Тема 2. Мировой рынок1. Характеристика мирового рынка.2. Конъюнктура мирового рынка.3. Цены мирового рынка. ___________________________1. Характеристика мирового рынкаПонятие мирового рынка МРТ закладывает основы для создания мирового рынка, который исторически возник на основе внутренних рынков, вышедших за национальные границы.Внутренний рынок - сфера экономического обмена, в рамках которой все предназначено для продажи реализуется внутри страны.Национальный рынок - внутренний рынок + часть рынка, где произведенное внутри страны реализуется среди иностранных покупателей.^ Мировой рынок - части национальных рынков, непосредственно связанных с иностранными покупателями.Структура мирового рынка Мировой рынок - развитая сфера товарного обмена между национальными рынками, которые связаны системой мирохозяйственных товарно-денежных отношений. Существуют разные сегменты мирового рынка: рынок товаров и услуг, капитала и рабочей силы. Мировой рынок тесно связан с национальными рынками, но в то же время сильно отличается от каждого из них. Прежде всего тем, что на мировом рынке очень сильно сказывается влияние внешней политики ТНК, на мировом рынке существует особая система мировых цен, которая не совпадает с внутренними ценами. Мировой рынок - система единых товарных рынков. Однако все рынки тесно связаны между собой, т.к. образуют рыночные цепи. Вокруг каждой цепочки существует особый рынок факторов производства.Основные черты МР 1. МР - категория товарного производства, вышедшего за национальные рамки. 2. Проявляется в межгосударственном перемещении товаров под влиянием внешних по отношению к данной стране спроса и предложения. 3. В большей степени, чем внутренний рынок, оптимизирует использование факторов производства. 4. Выступает в качестве фильтра, выбраковывает несоответствующие международным стандартам качества товары.Разделение товаров на торгуемые и неторгуемыеТоргуемые - реализуются на внутренних и зарубежных рынках и состоят из 3-х групп - 1) сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство; 2) продукция добывающей промышленности; 3) продукция обрабатывающей промышленности. Торгуемые делятся на экспортные (товары реального экспорта и субституты экспорта - сейчас не вывозятся, но могут) и импортные (реального импорта и субституты импорта - отечественные товары, которые могут заменить импортные для данной страны). Неторгуемые - реализуются только на внутреннем рынке. Торговля признается международной, если в таможенной отчетности государства фиксируется факт пересечения товаром таможенной границы. Однако может быть и без пересечения границы - тогда отражение в платежном балансе.^ 2. Конъюнктура мирового рынкаПонятие конъюнктуры мирового рынка Конъюнктура - это совокупность экономических условий и факторов, которые формируют в определенный период рыночную ситуацию, т.е. состояние спроса, предложения и цены. Конъюнктуру можно отнести к мировому и к национальному рынку. Они взаимосвязаны.Виды конъюнктуры 1. Общеэкономическая. 2. Отраслевая. 3. Рынка конкретных товаров.По временному признаку: 1. Текущая. 2. Кратко- и среднесрочная. 3. Долгосрочная.Конъюнктурообразующие факторы 1. Постоянные и переменные. 2. Циклические и нециклические. 3. Стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его. В основе конъюнктурных колебаний - циклический характер развития экономики (все виды циклов - большие, промышленные и т.п.), хотя влияют и нециклические факторы (постоянные и переменные), а также случайные. Основные нециклические факторы - 1) деятельность государства; 2) монополизация экономики; 3) политические факторы. У постоянных факторов может быть собственная динамика и цикличность (милитаризация экономики, НТП)Методы анализа конъюнктуры мирового рынка экстраполяция экспертных оценок ЭММПоказатели конъюнктуры мирового рынка 1) Динамика товарных цен в нерегулируемых секторах экономики. 2) Кол-во заключенных сделок. 3) Состояние портфеля заказов (т.е. совокупность заказов, которые имеет фирма на определенную дату или на определенный период.). 4) Движение запасов. Конъюнктура бывает повышательная и высокая, понижательная и низкая. Для повышательной конъюнктуры характерно превышение спроса над предложением, увеличение числа сделок, цены растут и субъекты рынка проявляют очень большую активность. Поскольку спрос превышает предложение, это рынок продавца. При понижательной кон-ре происходит затоваривание, спад экономической активности, спад цен и определенные преимущества имеет покупатель. Конъюнктура мирового рынка может касаться отдельных товаров, групп товаров и отдельных регионов и всего мира в целом. Конъюнктура - объект активного вмешательства экономических субъектов.^ 3. Цены мирового рынкаМировые цены - цены наиболее масштабных экспортно-импортных сделок, которые заключаются на международных товарных рынках в основных центрах международной торговли. В основе мировой цены лежит международная стоимость (складывается из средневзвешенных затрат - главных производителей). На цены международной торговли оказывают влияние следующие группы факторов: 1) общеэкономические (вид продукции и конкретные условия производства и реализации); 2) конкретно экономические (издержки, условия рынка, налоги и сборы, потребительские свойства товаров); 3) специфические (для отдельных групп товаров); 4) специальные (связанные с деятельностью государства во внешнеэкономической деятельности); 5) внеэкономические (политические, военные, социальные).Характеристики мировых цен: 1)Устанавливается в СКВ. 2) Цены ведущих поставщиков (существенная доля в общем объеме продаж). 3) Для рынков топливно-сырьевых товаров – установленные в регионах, где сосредоточены производство и/или потребление.Основа для установления мировых цен1. Публикуемые ценысправочные - цены продавца, которые публикуются в специальных изданияхбиржевые - цены на товары, торговля которыми проводится на международных товарных биржах;цены аукционов - складываются в результате проведения торгов между покупателями;цены торгов (тендерные цены) – цены специализированной торговле, основанной на проведении конкурсов между продавцами или поставщиками услуг;прейскурантные– цены прейскурантов крупных производителей;контрактные– цены реальных (осуществленных) внешнеторговых сделок.^ 2. Статистические (расчетные) Не могут быть основой мировой цены: клиринговые цены; цены в рамках межгосударственных соглашений; по бартерным сделкам; по программам помощи и другим некоммерческим каналам; трансфертные цены в рамках торговли между филиалами ТНК.Динамика цен на мировом рынке Долговременные тенденции зависят от следующих факторов: 1) Инфляционные процессы; 2) Изменение стоимости товаров; 3) Ценовая политика фирм; 4) Государственная внешнеэкономическая политика; 5) НТП. Наиболее значимые периоды изменения мировых цен: 1) 1960-72 гг. Цены растут на промышленны товары 4 % в год, на сырьевые - 3 %. 2) 1973-81 гг. Колоссальный рост цен (после нефтяного кризиса) 10-25% в год. 3) 1982-86 гг. Преодоление последствий нефтяного кризиса (замедление роста цен, некоторое их снижение). 4) 1987 г. – н/в. Относительная стабильность цен (колебания 2-3% в год).Дополнительная информация^ 1. Международные товарные биржи (МТБ): • публичные, в которых принимают участие все желающие физические и юридические лица; • частные — акционерные общества, в которых осуществляют торговые операции только их члены. При этом члены акционерной торговой биржи не получают дивидендов.^ Международные товарные биржи — это такие торговые учреждения, где осуществляется продажа одного товара крупными партиямиОперации на МТС: 1) сделка на реальный товар (СПОТ) определяет, что продавцы и покупатели действительно намерены продать или приобрести товар:сделка СПОТ с немедленной поставкой товара означает, что товар будет поставлен покупателю в течение 15 дней;сделка на товар с поставкой в будущем означает, что товар будет поставлен после заключения сделки в течение 3 лет. Это форвардные сделки; 2) срочные (фьючерсные) сделки — не предусматривающие реальную продажу товаров в срок, а предполагающие продажу права на товар (т. е. продаются документы на владение товаром); 3) спекулятивные операции — это операции, связанные с продажей документов на владение товаром с учетом повышения или понижения на них цен; 4) хеджирование — страхование операций, осуществляемых на МТБ с целью избежания потерь от изменения цен.^ 2. Международные аукционы (МЛ)Международные аукционы — это международные учреждения, где осуществляется продажа драгоценностей, предметов роскоши и др.Виды аукционов:гласные аукционы — где покупатели открыто называют свою цену на товар;негласные аукционы — где покупатели подают условный сигнал;автоматизированные аукционы — где применяется соответствующая техника, а предложения покупателей высвечиваются на табло.Формы аукционов: • работают на принципе повышения цен; • работают на принципе понижения цен.3. Международные торги:открытые — такие, в которых имеют право принимать участие все желающие физические и юридические лица;закрытые — такие, в которых принимают участие наиболее авторитетные фирмы по специальным приглашениям. Принципиальное отличие МТБ и МА от МТ состоит в том, что первые организовывают продавцы, а последние — покупатели.