Реферат по предмету "Психология"


Личность. Личностный рост

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Учебный центр ГУВД Ставропольского края Цикл Специальных Дисциплин КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Психология по теме Личность. Личностный рост Выполнил Слушатель взвода 21 л-т милиции Черкашин А.В. Проверил Оценка Г. Ставрополь 2002 г.

Содержание 1. Введение 2. Понятие о личности 3. Основные характеристики личности 4. Социализация личности 5. Заключение 6. Библиография 1. Введение Личность - это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о 4 основных положениях 1.

Личность присуща каждому человеку 2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет 3. Личность продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа 4. Личность индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого 2. Понятие о личности Понятие личность многопланово, личность является объектом изучения многих наук философии, социологии,

психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия личность, индивид, индивидуальность, человек. Наиболее общим является понятие человек биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.

Эти специфические человеческие способности и свойства речь, сознание, трудовая деятельность и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у негосамостоятельно сформируется логическое мышление,самостоятельно сложатся системы понятий. Для этогопотребовалась бы не одна, а тысяча жизней.

Люди каждогопоследующего поколения начинают свою жизнь в мирепредметов и явлений, созданных предшествующимипоколениями. Участвуя в труде и различных формахобщественной деятельности, они развивают в себе теспецифические человеческие способности, которые ужесформировались у человечества. Необходимые условияусвоения ребенком общественно-исторического опыта1 общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которогоребенок обучается адекватной деятельности, усваиваетчеловеческую культуру.

Если б в результате катастрофыпогибло взрослое население и остались в живых толькомаленькие дети, то, хотя человеческий род и не прекратился бы,история человечества была бы прервана. Машины, книги ипрочая культура продолжала бы физически существовать, нонекому было бы раскрыть для детей их назначение 2 чтобыовладеть теми предметами, которые являются продуктамиисторического развития, необходимо осуществить поо ношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность,которая будет воспроизводить

в себе существенныеобщественно выработанные способы деятельности человека ичеловечества. Усвоение общественно-исторического опытавыступает как процесс воспроизводства в свойствах ребенкаисторически сложившихся свойств и способностейчеловеческого рода. Таким образом, развитие человечестваневозможно без активной передачи новым поколениямчеловеческой культуры. Без общества, без усвоенияобщественно-исторического опыта человечества статьчеловеком, приобрести специфические

человеческие качестваневозможно, даже если человеческое существо обладаетбиологической полноценностью. Но, с другой стороны, не имеябиологической полноценности олигофрения, морфологических свойств, присущих человеку как биологическому виду, невозможно даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие индивид - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического видаиндивидом мы рождаемся и понятие личность - каксоциально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человекомобщественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества личностью мы становимся вод влиянием жизни в обществе,

воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности,

общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием индивидуальность. Индивидуальность -выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Мотивация, темперамент, способности, характер - основные параметры индивидуальности. 3. Основные характеристики личности Основными характеристиками личности являются активность стремление расширить сферу своей деятельности, направленность система мотивов, потребностей, интересов, убеждений, совместная деятельность социальных групп, коллективов. Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия

с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.

Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные природные, которые непосредственно обеспечивают существование человека потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.

Сравним, например, потребность в жилище у животных нора, берлога, гнездо и у человека дом Даже потребность в пище . человека социализирована голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов. Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии

в общественной жизни, культурные потребности чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки. Важнейшая характеристика личности ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека а они всегда чрезвычайно разнообразны, надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков,

действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода. Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Важный мотив поведения убеждения. Убеждения определенные положения, суждения, мнения, знания о природе

и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека. Человек живет п действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны здесь и деловые отношения, и личные типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды так называемые межличностные. Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании

самооценки. В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают, затирают. 4. Социализация личности Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных

социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Выделяют следующие стадии социализации 1.

Первичная социализация или стадия адаптации отрождения до подросткового периода ребенок усваиваетсоциальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. 2. Стадия индивидуализации появляется желаниевыделить себя среди других, критическое отношение кобщественным нормам поведения. В подростковом возрастестадия индивидуализации, самоопределения мир и яхарактеризуется как промежуточная социализация, т. к. все ещенеустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст 18-25 лет характеризуется какустойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции появляется желание найти своеместо в обществе, вписаться в общество. Интеграцияпроходит благополучно, если свойства человека принимаютсягруппой, обществом. Если не принимаются, возможныследующие исходы - сохранение своей непохожести и появление агрессивныхвзаимодействий взаимоотношений с людьми и обществом - изменение себя, стать как все - конформизм, внешнее соглашательство,

адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь периодзрелости человека, весь период его трудовой деятельности,когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

6. Заключение Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система.

Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве Я, которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так на том стою и не могу иначе.

Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - что значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

7. Библиография 1. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 1995 2. Крутецкий В.А. Психология. М. 1986 3. Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология. М 1989. 4. Немов Р.С. Практическая психология. 5. Гализо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. 1986



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.