалансированное сочетание контроля как средства принуждения с от­носительной самостоятельностью и предприимчивостью менеджеров в процессе выполнения функций, задач и конкретных мероприятий. Остальные принципы — кирпич к кирпичу, близость к потребителю и частично принцип приверженности к действию — относятся ко второй группе. Они являются основой для позиционирования хозяйству­ющего субъекта во внешней среде в результате выявления сильных и слабых сторон, определения рыночной ниши, проведения маркетинго­вых исследований по оценке объемов потребителей, составляющих рыночную нишу, адаптации товара к потребностям этих потребителей,. создания качественного и надежного товара и системы сервисного об­служивания, перераспределения ресурсов с одних, менее востребованных товаров на другие, пользующиеся спросом в рыночной нише, фор­мирования сети коммуникаций с внешней средой. Перечисленные принципы второй группы касаются совершенство­вания кадрового и коммуникативного менеджмента, управления мар­кетингом. Все рассмотренные школы менеджмента и научные направления в литературе разделяют на четыре группы, или вида, моделей, исходя из предположения, что совокупность принципов, представленных в лю­бой из школ, позволяет построить модель будущей ситуации в систе­ме управления хозяйствующим субъектом. Наиболее существенным признаком для их классификации служит ценность (как положитель­ная, так и отрицательная) какого-либо процесса, вида деятельности, объекта для менеджера, работника. Ценность взаимосвязана с интере­сом, а поскольку интересы различных индивидов, групп в хозяйству­ющем субъекте, а также всего коллектива, групп потребителей и обще­ства, не совпадают, то модели получили название моделей конкуриру­ющих ценностей. К первому виду относится модели рациональных целей, включа­ющие идеи и принципы школы научного менеджмента, а также непос­редственно науку об управлении (кибернетику). Счита­ется, что моделирование ситуации, ориентированной на достижение поставленных целей деятельности базируется на следующих общих принципах: повторяемости и периодичности выполнения работ; разделении труда в производстве и управлении; планирования и контроля, осуществляемых одним подразделением (централизованно); отсутствия необходимости использования инициативы и творчества менеджеров в процессе выполнения функций и задач управле­ния; • использования высокого уровня технической оснащенности процессов труда в производстве и управлении, который отвечает интере­сам работодателей, менеджеров и наемных работников и является ней­тральным (индифферентным) с точки зрения соблюдения чьих-либо интересов. Основная идея применения модели рациональных целей заключа­ется в создании более совершенных, с высокой производительностью труда процессов производства продукции и услуг. Менеджерам необ­ходимо, используя наблюдение и хронометрирование приемов, дей­ствий, работ, определять точную последовательность операций, устра­нять ненужные, выявлять типовые или стандартные работы и опера­ции, осуществлять планирование и применять экономические методы управления трудовыми процессами и стимулирования работников и менеджеров. Ко второму виду относятся модели внутренних процессов, которые включают основы школ бюрократического и классического (админи­стративного) менеджмента. Главная идея этих моделей состоит в том, чтобы идентифицировать процессы труда в управлении с процессами труда в производстве, используя разделение управ­ленческого труда по сферам деятельности (объектам управления), функциям, задачам, стадиям, уровням организационной структуры управления, а также превращая повторяющиеся типовые задачи в стандартные, результаты решения которых заранее известны или за­планированы. Решение таких задач можно компьютеризировать, а ре­зультаты получать в виде вариантов, рекомендуемых к реализации в тех или иных условиях развития внутренней среды. Если цель ис­пользования моделей первого вида состоит в повышении производи­тельности труда отдельного работника и всех, занятых и процессе из­готовления продукции и услуг, то цель применения моделей второго вида заключается в увеличении производительности труда в процессе управления, К третьему виду относятся модели человеческих отношений, которые были разработаны согласно принципам гарвардской школы менедж­мента и представляют собой альтернативу моделям внутренних про­цессов. Если модели второго вида основаны на формализации отношений и связей между элементами организационной структуры управления — отделами, службами, менеджерами, то модели третьего вида ориенти­рованы на установление неформальных отношений и связей между членами одного коллектива — менеджерами. Однако поведение работников определяется не только неформальны­ми, доброжелательными отношениями, социально-психологическими методами активации их деятельности, но и характером трудовых процес­сов, которые создают условия и возможности для самоконтроля, твор­чества индивидов и развития личности. Так, рациональное руководство и благоприятная внутренняя среда могут повысить удовлетворенность работника трудом, но не обязательно приведут к повышению произво­дительности последнего. Поэтому в трудах А. Маслоу, К. Алдерфера, Д. Макгрегора и М. Маккоби предлагается использовать сочетания раз­личных моделей в виде модели интеграции человеческих потребностей (интересов) с потребностями (интересами) хозяйствующего субъекта, выраженными в виде целей менеджмента, или системы управления. К четвертому виду относятся модели открытых систем, которые разработаны на основе науки об управлении (кибернетики) и концеп­ции социотехнических систем. Отличительной особенностью этих моделей является их ориентация на изменения внешней среды, обус­ловленные резким увеличением коммуникативных связей любого хо­зяйствующего субъекта с поставщиками ресурсов, посредниками, це­левыми рынками потребителей, контактными аудиториями, а главное, усилением конкуренции на рынках производителей. В дальнейшем эти модели получили свое развитие в ситуационном менеджменте, ориен­тированном на изучение, анализ и предвидение изменений, происхо­дящих в элементах внешней среды с целью выработки своевременных, адекватных управленческих решений по предупреждению и снижению влияния отрицательных и усилению позитивных воздействий. Дальнейшая история развития менеджмента показывает, что хозяй­ствующие субъекты все больше подвергаются усиливающимся непре­рывным воздействиям внешней среды. Планы менеджмента нарушают­ся не только под воздействием внешних событий, но также и внутрен­них культурных и политических процессов. Под политическими следует понимать процессы формирования и реализации стратегических целей деятельности на перспективу, охватывающую долго-, средне- и кратко­срочный периоды, кроме текущего. Замечено также, что темпы измене­ния внешней среды проявляются в значительном уменьшении длитель­ности всех фаз жизненного цикла продукта или услуги, увеличения частоты возникновения новых возможностей и угроз на рынках потре­бителей и производителей товаров. Следовательно, встает проблема раз­работки такой рациональной стратегии развития хозяйствующего субъекта, которая способна предусмотреть изменения характеристик внешней среды к моменту реализации главной стратегической цели. Модели открытых систем позволили выявить отличия между ли­нейными и нелинейными системами управления. Так, линейная сис­тема управления — это система, в которой определенное действие менеджера, реализующаяся в конкретном мероприятии, приводит к предсказуемой реакции объекта управления в виде выполнения запла­нированных показателей. К нечинейным относятся системы управле­ния, в которых результаты предпринятых управленческих мероприя­тий имеют различную степень вероятности осуществления. Считается, что в долгосрочной перспективе усиливается вероятность получения непредвиденных результатов по сравнению с краткосрочным перио­дом. Вся история развития менеджмента иллюстрирует эволюционный переход от линейных систем управления к нелинейным, в которых широко используется обратная связь от объекта к субъекту управле­ния, а также увеличиваются коммуникативные связи. Важность уста­новления последних возрастает по мере увеличения степени измене­ния элементов внешней среды. Следует обратить внимание на то, что по мере развития менеджмен­та не уменьшается значение контроля, а лишь осуществляется поиск наиболее рациональных (эффективных, оптимальных) его методов и способов. Так, сторонники моделей рациональных целей считают, что эта функция управления должна осуществляться руководителями — менеджерами среднего, высшего и низшего уровня иерархии управле­ния. В настоящее время сторонники моделей ситуационного менедж­мента утверждают, что большая сложность операций как производ­ственных, так и управленческих работ создает препятствия для осу­ществления контроля на расстоянии, поэтому наиболее рациональным является самоконтроль. Аналогичную идею высказывали и создатели модели человеческих отношений, которые придавали особое значение групповому самоконтролю работников и считали, что контроль не яв­ляется функцией управления, которую должны выполнять исключи­тельно менеджеры.^ 3.2. Современный международный менеджмент В настоящее время разв3.4. История развития менеджмента как коллектива управленцев В начале XX в. в связи с развитием научно-технического прогрес­са, диверсификацией процессов производства продукции и услуг, освоением новых демографических и географических рынков, созда­нием таких форм, как корпорация, возникла теория управленческой революции. Согласно этой теории преобладание акционерных форм хозяйствующих субъектов приводит к уменьшению возможностей собственников капитала в принятии управленческих решений и раз­работке стратегий развития корпораций, поскольку привлечение ак­ционеров в открытые акционерные общества увеличило количество не только привилегированных, но и простых акций. Дисперсное распространение последних, являясь резул


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инсталляция, настройка и сопровождение LDAP-сервера.Linux FreeBSD
Реферат Abortion Should Be Made Illegal Essay Research
Реферат Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности средств массовой информации
Реферат Internet Privacy Essay Research Paper Why should
Реферат Правовое государство понятие принципы, проблемы формирования
Реферат Национализация: цели и методы
Реферат Комплексный финансовый анализ
Реферат Общая характеристика античной философии
Реферат Станаўленне беларускай дзяржаўнасці
Реферат Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста
Реферат Portrait Of An Invisible Man Essay Research
Реферат Теория и практика производства НГМД
Реферат О необходимости культурологической ориентированности теории и практики социальной работы
Реферат Henley Management College Essay Research Paper By
Реферат Малокаліберна гвинтівка і автомат Калашникова