190-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского посвящаетсяНа филологическом факультете НИУ БелГУ состоялось празднование основательной круглой даты со дня рождения писателя, с именем которого у каждого, кто любит русскую литературу, связаны свои собственные раздумья, сомнения и открытия. В читательском восприятии творчества этого великого русского писателя – будь он школьник, студент, преподаватель словесности или учёный – нет и не будет завершённости и окончательности: Достоевский всегда оставляет возможность по-новому, опираясь на собственный расширяющийся жизненный и профессиональный опыт, перечитать некогда освоенное и прочитанное, чтобы приблизиться к тайне человека, которую он «всю жизнь» разгадывал, и, углубившись в неё, идти к свету, куда влечёт этот художник, психолог, мыслитель, вопреки ложному определению его таланта как «жестокого». «Дни Ф.М. Достоевского» на филологическом факультете университета проходили с 21 по 30 ноября 2011 года под общим названием «Диалог с Ф.М.Достоевским: общество – вуз - школа», и надо отметить, что их программа осуществила эту направленность на диалог с писателем. В «Днях Ф.М. Достоевского» приняли участие магистранты и студенты филфака, РГФ, кафедры философии, ученики белгородских школ и учителя-словесники, преподаватели кафедры русской и зарубежной литературы и кафедры философии. Магистранты филфака открыли «Дни Достоевского» 21 ноября учебной научно-практической конференцией «Творчество Ф.М. Достоевского в контексте западноевропейской литературы». Под руководством к. филол. н., проф. Н.В. Бардыковой были подготовлены семь докладов, в которых рассматривались вопросы интертекстуальных взаимодействий, обнаруживаемых в произведениях русского классика с произведениями европейских писателей-предшественников и современников (И. В. Гёте, Ш. Бронте, В.Гюго). Влияние образов и идей Достоевского на литературу Западной Европы ХХ века изучалось в докладах «Ф.М. Достоевский и немецкие писателя ХХ века (Т.Манн, Г. Гессе)» и «Воздействие Ф.М. Достоевского на литературу французского экзистенциализма («Посторонний » А. Камю, «Тошнота» Ж.-П. Сартра)». Учебная конференция, проходящая по правилам настоящего научного собрания, открывалась своеобразной преамбулой – «Словом о Достоевском», которое подготовил и произнёс магистрант первого года обучения, Вандерлей Мартинс Виейра Брандао (Бразилия). День второй, 22 ноября, был связан непосредственно со словом писателя и проходил как «Чтения по Ф.М. Достоевскому: литературный дебют писателя». Здесь свою творческость проявили студенты двух групп третьего курса, которые создали и воплотили на импровизированной сцене оригинальный сценарий «Замысел – воплощение – успех » (гр. 020902) и инсценировали фрагменты первого романа писателя «Бедные люди» (гр. 020901). Завершилось представление докладом Болдыревой Софьи (гр.020901), в котором студентка предложила свою интерпретацию дебютного произведения Достоевского. Зрители – студенты 1 курса филфака, с неподдельным вниманием следившие за «действом», – были единодушны: так искренно и увлечённо суметь представить на сцене дневниковые, мемуарные и эпистолярные свидетельства Достоевского, так живо и прочувствованно показать героев романа в письмах могли только те читатели, кто нашел свой путь к тайне творческого гения Достоевского. И следующий день порадовал сценическим действием: свою литературно-музыкальную композицию «Собиратель русского сердца» представляла группа 021001 (руководитель и куратор – Жукова В.И.). Сказать слова благодарности в адрес этой группы и её куратора-руководителя недостаточно: в багаже творческих дел этого семестра композиция, посвящённая 200-летнему юбилею Пушкинского Лицея, с которой выступили не только на факультете, но и в городской библиотеке им. А. Гайдара, кураторский час, посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова… Только и хочется заметить, что творчество обладает способностью к увеличению и разрастанию. Живой пример этому – деятельность группы 021001 и её куратора. 24 ноября аудитория 352 собрала так много желающих, что пришлось приносить дополнительные стулья: расширенное заседание СНО, которое вела Жильцова Юлия, студентка-выпускница нашего факультета, подводило итоги творческих конкурсов. На объявленный заранее конкурс творческих работ по номинациям «Сочинение» и «Презентация» представили свои работы лицеисты, гимназисты, ученики средних учебных заведений г. Белгорода (Лицеи №№ 9, 10, 25, Гимназия № 3, СОШ № 41), студенты всех учебных групп филфака, студентка РГФ. Из 24 работ, поданных на конкурс, были отобраны и названы лучшие – Шевелева Майя (020801 гр.), Флигинских Юлия (020801 гр.), Терёхина Маргарита (020701 гр.), Татаринова Алена и Пилипенко Юлия (10 «Б», МОУ «СОШ № 41», учитель – Гузаирова Н.Е.), Кулишова Лилия и Маючих Артем (11 «Г», ГОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат», учитель – Рубанченко О.Г.), Батчаева Бэла (10 «Г», МОУ «Лицей № 9», учитель – Овчарова Т.А.), Богданова Наталья (11 «А», МОУ «Гимназия № 3», учитель – Тюмейко Н.А.). Главное впечатление от конкурсных работ можно свести к всеобъемлющему понятию «интерес к личности Достоевского и его слову», который, хочется думать, не только не угаснет, но с новой силой проявится в конкурсантах и тех, кто принимал пассивное участие в подведении итогов. Но кроме резюмирующей части, заседание СНО включило выступления авторов лучших творческих работ, проникновенное выступление учителя СОШ № 41 Гузаировой Н. Е. «Понимание Ф.М. Достоевского сквозь призму книги Д.С. Мережковского “Вечные спутники”» и научный доклад к. филол. наук, доцента Кичигиной В. В. «Идеал Ф.М. Достоевского и особенности его восприятия». Организаторы этого результирующего заседания СНО предусмотрели для обеспечения «обратной связи» анкету с вопросами, ответы на которые дают возможность понять, необходимы ли подобные встречи студентов, школьников, учителей и преподавателей, творческие конкурсы, оставляют ли они в сознании и душах участников необходимый и ожидаемый след: причастности к главному достоянию России – её духовному, культурному наследию? Анкеты утвердили в необходимости продолжать работу, но убедительнее всего было благоговейное внимание присутствующих ко всему, что происходило в аудитории. По словам Н.Е. Гузаировой, «все участники встречи оказались в атмосфере творческого взаимопонимания и отрешились от суеты повседневности». Методологический семинар кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания «Проблемы изучения Достоевского» завершил «Дни Ф.М. Достоевского» на нашем факультете. Он прошёл 30 ноября и тоже, как и заседание СНО, принял форму расширенного: в нем участвовали не только преподаватели кафедры, но и преподаватели кафедры философии, магистранты и особо интересующиеся студенты обеих кафедр. Руководитель методологического семинара кафедры к. филол. н., доц. Соломахина Л.П. пригласила в качестве докладчиков старшего научного сотрудника дома-музея С. С.Косенкова к. филол. н., доц. Пушкарёву В.С. и док. философ. н., проф. кафедры философии Климову С.М. Доклады «Ф.М. Достоевский в дневниках С.С. Косенкова» (к. филол. н., доц. Пушкарёва В.С) и «Современное состояние изучения творчества Ф.М. Достоевского» (док. философ. н., проф. кафедры философии Климова С.М.) актуализировали важные аспекты современного достоевсковедения, наглядно продемонстрировав возможности, а порой и необходимость, интегративного подхода к изучению творчества писателя, которое становится первоисточником для художников и идеи которого с рубежа ХIХ-ХХ веков и до наших дней подлежат философскому исследованию и интерпретации. Что несёт Достоевский-писатель читателю ХХI века? Каким должен быть подход к изучению его творчества? Следует ли, отказавшись, как думалось, навсегда, от прописанной парадигмы социологического изучения «нелинейного» Достоевского, обращаться к другой схеме, с другим знаком, но подчиняющейся своим законам, – к «религиозному литературоведению»? Дискуссионен всегда был вопрос о методологии изучения творчества Ф.М. Достоевского. Не удивительно, что и наша современность не может разрешить сложные проблемы понимания и прочтения художественного, публицистического, литературно-критического наследия гениального нашего соотечественника односложно. Не все готовы присоединиться к той ветви литературоведческой науки, складывающейся как «религиозное литературоведение» по причинам, которые могут, как мне кажется, быть отнесены к нравственным. Поколение литературоведов, формировавшееся в годы советской действительности, в православии ощущает себя по преимуществу поколением неофитов. И понимает, что профанировать Достоевского недавно обретёнными знаниями, которые не стали твоей жизнью и твоим дыханием, нельзя. Но правда и в том, что без Библии, во всей совокупности Её Книг, православия и его канонов, его отечественной истории прочитать Достоевского сложно, ибо он воспитан в православной традиции, как большинство наших писателей-классиков. Но у Достоевского свой, особый путь к Свету. (Сразу подумалось, а у кого из русских наших классиков он проще? Иной – да. Но вовсе не всегда простой). Может быть, нам, филологам, надо доверять больше писателю, которым мы занимаемся, его художественным произведениям, его слову, одновременно не забывая и о доверии к себе, своему чутью и вкусу? Понимаю, что звучит банально, но и в банальностях порой прячутся истины… Наш разговор на методологическом семинаре продолжался более 3-х часов: никто не хотел уходить… Расставались, говоря друг другу слова признательности, понимая, что именно на таких встречах рождается импульс к новому прочтению художественного произведения, к изучению новой концепции понимания писателя, к знакомству с новым взглядом, учёным, новой книгой. Итак, констатируем: Дни Ф.М. Достоевского, посвящённые 190-летию со дня рождения писателя, проведены успешно, выполнили своё прямое филологическое назначение и сверхзадачу по расширению контактов кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания с коллегами-философами, с учителями-словесниками, школами и учениками, будущими, надеемся, абитуриентами нашего факультета. Позволю цитату: «Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?» Я задаюсь вопросом о том, что может обеспечить безукоризненное проведение подобных дел, праздников, встреч? Наша ответственность и организованность, наше внимание к таким деталям, как фотоаппарат, кинокамера, заметка на сайт факультета, понимание того, что куратор и преподаватель кафедры не может быть не заинтересован в том, чтобы его группа написала, сделала, поместила материал. И надо ведь немного: хорошим студентам сказать по-доброму доброе слово. Они всё сделают сами! Не один год мы проводим подобные «мероприятия», а у нас еще нет инстинкта, связанного с необходимостью запечатлеть то, что реально сделано, нет желания написать об этом. Надеюсь, что это не станет «гласом вопиющего в пустыне», а напомнит организаторам «Гуманитарных чтений», которые не за горами – 15 декабря! – о необходимости позаботиться о разнообразных корреспондентах, которые до широкой общественности донесут сведения о работе кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания филологического факультета НИУ БелГУ. Заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы и методики преподавания Ирина Кулакова