Алюминиевая отрасльМосква20 июля 2001 г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. АЛЮМИНИЕВАЯ ОТРАСЛЬ В МИРЕ 51.1. Специфика алюминиевой отрасли 51.1.1. История алюминиевой отрасли 51.1.2. Основные отрасли-потребители продукции алюминиевой промышленности (объемы и доли потребления) 61.1.3.Основные отрасли – поставщики ресурсов для алюминиевой отрасли (виды поставляемых ресурсов, объемы поставляемых ресурсов) 101.2. Производство алюминия 111.2.1. Объем производства алюминия в динамике 111.2.2. Объем сбыта в динамике 131.2.3. Общий объем мощностей предприятий-производителей алюминия 141.2.4. Уровень цен на алюминий в динамике 151.2.5. Средняя рентабельность производства алюминия 181.2.6. Потребность в основных ресурсах (в натуральном выражении) для получения единицы продукции в натуральном выражении 19^ 1.3. Потребление алюминия 201.3.1. Динамика потребления алюминия в основных отраслях 201.3.2. Прогноз динамики потребления алюминия по основным отраслям. 221.3.3. Объем сырья, используемого для производства алюминия в настоящее время 231.3.4. Дефицитные и недефицитные виды сырья 251.3.5. Прогноз уровня цен на потребляемое сырье 30^ 1.4. Прогноз развития мировой алюминиевой отрасли 311.4.1. Прогноз объема производства 311.4.2. Прогноз объема сбыта 321.4.3. Прогноз динамики цен 32^ 2. АЛЮМИНИЕВАЯ ОТРАСЛЬ В РОССИИ 362.1. Общие показатели российского рынка алюминия 362.1.1. Доля алюминиевой промышленности России в валовом внутреннем продукте 362.1.2. Доля алюминиевой промышленности России в объеме мирового производства алюминия 382.1.3. Доли основных стран-производителей в общемировом производстве алюминия 392.1.4. Доли в общемировом производстве основных компаний- производителей алюминия 392.1.5. Основные отрасли-потребители продукции алюминиевой промышленности России (объемы и доли потребления) 392.1.6. Потребление продукции алюминиевой отрасли России в России, СНГ и дальнем зарубежье 402.1.7. Основные отрасли-поставщики ресурсов для алюминиевой промышленности России (виды поставляемых ресурсов, объемы поставляемых ресурсов) 42^ 2.2. Производство алюминия 422.2.1. Динамика объемов производства. 422.2.2. Доля объема производства, приходящегося на собственное и давальческое сырье (в динамике) 442.2.3 Объем сбыта в динамике 452.2.4. Общий объем мощностей предприятий-производителей алюминия 462.2.5. Уровень цен на российский алюминий на внутреннем и мировом рынках (в динамике) 472.2.6. Средняя рентабельность производства 492.2.7. Потребность в основных ресурсах (в натуральном выражении) для получения единицы продукции. 512.2.8 Средняя себестоимость производства алюминия в России и сопоставление со среднемировой себестоимостью 512.2.9. Транспортные издержки поставок российского алюминия на мировые рынки, сравнение средней себестоимости российского алюминия (с учетом транспортных издержек) со среднемировой себестоимостью (с учетом транспортных издержек) 53^ 2.3. Потребление алюминия 532.3.1. Динамика потребления алюминия в основных отраслях (с разбивкой на Россию, СНГ и дальнее зарубежье) 532.3.2. Прогноз динамики потребления российского алюминия по основным отраслям (с разбивкой на Россию, СНГ и дальнее зарубежье) 562.3.3. Объем сырья, используемого в России для производства алюминия в настоящее время 592.3.4. Дефицитные и недефицитные виды сырья 592.3.5. Прогноз уровня цен на потребляемое сырье 60^ 2.4. Основные меры по регулированию рынка российского алюминия 612.4.1. Меры, существующие на российском рынке (регулируемые цены, квоты и т.п.) 612.4.2. Меры, предпринимаемые российским государством для регулирования экспорта российского алюминия (квоты, пошлины и т.п.) 642.4.3. Меры, предпринимаемые иностранными государствами и международными организациями для регулирования экспорта российского алюминия (квоты, пошлины и т.п.) 66^ 2.5. Прогноз развития российской алюминиевой отрасли 692.5.1. Прогноз объема производства 69Годы 702.5.3. Прогноз динамики цен с распределением на Россию, СНГ и дальнее зарубежье 702.5.4. Прогноз рентабельности отрасли 723. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АЛЮМИНИЕВОЙ ОТРАСЛИ 73 АНАЛИЗ АЛЮМИНИЕВОЙ ОТРАСЛИ^ 1. АЛЮМИНИЕВАЯ ОТРАСЛЬ В МИРЕ 1.1. Специфика алюминиевой отрасли 1.1.1. История алюминиевой отрасли Алюминий - третий среди наиболее часто встречающихся в земной коре элементов. В общей их массе его доля составляет 7,3%. В природе алюминий существует в устойчивых комбинациях с другими веществами (особенно в таких соединениях, как силикаты и оксиды). Как элемент периодической системы Менделеева был открыт сэром Хамфри Дейви в 1808 году. Он и дал название этому металлу. Еще в конце XIX века алюминий считался полудрагоценным металлом. В год его выпускалось не более 125 фунтов. В одном из колледжей штата Огайо профессор химии Франк Джаветт, показав студентам кусочек алюминия, заявил: «Человек, который обнаружит дешевый способ производства этого металла, станет безумно богатым». Один из учеников Джаветта - Чарльз Холл - запомнил слова профессора на всю жизнь. После долгих опытов Холлу в конце концов удалось с помощью электролиза получить из глинозема чистый алюминий. В 1888 году была зарегистрирована первая фирма по производству алюминия - Pittsburgh Reduction Company. За первые пять лет существования фирмы стоимость алюминия снизилась более чем в шесть раз – с $4,86 за фунт в 1888 году до 78 центов в 1893-м. Бизнес Pittsburgh Reduction рос колоссальными темпами. К началу XX века из алюминия уже делали столовые приборы, фольгу, электрические провода, детали автомобильных двигателей и даже первые самолеты.На рисунке 1.1.1.1 приводится динамика выпуска алюминия за весь период его промышленного производства:За последние сто лет человечество весьма преуспело в изобретении методов извлечения алюминия из природного сырья, а алюминий превратился в один из наиболее перспективных конструкционных материалов. По сравнению с такими металлами, как медь, свинец и цинк, алюминий является сравнительно «молодым». Однако его мировое производство превышает выпуск всех перечисленных металлов вместе взятых. В 2000 году в мире алюминия, учитывая вторичный, было получено на 6 млн. тонн больше, чем меди, на 14 млн. тонн больше, чем свинца, и более чем на 19,5 млн. тонн больше, чем цинка. Объем мирового внутреннего продукта по состоянию на 2000 год составлял не менее 10 132 млрд. долларов США. Доля алюминиевой промышленности в мировом внутреннем продукте, согласно нашим оценкам, не превышает 2,5%. ^ 1.1.2. Основные отрасли-потребители продукции алюминиевой промышленности (объемы и доли потребления) В течение последних пяти лет мировая алюминиевая промышленность переживала постоянный рост объемов производства. По прогнозам аналитиков, ежегодный прирост потребления алюминия до 2010 года будет составлять 3-5%. Масштаб потребления алюминия, как правило, связан с общим уровнем экономического развития того или иного региона. Такая же тесная связь наблюдается между уровнем потребления алюминия и уровнем жизни населения, измеряемой в виде доли валового национального продукта, приходящейся на душу населения. Основными конечными потребителями алюминия в мире являются следующие секторы экономики: отрасли, производящие транспортные средства (автомобили, железнодорожный транспорт, самолеты, скоростные суда и паромы и т.д.) и те, в которых в последнее время отмечается самый большой экономический рост (ежегодный прирост за последние годы составил 6,1%); строительство; производство разнообразных твердых и мягких упаковочных материалов и электротехнического оборудования.^ Транспортное машиностроение Развитие этой отрасли трудно представить себе без алюминия. Авиация не узнала бы подъема, не будь алюминия, поскольку даже на прародителе современного самолета, созданного братьями Райт в 1903 году, уже имелся четырехцилиндровый двигатель в 12 лошадиных сил, заключенный в 30-фунтовый алюминиевый блок для облегчения конструкции. Благодаря высокой степени прочности алюминиевых каркасов современные самолеты способны выдерживать огромные нагрузки. А тонкие алюминиевые стенки обладают хорошими изоляционными свойствами, удерживают тепло и воздух внутри салона. Сегодня детали, изготовленные из алюминия, составляют до 80% от общего веса конструкции самолета. Так, например, в «Боинге – 747» алюминиевые части весят 75 000 кг. А в конструкции космического «Шаттла» из этого металла сделано 90% деталей. Важной характеристикой алюминия является его способность поглощать кинетическую энергию. Это свойство применяется при проектировании различных автомобилей. В случае неожиданных дорожных столкновений значительная часть удара поглощается именно элементами конструкции. Отсюда - высокая степень безопасности автомобилей, сделанных с использованием алюминиевых деталей. Кроме того, известно, что алюминий не ржавеет. Немаловажно, что наличие алюминиевых деталей в конструкции, например, грузовика, трейлера или автобуса позволяет на 1700-1900 кг снизить массу такого автомобиля. В результате появляется возможность перевозить больший объем грузов без превышения предельно допустимой массы. На всех скоростных железнодорожных линиях, а также на водном транспорте активно применяются облегченные алюминиевые конструкции. За рубежом доля алюминиевых кузовов транспортных средств по разным странам составляет от 50% до 80% от общей доли производимых кузовов. Давно и успешно алюминий используется на Западе в грузовых вагонах-хопрах, для перевозки разнообразных сыпучих грузов; котлах-цистернах, для перевозки нефтехимических продуктов с агрессивными средами; кузовах и платформах грузовых автомобилей и автобусов, фургонов. Содержание алюминия в легковых автомобилях в России по разным оценкам составляет от 30 до 40 кг. В зарубежных странах среднее содержание алюминия в машинах превысило 100 кг и составило в 2000 г. 110 кг, а к 2015 году, по прогнозу, достигнет 200 кг.Строительство При строительстве новых зданий используются все виды алюминиевых сплавов. Их коррозионная стойкость - серьезное преимущество перед другими конструкционными материалами. Кроме того, немаловажную роль в строительстве домов в зоне повышенной сейсмичности играют прочность и легкость алюминия. Его применение при строительстве домов повышает их сопротивляемость погодным условиям, обеспечивает поддержание стабильной температуры внутри здания круглый год. На Западе, несмотря на имеющуюся конкуренцию со стороны изделий из ПВХ и дерева, строительный сектор остается одним из основных рынков потребления алюминия во всех странах-производителях конструкционных материалов. Кроме таких традиционно известных строительных изделий из алюминия, как окна и двери, алюминий на Западе применяется в массовых масштабах при строительстве различного рода производственных зданий, мастерских, складов, павильонов, в том числе выставочных, быстроразборных и перевозимых домов, силосных башен и зернохранилищ, тентов, навесов, гаражей и других конструкций, а также в подвесных потолках, жалюзи, опалубке для возведения монолитных железобетонных конструкций, строительных лесах и тому подобных изделиях. Специализированным для этого сектора потребления алюминия является его применение в опорах для освещения, которые широко используются в США и Европе вот уже в течение 40 лет (их доля доходит до 50%), в буровых вышках, а также в мостостроении. Эффект от замены изношенных стальных конструкций мостов на алюминиевые состоит в увеличении допускаемой нагрузки в 3,5 раза. Кроме того, в дальнейшем упрощается ремонт и техобслуживание алюминиевого моста, а пришедший в негодность алюминий можно направить в переплав и использовать повторно. Для разводных мостов применение алюминия экономически еще более целесообразно, чем для неподвижных.^ Упаковочная промышленность Алюминиевую тару часто используют для хранения и защиты продуктов питания, фармацевтической продукции, косметики и парфюмерии. Алюминиевую заготовку легко раскатать в очень тонкий лист, упаковка из которого будет легкой, прочной, а также сможет защитить продукт от ультрафиолетовых лучей, запахов, испарений. Такая упаковка и гигиенична, и безопасна. Кроме того, перевозить груз, упакованный в алюминиевую тару, намного легче. Уровень потребления такой тары, как алюминиевая банка, составляет в России в настоящее время всего лишь 7 банок на душу населения в год, в то время как в других странах мира (например, в США) - от 80 до 400 банок в год. На Западе давно ведут статистику потерь из-за плохой упаковки и плохого хранения. Так, порча товаров из-за несоответствующей упаковки, по данным одной из таких статистических организаций, составляет: в США и Западной Европе - до 6-8%; в Восточной Европе - до 45-50%; в развивающихся странах - до 80%.^ Прочие отрасли Алюминий широко применяется для производства кухонной посуды, которая в процессе приготовления пищи поглощает лишь 7% тепла, передавая остальные 93% приготавливаемому продукту. Очевидно, что такая посуда оказывается более экономичной. Алюминий применяется в фармацевтической отрасли. Гидроксид алюминия обладает заживляющими свойствами, хорошо нейтрализует повышенную кислотность в желудке и снижает выработку пепсина. Алюминиевые растворы также применяются в качестве добавок к дезодорантам. Хлорид алюминия – качественный антиперспирант. Сульфат алюминия применяют для очистки сточных вод. Он служит непроходимым барьером многим вредным для человеческого организма веществам. Алюминиевые элементы широко применяются в электротехнике и производстве средств связи. Спутниковые тарелки и телевизионные антенны обычно изготавливают именно из алюминия. В середине ХХ века алюминий сменил медь в проводах линий высоковольтных передач, оказавшись более выгодным и экономичным проводником электроэнергии. Сфера мирового потребления алюминия велика. Объемы его производства неуклонно растут под влиянием повышающегося спроса на этот металл. Максимальный объем алюминия в мировом хозяйстве потребляется в сфере транспорта. По данным на середину 2001 года, (см. рис. 1.1.2.1.), доля потребления алюминия, приходящаяся на эту отрасль, составила 33,7% от общего объема потребляемого алюминия. Немногим меньше - 25% - приходится на долю строительной промышленности; упаковочная промышленность потребляет лишь 14,9%. Оставшийся объем производимого алюминия - 26,4% - потребляют так называемые прочие отрасли, в состав которых вошли фармацевтическая, кабельная промышленность, производство посуды и многое другое: Ниже на графике 1.1.2.2. приводятся темпы роста потребления алюминия по отраслям промышленности за период с 1997 по 2000 год: Рис. 1.1.2.2.Из приведенного графика видно, что транспорт имеет максимальные темпы роста объемов потребляемого алюминия, опережая по этому показателю другие отрасли более чем в 2 раза. В будущем прогнозируется дальнейшее увеличение доли потребления алюминия в этом секторе экономики вплоть до 34,4% от общего объема потребляемого алюминия к 2010 году.^ 1.1.3.Основные отрасли – поставщики ресурсов для алюминиевой отрасли (виды поставляемых ресурсов, объемы поставляемых ресурсов) Основным сырьем – глиноземом - алюминиевая промышленность обеспечивает себя сама. Обычно для производства одной тонны алюминия необходимо порядка 2 тонн глинозёма. Количество бокситов, необходимых для производства тонны алюминия, зависит от содержания оксида алюминия в бокситах. Так, западным компаниям обычно требуется 4-5 тонн бокситов, тогда как на российских заводах отечественного сырья может потребоваться около 7-8 тонн. 80% добываемых в мире бокситов и более 90% глинозёма используются в производстве первичного алюминия. Крупнейшими производителями промышленных бокситов, естественно, являются страны, в которых сосредоточены их основные месторождения. Мировые залежи бокситов оцениваются в 55-75 миллиардов тонн, из которых в Южной Америке находятся 33%, Африке – 27%, Азии – 17%, Океании – 13%, других частях света – 10%. Основными производителями, в убывающем порядке по объемам производства глинозема, являются: Австралия, США, Ямайка, Китай, Бразилия, Россия. На их долю приходится около 65% производимого глинозема, при этом на долю Австралии приходится около трети мирового производства глинозема.Другими отраслями-поставщиками алюминиевой промышленности являются: - химическая промышленность, поставляющая каустическую соду, электродный кокс, плавикошпатовый концентрат; - энергетика, поставляющая электроэнергию, из расчета порядка 13.5 Мвт/час электроэнергии для производства тонны алюминия. ^ 1.2. Производство алюминия 1.2.1. Объем производства алюминия в динамике Динамика производства первичного алюминия в укрупненном территориальном делении приведена в таблице 1.2.1.1. Здесь и ниже надо иметь в виду, что в данной таблице приводятся обобщенные данные по странам, предоставляющим информацию (соответствующие формы) в Международный институт первичного алюминия (International Primary Aluminium Institute). В связи с тем, что такие страны, как Азербайджан, Китай, Северная и Южная Корея, Босния и Герцеговина, Кипр, Польша и Румыния не предоставили необходимые данные, показатель мирового объема производства первичного алюминия может отличаться от значений, приводимых в других источниках (возможны расхождения до 11-12%). Однако, несмотря на некоторую неполноту данных Международного института первичного алюминия (МИПА), ценность этой информации состоит в широте круга и системности представляемых показателей. ^ Таблица 1.2.1.1Динамика производства первичного алюминия(млн. тонн) Африка Сев. Америка Лат. Америка Азия Зап. Европа Вост./Центр. Европа Океания 1997 1,106 5,93 2,116 1,91 3,297 3,316 1,804 1998 1,043 6,086 2,075 1,843 3,549 3,419 1,934 1999 1,095 6,169 2,093 1,966 3,72 3,584 2,028 2000 1,178 6,041 2,167 2,221 3,801 3,689 2,094 По данным International Primary Aluminium InstituteДоля отдельных территорий в общем объеме производства первичного алюминия в 2000 году отражена на диаграмме 1.2.1.2.: В рассматриваемый период мировое производство первичного алюминия увеличивалось со среднегодовым темпом роста 2,8%. Однако этот рост был достаточно неоднородным по различным территориям. Наиболее высокие темпы были характерны для стран Азии (Индия, Индонезия, Япония, Таджикистан, Турция, ОАЭ) и Океании (Австралия и Новая Зеландия). Здесь среднегодовые темпы роста составили 5,2% и 5,1% соответственно. Наиболее низкие темпы роста отмечались в Северной и Латинской Америке – 0,6% и 0,8%. При этом в Северной Америке в 2000 году наблюдалось снижение объемов производства на 2,1%. Суммарный объем мирового производства первичного алюминия в динамике за те же годы представлен на графике 1.2.1.3.: Представление об общем объеме производства алюминия в мире и отдельных регионах было бы неполным без учета выпуска металла из алюминиевого лома (см. таблицу 1.2.1.4.). Таблица 1.2.1.4. Период 1996 1997 1998 1999 2000 Объем выплавки алюминия из лома 1,91 2,18 2,14 2,18 2,24 График соотношения объемов первичного алюминия и металла, полученного из алюминиевого лома, приведен ниже:Динамика мирового объема производства алюминия по данным МИПА показана на рис. 1.2.1.6.:^ 1.2.2. Объем сбыта в динамике Объем сбыта и объем производства алюминия различаются весьма несущественно. Исходя из динамики изменения запасов алюминия (данные МИПА), в таблице 1.2.2.1. приводятся помесячные данные об объемах производства и сбыта этого металла за период равный году (с апреля 2000 г. по апрель 2001 г.). ^ Таблица 1.2.2.1Производство и сбыт алюминия в мире Пери-од 2000 год 2001 год апр. май июн. июл. авг. сен. окт. ноя. дек. янв. фев. мар. апр. Произ-вод-ство 1,919 1,983 1,912 1,962 1,965 1,915 1,985 1,932 1,993 1,963 1,78 1,94 1,88 Сбыт 1,916 1,969 1,989 1,910 1,877 1,952 2,002 2,009 1,969 1,814 1,830 1,949 1,888 Графическая иллюстрация динамики сбыта алюминия дается ниже на диаграмме 1.2.2.2.:^ 1.2.3. Общий объем мощностей предприятий-производителей алюминия По данным японской Marubeni Corp., общий объем мировых производственных мощностей по первичному алюминию в 1999 году составил 25 447 тыс. тонн, а в 2000-м – 25 951 тыс. тонн (прибавка в 2%). При этом несколько возрасла операционная загрузка заводов (в среднем с 91,5 до 92,6%). Тем не менее, потенциальные производственные возможности алюминиевой отрасли по-прежнему значительно превышают реальную выплавку. Дело в том, несмотря на в целом благоприятный прогноз будущего спроса на металл, объемы невостребованного алюминия настолько велики, что даже при частичной расконсервации простаивающих производств рынок может быть серьезно дестабилизирован. Есть еще один весьма действенный фактор, обусловливающий повышенную осторожность производителей при выборе ими стратегии производства и сбыта алюминия. Как будет показано ниже, рынок этого металла очень чувствителен к колебаниям спроса и предложения, поэтому для поддержания благоприятной ценовой конъюнктуры производителям необходимо учитывать как спрос, так и объемы предполагаемого реального потребления металла в производстве, уровень накопленных запасов металла и др. факторы. Соотношение объемов мощностей алюминиевого производства представлено ниже на диаграмме 1.2.3.1.: ^ 1.2.4. Уровень цен на алюминий в динамике Уровень мировых цен на первичный алюминий в последние годы в целом соответствовал состоянию мирового рынка и достаточно оперативно отображал изменения в соотношении спроса и предложения этого металла. Ниже приводятся данные об уровне цен за период 1994-2000гг. с указанием важнейших факторов, оказывавших влияние на формирование этих цен. После объявления об очередном увеличении объемов производства в 1995 г. цены на Лондонской бирже металлов (ЛБМ) опустились в мае до уровня 1762,7 доллара за тонну, который специалисты отметили как критический. Одна из причин этого состояла в том, что в 1994 г. потребители, с целью защитить себя от ожидаемого роста цен на металл, сделали неоправданно высокие заказы на алюминий. Закупки алюминия выше потребности создали у потребителей значительные складские запасы и вызвали снижение спроса на мировом рынке в 1995 г. Таким образом, в 1995 г. на мировом рынке алюминия сложилась ситуация, во многом напоминающая ситуацию 1993 г. С января по декабрь среднемесячные цены на ЛБМ за наличный металл упали с 2060,55 доллара за тонну до 1656,74 доллара, т.е. практически ниже уровня, зафиксированного в декабре 1994 г. В 1996 г. мировые цены на алюминий продолжали снижаться. Так, в декабре на ЛБМ они составили 1500,29 доллара за тонну против 1589,34 доллара в январе (за наличный металл). Самый низкий уровень цен имел место в октябре 1996 г. - 1336,34 долл./т, что не наблюдалось с мая 1994 г., когда цена упала до 1322,6 долл./т. По данным исследовательской фирмы «Metal Bulletin Research» («MBR»), в первой половине 1997 г. положение на рынке алюминия характеризовалось активизацией спроса и быстрым уменьшением складских запасов как на ЛБМ, так и у производителей (складские запасы алюминия в странах Запада уменьшились на 384 тыс. т, в том числе на складах ЛБМ – на 334 тыс. т). По оценке Международного института первичного алюминия (International Primary Aluminium Institute), спрос на алюминий находился на сравнительно высоком уровне, и цены, хотя и испытывали месячные колебания, в целом оставались более или менее стабильными. В январе 1997 г. они составляли 1531,1 долл./т, затем, достигнув в августе максимума в 1674,5 долл./т, к концу года снизились до январского уровня (1535 долл./т). В целом в 4-ом квартале 1997 г., несмотря на падение цен на основные цветные металлы, обусловленное финансовым кризисом в странах Юго-Восточной Азии, мировые цены на алюминий были почти на 4% выше, чем в начале января, а среднегодовая цена на алюминий в 1997 г. выросла до 1591,4 долл./т против 1486,1 долл./т в 1996г. 1998 год, вопреки ранее сделанным прогнозам, оказался крайне неблагоприятным для поставщиков алюминия, в связи с продолжавшимся негативным воздействием на мировой рынок алюминия финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии. Частично это затронуло страны Западной Европы и даже Северной Америки. Неоправданно высокий рост производства обусловил превышение предложения над спросом, в результате чего цены на алюминий на ЛБМ в период с января по декабрь 1988 г. снизились на 17,9% (с 1514,3 долл./т до 1253,1 долл./т). Среднегодовая цена на ЛБМ в 1998 г. оказалась самой низкой за последние 5 лет и составила 1355,9 долл. за тонну против 1591,4 долл. за тонну в 1997 г. Цены алюминия на ЛБМ с немедленной поставкой в течение 1998 г. снижались с 1514,3 долл. за т в начале года до 1253,1 долл. за т в декабре. Среднегодовая цена алюминия в 1998 г. составила 1355,9 долл. за т против 1591,4 долл. за т в 1997 г. В первые месяцы 1999 г. цены на алюминий продолжали снижаться. В марте они находились на самом низком уровне за последние пять лет (1181,6 долл./т в феврале). Отрицательное влияние оказал непрекращающийся рост экспорта алюминия из России, а также ситуация на китайском рынке, которая оказалась значительно хуже по внутреннему потреблению, чем это ожидалось западными экспертами. Из-за низкого спроса на внутренних рынках России и Китая эти страны имели возможность расширить экспорт. Однако в целом динамика цен алюминия на мировом рынке в 1999 г. имела повышательный характер. По данным журнала «Metal Bulletin», на Лондонской бирже металлов среднемесячные цены на первичный алюминий (долл. за тонну, наличный товар) в 1999 г. возросли с 1218,5 долл. за т в январе до 1554,5 долл. за т в декабре. По прогнозу фирмы «Rudolf Wollf and Co», в 1999 г. среднегодовая цена на алюминий на ЛБМ должна была составить 1275 долл./т, фактически она была значительно выше – 1361,1 долл. за т, лишь ненамного превысив среднегодовую цену 1998 г. Избыток предложения алюминия на мировом рынке в 1999 г. оценивался различными организациями в 280-600 тыс. т (в 1998 г. – 160 тыс. т). В январе-мае 2000 г. динамика цен на алюминий на ЛБМ имела понижательный характер, но в целом мировые цены на алюминий в первой половине 2000 г. находились на сравнительно высоком уровне (средняя цена за полугодие на ЛБМ составила 1560 долл. за т наличного металла), что было обусловлено низким уровнем складских запасов в Европе. ВУ этот период потребители предпочитали не закупать металл в запас в расчете на дальнейшее понижение цен. Однако, как отмечает журнал «Metal Bulletin», динамика цен на алюминий в июне-сентябре 2000 г. приобрела повышательную тенденцию (см. табл. 1.2.4.1), что обусловлено низким уровнем запасов металла на складах ЛБМ. В начале июня на Лондонской бирже металлов складские запасы уменьшились на 1750 т – до 577,7 тыс. т и соответствовали в июне семинедельному уровню потребления алюминия, а с февраля - снизились в целом на 290 тыс. т. и были на 34% меньше, чем год назад. Однако, по мнению экспертов исследовательской фирмы «Macquarie Equities», во многих странах мира имело место увеличение складских запасов у производителей, оптовых фирм и потребителей. В то же время производство первичного алюминия в 2000 г. увеличивалось опережающими темпами по сравнению с потреблением, что вызвало в последние месяцы года некоторое снижение цен на металл. По данным журнала «Metal Bulletin», в ноябре цены алюминия на ЛБМ понизились по сравнению с концом сентября более чем на 100 долл. за т. В середине ноября наличный металл продавался по 1470 долл. за т. В последние месяцы 2000 г. потребители сократили закупки алюминия, поскольку они имели возможность использовать металл из накопленных ранее запасов. Поставки первичного алюминия на мировой рынок в 2000 г. составили 21,1 млн. т. Динамика среднемесячных цен на первичный алюминий в 1994 - 2000 гг. приведена в таблице 1.2.4.1, динамика среднегодовых цен – на диаграмме 1.2.4.2.: ^ Таблица 1.4.1.1. Среднемесячные цены на первичный алюминий на Лондонской бирже металлов Месяцы 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. январь 1174,60 2060,55 1589,34 1531,1 1514,3 1218,46 1680,70 февраль 1269,93 1916,15 1591,55 1580,0 1461,2 1186,86 1670,67 март 1289,03 1805,07 1612,48 1638,2 1432,0 1181,59 1577,41 апрель 1278,70 1849,03 1587,23 1550,0 1418,1 1278,20 1457,61 май 1322,60 1762,70 1589,26 1624,1 1363,8 1323,46 1467,19 июнь 1400,60 1780,05 1482,48 1554,5 1310,1 1315,31 1506,73 июль 1492,40 1860,01 1458,70 1595,3 1309,8 1403,76 1563,88 август 1455,40 1887,95 1463,36 1674,5 1310,1 1431,32 1528,02 сентябрь 1569,20 1760,83 1407,38 1598,1 1335,8 1492,45 1601,60 октябрь 1698,05 1674,32 1336,34 1610,0 1299,4 1474,40 1500,65 ноябрь 1892,60 1654,07 1449,52 1606,0 1295,2 1472,76 1473,85 декабрь 1878,30 1656,74 1500,29 1535,0 1253,1 1554,48 1565,41 СреднегодоваяЦена 1476,78 1805,62 1486,10 1591,4 1355,9 1361,1 1557,72 (Источник: «Metal Bulletin»)Среднегодовая цена на ЛБМ в 2000 г. ожидалась, по прогнозу «Economist Intelligence Unit», 1600 долл. за т против 1361,1 долл. за т в 1999 г. (на 17% выше). Фактически она составила 1557,72 долл. за т, т.е. ее величина оказалась весьма близкой к прогнозируемой.^ 1.2.5. Средняя рентабельность производства алюминия Уровень средней рентабельности в мировой алюминиевой отрасли является величиной непостоянной, поскольку напрямую связан с фактором себестоимости производства, которая в свою очередь зависит от таких изменяющихся показателей, как стоимость применяемой в процессе производства электроэнергии и транспортных издержек. Среднемировые показатели рентабельности в настоящее время составляют около 20%. Говоря о производстве алюминия в России, можно отметить, что за последние годы, благодаря грамотно выбранной рыночной стратегии и низкой стоимости электроэнергии, уровень рентабельности отрасли повысился и вплотную приблизился к мировому. По сравнению с мировым и российским производством алюминия, далеко не так благополучно в настоящее время обстоят дела в бывших советских республиках. Среди предприятий СНГ наиболее успешно алюминиевая отрасль работает в Казахстане. Однако основное предприятие страны, АО «Алюминий Казахстана», не выдержало конкуренции со стороны транснациональных корпораций из России и в 2000 году имело низкие экономические показатели. В настоящее время, благодаря мерам государственной поддержки, «Алюминий Казахстана» работает с рентабельностью на уровне 13-14%, что является, по сравнению с мировым уровнем, достаточно низким показателем. В целом баланс производства, потребления алюминия и цен на него таков, что аудиторская фирма PricewaterhouseCoopers делает вывод об ухудшении финансовой эффективности деятельности металлургических компаний. Рост издержек приводит к уменьшению прибыли большинства компаний. Это вынуждает их идти на снижение затрат, консолидацию и рационализацию производства в глобальном масштабе. ^ 1.2.6. Потребность в основных ресурсах (в натуральном выражении) для получения единицы продукции в натуральном выражении Началом сырьевой цепочки производства алюминия выступают бокситы. Из 2-7 тонн бокситов (в зависимости от качества сырья и применяемой технологии) вырабатывается одна тонна глинозема. Глинозем является основным и важнейшим видом сырья, используемым для получения алюминия. Для выпуска одной тонны алюминия требуется около двух тонн глинозема. По итогам деятельности алюминиевой промышленности в целом на одну тонну произведенного первичного алюминия в 2000 году пришлось 2,06 тонн глинозема. Другим важнейшим производственным ресурсом, потребляемым в значительных количествах алюминиевой промышленностью, является электроэнергия. В настоящее время цена на электроэнергию и ее наличие все чаще выступают как основной фактор, определяющий выбор точек размещения предприятий алюминиевой промышленности и установления их мощности. В 1999 году на одну тонну первичного производства алюминия в среднем в мире требовалось затратить немногим более 15 тыс. кВт. ч. электроэнергии. Колебания этого показателя по регионам мира были сравнительно невелики, что иллюстрирует рис. 1.2.6.1.: Рис. 1.2.6.1.В настоящее время практически все крупные алюминиевые компании мира имеют вертикально интегрированную структуру. В состав таких корпораций, как правило, наряду с непосредственными производителями алюминия входят предприятия по добыче и переработке бокситов, производящие глинозем, а порой и энергетические компании. Подобный подход способствует повышению стабильности производства и обеспечивает финансовую устойчивость алюминиевого производства при заметных изменениях конъюнктуры на рынках продукции и ресурсов. Для крупных алюминиевых компаний уже стало обычным иметь в своей структуре предприятия, производящие глинозем. Глиноземное производство отличается высоким уровнем энергопотребления. В среднем по результатам производственной деятельности в 1998 году в мире на одну тонну глинозема было затрачено 12,2 мегаджоуля энергии. На рис. 1.2.6.2. показаны энергозатраты производства глинозема в среднем в мире и в разрезе отдельных территорий: Обращает на себя внимание значительное отличие уровня удельных энергозатрат высокотехнологичных производств (Северная Америка) и предприятий с устаревшими технологиями (Африка):^ 1.3. Потребление алюминия 1.3.1. Динамика потребления алюминия в основных отраслях Согласно данным статистики, динамика потребления алюминия в мире в последние годы неуклонно растет. Основными отраслями – потребителями алюминия являются транспортная промышленность (судостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность), строительство, производство упаковки, электротехника и другие отрасли.Согласно оценке EIU (Economist Intelligence Unit), нынешнее потребление первичного алюминия в мире примерно соответствует годовому уровню в 23,9 млн. т. Начиная с середины 2000 года, спрос на металл возрастал особенно высокими темпами. В целом за 2000 г. потребление превысило уровень 1999 г. на 4,2%. К примеру, в США увеличение спроса на алюминий вызвано прежде всего нуждами автомобильной промышленности. По оценке специалистов, его удельный расход на выпуск одного автомобиля возрастет с 113 кг в 2000 г. до 136 кг в 2003 г. При этом в ближайшие два года в стране ожидается сохранение высокого уровня продаж легковых автомобилей. Помимо автомобилестроения, алюминий также широко используется при изготовлении тары и упаковки. К примеру, удельный вес алюминия в общем объеме выпуска банок для легких напитков в США в 1999 г. составил 47%. Обнадеживающими для участников рынка являются также перспективы развития спроса на легкий металл в Европе, где в 2000 г. темп прироста ВВП составил 2,8%, а в 2001 г. может составить 2,6%. В Китае по итогам 2001 г. потребление первичного алюминия впервые может превысить уровень 3 млн. т (12% мирового потребления). Собственное производство алюминия в КНР в 2000 году оценивалось в 2,7 млн. т. На