1Общая характеристика специальности100201 Туризм1.1 Специальность 100201 Туризм утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».1.2 Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 100201 Туризм:– очная; – очно-заочная (вечерняя); – заочная; – экстернат.1.3 Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения: – на базе среднего (полного) общего образования – 1 год 10 месяцев; – на базе основного общего образования – 2 года 10 месяцев.Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов: – аттестат о среднем (полном) общем образовании; – аттестат об основном общем образовании; – диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений; – документ об образовании более высокого уровня.1.4 Квалификация выпускника – специалист по туристским услугам. 1.5 Квалификационная характеристика выпускника Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по оказанию услуг в сфере туризма, в том числе турагентских и туроператорских, в качестве специалиста по туристским услугам.Основные виды деятельности специалиста по туристским услугам:организационно-управленческая – принятие управленческих решений по оказанию туристских услуг, планирование туристской деятельности, документационное обеспечение сферы туристских услуг; создание нормального психологического климата при общении с потребителем туристских услуг, использование информационных технологий при оказании туристских услуг;сервисная – организация сервисной деятельности; разработка проекта оказания туристских услуг; обеспечение необходимого качества туристских услуг; разработка технологического процесса по выполнению комплекса туристских услуг; использование иностранных языков в профессиональной деятельности; выбор технических средств для оказания туристских услуг; согласование, оформление и доведение туристских услуг до потребителя; использование компьютерной техники для решения задач по оказанию туристских услуг.^ Выпускник должен уметь: работать с нормативными и законодательными документами, со справочной литературой и другими источниками информации в сфере туризма; работать с различными источниками информации на русском и иностранном языках; вести деловую переписку и телефонные переговоры; организовывать делопроизводство; обслуживать потребителей туристских услуг; разрешать конфликтные ситуации; формировать перечень туристских услуг; применять на практике специальные туристские технологии: формировать туры, заключать договоры, организовывать прием и размещение туристов; организовывать транспортное обслуживание, питание, страхование, экскурсионную и рекламную работу и др.; применять отечественный и зарубежный инновационный опыт в туристской деятельности; использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности.^ Выпускник должен знать: основы стандартизации и сертификации в туристской деятельности; организацию сервисной деятельности; законодательные акты и нормативные документы по организации туризма; методы документационного обеспечения управления; иностранный язык для общения с иностранными партнерами в сфере туризма и потребителями туристских услуг; специфику менеджмента и маркетинга в сфере туризма; правовое регулирование туристской деятельности; организацию отрасли туризма; технологию туристской деятельности, технологию путешествий и организацию обслуживания потребителей в туристско-гостиничных комплексах; экскурсионную деятельность; рекламную деятельность; информационные и коммуникационные технологии в туристской деятельности.1.6 Возможности продолжения образования выпускника Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 100201 Туризм, подготовлен: – к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня; – к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования; – к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм в сокращенные сроки.^ 2 Требования к уровню подготовки выпускника по специальности100201 Туризм2.1 Общие требования к образованности выпускникаВыпускник должен: – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; – иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе; – знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач; – обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке; – обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; – быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности; – быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; – быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой; – быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности; – быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; – быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; – обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации; – знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере; – иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.^ 2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинамПо общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинамвыпускник должен в области философии: – иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации; – иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды; – иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;в области права: – знать основные положения Конституции Российской Федерации; – иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации; – знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; – уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;в области русского языка и культуры речи: – знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; – знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров; – уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами; – уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; – уметь пользоваться словарями русского языка;в области иностранного языка: – владеть лексическим (1200–1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; – обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;в области физической культуры: – иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни; – уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;в области социальной психологии: – знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности; – уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;в области экономики: – знать общие положения экономической теории; – иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике; – уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;в области социологии и политологии: – иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности; – иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества; – иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития; – иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).По математическим и общим естественнонаучным дисциплинамвыпускник долженв области математики: – иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений; – знать основные понятия и методы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; – знать и уметь использовать математические методы при решении прикладных задач;в области информатики: – иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; – иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; – знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; – знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; – уметь использовать изученные прикладные программные средства;в области экологических основ природопользования: – иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания; – иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса; – иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды; – иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.^ По общепрофессиональным дисциплинамвыпускник должениметь представление: – о стратегии развития туризма в России; – об основах рыночной экономики и аспектах экономической деятельности туристских фирм; – об управлении фирмой в условиях корпоративных сетей; – о географии туристских путешествий;знать: – виды сервисной деятельности, отраслевую структуру сферы сервиса, новые виды услуг; – систему стандартизации и сертификации туристских услуг; – Государственную систему документационного обеспечения управления; – практическую грамматику для профессионального общения на иностранном языке; – организационно-функциональные основы управления туристскими фирмами; – особенности менеджмента регионального туризма; – инновационный менеджмент в туристской деятельности; – организацию маркетинга в сфере туризма; – рынок туристских услуг и его основные компоненты; – средства распространения туристской рекламы; – мировые туристские ресурсы; – туристское регионоведение России; – законодательные акты и нормативные документы по правовому регулированию туристской деятельности; квалификационные требования к основным должностям работников туристско-гостиничных комплексов; – этику делового общения; – психологию продаж турпродукта;уметь: – создавать условия для качественного сервиса в сфере туризма; – составлять и оформлять документы для получения лицензии на ту-ристскую деятельность; – соблюдать требования на стандартизацию и сертификацию туристских услуг; – составлять и оформлять различные виды организационно-распоря-дительной и специальной документации в профессиональной деятельности; – владеть профессиональным иностранным языком; – применять на практике инновационные программы развития туризма; – эффективно использовать маркетинговые коммуникации в туристской деятельности; – использовать средства распространения туристской рекламы в выставочной деятельности; – применять знания особенностей регионов России при формировании турпакета; – использовать нормативно-правовые акты в туристской деятельности; – владеть навыками переговоров и протокольного этикета; – разрешать конфликтные ситуации с потребителями туристских услуг;в области правового обеспечения профессиональной деятельности: – иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности; – знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; знать основные законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; – уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;в области экономики отрасли: – иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов рыночной экономики; – отраслевые особенности туризма в рыночной экономике; – знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования; – знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в условиях современного туризма; – знать методику разработки бизнес-плана туристской деятельности; – знать и уметь рассчитать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности туристской организации;в области безопасности жизнедеятельности: – знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; – уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; – знать основы военной службы и обороны государства; – иметь представление об основах медицинских знаний.^ По специальным дисциплинамвыпускник должензнать: – основные направления туристской деятельности; – современные технологии в сфере туризма; – стратегию развития туризма в России; – технологию формирования туров; – технологию туроператорской и турагентской деятельности в сфере туризма; – технологию доставки турпродукта к потребителю; – технологию разработки маршрутов и формирования туров; – паспортно-визовые, таможенные, страховые формальности; – современное состояние и особенности развития внутреннего туризма в России; – технологию гостиничного обслуживания; – классификацию групп клиентов, формы и стили их обслуживания; – структуру рекреационных систем; – классификацию транспортных путешествий и транспортных средств; – методы, классификацию и организацию экскурсионной деятельности; – состав, функции и возможности использования программного обеспечения для выполнения профессиональной деятельности;уметь: – формировать турпакет; – продавать туристский продукт; – формировать туры с учетом интересов потребителей туристских услуг; – оформлять туристскую документацию; – вести отчетность по организации туризма; – использовать особенности организации внутреннего туризма при формировании турпакета; – обеспечивать гостиничное обслуживание туристов; – организовывать транспортное обслуживание туристов; – обеспечивать экскурсионное обслуживание туристов; – применять компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности.^ 2.3 Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практикеВ процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.^ 2.4 Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программыВ результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 100201 Туризм выпускник должен быть готов к выполнению организационно-управленческой и сервисной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.^ 3 Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 100201 Туризм Индекс Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы Всего часов максим. учебной нагрузки студента в т.ч. часов обязат. учебных занятий 1 2 3 4 ТО.Ф Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента 2800 2158 ОГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины 645 496 ОГСЭ.01 Основы философии: предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем 44 ОГСЭ.02 ^ Основы права: право: понятие, система, источники; Конституция Российской Федерации – ядро правовой системы; Всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство; юридическая ответственность и ее виды; основные отрасли права: государственное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное; судебная система Российской Федерации; правоохранительные органы 32 ОГСЭ.03 ^ Русский язык и культура речи: основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля; лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи; лексикография; основные типы словарей; фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности; орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме; графика; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии; морфемика; словообразовательные нормы; морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста 56 ОГСЭ.04 ^ Иностранный язык: основы общения на иностранном языке: фонетика, лексика, фразеология, грамматика; основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально ориентированных текстов; профессиональное общение 126 ОГСЭ.05 ^ Физическая культура: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-био- логические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-при-кладная физическая подготовка 126 ОГСЭ.06 ^ Социальная психология: социальная психология как наука, ее предмет и методы; типология и социально-психологические характеристики личности; социализация личности; межличностные отношения; психология общения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий 48 ОГСЭ.07 ^ Основы экономики: экономика и ее основные проблемы; микроэкономика; ресурсы; механизмы рыночного ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирование социально-экономических проблем; макроэкономика; структура экономики страны; финансы; денежно-кредитная и налоговая система; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста; микро- и макроэкономические проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса ОГСЭ.08 ^ Основы социологии и политологии: социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, социальные институты и организации; личность: ее социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разрешения; предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-экономические процессы в России ОГСЭ.ДВ Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением 64 ЕН.00 Математические и общие естественнонаучные дисциплины 170 132 ЕН.01 Математика: линейное программирование; сущность линейного программирования; геометрический метод решения задач линейного программирования; симплексный метод решения задач; транспортная задача; основы теории вероятностей и математической статистики; дискретные и непрерывные случайные величины 40 ЕН.02 Информатика: автоматизированная обработка информации: основные понятия, технология; общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем; программное обеспечение вычислительной техники, операционные системы и оболочки; прикладное программное обеспечение; организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации; защита информации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты информации; локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации; прикладные программные средства: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы (с изучением конкретных программных средств в зависимости от специальности); автоматизированные системы: понятие, состав, виды 60 ЕН.03 ^ Экологические основы природопользования: особенности взаимодействия общества и природы; природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования; размещение производства и проблема отходов; понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования; правовые и социальные вопросы природопользования; охраняемые природные территории; концепция устойчивого развития; международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды 32 ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 1105 852 ОПД.01 Сервисная деятельность: сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека; социальные предпосылки возникновения и развития сервисной деятельности; понятие «контактной зоны» как сферы реализации сервисной деятельности; услуга как специфический продукт; составляющие качества услуг; виды сервисной деятельности; понятие и отраслевая структура сферы сервиса; сервисная деятельность в туризме; организация и правила обслуживания потребителей услуг; понятие сервисных технологий; новые виды услуг; прогрессивные формы обслуживания и их внедрение; зарубежный опыт в сфере туризма 32 ОПД.02 ^ Стандартизация и сертификация туристских услуг: правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства стандартизации и сертификации; стандартизация: основные термины и определения в области стандартизации и управления качеством продукции (услуг); международная и региональная стандартизация; Межгосударственная стандартизация в СНГ; Государственная система стандартизации Российской Федерации; качество продукции (услуг), показатели качества и методы их оценки; испытание и контроль продукции (услуг); технологическое обеспечение качества; системы качества; сертификация: основные термины и определения в области сертификации; организационная структура сертификации; системы сертификации; порядок и правила сертификации в сфере туризма; обязательная и добровольная сертификация; схемы сертификации в сфере туризма, порядок и правила лицензирования в сфере туризма 32 ОПД.03 ^ Документационное обеспечение управления: понятия «документ», «документоведение», «документационное обеспечение управления»; Государственная система документационного обеспечения управления; документирование управленческой деятельности; Государственный стандарт унифицированной системы документации; организация работы с документами в сфере туристского сервиса; автоматизация процессов документационного обеспечения управления 48 ОПД.04 ^ Иностранный язык (профессиональный): лексико-грамматический материал, необходимый для делового общения в повседневных ситуациях в профессиональной деятельности; различные виды речевой деятельности и формы речи (устной и письменной); работа с источниками информации 252 ОПД.05 ^ Менеджмент туризма: организационно-функциональные основы управления туристскими фирмами; технология принятия решений и коммуникации в управлении; стратегический менеджмент в туризме; организация и иерархическое построение процессов управления в организациях сферы туризма: сущность и типы организационных структур; особенности регионального туризма как объекта управления; управление персоналом; особенности менеджмента отдельных видов деятельности в сфере туризма; инновационный менеджмент в туристской деятельности; управление инновационными программами развития туризма; международное регулирование менеджмента в сфере туризма 64 ОПД.06 ^ Маркетинг туризма: управление маркетингом, принятие маркетинговых решений в условиях туристского рынка, процесс планирования маркетинга в сфере туризма; основы сегментации рынка туристских услуг, целевой рынок туристских услуг; управление каналами распределения товаров (услуг) и их продвижением; техника продаж турпродукта, маркетинговые коммуникации в туристской деятельности, службы маркетинга туристских предприятий; реклама и пропаганда в комплексе маркетинговых коммуникаций; средства распространения туристской рекламы; выставочная деятельность в туризме 48 ОПД.07 ^ География туризма:мировые туристские ресурсы, их виды; формы программного туризма; география международного туризма; туризм и туристские ресурсы Европейского региона; туризм и туристские ресурсы стран Средиземноморья; туризм и туристские ресурсы стран Северной Америки; туризм и туристские ресурсы Латиноамериканского региона; туризм и туристские ресурсы Австрало-Океаний-ского региона; туризм и туристские ресурсы стран Азии (восток), туризм и туристские ресурсы Южноазиатского региона, туризм и туристские ресурсы Африканского региона; география туристских регионов России 68 ОПД.08 ^ Туристское регионоведение России: регионы: понятия, типы, иерархия; факторы регионолизма; природная среда; этнические факторы регионолизма; демографический фактор; конфессиональный фактор; политико-географический фактор; культурно-исторические макрорегионы России; регионы России 48 ОПД.09 ^ Правовое регулирование туристской деятельности: международное законодательство о туризме, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации о туризме, правовые документы, регламентирующие режим выезда и въезда, паспортный, визовый, таможенный и санитарный контроль, нормативно-правовые акты по валютному регулированию и валютному контролю, документы по сертификации, лицензированию и стандартизации в туризме, документы по страхованию в туризме, нормативно-право-вые акты по осуществлению рекламной деятельности; нормативно-правовые акты, регулирующие обязательственные отношения в туризме 48 ОПД.10 ^ Этика и психология делового общения: предмет этики; основные этапы и направления этики; культура поведения персонала в туристско-гостиничных комплексах; стиль и обслуживание туристов в туристско-гостиничных комплексах; имидж персонала; психология делового общения и коммуникации; психология продаж турпродукта; способы и правила разрешения конфликтов 32 ОПД.11 ^ Правовое обеспечение профессиональной деятельности: понятие правового регулирования производственных отношений в сфере профессиональной деятельности; организационно-правовые формы юридических лиц; трудовое право; трудовой договор (контракт) и порядок его заключения, основания прекращения; оплата труда; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; административные правонарушения и административная ответственность; право социальной защиты граждан; защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров 48 ОПД.12 ^ Экономика отрасли: основные социально-экономические категории туризма; воздействие туризма на экономику; планирование развития туризма; рыночное регулирование в туризме; организационно-правовые формы туристских организаций; отраслевые особенности туризма в условиях рынка; материально-техническая база организации и проблемы ее обновления в условиях рынка; издержки производства и реализация продукции (услуг) по статьям и элементам затрат; организация труда и зарплаты; планирование деятельности туристской организации; цена, ее виды, ценообразование; прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности деятельности в современных условиях; методы расчета основных показателей работы; финансы; внешнеэкономическая деятельность организации 64 ОПД.13 ^ Безопасность жизнедеятельности: общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы: основы обороны государства; Вооруженные Силы Российской Федерации; боевые традиции, символы воинской чести; основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека курения табака 68 СД.00 Специальные дисциплины 880 678 СД.01 Организация сферы туризма: туризм как многогранное явление современного мира; стратегия развития туризма в России, туристская индустрия и ее структура; туристский продукт; туроператорская и турагентская деятельность в сфере туризма; гостиничный комплекс, комплекс услуг предприятий питания и его роль в туризме; транспортные услуги в туризме 56 СД.02 ^ Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: понятие туристской деятельности, регулирование туристской деятельности в России, организационно-правовые основы туристского предприятия, туроператорская и турагентская деятельность, технология предреализационных процессов в сфере туризма; бронирование услуг; подтверждение и оформление турпакета; введение туристской отчетности; классификация туризма; факторы развития туризма; перспективы развития мирового туризма; международное регулирование туристской деятельности; технология разработки маршрутов и формирования туров; паспортные и визовые формальности; страховое и медицинское обеспечение путешес