Предмет и задачи клинической психологии. Клиническая медицинская психология - это отрасль психологии, главными задачами которойявляется решение вопросов как практических так и теоретических , относящихся кпредупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также кпсихокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросови изучению воздействия различных психических факторов на форму итечение различных заболеваний.
Предметом клинической психологии является изучениемеханизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой,коррекцией и восстановлениемравновесного соотношения индивида и егожизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика смысл и цели. Вся диагностика, применяемая в клинической психологииделится на позитивную и негативную.
Негативная - это вид исследований,применяемых при различных состояниях нарушениях как психического, так исоматического здоровья, целью которогоявляется постановка диагноза, выявление патологических механизмовфункционирования, акцентуаций и т.п дифференциация их от других, похожихнарушений и состояний. Результаты негативной диагностики применяются впсихиатрии большой и малой , нейропсихологии, психокоррекции и мн. др.Позитивная диагностика используется для выявления личностных индивидуальных особенностей психики
человека, характера протекания некоторых его психическихфункций и ряда других. Данные, полученные в этом виде диагностики, применимы вомногих прикладных сферах например при различных профессионально-трудовыхэкспертизах, индивидуальном и групповом консультировании и т.п. Условно, все виды типы диагностик, используемых врамках клинической психологии, можно разделить на 1. Клинические дифференциально-диагностическую топическую 2.
Диагностикуструктуры и степени выраженности нарушений психической функции 3. Диагностику личностных особенностей пациента4. Диагностику аномалий развития в детском возрасте5. Экспертизы военно-врачебную врачебно-трудовую судебно-психиатрическую 6. Медико-педагогическую7. Реабилитационную8. ПсихокоррекциюПоскольку психопатологические проявления представляютсобой результативное выражение скрытых изменений сложных мозговых процессов, тораскрыть характер лежащих в
их основе нарушений мозговой деятельности нельзя наосновании только анализа этих появлений. Следствием этого стало изучениезакономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы психических заболеваний и патологических состояний мозгана всех уровнях в т.ч. и методамипсихологии. Т.о экспериментально-психологическое исследование должно ответитьна вопросы как нарушено течение структура самих психических процессов. В изучении конкретных аномалий развития личности инедоразвития психики
основные задачи психологических исследований связаны свыявлением тех основных компонентов психической деятельности, недоразвитие илианомалия которых обуславливает формирование патологической структуры психики. Как правило психологические методы, используемые вцелях диагностики представляют собой умственные и практические задачи,предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целейдиагностики. Так, для обнаружении утомляемости используют счет по
Крепелину,метод отыскания чисел для выявлении патологии памяти - тесты на заучиваниеслов цифр, опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряддругих. Существует также множество как патопсихологических так и нейропсихологическихметодик изучения расстройств речи, восприятия, праксиса и др. Все эти методики направленыпреимущественно на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможностиэкспериментально-психологичес кого обнаружения
симптомов изменения свойствличности эмоциональных, мотивационных и др. более ограниченны. Наряду с вышеперечисленными задачами эти методыиграют и самостоятельную роль враспознании и диагностике ряда психических, неврологических и соматическихзаболеваний. В этом случае они не являются продолжением и дополнениемклинического анализа психического или соматического статуса больного, арасширяют возможности этого анализа.
Одним из основных и наиболее плодотворных путейразвития клинической психологии является экспериментальное изучениезакономерностей измененного протеканияпсихических процессов при различных патологиях мозга. Этот подходхарактеризуется следующими критериями 1 экспериментальные методики не унифицированы, а являются направленными наизучение нарушений определенного вида патологии психики например методформирования искусственных понятий 2 эти методики строятся по принципу моделированияопределенных ситуаций, требующих от больного
выполнения заданий, в процессевыполнения которых и появляются интересующие экспериментатора патологическиеявления например метод исключенияпредмета . Наряду с прицельным применением диагностическихметодов существует и распространенный подход, основанный на использовании рядастандартизованных методов опросников, тестов и т.п Эти методы не связанны сизучением структуры самих психических процессов, анаправлены на установлением и определение выраженности свойств и особенностейпсихики и ряда других характеристик.
Условно их делят на интеллектуальные например метод Бине, методика Векслера и личностные тест Роршаха, ТАТ и др Литература Снежневский Руководство по психиатрии .
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |