Реферат по предмету "Разное"


427 слобода камянка

427СЛОБОДА КАМЯНКА. Слобода Камянка, Новомосковскаго уѣзда, имѣетъ за собою древ-нѣйшее происхожденіе*. Объ удалыхъ казакахъ-лоцманахъ у Камянскаго чрезъ Днѣпръ перевоза находимъ упоминаніе около 1596 года. Всѣ путешественники съ западнаго края, всѣ чумацкіе и казацкіе ватажки, шедшіе на Донъ и въ Кагальникъ за рыбою, съ одной стороны, а равно и всѣ промышленники и торговцы изъ Курской и Орловской, изъ Воро-нежской и Харьковской губерній, отправлявшіеся въ Крымъ за солью, съ другой стороны,—всѣ переѣзжали чрезъ Днѣпръ, на правой сторонѣ его, у Новаго Кайдака, а на лѣвой—у Камянки. По распоряженію Коша, насупротивъ Новаго Кайдака, на лѣвой сторонѣ Днѣпра, осажено устроено было нѣсколько землянокъ и бездворныхъ хатъ и помѣщена въ нихъ перевозочная команда запорожскаго казачества, съ строгимъ наказомъ командѣ—"всемъ путешествепникамъ облегчать пере-ездъ чрезь Днепръ". Въ Камянкѣ, около перевозочной команды, вскорѣ начали селиться семейные казаки; около 1700 г. находимъ здѣсь цѣлую, довольно многолюдную, слободу, частію изъ абшитованного, отставнаго, выслужившагося у Коша, казачества, а частію изъ народа пришлаго. 1750 года въ слободѣ Камянкѣ была деревянная Спасо-Преображенская церковь гарная, хорошая, красивая, какъ "снесарско гарно отде-лана, такъ и малярско иконами богато украшена"; приходскихъ священниковъ въ наличіи состояло четыре—Іоаннъ Стефановъ Безклубій, Григорій Тихоновъ, Григорій Ивановъ и Михаилъ Гордин-скій, а діаконовъ два. 9-го іюля 1768 года Преображенская церковь въ Камянкѣ сгорѣла. Въ лихолетье, въ тревожную и тяжелую годину агарянскаго нашествія на Запорожье, нельзя было и думать о постройкѣ новой церкви; а потому, по распоряженію Коша, поставлена въ Камянкѣ временно походная Калміусская церковь. Въ началѣ 1772 года жители слободы Камянки начали хлопотать о постройкѣ у себя новой церкви. 428 Кошъ запорожскій принялъ въ этомъ дѣлѣ живое участіе и отъ 10-го апрѣля 1772 года за № 1234 отправилъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому, бумагу слѣдующаго содержанія: "Егда войско-выхъ запорожскихъ вольностей въ селѣ, не вдаль отъ Днѣпра распола-гающемся,—Камянкѣ, храма Преображенія господня церковь по допу-щенію судьбы сгорѣла; нашежъ прилежное попеченіе настояло , чтобъ по благословенію архіерея Бога Вышняго другую уже выстроить коштомъ тамошнихъ прихожанъ и протчихъ, какъ являясь сдѣсь, прилѣжно они и отъ насъ въ томъ пособія искали, прежде еще не постигла продолжающаяся война, а вслѣдъ оная открылась и преподавала опасеніе сопряженное съ предосторожностію народа и церквей Божіихъ отъ разоренія и похищенія непріятелемъ со стороны Крымскаго полуострова; въ такомъ случаѣ оставили мы сей церкви созданіе до лучшихъ временъ; но какъ съ сими теперешніе обстоятельства уже связываются, представляющаяся же нынѣшность будучи почитаема способною въ дѣлѣ начала, въ при-готовленіи надобнаго дерева требуетъ, и для покупки онаго въ плитахъ посылая нарочныхъ въ Кіевъ, священники и прихожане Каменскіе персонально, господинъ же полковникъ Самарскій съ старшиною письменно о препосланіи на зачатіе сооруженіемъ вновь на мѣсто погорѣлой въ объявленномъ селѣ Камянкѣ Преображенія церкви, а по сооруженіи и на освященіе къ священнослуженію архипастырскаго благословенія къ Вашему ясне въ Богу Высокопреосвященству писанія и вспомоществованія надобнаго просили; то и восхотѣли мы, наше обѣ-щаніе отправивъ, уже къ самому дѣлу приступить и возможную помощъ давъ, Ваше ясне въ Богу Высокопреосвященство дерзаемъ утруждать, нижайше прося на таково Свято-Преображенской въ селѣ Камянкѣ сооруженіе вновь церкви, а когда сооружится и на освященіе ея къ священнослуженію архипастырское благословеніе препослать, насъ же милостивымъ увѣдомленіемъ чрезъ сихъ подносителей священника Михаила Васильева и ктитора Ивана Куща высокоотечески не оставить".... Духовное Правленіе Старокайдакской Крестовой Намѣстніи, 429 по прямой своей обязанности, также ходатайствовало предь преосвя-щеннымъ митрополитомъ о благословеніи устроить новую въ слободѣ Камянкѣ Преображенскую церковь. Въ доношеніи отъ 1-го мая 1772 года за № 467 оно писало: "Старокайдакской Крестовой запорожской Намѣстніи въ селѣ Камянкѣ церковь Свято-Преображенская въ прош-ломъ 1768 году іюля 9-го дня, съ допущенія Вышней судьбы, погорѣла до основанія; и понеже новой на мѣсто погорѣвшей созидать втѣ поры подаспѣвшій со стороны агарянской военной случай попрепятствовалъ, то за благословеніемъ свято усопшаго митрополита Арсенія, походная Калміусская церковь святителя Христова Николая вмѣсто оной въ томъ селѣ учреждена, въ коей и литургисается даже до днесь; но какъ нынѣ промысломъ Всемогущества, отъ стороны сопротивныхъ вредныя обстоятельства по нѣскольку успокоены, и опасности дальшей уже не предвидится, то Кошъ войска запорожскаго низоваго о построеніи вновь на мѣсто погорѣлой оной въ томъ селѣ Камянкѣ во имя Преображенія Господня церкви намѣреніе принявъ, для полученія въ томъ архипас-тырскаго благословенія изъ духовнаго сдѣшняго Правленія священника того Камянского Преображенскаго прихода къ Вашему Высокопреос-вященству отправить предписываетъ; вслѣдствіе чего мы сего подателя священника того прихода Григорія Иванова къ Вашему Высокопреосвя-щенству всепокорнѣйше представляя, о сооруженіи тамъ церкви архи-пастырскимъ Вашего Высокопреосвященства высокомилостивѣйшимъ повелѣніемъ удостоить всенижайше просимъ". По симъ просьбамъ отъ митрополита Кіевскаго грамотою дано было благословеніе и разрѣшеніе на постройку въ слободѣ Камянкѣ новой Преображенской церкви; 21-го іюля 1773 года, по освященіи мѣста подъ церковь, положена самая закладка оной; а оффиціальною бумагою отъ 5-го декабря 1777 года, отъ имени Самарскаго духовнаго Правленія, изъ крѣпости Бѣлевской (около нынѣшняго Константинограда) Самарскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ, Самарскій намѣстникъ, іерей Андрей Ивановъ и іерей Іоаннъ Горленскій доносили преосвященному Евгенію, архіепископу 430 Славенскому и Херсонскому, что вновь сооруженная въ слободѣ Камянкѣ Преображенская церковь 1-го декабря того 1777 года по церковному чиноположенію освящена и къ богослуженію открыта. Эта новая Преображенская церковь, особенно въ иконостасѣ и жертвенникѣ, подобно прежней, сгорѣвшей, какъ снесарско отлично было отделана, такъ и малярско иконами гарио украшена. Ученики знаменитаго, въ свое время, при Кіево-Софійскомъ монастырѣ катедралыюй малярни и иконописнаго художества началь-ника, іеромонаха Арсенія Громнѣцкаго,—майстера Симеонъ Коржевскій, изъ Польской области села Капилова, и Павелъ Григорьевъ Борзаковскій, сынъ казака полка Миргородскаго, мѣстечка Городища, употребили много трудовъ и приложили все усердіе и стараніе, чтобы только рѣзьбою и живописью украсить эту церковь на удивленіе всему Запорожью. Умѣстнымъ считаемъ изложить здѣсь краткія свѣдѣнія объ упомяну-той походной Калміусской Свято-Николаевской церкви. Походная Свято-Николаевская церковь на Калміусѣ, около нынѣш-няго Маріуполя, поставлена запорожскимъ казачествомъ давно, съ неза-памятныхъ временъ. Въ тревожныя времена, предъ страшнымъ нашестві-емъ агарянскімъ, по распоряженію Коша, она была разобрана, снята и для безопаснаго храненія, въ 1767 году, отправлена въ Самарскій монастырь. Когда жители Камянки, по сгорѣніи у нихъ Преображенской церкви, нуждаясь въ храмѣ, не могли скоро устроить себѣ новаго. частію за воен-ными тревогами, а частію по скудности средствъ,—имъ отдана была, на время, изъ Самарскаго монастыря Калміусская церковь. 1776 года губер-наторъ Чертковъ, обозрѣвая свою Азовскую губернію, былъ, между про-чимъ, и на Калміусѣ, нашелъ здѣсь множество православнаго народа, каменную часовню и при ней Кіевскаго Межигорскаго монастыря іеромонаха. При обозрѣніи этой мѣстности, Чертковъ услышалъ общую просьбу народа о возвращеніи на Калміусъ бывшей тамъ походной церкви со всѣми принадлежащими къ ней утварьми. По полученіи о семъ отъ Калміусскаго командира, секундъ-маіора Горленскаго обстоятельнаго донесенія, Черт- 431 ковъ просилъ преосвященнаго Евгенія, архіепископа Славенскаго и Херсонскаго, о разрѣшеніи взять въ Камянкѣ походную Калміусскую церковь со всѣми ея принадлежностями и поставить на прежнемъ ея мѣстѣ. Со стороны Славенской духовной Консисторіи немедленно сдѣлано было распоряженіе, чтобы Самарское духовное Правленіе сдало по описи, а. Бахмутское приняло и поставило на Калміусѣ означенную церковь. Бахмутское духовное Правленіе, за отдаленностію, не могло выполнить сего порученія и отказалось отъ него. По просьбѣ Черткова, дѣло это поручено было состоявшему въ вѣдѣніи Самарскаго духовнаго Правленія, Днѣпровской линіи Намѣстнику, Александровской крѣпости Свято-Покровской церкви іерею Феодору Тисаревскому, "такъ какъ, сказано въ бумагѣ Черткова, Калміусъ, где, при впадепіи опой реки въ Азовское море, по перевозке изъ Камяпки, следуетъ поставить помянутую Николаевскую церковь въ сделаниой и ныие стоящей тамъ каменной часовне и где предполагается къ постройке повый городъ Павловскъ, отстоитъ отъ крепости Петровской, па новой Цнепровской линіи, при Азовскомъ море, въ 60-ти верстахъ, отъ Таганрога въ 120, а отъ Бахмута, частію чрезъ Донскія дачи,—въ 200 верстахъ, а потому Калміусу и Калміусскому уезду удобиее состоятъ подъ веденіемъ и присмотромь ие Бахмутскаго духовнаго Правленія, а означеннаго Днепровской линіи Наместника Тисарев-скаго". Для новой церкви на Калміусѣ, на мѣстѣ, гдѣ предполагалось быть городу Павловску, слѣдовало пріискать постояннаго священника, такъ какъ изъ другихъ священниковъ Петровской крѣпости одинъ,— Андрей Кодратовъ, прикомандированный временно въ Калміусъ для совершенія богослуженій въ церкви и требоисправленій въ приходѣ, по отдаленности разстоянія между Калміусомъ и Петровскою крѣпостію, отказался отъ служенія въ Калміусѣ. Въ это время, въ апрѣлѣ 1777 года, въ Самарское духовное Правленіе явился, съ предложеніемъ своихъ услугъ, однодворческой слободы Орчика священникъ Іоаннъ Филипповъ,432 преосвященнымъ Бѣлгородскимъ Порфиріемъ, 1766 г. 10-.го іюля, рукоположенный во священника Бѣлгородской епархіи крѣпости Федо-ровской ') къ Введенской церкви, а по раззореніи запорожскихъ селеній Введенскаго прихода, преосвященнымъ Бѣлгородскимъ Самуиломъ, 1769 года іюля 20-го, переведенный къ Николаевской церкви слободы Орчика, на мѣсто бѣжавшаго оттуда священника Петра Нестеровича; какъ Николаевская церковь въ Орчикѣ, устроенная давно уже изъ стараго дерева, нынѣ весьма обветшала, стоитъ на самомъ песчаномъ мѣстѣ, а потому отъ вѣтровъ къ служенію неспособна; обыватели, по малолюдству прихода и по скудости средствъ, новой церкви устроить не могутъ: то по симъ причинамъ священникъ Филипповъ просилъ безповоротно опредѣлить его въ Калміусъ. Указомъ Славенской духовной Консисторіи отъ 31-го мая 1777 г. священникъ Филипповъ дѣйствительно и безпово-ротпо опредѣленъ въ Калміусъ; тѣмъ же указомъ поручена ему и перевозка походной Николаевской церкви изъ Камянки на Калміусъ.^ СЕЛО ЛЫЧКОВО. Въ 1706 году въ славныхъ маетностяхъ запорожскаго казачества, при Орели, существовало селеніе Лычково съ церковію; по уходѣ запо-рожцевъ въ Алешки т агаряпскіе кочевиски, подъ протекцію Турціи, число жителей въ Лычковѣ увеличилось, такъ какъ многіе изъ запорожцевъ, вмѣсто Алешекъ, поселились на Орели*. Въ началѣ 1737 г. крымскіе татары шли цѣлою ордою, на Соколку и Кобеляки грабить эти города и брать ясыръ, т. е., плѣнниковъ для продажи въ Турцію; по дорогѣ дневали въ Лычковѣ, все здѣсь разграбили и расхитили, вмѣстѣ съ домами жителей предали огню и церковь. Осенью 1738 года появилась здѣсь моровая язва и похитила много жертвъ. Около 1740 года ') 0 крѣпости Федоровсуой сказано будетъ особо. 433 собравшіеся жители, на мѣстѣ бывшей церкви, сожженной татарвою, устроили часовню, при коей, по распоряженію Бѣлгородскаго епархі-альнаго начальства, постоянно жилъ Самарскаго монастыря іеромонахъ какъ для совершенія возможныхъ въ часовнѣ богослуженій, такъ и для исправленія христіанскихъ требъ въ слободѣ. Въ послѣднее время, около 1770 года, при часовнѣ въ слободѣ Лычковѣ жилъ уже одинъ изъ Камянскихъ священниковъ—Григорій Константиновичъ. 20-го февраля 1772 года запорожскаго Коша атаманъ Калнышевскій, войсковая старшина и товариство, оффиціальною бумагою за № 716-мъ доно-сили преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому, что "запорож-ской Старокодацкой Крестовой Намѣстніи намѣстникъ отецъ Григорій Порохня съ присутствующими, поданнымъ въ здѣшній Кошъ доноше-ніемъ, по таковому же къ нему здѣшнихъ войсковыхъ запорожскихъ волностей села Брегадировки церкви Свято-Покровской священниковъ Кирилла Кущевскаго и Феодора Зеленскаго съ прихожанами, предста-вилъ: яко де означенная Брегадировская Свято-Покровская церковь, въ 1767 году, строеніемъ вновь и издѣланіемъ вней новагожъ иконостаса, будучи на низкомъ очень къ Днѣпру и песковатомъ мѣстѣ учреждена, каждой весны полонною водою обливается такъ, что во время весенняго залива в церковь бродятъ водою, а лѣтняго времени окружена онаяжъ церковь кучугурами и пескомъ, жителей же потому въ близости неимѣ-ется; отъ песку аппаратовъ церковныхъ, да и самыхъ Божественныхъ таинъ уберечъ никакъ можно, при томъ же де и вся церковь, причиною нетвердости земли и раздавшагося подъ нею песку, на одну сторону повернулась такъ, что и дверей съ одной стороны отворить насилу можно. И мы представленіе о неудобности церкви Божіей, что она требуетъ всеко-нечно перенесенія разсмотрѣвъ, разсудили запристойное сей церквѣ перенесенной быть здѣшнихъ волностей въ село Лычково, какъ мѣсто ради сооруженія церкви, не низкое и не песковатое, но со всѣми удобст-вами самопристойнѣйшее оказалось, да и сь надлежащимъ дворовымъ числомъ. Для того Вашему ясне въ Богу Высокопреосвященству въ милос- 434 тивѣйшее архипастырское разсмотрѣніе представляя, покорнѣйше про-симъ о перенесеніи тоя Свято-Покровской Брегадировской церкви въ представляемое село Личково, а по сооруженіи къ священнодѣйствію о посвященіи, Вашего ясне къ Богу Высокопреосвященства архипастырское благословеніе препослать, и насъ съ симъ подносителемъ тойже церкви священникомъ Кирилломъ милостивымъ писаніемъ неоставить".... По сему же обстоятельству духовное Правленіе Старокайдакской Крестовой Намѣстніи, отъ 3-го мая 1772 года за № 54, представило преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому, слѣдующее нижайшее доношеніе: "Войсковыхъ запорожскихъ волностей села Брегадировки священники Кириллъ Кущевскій и Феодоръ Зеленскій съ прихожанами, въ духовное Старокайдакское запорожской Намѣстніи Правленіе письменно пред-ставили, что церковь Брегадировская Свято-Покровская, понеже на низкомъ очень ко Днѣпру и песковатомъ мѣстѣ учреждена, каждой весны половодья обливается такъ, что подъ часъ весняннаго залива, во время потребнаго случая, въ церковь бродятъ водою повыше голеней, а лѣтняго времени потому, что окружена песками, отъ порывныхъ вѣтровъ аппа-ратовъ церковныхъ, да и самыхъ Божественныхъ таинъ въ чистотѣ уберечь никакъ нельзя; при томъ же на одну сторону и вся церковь повернулась уже такъ, что справой стороны и дверей отворить на силу можно. И для того о перенесеніи оной въ другое, гдѣ запристойное благоразсмотрится, мѣсто отъ духовнаго здѣшняго Правленія они священники и прихожане въ Кошъ войска запорожскаго низоваго просили представленія;-мы таковой ихъ просьбѣ внимая, вышепи-санныя резонности Кошу войска запорожскаго низоваго въ аппробацію представили, а Кошъ представленіе наше аппробовавъ, предписываетъ, что всеконечно оной церкви перенесенной быть надлежитъ войсковыхъ же запорожскихъ волностей, при рѣкѣ Орели, въ село Лычково, о чемъ де и къ Вашему Высокопреосвященству изъ Коша прозьба уже взнесена; а понеже по спрвкѣ отъ духовнаго здѣшняго Правленія явилось, что въ 435 томъ селѣ Лычковомъ въ поселеніи имѣется уже дворовъ до восьми-десяти, да при томъ и въ околичности онаго есть казачіе зимовники и обывательскіе хутора, а церкви Божіей въ близости не имѣется, и про-живающіе тамъ народы въ полученіи нужныхъ требъ за дальностію церк-вей въ переѣздахъ узнаваютъ не малую нужду; для того въ томъ селѣ Лычковомъ церквѣ Божіей быть нужно; и мы сего подателя Брегадиров-ской Свято-Покровской церкви священника Кирилла Кущевскаго въ респектъ Вашего Высокопреосвященства представляемъ и какъ въ семъ Ваше Высокопреосвященство соблагоизволите, архипастырскаго Вашего ожидать имѣемъ повелѣнія". На основаніи сихъ презентовъ выдана была святительская благосло-вительная грамота на сооруженіе новой Покровской церкви въ слободѣ Лычковой, Орельской паланки, въ замепъ села Брегадировки, 1767 г. оаюваннаго, днепровскими водами залитаго, пескомъ и иломъ засыпапнаго. 8-го іюля 1772 г. совершено освященіе мѣста подъ церковь и положена закладка оной; а 10 генваря 1773 г., по церковному чинополо-женію, освящена новоустроенная церковь въ слободѣ Лычковой. При-ходскихъ дворовъ показано только 83, да бездворныхъ 7, въ нихъ муж. 526, а жен. 488 душъ. Священникъ слободы Камянки Григорій Констан-тиновичъ, совершавшій доселѣ при Лычковской часовнѣ требы для прихожанъ, опредѣленъ третьимъ священникомъ къ Лычковской По-кровской церкви. 436С^ ЛОБОДА ПЕТРОВКА, ПЕТРИКОВКА. 0 древнемъ запорожскомъ поселении Куриловкѣ—нѣтъ у насъ достаточныхъ и обстоятельныхъ историческихъ свѣдѣній; знаемъ только, что селеніе это расположено было у самаго Днѣпра, по лѣвую сторону теченія его, на мѣстѣ низменномъ и сыромъ. Церковь этого села и духовенство его состояли, чрезъ Царичанскаго намѣстника, іерея Іоанна Слоновекаго, въ вѣдомстѣ Полтавской протопопіи. 1756 года діаконъ мѣстечка Переволочной Воскресенской церкви Діонисій Ивановъ преосвященнымъ Тимофеемъ, митрополитомъ Кіевскимъ, рукоположенъ во священника въ принадлежавшее Полтавской протопопіи село Куриловку къ Георгіевской церкви. Запорожскаго сѣчеваго войска атаманъ Калнышевскій, съ войсковою старшиною и товариствомъ, отъ 20-го февраля 1772 года въ фор-мальномъ сообщеніи за № 177-мъ писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому: "находящійся въ Протовчи войска запорож-скаго низоваго, господинъ полковникъ Келехъ съ старшиною и Старокодацкой Крестовой Намѣстніи намѣстникъ отецъ Григорій Порохня, съ присутствующими въ духовномъ Правленіи іереи, по представленію Свято-Георгіевской Куриловской церкви іереевъ Феодора Чепеліевскаго, Логгина Петрова и Фомы Верхогляда съ прихожанами, письменно къ намъ докладываютъ, что владѣнія запо-рожскаго войска село Куриловка, тою стороною Днѣпра, не вдали его, на такомъ пескѣ и на такой низинѣ положеніе свое имѣеть, рѣчными протоками со всѣхъ сторонъ окружается, таковы и про-между самыми жилищами во многихъ мѣстахъ найдутся, въ весняное жъ и осеннее время умножающаяся оттуда вода такъ разливается, что оною не толь людскія жилища, но и самая церковь Божія подтоп-ляется, пескомъ же отъ воды, а въ лѣтніе времена и отъ вѣтра наноси-мымъ засыпается и уже вокругъ не мѣлко будучи засыпана, въ нема-лое пришла испорченіе изъ внѣ отъ того, во внутрь же, отъ разли- 437 вающеися и какъ весною, такъ и осенью случающеися въ неи воды и отъ давности, а время отъ времени и вящше еще приходитъ толь крайне, что къ возобновленію ея и никакого средства не находится, тѣмъ болѣе, что то мѣсто, идѣже сія церковь и цвинтарь находится, весьма непристой-нымъ признается, не только ради ея, но и ради погребеніи усопшихъ тѣлесъ, ибо оныхъ тамъ нигдѣ приличною глубиною погребать ни какъ нельзя '), въ таковыхъ случаяхъ является вода, мелкожъ похо- роненныхъ гробы всегдашняго ихъ поправленія требуютъ; что обыватели Куриловскіе видя, къ тому же чрезъ таковы воды и большіе пески и въ своемъ хозяйствѣ спокойствія не находя, принуждены съ нихъ многіе оттоль, съ Куриловки, переселиться волностей запорожскаго войска къ рѣкѣ Чаплинкѣ, куда и протчіе села Куриловки жители пере-селиваться имѣютъ, и просятъ согласно іереи обыватели Куриловскіе и протчіе около жительствующіе къ Вашему ясне въ Богу Высокопреосвя-щенству писанія, о препосланіи многомощнаго благословенія на соору-женіе вновь церкви, при Чаплинкѣ рѣкѣ, въ селѣ, кое называться имѣетъ Петровка, на томъ мѣстѣ, какое будучи не низкое, для ея и цвинтара, весьма способнымъ и пристройнымъ сыскуется*. Мы сему ихъ обывателей со іереи предпринятію согласно послѣдуя, и желая въ такомъ богоугодномъ дѣлѣ и сами возможную имъ помощь пода-вать, къ чему уже простирается и неусыпное старательство наше, потому Вашего ясне къ Богу Высокопреосвященства нижайше про-симъ, имѣя предсказанные резоны въ милостивомъ уваженіи, на сооруженіе вновь оной Свято-Георгіевской церкви въ селѣ Петровкѣ, а когда сооружится, и на освященіе ея къ священнослуженію въ ней, архипастырское благословеніе препослать, насъ же увѣдомле- ') Въ Запорожьѣ приходскіе церкви вообще строились вдали отъ жилыхъ помѣщеній; а цвинтари, при церквахъ, церковные погосты, пространствомъ были ікмалые, такъ что на сихъ цвинтарахъ безнужпо, безопасно погребались тѣла умершихъ: но не смотря на это, въ 1771 и 1772 г.г. строго предписываемо и внушаемо было-мертвыхъ ни въ какомъ случаѣ не погребать въ городахъ и селахъ, при церквахъ, а устроить вдаль отъ селеній, на выгонѣ особыя церкви, усыпальницы и цвинтари для кладбищъ. 438 ніемъ, чрезъ сихъ подносителей, тояжъ церкви іереевъ Феодора Чепеліев-скаго и Логгина Петрова, высокоотечески неоставить". Духовное Правленіе Старокайдакской Крестовой Намѣстніи, по прямой своей обязанности, такъже относилось къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому, и писало, отъ 2-го мая 1772 года за № 48-мъ: "Вѣдомства Крестовой Старокайдацкой запорожской На-мѣстніи въ селѣ Куриловкѣ, Свято-Георгіевская церковь по причинѣ, что на низменномъ очень ко Днѣпру мѣстѣ выстроена, отъ весняныхъ и осеннихъ заливовъ, крайне обветшала такъ, что уже къ возобновленію ея никакого средства не предвидится; да при томъ и все село тое, при низинѣ на песковатомъ и мочеристомъ мѣстѣ расположено такъ, что съ обывателей Куриловскихъ многіе въ своемъ хозяйствѣ удобности не сыскивая, переселиваться въ другое, при рѣчкѣ Чаплинкѣ, мѣсто принуждены; а потому священники Куриловскаго Свято-Георгіевскаго прихода и обыватели соглашаясь, о препосланіи многомощнаго благо-словенія Вашего Высокопреосвященства на сооруженіе вновь во имя великомученика Георгія церкви, при рѣчкѣ Чаплинкѣ уже въ селѣ, которое именоваться имѣетъ Петровка, съ Коша войска запорожскаго низоваго и отъ духовнаго сдѣшняго Правленія къ Вашему Высокопре-освященству просили писанія. А понеже и отъ духовнаго сдѣшняго Правленія усмотрѣно, что церквѣ оной Куриловской, за крайною обветшалостію, реставровать уже ни какъ можно, да и обывателямъ тѣмъ Куриловскимъ переселяться отъ толь къ рѣчкѣ Чаплинкѣ, въ урочище, гдѣ и вышепоименованное село Петровка имѣетъ быть выселено, отъ Коша предложено и мѣсто тамъ для церкви Божіей приличное, да и надобности всѣ къ сооруженію оной уже выготовляют-ся,—для того сихъ подносителей священниковъ Куриловской церкви Феодора Чепеліевскаго и Логгина Петрова въ высокомилостивѣйшій Вашего Высокопреосвященства респектъ представляя, на сооруженіе вновь въ селѣ Петровкѣ во имя великомученника Георгія церкви, а по сооруженіи и на освященіе архипастырское Вашего Высокопре-освященства благословеніе препослать всенижайше просимъ". 439 По симъ презентамъ отъ митрополита Кіевскаго выдана была свя-тительская благословительная грамота на освященіе мѣста подъ церковь и на самую закладку ея; по сей грамотѣ 23-го апрѣля 1773 года въ слободѣ Петровкѣ положено основаніе новой Свято-Георгіевской церкви; а 22-го марта 1775 года освящена Георгіевская церковь въ новомъ селѣ Петровкѣ, при рѣкѣ Чаплинкѣ, основанномъ и населенном въ замень Куриловки,—села пизменпаго и моче-ристаго, залитаго Дпепровскими водами и засыпаппаго пескомъ и иломъ. Въ слободѣ Петровкѣ,—Петриковкѣ, при Георгі-евской церкви приходскихъ дворовъ, въ 1775 году, было 203, да бездвор-ныхъ хатъ 110; въ нихъ мужеска 1310, а женска 1145 душъ. Не лишнимъ находимъ замѣтить при этомъ, что въ оффиціальныхъ старинныхъ бумагахъ Петровка называется не рѣдко Петриковкою, часто Чаплинкою; а Свято-Георгіевская церковь въ Петриковкѣ соору-жена коштомъ атамана запорожскаго войска Петра Ивановича Калны-шевскаго. 6-го іюня 1793 года Алексопольскаго уѣзда казеннаго селенія Петри-ковки Карнетъ Алексѣй Шаманскій, отставный вахмистръ Феодоръ Назаренко, Гавріилъ Подберезный, Гордій Косенко и др. отъ лица всего Петриковскаго общества представили преосвященному Гавріилу, митро-политу Екатеринославскому, прошеніе, въ коемъ писали: "Въ селеніи нашемъ Петриковкѣ нынѣ находится хатъ 600, въ нихъ муж. 1757, а жен. 1731 душа; отмежевано подъ селеніе, кромѣ подцерковной , двадцать тысячъ десятин земли, на которой безъ всякаго препятствія всѣмъ и пользуемся. Но какъ размноженіемъ народа оное селеніе простирается до четырехъ верстъ; церковь же деревянная святаго великомученика Георгія Побѣдоносца одна, въ которой неможемъ быть вмѣстительны. Въ разсужденіи чего намѣрены мы сооружить вновь другую во имя Николая Чудотворца празднуемаго декабря въ 6-й день церковь, на состроеніе которой имѣемъ въ наличности суммы 400 руб. Для того Вашего Высокопреосвященства нижайше просимъ на заложеніе въ селѣ нашемъ Петриковкѣ вновь Николаевской440 церкви дать дозволеніе" Резолюціею отъ 10-го іюня 1793 года преосвященный Гавріилъ велѣлъ объявить просителямъ, чтобы они отмежевали 120 десятинъ земли для причта будущей церкви и просили бы губернатора дать свое согласіе на постройку новой другой церкви.^ СЛОБОДА БАБАЙКОВКА. 0 построеніи первой церкви въ слободѣ Бабайковкѣ въ Консистор-скомъ архивѣ мы нашли слѣдующія, довольно обстоятельныя свѣдѣнія*. Атаманъ запорожскаго коша Калнышвскій, съ войсковою старшиною и съ товариствомъ, отъ 22-го февраля 1772 г. писалъ къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому: "Войска запорожскаго низоваго па "Протовчахъ" господинъ полковникъ Стефанъ Келехъ и Старокай-дакской запорожской Крестовой. Намѣстніи намѣстникъ отецъ Гри-горій Порохня съ присутствующими іереями представили въ Кошъ, якоде въ означенномъ Протовчанскомъ ведомстве имѣется село Бабайковка, въ коемъ простирается обывателей двороваго числа гораздо болѣе пятидесяти, да и околично тому прилеглые хутора есть; и какъ де въ ономъ съ толикимъ числомъ обывателей неимѣя церкви Божіей, а протчіе церкви отъ-того села въ немаломъ суть отдаленіи, для родящихся и умирающихъ обоего пола душъ, имѣютъ не малую къ церкви и священникамъ нужду, просили къ сооруженію въ томъ селѣ Бабайковкѣ во имя святителя Христова Николая церкви, нашего къ Вашему ясне въ Богу Высокопре-освященству о препосланіи благословенія писанія. И мы предписанному представленію и сихъ обывателей доброму намѣренію подражая, Ваше-го ясне въ Богу Высокопреосвященства нижайше просимъ, о зачатіи сооруженіемъ въ показанномъ селѣ Бабайковкѣ, тоя во имя святителя Христова Николая церкви, святѣйшее архипастырское благословеніе 441 преподать не оставить и насъ съ сими подносителями, имѣющими быть къ той церкви ктиторами, писаніемъ пожаловать". . . . Духовное Правленіе Старокайдацкой Крестовой Намѣстніи, съ своей стороны донося и прося о томъ же, писало отъ 3 апрѣля 1772 г. за № 34. "Войсковыхъ запорожскихъ вольностей, Протовчанскаго повету по надъ рѣкой Орелью село на прозваніе Бабайковка, изъ поженившихся запорожскихъ казаковъ, такъ же изъ разномѣстно сошедшихся обывателей вновь, съ позволенія Коша войска запорожскаго низоваго, Протовчан-скимъ полковникомъ Стефаномъ Колехомъ населено и уже, какъ онъ господинъ Келехъ въ духовное здѣшнее Намѣстническое Правленіе сообщилъ, въ поселеніи нынѣ тамъ гораздо болѣе пятидесяти дворовъ имѣется, къ сему же и околично прилеглые хутора; церкви же Божіей отъ-коль бы въ нужныхъ по христіанству случаяхъ пользоваться можно было, по способности нѣтъ, и для того онъ господинъ полковникъ и обыватели о сооруженіи въ томъ селѣ Бабайковкѣ во имя святителя Христова Николая церкви намѣреніе избравъ, къ Вашему Высокопреосвященству о препо-сланіи благословенія, отъ духовнаго здѣшняго Правленія просили пред-ставленія. А понеже по справкѣ отъ духовнаго здѣшняго Правленія яви-лось, что оное село Бабайковка выселенныхъ въ себѣ дворовъ имѣетъ до шестидесяти, да къ тѣмъ же и еще приселивается, церкви же Божіей въ близости онаго села, чтобы въ случаѣ нужныя требы тѣмъ обывателемъ получать, околично неимѣется; для того сихъ подателей ктиторовъ Евфи-мія Латыша и Стефана Надху, въ респектъ Вашего Высокопреосвященства, всенижайше представляя, о сооруженіи тамъ во имя святителя Христова Николая церкви многомощное Вашего Высокопреосвященства благосло-веніе препослать всенижайше просимъ". По симъ просительнымъ презентамъ выдана была святительская грамота на сооруженіе церкви въ слободѣ Бабайковкѣ: 20-го іюля 1773 года торжественно освящено мѣсто подъ церковь и положена самая закладка оной; а бумагою оть 27 марта 1777 года Самарскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ и Самарскій 442 намѣстникъ іерей Андрей Ивановъ, отъ имени Самарскаго духовнаго Правленія, доносили въ Славенскую духовную Консисторію, что новоустроенная въ слободе Бабайковке, Азовской губерніи, Протовчанскаго уезда, Свято-Николаевская церковь 19-го марта, ъъ день недѣльный, соборнѣ освящена по церковному чиноположенію. Бабайковская Свято-Николаевская церковь сооружена всецѣло иждивеніемъ бывшей запорожской Сѣчи казака Іосифа Швидкаго. 19-го октября 1775 года, по представленію Коша запорожскаго и по доношенію духовнаго Правленія Старокайдакской Крестовой На-мѣстніи, согласно выбору и желанію приходской общины, къ строив-шейся въ Бабайковкѣ Николаевской церкви рукоположенъ въ Кіевѣ во священника запорожскаго войска полковый старшина Несторъ Гаври-ловъ. Въ Кіевѣ, во время производства его во священника, уворована у него пара лошадей; отецъ Несторъ пошелъ искать ихъ въ городѣ и не возвращался болѣе въ квартиру, исчезъ безслѣдно. На мѣсто сего 8-го октября 1775 года рукоположенъ въ Бабайковку другой—казакъ Кущевскаго куреня Іоанникій Саламахскій; а 18-го февраля 1777 г. діаконъ Бабайковскій Константинъ Дубина рукоположенъ въ Бабай-ковку во второго священника. Въ генварѣ 1777 года приходскихъ дво-ровъ въ Бабайковкѣ показано 232, въ нихъ мужеска 804, женска, 712, обоего пола 1516 душъ.443С^ ЛОБОДА ШУЛЬГОВКА Слобода Шульговка—древнѣйшее запорожское займище, ста-рожитная казацкая маетность*. Излагаемъ здѣсь о слободѣ Шулыовкѣ краткія свѣдѣнія, какія только имѣются у насъ подъ руками. Старокайдакское духовное намѣстническое Правленіе въ доношеніи отъ 23 іюня 177.6 г., писало Преосвященному Гавріилу, ') митрополиту Кіевскому: "По благословительной вашего преосвященства грамотѣ, которая въ духовномъ Старокодацкой Намѣстніи Правленіи истекшаго мая 21-го дня получена, Азовской губерніи, Протовчанскаго уѣзда, въ селе Шульговке деревянная церковь во именованіе Успенія Пресвяшя Богородицы, тогожъ мая 26-го дня къ сооруженію соборнѣ заложена; а сего теченія 9-го дня тогожъ села Шульговки обыватели Шульговскагожъ жителя Ивана Семенченка, съ общаго ихъ согласія, къ рукоположенію во священника къ назидаючейся вышьреченной церквѣ избравши, при доношеніи въ духовное Правленіе представили, и о его честномъ и добро-порядочномъ состояніи и совершенствѣ лѣтъ свидѣтельствуя, просятъ о рукоположеніи его во священника, къ вашему преосвященству отъ духов-наго здѣшняго Правленія взнесть представленіе; но какъ выше помя-нутою благословительною на кладъ тоя церкви выданною грамотою промежду прочихъ обстоятельствъ и о томъ, сколько пахатной и сѣнокосной земли, для имѣющихъ быть при означенной церквѣ свя-щенноцерковнослужителей будегъ во опредѣленіи, освѣдомленія требу-ется; то вслѣдствіе того, чрезъ доношеніе отъ духовнаго здѣшняго Прав- ') Екатеринославская епархія, по высочайшему повелѣнію, открыта 9-го сентября 1775 года, а 1-го октября тогоже 1775 г. хиротонисанъ въ архіепископа ея Евгеній Булгариеы но указъ Святѣйшаго Синода объ организаціи этой епархіи,-объ указаніи ей кафедральнаго города, о назначеніи ей мѣстныхъ предѣловъ и проч. состоялся только 21 августа 1776 года; преосвященный Евгеній прибылъ въ Полтавскій Крестовоздвиженскій монастырь 24 октября 1776 года; отъ 5 декабря того 1776 года состоялся указъ Консисторіи о возношеніи его имени въ церквахъ всей епархіи. 444 ленія у его превосходительства г. генералъ-маіора, Азовскаго г. губернатора и кавалера, В. А. Черткова, будетъ-ли опредѣлена имѣ-ющимъ быть при назидаючейся въ селѣ Шульговкѣ церквѣ священно-служителямъ земля, просили мы резолюціи; и понеже его превосходи-тельство въ резолюцію духовному здѣшнему Правленію предписываетъ, что де какъ въ данномъ наставленіи Правительствующаго Сената изъ Межевой экспедиціи землемѣромъ, между прочимъ, первой части въ 8-мъ пунктѣ упомянуто, въ назначенныхъ подъ поселеніе окружностяхъ и прикосновенныхъ къ онымъ мѣстахъ къ церквамъ земель отводить къ каждой церкви потребное число десятинъ и межевать оные въ общую съ поселянами межу, не отдѣляя особо, то-де. тотъ отводъ при межеваніи подъ слободу Шульговку земли и учиненъ и имѣетъ быть; для того о томъ и о другихъ по силѣ указовъ обстоятельствахъ, что онъ Иванъ Семенченко уроженецъ съ малой Россіи, званія казачего, къ присягѣ на вѣрность Ея Императорскому Величеству и Его Высочеству Всерос-сійскому Наслѣднику въ 1762 году приводимъ былъ, на баталіяхъ небылъ, лѣтъ отъ роду тридцати двухъ, женился на дѣвицѣ и первымъ бракомъ; а въ томъ селѣ Шульговкѣ по справкѣ теперь съ ревизіею дворовъ 75, да бездворныхъ хатъ 30, а въ нихъ муж. пола двѣстѣ девять десять восемь, а женска, 270 душъ имѣется,—Вашему Преосвященству всепокорнѣйше докладывая архипастырскому Вашего Преосвященства сего подносителя Ивана Семенченка многомощному препоручаемъ благоволенію". На основаніи сего презента, 9-го августа 1776 года, Иванъ Семенченко рукоположенъ въ Кіевѣ во священника въ слободу Шульговку. 27-го марта 1777 года Самарскаго духовнаго Правленія Самарскій протопопъ Алексѣй Хандалѣевъ и Самарскій намѣстникъ іерей Андрей Ивановъ репортомъ доносили Славенской духовной Консисторіи, что новоустроенная въ Шульговкѣ Успенская церковь 18-го марта 1777 года, въ субботу, освященна и открыта къ богослуженію и священнодѣйствію.445С^ ЛОБОДА ГУПАЛОВКА. Слобода Гупаловка—старинное запорожское поселеніе. Подъ руками мы имѣемъ слѣдующія свѣдѣнія объ основаніи въ этой слободѣ первой церкви*. Духовное Правленіе Старокайдакской Крестовой Намѣстніи отъ 1-го мая 1772 года оффиціальною бумагою за № 46-мъ писало къ преосвя-щенному Гавріилу, митрополиту Кіевскому: "войска запорожск


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Религиоведческое знание как условие гармонизации отношений между религией и обществом
Реферат Особенности ценообразования при различных моделях рынка
Реферат Особенности спроса и поведения организованных потребителей в процессе закупки 3
Реферат Роль родителей в воспитании ребенка
Реферат Проблемы управления персоналом
Реферат Рынок и его структура. Механизм регулирования рыночной экономики. Становление рынка в Российской Федерации
Реферат Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в экономике Республики Беларусь
Реферат Показатели качества плодоовощных товаров и методы их определения как возможность обнаружения их фальсификации
Реферат Состояние информатизации украинского общества на 2003 год
Реферат «Роль малого бизнеса в экономике рб, аспекты деятельности Ассоциации организаций предпринимательства рб (аоп рб) и общественных организаций предпринимательства, перспективы дальнейшего развития малого бизнеса в республике» Марданшин Рафаэль Мирхатимо
Реферат «пятое измерение»
Реферат Learning Disabilities Essay Research Paper Approximately 10
Реферат Моделювання економічних та виробничих процесів
Реферат Экономический рост, источники и модели. Политика экономического роста
Реферат Эдельман, Мюррей