ВведениеВ 2009/2010 учебном году педагогический коллектив школы работал над решением следующих задач: 1. Создание оптимальных условий по овладению учащимися содержанием образования, обеспечивающим их активную адаптацию в социуме;2. Развитие индивидуальных способностей школьников для повышения качества образовательного процесса;3. Воспитание самостоятельной личности, способной к физическому, духовному, нравственному саморазвитию;4. Формирование у учащихся ценностных ориентаций, влияющих на выбор социального поведения в соответствии с принятыми в обществе нравственно-правовыми нормами.В течение учебного года велась работа по решению поставленных задач, с учетом которых была спланирована работа методических объединений учителей, составлен план внутришкольного контроля. Годовой анализ позволил выявить положительные моменты в работе учителей, установить причины, оказавшие влияние на частичное выполнение отдельных задач. Анализ показал, что имеются нерешенные проблемы. Причины, помешавшие в полной мере реализовать поставленные задачи, будут рассмотрены в процессе анализа основных направлений деятельности учебно-методической и воспитательной работы.^ Деятельность школы, направленная на получение учащимися начального, базового и среднего образования. В 2009/2010 учебном году школа работала в режиме 6-дневной недели, обучалось 296 учащихся, 14 классов-комплектов: из них в начальной школе 6 классов-комплектов (114 учащихся), 6 классов-комплектов в средней школе (135 учащихся), 2 класса-комплекта в старшей школе (47 учащихся). На протяжении трех лет наблюдается тенденция к уменьшению наполняемости школы. Количество учащихся составляет 25% от проектной мощности здания. Проводится недостаточная работа по привлечению учащихся первых классов в школу, хотя количество детей 6-летнего возраста по всеобучу составляет 66 человек. Учителям начальных классов, администрации школы необходимо проводить работу, направленную на привлечение учащихся в школу: с родителями учащихся – организовать подготовку детей 5-летнего возраста к школе через открытие дополнительных образовательных услуг. С 2009/2010 учебного года часть здания школы занимает галерея детского творчества. В соответствии с Законом Республики Беларусь “Об общем среднем образовании” в первые классы школы осуществлялся набор детей 6-летнего возраста.В 2009/2010 учебном году в школу был набран один первый класс в количестве 23 учащихся, что составляет 51% по всеобучу. Из них[ 6-летнего возраста 17 человек (74%), 7-летнего – 6 (26%). По сравнению с предыдущим учебным годом количество первых классов уменьшилось. По данным всеобуча по состоянию на 01.09.2009 г. не приступили к занятиям 6 детей в возрасте 6 лет: 5 по медицинским показаниям, 1 по заявлению родителей. В течение года педколлективом школы ослаблена работа по увеличению охвата учащихся, несмотря на качественную рекламу на сайте школы. Работа с родителями учащихся, чьи дети пойдут в первый класс, проводилась на недостаточном уровне, так как на протяжении учебного года было проведено только одно родительское собрание с родителями будущих первоклассников. Отсутствовала действенная работа учителей начальных классов, педагога-психолога по привлечению учащихся в школу. Для увеличения численности учащихся в школе планируется расширить перечень дополнительных образовательных услуг, за счет часов факультативных занятий расширить перечень факультативов, а также более широко внедрять в педагогический процесс информационные технологии с целью повышения качества образования учащихся. В 2009/2010 учебном году на основании заявления родителей и справок ВКК для 5 учащихся было организовано обучение на дому. Все занятия проводились в соответствии с расписанием, составленным на основе учебного плана. Учащимися программа была усвоена на удовлетворительном и среднем уровне. Учащиеся Лазарев М. (3 «А»), Тавгень И. (7 «Б»), Апетенок С. (8 «А»), Ярошевич В. (6 «А») решением педагогического совета переведены в следующий класс. Учащийся 11 «А»' класса Кузьмин Д. завершил обучение на уровне общего среднего образования. В 2009/2010 учебном году в школе функционировало 4 класса интегрированного обучения, в которых обучалось 5 учащихся. Учителями-предметниками, работающими в данных классах, и учителем-дефектологом велась достаточная работа с данной категорией учащихся. В 2009/2010 учебном году на базе школы функционировал пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) Работа учителя-дефектолога проводилась по следующим направлениям:Обследование учащихся Коррекционные занятияКонсультационная работаРабота по самообразованиюРабота в кабинете Исследование состояния устной и письменной речи учащихся проводилось в начале и конце учебного года. Организация работы с детьми осуществлялась в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Целью работы ПКПП было комплектование групп детей с нарушениями устной и письменной речи, а также углубленное обследование речи детей для определения приоритетных направлений коррекционной работы. В 2009/2010 учебном году на ПКПП было зачислено 25 человек. В конце 2009/2010 учебного года выпущено 13 учащихся с положительной динамикой: - 7 учащихся с исправленным звукопроизношением; - 6 учащихся с дисграфией различных форм. Специалистами ГУО ЦКРОиР Первомайского района предварительно рекомендовано продолжать занятия на ПКПП в 2010/2011 учебном году 12 учащимся и 6 выявленными в период обследования в конце учебного года. Динамика в развитии устной и письменной речи прослеживается в картах речевого развития и при анализе письменных работ детей. Наблюдается положительная динамика развития речи всех детей, посещающих занятия на ПКПП. Учителем-дефектологом школы на протяжении года проводилась консультационная работа. На протяжении учебного года было проведено 45 консультаций с родителями детей, которые занимались на ПКПП, с учителями, педагогом-психологом, учениками. Коррекционная работа учителя-дефектолога Дубовикова А.В. в классах интегрированного обучения проводилась по следующим направлениям: - углубленное психолого-педагогическое и логопедическое обследование учащихся с целью определения приоритетных направлений коррекционной работы; - проведение коррекционно-педагогических занятий - работа с классными руководителями - консультирование учителей-предметников, занятых в обучении и воспитании детей с ОПФР; - работа с законными представителями учащихся с ОПФР, - взаимодействие со специалистами ГУО ЦКРОиР и школы в рамках работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР для оптимизации учебно- воспитательного процесса; - участие в заседаниях психолого-педагогического консилиума. В развитии познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, устной и письменной речи всех учеников наблюдается положительная динамика. В школе в 2009/2010 учебном году на основании заявлений родителей сформирована 1 группа продленного дня, которую посещали 30 учащихся. Контроль за работой ГПД осуществлялся в соответствии с планом ВШК. Режим дня ГПД соответствовал санитарно-гигиеническим нормам. В течение 2009/2010 учебного года педагогами и администрацией школы велась работа по соблюдению необходимых санитарно-гигиенических условий. Все учащиеся школы обеспечены партами, соответствующими росту учащихся. Все кабинеты школы оснащены бутилированной водой, что способствовало соблюдению питьевого режима. Посещение уроков в течение 2009/2010 учебного года показало, что учителя начальных классов при проведении уроков строго соблюдают санитарно-гигиенические требования: используют различные методы, приемы и средства обучения, чередуют виды деятельности учащихся, своевременно проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Все кабинеты школы снабжены офтальмотренажерами. В средних и старших классах учителями-предметниками санитарно-гигиенические требования при проведении уроков выполнялись эпизодически. Поэтому в дальнейшей работе необходимо всем педагогам школы строго соблюдать санитарно-гигиенические требования при организации образовательного процесса для сохранения и укрепления здоровья учащихся. ^ Состояние здоровья и физического развития учащихся, формирование здорового образа жизниОсобое место в работе школы занимают вопросы здорового образа жизни. На протяжении трех лет в школе проводился социально-гигиенический мониторинга «Здоровье и физическое развитие детейг. Минска». Мероприятия, проводимые в 2009/2010 учебном году, позволили решить основные задачи, стоящие перед школой, в плане укрепления и сохранения здоровья учащихся школы.В первую очередь это проведение месячников оборонно-массовой и спортивной работы, санитарно-просветительской, спортивно-оздоровительной, профилактической работы. Мониторинг состояния здоровья учащихся за 2008, 2009 и 2010 гг. приведен в таблицах: год классы Подлежало осмотру осмотрено Выявлено С понижением остроты зрения С понижением остроты слуха С нарушением осанки Со сколиозом абс % абс % абс % абс % 2008 1-4 87 83 11 12,6 1 1,1 16 18,4 - - 5-8 177 164 33 18,6 - - 55 31,1 12 6,8 9-11 75 74 22 29,3 - - 41 54,7 9 12,0 всего 339 321 66 19,5 1 0,3 112 33,0 21 6,2 2009 1-4 98 98 14 14,3 2 2,0 20 20,4 2 2,0 5-8 114 102 18 16,5 - - 35 32,1 4 3,7 9-11 115 110 29 26,4 - - 47 42,7 25 22,7 всего 227 318 61 19,2 2 0,6 102 32,1 31 9,7 2010 1-4 91 91 21 23 1 4,7 24 26,3 5 5,4 5-8 107 101 31 30,6 - - 52 51,4 9 8,9 9-11 75 70 18 25,7 - - 37 52,8 17 24,2 всего 273 262 70 26,7 1 0,3 113 43 31 11,8 Анализ таблицы за три года показывает, что общий процент заболевания учащихся по школе в 2008 учебном году по сравнению с 2009 учебным годом увеличился на 2,6% за счет увеличения детей с понижением остроты слуха и сколиозом, в 2010 учебном году по сравнению с 2009 учебным годом общий процент заболеваний учащихся увеличился на 8,4% за счет увеличения детей с понижением остроты зрения и нарушения осанки.Распределение по группам здоровья и группам физкультуры учащихся 2008 год классы Число учащихся Группы здоровья Группы по физкультуре I II III IV V основная Подгот. Спец. ЛФК Освоб. 1-4 98 9 75 13 1 - 78 16 2 2 - 5-8 114 7 86 19 2 - 84 26 2 1 1 9-11 115 1 53 62 1 - 53 43 14 4 1 всего 330 17 214 103 4 - 215 85 18 7 2 2009 год классы Число учащихся Группы здоровья Группы по физкультуре I II III IV V основная Подгот. Спец. ЛФК Освоб. 1-4 98 9 75 13 1 - 78 16 2 2 - 5-8 114 7 86 19 2 - 84 26 2 1 1 9-11 115 1 53 62 1 - 53 43 14 4 1 всего 330 17 214 103 4 - 215 85 18 7 2 2010 год классы Число учащихся Группы здоровья Группы по физкультуре I II III IV V основная Подгот. Спец. ЛФК Освоб. 1-4 115 9 64 15 2 - 66 18 2 3 2 5-8 106 6 78 20 1 - 72 27 6 - 1 9-11 75 1 35 37 2 - 30 31 9 4 1 всего 296 17 177 72 5 - 218 76 17 7 4 Анализ данных таблиц показывает, что количество учащихся с I, II и III группами здоровья по сравнению с 2008 и 2009 годами уменьшилось, а количество учащихся с IV группой здоровья увеличилось. Количество учащихся с ЛФК в 2010 году по сравнению с 2009 годом не изменилось, учащихся с подготовительной группой здоровья и со спецгруппой по сравнению с 2009 годом уменьшилось. Увеличилось количество учащихся, освобожденных от занятий физкультурой. Статистические данные таблиц мониторинга состояния здоровья учащихся и таблиц распределения по группам здоровья и группам физкультуры указывают на то, что состояние здоровья учащихся требует пристального внимания со стороны педагогов школы и медработников.Санитарно-просветительская работа была направлена на формирование у учащихся навыков ведения здорового образа жизни. Классными руководителями 1-11 классов регулярно проводились классные и информационные часы, спортивные праздники, выставки рисунков и плакатов, Дни Здоровья, конкурсы агитбригад. На протяжении учебного года школа сотрудничала с поликлиниками №19 и №27, однако сотрудничество находилось на недостаточном уровне по причине отсутствия целенаправленной и систематической работы педагога социального в данном направлении. Поэтому в следующем учебном году необходимо более тесно работать с поликлиниками по различным направлениям. В 2009/2010 учебном году в школе проводилась работа по охвату учащихся горячим питанием. Организация горячего питания учащихся в 2009/2010 учебном году. Формы охвата горячим питанием Кол-во детей в школе/ кол-во получающих питание % охвата За родительскую плату 5-11 классы (без учета бесплатников) 155/147 94,8 Охват питанием ГПД 26/26 100 Освобождены на 50% - - Освобождены на 100% 27 9 Всего учащихся 1-11 классов, освобожденных от оплаты за питание 27 9 Общий охват питанием (без буфетов) 257 95,1 Диетическое питание (нуждаются/получают) 26/26 9,4 Несмотря на проводимую работу классных руководителей 1-11 классов с родителями и учащимися по вопросам востребованности горячего питания, а также сохранения и укрепления здоровья школьников общий процент горячим питанием по школе составил: 95,1%, что на 15% больше по сравнению с прошлым учебным годом. Классным руководителям необходимо продолжать работу по сохранению здоровья учащихся через организацию горячего питания. Данную работу необходимо активизировать классным руководителям Сребняку А.А., Муляровой О.Ю., Захаровой А.И., где процент охвата горячим питанием составляет менее 95%. В течение учебного года учащиеся школы принимали активное участие в школьных, районных и городских соревнованиях в рамках республиканской акции «Здоровый я – здоровая страна!» и 64-ой Спартакиады школьников. Результаты участия школьников в соревнованиях представлены в таблице: Мероприятие Кол- во и категория участников Результаты участия Районный спортивном празднике «Золотая осень» 10 учащихся 6-7 класс 1 место Районный спортивный праздник «Звонкий мяч» 1 учащийся 1 педагог 1 родитель 5 место Районный спортивный праздник «Мы выбираем спорт» 8 учащихся 4 класс 4 место Районный спортивный праздник «Мяч над сеткой» 5-6 классы 16 учащихся 5 место – мальчики 8 место – девочки Комплекс Здоровье (летнее многоборье) сборная команда 2 место Туристическая полоса под патронажем Белой Руси сборная команда 2 место Результативность участия в комплексе «Защитник Отечества»: Вид спорта Результативность выступления Категория участников Кол-во участников сборных команд района 2008/2009 2009/2010 Защитник Отечества (зимний) 15-16 лет 10 2 4 - Защитник Отечества (зимний) 17-18 лет 12 3 4 - Защитник Отечества (летний) 15-16 лет 10 3 - - Защитник Отечества (летний) 17-18 лет 7 2 - - Результативность участия в 64 –ой Спартакиаде школьников (на день комплектования): Вид спорта Результативность выступления в Спартакиаде Категория участников Кол-во участников сборных команд района Кол-во разрядников 63 –ой 64 –ой Настольный теннис девушки 3 7 4 - - Настольный теннис юноши 11 4 4 - - Легкоатлетический кросс девушки 13 13 5 - - Легкоатлетический кросс юноши 10 5 5 - - Мини-футбол 13 12 12 - - Баскетбол девушки 1 8 10 - - Баскетбол юноши 4 8 10 - - Волейбол девушки 4 8 10 - - Волейбол юноши 12 12 10 - - Лыжные гонки девушки 11 7 5 - - Лыжные гонки юноши 5 8 5 - - Легкоатлетическое четырехборье девушки 11 - - - - Легкоатлетическое четырехборье юноши 5 - - - - По сравнению с предыдущим учебным годом в комплексе «Защитник Отечества» учащиеся школы заняли только призовые места, в рамках 64-й Спартакиады улучшили позиции учащиеся школы по настольному теннису (юноши) с 11 на 4 место, по лыжным гонкам (девушки) с 11 на 7 место, в легкоатлетическом кроссе (юноши) с 10 на 5 место. Качественная работа учителя физкультуры Саколина Ю.В. была отмечена грамотой Комитета по образованию Мингорисполкома. Учителям физкультуры необходимо продолжать работу по подготовке учащихся школы к районным и городским соревнованиям.Анализируя работу школы по формированию здорового образа жизни учащихся в следующем учебном году необходимо:- более эффективно воспитывать потребность учащихся в ЗОЖ, в том числе и через организацию горячего питания;- улучшить спортивную работу, расширив программу внутришкольных соревнований, привлекая способных учащихся, открывая возможности для совершенствования физических возможностей всех учащихся школы;- обновлять спортивную базу школы.Во исполнение Декрета Президента Республики Беларусь 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и с целью развития творческих способностей школьников и организации занятости детей и подростков в шестой школьный день в 2009/2010 учебном году был создан Координационный Совет по организации шестого школьного дня с учащимися с привлечением педагогов школы и родительской общественности. Была разработана комплексно-целевая программа «Шестой школьный день». Еженедельно планировались мероприятия, проводимые в школьные субботы с учетом интересов учащихся и на основании методических рекомендаций.Вся работа в шестой школьный день была направлена на организацию досуга детей и подростков, привлечения их к занятиям физкультурой и спортом, туризмом, участию в работе различных клубов и объединений, факультативных занятий, культурно-досуговой, общественно-полезной деятельностью.В субботу проводились массовые мероприятия, в первую очередь, имеющие спортивную и оздоровительную направленность. Особое место среди физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе в шестой школьный день отводится Дням здоровья, которые проводятся каждую 2-у субботу месяца в течение всего учебного года. Анализ дней здоровья, проведенных в школе, показал, что данные спортивные мероприятия были проведены для всех возрастных категорий учащихся, включая младшее, среднее и старшее школьное звено с активным привлечением родителей. Однако, необходимо отметить недостаточную работу учителя физкультуры Веренича И.В. в шестой школьный день. Вовлечение учащихся в различные спортивные кружки и секции проводилось формально, так как на занятиях кружков присутствовало недостаточное количество учащихся, занятия проводились на низком уровне. Некачественно проводились занятия по факультативу «Час футбола», поэтому в следующем учебном году необходимо активизировать работу по вовлечению учащихся в спортивные кружки и секции, поставить на контроль работу данного педагога в шестой школьный день. Анализ образовательного процесса и его результатов. В 2009/2010 учебном году в школе функционировало 14 классов-комплектов. Система контроля и оценки результата учебной деятельности в 1-2 классах осуществлялись на содержательно-оценочной основе без использования отметок. Для отслеживания результатов обучения велись журналы пооперационного контроля по всем учебным предметам. Система контроля и оценки результатов учебной деятельности учеников 3-11 классов строилась на содержательно-оценочной основе с использованием отметок в соответствии с 10-балльной шкалой. Итоги окончания 2009/2010 учебного года представлены в таблице: Класс Ф.И.О. классного руководителя 1 уровень (низкий, %) 2 уровень (удовлетворительный,%) 3 уровень (средний, %) 4 уровень (достаточный,%) 5 уровень (выс окий, %) РУД 3 «А» Гук А.С. - 5,9 23,6 53,1 17,7 7,2 3 «Б» Швидун В.Ю. - 11,1 44,4 38,8 5,7 6,9 4 «А» Сушко Е.А. - - 50 35 15 7,4 5 «А» Ульянова С.А. 13 34 50 16 - 6,3 6 «А» Сребняк А.А. - 47,8 30,4 17,3 4,3 6,3 7 «А» Платун И.В. - 34 50 16 - 6,3 7 «Б» Лапко Н.В. - 57 38 5 - 5,6 8 «А» Захарова А.И. - 43,4 26 30,4 - 6,4 9 «А» Ульянова С.А. 21 43 21 15 - 5,8 10 «А» Гречко О.Е. - 32,6 50 17,4 - 6,7 11 «А»' Мулярова О.Ю. - 40 20 40 - 7,0 Итог 2,5 28 37,6 29 3,4 6,7 Таким образом, РУД по итогам окончания 2009/2010 учебного года составил 6,7 балла, что соответствует среднему уровню усвоения учебного материала. В целом по школе 2,5% учащихся показали низкий уровень усвоения учебного материала. Это 13% учащихся 5 «А» класса и 21% учащихся 9 «А» класса. Удовлетворительный уровень усвоения учебного материала показали 28% учащихся школы. 37,6% учащихся показали средний уровень, 29% - достаточный. По итогам года высокого уровня усвоения учебного материала достигло 3,4%. Высокий уровень усвоения учебного материала смогли продемонстрировать учащиеся 3 «А», 3 «Б», 4 «А» и 6 «А» классов. В остальных классах учащиеся с высоким уровнем отсутствуют. Данные результаты свидетельствуют о недостаточной работе учителей-предметников, что выражается в эпизодическом проведении стимулирующих и поддерживающих занятий, недостаточном разнообразии факультативных занятий, отсутствии индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с различным уровнем усвоения учебного материала. Сравнительные результаты окончания 2006/2007, 2007/2008, 2008/2009 2009/2010 учебного года по 4-9 классам: Класс Учебный год 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4-5 уровень РУД 4а 2008/2009 - 8,7 43,5 45,8 7,2 2009/2010 - - 50 50 7,4 5а 2007/2008 - 21,7 43 29 6,6 2008/2009 - 23,5 29,4 47 6,2 2009/2010 13 27 33 - 5,8 6а 2006/2007 - 16 46 38 6,7 2007/2008 - 17,4 43 20 6,6 2008/2009 - 33,3 33,3 33,3 7 2009/2010 - 33,3 24 10 6,0 7а 2006/2007 - 5,5 28 67 7,4 2007/2008 - 13 48 39 7,5 2008/2009 - 25 58 16 6,7 2009/2010 - 34 50 16 6,3 7б 2006/2007 - 20 45 35 6,5 2007/2008 - 42 37 21 6,8 2008/2009 - 43 48 9 6 2009/2010 - 57 38 5 5,6 8а 2006/2007 - 33 40 27 6,9 2007/2008 - 33 38 29 6,6 2008/2009 - 40,9 27,2 31,8 6,5 2009/2010 - 43,4 26 30,4 6,4 9а 2006/2007 - 45 42 13 5,8 2007/2008 - 48 41 11 6,1 2008/2009 - 68 21 11 5,7 2009/2010 21 43 21 15 5,8 Из приведенной таблицы видно, что в 2009/2010 учебном году РУД повысили только учащиеся 4 «А» класса (кл. руководитель Сушко Е.А.). Незначительное повышение РУД по сравнению с прошлым учебным годом наблюдается в 9 «А» классе (кл. руководитель Ульянова С.А.). Однако по сравнению с прошлым учебным годом на 21% возросло количество учащихся, показавших низкий уровень. Учащиеся 5 «А» класса, окончившие в 2008/2009 учебном году начальную школу, по итогам 2009/2010 учебного года понизили уровень усвоения учебного материала. РУД в классе снизился на 0,4 балла, на 3,5 % увеличилось число учащихся на удовлетворительном уровне, на 14,1 % уменьшилось число учащихся на достаточном уровне. Никто из учащихся не достиг высокого уровня усвоения учебного материала (в 4 «А» классе процент таких учащихся составлял 6), 13 % учащихся показали низкий уровень. На протяжении года наблюдается отрицательная динамика роста учащихся на низком уровне. Это свидетельствует о некачественной работе учителей-предметников по преемственности между начальной и средней школой. Поэтому необходимо в следующем учебном году вопросу преемственности между начальным и средним звеном уделить особое внимание, не допустив снижения РУД учащихся 5 «А» класса. Сравнительная таблица окончания 2007/2008, 2008/2009 и 2009/2010 учебного года учащимися 3-11 классов: Год Классы Кол-во уч-ся 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень 4-5 уровень РУД 2007/2008 3-4 43 - 20,9% 34,9% 37,2% 7% 44,2% 6,8 5-9 203 - 39% 38% 23% - 23% 6,5 10-11 48 - 33% 54% 13% - 13% 6,3 3-11 294 - 31% 42,3% 24,4% 2,3% 26,7% 6,5 2008/2009 3-4 40 - 15% 37,5% 42,5% 5% 47,5% 6,7 5-9 116 - 43% 37% 17% 2,6% 19,8% 6,4 10-11 115 0,9% 40,9% 40% 18,3% - 18,3% 6,3 3-11 271 0,3% 33% 38,2% 25,9% 2,6% 28,5% 6,5 2009/2010 3-4 45 - 5,4% 40% 47,3% 10,9% 54,5% 7,2 5-9 135 5,9% 42% 32,6% 17,8% 0,7% 18,5% 6,2 10-11 47 - 36,2% 34% 29,8% - 29,8% 7 3-11 237 3,4% 32% 34,6% 27% 2,9% 29,1% 6,8 Сравнительный анализ показывает, что в 2007/2008 учебном году учащиеся с низким уровнем усвоения учебного материала отсутствовали, в 2008/2009 учебном году процент учащихся составил 0,3, а в 2009/2010 учебном году – 3,4%. Количество учащихся с удовлетворительным уровнем усвоения учебного материала на протяжении трех лет остается практически неизменным. На протяжении 3 лет наблюдается увеличение количество учащихся с достаточным и высоким уровнем. РУД по школе по сравнению с 2007/2008 и 2008/2009 учебными годами увеличился. Сравнительный анализ результатов учебной деятельности показал, что увеличение РУД наблюдается в 3-4, 10-11 классах, снижение – в 5-8 классах. РУД по школе в 2009/2010 году составил 6,8 балла, что соответствует среднему уровню усвоения учебного материала и на 0,3 балла выше по сравнению с 2007/2008 и 2008/2009 учебными годами. Поэтому в следующем учебном году учителям-предметникам необходимо в следующем учебном году вести целенаправленную работу с учащимися, имеющими низкий уровень усвоения учебного материала и продолжать работу с высокомотивированными учащимися. Контроль и оценка результатов учебной деятельности в 1-2 классах осуществлялся на содержательно-оценочной основе. Для отслеживания результатов обучения велись журналы пооперационного контроля по всем учебным предметам; заполнялись технологические карты контроля уровня обученности учащихся по всем предметам. Учителям, работающим в 1-2 классах, удалось реализовать намеченные задачи. 100% учащихся получили необходимые базовые знания, умения и навыки. У детей сформирован устойчивый познавательный интерес, желание учиться. Динамика развития и обученности учащихся положительная. Учебный год показал, что обязательным условием успеха являются установление удовлетворительных отношений между учащимися, учителем и родителями, а также целенаправленное формирование адекватной самооценки, навыков рефлексивной деятельности, развитие мотивационной сферы школьника. В 2009/2010 учебном году в школе функционировал один первый класс. Наполняемость класса 23 человека. Организация обучения детей шестилетнего возраста проходила в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормами. В октябре 2009 года школьным психологом Шарлай О.А. проводилось изучение уровня адаптации учащихся 1 класса к обучению в школе. Изучение состояния образовательного процесса в 1 классе показало, что учитель Лисовская В.С. хорошо владеет методикой работы с детьми младшего школьного возраста, знает индивидуальные особенности учащихся, осуществляет дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Результаты контрольной работы показали, что все учащихся справились с заданиями. Результаты списывания представлены в таблице: Написали без ошибок и исправлений В работе допущены 1-2 исправления 1 негрубая ошибка 1 ошибка 2 ошибки 3 ошибки 4 ошибки 5 ошибок 6 ошибок Более 6 ошибок 4,3% 17,4% 4,3% 17,4% 17,4% 13% 8,7% 8,7% - 8,7% Как видно из приведенной таблицы, контрольное списывание без ошибок и исправлений смог выполнить только 1 ученик 1 «А» класса, что составляет 4,3%. Наибольшее количество учащихся (по 17,4%) допустили 1-2 исправления, 1-2 ошибки. Характер и количество допущенных ошибок свидетельствует о недостаточно сформированном навыке звуко-буквенного анализа. Контрольную работу по математике смогли выполнить без ошибок 30,4% учащихся 1 «А» класса, 21,7% учащихся допустили 1-2 ошибки, 26% учащихся допустили 3-5 ошибок, 21,9% учащихся допустили более 5 ошибок. Результаты контрольной работы по математике свидетельствуют о недостаточно прочном навыке сравнения величин и чисел, решения выражений, решения задачи. Анализ результатов техники чтения показал, что из 23 учеников 1 «А» класса. 40,9% учащихся читают по слогам, 27,3% учащихся читают по слогам и целыми словами, 31,8% учащихся читают целыми словами с послоговым прочтением. Поэтому в следующем учебном году учителю следует обратить внимание на качество формирования навыка чтения. В целом можно утверждать, что в прошедшем учебном году у учащихся 1 класса были заложены основы знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения обучения, сформирован интерес к учебно-познавательной деятельности. В конце учебного года с целью определения уровня обученности учащихся по предметам, выявления знаний, умений и навыков были проведены контрольные срезы у учащихся 2 классов по математике, русскому языку, осуществлена проверка навыка чтения. Результаты контрольной работы по математике: 2 «А» 2 «Б» Итог Написали без ошибок 21,4% 10% 15,7% Допустили 1-2 ошибки 64,3% 40% 52,1% Допустили 3-5 ошибок 14,3% 50% 32,2% Допустили более 5 ошибок - - - Таким образом, 15,7% учащихся 2 классов выполнили контрольную работу без ошибок. 52,1% учащихся допустили 1-2 ошибки, 32,2% учащихся допустили 3-5 ошибок. В следующем учебном году учителям, работающим во 2 классах необходимо вести систематическую работу на уроках математики, направленную на формирование прочных вычислительных навыков. Результаты контрольного списывания по русскому языку: 2 «А» класс 2 «Б» класс Итог Написали без ошибок и исправлений 14,3% - 7,1% 1-2 исправления 7,1% 20% 13,5% 1 негрубая ошибка 7,1% - 3,5% 1 ошибка 14,3% 25% 19,6% 2 ошибки 28,6% 15% 21,8% 3 ошибки - 15% 7,5% 4 ошибки 28,6% 15% 21,8% 5 ошибок - - - 6 ошибок - - - Более 6 ошибок - 10% 5% Из приведенной таблицы видно, что 7,1% учащихся 2 классов написали контрольный диктант по русскому языку без ошибок и исправлений. Во 2 «А» классе таких учащихся 14,3%. Во 2 «Б» классе учащиеся данной категории отсутствуют. Наибольшее количество учащихся (по 21,8%) допустили 2 и 4 ошибки соответственно. Поэтому учителям, работающим во 2 классах, необходимо активизировать работу, направленную на формирование орфографической зоркости. Анализ результатов техники чтения показал, что 18,5% учащихся 2 классов овладели способом чтения по слогам и целыми словами, 52,1% учащихся читают целыми словами с послоговым прочтением, 29,4% учащихся овладели чтением целыми словами. Таким образом, учителям, работающим во 2 классах, в следующем учебном году следует обратить внимание на качество формирования навыка чтения. В целом можно утверждать, что в прошедшем учебном году у учащихся 2 классов были заложены основы знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения обучения. Система контроля и оценки результатов учебной деятельности учеников 3-4 классов (45 учащихся) строилось на содержательно-оценочной основе с использованием отметок в соответствии 10-балльной шкалой. Такой контроль позволил получить объективную информацию о степени усвоения младшими школьниками учебного материала.Ана