ш2 Ярославский государственныйуниверситет 2Р 0 2Е 0 2Ф 0 2Е 0 2Р 0 2А 0 2Т 2ПОПСИХОЛОГИИ 2ЛИЧНОСТНЫЕ КРИЗИСЫ В18-25 ЛЕТ студент группы Ф-21 Папорков И.В. 1Ярославль,1998. - 2 - ш1.5 Пошли мнебури и ненастья, Даруймучительные дни, Но от преступного бесстрастья Но отпокоя сохрани! 1И.С.Аксаков 2Введение. Жизнь человека не представима без кризисов.
В них - основа разви-тияличности. Избежать их невозможно. Детские возрастные кризисы изученыдостаточно хорошо про них на-писанонемало работ, так как именно в детствепроисходит становлениеличности. Совсем по-другому обстоит дело с кризисами взрелом возрас-те. Проблема их протекания недостаточно подробноосвещена в литерату-ре,а зря их вклад в развитие человека отнюдь не меньше, чем вкладдетскихвозрастных кризисов.
В данной работе речь пойдет о кризисах именно в зрелом возрасте,об ихособенностях, о причинах, ходе развития и последствиях. Рассмат-риваетсятакже вопрос о возможности уменьшенияотрицательных проявле-нийкризисов. 1Онтогенез 0 - процесс развитияиндивидуального организма, формиро-ваниеосновных структур психики индивида 1 . 1Кризис 0 - особый, относительно непродолжительный по времени догода период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическимиизменениями 1 .
1Настроение 0 - общееэмоциональное состояние, окрашивающее втече-ниезначительного времени отдельные психические процессы и поведениечеловека. Основные источники возникновениянастроений - те позиции, которыелюдизанимают в обществе не удовлетворенность ходом жизни - 3 - ш2Причиныкризиса. Мною не было найдено ни одной книги, ни одного учебника, где быкороткои ясно перечислялись бы причинывозрастного кризиса в 20-25лет.Пришлось собирать разрозненные факты из различных источников, об-рабатыватьи ситематизировать
их для конспектабельности работы. Ко-нечно,здесь автор ни в коем случае не претендует на неоспоримую пра-вотусвоих утверждений вообще, мне как неспециалисту в области психо-логиитрудно делать выводы, опираясь накосвенную информацию из раз-розненныхисточников. 2I. 3Труд. Труд - основа существования человека. Возраст 20-25 лет как раз и отличает то, что человек начинаетсвоютрудовую деятельность. Позади воспитание и учеба, впереди - рабо-та.
Процесс труда рождает положительный радость от самой деятельнос-ти, отпроявленного мастерства, от усилий, увенчанных успехом, удов-летворениеот результата и отрицательный неудовольствие от затрачен-ныхусилий, утомления, напряжения, монотонности процесса выполненияработы эмоциональный отклик. Отрицательный эмоциональный отклик рождаетотрицательные эмоции.Отрицательнаяэмоция - неудовлетворенная потребность 2 , которая при-водит кпоявлению отрицательных праксических
чувств выпускник, не на-шедшийсебя в работе , а противоречие междуличностью и значимыми длянеесторонами действительности, по определению, порождает невроз. 1Эмоция 0 - непосредственноепереживание какого-либо чувства 3 . 1Эмоции 0 - специальный нервный аппарат, который помогает мозгудействоватьпри недостатке точных сведений о путях и способах достиже-нияжизненных целей Симонов
П.В 1Праксические чувства 0 высшие чувства - эмоциональный отклик навсебогатство и разнообразие человеческой деятельности. 1Неврозы 0 - группа наиболее распространенных нервно-психическихрасстройств,психогенны х по своей природе, в основе которых лежит неп-родуктивнои нерационально разрешаемое противоречие между личностью изначимымидля нее сторонами действительности, сопровождаемое возникно-вениемболезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения пот-ребностей,недостижимости жизненных целей.
Затруднение с поиском выхо-да изпереживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезор-ганизациюличности 1 - 4 - ш3Лицо и маска. Трудовая деятельность невозможна вне коллектива, а в любом кол-лективечеловек играет свою, присущую только данному коллективу, роль. В.Шекспир Весь мир - театр, в нем женщины, мужчины - все акте-ры . В психологии говорят о социальных ролях личности различные ро-ли вжизни .
1Социальная роль 0 - программадействий человека в определенных обс-тоятельствах,выработанная обществом 4 . Велико влияние принятой жизненной роли наличность внешнее прев-ращаетсяво внутреннее Генерал Делла Ровере , директор . Вообще понятие социальная роль неразрывносвязано с социальнойсредой,с коллективом, с группой связь слекцией Личность в коллек-тиве . Причины кризиса, связанные с социальнойролью а хочется - нельзя человек становится невротиком от того,
что его стремления и желания, его притязания на определен- ную роль в жизни окружающие неподдерживают Наполеон . Не- утоленные желания подавляются, но окончательно победить их сознание не в состоянии отсюда -внутренний конфликт б не хочется - надо положение обязывает женитьба . Несоответствие между маской и истинным лицом человека во многихслучаяхприводит к стрессовому состоянию. 1Стресс 0 - неспецифическаяреакция организма на различные перенап-ряжения 2 .
1Стресс 0 - термин, используемый для обозначения обширного кругасостоянийчеловека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальныевоздействия 1 . 1Психологический эмоциональныйстресс 0 - в ситуациях угрозы, опас-ности,обиды приводит к изменениям впротекании психических процес-сов,эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры дея-тельности 1 . 1Стрессовое состояние 0 -эмоциональное состояние, которое вызывает-сяситуациями напряженности мрачное настроение, тяжкая обида, злобнаязависть, гнев, ревность,
страх, мучительные сомнения 3 . При значительном стрессе поведениечеловека меняется весьма ха-рактернымобразом - возникает общая реакция возбуждения, поведениестановитсядезорганизованным. Еще большее усилениестресса может при-вести кобратной реакции - общему торможению, пассивности, бездеятель-ности 3 - 5 - ш1.5 2III. 3Переоценка ценностей. И.П.Павлов С годами в мозгуобразуются так называемые устойчи-вые связи - вырабатываются определенные взгляды,
идеалы. Потом этисвязирвутся - меняются оценки. Разочарованиев прежних идеалах могутвызватьпотрясение, депрессию . 1Депрессия 0 - аффективноесостояние, характеризующееся отрицатель-нымэмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, общей пассив-ностьюповедения 1 . 2Проявления ипоследствия кризиса. Как было показано выше, кризис характеризуется отрицательнымиэмоциями. Особенности личностных кризисов в зреломвозрасте возникают зна-чительнореже, чем в детстве, и протекают
более скрыто, без выраженныхизмененийв поведении. Происходящие в это времяпроцессы перестройкисмысловых структур сознания и переориентации на новыежизненные зада-чи,ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказыва-ютглубокое влияние на дальнейший ход развития личности 1 . В таком возрате люди по сравнению сдетскими годами уже сильнодифференцированныпо личностным качествам. Различия в темпераментах, вхарактерахможет проявиться в том, что два человекапри прочих равныхусловиях
будут совершенно по-разному переживать такойкризис. Кто-тообрадуетсявозникшим проблемам и с удовольствием бросится на их реше-ние, не побоявшись показать и проявить свои активные отрицательныеэмоции- страх, отвращение, негодование, огорчение а кто-то поддастсяотчаянию, тревоге, боязливости, впадет в депрессию - попадет подвластьпассивных отрицательных эмоций. Особо опасны не активные отрицательныеэмоции, а пассивные.
Активные отрицательные эмоции - это тожеисточник энергии, а вотдельных случаях они и стресс - не зло, а великое благо Пушкин,О Генри . Лейб-медик Наполеона Ларней Раны у победителей заживают быст-рее - 6 - 2Как погасить эмоциональный взрыв ? Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым ог-нем Петрарка . История медицины свидетельствует, что ни один мрачный человек нежилболее ста лет.
Практический совет, как погасить эмоциональный взрыв не га-сить его, апослать взрывную волну в приемлемом для себя направле-нии. При тяжелом горе нельзя уходить в себя.Нужно вызвать отрицатель-нуюиндукцию - создать в коре головного мозга новый, более сильныйцентрвозбуждения, который бы подавил очаг, угнетающий человека. Нужнаразрядка,выход накопленным отрицательным эмоциям. Накопившиеся эмоции обязательно должныразрядиться, но иногда этаразрядкапринимает неожиданные формы
Петр I и Мария Гамильтон, Тамер-лан . Наилучшая разрядка - достижение цели стресс и преуспевающие лю-ди . Невсем это удается, тогда - слезы. Ничто так надежно не разряжа-етнакопленные отрицательные эмоции, какслезы. Виктор Гюго Слезавсегдасмывает что-то и утешение несет . Другие способы - мышечная активность, музыка сформировавшиесяпристрастия . ЛИТЕРАТУРА1.Психология. Словарь М. Политиздат, 1990 494 с.2.
АйрапетовС.Г. Здоровье, эмоции, красота М. Знание, 1977 64 с.3.Общая психология М. Просвещение, 1977 479 с.4.Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики М. Молодая гвардия, 1976 208 с.5.Воробейчик Я.Н Поклитар Е.А. Основы психогигиены Киев Здо- ровья, 1989 178 с.6.Немов Р.С. Психология. Книга I М. Просвещение, Владос, 1994 576 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |