ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ Специфика научного труда предпола¬гает необходимость иметь информацию о прошлом. Соб¬ственное исследование должно быть органически связа¬но с историей изучаемого вопроса, ибо нет такой пробле¬мы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории. «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы ис¬следования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части иссле¬дования
является в настоящее время в психологической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы»,— писал Б. М. Теп-лов 1. Ближайшая история, охватывающая наше столе¬тие, органически входит в современность: учение о це¬лостности в гештальтпсихологии, о бессознательном в глубинной психологии, понимание мышления в Вюрц-бургской школе и др. составляют основу современных исследований, но материал более отдаленной и даже со¬всем далекой истории «не отрицается полностью, пони¬мание его ограниченности
не препятствует частичному включению его в более широкую систему знаний»2. Владение историей, конечно, не ограничивается вос¬произведением воззрений прошлого. В полной мере ис¬торическое прошлое может служить настоящему только в том случае, если оно используется в целях решения актуальных проблем. К. Левин в статье «Конфликт меж¬ду аристотелевским и галилеевским способами мышле¬ния в современной психологии», сопоставляя теоретиче-
1 Теплое Б. М. О культуре научного исследования//Иэбранные труды. М 1985. Т. II. С. 2 Эйнштейн А Инфельд Л. Эволюция физики. JVL 1965. С. 125. ские конструкции Аристотеля и Галилея в контексте на¬сущных проблем современной экспериментальной и тео¬ретической психологии, писал: «Моя цель — не истори* ческая, скорее, я считаю, что некоторые вопросы, име¬ющие огромное значение для перестройки теорий совре¬менной психологии, могут быть разрешены и более
точ¬но сформулированы с помощью такого сравнения, кото¬рое обеспечит взгляд, выходящий за рамки трудностей сегодняшнего дня»3. Обращение к истории в связи с разработкой новых путей психологического исследования характерно для всего творчества Л. С. Выготского4. В постоянном споре с основными психологическим» направлениями создавал свою теорию установки Д. Н. Узнадзе. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев Б.
Г. Ананьев, Б. М. Теплов, П. Я. Гальперин много вни¬мания уделяли истории психологии, хотя ни для одного из них она не была областью специального исследова¬ния. Рассматривая проблему значения истории психоло¬гии, М. Г. Ярошевский называет такое обращение к ис¬тории «творческим диалогом с прошлым»5. Конечно, для того чтобы говорить об аристотелев¬ском способе мышления, необходимо хорошо знать труд»
Аристотеля. Подобно тому как исполнение музыкально¬го произведения может стать выразительным только по¬сле освоения его технической стороны, так и использо¬вание истории в современном исследовании становится возможным только на основе знания всего конкретного» материала, накопленного наукой. Отсюда возникает не¬обходимость истории психологии как специальной обла¬сти исследования, изучающей достижения психологии на протяжении всего пути ее исторического развития.
Знание истории психологии необходимо для понима¬ния различных теорий и направлений современной пси¬хологии, путей и тенденций ее развития. Только вклю¬чение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить под¬линную новизну и осознать их исторический смысл. * Lewin К. A dynamic Theory of Personality. N. Y 1965. P. Г, 4 См например, его «Исторический смысл психологического кризиса»; «Учение об эмоциях.
Историко-психологическое исследог- вание» и др. 5 Ярошевский М. Г. История психологии. 3-е изд. М.„ 1985 С. 6—4 Изучение истории психологии имеет большое обра¬зовательно-нравственное значение. «История более по¬лезна, она полна мудрости»,— писал итальянский фило¬соф-гуманист XV в. Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя
истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недо¬умения. Предмет истории психологии В отличие от предмета и методов пси¬хологии, в истории психологии изучается не сама пси¬хическая реальность, но представления о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. Сама историческая мысль также имеет историю. История ис¬торической науки есть историография. Ее предмет — характери¬стика историков, историографических
концепций. Задачей истории психологии является анализ воз¬никновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Знания, полученные в ходе обыденной практи¬ческой деятельности, религиозные представления о пси¬хике, результаты ненаучных способов умственной дея¬тельности при этом не рассматриваются. За всю историю развития психологических знаний известны три определения предмета психологии: как на¬уки о душе, о сознании, о поведении. Новая постановка проблемы предмета психологии была намечена
К. Марк¬сом и развита в основанной на марксистской философии советской психологии. Маркс писал: «История промыш¬ленности и возникшее предметное бытие промышленно¬сти является раскрытой книгой человеческих сущност¬ных сил, чувственно представшей перед нами человече¬ской психологией. Поэтому такая психология, для кото¬рой эта книга закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой»в. В связи с историческим фактом изменчивости взгля¬дов на предмет психологии возникает
проблема преем¬ственности, т. е. поступательного развития знания и про- Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 123. 5 тресса в психологической науке. В целом развитие пси¬хологии от науки о душе к науке о деятельностном про¬исхождении психики и сознания свидетельствует о про¬грессе психологических знаний, если критерием про-тресса считать степень приближенности к познанию изу¬чаемого объекта — психического. В рамках науки о ду¬ше психология была скована понятием
души как объ¬яснительным принципом. Отказ от него и переход к изу¬чению сознания связаны с выделением психики (прав¬да, лишь сознаваемой психики) в качестве объекта ис¬следования. При этом сознание выступало одновремен¬но и как предмет изучения, и как объяснительный прин¬цип. Психология как наука о поведении была направ лена на преодоление субъективизма психологии созна¬ния и вышла на пути объективного исследования. Но этот прогрессивный шаг был сделан за счет утраты са¬мого
объекта изучения — психики и сознания. На по¬следнем к настоящему моменту этапе развития психо¬логической мысли восстанавливается единство истори¬чески разорванных сознания и поведения (деятельности) за счет реального осуществления объективного подхода к психологическому познанию. Если в целом история свидетельствует о неуклонном прогрессе психологических знаний, то на отдельных от¬резках пути ее развития положение является более слож¬ным.
Не всегда то знание, которое появилось позже, ока¬зывалось одновременно и более содержательным, про¬грессивным во всех своих аспектах; нередко в новой концепции отбрасывалось то положительное, что было в старой. Так, гештальтпсихология, выступившая против -ассоцианизма, в глобальной критике этого направления утратила проблему развития и превратилась в антиге¬нетическую теорию, что существенно ограничило ее объ¬яснительные возможности. Развитие науки, в том числе и психологии, не линей¬ный, а очень сложный процесс, на пути
которого воз¬можны зигзаги, неузнавание открытий, возвраты к уже пройденным решениям, «топтание на месте». В целом прослеживание процесса роста психологических знаний в хронологической последовательности их появления при постоянном внимании к оценке достижений — и потерь — на каждом временном этапе раскрывает все новые и но¬вые стороны психической реальности и все полнее объ¬ясняет их. Периодизация истории психологии ■ Психология имеет многовековую исто¬рию: первые научные
представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение это¬го процесса, выделение этапов, определение содержа¬ния каждого из них. В истории психологии различаются два больших пе¬риода: первый, когда психологические знания развива¬лись в недрах философии, а также других наук, преж¬де всего естествознания; второй — когда психология: развивалась как самостоятельная наука. Они несоизме¬римы по времени: первый период (VI в. до н. э.— сере¬дина
XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее вре¬мя). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое-прошлое, но очень краткую историю7. Выделение этих: двух периодов не требует специальных обоснований, так как его критерии очевидны, но поскольку каждый и& них растягивается на столетия, необходима более дроб-ная периодизация. Ее можно проводить по чисто фор¬мальным признакам — хронологическому (можно разли¬чать историю психологии
XVII в историю психологии; XVIII в. и т. п.), пространственно-территориальному (ис¬тория психологии в Мексике, история психологии в Ан« глии и т. п.), можно различать периодизацию мировой-и отечественной психологии8. Учитывая условность. всякой периодизации и принимая во внимание неразра¬ботанность этой проблемы, следует рассматривать пред¬лагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней истории отечественной психологической мысли включена состав¬ной частью
в историю развития мировой науки. В каче¬стве основания для разделения этого процесса на этапы-были выбраны содержательные критерии, определявшие-смену взглядов на природу психического и отличающие-каждый из этапов (см. схему). 7 Цит. по: Boring E. A History of Experimental Psychology. N. Y 1929. P. 385. 8 Будилова £. А. О периодизации истории психологии в СССР// //Актуальные проблемы истории и теории психологии.
Материалы конференции. Ереван, 1976. 7! Развитие психологии в рамках философии Хронология Содержание атапа Итоги VI в. до Возникновение пер- Выделение науки о душе и фор- н. э. — вых научных представ- мирование двух направлений мате- V в. лений о психике н их риализма и идеализма; формирова- п е р во на чал ьное ра эви - ние первых эмпирических знаний о тие психических процессах — ощущении (восприятии), памяти» воображении, мышлении,
аффектах, воле; выделе¬ние проблемы соотношения души и тела; указание на внутреннее чувст¬во как способ познания V- ^— W -^ п V Развитие учения о * Формирование томистской психо- VIII, вв. душе в рамках фило- логии; начало опытной методологии софских учений и на исследования базе медицинских зна- ний XIV— Дальнейшее развитие Отказ от понимания души как XVI вв. учения о душе в кон- объекта исследования и объяснитель- тексте развития анато- ного принципа
телесных и психичес- мо-физиологических ких явлений; введение термина «пси- знаний и великих от- хология» крытий XIV—XVI вв. XVII- Выделение сознания Формирование эмпирической интро- середина XIX вв. в качестве предмета ис- спективной и ассоцианистской пси- следования и (формиро- хологии; возникновение психофизи- вание теоретических ос- ческой и психофизиологической про- нов психологии блем; понятие о бессознательной психике Развитие психологии как самостоятельной науки
Начало Формирование естест- Экспериментальные методы иссле- XIX — веннонаучных предпо- дования деятельности нервной си- 60-е гг. сылок психологии как стемы и органов чувств; формиро- XIX в. самостоятельной науки вание психофизики; формирование психометрии; теории ощущений я восприятия 60-е гг. Возникновение и пер- Проникновение экспериментальных
XIX — воначальное развитие методов в психологию; формирова- конец психологии как само- ние теоретических программ психо- XIX в. стоятельной науки логии; возникновение прикладных исследований в психологии; возник* новение новых областей психология Хронология Содержание этапа Итоги 10-е — Открытый кризис в Возникновение школ в зарубежной середина психологии психологии: бихевиоризма, психоана- 30-х гг. лиза, гештальтпсихологин, француз-
XX в. ской социологической школы, пони¬мающей психологии, индивидуальной психологии, аналитической психо¬логии и др. Возникновение советской психо¬логии 20-е — Становление совет- Создание теоретических основ пси- 30-е гг. ской психологии хологии на основах марксистской философии: теории установки, куль¬турно-исторической теории, теории деятельности и др.; развитие при¬кладных областей в отечественной психологии — психотехники
и педо¬логии; развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельнос¬ти и двигательных актов Конец Затухание кризиса в Эволюция научных школ периода 30-х — зарубежной психоло- открытого кризиса. Необихевиоризм» 50-е гг. гии. неофрейдизм. Возникновение новых Развитие советской отраслей и направлений: генетичес- психологии в области кая психология, персоналистические теории концепции личности и др.
Дискуссии в советской психоло¬гии (о перестройке науки на основе . павловского учения, о теории уста- новки). Развитие теории деятельнос¬ти в советской психологии. Возник- ■ новение теории поэтапного формиро- ■ ™ вания умственных действий и поня¬тий П. Я- Гальперина 60-е гг.— Поиски новых теоре- Возникновение новых направлений настоящее тических подходов в в зарубежной психологии: гумани- время современной зарубеж- стическая психология, логотерапия, ной
и советской психо- когнитивная психология, марксист- логии ски-ориентированные теории. Дискуссии в советской психоло¬гии о предмете психологии, по про¬блемам бессознательного, общения и др. 9 Закономерности историко- • психологического процесса Общей и основной закономерностью развития психологических научных знаний является борьба идей, прежде всего между материалистическим и идеалистическим пониманием психики.
В разнообраз¬ных формах домарксистского материализма (механисти¬ческого, вульгарного, естественнонаучного) выражается стремление понять психику и сознание как естественный процесс, как проявление жизни, ее материальных1 про¬цессов. Материалистический подход направлен на при¬чинное объяснение психики. В русле этого подхода уже в античности возникли и развивались во все последу¬ющие времена представления об обусловленности пси¬хических явлений материальными процессами мозга.
Развитие материалистических представлений тесно свя¬зано с успехами в естествознании. Наивысшей формы они достигают в психологии, базирующейся на филосо¬фии диалектического и исторического материализма. В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира, обособля¬лись от него, превращались в особую — духовную — суб¬станцию, которая и по своему происхождению, и по сво¬им свойствам, и по методам познания противопоставля¬лис
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |