Реферат по предмету "Разное"


2 Этнокультурная ситуация в Туле

2.1.2. Этнокультурная ситуация в Туле (Е.П. Мартынова) Социологический опрос в г. Туле проводился в период с 5 по 17 июня 2008 г. Численность населения города составляет 503962 человека, в том числе 221 686 мужчин и 282 276 женщин. Численность мужчин по возрастам: 18-24 – 29 956 чел.; 25-39 – 52 936; 40-59 – 66 908, старше 60 – 34 301 чел. Численность женщин по возрастам: 18-24 – 27 904 чел.; 25-39 – 55 892; 40-59 –87 639; старше 60 – 74 883 чел. Исходя из половозрастной структуры населения, была определена следующая выборка респондентов: Мужчины – 221 чел., в том числе: Женщины – 294 чел., в том числе: 18-24 лет – 35 25-39 – 64 40-59 – 80 Старше 60 – 42 18-24 лет – 32 25-39 – 68 40-59 – 106 Старше 60 – 88 В выборку вошли 43,8% мужчин и 56,2% женщин; возрастной состав: 18-24 года – 13%; 25-39 лет – 25,6; 40-59 лет – 37,7; старше 60 лет – 23,7%. Среди респондентов преобладали люди с высшим образованием – 54,6%; 71,6% заняты интеллектуальным трудом. Были опрошены представители разных сфер деятельности: образование, наука, культура, здравоохранение (23,1%), промышленность (21,5%), управление и финансы (13,6%), торговля (12%), сфера услуг (11,7%), транспорт и связь (8,2%). Из представителей старших возрастов значительная часть пенсионеров – работающие. Большинство опрошенных интересуется политикой, более двух третей участвуют в выборах регулярно, пятая часть – иногда. Этнический состав респондентов оказался однородным – 97,2% русские, что отражает этнический состав жителей региона. В качестве интервьюеров были задействованы 22 студента исторического факультета Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. Предполагалось, что студенты будут проводить опрос путем беседы с респондентами, в ходе анкетирования многие предпочли отвечать на вопросы самостоятельно. Анкеты заполнялись по месту работы и по месту жительства респондентов во всех пяти районах города. Многие опрашиваемые отмечали, что подобный опрос актуален и важен. Трудности возникали при заполнении ответов на вопросы № 19 и 20: многие респонденты не сразу могли назвать группы людей, вызывающих отрицательные и положительные чувства. Анализ результатов опроса позволяет определить значимость этнического фактора в сознании туляков. Подавляющее большинство респондентов (87,9%) считает, что люди не похожи друг на друга, прежде всего, личными особенностями, а не принадлежностью к разным народам и группам. Только 3,9% анкетируемых отмечают, что в человеке важнее всего национальность. Более половины опрошенных (57,9%) не задумываются о своей национальности и национальности других людей, более четверти (26,5%) не считают необходимым учитывать национальность и религию граждан во время переписи населения. Эти данные говорят о том, что этнические различия для жителей Тулы не актуальны. Среди качеств, которые ярче всего описывают человека, туляки чаще всего называли честность, порядочность (40,5%), ум (28,2%), доброту (21,2%), характер и внешность (по 18,5%). На национальность указали всего лишь 3,3% опрошенных, на религию – 2,1%. Ничтожно малая часть респондентов среди качеств людей назвали язык (0,4%); несколько больше – цвет кожи (1,2%). Наиболее значимыми для туляков оказались социально-экономические и поло-возрастные критерии различий. Так, почти три четверти респондентов (74,4%) считают, что в нашей стране люди больше всего различаются по уровню благосостояния, 60% опрошенных указали на возрастную дифференциацию. Значимость различий по этническому признаку отметили только 30,9% опрошенных, еще меньше считают существенными религиозные и языковые различия – 13,6% и 10,1% соответственно. Результаты анкетирования показывают, что в Туле, крупном городе центральной России с преобладающим русским населением, люди не придают существенного значения этническим особенностям, для них более значима социальная дифференциация. Это можно объяснить тем, что в городе (и области) средний уровень доходов населения значительно ниже, чем в соседней Москве, существует большая разница в уровне доходов людей, безработица (особенно среди женщин). При существующих социально-экономических проблемах этнический фактор отступает на второй план. Это подтверждается и ответами на вопрос о темах, которые больше всего волнуют людей. Первое место в рейтинге проблем заняло «материальное благополучие» (30,3%). Результаты анкетирования показали, что туляки по-разному формулировали проблемы, связанные с их экономическим положением: материальное благополучие, трудоустройство, безработица, бедность населения, рост цен, экономика, инфляция, расслоение общества и т.д. В целом обнаружилось явное доминирование озабоченности респондентов экономическим фактором (более 80% ответов). На втором месте среди проблемных тем оказалась экология (20,8%), на третьем – здравоохранение (18,1%). Этническая тематика суммарно набрала лишь 9,7 % (межнациональная рознь, засилье кавказцев, ущемление прав русских, национальные вопросы, неонацизм, засилье китайцев, вьетнамцев, сохранение русской культуры, мир и дружба народов, межнациональные браки, религиозные проблемы). Туляки проявляют терпимость к заключению межэтнических браков: 14,6% опрошенных высказываются за такие браки, 41,4% отмечают, что при выборе брачного партнера национальность не имеет значения и еще 18,6% допускают возможность таких браков. Отрицательное отношение к межнациональным бракам выявлено у 8,6% респондентов (4,5% считают их нежелательными и 4,1% высказались против). В последние год-два в Туле появились гастарбайтеры из среднеазиастких государств, трудоустроенные преимущественно на стройках и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Заметно выросло число мигрантов с Кавказа, занятых в рыночной торговле и на транспорте. В связи с этим важны результаты опроса, позволяющие определить уровень этнической толерантности туляков. Они оказались терпимыми по отношению к выходцам из Средней Азии, Кавказа, Китая, других стран и регионов: 65,5% респондентов сказали о своем нейтральном отношении, еще 10,3% заявили о положительном отношении к ним. Отрицательное отношение к этим народам проявило 24,2% опрошенных. Этническая нетерпимость жителей города нашла проявление в отрицательных эмоциях, которые опрошенные питают к кавказцам (17,9%), среднеазиатам (5,7%). О плохом отношении к этническим общинам заявили 5,2% респондентов, а 6,8% – ко всем, кроме русских. В целом, по отрицательному отношению к группам людей этнический фактор проявился у 35,6% опрошенных. Почти столько же оказалось респондентов (34,4%), которые питают отрицательные эмоции к асоциальным группам: пьяные (11,1%), бомжи и бродяги (9%), наркоманы (7,3%), преступники (4, 6%), хулиганы (2,4%); 10,1% анкетируемых заявили о своем отрицательном отношении к скинхедам, 3,5% к националистам и 3% к фашистам. Существенный уровень социального расслоения среди жителей областного центра проявился в том, что у 8,7% опрошенных отрицательные эмоции вызывают бизнесмены, у 3% – чиновники и бюрократы. Эти данные позволяют говорить о том, что на бытовом уровне туляки испытывают неприязнь к людям с отличной от русской этничностью. Положительные чувства туляков чаще проявляются по отношению к возрастным группам, об этом заявили 21,9% респондентов. При этом 17,1%, назвали детей, 3,7%, стариков, 1,1% молодежь. Положительные чувства у респондентов вызывают также группы людей с высоким уровнем образования и культуры (17,1%), в том числе интеллигенция (10%), творческие люди, артисты, музыканты (7,1%). Никто из анкетируемых не указал на положительные чувства по отношению к русским, хотя 11,1% выразили симпатии к славянам. Опрос показал, что у жителей Тулы эмоции в плане разделения на «хорошее – плохое» проявляются в большей степени по социо-культурным и возрастным критериям, а не по этническим. Религиозные различия для туляков еще менее актуализированы по сравнению с этническими. Значимость различий по религиозному признаку для групп людей признали 13,6% респондентов; ценность религии как качества человека отметили всего 1,5%. Положительные эмоции верующие вызывают у 3,4% респондентов. На необходимость учета при переписях населения религиозных различий указали только 5% опрошенных. Вместе с тем, туляки проявляют настороженное отношение к последователям новых религиозных движений: 16,8% респондентов считают, что распространение новых религий следует ограничить или запретить, 42% высказались за контроль над ними, у 5,4% сектанты вызывают отрицательные чувства. Нормальным явлением новые религиозные движения сочли только 13,3% анкетируемых. Приток мигрантов из «ближнего зарубежья» привел к разделению людей на «своих и чужих» в сознании туляков. На значимость различий людей по группам «приезжие и местные» указали 28% респондентов, это почти столько же, сколько указали на значимость разделения на разные народы (30,9%). К категории «свои» туляки относят преимущественно мигрантов из разных регионов России, населенных в основном русскими. Так, 87,7% респондентов считают местными людей, приехавших из Центральных областей России, 82,3% – из Сибири и 74,3% – с Дальнего Востока. Принципиально другое отношение фиксируется к иммигрантам из республик Северного Кавказа, из закавказских и среднеазиатских государств. Выходцев из этих регионов местными признают только 32,9%, 27,6%, 26,3% анкетируемых соответственно. Более двух третей (71%) опрошенных относят приезжих с Кавказа и из Средней Азии к категории «чужие». Отношения между «своими» и «чужими», с точки зрения опрашиваемых, складываются по-разному, это признают 53% респондентов. Треть анкетируемых считают эти отношения в целом хорошими (33,9%), 3,9% признают плохими. О фактах религиозной и этнической дискриминации туляки узнают преимущественно через СМИ – 72,4% опрошенных. Кроме того, многие (37,1%) получают такого рода информацию из надписей на заборах и в общественных местах, из рассказов знакомых (31,7%) и Интернета (23,3%). Только 17,3% респондентов оказались очевидцами таких явлений. Результаты опроса говорят о том, что дискриминация граждан по этнической и религиозной принадлежности не столь насущная проблема для жителей Тулы, для большинства это «телевизионные новости». Туляки сталкиваются в основном со случаями увольнения и неприема на работу из-за отсутствия гражданства (40,8%). Такой критерий, как национальность, указали 27% анкетируемых, религиозную дискриминацию отметили только 4,1%. Подавляющее большинство респондентов (85,2%) отрицательно относятся к этнической и религиозной дискриминации, при этом около половины из них для лиц особых профессий все же допускают отказ в приеме на работу по национальному признаку, религиозным мотивам и политическим убеждениям. В целом около 85% опрошенных убеждены, что представители разных национальностей и религий имеют равные возможности при получении образования (89,1%), в достижении материального благополучия (77,6%), в духовном и культурном развитии (87,5%). В последние годы высказывается идея о понимании российского народа как гражданской нации. Туляки еще не в полной мере восприняли это положение. С высказыванием «граждане Российской Федерации – российская нация» согласна только четверть респондентов (25,6%). Еще больше анкетируемых (39,7%) считают, что в условиях России единая нация возникнуть не может. Видимо, такие данные можно объяснить тем, что многие воспринимают термин «нация» в этническом смысле, т.е. близким по значению слову «народ». Вместе с тем, почти три четверти респондентов (74,4%) могут сказать о своей национальности – «россиянин», не отрицая своей этнической принадлежности, еще 9,4% сказали бы так, находясь в другой стране. Результаты социологического опроса показали, что на первый план большинство опрошенных ставит гражданское самосознание. Более половины (52,8%) понятие «Родина» связывают с государством Россия. Немногим менее половины (48,1%) указали, что ощущают принадлежность к России в сильной степени, еще треть (33,7%) ощущают принадлежность к России ситуативно. При этом 54,2% респондентов принадлежность к России связывают с тем, что родились в этой стране. Гордятся Россией 11,5% респондентов, а 6,4% не ощущают принадлежности к России. Одним из аргументов в пользу преобладания гражданского самосознания туляков над этническим можно считать итоги ответа на вопрос о правильности выражений «народы России» и «российский народ». Понятие «российский народ» признают 37,6% респондентов, а «народы России» – 32,1%, еще 25,6% опрошенных принимают оба выражения. Более двух третей респондентов (72,2%) отметили, что у жителей России больше сходств, чем различий. При этом четверть анкетируемых (24,6%) считают такое утверждение безоговорочным, а 47,6% с оговоркой «во многих случаях – да». Почти две трети опрошенных (63,2%) считают, что пропаганда российской нации не препятствует сохранению в стране традиционных культур и языков. Уровень регионального самосознания у опрошенных оказался относительно низким. Только 11,2% из них отметили, что ощущают принадлежность к России, поскольку регион проживания является частью России. Анкетирование показало, что выше всего респонденты ставят общечеловеческие ценности: честность, порядочность (93,8%), ум (68,5%), легкость в общении (42,1%). Высокий рейтинг имеют профессиональные качества (49,7%) и образование (33,4%). На порядок ниже оценено чувство гражданина России (10,3%), еще ниже – религия (6%), язык (4,3%) и национальность (3,9%). Результаты опроса выявили слабое знание респондентами особенностей региональной политики в сфере образования и культуры. Около трети опрошенных не смогли ответить на вопросы о доступности образования, литературы и СМИ на иных языках, кроме русского, а также о культурных центрах и музеях. Подавляющее большинство респондентов (88,7%) признают важность развития фольклорных традиций своего народа. Почти две трети опрошенных считают необходимой государственную поддержку различных языков и культур, при этом 30,5% опрошенных ответили, что в России она существует, примерно столько же (31,7%) признали, что поддерживаются не все языки и культуры. В целом анализ общих результатов социологического опроса показал, что в Туле этнический фактор менее значим по сравнению с социально-экономическим. Это объясняется однородностью этнического состава населения города и области в целом, на фоне которой на первый план выдвигаются социальные и экономические проблема. Отсутствие видимых конфликтов на этнической почве свидетельствует о толерантности туляков. ^ Выборочные результаты социологического опросаАнализ выборочных результатов социологического опроса по половому признаку позволяет отметить некоторые особенности в восприятии категории этнического у представителей разных полов. Так, мужчины в два раза чаще женщин (16,9% против 8,3%) отмечали, что люди не похожи друг на друга принадлежностью к разным группам и народам. Больше мужчин считают, что в нашей стране группы людей различаются по национальности (35,1% против 27,3% у женщин) и по языкам (13,8% против 7,3% женщин). Кроме того, мужчины в четыре раза чаще женщин ощущают принадлежность к России потому, что в ней живут люди «моей национальности» (8,4% против 2,1% у женщин). Еще большая диспропорция обнаружилась в том, что 8% мужчин сочли наиболее важным в человеке национальность, а среди женщин – только 0,7%. Более акцентировано внимание мужчин на языковых и религиозных отличиях людей: 7,1% из них отметили важность языка, 7,6% – религии; среди женщин на это указали 2,1% и 4,8% соответственно. Женщины большую значимость, по сравнению с мужчинами, придают социально-экономической и возрастной дифференциации. Так, среди них 76,5% указали важность разделения на бедных, богатых и среднеобеспеченных, а среди мужчин – 71,5%. Возрастные особенности групп людей отметили 63% женщин и 56% мужчин. Эти данные свидетельствуют о том, что у мужчин, по сравнению с женщинами, этнический фактор более актуализирован. Вместе с тем, женщины оказались более терпимыми к заключению межэтнических браков: положительное восприятие высказали 76,2% женщин и 70% мужчин. Женщины более толерантны к мигрантам из Средней Азии и Кавказа: об отрицательном отношении к ним заявили 18,3% женщин и 29,3% мужчин. Разрыв в уровне религиозной терпимости полов оказался незначительным: за запрет распространения новых религиозных движений высказались 17,8% мужчин и 15,9% женщин. Большая толерантность женщин проявилась и в том, что среди них только 9,3% сочли увольнение или отказ в приеме на работу по причинам гражданства, национальности, религии, политическим убеждениям правильной мерой, среди мужчин таких оказалось 20,4%. Отрицательное отношение к такого рода мерам высказали 48,1% женщин и 33,8% мужчин. Более оптимистичны женщины в оценке отношений между национальностями, местными и приезжими в регионе: 34,3% сочли хорошими межэтнические отношения (против 22,7% у мужчин), 38,1% позитивно оценили отношения между «своими и чужими» (против 28,4% у мужчин). Анализ данных соцопроса выявил различия в источниках информации об этнической и религиозной дискриминации между полами. Мужчины оказались более активными пользователями Интернета: 28,9% из них узнают о случаях унижения и оскорбления людей через сеть (против 18,7% у женщин). Кроме того, мужчины чаще черпают информацию из надписей на заборах и в общественных местах – 44% (против 31,8% у женщин). Чаще мужчины сами становятся жертвами дискриминации (2,2% против 0,7% у женщин). Половые различия проявились в ответе на вопрос о том, на чью поддержку они рассчитывают в трудных жизненных обстоятельствах. Мужчины оказались более доверчивыми по отношению к властям разного уровня (федеральным, региональным, местным и просто к начальству), общественным, религиозным организациям – 13,3% мужчин рассчитывают на поддержку со стороны этих инстанций, среди женщин таковых в два раза меньше – 5,9%. Больше мужчин доверяют друзьям, соседям и землякам: 50,7% против 39,1% женщин. На родственников и семью полагаются примерно равное количество мужчин и женщин (91,1% и 93,1% соответственно). В гражданском самосознании туляков выявляются некоторые половые отличия. Если в понимании Родины как «мое государство Россия» женщины и мужчины едины (52,6% и 52,9% соответственно), то у женщин, по сравнению с мужчинами, чаще проявляется восприятие Родины как места рождения и проживания (86,8% против 61,3% у мужчин). Среди мужчин больше тех, кто ощущает принадлежность к России в сильной степени – 54,7%, среди женщин – 42,6%. Больше мужчин, чем женщин, признали правильность выражения «российский народ» – 41,3% (у женщин 34,3%). С положением «граждане РФ – российская нация» в большей степени также согласны мужчины (32,4% против 20,1% женщин). Среди женщин больше оказалось тех, кто не допускает возможности возникновения единой нации в условиях России – 43,6% против 33,8% у мужчин. Эти данные свидетельствуют о том, что гражданское самосознание у туляков-мужчин, по сравнению с женщинами, более выражено. Это подтверждается и большим интересом мужчин к политике (52,9% против 35,3% у женщин). Уровень религиозного самосознания женщин более высокий, по сравнению с мужчинами. Так, 65,7% женщин отметили, что ощущают принадлежность к религии, среди мужчин таких 55,1%. Теперь обратимся к результатам опроса по возрастным категориям. Эти данные позволяют выявить особенности в осознании этнического фактора по четырем возрастным группам. На важность национальности в человеке указали 9% молодежи 18-24 лет, 7,6% людей в возрасте 25-39 лет; у старших возрастных групп этот показатель ниже – 1,6% (40-59 лет) и 0,8% (старше 60 лет). Среди возрастной группы старше 60 лет наибольшее число опрошенных никогда не задумывается о своей национальности и национальности других (44,3%); среди молодых (18-24) таких всего 19,4%. Критерий этнических различий более ярко проявился у молодежи и при ответе на вопрос о том, по каким группам в стране различаются люди. Так, дифференциацию по народам и этническим группам отметили 37,3% молодых 18-24 лет; 36,4% людей 25-39 лет; среди старших возрастных групп эти позиции указали 28,4% и 25,4% (соответственно 40-59 и старше 60). Оказалось, что среди молодежи 18-24 лет больше всего тех, кто понимает слово «национальность» как язык и культуру (65,7%). Среди старших возрастных групп (40 и более лет) таких в два раза меньше – 33,7%. Эти данные свидетельствуют о том, что этнические различия наиболее актуальны для молодых туляков, а представители старших возрастов в большей мере проявляют этническую индифферентность. В качестве еще одного аргумента можно привести результаты ответов на вопрос о сходстве и различиях жителей России. С однородностью этнического состава населения страны в большей мере согласны представители старшего поколения (от 60 лет): 29,5% из них считают, что у жителей России больше сходств, чем различий. Из молодых респондентов 18-24 лет так думают только 19,4%. Среди молодежи 18-24 оказалось больше всего тех, кто высказался отрицательно по отношению к межэтническим бракам – 9%. Среди других возрастных групп этот показатель составил от 2,1% (40-59 лет) до 4,6% (25-39 лет). Около трети опрошенных 40-59 лет (30,4%) считают, что во время проведения переписей населения не нужно учитывать ни национальность, ни религию. Это наибольший показатель среди всех возрастных групп. Среди молодежи 18-24 лет оказалось больше всего респондентов, считающих нужным учитывать во время переписи населения религию граждан – 10,5% (среди 40-59-летних таких всего 2,6%). Деление населения на местных и приезжих более выражено у молодежи 18-24 лет: 44,8% молодых людей отметили его важность. У людей старше 60 лет этот показатель в три раза меньше – 15,6%. Среди последних более актуален показатель разделения по уровню обеспеченности – 77,1% (у других возрастных групп 73,1 – 73,7%). Уровень этнической толерантности оказался выше у представителей старшего поколения (от 60 лет). Так, среди них большее число, чем в других группах, заявило о положительном отношении к иноэтничным приезжим с Кавказа и Средней Азии – 18,9%. У молодежи этот показатель всего лишь 3%. На отрицательное отношение к иноэтничным чужакам указали 26,9% молодежи 18-24 лет и только 9% лиц старше 60. Религиозная толерантность туляков также имеет особенности у разных возрастных групп. Среди лиц зрелого возраста (40-59 лет) оказалось больше всего тех, кто высказался за запрещение новых религиозных движений – 22,7%. Среди лиц старше 60 лет таких всего 9%, а среди молодежи – 13,4%. Судя по данным опроса, с дискриминацией сталкивались представители всех возрастных групп. При этом с дискриминацией по национальному признаку чаще встречались молодые 18-24 лет (43,5%), среди лиц старше 60 лет такие факты известны только 14,8%. Больше молодежи отметило и религиозную дискриминацию – 7,5%, среди лиц старше 60 на это указали лишь 0,8%. Определенные различия проявились и по источникам получения информации о случаях дискриминации. Молодые чаще узнают об этом через Интернет (46,3% молодежь 18-24 лет и 36,4% в возрасте 25-39 лет), надписям на заборах и в общественных местах (соответственно 47,8% и 39,4%). Представители более старших возрастных групп, 40-59 лет и старше 60 лет, получают только 13,9% и 11,5 % информации о дискриминации через всемирную сеть. Различается отношение к дискриминации у молодого и старшего поколения. Среди молодежи 18-24 лет 34,3% респондентов сочли увольнение и отказ в приеме на работу из-за дискриминации неправильной мерой, среди лиц старше 60 лет таких в два раза больше – 66,4%. Правильными случаи дискриминации считает 16,4% молодежи и лишь 4,1% людей старше 60. Эти данные свидетельствуют о более нетерпимом отношении к случаям этнической, религиозной, политической дискриминации у граждан старше 60 лет. Представители старшего поколения в Туле более оптимистично оценивают межэтнические отношения, а также отношения между местными и приезжими. Так, 32% людей старше 60 (и столько же в возрасте 40-59 лет) считают, что в регионе отношения между национальностями складываются в целом хорошо. Среди молодежи 18-24 лет так оценивают ситуацию только 17,9%. Отношения местных жителей и приезжих позитивно воспринимают 32,8% лиц старше 60 лет и 26,9% молодежи 18-24 лет. Молодежь проявляет больше доверия к людям своей национальности: 6% молодых 18-24 лет указали, что в трудных ситуациях рассчитывают на поддержку людей своей национальности; среди лиц старше 60 таких всего 0,8%. Молодежь обнаруживает большее расположение по отношению к властям. По результатам опроса, поддержки начальства и властей разного уровня ожидает 9% молодых людей и 3,2% стариков. Среди молодежи 18-24 лет оказалось больше всего лиц, связывающих понятие «Родина» с государством – 67,2%. У других возрастных групп этот показатель убывает: 53,8% (25-39), 50,5 (40-59) и 47,5 % (старше 60). Важно и то, что среди молодых больше всего отметили, что ощущают свою принадлежность к России, т.к. гордятся своей страной – 26,9%. Другие возрастные группы гордость за Россию испытывают реже: 9,9% опрошенных 25-39 лет, 9,3 – 40-59 лет и 6,6% – старше 60. При этом ответственность за страну в большей мере испытывают старшие по возрасту: 10,7% лиц старше 60 и 6% молодежи от 18 до 24 лет. Среди людей старше 60 оказалось 9,8% тех, кто ощущает принадлежность к Росси, поскольку она – часть бывшего СССР, среди молодежи 18-24 лет таких только 1,5%. Такие результаты опроса свидетельствуют о большей актуальности гражданского самосознания для представителей молодого поколения. В первой части отчета отмечалось, что с утверждением «граждане РФ – российская нация» согласна только четверть туляков. Больше всего несогласных оказалось среди возрастной группы 40-59 лет: только 17,5% приняли это положение, 46,4% сочли, что в условиях России российская нация возникнуть не может. В большей мере высказывание «граждане РФ – российская нация» восприняла молодежь от 18 до 24 лет (почти треть – 32,8%) и люди старше 60 – 32%. Распределение опрошенных на три категории по месту рождения (родившиеся в тульском регионе, родившиеся в другом регионе РФ и родившиеся в другом государстве) позволило выявить некоторые особенности в восприятии ими этнического фактора. Среди родившихся в других странах значимость разделения людей на группы по народам и этническим общностям отметили 40%. У родившихся в Туле этот показатель составил 31,6%, в других регионах – 29,7%. Треть опрошенных, родившихся в другом государстве, не согласна с утверждением, что у жителей России больше сходств, чем различий. Это гораздо больше, чем в целом по региону (9%). Среди респондентов, родившихся в других странах, оказалось в два раз больше людей, которые не могут сказать о себе «моя национальность – россиянин» (20% против 10,8% у родившихся в Туле и 5,9% у родившихся в других регионах). Среди них меньше тех, кто согласен с таким утверждением (53,3% по сравнению с 73,8% родившимися в Туле и 77,2% родившимися в других регионах). Такие результаты говорят о большей значимости этнического фактора в сознании иммигрантов. Эта категория респондентов обнаружила более высокий уровень толерантности по отношению к приехавшим мигрантам из «ближнего зарубежья»: 26,7% респондентов из числа родившихся вне РФ заявили о своем положительном отношении к иноэтничным приезжим; среди родившихся в Туле так считают только 9,5%, в других регионах – 9,9%. Более высокой оказалась и религиозная терпимость опрошенных зарубежных уроженцев: 26,7% их заявили о терпимом отношении к последователям разных религий. Среди местных уроженцев таких только 13,8%, среди выходцев из других регионов – 8,9%. Зарубежные мигранты более оптимистичны в оценке отношений местных жителей и приезжих: 53,3% их указали на хорошие отношения (среди туляков так считают 32,4%, среди выходцев из других районов РФ – 30,7%). Опрошенные из категории родившихся за пределами России гораздо чаще других групп отмечали, что ощущают принадлежность к России, поскольку она – часть СССР. Таких оказалось 26,7% против 5,9% среди родившихся в других регионах России и 4,3% уроженцев Тулы. ^ Законодательство и этнокультурные мероприятияРезультаты анкетирования показали, что этнический фактор в сознании туляков не актуализирован, они индифферентны по отношению к этническим различиям людей и озабочены в основном социально-экономическими проблемами. В связи с этим этническая политика в области не является доминирующей. Анализ правовых документов и программ свидетельствует о том, что основное внимание в них уделяется вопросам экономики, социального обеспечения, здравоохранения и т.п. Вместе с тем в областном законе «О Программе социально-экономического развития Тульской области до 2010 года», принятом Тульской областной Думой 15.02.2007 (Постановление N 43/187), содержится положение, предусматривающее осуществление активной поддержки национально-культурных центров, творческих коллективов, решающих задачи сохранения и пропаганды национальной культуры. Кроме того, в области действует Постановление, принятое Администрацией Тульской области и утвержденное губернатором (от 27.06.2007 г. № 305), содержащее перечень государственных услуг, оказываемых субъектами бюджетного планирования Тульской области, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями. В нем имеется раздел о поддержке региональных и местных национально-культурных автономий, поддержке изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности. Также есть пункт, предусматривающий создание условий для сохранения и развития самобытности народов, проживающих на территории Тульской области, формирования и удовлетворения их духовно-нравственных потребностей. Для этнически однородного региона, в котором русские составляют 95,2% жителей, правовую обеспеченность этнической политики можно считать достаточной. Имеющиеся нормативно-правовые акты позволяют создавать и организовывать деятельность различных этнических центров. Наиболее активно работающей в Туле является еврейская община, существующая более 10 лет. В сфере образования региона этнический аспект не выражен. В рамках национально-регионального компонента ведется преподавание предметов не этнической, а краеведческой направленности (История тульского края). В Туле есть одна специализированная начальная школа для детей цыганской национальности. Политика в сфере религиозных отношений в предоставленных документах специально не отражена. Это допустимо, т.к., судя по результатам опроса, религиозный фактор для туляков еще менее важен, чем этнический. Тульская область – одна из самых развитых в промышленном отношении областей Центрального федерального округа России. В последние годы в области происходит сокращение численности населения, в том числе его трудоспособной части. Основная причина сокращения – естественная убыль. Серьезной проблемой является высокая смертность населения в трудоспособном возрасте. Кроме того, среди лиц молодого возраста (18-24 лет) отмечается ощутимый миграционный отток, в основном в Москву. В связи с этим актуальна проблема притока мигрантов, прежде всего в трудоспособном возрасте. Положительное сальдо миграции в области наблюдается с 2005 г., когда почти в два раза, по сравнению с 2003-2004 гг., увеличился приток населения из стран ближнего зарубежья. Выше уже отмечалось, что иммигранты из Средней Азии заняты в строительстве, ЖКХ, а переселенцы с Кавказа трудоустраиваются в торговле и на транспорте. Мероприятия этнокультурной направленности осуществляются в области в основном через музеи. Прежде всего, это «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле"», «Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба Л.Н. Толстого "Ясная Поляна"» с филиалом «Усадьба "Никольское-Вяземское"» (родовое имение семьи Толстых), а также краеведческие музеи старейших городов Тульской области Белева, Одоева, Ефремова и других районных центров. Музеи ежегодно организуют и проводят массовые мероприятия, нацеленные на сохранение и развитие традиционной народной культуры (например, празднование Масленицы, Троицы). Особо нужно отметить большой вклад в возрождение и развитие русских традиций двух крупнейших музеев области. Регулярно на протяжении многих лет проводится литературный и фольклорно-песенный праздник «Яснополянская осень», отмечаются годовщины исторической битвы на Куликовом поле. В ходе этих массовых мероприятий (приезжают не только туляки, но и гости из других регионов РФ и зарубежные) всегда уделяется серьезное внимание возрождению исконно русских традиций (прежде всего фольклорных и ремесленных). В музеях также ведется работа по сбору материалов о традициях и обрядах русского населения края, проводятся фольклорно-этнографические экспедиции по деревням. В области возрождены 35 видов народных ремесел и промыслов (резьба по дереву, плетение из лозы, вышивание, инкрустация дерева металлом и перламутром, кружевоплетение и бисероплетение, гончарное производство, роспись русских матрешек, изготовление филимоновской игрушки и т.д.). При администрации действует художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам Тульской области, который координирует деятельность организаций (независимо от их организационно-правовой формы) и индивидуально работающих мастеров, занимающихся изготовлением изделий народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования. В 2007 г. в Одоевском районе создан музей-заповедник «Центр народного промысла "Филимоновская игрушка"», что явилось еще одной важной мерой по сохранению традиций народных художественных промыслов. Тула считается уникальным городом, со своим специфическим историко-культурным наследием. Уникальность имиджа региона связана с тем, что здесь сохраняются и развиваются традиции оружейников, специалистов по обработке металла, мастеров самоварного, гармонного, пряничного производства, а также тем, что это родина выдающихся деятелей не только русской, но и мировой культуры – Л.Н. Толстого, В.Д. Поленова. Для города и области актуален не этнический бренд, а социо-культурный. В сознании туляков видное место занимают представления о том, что они земляки Л.Н. Толстого, продолжатели традиций российских оружейников, самоварников, пряничников. (Гостям города обязательно показывают Ясную Поляну, музеи оружия, самоваров и пряников.) Немаловажно и то, что Куликовская битва, с победой в которой историки связывают начало формирования русского национального самосознания, произошла на тульской земле. Туляки осознают масштабность личностей своих выдающихся земляков, особенно Л.Н. Толстого, в российской и мировой культуре. Они гордятся значимостью Тулы в оборонном потенциале России, причем не только в наши дни, но и на протяжении трех веков российской истории. Богатое историко-культурное наследие региона является не только региональным, но и национальным достоянием, что, безусловно, во многом способствует упрочению идеи гражданского единства в сознании туляков.^ Рекомендации органам государственной власти и местного самоуправленияИтоги проведенного социологического опроса показали, что в Туле нет ярко выраженных этнических проблем. Туляков мало волнуют вопросы этнической идентичности, они вполне толерантны к заключению межэтнических браков и достаточно терпимы по отношению к иммигрантам с Кавказа и Средней Азии. Жители региона еще не в полной мере восприняли понимание российского народа как гражданской нации, хотя и признают термин «россиянине» как совокупность всех граждан РФ. Нерешенные социально-экономические задачи (низкий уровень средней заработной платы, безработица, проблемы ЖКХ, плохое экологическое состояние ряда районов области, состояние системы здравоохранения и др.) сказываются на чувстве гражданской солидарности людей. Поэтому вопросы упрочения гражданской солидарности не могут решаться без сокращения большого разрыва в уровнях доходов населения, ул


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Импетатор Александр Третий - царь-миротворец
Реферат Страхование как экономическая категория
Реферат Живописний первень в романі Еміля Золя "Черево Парижу"
Реферат Аллотропные модификации углерода
Реферат Принцип “сдвига” как стилевая доминанта “Защиты Лужина” В. Набокова
Реферат Природно-ресурсный потенциал Украины
Реферат Мотивационные аспекты стратегии управления персоналом на микроуровне
Реферат Аналіз стану соціальної політики в Україні
Реферат Назначение и производство экспертизы в практике военных судов
Реферат Предоставление гражданам жилого помещения и пользование по договору социального найма
Реферат Начальный период правления Ивана IV
Реферат Разработка технологического процесса изготовления шестерни четвертой передачи автомобиля ЗИЛ
Реферат Россия победила Что выиграла Россия
Реферат Психоаналитическая концепция детского развития (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер)
Реферат Куперен Франсуа