Реферат по предмету "Разное"


2 «Ода на ​день восшествия на всероссийский престол её Величества»

Образ идеального правителя: 1) Ода «Фелица» - Державин. 2) «Ода на ​день восшествия на всероссийский престол её Величества».Императрица Елизавета Петровна - Ломоносов 3) Пушкин «Капитанская дочка» 4) Пушкин «Пётр I» 5) Слово о полку.. Святослав Киевский 6) Фонвизин—Недоросль 7)Маякосвкий-«В.И.Ленин»Тяжёлая жизнь крестьян: Некрасов «Несжатая полоса» Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» Пушкин «Деревня» Гоголь «Мёртвые души»^ Воинская повесть: Шолохов «Судьба человека» Твардовский «Василий Тёркин» Кондратьев «Сашка»Элегия о судьбе: Есенин «Клён ты мой опавший» Есенин «Отговорила роща золотая» Пастернак «Гамлет»^ Комедийное начало, чтобы было на ревизора похоже: Чехов «Хамелеон» Чехов «Толстый и тонкий» Чехов «человек в футляре» Булгаков «Собачье сердце» Булгаков «Мастер и Маргарита» Салтыков-Щедрин «Сказки»Патриотическое: Цветаева «Тоска по Родине» Ахматова «Не с теми я, кто бросил Землю» Лермонтов «Прощай, немытая Россия»^ Проблема отцов и детей: Тургенев «Отцы и дети» Пушкин «Евгений Онегин» Грибоедов «Горе от ума»Красота природы, схожая с февралем у Пастернака Пушкин «Зимнее утро» Фет «Шёпот, робкое дыханье»^ Любовный треугольник: Штольц – Ольга Ильинская – Обломов «Обломов» - Гончаров Печорин – Мери – Грушницкий «Герой нашего времени» Лермонтов Тихон – Катерина – Борис «Гроза» - Островский Базаров – Одинцова – Аркадий «Отцы и дети» Тургенев^ История грустной любви в стихах: Ахматова «Песня последней встречи» Пушкин «Я помню чудное мгновенье» Тютчев «Я встретил Вас и все былое» Есенин «Письмо к женщине»^ Проблема воспитания: «Недоросль» Фонвизин «Евгений Онегин» Пушкин Грибоедов «Горе от ума» Тургенев «Отцы и дети»Сытые: Господин из Сан-Франциско Крыжовник ЧеховЭгоизм: Раскольников «Преступление и наказание» Печорин «Герой нашего Времени» Старуха Изергиль Лара – ГорькийАльтруизм: Данко – Горький Сонечка Мармеладова «Преступление и наказание» Достоевский^ Философские споры: «На дне» «Отцы и дети» Горе от ума «Преступление и наказание»Тема творчества Державин.Памятник Ломоносв, БрюсовПушкин я памятник себе.. Бунин «Антоновские яблоки» Чехов «Вишнёвый сад»^ Тема ответственности человека: Тургенев «Ася» Пушкин «Капитанская дочка»Памятник – подведение итогов: Ломоносов;Пушкин;Державин;Маяковский «Во весь голос» «^ Злонравия достойные плоды»:Фонвизин «Недоросль»;Пушкин «Деревня»;Радищёв «Путешествие из Петербурга в Москву»;Гоголь «Мёртвые души»Мистика в стихотворениях Жуковский «Лесной Царь»;Сологуб «Недотыкомка»;Лермонтов «Демон»;Пушкин «Бесы»^ Противоречивый образ женской натуры: Софья «Горе от ума» Грибоедов Ася «Ася» Тургенев Наташа Ростова «Война и мир» ТолстойБорцы за старые взгляды на мир: Фамусов «Горе от ума»;Простакова «Недоросль»;Кабанова «Гроза» Островский;Павел Петрович Кирсанов «Отцы и дети»^ Образы слуг: Савельич «Капитанская дочка»;Осип «Ревизор»;Захар «Обломов»Элегия: Жуковский «Море»;Лермонтов «Сосна»;Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы»Образ города: Город N «Ревизор» Гоголь;Петербург Достоевского «Преступление и наказание»;Петербург Некрасова «Ионыч» Чехов – Губернский город С;Москва Булгакова, Ершалаим^ Тема невыразимого: Федор Тютчев SILENTIUM!;Фет «Как беден наш язык»;Пастернак «Без названия»Несчастная любовь: Тютчев «О, как убийственно мы любим»;Фет «Ты отстрадала, я ещё страдаю»;Пушкин «Сожженное письмо»;Некрасов «Я не люблю иронии твоей»^ Тип Обломовых: Обломов;Гаев и Раневская «Вишнёвый сад» ЧеховСатира: Салтыков-Щедрин;Чехов;Аверченко;Зощенко;БулгаковИскали смысл в жизни и в конце через страдания изменились: Пьер Безухов «Война и мир»;Григорий Мелехов «Тихий Дон»;Евгений Онегин Иван Бездомный - Иван Николаевич Понорев «Мастер и Маргарита»^ Герои предприниматели: Лопахин «Вишнёвый сад»;Чичиков «Мёртвые души»;Штольц «Обломов» Господин из Сан-ФранцискоПрирода – внутренний мир: Толстой;Тургенев «Ася»;Тютчев;Фет^ Семья: «Война и мир»;«Тихий Дон»Обновление поэтических форм: Хлебников ;МаяковскийТрагедия Крепостных: Некрасов;Ася;Тупейный художник – ЛесковПсихологизм; Ахматова;Есенин;Лермонтов;^ Смена поколений; Пушкин «Вновь я посетил» - Есенин «Русь Советская» Рифмы: Мужская-на посл.слог Женская – на предпосл.слогПанторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек)^ Сквозная рифма — проходящую через всё произведение (например — одна рифма в каждой строке)Эхо-рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.Гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвертый слог или дальше — используется значительно реже остальных 18 век: Фонвизин (1745- 1792) знаменитый писатель екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии Державин (1743 - 1816) русский поэт эпохи Просвещения, представитель классицизма, значительно преобразивший его^ Первая половина 19 ввека: Жуковский (1783 - 1852) основоположник романтизма в русской поэзии. Годы творчества: 1797—1852 Грибоедов (1790?1795 - 1829) русский драматург (комедия ГОРЕ ОТ УМА) Пушкин (1799 - 1837) Годы творчества: 1813—1837, Направление: романтизм, реализм Лермонтов (1814 - 1841) русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. Гоголь (1809 - 1852) русский писатель малороссийского происхождения, драматург, поэт, критик, публицист^ Вторая половина 19 ввека: Островский (1823—1886) — выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Тургенев (1818 - 1883) Тютчев (1803 - 1873) Годы творчества: 1813—1873 Жанр: фрагмент Фет (1820 - 1892) - русский поэт-лирик, Основное содержание его поэзии — любовь и природа. представитель так называемой «чистой» поэзии. Гончаров (1812 - 1891) Годы творчества: 1840—1869 Направление: реализм Некрасов (1821- 1877) Салтыков-Щедрин (1826 - 1889) Направление: сатира, реализм Жанр: роман, хроника, рассказ, сказка Л.Н. Толстой (1828 - 1910) Направление: реализм Достоевский (1821 - 1881) Годы творчества: 1846–1880. Направление: реализм^ Конец 19 - начало 20 века: Чехов (1860 - 1904) - русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей в мировой литературе. Чехов создал четыре произведения, ставшие классикой мировой драматургии, был практикующим врачом. Род деятельности: прозаик, драматург Бунин (1870 - 1953) выдающийся русский классик. реализм. Блок (1880 - 1921) - русский поэт-символист. маяковский (1893 - 1930) - футурист.Годы творчества: 1912—1930 Есенин (1895 - 1925) Направление: новокрестьянские поэты, имажинизм Цветаева (1892 - 1941) Годы творчества: 1908—1941 Жанр: Символизм модерниз Мандельштам (1891 - 1938) сначала символист потом акмеист. Ахматова (1889 - 1966) акмеист в молодости Шолохов (1905 - 1984) классик русской литературы. Тихий Дон - драма,эпопея Булгаков (1891 - 1940) романист, драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес. Твардовский (1910 - 1971) реализм Пастернак (1890 - 1960) Направление: модернизм, постмодернизм. Жанр: сатира, антиутопия, биография Солженицын (1918 - 2008) Жанр: повесть, рассказ, публицистика, эссе, роман, «крохотки», лексикография. острые общественно-политические темы. Символизм Брюсов, Бальмонт, Белый, Блок, Мережковский, Гиппиус, Минский, ИвановАкмеизм Гумилев, Ахматова, Городецкий, МандельштамФутуризм Хлебников, Маяковский, Крученых, северянин, Бурлюк, Каменский, Пастернак, Асеев, АксеновКлассицизм Ломоносов, Сумароков, Кантемир, ТредаиковскийСентиментализм КарамзинРомантизм Рылеев, Жуковский, Лермонтов, ТютчевРеализм Толстой, Достоевский, Чехов ^ Василий Андреевич Жуковский (1783-1852гг) был незаконнорожденным сыном турчанки и был усыновлён Андреем Ивановичем Жуковским. В. А. Жуковский учился в Москве, писать начал рано.Жуковский был редактором журнала «Вестник Европы», входил в общество «Арзамас», был наставником Александра II. Участвовал в войне 1812года. Помогал Пушкину, Бородинскому, Лермонтову, представителям декабристов. Освободил от крепостной зависимости своих крестьян.Благодаря Жуковскому в поэзию вошли:- Тема невыразимого (продолжили Тютчев, Фет)- Тема воспоминаний (и печальных, и радостных, чувство меланхолии – светлой печали).Жуковский написал всего около 40 баллад.Типология баллад Жуковского.1. Тема смерти – потери близкого человека (Ж. пережил несчастную любовь к Марии Протасовой и ее смерть): «Эллонова арфа», «Эльвина и Эдвин», «Узник».2. Тема преступной страсти и любви: «Замок Смальгольм».3. Темные стороны человеческой привязанности: «Рыбак».4. Переводные баллады: «Лесной царь», «Кубок».Баллада «Светлана» (1808-1812гг).В тот же период Ж. пишет про-ия «Кассандра», «Громовой».«Светлана» посвящена младшей сестре М. Протасовой Александре Воейковой в честь её свадьбы.Хронологически и жанрово «Светлана» связана с балладой «Людмила».^ Смысл «Светланы».Сюжет дан в рамках гадания девушек в крещенский вечерок. бытовая сцена с предметами того времени («светлица», «сани», «подблюдные песни», «тесовые ворота»). Ж. стремится передать атмосферу юности, женственности.Светлана – верная, способная долго ждать, сильно чувствовать, неветреная, глубоко религиозная. В финале Светлана обретает счастье, которое является ее собственной заслугой.Баллада о том, как любовь победила смерть. «Верь в доброту, верь в любовь, верь в провидение» - и обретешь счастье.Отказ от элемента фантастики.Поэтика баллады.Своеобразие ритма. Чередование трех- и четырехстопного хорея. Передан пульс игры, биение сердца, стук копыт лошадей, духовная песня.В произведении присутствует и внешняя динамика (много глаголов в начале, во сне), и внутренняя (душевный мир героини изменчив). Постоянное напряжение.Цветовая гамма: белый – доминирующий – цвет снега, победа над черным, победа над тьмой. Ощущение загадочного. Белый голубь – реминисценция (скрытая цитата) из Библии: сошествие на Христа Святого духа в виде голубка. Голубь – символ любви, чистоты, посланник небес, спаситель.Белое полотно, которым закрыт мертвец.Белый противопоставляется черному. Темна даль дороги, впотьмах перед избушкой.Огни, блеск огней. Свечи, зеркало, свет в дверь церкви, в поле огонек из окон избушки, свеча в хижине, блеск глаз. Праздничность, загадочность, но вместе с тем – огни – символ перехода человека в иной мир.^ 2. В чём Г.Р. Державин видит истинную награду поэтического таланта? (На примере стихотворения «Памятник»).Гавриил Романович Державин был одним из самых выдающихся поэтов 18века. Признавая величие своего таланта, он в стихотворении «Памятник» подчеркнул свои заслуги: «первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», «и истину царям с улыбкой говорить», а также высказал мысль, что он имеет право на поэтическое бессмертие: «О муза! возгордись заслугой справедливой», «Чело твоё зарёй бессмертия венчай». Именно творческое бессмертие, т.е. заслуженную известность, уважение и славу среди своего народа и будущих его поколений, и считал Державин истинной наградой талантливого поэта. "^ Слово о полку Игореве" было создано примерно в восьмидесятых годах 12века, автор неизвестен.Русь времён "Слова о полку Игореве"."Слово" создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг своей наибольшей силы. Множество мелких феодальных княжеств - "полугосударств" - враждовали между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство. Междоусобная борьба князей была трагически осложнена нависшей над Русью половецкой опасностью. Половцы, народ тюркского происхождения, заняли ещё в середине 11века степи между Волгой и Днепром, Крым и проникли на Балканский полуостров. Они представляли собой очень мощную военную силу. Русским князьям в начале 12века удалось одержать крупные победы над половцами, однако половцы продолжали разорять мирное население русских сёл и городов, а раздоры русских княжеств создавали возможность для новых половецких вторжений.Система образов в произведении "Слово о полку Игореве".Игорь - амбивалентный образ: смелый, деятельный, но не идеальный - не дальновидный, не осознающий необходимость объединения городов.Бой тур Всеволод - брат Игоря, деятельный, энергичный, целеустремлённый. Но он не только не остановил Игоря, но и пошёл в поход вместе с ним.Ярославна - образ-символ самой русской земли. Когда плачет Ярославна, плачет словно сама русская земля. Отголоски образа Ярославны встречаются в произведениях 19-20х веков - "Гроза" Островского, "Реквием" Ахматовой, в произведениях Цветаевой.Святослав Киевский - двоюродный брат Игоря и Всеволода. Идеальный образ. Воплощение мудрости, силы. Гармония: князь грозный - князь милостивый. Неравнодушен к русской земле (Сон Святослава, его "золотое слово").Олег Гореславович - дед Игоря и Всеволода. Смутьян (противопоставлен Владимиру Мономаху - противнику вражды). Его образ проходит через весь текст, является сквозным.Всеслав Полоцкий - князь-оборотень. Ночью - волк, преодолевающий огромные расстояния.Боян - внук языческого бога творчества и свободы Велеса. Певец старого времени.Поэтика произведения.Насыщенность символикой. Образы вырастают до символов. Особенно выражена символика явлений природы: предупреждение, зловещее предзнаменование - затмение Солнца - образ чёрного Солнца(возникающий также в финале "Тихого Дона") - образ смерти. Звуковая символика: стон рус. земли, плачь Ярославны, стонет Киев, Чернигов, вой волков, лай лисиц, скрип телег, свист, говор птиц, зверей, гул земли. Цветовая символика: тьма - зло, смерть; свет - гармония, мир, добро.Основные тропы: сравнения(связаны с животными) и гиперболы(связаны с князьями). ^ Денис Иванович Фонвизин (1745-1792гг).Комедия «Недоросль».Фонвизин – «властелин сатиры». Он рано осознал, что будет именно сатириком.В 23года Фонвизин пишет пьесу «Бригадир».В 36лет – в 1781году – Д.И.Фонвизин пишет главный текст в своём творчестве - комедию «Недоросль». 1782год – пьесу поставили на сцене, но она сразу же была запрещена властями. Позже, когда пьесу всё-таки разрешили, она была поставлена на «Царицынском лугу» и произвела настоящий фурор: зрители кидали кошельки на сцену!Фонвизин служил, потом ушёл в отставку. В произведении «Недоросль» он косвенно отразил события 1773-75годов (в этот период шли крестьянские войны). Фонвизин хотел показать, что крестьянство «нездорово» и видел две основные причины этого «недуга»:- вырождение русского дворянства, его произвол,- отсутствие образования, дурное воспитание.Происходило размытие понятий добра и зла.Произведение «Недоросль» имеет два мощных источника – сатира и публицистика. В одно и то же время с «Недорослью» Ф. пишет публицистический трактат «Рассуждение о непременных государственных законах».Художественное пространство комедии.Все события происходят в одной захолустной усадьбе – поместье Простаковых.Похожая атмосфера у Гоголя в «Ревизоре», в пьесах Островского.Время – 18век. Всё действие пьесы происходит в течении суток – 24часов.Система образов.Строгое деление на приятные и неприятные образы персонажей. Первых характеризует готовая мудрость, благородство, идеальность. К ним относится в первую очередь Стародум.Стародум резко критикует политику екатерининских времён, противопоставляя ей политику Петра I. Стародум против разврата, греха. Он осознаёт этот «недуг»: «Настолько больно государство, что если пригласить врача, врач сам может заразиться». Речь Стародума полна афоризмов. Его разговор с Софьей расшифровывает нравственные понятия. Слова Стародума – мысли самого Фонвизина.Г-жа Простакова (девичья фамилия - Скотинина) – грубая, безграмотная помещица, не желающая принять что-либо новое; любит сына любовью, которая духовно калечит юношу. Это слепая любовь. Праздность и безделье – норма жизни для Простаковой. Она очень жадная, и у неё особое отношение к деньгам: заполучение богатства всеми способами – главное достоинство человека. Для неё служит примером её отец Скотинин – обогатившийся взяточник. Фонвизин создавал образ Простаковой как укор правительству. Г-жа Простакова относится к слугам хуже, чем к животным (показательная сцена – эпизод с Тришкой и кафтаном). В финале её дом оказывается под опекой Правдина. Этим Фонвизин как бы показывает путь правительству. В конце пьесы образ Простаковой становится сложнее – она предстаёт перед нами как страдающая отвергнутая мать. Возникает чувство жалости к Простаковой.Последнее слово комедии – фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».Митрофан – лодырь, бездельник, хитрец, чёрствый эгоист; необразован, невоспитан. Относится к слугам как к животным (как и его родители).Показательная сцена – экзамен Митрофана. «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Ф. показывает, что таково новое поколение.Правдин – безупречно честный правительственный чиновник, которому поручено наблюдать за взяточниками.Второстепенные персонажи связаны либо с Простаковой (Скотинин), либо с Митрофаном (Еремеевна, учителя).Скотинин – брат Простаковой. Типичный мелкий мошенник, грубый, невежа, идеалом которого оказывается жизнь в хлеву среди свиней.Еремеевна – «мама», т.е. няня, Митрофана, кормилица. Простаковым служит сорок лет, она рабски привязана к этому дому. У Еремеевны развито чувство долга. Защищает Митрофана от нападок. А за свои труды получает от хозяев ругань, злобу, агрессию и 10руб. в год (копейки). Её обзывают: «ведьма», «бестия», «собачья дочь».Учителя:Цыфиркин – математик. Трудолюбивый, знающий. Получает копейки. В финале он не берёт с Простаковых денег, т.к. не смог ничему выучить Митрофана.Кутейкин – учитель рус. языка, церковного слова. Недоучившийся семинарист, испугавшийся «бездны премудрости». За свою работу старается взять как можно больше денег.Вральман – врун, проходимец, бывший кучер Стародума. Он считает, что учителя Митрофану не нужны, что Митрофан устал и наука ему ни к чему. ^ ТВОРЧЕСТВО ТЮТЧЕВАПериодизация творчества:1-й период - начальный, 20-е годы. Стихотворения Тютчева* условны, умозрительны. Но уже в 1820-е гг. эти признаки начали исчезать, уже здесь его поэзия проникнута глубокой философской мыслью. Слияние всего воедино: и любви, и философии, и природы. Поэзия Т. никогда не развивается в форме рассудочной, умозрительной мысли.2-ой период - 30-е - 40-е годы. Т. продолжает оставаться поэтом мысли. Темы любви и природы актуальны по-прежнему, но в них вплетается что-то тревожное. Это тревожное начало с разными акцентами и окраской выражается, в частности, в стихотворениях о странничестве (например, «Из края в край, из града вград...»)**.3-й период - 50-е - 60-е годы. Тревожные мотивы углубляются и перерастают в мрачное, безысходное восприятие жизни.Т. не заботился об издании своих сочинений. Первая большая группа его стихотворений была напечатана через посредство И. С. Гагарина в 1836-37 гг. в пушкинском «Современнике» - «Стихотворения, присланные из Германии». Вторая крупная публикация - в 1854 г. - была тоже связана с «Современником», подготовил ее И. С. Тургенев. Последнее прижизненное издание сборника - 1868 г. И опять Т. устраняется от подготовки издания, его готовил зять И. С. Аксаков^ СВОЕОБРАЗИЕ ТЕМЫ ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А. А. АХМАТОВОЙ 1.Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность, предельная откровенность в сочетании со строгой гармонией, лаконичной емкостью поэтического языка любовных стихотворений Ахматовой позволили ее современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических сборников. Однако изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно поэзии Анны Ах матовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, одиночестве, отчаянии - обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый.2. Любовь в лирике А. Ахматовой предстает как "поединок роковой", она почти никогда не изображается безмятежно, идиллически, а наоборот в предельно кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. Обычно ее стихи - начало драмы или ее кульминация.Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества.Интимная лирика А. Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда - неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. ^ Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Один из величайших лириков века, Блок создал грандиозные по значению циклы любовных стихотворений, но и они пронизаны болью поэта, его жаждой красоты мира. Одно из наиболее популярных и любимых стихотворений - "Незнакомка". Оно входит в цикл "Город", в котором с такой пронзительностью прозвучала тема "черного города", враждебного счастью и красоте людей. Это произведение о двух мирах: о мире красоты и о мире крикливой пошлости. Вершиной мировой поэзии является также блоковское "О доблестях, о подвигах, о славе..." Любовь прошла через все творчество Блока, считавшего, что "только влюбленный имеет право на звание человека". Тема Родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с ее судьбой. Не случайно поэт любил повторять, что все его творчество - о России. И у С.А.Есенина нельзя разделить любовь к женщине и любовь к РодинеЕсенин нежен и прост, преклоняется перед красотой внешней, еще более - внутренней. О том, что Есенин - крестьянский сын, не раз упоминалось в его автобиографии и стихах, для него это не было обычной строкой в анкете. Поэту хочется подчеркнуть: он человек от земли, его корни в народе. Именно здесь нашел поэт надежную опору для осуществления своей заветной мечты - стать "певцом и глашатаем" отчего края. Есенин и Блок оставили нам чудесное поэтическое наследство. Хоть уже прошло немало лет после их смерти, но стихи остались близки и дороги нашим современникам потому, что поэты обладали неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимных настроений.^ Тема дороги Многие Русские поэты и писатели использовали образ дороги в своих произведениях Лермонтов "Выхожу один я на дорогу", Некрасов "В дороге", "Кому на Руси жить хорошо", Гоголь " Мертвые души", Баратынский "Дорога жизни", Пушкин " Капитанская дочка", "Телега жизни", "Зимняя дорога".Дорога - это литературно-художественный образ. Дорога- это источник перемен, жизни и подспорье в трудную минуту. Она так или иначе знакома всем, эта вечная музыка дороги- монотонное гипнотическое покачивание, легкая, быстрая смена панорамы за окном и то сладкое чувство невесомости и неизбежности, с которой навсегда оставляешь каждую версту, стой она посреди изумительного пейзажа или мрачного гиблого места Мир дороги подвижен, его можно располагать в новый порядок, узор. Ритм движения передает мысли и нарушает привычную вязкость логики; в дороге любая мысль легка, все дышит свободой."Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога!..Что такое дорога? Символ жизненного пути, "телега жизни"?С утра садимся мы в телегу:Мы рады голову сломатьИ, презирая лень и негу,Кричим: пошел!.. Стержневая тема творчества А. И. Солженицына — противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России.В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. «Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи», нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности?.. Это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи. Она вне сферы героического или исключительного, реализует себя в самой что ни на есть обыденной, бытовой ситуации, испытывает на себе все «прелести» советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и все ее подруги, вынуждена брать его тайком.Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и надменным пренебрежением к обычному человеку.Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях.Но кому противостоит Матрена, в столкновении с какими силами проявляется ее сущность? В столкновении с Фаддеем, черным стариком, олицетворением зла. Символичен трагический финал рассказа: Матрена погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственной избы. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни земля наша».^ Тема назначения поэта и поэзииРусская действительность, духовная близость Пушкина к декабристам, Некрасова — к револю¬ционерам-демократам были той школой, в кото¬рой сложились их взгляды на сущность искусства, на место и роль поэта и поэзии в жизни общества.Так, стихотворения А. С. Пушкина «Воль-ность», «Деревня», «Кинжал» были своего рода стихотворениями-прокламациями, развивали сво-бодолюбивые идеи, передовое общественное созна¬ние. В стихотворении «Кинжал» Пушкин осужда¬ет массовый террор якобинцев и одновременно славит «карающий кинжал» в качестве «тайного стража» свободы, «последнего судии позора и обиды». Многими декабристами это стихотворе¬ние было воспринято как призыв к свержению самодержавия.Поэзия Некрасова продолжала развивать луч¬шие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым.В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856 г.) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа.Лермонтов Ещё.ЛюбовьИзмена женщины воспринимается лирическим героем Н.Гумилева (сборник «Жемчуга») утратой самой дорогой способности души – «уменья летать». Однако в страданиях рождается страстное желание «заворожить садов мучительную даль», в смерти найти «острова совершенного счастья». Безответная любовь (сборник «Костер») все-таки влечет «сердце к высоте», «рассыпая звезды и цветы». А в радостном сближении с любимой обретается новая прекрасная страна мечты (сборник «Огненный столп»):А.Ахматова восприняла свои горькие разочарования, потери источником вдохновения: «легче стало без любви» - «одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет». Из пепла сожженного чувства возрождается, как птица Феникс, самоотреченная тяга к поэзии:Испытание любовью: Обломовгореве”. Возрождение поэзии на Руси — это и возрождение стихов о любви: Державин, Жуковский, Ломоносов, Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Некрасов, Бунин, Блок, Гумилев, Цветаева, Есенин, Мандельштам, Твардовский, Симонов, Высоцкий, Окуджава ^ РОССИЯ В ЛИРИКЕ БЛОКА И ЕСЕНИНАТворчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к родине. Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. С болью в душе и сердце поэт восклицает: Россия, ншщая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви. Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты. .Свои переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении "Осенняя воля"Блок своим редким чутьем угадывает движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе родины очень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России. Главной, ведущей мыслью этого цикла являются слова: "И вечный бой! Покой нам только снится! Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль". Посвятив теме родины всю свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, полную жизни и движения картину родной земли. Мотив пути постоянно присутствует в стихотворениях Блока о России, это помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать устремленность России в будущее. В отличие от Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин народной жизни. Свое село Константиново он воспринимал как образ родины. Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому основная тема стихотворений поэта - это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая определила многие особенности его стихов о Родине.^ Природа и человекЕвгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль определенной части общества о том, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, и доктор Астров, один из героев пьесы Чехова “Дядя Ваня”, сажающий и выращивающий леса, думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в постановке и решении проблемы “Человек и природа”.Тютчев был пантеистом, и в его стихотворениях Бог часто растворяется в природе. Природа для него обладает высшей силой. И стихотворение “Не то, что мните вы, природа...” отражает отношение поэта к природе, его понимание природы, оно концентрирует в себе всю философию поэта. Природа здесь равна индивидуальности, она одухотворена, очеловечена. Тютчев воспринимал природу как нечто живое, пребывающее в постоянном движении.Любовь к природе чувствуется уже в ранних стихах Фета.Вся его поэзия говорит о том, что поэт любил землю, сельскую природу, немалознал о растениях, птицах, животных. В поэзию входят наблюдения человека,который определяет по голосу не только то, какая птица поет, но и где онанаходится, и какова сила звуков в отношении к обычной силе ее голоса. В конце жизни Фонвизин задумает выпускать журнал, представляющий собой переписку самого себя со Стародумом «Друг честных людей, или Стародум».Черты классицизма и новаторство Фонвизина.^ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА:- Тема ума, образования, воспитания, нации и всего, что связано с просвещением.- Единство места(одна усадьба), времени(24ч), действия(одна история).- "Говорящие" имена и фамилии.- Один герой - одна черта характера (Софья - мудрость, Правдин - искренность, Скотинин - грубость, Простакова - невежество).- Счастливый конец. Ф. показывает представителям власти какой путь они могут выбрать в связи с русским дворянством.Жанр "Недоросли": классицизм + реализм. (классицизм > реализм)^ НОВАТОРСТВО ФОНВИЗИНА:1. Герои произведения не ходячие маски, их образы намного сложнее тех, что появлялись в традиционных классицистических произведениях. Примеры:- Г-жа Простакова - грубость, ханжество, но в финале - страдающая отвергнутая мать.- Ранее в классицистических произведениях учителя - всегда положительные герои, воплощение доброго, просветительского начала. Ф. делает учителей и с отрицательными чертами.2. Речь каждого героя индивидуализирована. Речь:...г-жи Простаковой - бедная, отрывистая, грубая, безграмотная, иногда льстиво-подобострастная....Правдина, Стародума, Софьи, Милона - грамотная, умная....Вральмана - искажённая речь иностранца....Кутейкина - церковно-славянские слова, цитаты из церковных книг....Цыфиркина - использование математических терминов, а также слов, используемых в военном быту (т.к. он до этого от долго служил).3-я черта отхода от классицизма. Представители классицизма часто обращались к вселенскому, общему, подходящему для любых времён и народов. У Ф. очень чёткое отражение конкретного времени и конкретной страны.В "Недоросли" поднимается несколько проблем:1) Воспитание, образование2) Семья, брак (матриархат)3) Общественно-политическая - служение Отечеству4) Крепостное право Большинство персонажей второго плана представлены как двойники Печорина (или же наоборот -


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.