2 курс 1 сем.2010-2011 уч.г.г. ÄÈÑÖÈÏËÈÍÀ Êóðñî-âàÿ Êîíòð. Ñðîê ÝÊÇ. ÇÀ×. Ðàáîòà Ðàáîòà ïðåäñò. 1.Иностранный язык - Контр.р. 20/ХП - ЗАЧ. 2.Русский язык и культура речи - Контр.р 20/ХП - ЗАЧ. 3.Психология и педагог - Контр.р 20/ХП - ЗАЧ. 4.Информатика и математика - Контр.р. 20/ХП - ЗАЧ. 5.Логика - Контр.р. 20/ХП - ЗАЧ. 6.Армянский язык - - - - ЗАЧ. 7.Концепции современ- ного естествознания - Контр.р. 20/ХП ЭКЗ. - 8.Правоохранительные органы - Контр.р. 20/ХП ЭКЗ. - Контрольные и курсовые работы принимаются ежедневно(кроме субботы и воскресенья) с 1 октября 2010г.^ Лекционно-экзаменационная сессия 1 полугодия проводится с 7января по 5 февраля 2011г Контрольная работа по предмету « Русский язык и культура речи».(для студентов заочной формы обучения юридического факультета)Задание 1. Вставьте пропущенные буквы.Причины, пор… ждающие пр… ступность, неприм… римость к любым нарушениям закон… ости, пров…едение в ж…знь принц… пов соц…альной спр…ведливости; уг…ловное нак…зание д…лжно прим…няться на основе принципов гумм…низма: непр…к…сновенность личности; пол…жения международных дог…воров; оп…раться на поддержку трудовых ко…лективов; нал…жение ареста на имущество; пр…надлежность, пр…имущества, пр…вышает, пр…суждена, пр…обретенный, пр…чина, пр…ложить. Задание 2.Напишите, что изучает стилистика и культура речи.Каковы ее цели и задачи?Что такое функциональные стили?Какова их классификация?Дайте общую характеристику официально-делового стиля речи.В чем состоит своеобразие лексики и фразеологии официально-деловых документов?Приведите примеры. Перечислите основные морфологические и словообразовательные и синтаксические особенности официально-деловой литературы. Приведите примеры.Напишите одну из деловых бумаг (докладную записку, автобиографию, отчет, характеристику), используя для деловых документов своеобразие лексики и фразеологии стиля.Задание 3.Культура общения и язык телодвижений.Что мы должны знать для успешного бизнеса?Литература:1. П.С.Пустовалов, М.П.Сенкевич. Пособие по развитию речи. М., « Просвещение», 1987г.2. Алан Пиз. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). www. Koob ru. ÂÎÏÐÎÑÛ Ê ÇÀ×ÅÒÓ ÏÎ ÏÐÅÄÌÅÒÓ^ «АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК»Ð³Ûáó É»½íÇ Í³·áõÙÝ áõ ½³ñ·³óáõÙÁ:гÛáó É»½íÇ ½³ñ·³óÙ³Ý »ñ»ù ÷áõÉ»ñÁ (·ñ³µ³ñ, ÙÇçÇÝ Ñ³Û»ñ»Ý, ³ñ¹Ç ѳۻñ»Ý):Ø»ëñáå سßïáóÁ ¨ ѳۻñ»Ý ï³é»ñÁ:Ò³Ûݳíáñ ¨ µ³Õ³Ó³Û³Ý ÑÝãÛáõÝÝ»ñ:´³ó ¨ ÷³Ï í³ÝÏ»ñ:ÐáÙ³ÝÇß,ÝáõÛݳÝÇߨѳϳÝÇßµ³é»ñ:¶áÛ³Ï³Ý ³ÝáõÝ:ì»ñ³ó³Ï³Ý¨Ã³ÝÓñ³ó³Ï³Ý·á۳ϳÝÝ»ñ,áñáß۳ɨ³Ýáñáß³éáõÙ:гïáõÏ ¨ ѳë³ñ³Ï ·á۳ϳÝÝ»ñ:¶á۳ϳÝÇ ÑáÉáíÝ»ñÁ:¶á۳ϳÝÇ ÑáÉáíáõÙÝ»ñÁ:¶á۳ϳݳϻñï ³Í³ÝóÝ»ñ:²Í³Ï³Ý ³ÝáõÝ, Ýñ³ ï»ë³ÏÝ»ñÁ:àñ³Ï³Ï³Ý ³Í³Ï³ÝÝ»ñÇ Ï³½ÙáõÃÛáõÝÁ, áõÕÕ³·ñáõÃÛáõÝÁ ¨ ÏÇñ³éáõÃÛáõÝÁ ݳ˳¹³ëáõÃÛ³Ý Ù»ç:²Í³Ï³Ý³Ï»ñï ³Í³ÝóÝ»ñ:¸»ñ³ÝáõÝ, Ýñ³ ï»ë³ÏÝ»ñÁ:²ÝÓÝ³Ï³Ý (¹ÇÙ³ÛÇÝ) ¹»ñ³ÝáõÝÝ»ñ:òáõó³Ï³Ý, áñáßÛ³É, ³Ýáñáß ¹»ñ³ÝáõÝÝ»ñ:гñó³Ï³Ý, ѳñ³µ»ñ³Ï³Ý, ÷á˳¹³ñÓ, ÅËï³Ï³Ý ¹»ñ³ÝáõÝÝ»ñ:γå, ϳå»ñÇ ï»ë³ÏÝ»ñÁ:Þ³Õϳå, Ýñ³ ï»ë³ÏÝ»ñÁ:سϵ³Û, Ýñ³ ï»ë³ÏÝ»ñÁ:سϵ³Û³Ï»ñï ³Í³ÝóÝ»ñ:´³Ûª ³Ý¹»Ù ¨ ¹ÇÙ³íáñܳ˳¹³ëáõÃÛáõÝ (å³ñ½ ¨ µ³ñ¹ ݳ˳¹³ëáõÃÛáõÝÝ»ñ ):ä³ñ½ ѳٳéáï ¨ å³ñ½ Áݹ³ñÓ³Ï Ý³Ë³¹³ëáõÃÛáõÝÝ»ñ:ä³ñ½ ݳ˳¹³ëáõÃÛáõõÝ»ñÇ ï»ë³ÏÝ»ñÝ Áëï »ñ³Ý·Ç:´³ñ¹ ѳٳ¹³ë³Ï³Ý ݳ˳¹³ëáõÃÛáõÝ:´³ñ¹ ëïáñ³¹³ë³Ï³Ý ݳ˳¹³ëáõÃÛáõÝ:^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕПредмет психологии. Сравнительные характеристики психологических житейских и научных знаний.Психологические школы: классические и современные.Задатки и способности.Структура психики. Характеристика познавательных процессов.Деятельность. Структура деятельности.Психические состояния и их характеристики.Виды межличностного взаимодействия. Общение ролевое, общение межличностное.Психологические особенности восприятия. Виды восприятия, критерии их различения.Память и ее виды. Психологические особенности произвольной и непроизвольной памяти. Виды внимания: произвольное и непроизвольное. Свойства внимания: устойчивость, объем, распределяемость, переключаемость.Эмоциональные процессы и их характеристика. Роль эмоциональных процессов в познании мира и самопознании.Воля как форма активности. Мотивация волевого поступка.Виды мышления. Эмпирическое и теоретическое мышление. Критерии различения. Формы мышления и их характеристика. Мышление как процесс решения задач.Структура учебной деятельности. Основные понятия дидактики.Предмет педагогики. Цели и задачи педагогики.Воспитание. Понятия морали и нравственности. Социально-психологические аспекты воспитания.Традиции и инновации в образовании. Педагогические модели образования. Психологические тесты. Виды тестов, надежность прогнозов тестовых исследований.Обучение и воспитание как условие и источники психического развития.Диагностика успешности обучения и диагностика интеллектуального развития.Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки.Психологические факторы внутрисемейного воспитания.Результат обучения: усвоение знаний, формирование умений и навыков, психическое развитие.^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке.Проблема человека в основных психологических школах ХХ века.Психические свойства и интегральные характеристики человека.Свобода воли и личная ответственность.Мышление как психологический феномен.Человек как субъект, индивидуальность, личность.Уникальность жизненного пути человека.Основы профессионального общения, Социально-ролевое общение.Эмпирическое и теоретическое мышление.Анализ профессиональной деятельности специалиста и место в ней психологических и педагогических знаний.Содержание и эффекты межличностного восприятия человека человеком.Субъективный мир человека как объективная реальность.Средства коммуникации: невербальные средства общения.Самосознание и самооценка.Механизмы и формы психологической защиты.Психологические механизмы воображения.Цели и ценностные ориентации личности.ЛИТЕРАТУРАОсновнаяПсихология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов/Под ред.А.Г.Маклакова. – СПб.:Питер,2005Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учеб.пособие. – СПб.:Питер, 2005.Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М., 2005.ДополнительнаяАкопов Г.В. Социальная психология образования. М., 2000Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.Глейтман Г. Основы психологии. М., 2000.Гусев А.Н. Измерения в психологии. Практикум по общей психологии. М., 2003.Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных ВУЗов. СПб., 2000.Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических ВУЗов. СПб., 2000.Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. М., 2001.Кукушин В.С. Этнопедагогика. М., 2002Маклаков. Общая психология. М., 2000.Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2001.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997Платонов Ю.П. Этническая психология. М., 2000.Реан А.А. Психология и педагогика. СПб., 2000.Рогов Е.И. Эмоции и воля. Азбука психологии. М., 2000.Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. М., 2001Сластенин В.А. Психология и педагогика. М., 2001Тютюннник В.И. Основы психологических исследований. М., 2002.^ Примерные вопросы к зачету и темы контрольных работ по информатике Понятие современного офисного пакета (на примере Microsoft Office).2.Общий алгоритм работы с текстовым процессором на примере Microsoft Word. Создание и сохранение документа Word. Окно Word. Строка меню. Панели инструментов.3.Страница и абзац. Форматирование текста, страницы и абзаца.4.Шрифт. Классификация шрифтов. Форматирование символов.5.Сервисные функции Microsoft Word. Работа с «помощником».6.Понятие электронной таблицы. Табличный процессор Excel.7.Автоматизация организации рабочего места с помощью программы Microsoft Outlook. 8.Сеть Интернет. Основные приемы работы в Интернет и программное обеспечение (понятие обозревателя). Поисковые машины и приемы поиска информации в сети.9.Электронная почта, рассылка документов.10.Поисковые возможности информационно-справочных правовых систем.11.Методы защиты информации. Защита файлов и папок паролем12.Понятие электронной цифровой подписи. Защита информации в сети.^ Примерные вопросы к зачету и темы контрольных работ по математике. Локальный минимум, локальный максимум и поведение производной. Понятие неопределенного интеграла. Определенный интеграл и его геометрический смысл. Случайные события. Основные определения. Классическое определение вероятности. Примеры вычисления. Сумма и произведение событий. Условная вероятность. Независимые события. Вероятность произведения событий. Вероятность суммы событий. Повторение испытаний. Формула Бернулли и формулы Лапласа. Дискретные случайные величины. Математическое ожидание и дисперсия. Непрерывные случайные величины. Интегральная и дифференциальная функции. Числовые характеристики. Случайные величины. Основные законы распределения.Задачи статистического исследования. Выборочный метод.Статистические оценки параметров распределения (точечные).Интервальные оценки. Понятие доверительного интервала для оцениваемого параметра.Статистическая гипотеза. Гипотеза о нормальном распределении и критерий Пирсона.Понятие корреляционной зависимости. Задачи теории корреляции.Учебники Основные Турецкий В.Я. Математика и информатика. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Инфра-М, 2005 (Серия «Высшее образование»).Симонович С.В.. ИНФОРМАТИКА. Базовый курс. Учебник для ВУЗов. — СПб., Питер. 2005.Информатика: Учебник – 3-е перераб. Изд. / Под редакцией проф. Н.В.Макаровой. М.: Финансы и статистика. 2002.Б.Я.Советов, В.В. Цехановский. Информационные технологии: Учеб. для вузов / 2-е изд.,стер. ─ М.: Высшая школа, 2005. ─ 263с.:ил.Красс М.С., Чупрынов Б.П. Основы математики и её применения в экономическом образовании, Учебник. — М.: Дело, 2003. Г.М.Аванесов, В.С.Кондратьев, Правовая информатика. Учебное пособие. – СПб.:ИВЭСЭП, «Знание», 2003 г. КонсультантПлюс: Шаг за шагом. Издательство: ОАО «Консультант Плюс – Новые Технологии», 2004 г. Тедеев А.А.Информационное право (право Интернента). Учебное пособие. Изд-во ЭКСМО 2005 г. Alex Workman. Зоопарк операционных систем на одном компьютере. (Серия «Быстро и легко»). - М.: Лучшие книги.-336 с. ISBN 5-93673-042-5, 2005 г.Дополнительные Компьютерные технологии в юридической деятельности: Учебное и практическое пособие / Под ред. проф. Н.С. Полевого, к.ю.н. В.В. Крылова. - М.:Бек,1994.Свириденко С.С. Информационные технологии в интеллектуальной деятельности.-М.:МНЭПУ,1995.Правовая информатика (информационные системы). Том III, Издательство: Профобразование, 2001 г.Высшая математика для экономистов. /Под ред. Н.Ш.Крамера. — М.: — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. Шипачев В.С. Высшая математика — М.:, Высшая школа, 1990.Кудрявцев Л.Д. Краткий курс математического анализа — М.: Наука, 1969.Математика в экономике. Под редакцией Кремера Н.Ш. — М., Финстатинформ; 1999.Колесников А.Н. Краткий курс математики для экономистов – Москва, ИНФРА-М, 1997.Гмурман В.С. Теория вероятности и математическая статистика. — М.: Высшая школа, 2000.Колемаев В.А., Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика. — М., ИНФРА-М, 1999.Задачники Основные Минорский В. П., Сборник задач по высшей математике, изд. 15-е, ФИЗМАТЛИТ, 2005.Гмурман В. Е., Руководство по решению задач по теории вероятностей и математической статистике, изд. 10-е, М: Высш. Школа, 2005, 480с. Дополнительные Крутницкая Н.И., Шишкин А.А. Линейная алгебра в вопросах и задачах. — М.: Высшая школа, 1985.Севастьянов В.Н., Чистяков В.П., Зубков А.М. Сборник задач по теории вероятностей. — М.: Наука, 1990.Сборник задач по математике. Теория вероятностей и математическая статистика. /Под ред. А.В.Ефимова. — М.: Наука, 1990.Справочники. Дополнительные Справочник по математике для экономистов. /Под ред. В.И.Ермакова. — М.: Высшая школа, 1987.Венецкий И.Г., Венецкий В.И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник. — М.: Высшая школа, 1979.^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ И ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ЛОГИКЕ Каков предмет логики? Какова общая характеристика понятия, что такое содержание и объем понятия? Каковы основные виды понятий и каковы отношения между понятиями ? Как осуществляются операции обобщение и ограничение понятий? Что такое определение и каковы его основные виды? Как осуществляются деление и классификация? Какова общая характеристика суждения? Каков состав простого категорического атрибутивного суждения? Как осуществляется деление суждений по количеству и качеству и что такое распределенность терминов в суждении? Каково деление суждений по модальности? Что такое сложное суждение и каковы его виды? Какие отношения между суждениями фиксирует «логический квадрат»? Что такое обращение и превращение суждений и как оно осуществляется? Что такое противопоставление предикату и субъекту и как оно осуществляется? Как характеризуется основные законы логики ? Какова общая характеристика умозаключения? Что такое простой категорический силлогизм, его фигуры и модусы? Каковы общие правила категорического силлогизма? Каковы модусы первой фигуры категорического силлогизма? Каковы модусы второй фигуры категорического силлогизма? Каковы модусы третьей фигуры категорического силлогизма? Каковы модусы четвертой фигуры категорического силлогизма? Что такое условно-категорический силлогизм и каковы его модусы? Что такое условно-разделительный силлогизм и каковы его модусы? Что такое разделительно-категорический силлогизм и каковы его модусы? Что такое дилемма и трилемма? Что такое сложные, сокращенные и сложносокращенные силлогизмы? Какова общая характеристика индукции и дедукции? Что такое полная и неполная индукция? Что такое популярная и научная индукция? Каковы индуктивные методы установления причинных связей? Какова общая характеристика аналогии? Что такое проблема, проблемная ситуация? Какова общая характеристика гипотезы, версии? Какова общая характеристика теории? Какова общая характеристика доказательства? Что такое прямое и косвенное доказательство и опровержение? Каково соотношение понятий: аргументация, убеждение, доказательство?ЛИТЕРАТУРА ОсновнаяГетманова А.Д. Логика. 8-е изд. М.: Омега-Л, 2006.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.: Юристъ, 2004.Милославов А.С., Роговой Ю.П. Сборник упражнений по логике. СПб.: СПбИВЭСЭП, 2006.Дополнительная Солодухин О.А. Логика. Учебник для вузов. Р-н/Д., Феникс,2003. Жоль К.К. Логика. М.: ЮНИТИ, 2004. Ненашев М.И. Введение в логику. М.: Гардарики, 2004. Ивин А.А. Логика. Учебник для гуманитарных вузов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. Логика. Учебник для юридических вузов. /Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: ЛЕКСИКОН, 2001.Вспомогательная Бартон В.И. Логика: учебное пособие для вузов. Минск, Новое знание, 2001Берков В. Ф. Воробьева С.В. и др. История логики: Учебное пособие для высших учебных заведений. Минск, 2000.Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли. Минск, 1972. Бочаров В.А. Основы логики. Учебник для вузов. М.: Инфра-М., 2002.Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967.Горский Д.П. Определение. М., 1974. Грядовой Д.И. Логика: Практический курс основ формальной логики. М.: Щит-М, 2004.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.Ивин А.А. Логика норм. М., 1973.Ивин А.А. Практическая логика: Задачи и упражнения. М., 1996.Ивин А.А. Строгий мир логики. М.,1986. Ивин А.А. Теория аргументации. Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2000. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. М., 1999. Как решать задачи по логике. СПб., 2000. Кириллов В.И. Логика. Учебное пособие для юридических вузов. 5-е изд. М.: Юрист, 2002.Кобзарь В.И. Основы логических знаний. СПб., 1999 и другие издания.Курбатов В.И. Как развить свое логическое мышление. Ростов-на-Дону, 1997.Курбатов В.И. Культура речевого общения: (Основы теории и практики аргументации). Ростов-на-Дону, 1992.Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 1997. Курбатов В.И. Логика. Систематический курс. Р-н/Д., Феникс, 2001.Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика. М., 1996.Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. «Вопросы философии». 1990, №3, С. 57-133 и другие издания.Тоноян Л.Г. Сборник задач и упражнений по логике. СПб., 2000.Федоров Б.И., Любимов Г.П. и др. Элементы логической культуры. СПб., 1996 и другие издания.Формальная логика. Л., 1974.Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996.^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры развиваются абсолютно независимо друг от друга; развиваются параллельно, но независимо; развиваются параллельно, оказывая взаимное влияние друг на друга. 2. Научный метод основан на следующих положениях в основе естественнонаучных знаний лежат аксиомы; в основе естественнонаучных знаний лежит триада: наблюдение, размышление, опыт; в основе естественнонаучных знаний лежат философские концепции. 3. Научная картина мира является точным отображением реального мира; основана только на точном эмпирическом знании; является умозрительным распространением научных знаний на все природные явления. 4. Первая универсальная физико-космологическая картина мира Аристотеля основывается на научном методе, используемом в естественных науках; не подтверждается опытом; точно предсказывает движение небесных тел. 5. Геоцентрическая математическая модель Солнечной Системы не могла быть использована для практических целей; всегда противоречила наблюдаемым явлениям; используется на практике и в настоящее время. 6. Первая гелиоцентрическая модель была предложена Галилеем; Аристархом Самосским; Птолемеем. 7. Основоположником экспериментального метода в естествознании является Аристотель; Галилей; Эйнштейн. 8. Чем характеризуется завершение первой научной революции (Ньютон)? разработкой механистической картины мира; разработкой геоцентрической модели Вселенной; разработкой теории относительности. 9. Какие системы отсчета называются в классической механике инерциальными? которые двигаются по кругу; которые покоятся или двигаются без ускорения; которые двигаются со скоростью света. 10. Механистическая картина мира утверждает обратимость времени; взаимозависимость пространства и времени; необратимость времени. 11. Что такое классический, или лапласовский, детерминизм? представление о равноправии всех инерциальных систем отсчета для описания механических явлений; представление о всеобщей причинной обусловленности и однозначной предопределенности всех событий в мире; представление о том, что все явления в мире подчинены ограниченному количеству неизменных законов. 12. Какая из перечисленных характеристик движения в большей степени характеризует способность тела к взаимодействию с другими телами скорость; время; импульс; перемещение. 13. Сколько планет в настоящее время известно в Солнечной системе 1) 8; 2) 9; 3) 10. 14. Период изменения Солнечной активности равен 4 годам; 7 годам; 11 годам. 15. Принцип относительности утверждает, что существует состояние абсолютного покоя; невозможно установить движется данная инерциальная система отсчета или покоится; существует состояние абсолютного движения. 16. Какой из принципов лежит в основании теории относительности? принцип абсолютной проницаемости эфира для движущихся тел; принцип эквивалентности тепла и механической работы; принцип постоянства скорости света в вакууме во всех инерциальных систем отсчета. 17. Запрет на движение со скоростью больше скорости света является основой принципа относительности Галилея; является основой принципа относительности Эйнштейна; следует из теории относительности и принципа причинности. 18. Четырехмерность пространства-времени означает трехмерность пространства изменяющегося с течением времени; взаимозависимость изменения пространственных и временных характеристик при переходе от одной системы отсчета к другой; необратимость времени. 19. Какое из явлений противоречит принципу причинности обучение (накопление информации) живого существа в течение его жизни; расширение Вселенной; вечный двигатель второго рода. 20. Принцип эквивалентности подтверждается вторым законом Ньютона; законом Всемирного тяготения; законом свободного падения тел. 21. Что происходит с энтропией замкнутой неравновесной системы? возрастает; уменьшается; остается постоянной. 22. Создание информации в какой-либо подсистеме означает, что ее энтропия возрастает; уменьшается; остается постоянной. 23. Второе начало термодинамики является абсолютно точным законом природы; не является законом природы; является вероятностным законом. 24. В замкнутых системах, находящихся в неравновесном состоянии происходит переход в упорядоченное состояние; происходит переход в состояние термодинамического равновесия; состояние системы не изменяется. 25. Что означает понятие корпускулярно-волнового дуализма? каждый микрообъект одновременно несет и корпускулярные и волновые свойства; волновые свойства являются результатом совместного проявления большого числа корпускул; 3) одни из микрообъектов ансамбля, состоящего из их большого числа, являются корпускулами, а другие – волнами. 26. Необратимость во времени в поведении макросистем объясняется концепцией корпускулярно-волнового дуализма; механистической картиной мира; законом Всемирного тяготения. 27. Каково поведение атомов при температуре, равной абсолютному нулю? они прекращают движение; их движение становится упорядоченным; они продолжают совершать хаотические колебания. 28. Какой из принципов обуславливает невозможность безграничной миниатюризации электронных вычислительных систем принцип неопределенности; принцип относительности; первое начало термодинамики. 29. В рамках современных представлений взаимодействие между частицами осуществляется мгновенно; путем возмущением эфира; благодаря испусканию и поглощению квантов поля. 30. Способность атома к образованию химических связей называется катализом; валентностью; мутацией. 31. Какие из нижеперечисленных принципов противоречат теории эволюции изменчивость; наследственность; целесообразность; естественный отбор. 32. Хромосомная теория наследственности основана на концепции целесообразности; на законе единообразия гибридов первого поколения; на отклонениях от закона независимого распределения признаков. 33. Для самоорганизации в сложных системах необходимо выполнение следующих условий открытость, нелинейность, диссипативность; замкнутость, нелинейность, диссипативность; открытость, линейность, диссипативность. 34. При каких условиях возможен переход из состояния хаоса в упорядоченное состояние? происходит в системах, невзаимодействующих с окружающей средой; возможен в абсолютно детерминированных системах возможен при наличии внешнего источника энергии. 35. Переход сложной системы в новое качественное состояние происходит при прохождении точки сингулярности; при прохождении точки бифуркации; при прохождении точки замерзания. 36. Наличие вероятностных законов при описании природных явлений подтверждает концепцию абсолютного детерминизма; концепцию абсолютного индетерминизма;2) концепцию вероятностного детерминизма. 37. Биосфера включает только живые организмы; всю живую и неживую природу; совокупность живых организмов и среду их обитания. 38. Основой устойчивости биосферы является многообразие видов живых организмов; большое число организмов одного вида; отсутствие взаимодействия между различными видами. 39. Что такое экология? наука о хозяйственной деятельности; охрана живых организмов; наука о взаимоотношении живых организмов со средой обитания. 40. Какая из звезд быстрее закончит свой жизненный путь? звезда, масса которой близка к массе Солнца; звезда, масса которой значительно превышает массу Солнца; звезда, масса которой значительно меньше массы Солнца. 41. Каковы современные представления о наблюдаемой Вселенной? является бесконечной и вечной; образовалась приблизительно 18 млрд. лет назад и расширяется; образовалась приблизительно 18 млрд. лет назад и остается неизменной. 42. Что означает антропный принцип в современном естествознании? человек является центром Вселенной, появление человека на Земле не связано с развитием Вселенной; 3) законы природы, определяющие развитие Вселенной и существование человека, носят единый характер. 43. Структура химических элементов таблицы Менделеева определяется законом Всемирного тяготения; определяется природой электромагнитного и слабого взаимодействий; определяется наличием нейтронов в атомных ядрах. 44. Тепловая смерть Вселенной означает нагревание Вселенной; охлаждение Вселенной; термодинамическое равновесие. 45. Может ли быть наблюдаемая Вселенная бесконечной и вечной нет, так как такая Вселенная является гравитационно неустойчивой; нет, так как она имеет границу; да, так как она не может быть конечной. 46. Что означает расширение Вселенной? увеличение размеров Солнечной системы; увеличение размеров галактик; удаление галактик друг от друга. 47. Какова роль периодического характера изменения солнечной активности не влияет на поведение объектов живой природы; влияет на поведение объектов только живой природы; синхронизует различные процессы, происходящие на Земле, в том числе и социальные. 48. Исследование каких проблем в наибольшей степени характеризует современный период развития естествознания? изучение закономерностей самоорганизации сложных систем; изучение законов движения материальных тел; поиски теплорода. 49. Глобальный эволюционизм подтверждается теорией Большого взрыва и концепцией предбиологической эволюции в химии; моделью стационарной Вселенной и концепцией предбиологической эволюции в химии; механистической моделью Вселенной. 50. Учением о происхождении и эволюции космических тел и их систем является астрономия; космогония; космология. ^ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная 1. Михайловский В.Н. Концепции современного естествознания: Один из лучших курсов лекций для вузов [Текст]. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 1997. – 157 с. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004. – 288 с. Имеется 394 экз. в библиотеке ИВЭСЭП, продаётся в книжном киоске ИВЭСЭП – 90 руб.Дополнительная 2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: Изд-во ЦЕНТР, 1998. – 208 с.; М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 224 с. – Имеется 136 экз. в библиотеке ИВЭСЭП Цена – 160 руб.Вспомогательная 3. Арнольд В.И. Теория катастроф [Текст]. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 128 с. (Синергетика: от прошлого к будущему). – Имеется 1 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. 4. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания: Курс лекций для вузов [Текст]. – СПб.: «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2004. – 224 с. – Имеется 9 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. Цена – 90 руб. 5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Основной учебник для вузов [Текст]. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 608 с. – Имеется 1 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. Цена – 350 руб. 6. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 317 с. Имеется 1 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. Цена – 200 руб. 7. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: Агар, 1996. – 384 с. – Имеется 1 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. Цена – 150 руб. 8. Лозовский В.Н., Лозовский С.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов [Текст]. – СПб.: «Лань», 2004. – 224 с. – Имеется 1 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. Цена – 190 руб. 9. Марьянович А.Т., Князькин И.В. Взрыв и цветение. Нобелевские премии по медицине 1901–2002 [Текст]. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2003. – 800 с. – Имеется 1 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. Цена – 360 руб. 10. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов [Текст]. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 287 с. – Имеется 40 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. Цена – 160 руб. 11. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232 с. Имеется 1 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. – Цена – 120 руб. 12. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей учёной степени кандидата наук [Текст]. – М.: Гардарики, 2006. – 384 с. – Имеется 1 экз. в библиотеке ИВЭСЭП. – Цена – 320 руб. 13. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 127 с.^ Вопросы к экзамену и темы контрольных работ по предмету: «Правоохранительные органы» 1. Правоохранительные органы: понятие, функции, институционально-правовые особенности. 2. Сущность правоохранительной деятельности: понятие и признаки. 3. Основные направления правоохранительной деятельности. 4. Правоохранительная система: основные элементы и структурная организация.