Реферат по предмету "Разное"


2. Цель и организация исследовательской работы

2. Цель и организация исследовательской работы2.1.Научный аппарат исследования Научный аппарат - это методологическая база и основа организации исследовательской работы. Позволяет выстроить логику исследования, увидеть взаимосвязь и взаимозависимость ключевых понятий и терминов. К научному аппарату относится формулирование и определение темы, постановка и формулирование цели, определение объекта и предмета ис­следования, выдвижение научного предположения (гипотезы), постановка задач и выбор методологической базы исследования. Традиционно в исследованиях (ВКР, курсовая работа) первая глава посвящена теоретико-методологическому обоснованию объекта и предме­та исследования, а также особенностям их проявления и взаимодействия в практической деятельности ОУ (образовательного учреждения). Первый параграф раскрывает теоретические подходы к изучению объекта исследо­вания. Второй параграф посвящен анализу подходов к роли предмета в из­менениях объекта или показывает их взаимосвязь на теоретико-методологическом уровне. Ниже приводятся примеры возможного вариан­та формулирования и развития темы курсовой работы в дипломную рабо­ту, а также возможные варианты изменения объекта и предмета исследо­вания. ^ Курсовая работа Дипломная работа Тема Внеклассной работы в школе как условие формирования целевых и ценностных уста­новок в ООШ. Организация внеклассной работы в школе как условие формирова­ния целевых и ценностных уста­новок старших подростков. Объект Формирование целевых и ценностных установок. Ценностные установки старших подростков в условиях школы. Предмет Внеклассная работа в школе как условие формирование целевых и ценностных уста­новок Организация внеклассной работы в школе как условие формирова­ния ценностных установок у де­тей старшего подросткового воз­раста. Хочется также отметить, что четкая формулировка темы позволит бо­лее точно определить методологическую базу исследования,^ Цель исследования определяется и формулируется как достижение ре­зультата в виде разработанной новой программы знаний, умений, новой педагогической технологии или оригинального варианта известного и т.д. Формулировка цели любого психолого-педагогического исследования, как правило, начинается словами «выяснить...», «определить..», «создать...» и т.п. Цель может быть достигнута через решение конкретных задач иссле­дования.^ Объект исследования - это то педагогическое пространство, та об­ласть, в рамках которой находится то, что предстоит изучить (М. М. По­ташник). Объектом исследования могут быть детские и педагогические коллективы, система воспитательной работы, учебно-воспитательный про­цесс, преподавание чего-либо и т.д.^ Предмет исследования содержит в себе центральный вопрос про­блемы. Это та часть объекта или процесс, в нем происходящий, который собственно исследуется. Например, если объектом является учебно-воспитательный процесс, то предметом может быть механизм игрового обу­чения; если объект - процесс обучения математике, развития речи и т. п., то предметом явится использование моделирования при формировании вы­числительной деятельности, обучении рассказыванию, формировании обобщенного представления о трудовом процессе и т.д. Таким образом, предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта и, как правило, совпа­дает с темой исследования.Задача представляет этап достижения цели. В исследовании может быть поставлено несколько задач, чаще всего вычленяют три группы. Первая группа задач - историко-диагностичекая. Ее связывают с изу­чением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий. Вторая группа - теоретико-моделирующая, связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого педагогического явления, способов его преобразования. Третья группа - практически преобразовательная, связанная с разра­боткой содержания, методов организации педагогического процесса. Например, цель исследования - определить систему работы по обуче­нию дошкольников рассказыванию с использованием моделирования; за­дачи - выявить степень сформированности умения составлять рассказы, определить причины данного положения дел, изучить возможности детей дошкольного возраста в работе с моделями и пр. Во введении представляют гипотезу исследования, это развернутое предположение, где максимально подробно даны модель, будущая мето­дика, система мер, то есть технология, которая обеспечит высокую эффек­тивность учебно-воспитательного процесса, например, «детям дошкольно­го возраста доступно освоение системы знаний о труде людей по выращи­ванию растений. Данная система знаний включает три взаимосвязанных подсистемы: знания о растении как о живом организме; о среде обитания; о трудовом процессе. Дошкольники могут усвоить данное содержание, если компоненты и связи внутри этих подсистем представлены наглядно и ос­ваиваются в значимой для ребенка деятельности. Освоение данной про граммы обеспечит эффективное умственное, трудовое и экологическое вос­питание» (Л.Я. Мусатовой). Проблему выдвижения гипотетического пред­положения и его доказательства более подробно мы рассмотрим в следую­щей теме.Задания и вопросы для контроля знаний. 1. Сформулируйте педагогическую проблему, и выстройте на её ос­нове тему учебного исследования. Определите научный аппарат темы. Сформулируйте гипотезу исследования.Литература Виноградова Н.А. Методические рекомендации к выполнению письменных работ. - М., 1993. Казакова А.Г. Роль и место курсовых и дипломных работ в организации учебно-исследовательской деятельности студентов. - М., 1999. Клименко И.Ф. Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности. // Специалист, 1999. - № 10. Методы педагогического исследования. / Под ред. В.И. Журавлёва,- М., 1972. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы сту­дентов. - М., 2000.2.2. Научная гипотеза и ее проверка План и организация исследования Гипотеза является важным элементом движения познания к новым открытиям. Она возникает на основе известных знаний, но выходит за их пределы. При этом формулирует новое утверждение, истинность которого до сих пор не была доказана. «Гипотеза - это предположение, в котором на основе ряда фактов делается вывод об объекте, о причинах явления, при­чем предположение это нельзя считать вполне доказанным» (A.M. Нови­ков). Существуют разные толкования гипотезы. Так, например, П.В. Копнин понимает гипотезу очень широко - это целая система суждений, поня­тий, мнений. Гипотеза, трактуемая как система знаний, не тождественна предположению. Предположение является только одним, хотя и сущест­венным, моментом гипотезы. Сужение значения гипотезы до значения предположения считается неправомерным. По мнению ученого, предпо­ложение выражает гипотезу не как процесс движения мысли, а только как его результат, точнее, даже часть результата. Цитируемый автор опреде­ляет гипотезу следующим образом: «Гипотеза как форма научного позна­ния характеризуется следующими свойствами: 1) является системой науч­ного познания, которая складывается из различных мнений; 2) объеди­няющим элементом или идеей в них является предположение». Предположение в гипотезе, согласно П.В. Копнину, «а) служит средством по­знания предмета, его основных взаимоотношений и закономерностей; б) дения, которые оно содержит, имеют вероятностный характер; в) в про­цессе обоснования и развития гипотезы оно должно быть доказано либо отвергнуто и заменено другим; г) на его основе создается система зна­ний, которая помогает вскрывать новые факты и закономерности и явля­ется орудием движения познания». Эвристическая ценность гипотезы заключается в том, что в ней со­единяются известные познания с новым, с тем, что необходимо найти или доказать. Гипотеза появляется одновременно с ведущей идеей исследова­ния и определяется ею. Новые гипотезы часто возникают на базе противоречий между тео­рией и фактами, которые уже нельзя объяснить в рамках этой теории. Это противоречие между старыми теориями и новыми фактами форму­лируется как проблема, которую нужно решить. Происходит определен­ный скачок в познании. Возникает гипотеза или несколько гипотез, кото­рые имеют вероятностный характер. Наглядным примером того, как гипотеза определяется теорией, мо­гут быть исследовательские работы. Как мы говорили выше, научная гипотеза - это допущение, истина ко­торого еще не доказана, но вероятна. Научная теория включает в себя ги­потезу как исходный элемент поиска истины, которая помогает экономить время и силы, целенаправленно собирать и группировать факты. Гипотеза - это своеобразный прообраз будущей теории, одна из форм научного познания, выступающая в виде определенного умозаключения. Существуют разные виды развития гипотезы это: первоначальная (нуле­вая), описательная (понятийно-терминологическая), объяснительная, ба­зисная (основная)и прогностическая. Формулировка педагогических гипотез - процесс сложный, проверяе­мый и непрерывный. Нулевая гипотеза - это первоначальное объяснение имеющихся связей и отношений в объекте и предмете исследования. Нуле­вая гипотеза предполагает определенные функции предмета в объекте ис­следования. При этом нулевая гипотеза может не давать теоретическое объяснение связей внутри предмета исследования. Нулевая гипотеза стро­ится на структурных связях между объектом и предметом исследования или отношениях между структурными элементами предмета исследования. Описательная гипотеза трактует структуру процесса или явления на основе полученных первоначальных данных. Они характеризуют изучае­мое явление с разных позиций. Как правило, эти данные могут быть полу­чены при использовании простейших анкет и интервью, сопоставления мнений, в результате описательной гипотезы формулируется И конкрети­зируется понятийный аппарат и исходные данные эксперимента. Объяснительная гипотеза требует экспериментальной проверки, в связи с тем, что здесь на первый план выдвигаются причинно-следственные связи, которые получены на первом и втором этапах экспе­римента. Поэтому объяснительная гипотеза строится на предположении: если сделать то-то, то такие-то изменения произойдут в объекте и предме­те исследования. Для проверки объяснительной гипотезы проводится кон­статирующий эксперимент, который призван получить данные о законах функционирования исследуемого процесса или явления. Основная рабочая гипотеза определяет и базисный (основной) экс­перимент. Без основной гипотезы процесс исследования сводится к систе­матизации информации, вариативному изложению фактов. Основная гипо­теза строится на предположениях о том, при каких условиях процесс ре­шения той или иной педагогической проблемы будет успешным, как будут изменяться личностные качества учащегося. Концептуальная гипотеза создается в коллективных или комплекс­ных исследования. На основании формулирования научного аппарата составляется план организации исследования, включающий: формулирование темы иссле­дования; обоснование актуальности исследования; формулирование про­тиворечий (заимодействия между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противо­положностями внутри единого объекта и его состояний); формулирование проблемы исследования; определение объекта и предмета исследования; определение цели исследования; формулирование гипотезы и определение задач.Литература Виноградова Н.А. Методические рекомендации к выполнению письменных работ. - М., 1993. Кочетов Д.И. Культура педагогического исследования. Минск 1996.-312 с. Казакова А.Г. Роль и место курсовых и дипломных работ в органи­зации учебно-исследовательской деятельности студентов. - М., 1999. Клименко И.Ф, Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности. // Специалист, 1999. - № 10. Методы педагогического исследования. / Под ред. В.И. Журавлёва,-М., 1972. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образователь­ном учреждении. - М., 1996. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. - М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Macbeth Role Of Witches Essay Research Paper
Реферат М.Т. Лорис-Меликов
Реферат «гранд-тур по венгрии + вена» мишкольц-тапольце эгер будапешт (4 ночи) - сентендре – вышеград – вена - дебрецен (1 ночь)
Реферат Magic And Magicians Essay Research Paper Many
Реферат Сфера гостиничных услуг анализ основных результатов деятельности предприятия и пути их улучшени
Реферат Загальний огляд планети Земля
Реферат Новейшее время и его культура
Реферат Чингисхан
Реферат 1. о чем повествуется в прологе к трагедии «Агамемнон»? о чем ведет речь Дозорный? о чем поет в пароде хор старцев? Действующие лица
Реферат Hurricanes Essay Research Paper How a Hurricane
Реферат Два вида русов в юго-восточной Прибалтике
Реферат Методы налогообложения
Реферат Договор аренды нежилых помещений 2 Понятие нежилого
Реферат Расчет налоговой нагрузки физических лиц
Реферат Шумер и Аккад: древнейшая история