Раздел I. 2 Раздел II. 7 1. Издержки коммерческих предприятий. Классификация, виды и их особенности 7 4. Доход коммерческих предприятий. Сущность, виды и способы формирования. 20 5. Прибыль коммерческих предприятий. 20 Раздел III. 31 Раздел I. 2. Модели перехода к рыночной экономике и их особенности Наиболее распространенные модели переходных экономик:Модель “рыночного социализма”. Она возникла как исторически первый вариант реформирования “социалистического” строя. Отличительные черты этой модели: доминирование инерционности, постепенности изменений над “революционными” методами; в области аллокации ресурсов ведущую роль продолжает играть централизованный бюрократический контроль государства, доминирующий как над рыночным саморегулированием, так и над локальным монополистическим контролем и регулированием, собственность остается преимущественно под государственно-корпоративным контролем при поддержке прежде всего мелкой частной собственности; социальные ориентиры сводятся к умеренному консьюмеризму и патерналистической модели социальной защиты и т.п. В зависимости от социальной ситуации, качества институционально-политической системы и других не экономических факторов эта модель может обеспечить быстрый рост (Китай) или стагнацию (СССР конца 80-х годов). “^ Государственно- корпоративная” модель буржуазной трансформации характеризуется во многом сходными чертами. При этом, однако, происходит качественно более радикальное перераспределение экономической власти, контроля и собственности от центральных государственных структур к отдельным получастным корпорациям. Для этой модели характерны абсолютное доминирование локального монополистического контроля и регулирования в области аллокации ресурсов, корпоративно-капиталистической собственности и предельной степени развития корпоративной конкуренции ( столкновения кланов, элит и т.п. ). При слабости институциональной системы и центральной власти эта модель неизбежно будет двигаться по пути инфляции и стагнации. Социальные идеи реализуются в этом случае только как минимальные подачки трудящимся и населению с целью поддержания минимальной стабильности и обеспечения массовой поддержки того или иного из кланов.^ Модель “бархатной революции” отличается тем, что в странах с доминированием этого сценария качественные и революционные по содержанию изменения осуществлялись и осуществляются путем постепенных трансформационных сдвигов. В сфере аллокации ресурсов происходит более “спокойный “ (регулируемый и постепенный) переход от централизованного регулирования к “свободному рынку” при относительно меньшей ( чем в рамках второй модели ) роли корпоративно-монополистического и “вегетативного” контроля; отношения собственности также преобразуются не только волюнтаристкими методами и с несколько большей ( чем во втором случае ) дисперсией прав собственности среди населения ( ваучерная приватизации в Чехии, например, ) хотя доминирование корпоративно-капиталистической собственности является типичным и для этой модели; в области распределения и целевых ориентиров эта модель относительно ближе к стандартам “социального рыночного хозяйства”. При относительной стабильности институционально-зполитической системы эта модель характеризуется неглубокой ( по сравнению с Россией, например, но катастрофической по сравнению с “обычными” кризисами в Западной Европе ) стагфляцией; при неблагоприятных не экономических факторах она может приводить к такому же обвалу, как и более жесткие модели. Типичные для переходной экономики закономерности в рамках этой модели господствуют, но как бы приглушены вследствие наличия рыночных традиций (довоенное прошлое и модель “рыночного социализма” 70-80х годов), близости и влияния западноевропейской модели рыночного хозяйства и других факторов.^ Модель ”шоковой терапии” - наиболее “жесткий” вариант трансформации. Ее типичными чертами являются: стремление к одномоментому и административному разрушению прежней системы бюрократического централизованного планирования и “внедрению” рынка; ускоренная радикальная передача государственной собственности в руки частных лиц, обладающих достаточными капиталами и или административной власти; ориентация на достижение “точки невозврата” как самоцели, за реализацию которой общество неизбежно должно заплатить высокую экономическую и социальную цену. Именно эта модель, по моему мнению, в данный момент осуществляется в России.^ 9. Деньги и денежное обращение20. Виды и функции денег в рыночной экономике Наилучшим способом определения денег является характеристика их функций, а именно: деньги как средство обращения, средство накопления покупательной способности и средство измерения стоимости (масштаб цен). Деньги определяются самим обществом; все, что общество признает в качестве обращения, это и есть деньги. Действительно, деньги это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров. Деньги, как и любое другое понятие, имеют свою сущность. Сущность денег проявляется через: 1) всеобщую непосредственную обмениваемость; 2) самостоятельную меновую стоимость; 3) внешнюю вещную меру труда. По форме существования деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги в свою очередь подразделяются на реальные деньги (это монеты из драгоценных металлов, слитки), кредитные деньги (банкноты и казначейские билеты) и разменные монета. Безналичные деньги могут существовать как в рамках национальной денежно-кредитной системы в форме национальной валюты, так и в форме межнациональных платежных средств в системе международных расчетов.Функции денег: 1. Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. Подобные сравнения облегчают принятие рациональных решений. В качестве меры стоимости деньги используются и в сделках с будущими платежами. 2. Средство платежа. Деньги выступают как средство платежа. Эта функция денег проявляется, прежде всего, в обслуживании платежей вне сферы товарооборота. Это налоги, социальные выплаты, проценты за кредит. Деньги легко принимаются в качестве средства платежа. 3. Средство обращения. Деньги выступают как средство обращения обслуживания товарооборота. Во - первых и, прежде всего деньги являются сегодня средством обращения, деньги можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг. Как средство обмена деньги позволяют обществу избежать неудобств бартерного обмена. 4. Средство накопления (сбережения). Деньги служат средством сбережения. Поскольку деньги наиболее ликвидное имущество, они являются наиболее удобной формой хранения богатства. Владение деньгами за редким исключением не приносит денежного дохода, который извлекается при хранении богатства, например, в форме недвижимого имущества (собственности) или ценных бумаг (акций, облигаций и т. д.). Однако деньги имеют то преимущество, что они могут быть безотлагательно использованы фирмой или домашним хозяйством для любого финансового обязательства. 5. Мировые деньги. Функция “ мировые деньги “ это деньги в системе международных экономических отношений. Рынок невозможен без денег и денежного обращения. Денежное обращение - это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг. Оно обслуживает реализацию товаров, а также движение финансового рынка. В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились исторически и закреплены законодательно государством. К важнейшим компонентам денежной системы относятся: 1) национальная денежная единица, в которой выражаются цены товаров и услуг; 2) система кредитных и бумажных денег, различных монет, которые являются законными платежными средствами в наличном обороте; 3) система эмиссии денег, т. е. законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение; 4) государственные органы, ведающие вопросами регулирования денежного обращения.^ В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения: 1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебреные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках); 2) системы обращения кредитных или бумажных денег, которые не могут быть обменяны на золото, а само золото вытеснено из обращения. Выпуск как бумажных, так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости. Денежная масса это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами (см. рисунок). Доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег: чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е. безналичными деньгами. Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази - деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения. Экономисты называют квази-деньги ликвидными активами. Под ликвидностью какого - либо имущества или активов понимается их легко реализуемость, возможность их обращения в денежную форму без потери стоимости. Следовательно, самым ликвидным видом активов являются деньги. К высоко ликвидным видам имущества относятся золото, другие драгоценные металлы, драгоценные камни, нефть, произведения искусства. Меньшей ликвидностью обладают здания, оборудование. В структуре денежной массы выделяют такие совокупные компоненты, или, как их еще называют, денежные агрегаты, как М1, М2, М3, L, группирующие различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности, причем каждый их последующий агрегат включает в себя предыдущий. М1 это деньги в узком смысле слова, которые еще называют “деньгами для сделок”, и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах “до востребования”) в банках. Нужно заметить, что депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть спокойно превращены в наличные. М2 это деньги в более широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М1 + деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты со специализированных финансовых институтов. Владельцы срочных вкладов получают более высокий процент по сравнению с владельцами текущих вкладов, но они не могут изъять эти вклады ранее определенного условием вклада срока. Поэтому денежные средства на срочных и сберегательных счетах нельзя непосредственно использовать как покупательное и платежное средство, хотя потенциально они могут быть использованы для расчетов. Замечу, что различие между М1 и М2 заключаются в том, что в состав М2 включены квазиденьги, которые, по крайней мере, затруднительно использовать для сделок, нелегко перевести в наличные. Следующий агрегат М3 включает в себя М2 + крупные срочные вклады и суммы контрактов по перепродаже ценных бумаг. Агрегат L состоит из М3 и коммерческих бумаг с определенными видами краткосрочных ценных бумаг. Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени денежные агрегаты не рассчитывались и не использовались. Теоретически это обосновывалось постулатами марксистской экономической науки, в соответствии, с которыми считается недопустимым объединение квази -денег и наличных денег, ибо смешиваются совершенно разные категории деньги, ценные бумаги, кредит. Однако ясно, что между денежным рынком (движение краткосрочных ссуд), рынком инвестиций (обращение среднесрочного и долгосрочного ссудного капитала) и рынком ценных бумаг существует тесная взаимосвязь. Потенциально остатки на срочных счетах и ценные бумаги могут быть использованы для расчетов. Кроме того, владельцы срочных счетов имеют возможность переоформить их в счета до востребования. Доходы от ценных бумаг могут храниться на текущих счетах, так же, как денежные средства, вырученные от их продажи. Безусловно, денежные агрегаты на практике играют позитивную роль как ориентиры денежной политики государства. С учетом стирания граней между наличным и безналичным оборотом в нашей стране следовало бы перейти к их активному использованию. В настоящее время в России денежный агрегат М2 рассчитывался как сумма следующих показателей: М2 = масса денег в обращении + сумма депозитов. В свою очередь, сумма депозитов равна средствам на счетах предприятий и вкладам населения в коммерческих банках плюс вклады населения в сбербанках (срочных и до востребования). На сегодняшний день главной особенностью денежной массы в России является то, что около 50% ее составляет доллар и другая иностранная валюта. А сохраняющаяся высокая степень интеграции иностранной валюты во всю денежно - кредитную систему страны приводит к использованию валютного курса в качестве критерия хозяйственной деятельности и средства тезаврации даже населением и предприятиями, далекими от внешнего рынка. Все это негативно влияет на нашу денежную единицу рубль, значительно ослабляет его позиции по сравнению с другими денежными единицами. Участие Центрального банка РФ в формировании денежной массы характеризуется объемом и динамикой денежной базы и источников ее формирования. Стоимость денег определяют: приемлемость, относительная редкость и законность.^ Раздел II. 1. Издержки коммерческих предприятий. Классификация, виды и их особенности Затраты на приобретение экономических ресурсов (вводимых факторов производства) называются издержками производства. Издержки производства и реализации товаров (продукции, работ, услуг) представляют собой затраты средств производства, включающих сырье, материалы, топливо, электроэнергию, основные фонды, транспортные средства, посреднические и общественные услуги, расходы, связанные с непосредственным применением труда, выраженные в денежной форме. В РФ предусмотрен единый порядок включения затрат в состав себестоимости, который регламентируется 25 статьей Налогового кодекса РФ.^ По отношению к технологическому процессу на основные и накладные. Основными называются расходы, непосредственно вызванные реализацией технологических процессов. Рост удельного веса основных расходов в общей массе себестоимости при прочих равных условиях характеризует увеличение производительно осуществляемых затрат, в результате чего создается новая стоимость. Доля основных расходов в полной себестоимости машиностроительной продукции составляет 60-80%, а в материалоемких отраслях достигает 90%.Накладными обычно называют расходы, которые сами хотя и не выступают как элемент технологии производственного процесса, но направлены на создание условий его нормального протекания, например, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы. Расходы по управлению производством относят к накладным и в целом рассматриваются в их составе. По местам возникновения накладных расходов различают общепроизводственные и общехозяйственные расходы. ^ По способу включения в себестоимость отдельных видов продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые включаются в себестоимость по признаку прямой принадлежности. Косвенными называются расходы, которые невозможно рассчитать по признаку прямой принадлежности и которые вследствие этого включаются в себестоимость конкретной продукции путем распределения пропорционально какой-либо экономически обоснованной условной базе.^ По отношению к изменению объема производства—на условно постоянные и переменные. К условно постоянным относятся расходы, величина которых не изменяется или изменяется незначительно при изменении объемов производства. К переменным относятся затраты, относительный и абсолютный уровень которых изменяется при повышении или сокращении объемов производства.^ Релевантные финансовые затраты представляют собой будущий прирост денежной наличности, величина которого зависит от рассматриваемого решения. Принимаются во внимание только приростные движения денежной наличности. Практика показывает, что в разных ситуациях одни и те же затраты могут выступать как релевантные, так и нерелевантные. Получение достаточной информации для принятия решений достигается при группировке затрат на безвозвратные, вмененные, инкрементные, маргинальные.Безвозвратные — это расходы прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и никоим образом не будут изменены в будущем. Безвозвратные расходы при принятии решений в расчет не принимают. Вмененные — это расходы, которые учитываются при принятии решений, они возникают в случае ограниченности ресурсов. Вмененные затраты называют "воображаемыми", так как их добавляют при принятии решений, но реально в будущем их может и не быть. Они характеризуют возможности по использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения, если ресурсы не ограничены, вмененные затраты равны нулю.^ Инкрементные затраты и доходы являются дополнительными и возникают в случаях изготовления какой-то партии продукции дополнительно. К примеру, если в результате какого-то решения увеличиваются постоянные затраты (выплачивается премия за ускоренное производство продукции), то эти затраты называют инкрементными.^ Маржинальные затраты и доходы — это также дополнительные затраты и доходы, но в расчете не на весь выпуск, а на единицу продукции. В этом и заключается их отличие от инкрементных затрат и доходов.^ 2. Себестоимость продукции коммерческих предприятий. Классификация, виды и примеры формирования. Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты (издержки производства) на потребленные при изготовлении продукции средства производства, оплату труда рабочих, услуг других предприятий, расходы по реализации продукции, а также затраты по управлению и обслуживанию производства. ^ Элементы себестоимости — это группы производственных затрат, образованных по их экономическому назначению. Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: 1. Материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); 2. Затраты на оплату труда; 3. Отчисления на социальные нужды; 4. Амортизация основных фондов; 5. Прочие затраты. В фактической себестоимости продукции отражаются также: - потери от брака; - затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий; - недостачи материальных ценностей в производстве и на складе при отсутствии виновных лиц; - пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм. Система учета производственных затрат и калькулирования организуется на каждом предприятии по-разному. В любых условиях и при любых особенностях она зависит от выбора o6ъектов учета затрат и объектов калькулирования. В свою очередь, объекты учета и калькулирования определены целям управления.^ Объект учета затрат — это признак, согласно которому производят группировку производственных расходов для целей управления себестоимостью. В многоцелевой учетной системе выделяют две группы объектов учета: центры ответственности и единицы продукции. ^ Место возникновения затрат — предприятие, производство вид деятельности, цехи, участки, хозрасчетные бригады, агрегаты, стадии, переделы, процессы и т.п. Различают технологическую, цеховую, производственную и полную коммерческую себестоимость. ^ Технологическая себестоимость изделия — часть его себестоимости, определяемая суммой затрат на осуществление технологических процессов изготовления изделия. Она включает все прямые затраты и расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией технологического оборудования, при помощи которого изготовляется продукция.^ Цеховая себестоимость включает затраты цеха на производство продукции, то есть технологическую себестоимость и цеховые расходы. В производственную себестоимость помимо цеховой себестоимости входят общепроизводственные расходы, потери от брака, расходы по освоению и подготовке производства.^ Полная себестоимость включает производственную себестоимость и внепроизводственные расходы. В некоторых случаях рассчитывается среднеотраслевая себестоимость, являющаяся средней величиной затрат на производство данной продукции по отрасли.^ Центры ответственности — подразделения, по которым имеется возможность учесть выполнение менеджерами установленных им администрацией обязанностей. Центры создаются на базе функциональных отделов и служб предприятия. Кроме общих затрат на производство всей продукции фирмы необходимо знать также затраты, приходящиеся на какой-то определенный вид продукции, причем иметь возможность определять затраты, идущие на единицу продукции. Это задача калькуляционной системы учета затрат. Она позволяет определить затраты на изготовление единицы определенного вида продукции, факторы, под влиянием которых сформировался данный уровень себестоимости и направления снижения себестоимости продукции. Статьи калькуляционного листа объединяют в себе затраты с учетом их конкретного целевого назначения и места. При калькуляционной классификации элементы себестоимости могут распределяться по нескольким статьям, поэтому в калькуляционном листе различают две группы затрат: 1. Простые, состоящие из одного элемента, которые не могут быть подразделены на другие, качественно различные статьи; 2. Комплексные, включающие несколько элементов затрат, которыемогут быть разложены на первичные элементы. Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции определяются отраслевыми методиками. Общий перечень статей: 1. Сырье и основные материалы. 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия. 3. Возвратные отходы. 4. Транспортно-заготовительные расходы. 5. Топливо и энергия на технологические цели. 6. Основная заработная плата основных производственных рабочих. 7. Дополнительная заработная плата основных производственных рабочих. 8. Отчисления на социальные нужды по заработной плате основных производственных рабочих. 9. Расходы на содержание и эксплуатацию технологического оборудования. 10. Цеховые расходы. 11. Общепроизводственные расходы. 12. Затраты на освоение новых конструкций, а также организацию новых производств. 13. Допустимые для данного производства потери от брака. 14. Прочие производственные расходы. 15. Внепроизводственные расходы. Распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов при вычислении полной себестоимости производится методов их распределения пропорционально выбранной базе отнесения, например, трудозатратам основных производственных рабочих и т.п.^ Объект калькулирования — это вид продукции, полуфабрикатов, частичных продуктов разной степени готовности, работ и услуг определенной потребительной стоимости. На выбор объектов учета затрат и номенклатуру объектов калькулирования существенное влияние оказывают особенности технологии производства, тип организации производства, структура управления предприятием, технические параметры вырабатываемой продукции, степень развития внутренних хозрасчетных отношений и др. Нередко объект калькулирования называют носителем затрат. Объекты калькулирования имеют целенаправленные связи с калькуляционным учетом и калькуляционными единицами, которые представляют собой единицу измерения калькуляционного объекта. ^ Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажей продукции, товаров и услуг, а также на содержание административно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия. Все плановые задания и показатели конкретизируются на предприятии в соответствующих сметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. В процессе разработки сметы затрат на производство в отечественной экономической науке и практике широко применяются три основных метода: 1) сметный метод — на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по данным всех других разделов плана; 2) сводный метод — путем суммирования смет производства отдельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними; 3) калькуляционный метод — на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат. Кроме рассмотренных методов определения себестоимости продукции, широкую известность и применение на отечественных предприятиях и зарубежных фирмах имеют также простая, нормативная, позаказная и попроцессная, а также усеченная калькуляция затрат. Данные методы планирования себестоимости продукции могут применяться на предприятиях одновременно в различных подразделениях. Правильное планирование издержек производства на единицу продукции служит в условиях рынка не только основой анализа затрат и управления стоимостью продукции, но и создает планово-экономическую базу для формирования рыночных цен на все товары и услуги. ^ 3. Ценообразование продукции коммерческих предприятий. Классификация, виды и примеры формирования.Ценообразование - это процесс установления цены на конкретный товар.Цена – денежное выражение товарной стоимости продукции (изделий), работ, услуг, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство общественно необходимое рабочее время.Цена может выполнять следующие функции:- учетную, которая состоит в том, что цена есть измерение затрат на производство товаров. Наиболее эффективно это осуществляется, когда стоимость товара равна цене.- стимулирующую, которая состоит в том, что цены должны вести к более быстрому развития прогрессивных отраслей, новой техники, производству дефицитных товаров. Стимулирующая функция проявляется, прежде всего, в тех случаях, когда цены являются высокими.- распределительную, состоящую в перераспределении национального дохода таким образом, чтобы обеспечивать одинаковость экономических условий для субъектов рынка. Эта функция реализуется через включение в себестоимость налогов, а также включение в цену косвенных налогов.- функцию сбалансирования спроса и предложения, которая выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Они служат гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.- ограничительную, состоящую в том, что с помощью цен можно сокращать потребление некоторых товаров.Цены выполняют функции в единстве, при этом между этими функциями цен возникают противоречия.В практике используется множество видов цен, что связано с особенностями приобретаемых и продаваемых товаров. Все виды цен находятся во взаимосвязи между собой, т.к. существует единый процесс формирования затрат и имеет место тесная взаимозависимость всех субъектов рынка. Любая цена включает в себя определенные элементы и в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться. ^ Структура цены - это соотношение отдельных элементов, выраженное в процентах или долях.Формирование различных видов цен, ее основные элементы представлены на рис. 1. Элементы цены себестоимость производства и реализации товаров (работ, услуг) прибыль изготовителя косвенные налоги посредническая надбавка торговая надбавка акциз налог на добавленную стоимость издержки производства прибыль посредника налог на добавленную стоимость издержки торговли прибыль торговли налог на добавленную стоимость налог с продаж Оптовая цена изготовителя Оптовая цена отпускная Оптовая цена закупки Розничная цена Рис. Состав и структура ценыСтруктура свободной отпускной цены состоит из следующих составляющих: себестоимости и прибыли предприятия-изготовителя продукции плюс НДС и акциз (для тех видов продукции, где он применяется).Основу цены продукции составляет ее себестоимость. Она характеризует текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции.Прибыль предприятия-изготовителя продукции будет равна выручке от реализации продукции без НДС и акцизного налога минус полная себестоимость реализованной продукции.Важное место в цене занимают косвенные налоги. Акциз, налог на добавленную стоимость (НДС) и налог с продаж – это косвенные налоги, оплачиваемые конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается государством. НДС имеет широкую базу обложения. В зависимости от базы выделяют основные ставки 20%, 10%, 0%. Наиболее распространена ставка 20%.Прежде чем принять решение об окончательной цене на товар, предприятие проводит глубокую аналитическую работу, которая включает все стороны его деятельности по производству и реализации (сбыту) товара. Под ценовой политикой понимают определение уровня цен и возможных вариантов их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых предприятием.Для выработки эффективной ценовой политики необходимо проводить всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются:- спрос на продукцию;- государственное регулирование цен;- издержки по производству и реализации продукции;- конкуренция;- другие факторы. Значительное влияние на цену товара оказывает спрос. Чем выше цена товара, тем меньше изделий, предлагаемых по данной цене, могут приобрести покупатели.В практике широко применяется числовая (расчетная) оценка эластичности спроса (предложения) в зависимости от изменения цены, или ценовая эластичность спроса (предложения) ЕрЕр =∆ q /∆ Р ,где ∆q и ∆Р— изменение спроса (предложения) и цены, %.Принято считать, если:Ер Ер > 1 — спрос эластичен;Ер = 1 — спрос с единичной эластичностьюПоложительные значения эластичности отражают одинаково направленные изменения взаимосвязанных величин: обе возрастают или обе уменьшаются, отрицательные – разную направленность изменений: одна величина возрастает, другая – уменьшается, или наоборот, одна – уменьшается, другая – возрастает.Эластичность спроса в зависимости от изменения цены обычно является отрицательной величиной, эластичность предложения, – как правило, положительной величиной.Зная эластичность спроса на выпускаемый на рынок товар, предприниматель заранее имеет возможность определить реакцию покупателей на изменение цены (табл. 6.1.) Таблица 6.1. Реакция покупат