Реферат по предмету "Разное"


3 Метод психологического наблюдения и постулат непосредственности

Метод наблюдения Глава 3МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ3.1. Психологическое наблюдение как метод и методика3.1.1. Метод психологического наблюдения и постулат непосредственностиС точки зрения структуры, или общих принципов организации исследования, психологическое наблюдение как метод противопостав­ляется экспериментальному методу. Это противопоставление основы­вается на двух не всегда вербализуемых, но важных постулатах: «пас­сивности» наблюдателя как регистратора психологических данных и «непосредственного» характера их представленности данных. Посту­лат «пассивности» заключается в том, что наблюдаемая реальность, будь то реальность внешнего мира или психологическая, т.е. субъек­тивная реальность, не изменяется исследователем. Таким образом, в отношении изучаемой реальности исследователь занимает «пассив­ную» позицию, не осуществляя тех или иных воздействий (например, с целью причинного вывода, как в экспериментальном методе). При обсуждении метода интроспекции подчеркивается, что при наблюде­нии за собственными состояниями сознания рефлектирующая позиция наблюдателя необходимо изменяет саму наблюдаемую реальность, т.е. пассивная позиция по отношению к собственному субъективному опыту не более чем абстракция. При внешнем психологическом на­блюдении, когда наблюдатель и наблюдаемый не один и тот же чело­век, пассивность позиции означает принцип невмешательства в «ес­тественные» формы проявления изучаемой психологической реаль­ности. Принятие постулата «непосредственности» для использования метода наблюдения иногда выглядит как рассмотрение в качестве 58 основной его проблемы правильное и понятное другим перекодиро­вание наблюдаемой реальности в зафиксированные, а значит закоди­рованные, данные [78]. Эта проблема возникает при профессиональ­ном применении метода всегда, поскольку непосредственно представ­ленные в субъективном мире (восприятия, впечатления, память) наблюдателя образы, отражающие происходящее, и понимание про­исходящего должны быть не просто зарегистрированы, но и воспро­изводимы для прочтения их другими специалистами, т.е. в опосред­ствованном языковыми формами отображении. Кажется, что если проблема адекватной кодировки данных наблюдения решена, то дос­тигнута и цель достоверности данных. Это не так, если учесть, что критерий адекватности относится к системам связей в звеньях гипоте­за — метод — результаты, о чем говорил в своей постановке проблемы объективности метода психологического исследования Б. М. Теплов. Постулат «непосредственности» означает также, что принятия решений о наблюдаемом факте не требуется, а в эмпирических дан­ных и содержится знание о них. Тем самым предполагается возмож­ность непосредственной представленности психологической реальности как наблюдаемых событий в разных формах их психического отраже­ния наблюдателем. Важно при этом, что психика человека, осуществ­ляющего наблюдение, рассматривается как система фиксации и ко­дирования психологических данных. Она позволяет ему воспринимать, запечатлевать, сохранять и воспроизводить отчеты о данных, включа­емые как эмпирические доводы в те или иные системы рационально­го знания. При мысленной их селекции или недостаточности внима­ния данные оказываются усеченными, испорченными, неполными, но при отсутствии этих «дефектов», обусловленных несовершенством психической организации, идеальный наблюдатель мог бы поставлять истинные сведения о наблюдаемой реальности. Учет позиции наблю­дателя, знание им контекста ситуации, в которой развиваются собы­тия, перепроверка данных другим наблюдателем — эти и другие со­временные приемы совершенствования метода наблюдения так или иначе включают указанное понимание постулата непосредственности. Активность наблюдателя сводится тем самым к активности его как «переводчика», а не активно осуществляющего постановку целей и проверку гипотез исследователя. Другим аспектом той же проблемы («непосредственности») явля­ется имплицитное предположение о том, что в регистрируемых данных заложен и источник их психологического понимания, нужно только суметь эти данные правильно прочитать. С точки зрения принятия этого Постулата о непосредственной данности психологических знаний челове­ку метод наблюдения выглядит как наиболее прямой путь получения эмпирических доводов. При этом может отождествляться непосред- 59^ Глава 3Метод наблюдения ственная представленность психологических феноменов, с одной сто­роны, и система психологических знаний как накопленных научным сообществом описаний и объяснений этих феноменов — с другой. Возможны и другие взгляды на метод наблюдения: например, с точки зрения общности проблем психологического наблюдения и пси­хологического эксперимента. Во-первых, наблюдение — один из са­мых старых методов научного исследования. Любое научное знание, полученное опытным путем, основано на наблюдениях за явлениями природы или человеческой деятельности. Отсюда наблюдением в са­мом широком смысле можно называть любые типы получения эмпи­рических знаний. Не случайно эксперимент называют также усовер­шенствованным наблюдением, при котором способ сбора данных пла­нируется исследователем в соответствии с более конкретной гипотезой, чем более широкие гипотезы при методе наблюдения. Во-вторых, экс­перимент является гораздо более поздним (по времени возникнове­ния) способом организации исследования и предполагает «наблюда­емость» фиксируемых переменных, будь то непосредственный отчет наблюдателя или аппаратурные способы фиксации показателей. В-треть­их, оба метода, существенно различающиеся по способу исследова­тельского отношения к предмету изучения — пассивного и активного, остаются как бы на одном уровне оценки доступности описания и объяснения получаемых с их помощью данных для тех или иных ра­циональных либо мифологических построений понимания исследуе­мой психологической реальности. Нет разногласий относительно того, что субъектом наблюдения выступает человек-наблюдатель (даже если данные фиксируются аппаратурно, человек их потом воспринимает и описывает). Наблюда­тель-исследователь отличается от наблюдателя в житейском смысле слова в первую очередь тем, что имеет познавательную цель. Эта цель делает процесс наблюдения опосредствованным и раздвигает горизон­ты познания за пределы обычной наблюдательности. Однако ведутся споры о том, что в психологической реальности может быть доступно познанию при непосредственном внешнем наблюдении. Предметом наблюдения могут выступать поведение, эмоциональные проявления, контакты и групповые взаимодействия людей, но также и высказыва­емые ими мысли и мнения, отстаиваемые ценностные предпочтения и их переживания, если есть возможность их экспликации, объекти­вации, перевода в план внешне наблюдаемых показателей. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и пере­живания наблюдателя могут выступать в разных функциях: необходи­мого условия их причинной интерпретации, описания по аналогии с собственными мыслями и чувствами или же внутреннего барьера (или «шума»), не позволяющего человеку описать наблюдаемые события60 достаточно адекватно. Адекватность в данном случае не может рас­сматриваться как аналог позиции в понимании психологической ре­альности самим ее носителем. В психологии достаточно известна про­блема неверных интерпретаций самим испытуемым своих действий и поступков, мыслей и чувств. Достаточно вспомнить проблемы рассо­гласования свидетельских показаний (они хорошо известны юристам) или возможности доверять оценку своего состояния психически боль­ному человеку (здесь носителями критериев психического здоровья при оценке социально-политического контекста работы психиатров могут выступить и журналисты). Если вынести за скобки непсихологи­ческие контексты возможных «перехлестов», то, в общем, более или менее понятно, что психологическая реальность непрозрачна даже для внутреннего наблюдателя, не говоря уже о позиции внешнего наблюдателя. Еще более сложной кажется проблема психологического наблю­дения при учете разной осознаваемости психических феноменов и попыток реконструкции данных наблюдения в том или ином контек­сте психологического понимания сознания. В случае выполнения ин­струкции о непосредственном отчете, когда предметом наблюдения являются собственные психические феномены и переживания, гово­рят о самонаблюдении. Самонаблюдение рассматривается как основ­ной способ получения данных о психологических феноменах; оно вклю­чено и в любой процесс отчета о данных внешнего наблюдения. Трудно провести грань между психологическим феноменом и фактом, описанием и интерпретацией. Психологическое наблюдение, будь оно внутренним самонаблюдением или внешним наблюдением, предполагает, что получаемые данные предваряют построение психологи­ческих гипотез или служат цели их проверки. Сами психологические v Гипотезы могут в большей степени отвечать целям описания или объяснения, но не могут рассматриваться вне контекстов других доводов, опирающихся на рациональные компоненты в способах построения психологических теорий.^ 3.1.2. Основные характеристики метода и методик наблюдения в психологическом исследованииПсихические явления, имеющие статус субъективной реальности, не могут быть непосредственно представлены внешнему наблюдателю как явления внешнего мира. Решение вопросов о том, как связаны внещие проявления наблюдаемых реакций, действий и состояний человека с феноменальной картиной его внутреннего опыта и регуляцией психической жизни, предполагает включение теоретической61 интерпретации, т.е. определенных объяснительных схем для конкре­тизации области наблюдаемых психологических фактов. В этом аспек­те и эксперимент, и наблюдение есть лишь разные способы получе­ния эмпирических данных. Однако наблюдение как метод научного познания характеризуется иной совокупностью приемов, способов и регулятивных принципов деятельности исследователя. Понимание наблюдения как метода исследования и как методи­ки — средства получения эмпирических данных — не противоречит, а дополняет одно другое. Разведение этих двух значений термина «на­блюдение» необходимо для полного его понимания. В современной психологии наблюдение как методика, «техника» или операционализация способов сбора данных широко использует­ся в различных схемах исследований. Наблюдение включено в орга­низацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических и эксперимен­тальных процедур. Методика наблюдения может быть включена и в такую организацию исследования, которое является пассивно-наблю­дающим с точки зрения исследовательского отношения к изучаемому предмету. Вместе с тем полностью разграничивать проблемы наблю­дения как метода и методики нецелесообразно, так как многие ха­рактерные черты метода наблюдения (как исследования без вмеша­тельства в «жизнь» изучаемого явления) свойственны и применению методик наблюдения.^ 3.1.3. Опосредованность наблюдения познавательными целямиВ зависимости от цели наблюдатель будет стремиться к целостному восприятию изучаемого явления или селективному отбору в восприя­тии только тех внешних проявлений психологической реальности, которые наиболее существенны с точки зрения предмета изучения. Развитие наблюдательности как способности подмечать в явлениях не * только их характерные, но и особенные черты, является существен­ным подспорьем при проведении любых видов психологического на­блюдения. Селективность и направленность в отборе данных при использова­нии метода наблюдения связаны не с индивидуальными особенностя­ми наблюдателя. Содержание проверяемых гипотез диктует постановку целей наблюдения, а именно: что нужно наблюдать и каким образом- Познавательные цели ведут к селекции предметного содержания: что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом, а тем самым задачи итребования к способам наблюдения и требования к отчету наблюдателя-^ 3.1.4. Активность наблюдения и понимание предмета изученияОбщим признаком наблюдения как метода и методики следует считать активность наблюдателя в организации процесса наблюдения, при подготовке и выборе условий наблюдения и фиксации данных, полу­чаемых путем наблюдения. Следующий признак отличает психологи­ческое наблюдение с точки зрения включенности наблюдателя в ин­терпретацию получаемых фактов как научных и психологических. Он предполагает разведение видов наблюдения — описательного и объяснительного, включающего в единицы описания интерпретационные компоненты. Уже на первых этапах становления психологии обязательным для исследователя стало связывание теоретической позиции в понимании предмета психологии с оценкой возможностей научного наблюдения. Психическая реальность представлялась недоступной прямому непо­средственному наблюдению (кроме метода интроспекции), а при са­монаблюдении явно менялась в результате самой познавательной цели наблюдать. Поэтому эмпирическая психология сознания столкнулась со смешением ярлыков «ненаучности» исследования и «ненаблюдаемости» субъективного опыта человека. Бихевиористы объявили непосредственно наблюдаемым только поведение, представляемое ими пер- воначально как совокупность внешних и внутренних реакций. Психи­ческие явления считались существующими лишь в той степени, в какой они могли быть вычленены внешним наблюдателем. Здесь опять имело место смешение оценок критериев научности метода и наблюдаемости изучаемой реальности. С развитием психологии существенно изменялись и стали более разнообразными представления о том, что, собственно, является фак­том психической реальности и что можно рассматривать в качестве психологических данных. Изменилось и представление о том, что можно наблюдать и в какой связи может находиться наблюдаемое с ненаблюдаемой психической реальностью. Современные концепции вследствие различий в общих теоретических позициях отвечают на этот вопрос по-разному. Наблюдаемыми в психологии считают следующее: 1) поведение субъекта; 2) внешне различимые формы взаимодействия людей в группах (в частности, способы невербальных коммуникаций); 3) языковое сознание личности, выраженное в речи; 4) экспрессивные формы эмоциональных состояний субъекта; 5) черты личности, проявляющиеся в ее поступках, биографический путь лич­ности и т.д. Таким образом, представления исследователей о том, что может быть наблюдаемо, определяется пониманием предмета изуче­ния. Это отражается в конкретизации целей наблюдения и путей вы­деления тех внешних параметров, которые должны фиксироваться наблюдателем. Уже в цели наблюдения отражен подход исследователя к интерпретации фактов психической жизни человека, поэтому раз­вести описательное и объяснительное наблюдения в психологии чрез­вычайно сложно.Экскурс 3.1Связь активности наблюдателя с точки зрения организации наблю­дения и выделения изучаемого предмета, а также целостного и на­правленного наблюдения хорошо представлена в исследовании уче­ницы К. Левина Тамары Дембо [75]. Перед ней стояла цель — изу­чить условия возникновения и динамику гнева. Т. Дембо обосновала адекватность использования наблюдения за действиями, состоя­ниями и высказываниями испытуемого в силу необходимости це­лостного охвата изучаемого феномена. В специальной лабораторной ситуации при требовании экспериментатора достигнуть практичес­ки нереализуемую цель (набросить кольца на далеко стоящую бу­тылку; достать цветок, не выходя за пределы очерченного круга), т.е. путем создания ситуаций нерешаемых задач, моделировались условия для провокации гнева у испытуемых. Все люди обладают способностью к идентификации эмоциональ­ных состояний, т.е. узнаванию эмоций, испытываемых другим чело­веком. Мимика, пантомимика, голос, интонация — это те внешние проявления внутреннего состояния, на которые ориентируется на­блюдатель при определении модальности эмоций. Ориентировка на силу, динамику возникновения и протекания эмоционального со­стояния, а также на знание содержательного контекста — целостной ситуации — позволяет психологу разграничивать аффективные со­стояния и собственно эмоции. При идентификации различных эмо­ций наблюдатели проявляют разную степень согласия. Однако при верной оценке модальности эмоции они могут неверно вычленять собственные критерии опознания: почему они считают, что это ра­дость, печаль и т.д. [23]. Как отметила Т. Дембо, даже хорошо тренированные наблюда­тели описывают протекание, т.е. динамику аффектов, схематичес­ки, так как воспроизводят только кульминацию, опуская проме­жуточные фазы процесса развития аффекта. Для понимания при­чинно-следственной зависимости изменение несущественных на первый взгляд частностей, например уход субъекта с определенно­го места, быстрый взгляд испытуемого на близлежащий предмет и т.п., может приобрести существенное значение в целостном кон­тексте происходящего. Включение непосредственно невидимого контекста (психологического поля) в оценку воспринимаемых яв­лений позволяет наблюдателю вычленить такую эмпирическую ре­альность, как процесс развития гнева. С точки зрения такого пред­ставления наблюдаться должны не только собственно эмоциональ­ные вспышки гнева, но и многие другие аспекты: уклонение от попыток решения, выжидания, реакции испытуемого по отноше­нию к различным предметам в ситуации, действия, направленные на задачу. Пример выдержки из протоколов наблюдения Дембо: «Ис­пытуемый пробует осуществить на деле запрещенное инструкцией решение: он встает и пытается достать цветок кольцом, взятым с пола, хотя он знает, что грешит против инструкции» и т.д. Если воспользоваться терминологией Т. Дембо, речь идет о включении в наблюдаемую реальность «динамического угла зрения», который заставляет считать эмпирическими формулами при наблюдении гнева ряд действий, не имеющих непосредственно эмоциональной окраски, и, напротив, некоторые эмоциональные проявления ис­пытуемого, наблюдавшиеся в эксперименте, исключить, как не имеющие отношения к динамике гнева.^ 3.2. Квалификация событий: единицы и категории наблюдения В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано иссле-ательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую психологическую ре­вность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснение наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в описание наблюдаемого. В обыденной жизни мы отражаем окружающий нас мир в системе закрепленных в языке значений. При психологическом наблюдении объект наблюдения использует специально выделенные категории и едииницы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.Наблюдение целостного потока активности субъекта и его описание возможны только путем искусственного вычленения определенных «единиц» активности, которым присваиваются конкретные на­звания. Выделение этих «единиц» позволяет: О ограничить процесс наблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдателем изучаемая реальность; О выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способ отчета на­блюдателя о воспринимаемом явлении; О систематизировать и контролировать включение в процесс по­лучения эмпирических данных теоретического «взгляда» на изучаемое явление.^ 3.2.1. Способы качественного описания событийКачественное описание составляет первую стадию отражения ре­зультатов наблюдения, протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдаемое явление становится только после описания его наблюдателем. Все много­образные подходы к описанию явлений можно свести к двум основ­ным типам. Первый тип — описание объекта в словаре естественного языка. В обыденной жизни мы употребляем для описания того, что воспри­нимаем, обычные (житейские) понятия. Так, мы говорим: «человек улыбнулся», а не «человек растянул и приподнял уголки губ, слегка прищурив глаза». Научное наблюдение может также базироваться на использовании таких «единиц», если в соответствии с целями иссле­дования четко определен их репертуар как совокупность возможных понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления. Второй тип — это разработка систем условных названий, обозна­чений, искусственно созданных знаков, кодов. Выделение «единиц» наблюдения может строиться на основе теоретических представле­ний о наблюдаемом явлении. В этом случае средствами наблюдения являются категории — такие единицы описания, которые получают свое понятийное значение только в определенной системе теоре­тических взглядов исследователя. Сказать об одном и том же явлении можно по-разному в зависимости от знания контекста: «человек бе­жит» или «человек убегает». В последнем случае в описание внешней двигательной активности включена интерпретация, но она связана только с включением контекста ситуации (убегать можно от кого-то и т. п.). . Другой пример: «ребенок замер на месте с испуганным лицом» или «ребенок демонстрирует оборонительную реакцию в виде за- мирания». Во второе выражение включены понятия (пассивно-обо- [ ронительной реакции), которые уже в описании дают интерпрета- I цию состояния ребенка с точки зрения определенной типологии | его реакций. В первом случае результат наблюдения описан в «единицах», во втором — в системе категорий. • Очевидно, что наблюдатель может членить на некоторые «единицы» не только поведенческие проявления, но и субъективные состо­яния другого человека. Опыт наблюдений позволяет делать это до­вольно тонко. Однако категоризованное наблюдение основано не на опытности наблюдателя, а на осознанном принятии им определенно­го теоретического взгляда на изучаемый процесс. Условные обозначения, например графические, могут относиться и к репертуару единиц, и к системе категорий, т.е. не вид обозначе­ния, а содержание используемых понятий в их отношении к теории позволяет разграничивать «единицы» и категории.^ Категоризованное наблюдение сводится не только к вычленению путем восприятия тех или иных «единиц», но обязательно включает этап осмысленного подведения их под категорию, т.е. обобщения в самом процессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт, что и «единицей», т.е. они могут быть сопоставле­ны по степени расчлененности изучаемого явления и отличаться только :степенью его интерпретации. Уровень включенности интерпретации отличает «описательное» и «объяснительное» наблюдение. Чаще категории подчиняют себе ряд «единиц».^ Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые про­явления изучаемого процесса. Пример такой системы наблюдения — стандартизованная процедура наблюдения, предложенная Р. Бейлзом Для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи [25].Заданные 12 категорий (участник «предлагает решение», «высказывает мнение», «выражает отношение» и т. д.) основываются на предположении о стадиях решения проблемы группой и полностью охватывают возможные «единицы» описания взаимодействия участников дискуссии на этих стадиях (см. схему 3.1). Выражает солидарность, повышает статус другого человека, вознаграждает. Выражает ослабление напряжения, удовлетворение, шутит, смеется. Соглашается, выражает пассивное принятие, принимает, уступает. Дает совет, направление, подразумевая автономию другого. Выражает мнение, чувства, желания, оценивает, анализирует. Дает ориентацию, информацию, уточняет, подтверждает. Запрашивает ориентацию, информацию, повторение, подтверждение. Запрашивает мнение, оценку, интересуется самочувствием. Спрашивает совет, направление, возможный способ действия. Возражает, выражает пассивное отвержение, формален, отказывает в помощи. Выражает напряжение, просит помощи, отступает «с поля боя». Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя. Схема 3.1. Система категорий, предложенная Р. Бейлзом. Условные обозначения: А — область позитивных социально определяемых эмо­ций, D — область негативно определяемых эмоций, В и С — нейтральная об ласть задачи. Связи между категориями заданы так: а — проблемы ориентации b — проблемы оценивания, мнений; с — проблемы контроля; d — проблемь нахождения решения; е — проблемы преодоления напряженности; f — пробле мы интеграции.По заранее заученным 12 категориям наблюдатель расчленяет вер­бальную продукцию участников решения, учитывая не только то, что говорит участник, но и то, к кому он обращается, каков эмоциональ­ный оттенок его высказывания, его место с точки зрения шести пред­полагаемых стадий продвижения в проблеме. Любое возможное дей­ствие участника группового решения может быть подведено под ка­кую-либо из указанных категорий, их ряд полностью определен относительно друг друга. В этом смысле они представляют систему в отличие от списка (репертуара). Система категорий Бейлза учитывает также возможность квантификации, т.е. количественной оценки результатов наблюдения. Часто­та наблюдаемых актов отражает особенности протекания дискуссии, в частности, в виде процентных соотношений разных типов «актов» на различных этапах решения проблемы группой. Если выделенные исследователем категории не охватывают полностью всех допустимых проявлений наблюдаемого процесса, то они служат системой поня­тийных знаков, а не системой категорий. Наблюдение в репертуаре единиц, а не категорий также может служить цели целостного охвата и обобщения — совокупности на­блюдаемых «естественных» «единиц» явлений в эмпирических «еди­ницах» их описания. Примером может служить система Фландерса, предназначенная для стандартизации наблюдений за взаимодей­ствием учителя и учеников в классе. Она направлена на квалифика­цию действий: «учитель задает вопросы», «поощряет или поддер­живает учеников» и т.д. Здесь выделенные обобщенные содержания действий не включают теоретической интерпретации.^ 3.2.2. Количественные оценки в данных наблюденияКвантификация наблюдаемой реальности возможна потому, что многие события можно представлять не только как целостные единиц но и характеризовать их в разных формах: частоты, продолжительности, интенсивности. К основным методам квантификации относят способы event-sampling и time-sampling. Event-sampling используется в двух значениях этого термина. Первое * означает по возможности полное речевое описание поведенчес-* событий, последующее их прочтение и психологическую реконст­рукцию, учитывающую ситуативный контекст. Из многообразия пси-логической реальности именно действенные формы активности объекта подлежат такому кодированию и прочтению. Профессиональное обучение наблюдателей означает в этом аспекте обучение распо­знаванию и маркировке наблюдаемого. Сопряженность вербальных зна­ков и наблюдаемой эмпирической реальности позволяет оценивать, например, частоту событий как частоту встречаемости свидетельству­ющих о них языковых кодов. Другое, более узкое значение термина предполагает по возможно­сти точное временное или частотное отражение наблюдателем «еди­ниц» описания. При этом протокол наблюдения может выглядеть не как вербальный отчет, а как запись индексов, воспроизводящих вре­менные и частотные характеристики.Time-sampling в классическом понимании этого методического приема означает, что наблюдатель фиксирует определенные времен­ные интервалы, т.е. на основе его решений определяется продолжи­тельность событий. Это могут быть начало и окончание, т.е. промежу­ток совершения той или иной «единицы», а также фиксация того, какие «единицы» соответствовали наблюдаемой реальности в задан­ные временные пункты наблюдений. Этому определению соответствует, в частности, методика вре­менных выборок, когда из целостного наблюдаемого процесса для фиксации данных выбираются определенные промежутки време­ни, считающиеся представительными — репрезентативными — для более длительного периода наблюдения. В русском языке закрепилось более привычное, но иногда вводя­щее в заблуждение слово «хронометраж». В реальных исследованиях качественное и количественное описа­ния — квалификация и квантификация событий наблюдателем — обыч­но используются в комбинациях. Относительно квантификации данных наблюдения путем рейтин­говых процедур или прямого вынесения балльных оценок существуют раз­ные мнения. Одни авторы, рассматривающие способы организации психоло­гического наблюдения, отличают рейтинговый метод в наблюдении от методов психологического шкалирования [78]. Уровни шкалы, ко­торые использует наблюдатель, как правило, неизвестны. Главное, неизвестно, лежат ли выбранные им отметки на упорядоченных шка­лах, т.е. принимается, что в методиках наблюдения возможно выне­сение суждений наблюдателем, фиксирующим количественные оцен­ки, например, интенсивности того или иного проявления события. Признается также, что эти суждения наблюдателей с трудом могут быть соотнесены с выполнением правил или нормативов методов психологического шкалирования. В то же время другими авторами учебников [95] методики вынесения суждений рассматриваются как основания построения количественных шкал. Видимо, следует каж­дый раз применительно к конкретным исследованиям оценивать, насколько обоснованно использованные наблюдателем способы кван­тификации рассматриваются как основания построения количественных шкал. Количественные оценки можно фиксировать непосредственно в ходе наблюдения или выставлять после завершения наблюдений, вклю­чая в так называемый ретроспективный отчет. Основа ретроспектив­ных оценок — общие впечатления наблюдателя, которые при дли­тельном наблюдении могут, например, включать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количественные характеристики могут быть прямо включены в оценочные суждения наблюдателей: «он часто не ходит в школу», «он всегда теряет свои вещи» и т.д. Примером специальной разработки субъективных шкал для коли­чественной оценки непосредственно наблюдаемых явлений служит индекс темперамента У. Шелдона [69].Экскурс 3.3Шелдон исследовал связь между соматотипом, т.е. телосложением индивидов, и их темпераментом. Он показал возможность количе­ственной оценки соответствующих компонентов по семибалльным шкалам. На основе длительных наблюдений, бесед, применения опросников и других методик Шелдон выделил три основные группы черт (по 20 в каждой) как наиболее характерные для индивидов определенного соматотипа и предложил оценивать проявление каж­дой черты у любого человека в течение некоторого периода наблю­дения для выявления его индивидуального индекса. Этот индекс от­ражал психологический портрет индивида и позволял переводить качественные описания в количественные оценки. Хотя речь идет о темпераменте, на самом деле выделенные показатели охватывают более широкий круг черт, включая привычные для индивида спо­собы действий в определенных типичных ситуациях, т.е. собствен­но черты характера. Примером использования методики временных выборок могут служить исследования утомления человека в течение рабочего дня. Наблюдение проводят не весь день, а по нескольку минут с длительными промежутками между выбранными периодами наблюдений (считается, что получаемые данные показательны для более длительных отрезков, включающих этапы развития утомления).^ 3.3. Критерии объективности исубъективности данных наблюдения3.3.1. Объективность данных наблюденияВ качестве важного признака, характерного для оценки результа­тов психологического наблюдения, выступает относительная оценка их объективности. Критерии объективности не могут рассматриваться безотносительно к гносеологическим установкам автора исследова­ния или психологической школы. Характеристика адекватности ис­пользования того или иного метода предполагает оценку достоверно­сти («истинности») не столько самих результатов, сколько соответ­ствия его проверяемой гипотезе. Гипотеза исследования вводит в систему психологических знаний те или иные утверждения как эмпи­рически подкрепляемые, связывает утверждения о фактах с их пред­полагаемым (гипотетическим) пониманием. Нет строгих правил в отношении того, какие гипотезы следует проверять, т.е. эмпирически верифицировать их истинность, методом наблюдения. Основное отличие направляющих наблюдение гипотез от экспериментальных гипотез может быть четко сформулировано: методом наблюдения нельзя проверять каузальные гипотезы. Провер­ка последних предполагает вмешательство в исследуемый процесс, т.е. активность экспериментатора с точки зрения управления факторами, воздействующими на психологическую реальность. Метод наблюде­ния, напротив, предполагает такое отношение к изучаемой реально­сти, когда вмешательство исключено (невозможно, нежелательно). Для оценки самих результатов, или данных наблюдения, исполь­зуют следующие понятия: надежность, валидность, согласованность, воспроизводимость. Надежность связывается как со степенью стабиль­ности результатов, получаемых в разное время и различных ситуаци­ях, так и со степенью согласия наблюдателей, дающих отчеты об од­ном и том же «объекте» наблюдения. Критерий валидности пришел из другого арсенала методов — пси­ходиагностики. Одни авторы видят в нем новое


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.