СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 31 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 61.1 Сущность и особенности международной торговли 61.2 Сущностные характеристики понятия «Центр Международной Торговли» 121.3 Особенности современной Ассоциации Центров Международной Торговли в формировании инфраструктуры международной торговли 152 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ЦМТ Г.МОСКВА 202.1 Опыт зарубежных стран ЦМТ 202.2 ЦМТ Москвы и его характерные особенности 222.2.1 Общая характеристика и основные направления деятельности ЦМТ Москвы 222.2.2 Влияние мирового финансово-экономического кризиса на деятельность ЦМТ Москвы 252.2.3 Основные показатели финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности и ЦМТ Москвы 292.2.4 Деятельность в рамках международных и общественных организаций 332.3 Целесообразность внедрения и модернизации ЦМТ: положительные и отрицательные аспекты 36^ 3РОЛЬ ЦМТ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 423.1. Особенности влияния кризиса на мировые экономические процессы и прогнозирование мировой торговли в среднесрочной перспективе 423.2Определение значения ЦМТ в структуре международных отношений 50ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57ПРИЛОЖЕНИЕ А 59ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63ПРИЛОЖЕНИЕ В 65 ВВЕДЕНИЕ Современная эпоха характеризуется так называемой глобализацией. Понятие «глобализация», предполагающее процесс экономического, технического, культурного, информационного объединения различных регионов земного шара, трактуется многозначно и оценивается положительно или же отрицательно в зависимости от той или другой его трактовки. Однако, помимо субъективно-оценочного аспекта глобализация обладает и ценностной стороной [11, c.87]. Международная (мировая) торговля представляет собой процесс купли-продажи товаров и услуг, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Весьма часто под международной торговлей подразумевают только торговлю товарами. В современном мире существует несколько сотен Центров Международной торговли (ЦМТ), которые играют существенную роль в развитии международной торговли. Это и определяет актуальность изучения выбранной темы. Так, основной задачей и миссией ЦМТ является поддержка деятельности деловых кругов в развитии международных связей и внешней торговли, создание объективного представления о деловом потенциале и целях своего региона, которые обеспечиваются предоставлением широкого спектра услуг и программ, отвечающих требованиям стандартов международной торговли и создающих преимущества для членов Центра Международной Торговли. Взаимность, взаимодействие и сотрудничество Центров Международной Торговли - основополагающий принцип Ассоциации Центров Международной Торговли и дело первостепенной важности для ее членов. Это означает, что каждый ЦМТ становится отделением для всех остальных центров, а члены каждого ЦМТ принадлежат не одному, а всем ЦМТ мира. Центр Международной Торговли не ставит своей целью составить конкуренцию организациям, которые уже действуют в сфере международной торговли. Напротив, ЦМТ стремится помочь этим организациям и сделать их деятельность более полной и совершенной, предлагая Программы и услуги, не используемые где-либо еще. Цель данной работы – изучить особенности деятельности ЦМТ и выявить перспективы их оптимизации на примере ЦМТ Москвы. Таким образом, к основным задачам работы следует отнести следующие: изучение сущности мировой торговли; изучение особенностей географии мировой торговли; выявление сущности и особенностей Центров Международной Торговли; определение роли Ассоциации Центров Международной Торговли в формировании инфраструктуры торговли; определить особенности зарубежного опыта в области организации деятельности ЦМТ; определение основ деятельности ЦМТ Москвы, его финансовых показателей, а также особенностей деятельности в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса; изучение целесообразности внедрения и модернизации ЦМТ; определение роли ЦМТ в структуре международных отношений. Объектом исследования являются Центры Международной Торговли. Предмет исследования –ЦМТ Москвы. Данная работа состоит из трех глав. Первая – посвящена изучению сущности международной торговли, а также основным особенностям деятельности ЦМТ. Вторая глава посвящена изучению основных параметров деятельности ЦМТ Москвы, особенностям деятельности в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса и основнам внедрения и модернизации ЦМТ. Третья глава посвящена изучению роли ЦМТ в структуре международных отношений. Методом сбора данных можно считать мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний. В работе использовались методы системного анализа, анализа документов, наблюдения. Практическая значимость изучения данной темы заключается в том, что полученные в ходе написания данной работы позволяют выявить перспективные и наиболее проблемные аспекты, определить наиболее оптимальные пути решения сложившихся проблем, особенно актуальных в условиях современного мирового финансового экономического кризиса. ^ 1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ АССОЦИАЦИИ ЦЕНТРОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ 1.1 Сущность и особенности международной торговли Для изучения сущности географии международной торговли необходимо, прежде всего, определиться, что такое мировая торговля и каковы ее особенности В современном мире происходит несколько сложных процессов, если говорить о международной экономике, международной торговле и мировом разделении труда: процесс глобализации, специализаций и процесс регионализации товарного производства и рынка услуг. Все больше намечается тенденция концентрации производства услуг в развитых странах и перенос товарного производства в страны, где это производство наиболее оптимально с точки зрения требований законодательства этих стран, стоимости рабочей силы и других, благоприятных для товарного производства факторов. Как итог - происходит глобализация правил мировой торговли. Так, международная торговля – обмен товарами и услугами между странами. Такой вид торговли приводит к мировой экономике, когда цены или спрос и предложение зависят от событий, происходящих в мире.. Субъектами международной торговли могут быть физические, юридические лица, правительства государств, международные концерны трасты и т.д. Таким образом, традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объемам международных экономических отношений [1]. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». Международная торговля позволяет расширять рынки товаров и услуг, которые не были бы доступны без нее. Благодаря ей, можно покупать заграничные товары, выбирать не только между отечественными конкурентами, но и между иностранными. В результате международной торговли появляется большая конкурентная среда, и продавцы стараются предложить потребителю более выгодные цены. Глобальная торговля дает возможность приобретать потребителям и странам иметь продукцию и пользоваться услугами, недоступными в их собственных странах. Практически любой вид продукции. Международная торговля позволяет богатым странам более эффективно использовать свои ресурсы, будь то рабочая сила, технологии или капитал. Если одна страна может производить какой-то товар эффективней, чем другая, то и продать она сможет его по более низким ценам, следовательно, товар такой страны будет пользоваться большим спросом. А если страна не может производить какой-то продукт или услугу, то она может приобрести их у другой страны, это называется специализацией в международной торговле. Международная торговля не только приводит к повышению эффективности, но и позволяет странам принимать участие в мировой экономике, поощряя возможность осуществления прямых иностранных инвестиций, которые представляют собой средства, инвестируемые в иностранные компании и другие активы [7]. Как и во всех теориях, в теории международной торговли существуют свои противоречия. Открывая возможности для специализации, международная торговля дает потенциал для более эффективного использования ресурсов, а так же для развития страны в сфере производства и приобретения товаров. Противники же глобальной торговли утверждают, что она может быть неэффективна для развивающихся стран. Очевидно то, что мировая экономика находится в постоянном изменении, и в зависимости от того как она меняется, страны должны предпринимать те или иные меты чтобы это не отразилось негативно на их экономическом положении. Итак, в современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Так, в конце 90-х гг. на них приходится около 75% мирового экспорта товаров. В настоящее время на развитые страны приходится около 70% мирового товарооборота (Таблица 1). Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран также ориентирована в основном на рынки развитых стран, а их доля в мировом экспорте составляет около 15%. На страны с переходной экономикой приходится около 10% мирового вывоза товаров, причем доля России снижается (1,3%), а Китая вместе с Гонконгом растет (6,3%). Значение в мировой торговле стран — экспортеров нефти в последние годы значительно уменьшилось. Все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских. Таблица 1. Доля стран в мировой торговле в 2008 году, % [12] Страны мира. Доля в мировой торговле, % Экономически развитые страны. 70 НИС, страны ОПЕК. 27 Страны с переходной экономикой 3 Так, в развитии международной торговли в последние десятилетия прослеживаются четкие тенденции. Во-первых, темпы ее роста постоянно опережают темпы роста мирового производства. Во-вторых, происходит изменение удельного веса отдельных стран и группировок в общем объеме товарооборота в направлении снижения доли США и увеличения доли стран ЕС и Японии [10, c.268]. Хотя США и сохраняют пока лидирующие позиции. В-третьих, заметно меняется товарная структура мировой торговли. Наблюдается снижение удельного веса сырья, топлива и продовольствия, при повышении удельного веса готовых изделий в мировом товарообороте. Все многообразие международных рынков подразделяется на два больших сектора. Один из них образуют рынки топливно-сырьевых и сельскохозяйственных товаров, другой – рынки машин, оборудования, комплектующих, узлов и деталей к ним. Каждый из этих секторов имеет свои особенности. Так, развитие первого сектора происходит более медленными темпами по сравнению с развитием мировой торговли в целом. Кроме того, наблюдается опережающий рост торговли полуфабрикатами в сравнении с торговлей необработанным сырьем. Второй сектор развивается в целом быстрее, чем вся мировая торговля. Здесь отмечается опережающий рост торговли товарами производственного назначения в сравнении с торговлей товарами культурно-бытового назначения. Таблица 2. Распределение мирового товарного экспорта по ведущим странам в 2008 году [12] Страны Экспорт, млрд. долл. В % к мировому итогу Страны Экспорт, млрд. долл. В % к мировому итогу США 1070 11,8 Мексика 260 2,9 Германия 710 7,9 Таиланд 252 2,8 Китай 700 7,7 Индия 240 2,7 Франция 420 4,7 Нидерланды 230 2,5 Великобритания 400 4,4 Бельгия 214 2,4 Канада 375 4,2 Бразилия 110 1,2 Италия 365 4,0 Швеция 108 1,2 Корея 400 3,3 Австралия 100 1,1 Индонезия 300 3,3 Россия 90 1,0 о. Тайвань 300 3,3 Регулирование международных товарных рынков осуществляется по трем основным направлениям: со стороны национально-государственных институтов, международных организаций и транснациональных корпораций. Рис.1. Товарная структура Мировой торговли Особенности международной торговли услугами определяются, в первую очередь, спецификой самих услуг как особых товаров, предстающих в неовеществленной форме. Кроме того, торговля услугами, в отличие от торговли обычными товарами более жестко регламентируется государством в силу особой значимости ряда отраслей сферы услуг (транспорт, связь, здравоохранение, финансы и др.) для национальной безопасности. А отдельные виды услуг (коммунальные, бытовые) вообще мало пригодны для вовлечения в международный оборот. Выделяют несколько основных видов международной торговли услугами: научно-технический и технологический обмен; услуги транспорта и связи; финансовые услуги; социальные и культурные услуги; сервисное и послепродажное обслуживание. Сфера услуг в последние годы стремительно развивается. Соответственно растет и международный обмен услугам Подведя итог, можно сделать вывод, что на отраслевую и территориальную структуру мировой торговли мощное воздействие оказала НТР, внесшая заметные коррективы в товарную структуру международной торговли: у многих видов натурального сырья появились сильные конкуренты (синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и т. д.), энергетические кризисы уменьшили относительное потребление нефти и других видов топлива за счет внедрения энергосберегающих технологий. В результате товарная структура мировой торговли к концу XX- началу ХХI века претерпела коренные изменения: доля сырья снизилась в мировой торговле с 60 до 24 %, а доля готовых изделий соответственно выросла до 76 %. Главным итогом развития мировой торговли к концу XX- началу ХХI века являлся чрезвычайно быстрый ее рост в Азии, доля которой за полвека увеличилась в 2,5 раза. Этот регион далеко обогнал Сев. Америку и становится все более мощным конкурентом Зап. Европы. В Азии произошли значительные сдвиги во внешней торговле. Безусловный лидер ее в регионе— Япония, в перспективе Китай может стать ведущим торговым государством в Азии и вторым в мире после США. Особенностью мировой торговли была и остается очень высокая ее концентрация по регионам мира. В последнее десятилетие доля двух ведущих регионов — Западной Европы и Азии уже превышает 70 %. Создание этих двух полюсов международной торговли меняет всю экономическую ситуацию в мире. На них все больше будут ориентироваться страны других регионов. Роль Восточной Европы, Южной Америки и Африки в мировой торговле, напротив, невелика. Даже в лучшие годы их суммарная доля не превышала 25 %, а в последнее десятилетие упала менее чем до 10 %. В России в 90-е годы упадок сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности вынудил резко увеличить импорт продукции данных отраслей. Для более плотного сотрудничества страны объединяются в различного рода ассоциации и организации. Так, в рамках данной темы далее необходимо рассмотреть особенности Центров международной торговли и их роли.^ 1.2 Сущностные характеристики понятия «Центр Международной Торговли» Центр Международной Торговли (ЦМТ) - это организация, объединяющая и обслуживающая компании и организации, занятые в области международной торговли. Основная задача ЦМТ - это стимулирование развития экономического развития того региона, в котором этот Центр действует. Развитие Центров Международной Торговли началось в 60-е годы 20-го века. Сегодня они представляют собой широкую глобальную сеть из более чем 300 центров в 100 странах мира. В рамках определения сущности Центров Международной Торговли необходимо определение значения Ассоциации Центров Международной Торговли. Так, Ассоциация Центров Международной Торговли является неправительственной организацией при Экономическом и Социальном Совете ООН. Все Центры Международной Торговли предоставляют стандартный набор услуг: коммерческая информация, деловые консультации, организация выставок, конференций и семинаров, аренда офисов и гостиничные услуги, связь и коммерческое обучение, рекреационные и развлекательные услуги. Однако, осуществляя свою деятельность, ЦМТ учитывают и региональные особенности, потребности региона. Так, например, основной деятельностью ЦМТ Мехико, ЦМТ Сан-Паулу и ЦМТ Роттердама является предоставление различных услуг арендаторам. Проведение выставок и ярмарок это особенность ЦМТ Тайбэя, ЦМТ Базеля и ЦМТ Халифакса. В предоставлении информационных услуг специализируются ЦМТ Балтимор, ЦМТ Гренобль и ЦМТ Сеул. Организация торговых миссий является наиболее востребованной услугой в ЦМТ Париж и ЦМТ Саппоро. Большинство Центров Международной Торговли обладают своей собственной инфраструктурой. Однако есть Центры, которые осуществляют сою деятельность, используя элементы инфраструктуры других компаний и организаций. Что касается схем создания Центров Международной Торговли также отличаются разнообразием. Однако наиболее распространенная форма привлечение в качестве учредителей таких организаций, как администрация регионов, мэрия городов, банки, страховые компании, Торгово-Промышленные палаты, государственные организаций, организации средств коммуникаций (управления аэропортов, портов). Во многих странах (особенно странах Европы) Центры Международной Торговли входят в структуру Торгово-Промышленных палат (ТПП). При этом ЦМТ и ТПП не воспринимают друг друга как конкуренты, напротив, они видят друг в друге потенциального помощника в реализации планов развития региона. В России на сегодняшний день существует шесть ЦМТ: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Например, создание Центра международной торговли Москвы осуществлялось в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР и по решению Президиума Торгово-промышленной палаты СССР. После тщательного изучения международного опыта в области проектирования, строительства, эксплуатации и функционирования подобных объектов, ТПП СССР представила в Ассоциацию центров международной торговли пакет документов, необходимый для рассмотрения заявления о приеме в члены Ассоциации и предоставления права пользования торговой маркой WORLD TRADE CENTER. АЦМТ проявила большой интерес к представленному проекту, т. к. в ее составе в тот период не было ни одной организации из стран социалистического содружества. В июле 1974 года на Генеральной Ассамблее АЦМТ в Лондоне ЦМТ Москвы был официально принят в качестве ее действительно члена. Концепция ЦМТ изначально предусматривает создание общей базы для деловых кругов, государственных структур и прочих организаций с целью предоставления им торгово-экономической информации и оказания комплекса услуг, сопутствующих внешнеторговой деятельности. ЦМТ Москвы – это один из крупнейших действующих Центров международной торговли, оказывающий практически все виды услуг, характерные для Центров международной торговли, вносящий тем самым свой вклад в развитие международной торговли и деловой активности региона. В своей деятельности ЦМТ Москвы опирается на Стандарты качества услуг АЦМТ. Основные направления работы Центра: выставочная и конгрессная деятельность, проведение мероприятий научно-технического и торгово-экономического характера; предоставление в аренду офисов под представительства фирм; размещение клиентов в гостиницах ЦМТ, в том числе обеспечение жильем бизнесменов и их семей, приезжающих в Москву на длительный период; предоставление информации торгово-экономического характера (информация о производителях товаров и услуг, банковских и биржевых структурах, фирмах-арендаторах и пр.) с использованием различных информационных баз, в частности, информационной базы АЦМТ WTCA ONLINE, которая дает возможность размещения предложений и запросов о товарах и услугах на глобальной доске объявлений, а также размещения информации о предприятиях и выпускаемой продукции в глобальном каталоге WTCA ONLINE. Так, одной из наиболее известных международных организаций в рамках торговой деятельности можно считать Всемирную ассоциацию центров международной торговли. Она объединяет более 300 центров по всему миру, а ее основная задача – облегчить осуществление международной торговли, сконцентрировав услуги в особых, специализированных центрах. На Западе такие центры собирают под одной крышей широкий круг коммерческих и правительственных организаций. В России большее внимание уделяется информационному обслуживанию организаций и проведению выставочно-ярмарочных мероприятий. Другая крупная международная организация – Международная ассоциация торговых центров – (ICSC) была основана в 1957 году. ICSC является некоммерческой организацией, насчитывающей более 38 000 членов из более чем 70 стран [3]. Итак, выяснено, что Центры международной торговли стран объединяются в ассоциацию. Далее и необходимо определить ее роль.^ 1.3 Особенности современной Ассоциации Центров Международной Торговли в формировании инфраструктуры международной торговли Усиление и взаимозависимость национальных экономических механизмов опираются на развивающийся процесс интернационализации хозяйственной жизни каждой страны в масштабе мирового хозяйства. Если для XIX в. наиболее характерной была такая его форма, как интернационализация торгово-обменных операций, то в XX в., особенно во второй его половине, на передний план выступает интернационализация производства, осуществляемая на основе международной производственной кооперации и специализации производства. На международную арену выходят не только начальная и конечная стадии воспроизводства, но и центральное его звено — сам процесс производства. На этой основе взаимосвязи национальных экономик резко усиливаются, а само участие в международном разделении труда в"современных условиях проявляется как предпосылка нормального развития производства. Становится невыгодным обеспечивать все потребности производства отдельной страны собственными силами. Следствием перемещения центра тяжести мирохозяйственных связей из сферы обращения в сферу производства является то, что в настоящее время трудно найти крупную отрасль национального хозяйства, которая бы не зависела от международных условий производства. Сфера международного разделения труда охватывает все формы специализации: отраслевую (на экспорт работает определенная отрасль экономики); межотраслевую, или предметную (на экспорт выпускается отдельный продукт, при производстве которого страна обладает технико-экономическими преимуществами); подетальную, или внутриотраслевую (страна специализируется на выпуске части какого-либо продукта). Переход в последние десятилетия развитых стран на новую технологическую базу, создание новых информационных коммуникаций, возникновение современных средств связи сопровождаются бурным развитием таких форм интернационализации, как интернационализация валютных и финансово-кредитных отношений, а также научных и технических исследований. Высшей формой интернационализации хозяйственной жизни, ее качественно новым этапом является международная экономическая интеграция, которая предполагает сближение, взаимоприспособляемость национальных хозяйств и проведение ими согласованной межгосударственной экономической политики. К основным формам интеграционных объединений относятся: зона свободной торговли, которая означает взаимную либерализацию экспортно-импортных операций стран-участниц. Каждая из стран сохраняет свои торговые барьеры по отношению к третьим странам, а также таможенный контроль на границах стран-участниц; таможенный союз, в результате которого внутри группировки свободно перемещаются товары и услуги (что ликвидирует необходимость содержания таможенной службы на внутренних границах), а в отношении третьих стран проводится единая таможенная политика; общий рынок, означающий ликвидацию таможенных барьеров не только для движения товаров и услуг, но и для перемещения других факторов производства (миграции рабочей силы и капитала); экономический союз, предполагающий кроме ликвидации таможенных барьеров проведение странами-участницами единой экономической политики и создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов; валютный союз, означающий общие для всех стран-участниц валюту, центральный банк, единую экономическую и валют-но-финансовую политику; единое экономическое пространство, в рамках которого устраняются все ограничения в торговле, устанавливается свобода передвижения людей, капиталов, товаров, услуг, гармонизируются стандарты и технические нормы. Так, в условиях интеграционных процессов широкое развитие получила мировая торговля. Для стимулирования дальнейшего развития международной торговли, а также формирования ее инфраструктуры были созданы Центры международной торговли, которые в свою очередь объединены в Ассоциацию Центров международной торговле. Вообще, Центр по международной торговле (ЦМТ) - это одно из звеньев сети национальных и мировых центров, объединенных в Ассоциацию Центров Международной Торговли (World Trade Centers Association) [14]. В 1970 году была основана Ассоциация Центров международной торговли (WTCA), установившая для своих членов единые правила и стандарты. Неформальный девиз ассоциации - «Обслуживая Мир» («Servicing the Globe»). Ассоциация Центров Международной Торговли (АЦМТ) возникла путем объединения Центров международной торговли Хьюстона, Нового Орлеана, Нью-Йорка и Токио. В настоящее время АЦМТ насчитывает около 300 ЦМТ более, чем в 100 странах. Задачей АЦМТ является содействие развитию торговли и международного сотрудничества. АЦМТ одной из первых начала использовать направление развития торговли, которое впоследствии получило название «электронная коммерция», позволяющая заинтересованным компаниям найти партнера по бизнесу. Центры Международной Торговли отличаются по размеру, структуре, перечню и объёму предоставляемых услуг в зависимости от возможностей акционеров, потенциала и потребностей деловых кругов данного региона. Для российских ЦМТ, например, наиболее характерными являются конгрессно-выставочная деятельность, информационно-консультационные услуги, сдача офисов в аренду. Примером может служить ЦМТ Екатеринбурга, деятельность которого способствовала увеличению в 3 раза по сравнению с начало нового тысячелетия количества проводимых в регионе международных и межрегиональных конференций, форумов, семинаров. ЦМТ Екатеринбурга стал важным звеном внешнеэкономической инфраструктуры всего Уральского региона [9]. ЦМТ Москвы, к примеру, - это крупнейший и единственный бизнес-центр полного цикла в России, клиентам которого оказывается более 500 услуг. Современная инфраструктура, включающая все необходимое для успешной работы и отдыха, высокий уровень сервиса и компетентность персонала привлекают в ЦМТ деловых людей из многих стран мира. Сегодня здесь разместились около 400 представительств российских и зарубежных фирм, банков, авиакомпаний, турагентств, национальных и международных организаций, способствующих развитию международного сотрудничества. То же самое можно сказать и о ЦМТ прочих стран, в том числе США, Германии, Франции, Великобритании, Италии, Венесуэлы, Японии, Канады, Китая, Гон-Конга и т.д. В России на сегодняшний день существует семь ЦМТ: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, в Челябинске, в Нижнем Новгороде, в Краснодаре, в Новосибирске. Развитие системы ЦМТ в России имеет большое значение для будущего страны. С их помощью российские компании смогут легко и быстро достичь высокого уровня развития и быть конкурентоспособными на международном рынке. Одним из наиболее развитых ЦМТ в России можно считать ЦМТ Москвы, поэтому далее в рамках данной темы работы необходимо рассмотреть его особенности.^ 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ЦМТ Г.МОСКВА 2.1 Опыт зарубежных стран ЦМТ Как уже было выяснено в предыдущей главе, Центр Международной Торговли (ЦМТ) можно определить как организацию, объединяющую и обслуживающую компании и организации, занятые в области международной торговли. Наибольшая концентрация ЦМТ в Европе, в которой насчитывается их более 100, в США зарегистрировано около 60 Центров, в России пока только 6 Центров. Список всех Центров международной торговли представлен в Приложении А. Изучение опыта зарубежных стран немаловажно для России. Рассмотрим ЦМТ за рубежом на примере ЮНКТАД/ВТО. Центр по международной торговле (ЦМТ) — это агентство по техническому сотрудничеству Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирной торговой организации (ВТО) в отношении практических, предпринимательских аспектов развития торговли. Он оказывает поддержку развивающимся странам и странам с переходной экономикой, в первую очередь их предпринимательскому сектору, в усилиях, направленных на реализацию в полной мере имеющегося потенциала для развития экспортных и совершенствования импортных операций. Цели ЦМТ: содействие интегрированию предприятий развивающихся стран и стран с переходной экономикой в многостороннюю торговую систему; оказание поддержки усилиям государств по разработке и реализации стратегии развития торговли; укрепление основных услуг содействия торговли, как государственных, так и частных: повышение эффективности экспорта в секторах, имеющих жизненно важное значение и потенциал; содействие развитию международной конкурентоспособности в рамках делового сообщества в целом и в секторе малых и средних предприятий (МСП) в частности. Технические программы Центра направлены на стратегическое и оперативное изучение рыночной конъюнктуры; предоставление хозяйственно-консультативных услуг; управление торговой информацией; развитие учебного потенциала в области экспортной торговли; развитие отраслевого производства и отраслевых рынков; торговлю услугами; управление производственно-сбытовой цепью. Финансирование регулярной программы ЦМТ обеспечивают в равных долях ВТО и Организация Объединенных Наций. Центр также осуществляет проекты по запросу стран-получателей за счет добровольных взносов правительств стран-доноров и организаций гражданского сообщества. Его годовой бюджет составляет около 33 млн. долл. США; личный персонал штаб-квартиры насчитывает около 200 сотрудников и несколько сотен консультантов на местах [20]. Таким образом, важно отметить, что опыт ЦТМ в зарубежных странах интересен для России. Вообще же, Задачей международной Ассоциации ЦМТ является поддержка деятельности деловых кругов в развитии международных связей и внешней торговли. В настоящее время в мире насчитывается около 320 центров международной торговли в 110 странах. Эти центры обслуживают более 750 тыс. компаний и миллионы частных лиц. Далее будут рассмотрены особенности деятельности ЦМТ Москвы, в том числе в условиях современного мирового финансово-экономического кризиса.^ 2.2 ЦМТ Москвы и его характерные особенности 2.2.1 Общая характеристика и основные направления деятельности ЦМТ Москвы Московский Центр международной торговли (ЦМТ) – крупный многопрофильный бизнес-комплекс, расположенный в самом сердце российской столицы, в непосредственной близости от Кремля, Дома Правительства Российской Федерации и здания Правительства Москвы. Единый архитектурный ансамбль общей площадью 270 000 кв.м. объединяет 3 офисных здания, Конгресс-центр, бизнес-отель Crowne Plaza Moscow WTC и Апарт-отель «Международная-2». Концепция создания многофункциональных комплексов, объединяющих весь набор необходимых для ведения бизнеса инфраструктурных объектов и услуг, появилась в 70-е годы ХХ века как результат развития мировых торговых отношений. В соответствии с ней, деловым людям в любой стране мира предоставляется возможность единовременно получать максимум для ведения своей профессиональной деятельности. В июне 1973 года Совет Министров СССР принял Постановление «О строительстве в городе Москве Центра международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами», а уже в 1980 году комплекс открыл свои двери для первых иностранных компаний. В 1970 году была основана Ассоциация Центров международной торговли (WTCA), установившая для своих членов единые правила и стандарты. Неформальный девиз ассоциации - «Обслуживая Мир» («Servicing the Globe»). ЦМТ Москвы стал одним из первых членов WTCA, вступив в организацию в 1974 году. Его услуги сертифицированы в соответствии со стандартами Ассоциации и удостоены высшего знака отличия – почетного «Серебряного сертификата». За 30 лет своей истории ЦМТ стал местом проведения около 9000 мероприятий, в которых принимали участие многие знаковые фигуры современности и где обсуждались проблемы глобального уровня. С трибуны Конгресс-центра ЦМТ неоднократно выступал Президент РФ Д.А. Медведев и Премьер-министр РФ В.В.Путин, главы зарубежных государств и миссий, высокопоставленные представители власти, политических, деловых и научных кругов, творческой элиты. Московский ЦМТ оказывает активное содействие бизнесменам в установлении деловых контактов и заключении взаимовыгодных сделок. Центр располагает уникальной Деловой библиотекой, фонд которой полностью содержится и в цифровом формате. В настоящее время услугами ЦМТ пользуются около 500 фирм-арендаторов, среди которых ведущие российские и иностранные компании, представляющие всемирно-известные бренды. Рыночная капитализация ОАО «ЦМТ» на конец 2009 года составила 9,5 млрд. руб. (Организатор торговли на рынке ценных бумаг, на основании сведений которого осуществляется расчет капитализации - ОАО «Фондовая биржа РТС»). Основные сведения о ЦМТ – Москвы представлены в Приложении Б. Основной миссией ОАО «ЦМТ» является поддержка бизнес-сообщества в развитии деловых контактов и внешней торговли, а также осуществление деятельности по предоставлению объективной информации об экономическом и промышленном потенциале регионов России, содействие развитию внешнеторговых отношений в соответствии с мировыми стандартами ведения бизнеса. В структуру ОАО «ЦМТ» входят два офисных здания, гостиница «Crowne Plaza Moscow WTC» на 575 номеров, апартотель «Международ