Реферат по предмету "Разное"


«Бухгалтерский баланс, его структура и содержание»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образованияРОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА. Кафедра бухгалтерского учета и аудитаКурсовая работапо дисциплине «Бухгалтерский учет»Тема: «Бухгалтерский баланс, его структура и содержание».Выполнила студентка факультета дистанционного обученияТашкова Наталия АлександровнаМосква 2009 г.Содержание: Введение 3 Глава 1. Понятие и сущность бухгалтерского баланса 5 Происхождение баланса и балансовой теории 5 Бухгалтерский баланс - основная форма в системе отчетности 7 Функции и значение баланса 9^ Глава 2. Экономическое содержание бухгалтерского баланса, его роль и значение в управлении предприятия 11 2.1. Принципы построения баланса 11 2.2. Содержание бухгалтерского баланса 13 2.3. Роль бухгалтерского баланса в управлении предприятия 17^ Глава 3. Структура бухгалтерского баланса 20 3.1. Порядок составления баланса 20 3.2. Структура бухгалтерского баланса 23 3.3. Классификация балансов 26 Заключение 29 Список используемой литературы 31Введение. Бухгалтерский баланс в разное время изучался различными авторами и специалистами. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. Эта тема привлекает внимание в связи с тем, что он в современном бухгалтерском учете занимает, по мнению многих специалистов и рядовых работников бухгалтерской сферы, центральное место в отчетности. Если раньше в России весь бухгалтерский учет был строго регламентирован, то в настоящее время ведение отчетности получило более свободную основу. Бухгалтерский баланс - одна из составляющих бухгалтерской отчетности, формируемой организацией и являющаяся методом бухгалтерского учета. Формирование баланса -сложный и ответственный этап работы бухгалтерской службы каждой организации. Сегодня одним из важнейших условий выхода предприятия на международные финансовые рынки и привлечения инвестиций, является обеспечение прозрачности собственной финансовой информации. Годовой отчет и бухгалтерская отчетность предприятия - важная составляющая такой информации. Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Умение читать баланс - это знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия, что дает возможность: получить значительный объем информации о предприятии; определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств; оценить общее финансовое состояние предприятия. Благодаря бухгалтерскому балансу: руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии реп1ений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием; аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента; аналитики определяют направления финансового анализа. Все пользователи финансовой отчетности, вне зависимости от того, носит ли их интерес прямой или косвенный характер, интересуются информацией об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества. Необходимо отметить, что чаще всего пользователя интересуют сведения, получаемые путем анализа баланса, разного рода способами для нахождения ответов на очень широкий круг вопросов. Целью данной курсовой работы является: выявить сущность бухгалтерского баланса; подвергнуть анализу его содержание; рассмотреть структуру бухгалтерского баланса как основной формы бухгалтерской отчетности.Глава 1. Понятие и сущность бухгалтерского баланса.1.1. Происхождение баланса и балансовой теории О происхождении бухгалтерии и баланса нам до сих пор ничего неизвестно. Бухгалтерию и баланс европейцы получили сразу в готовом виде, когда в 1494 г. из типографии Венеции вышла в свет работа Луки Пачоли, содержавшая первое известное описание бухгалтерии и баланса. Это были бухгалтерия почти современного уровня, и баланс, которым все мы пользовались до конца XX столетия, но никаких сведений исторического плана в Трактате не содержалось. Не было и теоретических объяснений — просто руководство по технике ведения учёта. Для каждой конкретной хозяйственной операции в нём приводились лишь конкретные правила записи её в журнал и Главную книгу. Баланс, описанный в Трактате, представлял собой структурированный документ с двумя сегментами — активом и пассивом, каждый со своим заголовком и своим итогом. В актив надлежало заносить все счета с дебетовыми сальдо, а в пассив — все счета с кредитовыми сальдо. Что такое дебет и кредит, в Трактате не объяснялось. Фактически же под дебетом понималась левая сторона любого счёта, а под кредитом — его правая сторона. Таким образом, смысл группировки данных в балансе был совершенно не понятен, 1ю предписанные правила строго выполнялись. Без какого-либо экономического анализа объектов, учитываемых на этих счетах. В результате такой разноски в актив, наряду с действительно активными статьями, попадала статья убытков, являющаяся с экономической точки зрения прямой противоположностью активов. А в пассиве, наряду с действительным пассивом — кредиторской задолженностью, находились капитал и прибыль, прямые противоположности пассивов. Естественно, итоги сторон баланса были величинами бессмысленными — налицо все признаки того, что какие-то статьи баланса попали не в свои сегменты. Обратим внимание: на обеих сторонах баланса смешивались не просто разнородные, а прямо противоположные по смыслу показатели. Такое должно бросаться в глаза любому непредвзято настроенному человеку. Но в том-то и дело, что бухгалтеры никогда не относились к балансу непредвзято. На то были веские причины. Во-первых, бухгалтерия конца XV века лишь немногим отличалась от бухгалтерии современной. То есть она была столь же универсальной, гибкой и очень сложной для понимания системой. Во-вторых, никаких теоретических объяснений в Трактате не приводилось. Напомним, наконец, что общая информационная культура Европы была тогда нулевой: до появления первых информационных технологий оставалось несколько веков. А потому даже самые грамотные из европейцев не имели шансов на самостоятельное осмысление итальянской бухгалтерии. Следовательно, у них не было и предпосылок для критики. Европейцам оставалось ограничиваться буквальным копированием техники ведения учёта вообще и формы баланса в частности. Интеллектуальный разрыв между создателями двойной бухгалтерии и европейцами был настолько велик, что такое положение сохранялось несколько веков. Не случайно три первых столетия с момента появления Трактата историки называют «долгой эпохой застоя». Бухгалтерам потребовалось триста лет, чтобы дорасти до первой критической реплики в адрес бухгалтерии и первых попыток её теоретического истолкования. За то время сложилось много устойчивых стереотипов, но самым устойчивым оказался стереотип исторической формы баланса. И балансом пользовались, по-видимому, как неструктурированным документом, то есть итоги его сторон служили контрольным целям. А сам документ воспринимался как совокупность отдельных финансовых статей или групп статей.^ 1.2. Бухгалтерский баланс - основная форма в системе отчетности. Бухгалтерский баланс - документ бухгалтерского учета, который в обобщенном денежном выражении дает представление о финансовом состоянии дел предприятия на определенную дату. Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует конкретному виду обязательств, источнику формирования имущества. Балансовые статьи -объединяют в группы (разделы баланса). Объединение балансовых статей в группы, или разделы, осуществляется исходя из их экономического содержания. Отличительной особенностью информации, обобщенной в балансе, является ее синтетический характер, что позволяет рассматривать баланс в качестве информационной системы. С одной стороны, баланс представляет собой средство управления, а с другой - метод обобщения и получения информации о состоянии хозяйственной системы. Бухгалтерский баланс дает обобщенное представление о состоянии средств предприятия и их источниках, финансовых результатах и их рассмотрении или покрытии за отчетный период. Он отражает информацию о системе финансовых и расчетных взаимоотношений предприятия, представляет собой информационную экономическую модель ресурсов предприятия и результатов их использования. Бухгалтерский баланс является важным источником информации для экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Он отражает синтезированную информацию о результатах этих процессов, которая затем дифференцируется в различных отчетах. Бухгалтерский баланс основан на данных текущего бухгалтерского учета, что позволяет, применяя аналитический метод индукции, анализировать данные баланса настолько глубоко, насколько этого требуют поставленные задачи. Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время соответствует оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цепа» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции. Анализ проводится по балансу с помощью одного из следующих способов: анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей; строится уплотненный сравнительный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей; производится дополнительная корректировка баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических резервах.^ 1.3. Функции и значение баланса. Баланс означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности. Баланс - это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определённый момент времени финансовое положение предприятия. В условия рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться. По балансу определяют, способно предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения. По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы. На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью. Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления. Строение баланса основывается на принципе двойственности - основополагающей концепции бухгалтерского учёта. Уравнение двойственности можно записать в виде:^ Активы = Собственный капитал + Кредиторская задолженность Активы - это хозяйственные средства, контроль над которыми предприятие получило в результате свершившихся фактов хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Будущие экономические выгоды - это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств на предприятие. Считается, что актив принесёт экономически выгоды тогда, когда он может быть: использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи; обменен на другой актив; использован для погашения обязательства; распределён между собственниками предприятия. В переводных изданиях англо-американской литературы по бухгалтерскому учёту уравнение двойственности представляется в следующем виде:^ Активы = Капитал + Обязательства Под капиталом понимается не весь полный капитал фирмы, а только часть его, принадлежащая владельцу, т.е. собственный капитал. Собственный капитал - это средства, полученные от органов, а также прибыль как финансовый результат эффективной деятельности предприятия. В левой части балансового уравнения в составе активов указывается дебиторская задолженность перед экономическим субъектом, а в правой - отражается другая часть обязательств - кредиторская задолженность. Обязательства - это источник привлечённых средств, образующихся в результате уже свершившихся действий, которые служат юридическим основанием для последующих платежей за товары, работы, выполненные услуги. Обязательство может возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота. Погашение обязательства предполагает обычно, что для удовлетворения требований другой стороны предприятие лишается соответствующих активов. Кроме того, погашение обязательств может происходить в форме замены обязательств одного вида другим.Глава 2. Экономическое содержание бухгалтерского баланса, его роль и значение в управлении предприятием^ 2.1. Принципы построения баланса. Актив - это часть баланса, в которой отражается имущество организации по составу и размещению. Пассив - это часть баланса, в которой отражается имущество организации по источникам формирования и использования. Для каждого вида средств или обязательств в балансе отводится строка, называемая статьей баланса. При любой форме баланса используется общий подход к группировке активов и пассивов, а также обязательно соблюдается определенная последовательность в расположении балансовых статей. Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами. Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отображаются менее ликвидные статьи («не материальные активы», «основные средства», «долгосрочные инвестиции» и т.п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах). Во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, т.е. в начале показываются легко реализуемые виды имущества, а в конце баланса - наименее ликвидные активы. Итак, группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить два раздела: внеоборотные активы; оборотные активы. Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: не материальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы. В состав оборотных активов входит имущество, которое потребляется в течение сода или нормального производственного цикла, который может превышать этот срок. Оборотные активы требуют постоянного восполнения. Они сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по каждой статье раздельно. Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Этому способствует горизонтальной взаимосвязи балансовых статей актива и пассива: статьи актива должны находится напротив пассива, которые выступают их источниками образования. Например, основные средства приобретаются за счет источников собственных средств или долгосрочных обязательств, а текущие обязательства используются в основном для накопления текущих активов экономического субъекта. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств (собственный капитал), долгосрочные обязательства и текущие обязательства, что позволяют выделить три раздела пассива: капитал и резервы; долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства. Для третьего раздела определяющим является уставный капитал, характерный для тех экономических субъектов, где отсутствует один собственник (АО, ООО и др.). В государственных и муниципальных предприятиях эта часть имущества представлена уставным фондом. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года и прошлых лет, фонд социальной сферы имеют место в 3 разделе как вариант учетной политики в случае распределения прибыли, В четвертом разделе раскрывается содержание долгосрочных обязательств банков и долгосрочных займов, прочих долгосрочных обязательств. В пятом разделе баланса отражаются земные средства в виде ссуд банков и займов со срочным погашением в течение 12 месяцев после отчетной даты и различные виды кредиторской задолженности. Особенное место в данном разделе занимают источники собственных средств, не вошедшие в предыдущие разделы баланса. Они называются в разделе статей «Доходы будущих периодов», (резервы предстоящих расходов) и др. Итоги по балансовым статьям актива или пассива называются валютой баланса. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что обеспечивает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».^ 2.2. Содержание бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу, а в другой по источникам формирования. Первая часть баланса называется активом, а вторая пассивом. «Актив от латинского activus - деятельный, действующий; пассив от латинского passivus - страдательный, недеятельный». Самой важной особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива, потому что и в активе и в пассиве отражается одно и тоже - хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве - источники, за счет которых они сформированы. Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса, которые сгруппированы в разделы. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи. Лучше всего заполнять несколько форм баланса для различных категорий пользователей. Структура бухгалтерской отчетности не регламентируется. «В учетных стандартах описываются лишь перечень и экономическое содержание основных статей; степень детализации определяется бухгалтером организации самостоятельно». В настоящее время в нашей стране существует тенденция на упрощение структуры баланса. За последние тридцать лет число статей баланса уменьшилось в два раза. Источник информации для составления баланса - бухгалтерские счета. Название счета обычно совпадает с названием объекта учета. Любой счет состоит из двух частей: левой - дебета и правой - кредита. Деление счета на две части объясняется движением хозяйственных средств - их увеличением или уменьшением. На каждом бухгалтерском счете отражается начальный остаток - сальдо того или иного объекта учета, а затем его увеличение или уменьшение. Таким образом, на любой момент времени можно определить конечное сальдо по учитываемому объекту. Для этого к начальному остатку средств прибавляют сумму их увеличения и из полученной величины вычитают сумму уменьшения. Сальдо, записанное в левой части счета, называется дебетовым, а в правой части - кредитовым. Каждый бухгалтерский счет имеет дебетовый и кредитовый обороты. «Дебетовый оборот - итог сумм, записанных по дебету, без начального сальдо. Кредитовый оборот - итог сумм, записанных по кредиту, без начального сальдо». Бухгалтерские счета, на которых учитываются хозяйственные средства, делятся на три группы. Активные счета - это счета, на которых отражаются виды хозяйственных средств. Сальдо активных счетов может быть только дебетовым, так как уменьшение средств ограничено их размерами. Пассивные счета - это счета, на которых учитываются источники формирования хозяйственных средств. В отличие от активных счетов, где на дебете отражается сальдо и увеличение средств, а на кредите - их уменьшение, в пассивных счетах на дебете отражается уменьшение средств, а на кредите - их уменьшение. Сальдо пассивных счетов может быть только кредитовым, так как уменьшение источников средств ограничивается их размерами. Активно-пассивные счета -это счета, на которых учитываются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования. К ним относятся счета расчетов с юридическими лицами. В процессе расчетов эти лица могут выступать в роли должников организации и в роли ее кредиторов. В первом случае активно-пассивные счета имеют структуру активного счета, а во втором случае - пассивного. Сальдо активно-пассивного счета может быть: дебетовым; кредитовым; одновременно и дебетовым и кредитовым. Сальдо может быть и дебетовым и кредитовым по тем счетам, на которых учитываются расчеты с несколькими контрагентами; одни из них должники предприятия, а другие - ее кредиторы. Содержание оборотов активно-пассивных счетов зависит от того функцию, какого счета в данный момент они выполняют. Для получения различных по степени детализации показателей существуют два вида счетов. Синтетические счета дают обобщенные показатели, характеризующие хозяйственные средства. Аналитические счета служат для более подробной характеристики объекта учета. При помощи аналитических счетов детализируются данные, учтенные на синтетических счетах. Аналитические счета, на которых учитываются товароматериальные ценности, содержат не только денежные, но и натуральные показатели. Отражение фактов хозяйственной жизни на синтетических счетах называется синтетическим, а на аналитических счетах - аналитическим учетом. Одни и те же факты хозяйственной жизни отражаются, и на синтетических и на аналитических счетах. Поэтому итоги записей на синтетических счетах должны совпадать с итогами записей на аналитических счетах. Помимо синтетических и аналитических счетов в бухгалтерском учете применяются субсчета. «Субсчета - промежуточное звено между синтетическим счетом и аналитическими счетами». При помощи субсчетов осуществляется промежуточная группировка данных аналитического учета с целью получения дополнительной информации об учитываемых объектах.^ 2.3. Роль бухгалтерского баланса в управлении предприятия. Бухгалтерская отчетность используется внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды. Переход к рыночным отношениям вызвал появление различных форм собственности и видов предпринимательской деятельности. Воссоздается вексельное обращение, появились акции и другие ценные бумаги, изменены принципы финансирования и кредитования, расширен круг операций с иностранной валютой. В связи с этим возникла острая необходимость в изменении сложившейся за многие годы системы бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране с опытом ведущих стран Запада и международными стандартами. Если в условиях централизованно-плановой экономики, бухгалтерская информация собирается, обобщается и раньше использовалась в основном по визиткам, т.е. ее пользователями были вышестоящие организации, то новая финансовая отчетность уже нацелена на горизонтальное использование для привлечения инвесторов и партнеров, для информирования учредителей и акционеров об устойчивости финансового положения и о ближайших перспективах предприятия. Информация финансовой отчётности не пользуется внешними пользователями, заинтересованными юридическими и физическими лицами: поставщиками, покупателями, настоящими и потенциальными кредиторами, кредитными учреждениями, налоговыми и статистическими органами - а так же для экономического анализа в самой организации. В результате бухгалтерские отчёты способствуют информированности служащих об управленческих планах и политике, побуждают работающих в организации действовать в соответствии с общими целями и задачами. Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем можно определить как оценку: платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т. п.); рентабельности; степени ответственности лиц, занятых хозяйственной деятельностью в рамках предоставленных им полномочий - по распоряжению средствами производства и рабочей силой. Все эти цели достигаются при помощи информационного моделирования. Наиболее общей моделью, которая оберегает имущество предприятия, его обязательства и фонды на определенный момент времени, является бухгалтерский баланс. Данные бухгалтерской отчётности используются на уровне общества для статистических сводок, сопоставлений, а так же для взаимоотношений с бюджетом. Исходя из бухгалтерской отчётности изменяющееся решения о распределении инвестиционных ресурсов, определяется экономическая политика в регионах, выявляется влияние хозяйственных процессов на социальное положение отдельных членов общества и др. Бухгалтерская отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в определённой системе показателей, испо;н5зуется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном, документальном оформлении всех совершаемых хозяйственных операций и её данные подтверждаются материалами инвентаризации. Бухгалтерский баланс отличается спецификой методологии, особыми целями, характером использования данных. Только по данным бухгалтерского баланса составляются, по установленным формам, расчёты по налогам с бюджетом, с внебюджетными фондами. В бухгалтерском балансе не допускается никаких подчисток и помарок. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписывающие отчёт, с указанием даты исправления. Одним из непременных требований к бухгалтерской отчётности в рыночной экономике являются её открытость для всех заинтересованных пользователей. Бухгалтерская отчётность подлежит обязательной аудиторской проверке и подтверждению её достоверности независимым аудитором. Бухгалтерский баланс - завершающий этап учетного процесса на предприятии, в учреждении. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение предприятия, учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год). Министерства, ведомства и другие органы хозяйственного управления составляет сводную бухгалтерскую отчетность по подведомственным им предприятиям, учреждениям. Отчетным годом для всех предприятий учреждений считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета. Основными требованиями, которые предъявляются к отчетности, являются правдивое и точное отражение действительных результатов деятельности предприятия, строгая увязка всех показателей. Искажение отчетности и оценки статей баланса рассматриваются как противогосударственные действия, а руководители и главные бухгалтеры, виновные в этом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления. Глава 3. Структура бухгалтерского баланса.^ 3.1. Порядок составления бухгалтерского баланса. Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на первое число, месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций: по составу и размещению (актив баланса) и по источникам образования (пассив баланса). По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левой частью которой является актив, а правой - пассив. В бухгалтерском балансе всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон. Основным элементом баланса является балансовая статья. Под статьёй понимается показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Различают баланс-брутто и баланс-нетто. Форма баланса-брутто используется лишь для различных научных исследований, изучения исторических аспектов, совершенствования балансовых обобщений и др. В настоящее время в организациях используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных бухгалтерских стандартов, что соответствует балансу-нетто. Процесс формирования данных баланса включает в себя большое количество учетных работ самого разнообразного характера. Подготовительные работы включают в себя инвентаризацию и корректировку остатков по счетам бухгалтерского учета, проведение уточнения стоимости имущества и обязательств, образование фондов и резервов, предусмотренных учетной политикой или действующими нормативными актами, уточнение доходов и расходов между сметными отчетными периодами, выявление конечного финансового результата работы организации и реформация баланса, составление оборотной ведомости, которая должна включать в себя все корректирующие записи (исправленные записи по операциям отчетного года исправляют путем сторнирования, по операциям прежних лет, кроме сторнировочной записи, производится корректировка суммы прибыли). Все вышеперечисленные процедуры должны проводиться только при формировании годового бухгалтерского баланса. Периодические балансы составляются на основе книжных данных текущего учета. Форма №1 составляется на конец отчетного года, представляет собой синтез вступительного бухгалтерского баланса по счетам, открытым в течение года на основе записи по счетам бухгалтерского учета должны охватывать хозяйственный процесс полностью и правильно отражать финансово-хозяйственную деятельность на основе взаимосвязи между экономическими явлениями (что выражается в верной корреспонденции счетов). Хозяйственные операции, вызывая изменение на счетах бухгалтерского учета, влияют на статьи формы №1 и на ее общий итог. При этом изменения могут быть разных типов: влияющие на статьи актива баланса, но не затрагивающих его валюту (выплата заработной платы, покупка материалов и т.д.), влияющие на статьи пассива, но не влияющие на итог баланса (образование фондов и резервов за счет прибыли и т.д.), влияющие на статьи актива и пассива, вызывающие изменения его валюты (оплата кредиторской задолженности, получение прибыли за счет хозяйственной деятельности и т.д.). Необходимо добавить, что изменения в статьях формы №1 могут иметь место и на основе явлений, не имеющих отношение к хозяйственным операциям. Так, например, суммы долгосрочной задолженности могут быть внесены в раздел «Краткосрочные пассивы» с приближением срока их погашения. Однако большинство изменений в бухгалтерии баланса имеют место в силу совершенных хозяйственных операций. Поскольку заключительный баланс формируется его результатом финансово-хозяйственных процессов, отдельных операций и экономических явлений, основой его составления служат данные учетных регистров: главной книги, оборотной ведомости, журналов-ордеров, вспомогательных ведомостей. На основании этих регистров заполняется Главная книга, где оборот по кредиту счета показан общей суммой и взят из данных соответствующего журнала-ордера, а оборот по дебету дан в разрезе ряда счетов и может быть собран из ряда журналов-ордеров. На основании этих оборотов и остатков предыдущего периода подсчитываются остатки на конец периода. Эти остатки (сальдо) после сверки с данными регистров аналитического и синтетического учета, используются для формирования данных формы №1. На малых предприятиях, ведущих учет по упрощенной форме для составления баланса, применяется Книга учета хозяйственных операций. Учетные регистры могут существовать в виде базы данных, причем программы обработки бухгалтерской информации соответствующие правилам ведения учета, позволяют избежать рутинной работы и данные баланса формируются по мере введения корреспонденции счетов и сумм в типовые формы первичных документов. Следует учесть, что существуют балансовые статьи, включающие в себя сальдо нескольких счетов и наоборот, сальдо некоторых счетов распределяются по нескольким балансовым статьям, для чего широко используется информация по различным учетным регистрам в разрезе субсчетов. Счета, характеризующие состояние расчетов могут быть представлены как в активе, так и в пассиве баланса, поскольку состояние расчетов экономически может представлять собой как суммы прав и имун1ества, гак и суммы обязательств. Все статьи формы №1 показываются во временном разре


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.