15. Понятие о методах обучения. Эволюция методов обучения. Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и учащихся , направленные на достижения ими образовательных целей. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства. В дореволюционных дидактических руководствах методу давалось такое определение: метод — искусство учителя направлять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство — значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливым будет и другое определение: методы — системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение намеченной цели.В структуре методов обучения выделяются приемы .Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.Метод обучения включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся , придают индивид характер их деятельности.Правило обучения – это нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности. Правило обучения (дидактическое правило) – это конкретное указание , как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.^ Эволюция методов обучения. Методы обучения (МО) – категория историческая. МО меняются с изменением развития производительных сил и характера производственных отношений.На ранних этапах общественного развития передача соц опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. В основе лежал репродуктивный метод («делай, как я»). Это самый древний МО.По мере расширения объема накопленных знаний, усложнения освоенных человеком действий простое подражание не могло обеспечить усвоение культурного опыта. С момента организации школ появились словесные методы. С возникновением письменности, слово-главный носитель информации, а книги- массовый способ взаимодействия учителя и ученика. Догматический или катехизисный МО – механическое заучивание текстов, практиковалось в средние века. В эпоху великих открытий в процесс обучения органично вошли такие методы , как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие самостоятельности, активности, сознательности ребенка. Развитие получают наглядные МО. На рубеже XIX-XX вв. важное место стал занимать эвристический метод , как вариант словесного метода, он учитывал потребности и интересы ребенка, развитие его самостоятельности . Учение через деятельность стало играть важную роль. При этом использовались практические МО, когда основная роль отводилась ручному труду, практической работе, а также работе учащихся с литературой. Утверждаются частично-поисковые , исследовательские методы. Со временем все большее распространение получают методы проблемного обучения , основанные на выдвижении проблем и на самостоятельном движении учащихся к знаниям. Далее общество осознает , что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии его способностей и индивидуальных особенностей. Распространение получают методы развивающего обучения. Широкое внедрение техники в уч. процесс , компьютеризация обучения приводит к появлению новых методов. Американский педагог К. Керр выделяет 4 «революции в области методов обучения».Первая революция произошла, когда на смену родителям пришли профессиональные учителя.Вторая связана с заменой устного слова письменным.Третья привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая – направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию.^ 16. Классификация методов обучения. Основание классификации Авторы классификации ^ Группыметодов Состав группы Уровень активности учащихся Голант Е.Я. 1.Пассивные2.Активные 1.Рассказ, лекция, экскурсия, наблюдение2.Лабораторн. метод, практический, работа с книгой Источник получения знаний Н.М.Верзилин,Е.И.Перовский,Я.Голант,Д.О.Лордкипа-нидзе 1.Словесные2.Практические3.Наглядные 1.Рассказ, беседа, лекция;2.Опыты, упр-я, учебно-произв. труд, дид. игры3.Демонстрации и иллюстрации Характер познавательной деятельности Лернер И.Я., Скаткин М.Н. 1.Объяснительно-иллюстративный2.Репродуктивный3.Проблемного изложения4.Эвристический(частично поисковый)5.Исследовательский 1.Словесный, наглядный практический) 2. Повторение3. Ученики следят за ходом мысли учит.)4. Частичное решение задачи учениками5.Ученики самост-но решают постав. зад., учит. пом. в затруд. По дидактической цели М.А.Данилов, Б.П.Есипов 1.Приобретения знаний2.Формирования умений и навыков3.Применения знаний4. Творч. деятельности5. Закрепления 6. Проверки знаний, умений, навыков 1. а)Рассказ, лекция, беседа, б) иллюстр. и демонстр.2.Упраж, лаборат. занятие3. Опыт, упраж, лабор.занят.4.Исследов. по поставл. проблеме5.Беседа, работа с учебником6. Устный опрос, выполнение письменных домаш. контрольных работ, программный контроль. Место в структуре деятельности Бабанский Ю.К. 1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (УПД)2.Методы стимулирования и мотивации УПД3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью УПД 1.Перцептивные (передача и восприн. информ. посредств. чувств), словесные (лекция, рассказ), наглядные (демонс., иллюстрация), практические (опыты, упражн.), логические (индуктив, дедукт.., аналогии), гностические (исследов., проблемно-поисковые, репрод.), самоуправление учеб. действиями (самостоят работа с книгой, приборами).2.Форсирование интереса к учению(познав. игры, учеб. дискуссии, создание проблемных ситуаций), формирование долга и ответств-ти в учении (поощр., одобр., пориц..)3.Методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений, навыков, методы самоконтроля за эффективностью собственной УПД.