УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИОБРАЗОВАНИЯФакультет Бизнес, Маркетинг, КоммерцияДисциплина Социальная психологияТема контрольной работы 1.История исследования малых групп. 2.Трансактный анализ общенияФ.И.О.студента Спрыжков Игорь МаксимовичКурс 3. Семестр 6.Полныйдомашний адрес 443099, г. Самара, ул. Комсомольская, д. 30, кв. 3.Домашнийтелефон 33-75-50.Датасдачи
Ф.И.О.преподавателя Райгородский Д.Я.Оценка Подпись Датапроверки ЧастьI. Малые группы1. Понятиямалой группы и коллективаПсихология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняяпредставляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемыегруппами.
Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большиепредставлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальнымиобщностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половыми другим всевозможным признакам. Через этигруппы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.Непосредственным проводником влияния общества и больших
социальныхгрупп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшое объединение людей от 2 3 до 20 30 человек , занятых каким-либообщим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группапредставляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
Известныйтезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнеебыло бы сформулировать как мысль о зависимостиличности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малыхгрупп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовойколлектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общностьее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономнымсоциально-
психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам от чисто внешних например,территориальная общность людей как соседей до достаточно глубоких внутренних например,члены одной семьи . Мера психологической общности определяет сплоченность группы одну из основных характеристик уровня еесоциально-психологического развития.Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуреотношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей,
норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками,межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный составгруппы на языке науки называется ее размером, индивидуальный композицией. Структурумежличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналамикоммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений психологическим климатом группы. Общие правила поведения,которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.
Все перечисленныехарактеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяюти изучают малые группы в социальной психологии. Рисунок 1. Классификация малых группРассмотрим классификацию малых групп рис. 1 . Условные,или номинальные, это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногдавыделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты,
полученные в реальных группах,с теми, которые характеризуют случайное объединениелюдей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяютсяреальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определениюмалой группы.Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора.
Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в этигруппы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведениякакого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны,как и другие группы, но существуют временно только в лаборатории.Условные, или номинальные, группыпредставляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реальносуществуют в обществе
и достаточно широков нем представлены среди людей разных профессий,возрастов, социальной принадлежности. Естественные группы делятся на формальные и неформальные другое название официальные и неофициальные .Первых отличает то, что они создаются и существуютлишь в рамках официально признанных организаций,вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу инеформальное молодежное объединение как неофициальную группу .
Цели, преследуемые официальными группами, задаются извнена основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Целинеофициальных групп обычно возникают и существуютна базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальныхорганизаций.Малые группы могут быть референтными и нереферентными. Референтная это любая реальная или условная номинальная малая группа, к которой человекдобровольно
себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтнойгруппе индивид находит для себя образцы дляподражания. Ее цели и ценности, нормы и формыповедения, мысли и чувства, суждения и мнениястановятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентнойсчитается такая малая группа, психологияи поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.
Кроме этих двухтипов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологиючленов которых человек совершенно не приемлет,осуждает и отвергает.Все естественные группы можно разделить на высокоразвитыеи слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в нихнет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений,сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения
обязанностей, признанныхлидеров, эффективной совместной работы. Вторыепредставляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленнымвыше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы последние часто лишь на первыхэтапах их функционирования .Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы.Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которойна
практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данногоколлектива. В коллективе межличностные отношенияоснованы на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимномуважении и т.п.Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствоватьряду весьма высоких требований успешно справлятьсяс возложенными на нее задачами быть эффективной в отношении основной для нее деятельности ,иметь высокую мораль, хорошие человеческие
отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития какличности, быть способной к творчеству, т.е.как группа давать людям больше, чем можетдать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа,в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношенияможно назвать коллективистскими.Что же такое коллективистские отношения?
Они определяются черезпонятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности,организованности, эффективности и информированности. Под нравственностьюимеется в виду построение внутриколлективныхи внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственностьтрактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательствперед обществом за судьбу каждого человека независимо от того,
является он членом данного коллектива или нет. Ответственностьтакже проявляется в том, что члены коллективасвои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросаютначатое дело на полпути, сознательно подчиняютсядисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйскиотносятся к общественному добру.Под открытостью коллектива понимается способность устанавливатьи поддерживать хорошие, строящиеся на
коллективистской основе взаимоотношения сдругими коллективами или их представителями,а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляетсяв оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейшиххарактеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальныхобъединений.Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление
противостоятьтому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм это также развитие добрых традиций, уверенности каждогов своем коллективе. Чувство коллективизмане позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаютсясообща и, по возможности, при общем согласии.Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность.
Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительныевзаимоотношения членов коллектива, включающиевнимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношенияобеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбнуюобстановку.Организованность проявляется в умелом взаимодействии членовколлектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости.
Организованность это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждатьи оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельностиколлектива Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительныхвзаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояниядел в коллективе.
Это знание называется информированностью. Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящихперед коллективом, содержания и итогов егоработы, положительных и отрицательных сторон,норм и правил поведения. Сюда же входит хорошеезнание членами коллектива друг друга.Эффективность понимается как успешность решения коллективомвсех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивныйэффект.
Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатовв работе гораздо более высоких, чем это можетсделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений.Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малыхгрупп занимает промежуточное положение междуслаборазвитой группой
и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическимпараметрам эти группы вполне могут претендоватьна то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленнуюмодель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своегоразвития.2. Историяисследования малых группИсследование американским психологом Н.Триплетом 1887 г. эффективностииндивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы,
принято считатьпервым экспериментальным исследованием в социальной психологии.Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное шире- эмпирическое направление исследований получило дальнейшее развитие в зарубежнойспециальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века. Именно в этот периодусилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался эмпирический бум в социальныхнауках, особенно в психологии и социологии.
Неудовлетворенность умозрительными схемамиспособствовала поиску объективных факторов. Две крупные работы тех лет в ГерманииВ.Меде и в США Ф.Оллпорта во многом продолжали линию исследований, начатую Н.Трипплетом.Ф.Оллпорт сформулировалвесьма своеобразное понимание группы как совокупности идеалов, представленийи привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих тольков этих сознаниях .
Отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф.Оллпортобъяснял отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с егопозитивистскими установками.В процессе накопления научных знаний и развития методов исследованияпреобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной реальности,качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийсяк периоду 30-х -
начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальныхисследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теориигруппового поведения. Так, например, М.Шериф проводит лабораторные экспериментыпо изучению групповых норм Т.Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевыхусловиях В.Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу живых групп в трущобах большого города
складывается теория черт лидерства и т.п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельностив промышленной организации Ч.Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения групповогопроцесса с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннегоравновесия и сплочения .Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К.Левину,который явился основоположником крупного научного направления, широко известногопод названием
групповая динамика . Под его руководством были проведеныисследования Р.Леппита и Р.Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства,изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К.Левин однимиз первых изучал феномен социальной власти влияния , внутригрупповые конфликты,динамику групповой жизни.Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологиималых групп за рубежом - в этот
период возникает практическая потребность изучениязакономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами.К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов,определявших развитие психологии групп, таких, как социометрическое направление,психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход средством эмпирико-статистическоенаправление, формально-модельный подход, теория подкрепления.В нашей стране изучение малых групп или коллективов имеет давнююпсихологическую и непсихологическую
традицию. Отдельные эмпирические факты групповогоповедения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда участников русско-японскойвойны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей странесыграли научные труды и практическая деятельность В,М,Бехтерева, А.С.Залужского.После гражданской войны для развития психологии коллективов характеренповышенный интерес исследователей к проблеме вожачества.
Среди многочисленных разработчиковэтой проблемы мы встречаем имена таких психологов, как П.П.Блонский и Д.Б.Эльконин,чьи взгляды на некоторые аспекты вожачества типологию, роли, механизмы, динамику и сегодня привлекают внимание специалистов.Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С.Макаренко ознаменовали собойпринципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива.В работе Макаренко реализуются хотя и в упрощенном виде важнейшие
методологическиепринципы исследования социальной группы деятельности, системности, развития.В этих исследованиях разнообразно представлена феноменологиямалой группы, организация, структура и управление включая руководство и лидерство ,нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивациягрупповой длительности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретениякачественных новообразований в связи с развитием самой группы.Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирическойнаправленностью
работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения малых групп,переосмыслением отечественного опыта исследования малых групп и коллективов. В этотпериод формируются социально-психологические центры, ориентированные на проблематикумалых групп и коллективов, функционирующих в сфере производства, спорта, образования,в условиях особой трудности и повышенного риска.70-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповойпсихологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских
подходов,среди которых наибольшую известность и влияние приобрели стратометрическая и параметрическаяконцепции коллектива. Обе они опираются на обширный массив эмпирических данных,относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Значительному расширению в70-е годы подверглась сама проблематика отечественных исследований малых групп,в которой среди прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью,межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом,групповой сплоченностью и эффективностью,
психотерапией.На протяжении третьего этапа 80-егоды продолжались и усиливалисьтенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепленияи расширения ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых публикаций поотдельным проблемам групповой психологии руководству и лидерству, групповой интеграциии эффективности, социально-психологическому тренингу, психологическому климату,поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.
Анализ многолетних исследований в области групповой психологиив нашей стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы,сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научноймысли. Это - деятельностный подход, социометрическое направление, параметрическаяконцепция и организационно-управленческий подход.ЧастьII. Трансактный анализ общенияТрансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. США .В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что
каждыйчеловек будет в порядке тогда, когда он будет сам держать свою жизньв собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие акция , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Бернабыла создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющимпроблемы в общении.Э.Берн выделяет следующие три составляющие личности человека,которые обусловливают характер общения между людьми родительское, взрослое, детское.
Родительское Родитель - Р , которое подразделяется на заботливоеродительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я,состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироватьсяв стандартных ситуациях, запускает полезные, проверенные стереотипыповедения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Крометого, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение
в ситуацияхдефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.Взрослое Взрослый - В состояние Я воспринимает и перерабатываетлогическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманнои без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствуетадаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений,дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания
последствий и ответственногопринятия решений.Детское Дитя - Д, или Ребенок состояние Я следует жизненномупринципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я такжевыполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности.Оно отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получениеприятных, иногда острых ,
необходимых в определенной степени для нормальнойжизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человекне чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем не способен преодолетьтрудности или и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на естественное детское Я спонтанные реакции типа радости, печали и т.д приспосабливающеесядетское Я приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийсяи т.п возражающее детское
Я.С позиции родителя играются роли отца, старшей сестры,педагога, начальника с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного,знающего себе цену, и т.д. с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста- любимца публики, зятя.В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие,однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что однасоставляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживаетсячеловеком, как внутреннее напряжение.
Таблица 1ИнстанцииЯ и типичные способы поведения и высказывания Инстанция Я Типичные способы поведения, высказывания Родитель Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает Критический родитель Грозит, критикует, приказывает Взрослый Собирает и дает информацию, оценивет вероятность, принимает решения
Ребенок Спонтанный ребенок Естественное, имульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов поведение Каждое из состояний Я выполняет определенные функциии вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общениясвязаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях,
которыеоно не должно контролировать. Психотерапия, по Э.Берну, должна осуществляться именно в этом направлении. оживлять подавленноеЯ-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когдаэто необходимо для гармоничного общения.Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личностибыли гармонично представлены все три состояния
Я.Для того, чтобы оценить, как сочетаютсяэти три Я в поведении, можно воспользоваться следующим тестом оценивая приведенныевысказывания в баллах от 0 до 10 .Таблица 2Тест трансактный анализ общения Высказывание Личная оценка высказывания 1 Мне порой не хватает выдержки 3 2 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять 8 3
Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей 3 4 Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях 2 5 Меня провести нелегко 5 6 Мне бы понравилось быть воспитателем 2 7 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому 3 8 Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события 6 9
Каждый должен выполнять свой долг 8 10 Нередко я поступаю не как надо, а как хочется 4 11 Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия 9 12 Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить 8 13 Я, как и многие люди, бываю обидчив 6 14 Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе 6 15 Дети должны безусловно следовать указаниям родителей 8 16
Я увлекающийся человек 4 17 Мой основной критерий оценки человека объективность 7 18 Мои взгляды непоколебимы 6 19 Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать 0 20 Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны 9 21 Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств 1 Таблица 3Калькуляция теста Я-состояние Суммируемые строки
Сумма баллов Д 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 22 В 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 50 Р Родитель 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 48 Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса, получаемформулу ВРД. Это свидетельствует о развитом чувстве ответственности, самообладании,способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить доминирующее положениеВ-составляющей . Достаточно высока доля Р-составляющей с одной стороны это способность учить, направлять, оценивать,
осуждать и опекать с другой стороны чрезмерная категоричность и самоуверенность учитывая, что эти качества находятсяпод контролем В-составляющей это вполне приемлемо для делового общения однако, в отношении с более близкими людьми это, хотя и редко, сводится к упрямству .Удивительно мала доля Д-составляющей. Безусловно, сказываетсяделовая ! направленность теста, учитывающая окончательное принятие решений и непринимающая во внимание такие стороны личности как первоначальное
восприятие, характервоображения, склонность к каким-либо играм, различные капризы и другие черты, позволяющиеувидеть во Взрослом Ребенка.В целом, результаты теста вполне удовлетворительныи соответствуют моему самовосприятию. Литература1. ШевандринН.И. Социальная психология в образовании Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные иприкладные основы социальной психологии. М. ВЛАДОС, 1995. 2. НемовР.С. Психология Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений
В 3 кн. Кн. 1.Общие вопросы психологии. 3-е изд. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.3. Психологические тесты для деловых людей , Москва,1994.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |