Содержание Возникновение тестирования Возникновение группового тестирования Тесты специальных способностей и достижений Другие виды диагностических методик Возникновение тестирования. Между теоретическими положениями, развиваемыми в рамках общей психологии, и основами психодиагностики прослеживается тесная внутренняя взаимосвязь. Представления о закономерностях развития и функционирования психики являются отправным пунктом при
выборе психодиагностических методик, их использовании в практике. История психодиагностики -это и история появления основных психодиагностических методик, развития подходов к их созданию на основе эволлюционирования взглядов о природе и функционировании психического. В этой связи интересно проследить, как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных школ психологии. Тестовые методики связаны с теоретическими принципами.
Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том. Что организмом и средой существуют детерминационные отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы.
Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутреннее психические процессы должны быть интерпритированны по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты разработавшие метод тестов термин веден Ф.Гальтоном. Первым исследователем, использовавшим в психологической экперементатике интеллектуальный
тест, был Дж. М. Кеттел. Этот термин после статьи Кеттеле интеллектуальные тесты и измерения, опубликованной в 1890 г. в журнале Mind, приобрел широкую известность. В своей статье Кеттел писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии и точную науку. Он сказал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их
проведения будут однообразными. Так впервые была провозглашена необходимость стандартизации тестов для того, чтобы стало возможным сравнение результатов, полученных разными исследователями на разных испытуемых. Кеттел предложил в качестве образца 50 тесов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. вернувшись в Америку после работы в лаборатории
Вундта и чтения лекций в Кембридже, он стал применять тесты в лаборатории, открытой им при Колумбийском университете 1891. Вслед за Кеттелом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895-1896 гг. в США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление текстологическим работам.
Первоначально в качестве тестов использовались обычные экспериментально-психологические испытания. По форме они походили на приемы лабораторного исследования, но смысл их применения был принципиально иным. Ведь задачей психологического эксперимента является выяснение зависимости психического акта от внешних раздражителей, запоминания от частоты и распределения в целом повторений и т.д. При тестировании психолог регистрирует индивидуальные различия психических актов, оценивая полученные
результаты при помощи некоторого критерия и ни в коем случае не изменяя условий осуществления этих психических актов. Метод тестов получает широкое распространение. Новый шаг в его развитии был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине 1857-1911, создателем самой популярной серии тестов. До Бине тестировались, как правило, различия в сенсомоторных качествах - чувствительности, быстроте
реакции т.д. Но практика требовала информации о высших психических функциях, обозначаемых обычно терминами ум, интеллект. Именно эти функции обеспечивают приобретение знаний и успешное выполнение сложной приспособительной деятельности. В 1904 году Министерство образования Франции поручило Бине заняться разработкой методик, с помощью которых можно было бы отделить детей, способных к учению, но ленивых и не желающих учиться, от детей, страдающих прирожденными дефектами и
не способных учиться в нормальной школе. Нужда в этом возникла в связи введением всеобщего образования. Одновременно потребовалось создание специальных школ для умственно неполноценных детей. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста начиная с трех лет. Проведенные на многих испытуемых экспериментальные задания были проверены оп статистическим критериям и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального
уровня. Первая шкала серия тестов Бине-Симона появилась в 1905 году. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения в результате биологического созревания. Шкала А. Бине в последующих редакциях 1908 и 1911 была переведена на немецкий и английский языки.
Вторая реакция шкалы 1908 отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственный возраст. Самое широкое распространение получила вторая редакция шкалы Бине. Последняя третья редакция шкалы, опубликованная в год смерти, не внесла существенных изменений. Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам от 3 до 13 лет.
Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считалось соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста 80-90. Детям до 6 лет прелагалось по 4 задания, а детям старше 6 лет- 6 заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей 300 человек. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог не совпадать с хронологическим.
Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка. Если он справился со всеми заданиями, то ему предлагались задания следующий, старшей возрастной группы. Если он решал не все задания, а некоторые из низ, то испытание прекращалось. Если же ребенок не справлялся со всеми заданиями своей возрастной группы, то ему давались задания, предназначенные для более младшего возраста. Испытания проводились до тех пор, пока не выявлялся возраст,
все задания которого решаются испытуемым. Максимальный возраст, все задания которого решались испытуемым, назвали базовым умственным возрастом. Если, кроме того, ребенок выполнял и некоторые создания, предназначенные для более старших возрастных групп, то каждое задание оценивалось числом умственных месяцев. Тогда к числу лет, определяемых базовым умственным возрастом. Прибавлялось и некоторое число месяцев. Пример. Ребенок решил все задания, предназначенные для семилетнего
возраста и 2 задания, рассчитанные на восьмилеток. Число месяцев рассчитываются так 12 мес 6 число заданий для восьмилеток 2 мес. цена одного задания 2 мес. х 2 4 мес. Итак, умственный возраст ребенка равен 7 годам и 4 мес. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показанием либо умственной отсталости если умственный возраст ниже хронологического, либо одаренности если умственный возраст выше хронологического.
Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете США коллективом сотрудников под руководством Л.М. Термена. Этот вариант тестовой шкалы Бине был предложен в 1916 г. и имел так много серьезных изменений по сравнению с основными, что был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных нововведений по сравнению с тестами
Бине было два введение в качестве показателя к тесту коэффициента интеллектуальности IQ, выводящегося из отношения между умственным и хронологическим возрастами, и применения статистического критерия оценки тестирования, для чего вводится понятие статистической нормы. Коэффициент IQ был предложен Вильямом Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных
ступеней имеет неодинаковое значение. Чтобы устранить этот недостаток, Штерн предложил определять частное, получаемое при делении, умственного возраста на хронологический этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Используя этот показатель, можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития. Другим новообразованием стэндфордских психологов явилось понятие статистической нормы.
Норма стала тем критерием, с которым можно было бы сравнивать индивидуальные тестовые показатели, и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию. Шкала Стенфорд-Бине рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состоит из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям. Для каждого возраста наиболее типичный, средний показатель выполнения х был равен 100, а статистическая
мера рассеяния, отклонения индивидуальных значений от этого среднего б равнялась 16. все индивидуальные показатели по тесту, попадавшие в интервал хб, т.е. ограниченные числами 84 и 116, считалось нормальными, соответствующими возрастной норме выполнения. Если тестовый показатель был выше тестовой нормы, ребенок считался одаренным, а если ниже 84, то умственно отсталым. Шкала Стенфорд-Бине получила популярность во всем мире.
Она имела несколько редакций 1937, 1960, 1972, 1986 гг в последней редакции она применяется и в настоящее время. Показатель IQ, получаемой по шкале Стенфорд-Бине,на долгие годы стал синонимом интеллекта. Вновь создаваемые интеллектуальные тесты стали проверяться путем сопоставления с результатами шкалы Стенфорд-Бине. Возникновение группового тестирования. Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется
изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии XX века, были индивидуальными и позволяли вести опят только с одним испытуемым. Использовать их могли лишь специально подготовленные психологи, имеющие достаточно высокую квалификацию. Эти особенности первых тестов ограничивали их распространение. Практика же требовала диагностировать большие массы людей с целью отбора наиболее психологически подготовленных
к тому или иному виду деятельности, а также распределения по разным идам деятельности людей в соответствии с их индивидуальными особенностями. Поэтому в США в период первой мировой войны появилась новая форма тестовых испытаний -групповое тестирование. Необходимость как можно быстрее отобрать и распределить полуторомиллионную армию рекрутов по различного рода армейским службам, школам и училищам заставила специально созданный комитет поручить Артуру Отису разработку новых тестов.
Так появилась две формы армейских тестов Альфа и Бета. Первая предназначалась для работы с людьми, знающими английский язык, вторая для неграмотных и иностранцев. После окончания войны эти тесты и их модификации продолжали широко применять. В то время как индивидуальные тесты, такие как шкала Стенфорд-Бине, в основном применялись в клинике и для консультирования, групповые тесты использовались
преимущественно в системе образования, в промышленности и в армии. 20-е годы нашего столетия характеризовались настоящим тестовым бумом. Быстрое и широкое распространение тестологии было обусловлено, прежде всего ее направленностью на оперативное решение практических задач. Измерение интеллекта с помощью тестов рассматривалось как средство, позволяющее научно, а не чисто эмперитически подойти к вопросам обучения, профотбора, оценки достижений и т.д. на
протяжении первой половины ХХ в. специалисты в области психологической диагностики создали множество разнообразных тестов. Разрабатывая методическую сторону тестов, они доводили ее поистине до высокого совершенства. Все тесты тщательным образом стандартизировались на больших выборках тестологи добивались того, что все они отличались высокой надежностью и хорошей валидностью. Тем не менее и этим тестам свойственны недостатки, характерные для тестов
Бине. Помимо знания уровня общего интеллекта требовалась дополнительная информация об особенностях психики человека. В результате возникло новое направление в тестологии - тестирование специальных способностей, которое вначале было призвано лишь дополнить оценки тестов интеллекта, а впоследствии выдели в самостоятельную область. Тесты специальных способностей и достижений. Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального отбора
и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи комплекты для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Было разработано около дюжин комплексных батарей тестов способностей для использования в образовании и при консультировании и распределении персонала.
Различаясь составом ,методическими качествами, они сходны в одном -их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями. Теоретической основой для построения комплексных батарей тестов способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними -факторного анализа. Факторный анализ позволял точнее определить и классифицировать специальные
способности Английский психолог Чарльз Спирмен в статье 1904 г. пришел к выводу, что положительная коррекция между тестами на различные способности например, математические и литературные выявляет некоторый общий генеральный фактор. Он обозначил его буквой g . помимо фактора, общего ля всех видов деятельности, в каждом из них при его осуществлении обнаруживается специфический фактор, свойственный только данному виду деятельности S- фактор Теорию Ч.Спирмена называют двухфакторной.
Согласно ее положениям целью психологического тестирования должно быть измерение g у инвалидов. Если такой фактор проявляется во всех изучаемых психических функциях, то его наличие будет единственным основанием для предсказания поведения индивида в разных ситуациях. Измерение же специфических факторов смысла не имеет, поскольку эти факторы - каждый из них -могут обнаружить себя только в одной ситуации. Американские психологи, продолжив работы факторно -аналитического направления,
занялись проблемами групповых факторов. Их основные работы вышли в 20-30-е годы. Ли Терстон, основываясь на многочисленных исследованиях, выделил 12 факторов, которые он обозначил как первичные умственные способности. Среди них можно назвать следующие словесное понимание, беглость речи, числовой, пространственный, ассоциативная память, скорость восприятия, индукция логическое мышление и др. Дальнейшие исследования привели к увеличению факторов.
Число когнитивных факторов, описанных на сегодняшний день, превышает 120. На основе факторных исследований создавались многофакторные батареи тестов способностей, позволяющие измерять индивидуальный уровень каждой способности. Наиболее известна среди них Батарея тестов общих способностей, включающая тесты способностей для конкретных профессий. Современное понимание факторного анализа вносит некоторое изменение в ту его трактовку, которая
была в 20-40-е годы. Факторный анализ-это высшая ступень линейных корреляций. Но линейные корреляции не могут считаться формой выражения математической связи между психическими процессами. Следовательно, отсутствие линейных корреляций не может толковаться как отсутствие связи вообще, тоже относится и к высоким коэффициентам корреляции. Поэтому факторный анализ и добываемые посредством этого анализа факторы не всегда верно отражают зависимости
между психическими процессами. Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник и еще один тип тестов, широко применяемые в учебных заведениях, -тесты достижений. В отличие от тестов интеллекта они отражают не сколько влияние многообразного накопленного опыта, сколько влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. История развития этих тестов может быть прослежена с момента смены в
Бостонской школе устной формы экзаменов на письменную 1845. В Америке тесты достижений использовались при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с 1872 г а с 1883г. Их применение стало регулярным. Наиболее значительная разработка элементов техники конструирования тестов достижений выполнена в течение первой войны и сразу после нее. Тесты достижений относятся к наиболее многочисленной группе диагностических
методик. Одним из наиболее известных и широко применяемых до сих пор тестов достижений является Стэндфордский тест достижений SAT, впервые опубликованный в 1923 г. С его помощью оценивается уровень обучаемости в разных классах средних учебных заведений. Значительной число тестов специальных способностей и достижений было создано в рамках психотехники под воздействием практических запросов со стороны промышленности и экономики.
Для изучения собственно психологических различий эти тесты не предназначаются. Дальнейшее развитие тестов достижений привело к появлению в середине XX в. Критериально - ориентированных тестов. Другие виды диагностических методик Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются прежде
всего опросники и проективная техника. Опросники, вероятно, являются самыми первыми психодиагностическими методами, заимствованными психологами из естествознания. Опросники - это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельной сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов. Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм.
Возникший в глубокой древности в рамках религиозной идеологии, он содержал тезис о непознаваемости духовного мира, о невозможности объективного изучения психических явлений. Отсюда вытекало предположение, что кроме самонаблюдения, нет иных способов изучения сознания человека. Метод опросников можно рассматривать в качестве разновидности самонаблюдения так, например, считал А.Бине. Появление первых психодиагностических опросников связано с именем
Ф.Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы человека особенностей зрительного восприятия, умственных образов. В конце прошлого века с помощью опросников проводились исследования памяти Бине, Куртье, общих понятий Рибо, внутренней речи Сен-Поль и др. отпечатанные опросники обычно рассылались по адресам будущих респондентов, иногда их печатали
в журналах. Прототипом личностных опросников был, разработанный американским психологом Робертом Вудвортсом в 1919г который назывался Бланк данных о личности. Этот опросник был предназначен для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой. За прошедшие с того времени десятилетия опросники получили широчайшее распространение в качестве психодиагностического метода исследования личности. Другим известным методом диагностики личности являются проективные техники.
Их родоначальником традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоциативных теорий. Ассоциативная концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию, понятие о которой ведет свое происхождение от аристолеля. Как целостная система ассоцианизм возник в XVIII в хотя некоторые его принципы были открыты раньше. Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность,
в трудах английского врача Гартли 1705-1757. Согласно его теории идеи связаны между в соответствии с порядком и связью материальных процессов, происходящих в нервной системе. Факторами, детерминирующими ассоциации, Гартли считал смежность во времени и частоту повторений. Помимо материалистического ассоцианизма в XVIII в. Развивался субъективно-идеалистический ассоцианизм в учениях
Беркли и Юма. Согласно их представлениям связь идей дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. Их появление у человека подчиняется универсальным законам ассоциации, определяемым правилами самого сознания. Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Френсиса Гальтона. В 1879 г. Он опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Предлагая испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией,
Гальтон составлял списки их 75 слов и по очереди открывал их перед испытуемымон сам выступал в качестве такового. С помощью секундомера он фиксировал время ответа. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях многих психологов и психиатров. Как интерпретируются результаты этой методики Большинство исследователей сегодня склонны рассматривать ассоциативный эксперимент в качестве приема для изучения интересов и установок личности.
Однако следует отметить, что интерпретация получаемых результатов зависит от теоретических взглядов исследователя. Поэтому вопрос о валидности методики не может быть решен однозначно, вне соотнесения с теоретическими позициями ее создателей. Ассоциативный эксперимент стимулировал появление такой группы проективных методик, как завершение предложений. Впервые для изучения личности эту методику использовал А.Пейн в 1928г. Кроме ассоцианизма теоретические истоки проективных методов можно искать в психоанализе,
ставящем во главу угла понятие бессознательного. Бессознательное принималось первоначально как скрытый двигатель личности, мотив, слепо действующий из таинственных глубин организма. Разум по отношению к бессознательному служит маскировочным механизмом. Для того чтобы проникнуть в область бессознательного, понять скрытые в нем тенденции, необходимо было в эксперименте направить сознание на решение особых заданий, которые позволили бы непроизвольно проявиться
бессознательному в личности. Такого типа задания и включались в проективные методики. Одна из самых популярных проективных методик была разработана в 1921г. Швейцарским психиатром Германом Роршахом. Создавая эту методику, Роршах предъявлял испытуемым -психически больным -чернильные пятна. В результате своих наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными
психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей психического заболевания. В дальнейшем эта методика использовалась многими исследователями, как у нас, так и за рубежом. Еще одна распространенная в мире методика Тест методической апперцепции ТАТ- была создана в 1935 г. Х.Морган и Г.Мюрреем. Стимульный материал состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования ситуаций.
Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться. В настоящее время существует множество модификаций ТАТ, известны разные подходы к анализу и интерпретации данных. К началу 40-х годов XX в.благодаря проективным методикам диагностика стала очень популярной на Западе. Ныне она занимает лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, хотя и сохраняется
критическое отношение к данным, получаемым с помощью проективных методик. Критические замечания в адрес этих методик большей частью сводятся на их недостаточную стандартизацию, пренебрежение нормативными данными, неподатливость традиционным способам определения надежности, а главное, на большой субъективизм в интерпретации результатов. Завершая краткий обзор истории становления и развития психологической диагностики на
Запада, отметим, что она отличается широким разнообразием используемых методик, как в отношении формы, так и с содержательной стороны. Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, а ее развитие направленно на удовлетворение этих требований. С этим связано появление не всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов и способов диагностирования. испытуемого является самост
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |