Приложение 22-ой блок. Занятия детей с психологом по самокоррекции. Работа с детьми «группы риска» и девиантным поведением.Цель: 1.Развитие самосознания и способности к самоанализу для предупреждения правонарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений; 2.Стимулирование процесса личностного развития, реализация творческого личностного потенциала, достижение оптимального уровня жизнедеятельности; 3.Формирование и принятие позитивных жизненных целей, развитие мотивации к их достижению.Задачи: Развить рефлексию чувств и переживаний, самоконтроль и ответственность, снизить уровень тревожности, развить ролевые качества и способности к достижению позитивных жизненных целей и толерантности к окружающим, снять эмоциональное напряжение. Ролевые игры наплавлены на развитие личностных качеств и способности конструктивного взаимодействия с окружающими. Групповые дискуссии и мозговые штурмы предполагают развитие у подростков способности анализа как собственного поведения, так и поведения партнеров, а также к прогнозу развития ситуаций. Информационно-правовая часть призвана сформировать у подростков багаж знаний по их правам и ответственности, предусмотренных Законодательством РФ.^ Ожидаемые результаты: снижение уровня тревожности и агрессии - формирование адекватной самооценки; повышение ответственности подростков за собственные поступки -развитие способности к самоанализу и контролю поведение мотивации и способности к их достижению; раскрытие творческого потенциала подростков и актуализация стремления к его реализации; снижение риска повторных правонарушений, направленных на самоутверждение.^ Программа оптимизации процесса адаптации первоклассника к условиям деятельности системе социальны отношений со сверстниками и взрослыми.Цель: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников.Задачи: 1.Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. 2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я - концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. 3. Создание ситуации эмоционального приятия членов группы. 4. Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирования коммуникативных умений. 5. Активизирование процессов самопознания и самораскрытия членов группы.^ Ожидаемый результат: Оптимизация процесса адаптации, развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. Формируются устойчивая учебная мотивация на фоне позитивной «Я - концепции», устойчивая самооценка и снижается уровень школьной тревожности. Создаются условия для эффективного взаимодействия членов группы и формирования коммуникативных умений. Активизируются процессы самопознания и самораскрытия членов группы.^ Программа по профориентации для учащихся 8-9 классов.Целью данной программы является формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения, решение проблем профессионального выбора, формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы. Стимулируется саморазвитие и помощь конкретному подростку, осознаются оптимальные способы развития.Задачи: 1.Знакомство с современным миром профессий и потребностями рынка труда; 2.Формирование позитивного образа жизни, умение ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; 3.Помощь в решении проблем профессионального выбора; 4.Формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы; 5.Определение мотивации профессионального выбора, соответствия «профиля личности» и профессиональных требований. 6.Оценка профессионального личностного типа, выявление интересов, склонностей и способностей учащихся.^ Ожидаемый результат:Учащиеся знакомятся с современным миром профессий и потребностями рынка труда. У них формируется позитивный образ жизни, умение ставить реальные задачи и выбирать адекватные способы их достижения, решаются проблемы профессионального выбора, снижается уровень тревожности по определению своих жизненных целей, формируется у подростка готовность самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы. ^ Программа оптимизации процесса адаптации первоклассника к условиям деятельности системе социальных отношений со сверстниками и взрослыми. ВВЕДЕНИЕ О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребенка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе достаточно и убедительно (И.В.Дубровина, Р.В.Овчарова, Н.И.Гуткина и др.). Именно в эти первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде. То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный — а следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей. Что же мы понимаем под адаптацией? Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок — это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.^ Цель курса: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников.Задачи 1.Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. 2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я - концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. 3. Создание ситуации эмоционального приятия членов группы. 4. Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирования коммуникативных умений. 5. Активизирование процессов самопознания и самораскрытия членов группы.^ Методы и приемы • Игры-коммуникации. • Игры-релаксации. Музыка. • Сказки. • Рисование. • Рефлексия.Ожидаемый результат : Оптимизация процесса адаптации, развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами. Формируются устойчивая учебная мотивация на фоне позитивной «Я - концепции», устойчивая самооценка и снижается уровень школьной тревожности. Создаются условия для эффективного взаимодействия членов группы и формирования коммуникативных умений. Активизируются процессы самопознания и самораскрытия членов группы.^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАНСОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИИЗанятие 1.Цели: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения. 1. Знакомство. Вступительное слово психолога. 2. Игра «В мяч». 3. Игра «Тропинка». 4. Игра «Что изменилось?» 5. Рефлексия занятия. Ход занятия 1. Вступительное слово психолога. Учащимся объясняются цели занятий курса, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведения в группе. 2. Игра «Мяч». Передавать мяч по кругу, называя свое имя, глядя в глаза соседа. На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего. 3. Игра «Тропинка». Все встают в затылок за ведущим, участники игры идут «змейкой» по воображаемой тропинке в затылок друг другу, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые в ходе игры называет психолог. 4. Игра «Что изменилось?». Дети замирают в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Нужно найти пять изменений. 5. Рефлексия занятия. — С чем мы познакомились на нашем занятии? — Что вам понравилось на нем? — Что не понравилось? — Для чего мы играем в эти игры?Занятие 2.Цели: стимулирование внутригруппового общения; развитие памяти, внимания, логического мышления; работа по обогащению словарного запаса детей.Рефлексия предыдущего занятия. Повтор игры «В мяч».Игра «Закончи слово».Игра «Что изменилось?».Игра «Гомеостат». Рефлексия занятия.Ход занятия1. А) Рефлексия предыдущего занятия. — Вспомним, с какими играми мы познакомились? Б) Игра «Мяч» (выбрать тех детей, которые первоначально допускали ошибки).Игра «Закончи слово». Мы будем заканчивать слова, которые начинаются, например, на слоги «ра», «на» и т.д. Ведущий бросает мяч и говорит первый слог, нужно поймать мячи бросить обратно, закончив слово. Сначала все дети заканчивают слова на слог «ра», а потом можно задавать разные слоги.^ Игра «Что изменилось?» проводится под музыку (можно усложнить).Игра «Гомеостат». Вся группа становится в круг. По команде психолога все выбрасывают пальцы. Участники должны стремиться к тому, чтобы все выбросили одно и то же количество пальцев. Рефлексия занятия.Занятие 3.Цели: развитие межличностного общения, внимания, тактильной памяти.Игра «Конспиратор».Игра «Закончи предложение».Игра «Гомеостат». Рефлексия занятия.Ход занятияИгра «Конспиратор». Дети встают в круг. Водящий становится внутрь круга, ему завязывают глаза. Дети меняются местами, к одному из ребят подводят водящего, который на ощупь, начиная с головы, должен узнать участника.Игра «Закончи предложение» аналогично игре «Закончи слово», только теперь детям нужно, поймав мяч и бросив его обратно руководителю, закончить предложение: «Летом тепло, а зимой....»Игра «Гомеостат» повторяется на этом занятии не более 3 раз. Рефлексия занятия.Занятие 4.Цель: развитие общения в группе, наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы.Игра «Конспиратор».Игра «Кто есть кто, что есть что?».Игра «Имя и движение».Игра «Гомеостат» (если цель игры достигнута, то в планыбольше не включать). 5. Рефлексия занятия.Ход занятияИгра «Конспиратор». Дети встают в круг. Водящий становится внутрь круга, ему завязывают глаза. Дети меняются местами, к одному из ребят подводят водящего, который на ощупь, начиная с головы, должен узнать участника.Игра «Кто есть кто, что есть что?». Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу, группе. Необходимо выяснить, какие группы слов дети знают. Участники встают в круг, ведущий кидает мяч разным игрокам, тот, кто его поймал, бросает мяч ведущему, говоря слово, которое относится к какой-либо группе (дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты).Игра «Имя и движение». Дети садятся в круг. Им легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело, т.к. язык тела для них наиболее понятный и комфортный. Каждый из участников произносит свое имя и при этом делает какое-нибудь движение ногами, руками, может покривляться, изобразить на лице какое-нибудь чувство. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движения, сделанные им. После того как все произнесли и «показали» свои имена, ведущий предлагает детям в свободном порядке повторить движения, связывая их с именами других детей, опираясь на свою память. Можно использовать и другие задания, например, ведущий называет имя одного ребенка, а показывает на другого, и он должен изобразить движения, обозначающие имя указанного ребенка. 4. Рефлексия занятия.Занятие 5.Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления, произвольности движений.Игра «Имя и движение».Игра «Кто есть кто, что есть что?»Игра «Слушай внимательно».Игра «Укрась геометрические фигуры». Рефлексия занятия.Ход занятияИгра «Имя и движение» (см. занятие 4). В инструкции детям предлагается называть не имя, а фамилию.Игра «Кто есть кто, что есть что?». Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу, группе. Дети встают в круг, ведущий бросает мяч, тот, кто его поймал, бросает его ведущему, говоря слово, которое относится к какой-либо группе (деревья, птицы: домашние, дикие; рыбы).Игра «Слушай внимательно». Шуточное упражнение на внимание вызывает положительные эмоции и очень нравится детям. Двое детей одновременно произносят два разных предложения. После этого каждый пробует повторить то, что сказал собеседник, если не получается, то помогает группа. Вначале предложения не должны быть большими. Игра «Укрась геометрические фигуры». Детям раздаются наборы геометрических фигур. Их нужно обвести по контуру и дорисовать так, чтобы получилось какое-либо изображение (цыпленок, цветок, дом и т.д.). Рефлексия занятия.Занятие 6.Цель: развитие внимания, логического мышления, способности выражать свои чувства через художественный образ.Игра «Слушай внимательно».Игра «Запомни порядок».Игра «Угадай группу». 4. Рисование красками на тему «Какое у меня настроение».Ход занятияИгра «Слушай внимательно». Шуточное упражнение на внимание вызывает положительные эмоции и очень нравится детям. Количество говорящих одновременно увеличивается. Трое, четверо, пятеро детей одновременно произносят разные предложения. После этого каждый пробует повторить то, что сказал собеседник, если не получается, то помогает группа.Игра «Запомни порядок». Выбирается пять-шесть детей (остальные зрители), один из которых — водящий. Участники выстраиваются паровозиком, водящий смотрит на паровозик одну минуту, потом отворачивается и перечисляет детей по именам так, как они стоят. Каждый ребенок должен побывать в роли водящего.Игра «Угадай группу». Принцип игры тот же, что и в игре «Кто есть кто, что есть что?» (подробнее см. занятие 4). Бросая мяч, ведущий называет любое слово, поймавший называет группу, к которой оно относится. Рефлексия занятия. Обсудить, какие чувства возникли во время занятия, какое настроение, что понравилось, что нет. Предложить детям нарисовать свое настроение красками. Рисование красками.Занятие 7.Цели: расширение словарного запаса, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания.Игра «Коровы, собаки, кошки».Игра «Тактильный образ».Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе».Игра «Изобрази животное». Рефлексия занятия.Ход занятия1. Игра «Коровы, собаки, кошки». Дети встают в круг, ведущий подходит к каждому ребенку и шепотом сообщает название какого-нибудь животного. Дети закрывают глаза и по сигналу должны «заговорить» так, как «говорит» их животное. Не открывая глаз, они объединяются с теми животными, которые говорят, как они. В процессе игры роли меняются несколько раз. Игра «Тактильный образ». Дети разбиваются на пары. Один из пары встает впереди, другой за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине партнера контур предмета: домик,яблоко и т.д. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, пара делает шаг вперед и дети меняются местами.Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе». Ведущий задает вопросы, каждый, кто знает ответ, должен поднять руку со сложенными в кулак пальцами — большой палец вверх. Вопросы должны быть простыми, на которые все знают ответ (номер школы, день недели, имя учителя и т.д.). Когда будет много вверх поднятых пальцев, ведущий считает: раз, два, три... На счет «три» все вместе должны прошептать ответ. Нарушивший правило исключается из игры на один круг.Игра «Изобрази животное». Дети встают в круг. Нужно изобразить животное так, чтобы был передан его характер (хитрая лиса, страшный тигр, трусливый заяц, глупый волк,бедный козлик, хвастливый петух). Рефлексия занятия.Занятие 8.Цель: развитие произвольного внимания, мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации.Игра «На берегу моря». Рисование красками. Рефлексия занятия.Ход занятияИгра «На берегу моря». Ведущий предлагает детям пред ставить, что они играют на берегу моря: собирают камушки, бросают их в воду, входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками, подбрасывают и ловят камушки, плещутся в воде. Наигравшись и накупавшись, ложатся на теплый песок и отдыхают, закрыв глаза. Вся игра сопровождается музыкой с морскими композициями. Рисование красками. Дети под музыку рисуют все образы и чувства, возникшие в процессе игры. Затем — представление и обсуждение рисунков. Рефлексия занятия.Занятие 9.Цель: развитие пространственной ориентации, восприятия, памяти, наблюдательности, эмоциональной компетенции.Игра «Передай клубочек».Игра «Счастье». Рефлексия занятия.Ход занятияИгра «Передай клубочек». У ведущего клубок ниток. Он говорит о себе (любимой игрушке, животном, настроении и т.д.), зажимает свободный конец нити в руке и бросает клубок ребенку, сидящему напротив, со словами: «Расскажи нам что-нибудь о себе, а если ты не хочешь пока говорить, то просто возьми нить в руку, а клубок передай другому». Такимобразом, клубок передается дальше, пока все дети не расскажут о себе. После этого нужно распустить «паутинку». Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени.Игра «Счастье». Ведущий спрашивает детей, знают ли они какую-нибудь историю про счастливое животное или человека и какие чувства испытывают в счастливые моменты своей жизни. Нужно попросить детей нарисовать картинку, которая показывала бы, что бывает, когда они счастливы. Обсуждение того, что делает людей счастливыми. Рефлексия занятия.Занятие 10.Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, самоконтроля, воображения.Игра «Неожиданные картинки».Игра «Земля, вода, огонь, воздух».Игра «Цвета». Рефлексия занятия.Ход занятия1. Игра «Неожиданные картинки». Дети садятся в общий круг, каждый берет лист бумаги и подписывает его с обратной стороны или ставит какой-нибудь значок. Рисуют картинку две-три минуты, по сигналу ведущего (можно использовать музыку) дети передают рисунки по кругу соседу слева. На полученном рисунке каждый продолжает рисовать начатую картинку. Через две-три минуты по сигналу опять передают рисунок, и так до тех пор, пока каждому не придет листок с его подписью.Игра «Земля, вода, огонь, воздух». Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося одно из четырех слов: земля, вода, огонь,воздух. Земля — необходимо назвать животное, вода — рыбу, воздух — птицу, при слове огонь все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками.Игра «Цвета». Дети стоят в кругу. Ведущий называет какой-нибудь цвет. Участники должны найти его и дотронуться до него. Кто не успел дотронуться, становится ведущим. Рефлексия занятия.Занятие 11. Цель: развитие произвольного внимания, памяти, коммуникативных способностей, воображения, телесного самовыражения.Игра «Передай клубочек».Игра «Цветы». Рисование красками цветов под музыку. Рефлексия занятия.Ход занятияИгра «Передай клубочек». У ведущего клубок ниток. Он предлагает каждому сказать какое-нибудь приятное пожелание тому, кто кидает клубочек. Ведущий говорит что-нибудьприятное, зажимает свободный конец нити в руке и бросает клубок ребенку, сидящему напротив. Таким образом клубок передается дальше, пока все дети не скажут друг другу пожелания. После этого нужно распустить «паутинку». Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени.Игра «Цветы». Каждый представляет себя зернышком какого-нибудь цветка, изображая это телесно. Зернышко прорастает, превращаясь в цветок! Ребенок постепенно раскрывается, встает, поднимает руки вверх, тянется к солнцу. Желательно проводить игру под спокойную музыку. Рисование красками цветов. Представление и обсуждение рисунков. Рефлексия занятия.Занятие 12.Цель: развитие самоконтроля, самоуважения, фантазии и воображения.Игра «Колечко».Игра «Кляксы». Рефлексия занятия.Ход занятияИгра «Колечко. Дети садятся в ряд. Складывают руки лодочкой и кладут на коленки. Ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь из детей в руки колечко. Ведущий произносит слова: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» — три раза. Ребенок, у которого колечко, должен выбежать после произнесенных в третий раз слов. Участники игры ловят его. Каждый должен побывать в роли ведущего.Игра «Кляксы». Предложить детям обмакнуть кисть в краску любого цвета и плеснуть на лист бумаги, затем сложить лист вдвое, так чтобы клякса отпечаталась на другой половине листа. Затем нужно развернуть лист и постараться понять, на что или на кого похожа клякса, придумать сказочную историю или дорисовать кляксу. Представление иобсуждение рисунков и сказочных историй. Рефлексия занятия.Занятие 13.Цели: развитие тактильной чувствительности, «телесного» воображения; создание положительного настроя, развитие эмоциональной компетенции на этапе завершения занятий.Игра «Тактильный образ».Игра «Подарки». Рефлексия занятия.Ход занятияИгра «Тактильный образ». Дети разбиваются на пары. Один из пары встает впереди, другой за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине партнера контур предмета: домик,яблоко и т.д. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает — пара делает шаг вперед, а дети меняются местами.Игра «Подарки». Ведущий заранее готовит карточки с именами детей. Участникам предлагается вытащить из волшебной шкатулки карточку и держать в секрете имя, которое на ней написано. Затем ведущий предлагает сделать подарок тому, чье имя написано на карточке. Подарок можно сделать из материала, предложенного ведущим на выбор (бумага, краски, карандаши, цветная бумага, глина, пластилин и т.д.). Затем торжественное открытие секрета — вручение подарков с каким-нибудь пожеланием. Прощание.^ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В процессе наблюдения и диагностики выделяются дети с различными типами школьной дезадаптации: например, с трудностями в учебной деятельности, общении и поведении. Такие ученики нуждаются в индивидуальных или групповых занятиях с психологом, при проведении которых используются методы двигательной (моторной) коррекции и телесно-ориентированные методы, направленные в основном на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, осознание своих проблем в виде телесных аналогов, развитие невербальных компонентов общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии с другими людьми. Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, создающим не только некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении детьми навыками чтения, письма, математическими знаниями. Длительность нижеприводимых занятий 20—30 минут, периодичность — 2—3 раза в неделю после уроков. Игры и игровые упражнения разделены на блоки.^ БЛОК 1. Оптимизация и коррекция межполушарных взаимодействий и моторного недоразвития.Игра «Волшебные ладошки»(автор О.В.Казанцева-Залесская) Игра направлена на развитие тонкой моторики рук (на подготовку руки к письму); на развитие пространственной координации (право-лево, верх-низ), тонкой телесной координации; способствует формированию взаимодействия правого и левого полушария, оказывает позитивное влияние на развитие речи. Ребенку предлагается ладошка с цветными ноготками (желательно начинать с ведущей руки) и набор цветных карточек. Психолог показывает карточку какого-нибудь цвета, ребенок поднимает тот палец, на котором находится ноготок соответствующего цвета. Если ребенку трудно поднимать один палец, то можно на первом этапе помочь ему придерживать остальные пальцы. Важно поработать по очереди с правой и левой рукой. Когда ребенок освоит игру каждой рукой, можно предложить поиграть одновременно двумя руками. Руки лежат параллельно друг другу, цветные ноготки на правой и левой руке соответствуют по цвету. Необходимо поднимать палец, на котором находится ноготок соответствующего карточке цвета (одновременно на правой и левой руке). Когда ребенок освоит предыдущий этап, можно вводить усложнение. Поменяйте цветные ноготки таким образом, чтобы они не совпадали по цвету на руках. Ребенок поднимает одновременно разные пальцы, например указательный на левой и мизинец на правой. Когда ребенок справится с этой задачей, предложите следующую: расположить руки крест-накрест и попробовать пройти все предыдущие этапы от простого к сложному.^ Упражнения с массажными мячами Детям предлагаются массажные мячи (диаметр 10 см) и дается инструкция: покатай мяч между ладонями; покатай мяч правой рукой по столу (по вертикали, диагонали и т.д.); покатай мяч левой рукой по столу, полу; покатай мячи двумя руками по столу, полу; покатай мяч двумя руками по столу, скрестив руки; прокати мяч по длине руки до плеча (сначала правой рукой, затем левой); • прокати мяч по спине впереди стоящего ребенка.Затем предлагается снять обувь и в том же порядке покатать массажные мячи ногами.^ Упражнения с массажными кольцами Детям предлагаются массажные кольца (диаметр 17 см) и дается инструкция: возьми кольцо двумя руками и перебери пальцами сначала вправо, а затем влево; возьми кольцо двумя руками, сделай глубокий вдох и растянуть кольцо в стороны, повтори движение рук губами с произнесением звука иии, делая выдох (губы растянуть вулыбке); возьми двумя руками массажное кольцо и сведи рукивместе, одновременно произнося звук ооо на выдохе.^ Игра «Шоферы» Массажное кольцо используется в качестве руля машины. Дети крутят кольцо, изображая езду на машине, и издают звуки, имитирующие звуки машины во время движения. Поворот налево — глаза смотрят в левую сторону; поворот направо — глаза смотрят в правую сторону. И поворот направо — глаза смотрят в левую сторону; поворот налево — глаза смотрят в правую сторону.^ Телесные игры и упражнения Важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движения в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Для этого используется игра «Зоопарк». «Змея» — перемещение по полу без помощи рук (на животе, спине). Дети знакомятся с сильными, жесткими движениями, изображая кобру, ужа или другую змею. «Скорпион» — переползание, прыжки на четвереньках, на трех точках. Знакомство с сильными, быстрыми, резкими движениями. «Суслики» — перемещения с помощью различных прыжков в разных темпе и направлениях, замирая и срываясь с места. «Заяц» — прыжки и переходы, легкие отрывистые движения. «Лиса» — плавные, гибкие, быстрые, непредсказуемые движения в различных ритмах. «Лев» (тигр, пантера) — сильные, быстрые, гибкие движения; рычание (высвобождение эмоций). «Лошадь» — акцент на движении корпуса и ног. Законченные, сильные, резкие движения, требующие большого пространства. И так далее. Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему больше всех понравилось, и «превращается» в него, демонстрируя своеобразие его повадок. Потом дети меняют образы, выражая их характер через движения, звуки и специфические позы.^ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ Формирование у ребенка пространственных представлений — одно из важных условий его успехов. Пользоваться здесь нужно арсеналом внешних опор, маркеров, которые заставили бы его убедиться в том, что существует правая и левая стороны, верх и низ, и что это неизменно. Игровые упражнения начинаются с маркировки левой руки ребенка (ленточка, браслетик, цветная резинка). Таким образом ребенку обеспечивается прекрасная опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством, ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а потом уже превращается в абстрактные пространственные представления.Упражнение «Солдаты» Детям даются задания: • левой рукой дотронуться до правой коленки; правой рукой — до левого уха; сделать два шага левой ногой и поднять правую руку; сделать два шага вправо и поставить левую руку на пояс; сделать один шаг правой ногой, один шаг левой ногой и подпрыгнуть на месте; сделать шаг правой ногой назад и повернуть голову в левую сторону, и так далее.^ Игра «Твистер» Перед детьми располагается игровое поле, на котором изображены круги красного, синего, зеленого и желтого цвета. Помимо игрового поля, к игре прилагается диск со стрелкой в виде циферблата, на котором обозначены цвета кругов, соответствующие цвету кругов на поле, и действия, производимые ребенком в случае его попадания в этот игровой сектор. Дети встают правой ногой на кружок одного цвета, левой на кружок другого. По команде ведущего дети по очереди начинают движения, например: Петя, правая нога на красный кружок, левая рука на зеленый кружок, Сережа, левая нога на синий кружок, левая рука на красный кружок... Количество игроков от одного до шести человек.БЛОК 2. Игровые упражнения направлены на установление коммуникативных навыков. Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.^ Упражнение «Совместное рисование» Детям предлагается выбрать тему рисунка, например «Зоопарк», «Необитаемый остров», «Магазин игрушек». Уточняется, что рисовать они будут на одном большом листе бумаги все вместе. Важно, чтобы дети смогли договориться и распределить, кто и что будет рисовать, и так распланировать пространство листа, чтобы выполненная работа воспринималась как целостный образ.^ Упражнение «Совместное творчество» Детям предлагаются глина, каштаны, шишки, бусинки, макароны, перья, камушки, ракушки, мелкие палочки и т.д. Далее ведущий предлагает детям ознакомиться с имеющимся материалом (погладить, потрогать, пощупать) и создать общую поделку. Тематика поделок: лесные животные, веселые человечки, летняя полянка, лукошко с грибами и т.д.^ Упражнение «Хвасталки» Дети садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие — рассказывать не всей группе, а одному конкретному человеку, так как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали «хвасталку», должен сказать: «Я рад за тебя!» — и поделиться своими достижениями со следующим участником игры.Тема: УРОК САМОПОЗНАНИЯ И ОТКРОВЕННОСТИ^ Цель: самопознание; тренировка способности к самораскрытию.Обеспечение: магнитофон, кассеты, бумага, фломастеры, рабочие тетради. Х о д з ан я т и я^ 1.Организационный моментСоздание пространства для работы.2.Вступительное слово психолога. Психолог кратко знакомит учащихся с программой работы, целью занятий, формами отчетности. Далее вводит в атмосферу тренинга (тренинг спонтанности). Упражнение «Зато».По кругу продолжить фразы:-я устала, зато…-я небольшого роста, зато….-я иногда несдержан, зато….-я ленива , зато…-я застенчива, зато… -я криклив, зато… -я молчалив, зато…. -я слишком уступчива, зато…. -я не умею печь пироги, зато…. -я зануда, зато…. -я школьник, зато… -у меня нет домашнего телефона, зато… -я написал контрольную работу на двойку, зато… -я не очень хорошо успеваю по математике, зато…. -я не люблю слушать классическую музыку , зато… -я слишком часто фантазирую, зато… -я не очень хорошо пою, зато…. -я иногда слишком много ворчу, зато…. -я несколько легкомысленна, зато…. -меня легко рассмешить, зато…. -я бываю, капризна, зато….^ 3. Основная часть. Психологический настрой под музыку. Расслабление. Сядьте удобно... Почему бы вам ни расслабиться и не успокоиться, в то время как с вами будет происходить что-то полезное... Расслабленность, покой, отдых бывают приятнее, когда глаза закрыты. Закройте глаза. Вы слышите мой голос и можете еще больше расслабиться и успокоиться,еще больше, ровно настолько, насколько это нужно вашему организму... вашему телу...вашему мозгу...вашему подсознанию... Почувствуйте, как вы дышите. С каждым вдохом ощущение покоя усиливается... С каждым выдохом все тревоги, заботы дня уходят на задний план. Для того чтобы добиться положительных внутренних изменений, нужно научиться задавать самому себе вопросы. Ответив на них, вы сможете разобраться в самих себе. Итак, ответьте самому себе: что я сейчас делаю? Что я чувствую? О чем думаю? Теперь давайте, активизируем наше воображение. Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна на некоторое время накрывает вас, но вы вновь выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти толчки, эти падения и выныривание... Ощутите движение волны... тепло солнца... брызги воды... эту силу, которая