Реферат по предмету "Разное"


3 Ulr яфвпмэ-впкьъърг' ъч

. 3 UlR ЯФвПМЭ-вПКЬЪЪРГ'ъч АКАДЕМИЯ НАУК АРМЯНСКОЙ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА. и.. ичи.изи.ъК. А. СВАСЬЯНtMUUhPbPh ФИЛОСОФИЯ ^ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФОРМ Э. КАССИРЕРА Критический анализ сэ00 ©Q ТЧ 1 Г' - ; A ;C'*;-1F,!3 j -:.м. - '•■•/,.i.Tl.--;.'.'« 1 «ш. . .s Го;-ыг>-■> j г, b,jp jit' «j-зград ЬРЬЧи-i, ииг. q.u 19 89^ ИЗДАТЕЛЬСТВО АН АРМЯНСКОЙ ССРЕРЕВАН 198| ББК .37,3 С 2400302000000 703 (02)—89 ISBN 5-8080 Печатается по решению ученого совета Института философии и права АН Армянской ССР Ответственный редактор ^ В. М. Межуев Книгу рекомендовали к печати рецензенты: доктора философских наук Б. Т. Григорьян, Т. А. Кузьмина, кандидат философских наук А. А. ЯковлевСвасьян К. А. 240 Философия символических форм Э. Кассире-pa: Крит, анализ /[Отв. ред. В. М. Межуев.]; Ан АрмССР. Ин-т философии и права;—Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1989. — 238 с. Монография посвящена одной из наиболее влиятельных в западной философии XX века концепций культурфилосо-фии. В ней впервые в отечественной литературе дается детальный критический анализ трех томов «Философии сим­волических форм» Э. Кассирера. Анализ предваряется ис­торико-философским исследованием истоков и предпосылок теории Кассирера, от античности до XX века. Книга рассчитана на специалистов по истории филосо­фии и философии культуры, а также на широкие круги чи­тателей, интересующихся этой проблематикой. 14—88 ББК 87.3 Издательство АН Армянской ССР, 1989ПРЕДИСЛОВИЕ Тема настоящей работы распадается на две части. Задача первой из них сводится к критическому анали­зу «Философии символических форм»; этот анализ предваряется в свою очередь исследованием «исто­ков и предпосылок» кассиреровской философии как та­ковой, «марбургского периода» ее и по возможности достаточной экспозицией проблемы символа, частным феноменологическим модификациям которой посвящен трехтомный труд философа. В изложении мыслей Кас­сирера мы в максимальной степени придерживались текста оригинала, придпочитая методу фрагментарно­го и произвольного цитирования метод подробнейше­го и интерпретирующего изложения. Вторая часть (две доследние главы) представляет собою самостоятель­ную положительную попытку прояснения проблемы символа и проблемы культуры. А^тор не будет возра­жать, если основной темой работы сочтут анализ имен­но «Философии символических форм» (как, впрочем, это явствует из самого названия настоящей книги). Философия Кассирера достаточно сложна, солидна, актуальна и мало разработана в нашей литературе, чтобы самодостаточное и подробное исследование ее было правомерным, оправданным и—смеем мы ска­зать—необходимым. Но со всем этим автору хотелось бы предложить свой ракурс прочтения, вовсе не навя­зывая его и нисколько не оспаривая вышеуказанный. Основной темой исследования является (для автора) именно проблема философии культуры. Кассирер вы­глядит в таком ракурсе скорее предлогом, поводом, парадигмой к прорыву в подлинное существо пробле-г мы. Блуждая по пространному лабиринту «символиче­ских форм», автор— и да будет позволено ему уже здесь выразиться символически, предваряя свое пони­мание проблемы,—больше всего смотрел на кассире-5ровскую концепцию и меньше всего видел ее, желая видеть другое. Или иначе: всматриваясь в «Философию символических форм», он глядел сквозь нее, т. е. по­ступал как раз вопреки основополагающей тенденции самого Кассирера, остающегося здесь под властью кантианского запрета на сущность. Это «сквозь» нали­чествует во всем тексте исследования; концентрат его —последние две главы (last, but not least). Пострадал ли вследствие такого «антиструктуралистского» метода историко-философский анализ—судить не автору; во всяком случае он попытался выполнить эту двоякую задачу, твердо памятуя, что бытовая значимость по­словицы о «погоне за двумя зайцами» вовсе не рас­пространяется на сферу философии, где, как ему ка­жется, значимо как раз обратное...6 ГЛАВА 1 истоки и предпосылки Обращаясь к «Философии символических форм», исследователь уже на самом пороге анализа сталкива­ется с первой трудностью, осмыслить и осилить кото­рую будет стоить ему немалых усилий. Историко-фило­софская этикетка «неокантианец», приклеенная—и не без оснований—к характеристике Эрнста Кассирера, настолько фрагментарно и в ряде мест даже неверно характеризует его мысль, что скорее запутывает, чем проясняет внимание исследователя. Определить исто­ки и предпосылки философии Кассирера—задача не­легкая, тем более нелегкая, что и в самой этой фило­софии нелегко сочетаются зачастую противоположные тенденции; «неокантианец», стиснутый нетерпимыми предписаниями трех кантовских «Критик», безудерж­но рвется здесь (мы увидим еще) вспять и вперед. Приставка «нео» оказалась в судьбах кантианства центробежной силой; навязчивый лозунг Отто Либма-на «Назад к Канту!», порожденный энтузиазмом фило-* сдфски участившегося пульса, выявил в скором време­ни всю свою опрометчивость, ибо «назад к...» реально обнаружило себя как «назад через...», либо даже как «вперед от...». Оба порыва были зафиксированы в ост­ром тезисе Виндельбанда, гласящем, что «понять Кан­та, значит выйти за его пределы»1; любопытно спро­сить: что, с точки зрения самого Канта, могло бы быть за его пределами? Самый короткий перечень будет здесь достаточен: интеллектуальная (!) интуиция, приз- 7 ^ В. Виндельбанд. Прелюдии, СПб., 1904, стр. VI. нанная Когеном; трансцендентность (!) предмета поз­нания у Риккерта; категориальное (!) переживание (!) сверхчувственного (!), допускаемое Ласком. Серия восклицательных знаков вполне выразительно говорит за себя; эти же знаки в^ определенном ракурсе ста­новятся вопросительными, бросая тень вопроса на са­мо словообразование «неокантианец», которое оказы­вается contradictio in praepositione, противоречивей-шим существом. Отмеченные порывы сполна наличест­вуют и у Кассирера; зачастую столь властно, что он в самых неподходящих случаях странным образом и довольно неубедительно вспоминает (лучше сказать, поминает) вдруг Канта, словно бы заверяя свою вер­ность ему—верность, вряд ли имеющую что-либо об­щее с прославленной deutsche Treue, ибо о какой же верности Канту может идти речь в сплошных реминис­ценциях неоплатонизма! Судьба этих порывов (а иног­да и срывов) рисует нам своеобразную мозаику мыс­лей, провоцирующую умственную леность исследова­теля на шаблон очередной этикетки «эклектик». Но ис­следователь, утрудивший себя чтением и прочтением «Философии символических форм», не удовлетворится подобной оценкой; Кассирер не так прост, чтобы мож­но было попросту регистрировать его sui generis «сло­вечками»; мысль его открыта всему философскому на­следию прошлого и пропитана многими значительны­ми веяниями этого наследия. Следует, впрочем, отме­тить, что перечень этих веяний, каким бы интересным би был ои сам по себе, не должен заслонять их транс­формацию и новый своеобразный вид в преломлении мысли немецкого философа. К Кассиреру в этом отно­шении вряд ли приложима язвительно-меткая харак­теристика Эд. фон Гартмана, назвавшего современную философию «повторным курсом-» именно вследствие не­оригинальности и элегичности ее. «Философия симво­лических форм» если и повторяет уже высказанное, то потому лишь, чтобы энергично напомнить забытое, и для того лишь, чтобы выковать уже высказанному фундаментальную и постолько новую форму. «История науки,—процитируем самого Кассирера,—изобилует подобными примерами, показывая роль, которую игра­ет для решения какой-либо проблемы или комплекса проблем приведение их к четкой и ясной «формуле». Так, большинство вопросов, нашедших решение в нью-8 тоновском понятии флюксий и в лейбницевском алго- ритмe дифференциального исчисления, существовало уже до Лейбница и Ньютона и было исследовано с са­мых различных точек зрения—алгебраического анали­за, геометрии и механики. Но лишь с нахождением единого и всеохватного символического выражения все эти проблемы оказались действительно преодоли­мыми»2. Как бы мы ни оценивали «четкую и ясную формулу» самой «Философии символических форм», что бы мы ни говорили о ней в конце исследования, несомненно одно: по солидности построения, мощно систематическому характеру своему она может тягать-ся со многими, ставшими ныне классическими, концеп­циями прошлого. Исследователь не может не быть пре­дельно ответственным по отношению к этой системе воззрений, заимствующей свои блага у математическо­го метода и никогда не спасающейся от мыслительных головоломок в объятиях «ленивого иррационализма» _: (выражение Гуссерля). Именно на фоне разгула это­го иррационализма, среди «легиона» трескуче модных философий, променявших свое логическое первородст­во на чечевичную похлебку броских и дешево плакат­ных суггестии, попытка Кассирера противопоставлена «героическому пессимизму» многих уверовавших в аб­сурдность философии «философов» как героическая верность большой философии. Возвращаясь к истокам и предпосылкам «Филосо­фии символических форм», следует в первую очередь подчеркнуть общий фон, на котором разыгралось об­ращение к проблеме культуры в эволюции взглядов Кассирера. Общепринятое деление этой эволюции на так называемый «марбургский период» и последовав­ший за ним период уже самостоятельной проблемати• ки вполне отражает реальную суть ситуации. Правда, обращение к этой проблематике не сопровождалось у Кассирера переходом на иные позиции в столь явном и резком виде, как это имело место, скажем, у Нико­лая Гартмана, которому новая «метафизика познания» далась лишь ценою открытого разрыва с его «марбург-3^ Е. Cassirer, Philosophie der symbolischen Formen, Bd ], Ber" Hn, 1923, S. 46. Следующие оба тома датированы 1925 и 1929 гг. В дальнейшем изложении ссылки даются прямо в тексте с ука­занием в скобках тома и страницы. 9 ским» прошлым3. Кассирер с Кантом открыто не поры­вал; Ф. Кауфман утверждает даже, что он в большей степени сохранил верность «первоначальному идеализ­му» Канта, чем Коген и Наторп, его наставники по «марбургской школе»4. Утверждение едва ли коррект­ное; мы увидим еще, какой была эта верность. Но чис­то внешняя ситуация говорит в ее пользу; внешне фи­лософская эволюция Кассирера протекала под знаком расширения кантовского критицизма на все доминио­ны культуры. Если ранний Кассирер, автор «Познания и действительности» (1910), старательно утончал «тансцендентальный метод» Канта на материале есте­ственных наук, то поздний Кассирер, автор «Языка и мифа» (1925) и «Мифа о государстве» (1944), явил ис­торически парадоксальную картину, отвечающую на вопрос: что бы вышло, если бы Кант направил свое внимание на проблематику позднего Шеллинга и за­нялся исследованием, скажем, «Самофракийских бо­жеств», не изменяя при этом собственному «коперни-канскому перевороту»? Но таков внутренний и сущест­венный аспект ситуации; внешне она выглядела есте­ственной и верноподданической. «Канту,—так объяс­нял впоследствии Кассирер свой путь от методологии знания к феноменологии культуры,—удалось осущест­вить свое решение, лишь в исследовании частных наук и в строгом соблюдении их принципов. Он начинает с чистой математики, чтобы перейти к математическому естествознанию; и далее, в «Критике способности суж­дения», распространяет сферу исследования на основ­ные понятия, делающие возможным познание живых явлений. Но он не попытался предпринять структурный анализ «наук о культуре» в том же смысле, как он сделал это для естественных наук. Это, впрочем, ни в коей мере не свидетельствует о наличии имманентной и необходимой границы задач критической философии. Скорее это указывает на чисто историческую и по-столько случайную границу, результирующую сферу3См. его работу „Orundzuge etner Metaphyslk der Erkenntnis*,2 Aufl., Berlin, 1925, в которой марбугский пан-гносеологизм выс­тавлен в свете убийственного парадокса: отстутствия проблемыпознания.4 ^ F. Kaufmann, Cassirer, neokantianism, and phenomenology.In: „The Philosophy of Ernst Cassirer", Illinois, 1949, p. 801. 10 познания в условиях XVIII столетия. С отпадением этой границы, с возникновением—в эпоху романтиз­ма—независимых наук о языке, искусстве и религии, общая теория познания оказалась перед новыми проб­лемами»5. Это значит: не отказ от кантовского крити­цизма, а его расширение. Несомненно, что именно та­ким был замысел Кассирера. Но несомненно и другое: философская атмосфера Европы уже к началу 20-х гг. насыщена явными признаками распада кантианских школ; уже намечается решительная переориентация тенденций «фрейбургской школы» (от Фихте к Плоти­ну) ; уже Пауль Наторп начинает акцентировать в Платоне то, недооценка чего позволила ему когда-то превратить греческого философа в последовательного единомышленника когеновской системы. Впрочем, рас­пад этот далеко не всегда заявлял себя в скандаль­ных формах, как у Н. Гартмана. Напротив, в основном он протекал мирно, незаметно и, так сказать, гомеопа­тически. Незаметно происходило смещение логиче­ского гегемона системы: Кант осторожно вытеснялся Гегелем, Фихте, Лейбницем, Платоном; это вытеснение преподносилось под видом расширения. Случай до­статочно интересный; мы рассмотрим его на примере Кассирера. Куда приводит Кассирера расширение кантовско­го критицизма? Его основные методологические уста­новки, казалось бы, звучат еще в унисон «Критике чис­того разума». Здесь и «метафизическое различие меж­ду субъектом и объектом превращено в методическое различение»6, и «предмет не существует до и вне син­тетической связи, но конституируется именно ею» (2.39), и «основной 'принцип критической мысли— принцип «примата» функции над предметом» (1.10). Разумеется, перенос этих принципов на культуру неиз­бежно связан с их спецификацией. Ведь и у самого Канта наблюдаем мы нечто сходное, переходя от «Кри­тики чистого разума» к «Критике способности сужде­ния», от ориентации на математику и математическую физику к ориентации на биологию. Понятие цели, от-5E. Cassirer, The Logic of the Humanities, Yale Univ. Press,1966, p. 62-6 ^ Э. Кассирер. Познание и действительность, СПб., 1912, стр.352.II сутствующее в системе категорий и основоположений чистого рассудка, становится основным понятием тре­тьей «Критики»; ненужное в сфере неорганического ми­ра, оно необходимо в сфере органики. «Принцип «при­мата» функции над предметом,—так объясняет эту за­кономерность Кассирер,—приобретает в каждой от­дельной области новый вид и требует всякий раз но­вого и самостоятельного обоснования» (1.10). Бесспор­но, но как же быть с тем, если «новый вид» подчас яв­ляет собою странные «сюрпризы» по отношению к об­щему инвариантному принципу, так что эйдетика не уживается с логикой? Ведь и сам Кант, внятно и, каза­лось бы, безоговорочно отграничивший сферу консти­тутивных понятий от сферы понятий регулятивных и признававший интеллектуальное созерцание прерога­тивой высшего рассудка, ибо в человеческом рассудке, оно оборачивается-де рядом диалектических аберра­ций и софистическим престидижитаторством, вынужден был, перейдя к органике, искать для этого принципа «самостоятельное обоснование», которое в скользящих намеках драматического § 77 «Критики способности, суждения», толкующего об одной «особенности челове­ческого рассудка, благодаря которой для нас становит­ся возможным понятие о цели природы», угрожало кри­тике познания возмездием запрещенной интуиции (умо­зрения). Текст Канта гласит: «Наш рассудок имеет то свойство, что в своем познании, например, причины продукта, он должен идти от аналитически общего (от понятий) к особенному (к данному эмпирическому созерцанию); при этом он ничего не определяет в от­ношении многообразия особенного, а должен ожидать этого определения для способности суждения от под­ведения эмпирического созерцания (если предмет есть продукт природы) под понятие. Но мы можем мыслить себе и такой рассудок, который, поскольку он не дис-курсивен подобно нашему, а интуитивен, идет от син­тетически общего (созерцания целого, как такового) к особенному, т. е. от целого к частям... Здесь вовсе нет необходимости доказывать, что такой intellectus arche-typus возможен; мы только утверждаем, что сопостав­ление нашего дискурсивного, нуждающегося в образах рассудка (intellectus ectypus) со случайностью такого свойства ведет нас к этой идее (некоего intellectus archetypus), не содержащей в себе никакого противо-12 в»: ■'J--' ВЫ;,речия»7. Кант вовремя останавливается; «эстетик» ■Ж'рем трезво внемлет предостережениям «гносеолога»— """? помните, как один «джентльмен» у Достоевского («с ретроградною физиономией») в тот единственный день едва не присоединил свой голос к «громовому во­плю восторга серафимов»; была минута—«и вот, кля­нусь же всем, что есть свято, я хотел примкнуть к хору и крикнуть со всеми: «Осанна!» Уже слетало, уже рва­лось из груди... Но здравый смысл—о, самое несчаст­ное свойство моей природы—удержал меня и тут в должных границах, и я пропустил мгновение!»8 Такое мгновение было и у Канта—в третьей «Критике», где регулятивное едва не стало конститутивным; мгновение было упущено; знание осталось в благоразумных гра­ницах... Как бы ни было, этот «новый вид» принципа примата функции над предметом у Канта оказался па­радоксальным местом контрабандных встреч Шеллин­га и Плотина. Сам Кант подобных встреч избежал; наш (человеческий) рассудок, по Канту, остается дис-' курсивным; можно только теоретически мыслить идею интуитивного рассудка, но следует при этом помнить, что «безусловная необходимость суждений не есть аб­солютная необходимость вещей»9; это значит, из мыс-лимости чего-либо не вытекает его бытие, и, стало быть, значимость умо-зрения в системе Канта равнове­лика той сотне мнимых талеров, в которые ему обош­лась искусная критика онтологического доказательства. Эти невыявленные посылки кантовской философии, -от экспликации которых сам Кант, осторожный и без­бурный изобличитель всяческих «бурь и натисков», ис­тово отнекивался, видя в них искусы «трансценденталь­ной иллюзии» (его полемика с Гердером и Фихте была в этом смысле полемикой с самим собою), оказались решительным моментом в дальнейших судьбах кан­тианства'. Если верно приведенное уже нами слово, что «понять Канта значит выйти за его пределы», то оче­видно, что сам Кант так и не понял себя до конца, точ­нее, не понял или не решился понять, что намеки, ну, хо­тя бы того же § 77 «Критики способности суждения» 7И. Кант. Сочинения в 6 тт., т. 5, М., 1966, стр. 436—437, 438.8 Ф. М. Достоевский. Поли. собр. соч. в 30 тт., т. 15, Л., 1976,стр. 82.9 И. Кант. Сочинения в 6 тт., т. 3, М, 1964, стр. 518.13 сулили ему реальный выход из аналитики рассудка в диалектику разума, осмысленную уже не как «логика видимости», и, не поняв этого, обрек все дальнейшее кантианство решать буриданову головоломку: между Кантом и Платоном. Головоломка эта с Шопенгауэра явственно осознана; по Шопенгауэру, «Платон божест­венный и изумительный Кант соединяют свои мощные голоса...»10; чтобы избежать диссонанса, Шопенгауэру достаточно было явить портрет Канта в ореоле неза­будок «трансцендентальной эстетики» и почти засло­нить ею выжженные луга «логики». Традиция эта име­ла продолжение: наиболее выразительные примеры ее можно найти в исследовании П. Дейссена «Веданта и Платон в свете Кантовой философии» и в пространной монографии X. Ст. Чемберлена «Иммануил Кант», си­лящейся представить Платона как философского дето-водителя к Канту («детьми» при этом оказываются: Гете, Леонардо, Декарт, Бруно). С другой стороны, аналогичный—хотя и совершенно иначе разыгранный— процесс замечаем мы в методологических усилиях не­окантианских школ с их трансцендентальным объяс­нением платоновской философии; достаточно упомянуть фундаментальное исследование П. Наторпа «Учение Платона об идеях», которое, по словам А. Ф. Лосева, «раз навсегда забило кол в ту грубейшую метафизику, в свете которой часто излагали учение Платона об идеях»11, и раннюю работу Николая Гартмана о «ло­гике бытия у Платона», изгоняющие из платонизма всяческий мифологизм и изъясняющие его в духе фор-• мального кантовского априоризма. Решительное изме­нение этого ракурса совершилось самими кантианцами; отвергаемое в платоновской философии ранее, истолко­вывалось теперь как ее величайшее достижение, и дис­сонанс, не снятый сведением Платона к Канту, снимал­ся теперь сведением Канта к Платону. Так, Наторп в «Metakritischer Anhang» к новому изданию своей кни­ги (1921) силится дать мифологическую интерпретацию платоновских идей, понимаемых уже не как чисто ло­гические ограничения, но как умные изваяния, как «вы-10А. Шопенгауэр. О четверояком корне закона достаточногооснования, М., 1900, стр. 3.11А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Высокая класси­ка, М., 1974, стр. 337. 14 ражение праконкретного и живого»12. Сильнейшее пла­тоническое влияние просвечивает и сквозь «критиче­скую онтологию» Н. Гартмана: особенно в учении о «слоях бытия». Риккерт, в усилиях преодолеть «люк» между трансцендентным долженствованием и познаю­щим сознанием, вплотную придвигается к неоплатониз­му; любопытно, что, ознакомившись с «Эмблематикой смысла» А. Белого, он заметил по поводу критики в свой адрес, что это—попытка «плотинизировать» его; в дальнейшем оказалось, что «попытка» была лишь точным прогнозом. И то же видим мы у Ласка в его учении о категориях, у Ионаса Кона; сплошная и друж­ная тенденция, позволившая С. Л. Франку сказать о ней верное слово: «Вся «трансцендентальная филосо­фия» есть лишь этап в истории платонизма»13. Возвращаясь с этой точки зрения к Кассиреру, мы видим, что и у него основной принцип критической мыс­ли в ориентации на проблему культуры принял новый и неожиданный «вид». Открытого разрыва с кантианст­вом здесь не было, но це^аснс ela аХХо jboi (пере­ход в другой род) не вызывает никакого сомнения. Кассиреровский функционализм—смещение акцента с «субстанциальных» понятий на «реляционные» («Мы познаем не предметы... но предметно)14—типично кан­тианский в исследовании математического естествозна­ния, утрачивает эту типичность в сфере языка и мифа. Кант здесь оказывается лишь промежуточной вехой между немецким романтизмом и—через английский (кэмбриджский) платонизм—неоплатонизмом. Анало­гии эти, несомненно, могут стать предметом специаль­ного исследования. Мы вкратце остановимся на каж­дой из них—в обратном порядке.Неоплатонизм. — Если учение Плотина, по словам крупнейшего знатока его философии,—«не обычная система эманации, но имматериалистическии энер-гизм», т. е. «субстанции суть энергии; как таковым им12P. Natorp, Platos Ideenlehre, 2. Aufl., Leipzig, 1921, S, 473.Прекрасную по сжатости и насыщенности изложения сводку этой главы книги Наторпа дает А. Ф. Лосев в кн. «Античный кос­мос и современная наука». М., 1927, стр. 518—522.13С. Л. Франк. Предмет знания, Пг., 1915, стр. VII.14^ Э. Кассирер. Познание и действительность, стр. 393. 15 присуще действовать; их действие—порождение в объ­екте действия «подобия» данной энергии»15, то, заме­нив слово «энергия» словом «функция», а «подобие»— «символом», мы получим своеобразный, но довольно точный арегси «Философии символических форм» (ди­намическая активность форм у Кассирера обнаружива­ет поразительное сходство с энергетикой эйдосов у Плотина). Символы здесь суть «свободные образы, строимые познанием, дабы овладеть миром чувствен­ного опыта». «Познание, осуществляемое через язык, миф и искусство, отнюдь не играет роль зеркала, ко­торое попросту и точно отражает образы некоей дан­ности внешнего или внутреннего бытия; оно—не без­различный посредник, а доподлинный источник света, условие видения и начало всякого формирования» (1.26). «Оказывается, Прокл не так уж отстал от на шей современности!»—замечает А. Ф. Лосев по пово­ду этой и ряда других выдержек16. В другом месте он же называет Кассирера первым исследователем, раз­вившим теорию платоновских идей (вне формально-ло­гической метафизики) и оказавшим влияние на все последующее платоноведение17. Очевиднейшие следы этого влияния наличествуют и в «Философии символи­ческих форм», особенно в исследованиях языка и ми­фа. Один типичный пример, думаем мы, будет вполне достаточен. Кассирер анализирует давнишний спор фи­лософов о «природе имен»: даны ли имена «по уста­новлению» (vsoet) или они «природны» (сриззО. Исто­рически наиболее яркое свидетельство этого спора яви­ли софисты и стоики: первые в утверждении чистой субъективности языка, вторые в признании за ним объ­ективной значимости. «Заключен ли язык всецело в круге субъективного представления и мнения, или меж­ду сферой наименований и сферой действительного бы­тия наличествует глубинная связь; имеют ли сами на­именования внутреннюю «объективную» истину и пра­вильность? Софистика отрицает, Стоя утверждает по­добную объективную значимость слова; но как в нега-15 П. П. Блонский. Философия Плотина, М., 1918, стр. 218.16 ^ А. Ф. Лосев. Античный космос и современная наука, стр.332.17 А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Высокая класси­ка, стр. 342. 16. тивном, так и в позитивном решении форма самой по-7" становий вопроса остается одинаковой» (1.132—133). Ответ Кассирера почти полностью совпадает с проклов-ским комментарием к «Кратилу». По Проклу, имя и «установлено», и «природно»; оно—«установлено» в ра-курсе творчества и «природно» в ракурсе парадигма­тики. Тем самым устраняются ограниченности как на­ивного субъективизма, так и наивного объективизма. Эта мысль детально развивается Кассирером в демон­страции абсурдных выводов обеих точек зрения. В от­дельности взятые, софистическая и стоическая концеп­ции порочны в одинаковом смысле; слово и «объектив­но» (xaxa (itjiTjotv), и «субъективно» (iSia тгаут;), но оно впервые становится словом как таковым лишь с приобретением символической значимости, пресущест­вляющей оба момента: символ «субъективен», как мо­дель действительности, но он же и «объективен», как— сказали бы мы сейчас—«порождающая модель». В этом смысле кассиреровская интерпретация платонов­ских идей существенно определила его концепцию сим­вола. Исторически это понятие сближаемо в большей степени с платоновским эйдосом, чем с кантовской фор­мой, хотя и от эйдоса его отличает чересчур подчерк­нутый функционализм.^ Школа Кэмбриджа. —Английскому платонизму Кассирером посвящено специальное исследование18. Мы останавливаемся на нем лишь потому, что он ока­зался вехой, соединяющей «Философию символических форм» в ее неоплатонических истоках с философией не- мецкого романтизма. Основное понятие этого направ­ления, «эстетико-метафизическое», по характеристике Кассирера, понятие «внутренней формы», восходящее к Плотину и играющее столь значительную роль в ро­мантических теориях, должно быть отмечено здесь в первую очередь. Школа Кэмбриджа, возникшая на ру­беже XVII и XVIII веков, определилась внешне как оппозиция эмпирической психологии, сводящей мысли­тельные процессы к чувственным факторам. В центре её внимания оказалась форма этих процессов, мысли­мая в своей изначальной и неразложимой цельности;18^ Е. Cassirer, Die platonische Renaissance In England und die Schule von Cambridge, Leipzig, 1932.17 систематически-философское исследование этой «фор­мы» составляет средоточие воззрений Кэдворта и его последователей; Кассирер отмечает, в частности, Шефтсбери, давшего, по его мнению, совершенное ли­тературное изложение этих воззрений. Суть кэмбридж-ского платонизма вкратце может быть передана сле­дующим образом. Всякое внешнее оформление чувст­венно-данного зиждется' на определенных внутренних мерах (interior numbers), ибо форма не может порож­даться веществом; она есть несотворенное и непрехо­дящее, чисто идеальное единство, придающее множест­ву, в самом миге сотворения с ним, его цельность и об­раз. Именно эти внутренние и духовные меры и вовсе не случайное существование и случайную сотворен-ность эмпирических веществ изображает в своем твор­честве каждый подлинный .художник, являясь тем са­мым как бы вторым творцом. Художник уподобляет­ся здесь самой природе; ему открывается та «внутрен­няя форма», которая присуща не только природным телам, но и человеческому сознанию, «внутренняя фор­ма», чей основной закон гласит: всякое бытие получа­ет целостную форму не от частей, но как оформленная цельность оно суще и действенно до всяческих частей. По Шефтсбери, каждый из нас способен непосредст­венно постичь в собственном «я» индивидуальный принцип формы, оказывающийся собственным «гени­ем», индивидуальные проявления которого при всем их различии все-таки остаются тождественными друг дру­гу в плане некоей формообразующей власти, могущей быть обозначенной как «гений вселенной». Это воззре­ние нашло характерное преломление в книге Гарриса «Гермес, или философское исследование универсальной грамматики» (1751), применяющей метафизику Кэд­ворта к проблемам философии языка. Гаррис выдви­гает идею грамматики, отвлеченной от идиоматики раз­личных языков и сосредоточенной на универсальных принципах, идентичных для всех языков; философским стержнем исследования является провозглашение при­мата чистых интеллигибельных форм над чувственны­ми формами. Книга Гарриса оказала прямое воздейст­вие на становление мысли у Гамана, Гердера, Гум­больдта; инспирации ее, одухотворившие философию романтизма, простираются и в XX век, импульсируя 4-е исследование 2-го тома гуссерлевских «Логических18 исследований», гештальтпсихологию и «Философию символических форм». Не исключено, что генетически мысль Кассирера восходит к платоновской философии через соединительные звенья: философия романтизма—-Гаррис—-Шефтсбери—Кэдворт—Прокл—Плотин. Нам ■ остается рассмотреть еще первое звено в этой цепи.^ Немецкий романтизм. — Необходимо прежде все­го уточнить употребление самого термина в данном контексте. Обычное представление о романтизме огра- ничивает его, как правило, в рамках эстетики и искус­ства. Но реальный смысл этого явления вовсе не уме­щается в партикулярных сферах проявления; роман­тизм—феномен культуры и, как таковой, охватывает все доминионы культуры: науку и философию не в меньшей степени, чем искусство. Возникшее в Герма- нии к концу XVIII века и пережившее невиданный рас­цвет в начальных десятилетиях XIX, это явление пред­ставлено красочной и разнообразнейшей градацией «видов», понять которые мы можем не через школьно-логическое извлечение из них пустого родового абс­тракта, максимально объемного и минимально содер- - жательного, но через конкретное вмысливание в специ­фику каждого «вида», являющегося зависимой пере­менной некоей функции, чья конкретная значимость осуществима не в роде, а в ряде, данном градацией. Романтизм в этом смысле конкретно плюралистичен: можно говорить о романтическом искусстве, романти­ческой науке, романтическом быте, политике даже. Пе­речислим ряд основных признаков его: панэстетизм, или примат художественного мировидения над всяким иным, органицизм и трансформизм, идея игры, филосо­фия тождества (единства человека и космоса), индиви­дуализм (Фридрих Шлегель, следуя принципу Новали-са о выражении множества идей одним ударом, попы­тался охватить перечисленные признаки в одном слове: романтизм он квалифицирует как «антиполицейское>4). С этой точки зрения романтичны историография Гер-дера и лингвистическая философия Гумбольдта, пси­хология Каруса и весь комплекс научных работ Гете: по физике, оптике, анатомии, физиологии, зоологии, бо­танике, минералогии, метеорологии. Не случайно, что именно с романтизмом связано возникновение наук а культуре, то, что Кассирер называет «критикой куль­туры», и именно здесь расширение кантовского крити-19 цизма оказалось преодолением кантианства и проры­вом в мир «идей», «абсолютного», «умопостигаемого». Все, против чего благоразумно предостерегала «транс­цендентальная диалектика» Канта,—поступок саисско-го юноши, нисхождение к «Матерям», «буря и натиск», —стало плотью и кровью романтизма: стыдом его зря­чих пальцев и выпуклою радостью узнавания; да, и чудовищными срывами его («Eine liisterne Redouten-und Halb-Bordellwirtschaft, die nach und nach noch schlimmer werden wird», с необычайною злобой харак­теризует Гете некоторых романтиков в письме к Яко-би), но не следует забывать: срывы были срывами с высоты, т. е. было откуда падать. «Высокие башни,— говорит Кант,—вокруг которых шумит ветер... не для меня»19. Достаточно сравнить с этим «сильным изре­чением Канта», как охарактеризовал его Наторп, пос­леднюю сцену ибсеновского «Строителя Сольнеса» или упоительно-самоубийственный призыв автора «Веселой науки» строить города у Везувия, чтобы сполна осоз­нать и прочувствовать контраст ситуации. Несомненно, что в становлении кассиреровской мысли, ставшей аре­ной столкновения обоих полюсов, Канту удалось в зна­чительной мере остудить романтический радикализм— Кассирера никак нельзя назвать романтиком; он слиш­ком осторожен, осмотрителен и систематичен для этого. Но несомненно и другое: побежденный романтизм ос­тавил в нем достаточно глубокие следы, и здание кан-товского критицизма раздалось в «Философии симво­лических форм» рядом непоправимых трещин, проду­вающих «шумным ветром» запретных высот. Четыре основополагающих принципа проникли сквозь эти тре­щины в «неокантианство» Кассирера, четыре «ереси», легшие в -основание его и подтачивающие весь канти­анский экстерьер. Это, во-первых, смещение акцента с факта математического естествознания как единст­венного и незыблемого ориентира наших знаний о ми­ре. Здесь Кассирер изменяет не только Канту, превра­тившему философию в философию только науки (и тем самым спровоцировавшему властный рост будущего «сциентизма»), но и своему «марбургскому» прошлому. Наука вовсе не единственна; наряду с наукой как фе­номеном культуры существует целый ряд других фено- '19И. Кант. Сочинения в 6 тт., т. 4, ч. I, M., 1965, стр. 199.20 менов столь же самостоятельных, независимых и пра-вомерных: язык, миф, религия, искусство определяют культуру не в меньшей степени, чем наука, и философии должно в равной мере ориентироваться и на них, т.е. перестать быть «служанкой науки» и стать «служанкой культуры». Во-вторых, это чисто романтическая идея «органической формы», противопоставленная еще со времен Гердера «рефлективной форме» рационализма. Фридрих Шлегель был первым, кто со всей определен->; ностью ввел это понятие в лингвистику (в сочинении 1808 года «Uber die Sprache und Weisheit der Indier»). Язык, понятый как организм,—типично романтическая концепция, открывшая новые перспективы в лингвистистике и существенно обусловившая становление современного языкознания,—Кассирер специально предупреждаетег против понимания этой концепции как образной и поэтическиметафорической (1.96). Понятие организма в философии романтизма служит выражением не от­дельных природных явлений, а всеобщего спекулятив­ного принципа, духовного средоточия, стягивающего самые различные проблемы. Уже у Канта в «Критике способности суждения» это понятие играет роль «сред­него термина», соединяющего разъятые члены систе­мы; антиномически противопоставленные миры природы и свободы, бытия и долженствования, «чистого» и «практического» разума как бы примиряются в регуля­тивной идее организма. Эта идея становится в «Натур­философии» и «Системе трансцендентального идеализ­ма» Шеллинга конститутивным принципом объяснения мира. Именно идея органического, по Шеллингу, дает человеку предчувствие единства его собственной сущ­ности, в которой идентифицируются созерцание и поня­тие, форма и предмет, идеальное и реальное. Наконец, наиболее пышные плоды этой идеи являет нам гетев-. ское учение о метаморфозе. Мы увидим еще, какую роль играет понятие «органической формы» в симво­лизме Кассирера. Третий принцип, легший в основание «Философии символических форм»,—отрицаемое Кан-- ?ом и утверждаемое романтизмом «интеллектуальное созерцание». Упомянутый уже нами § 77 «Критики спо­собности суждения» стал для


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.