Реферат по предмету "Психология"


Кризис отрочества

Федеральное агентство по науке и культуре Р. Ф. ТГПУ им Л.Н. Толстого Сообщение по возрастной психологии Взаимоотношение подростков с родителями. Выполнила студентка группы 2 В ФРФ Федина М.С. ТУЛА - 2005 Стадию развития человека от 11 до 14 лет в психологии традиционно называют подростковым, а также переходным трудным критическим возрастом. Этот возраст исследовали многие видные психологи существует

обширная литература посвященная психологии подростка. Наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения. Это проявляется в том, что чрезмерная активность подростков может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнение в себе эгоизм чередуется с альтруизмом, интенсивное общение сменяется замкнутостью, живая любознательность переходит в умственное

равнодушие, страсть к чтению в пренебрежение к нему и т.п. С.Холл, которому принадлежит открытие подросткового возраста и психологии и который впервые описал психологические особенности подросткового периода, ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Он связал кризисные, негативные явления подросткового возраста с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. С.Холл исходил из представления о биологической обусловленности

процессов развития в подростковом возрасте. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. На первый план выдвигаются социокультурные детерминанты психического развития, что составляет основное содержание культурных теорий подросткового возраста. В культурно-духовном контексте подростковый возраст рассматривал

Э Шпрангер. Содержание подросткового возраста, по Э. Шпрангеру, составляет врастание человека в культуру, в дух данной эпохи. Э. Шпрангер описал три типа врастания подростка во взрослую жизнь, в культуру. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, переживается подростком как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я. Второй тип - плавный медленный постепенный рост когда подросток

приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития при котором подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для подростков с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины Культурно-историческая традиция в изучении особенностей и закономерностей развития в подростковом возрасте

была продолжена Л.С. Выготским. Он рассматривал проблему интересов подростков называя ее ключом ко всей проблеме психического развития в этом возрасте так как здесь происходит разрушение и отмирание старых интересов, и возникновение новых. Л.С. Выготский описал несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами. Это эгоцентрическая доминанта - интерес подростка к собственной личности доминанта дали - установка подростка на обширные большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно

приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние доминанта усилия - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые проявляются в упрямстве, борьбе против взрослых, протесте и других негативных проявлениях доминанта романтики - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Существенные изменения происходят в этом возрасте в развитии воображения на передний план выходят фантазии, мечты. Д.Б. Эльконин полагал, что развитие в подростковом возрасте проходит под знаком

его взросления, определяется появляющимся у подростков чувством взрослости и тенденции к взрослости. Чувство взрослости как отношение подростка к самому себе уже как к взрослому проявляется в возникновении у него настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Важным показателем чувства взрослости является наличие у

подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или сверстников. Неудовлетворение этих потребностей взрослыми приводит к различным формам протеста непослушанию, грубости, упрямству, противопоставлению себя взрослым, конфликтами с ними. Тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослыми обнаруживается в отношениях с взрослыми и сверстниками, в копировании разных сторон поведения и внешнего облика старших.

Для подростков важно признание окружающими того, что они уже не маленькие. Неудовлетворенность подростков отношениями взрослых выражается в обидах и всевозможных формах протеста, начиная от грубости, непослушания и кончая противопоставлением себя взрослым. С формированием чувства взрослости как образования сознания критического проявления в этот период жизни Т.В.Драгунова и Д.Б.Эльконин. Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению

к людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний, аффективных реакций. Специфическая социальная активность подростка заключается в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Осознание себя человеком, уже перешагнувшим границы детства, определяет переориентацию подростка с

одних норм и ценностей на другие с детских на взрослые. Существовавший в детстве тип отношений с взрослыми становится для него неприемлемым, не соответствующим его представлению об уровне собственной зрелости. Права взрослых он ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т. е. на известное равноправие с взрослыми, и старается добиться признания ими этого.

На основе анализа психологических исследований и в соответствии с нашими представлениями о кризисе развития можно наметить следующую объяснительную схему кризиса отрочества. Сущность кризиса развития составляет противоречие внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании. Формирование нового уровня самосознания основано на возникновении и развитии теоретического мышления в процессе учебной деятельности. Теоретическое мышление позволяет подростку овладеть вновь

содержанием, формирует новый тип познавательных интересов приводит к возникновению внутренней рефлексии обращенность на внутренние основания своих действий и поступков создает предпосылку для изменения отношений подростка с окружающей действительностью. У подростков отсутствует ощущение подлинной, полноценной взрослости. Открытие своего внутреннего мира, осознание себя, своего Я уже произошло, но они еще не знают, что из себя представляет это

Я. Подросток не может еще осмыслить себя, понять себя, свое место и предназначение в мире. Отсюда утверждение себя, проверка своих физических и социальных возможностей, поиск себя. Этот поиск принимает зачастую раздраженно-капризные формы, вносит конфликты в отношения подростков и взрослых. Эмоционально-психологическая дистанция между подростками и родителями увеличивается подростки демонстрируют потребность в обособлении, автономии от взрослых.

Но обособление от родителей не означает отказ от ценностей и норм их жизнедеятельности, эмоциональный разрыв с ними. Стремление к независимости означает потребность иметь собственные суждения, самостоятельно определять свое поведение. Исследователи отмечают весьма контрастную картину достижения самостоятельности мальчиками и девочками. Желание освободиться от эмоциональной зависимости от родителей меньше выражено у девочек, чем у мальчиков. В целом для девочек в этом возрасте характерны согласие с родительскими

требованиями, озабоченность поддержанием эмоциональных отношений с семьей, склонность к воспроизводству образа жизни семьи, определение своих жизненных идеалов на основе родительских представление. Мальчики представляются более решительно противостоящими своей семье, в большинстве своем они склонны следовать внешним по отношению к своей семье моделям поведения и социальной жизни. Они определяют свое будущее в терминах саморегуляции через те действия, которые предстоит осуществить.

Группа сверстников используется мальчиком как средство поддержки его попыток достичь независимости порвать с семейными правилами и достичь свободы для девочки же группа сверстников служит в основном для проявления эмоциональных межличностных отношений. Утверждение своей индивидуальности на данном этапе развития субьектности выступает одновременно и как утверждение личностного способа бытия. Ведь их утверждение происходит в системе реальных связей и отношений

с другими, когда подросток должен отстоять свое мнение, свой взгляд, определить свою позицию в сообществе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :