Адвокатура - совокупность юристов-профессионалов, объединенных чаще всего в #M12291 841500432коллегии адвокатов#S с целью оказания юридической помощи населению, включающую участие в различных видах #M12291 841500507судопроизводства#S в качестве #M12291 841500642защитников#S либо представителей #M12291 841500040потерпевшего#S, истца, #M12291 841502530ответчика#S и др. лиц, отстаивающих свои интересы. Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения #M12293 20 9004937 1265885411 25204 77 1472345703 357202589 4224782998 2822 1102504357ст. 48 Конституции РФ, #Sчасть I которой гласит: «Каждому гарантируется #M12291 841500049право#S на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных #M12291 841500600законом#S, юридическая помощь оказывается бесплатно». В России становление профессиональной адвокатуры связано с реформами 1864 г.: рождавшийся #M12291 841500471суд присяжных#S не мог функционировать без обеспечения профессиональной защиты, к чему частные ходатаи и стряпчие - предшественники адвокатов - готовы не были. Октябрьская революция 1917 г. разрушила и сложившуюся в России #M12291 841500476судебную систему#S и адвокатуру. Вплоть до утверждения первого Положения об адвокатуре 26 мая 1922 г. #M12291 841500241правовую помощь#S в суде по гражданским и #M12291 841501677уголовным делам#S оказывали в соответствии с #M12291 841502058декретами#S о суде - «неопороченные граждане обоего пола», а затем - члены коллегий правозаступников, осуществлявших функции и защиты и #M12291 841502671обвинения#S и #M12291 841500143представительства#S в гражданском судопроизводстве. С 1922 г. адвокатура советской России, а затем Союза ССР прошла значительный путь и в организационном формировании (создание республиканских, областных, краевых коллегий адвокатов с их юридическими консультациями на местах) и в кадровом обеспечении. Постепенно «неопороченные граждане» и иные правозащитники - энтузиасты были вытеснены профессионалами с высшим, как правило, юридическим образованием. К началу 90-х годов, с которыми мы связываем первые шаги нынешней судебно-правовой реформы, адвокатура России представляла собой чисто советское #M12291 841501719учреждение#S. Об этом свидетельствовала неопределенность ее правового статуса, позволявшая предъявлять к ней требования с учетом идеологических установок КПСС; характер поставленных перед ней задач, особенности взаимоотношений адвокатуры с государственными органами и #M12291 841502696общественными организациями#S. Важнейшие #M12291 841502660нормативные акты#S об адвокатуре не дают ее правовой характеристики как института #M12291 841501644государства#S или общества. Сказано лишь, что задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям и что «коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью»#S1. Конституция РСФСР 1978 г. содержала в разделе о #M12291 841500120правосудии#S упоминание об адвокатуре (ст. 173), но лишь в функциональном плане: «для оказания юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов». Эта норма в #M12291 841500603законодательстве#S о #M12291 841500508судоустройстве#S не нашла существенного развития: указывалось лишь на участие адвоката в двух формах судопроизводства - гражданском и уголовном - с целью оказания юридической помощи гражданам и организациям2. Таким образом, суждения об адвокатуре как #M12291 841500251автономном#S учреждении, независимой #M12291 841502696общественной организации#S, построенной по профессиональному признаку, оказались предметом научных дискуссий и доктринерских концепций. Последние могли отрицать государственную ангажированность адвокатуры, но едва ли убедительно позиции законодателя были достаточно прозрачны и несли печать иных установок. Так, при определении задач адвокатуры, подчеркивалось, что она содействует «укреплению социалистической #M12291 841500602законности#S, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения советских законов... соблюдению дисциплины труда...» и т. п. Не скрывалась и руководящая роль государства: «#M12291 841502442Министерство#S юстиции РСФСР, Министерства юстиции #M12291 841500254автономных республик#S, отделы юстиции #M12291 841500800исполнительных комитетов#S краевых, областных, городских советов #M12291 841502472народных#S #M12291 841502097депутатов#S в пределах своей #M12291 841500910компетенции#S: контролируют соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», настоящего Положения, других актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность адвокатуры; устанавливают порядок оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям; заслушивают сообщения председателей президиумов коллегий адвокатов о работе коллегий; издают #M12291 841500769инструкции#S и методические рекомендации по вопросам деятельности адвокатуры; осуществляют другие полномочия, связанные с общим руководством адвокатурой...»3. Если к тому добавить воспоминания об истории становления советской адвокатуры, начинавшейся, как известно, с разгона ее профессионального дореволюционного ядра, о господстве в течение десятилетий представлений об адвокатуре, как организации, чуждой социалистическим идеалам, то нетрудно понять основные недостатки адвокатуры России. Они суть: малочисленность коллегий, невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании интересов доверителя и подзащитного. Крайне ограничено было и поле деятельности адвокатов, которое соответствовало приниженному положению судебных учреждений, узостью их юрисдикционных полномочий, тенденциозностью законодательства, урезанной гласности. Специальные исследования последних десятилетий роли адвоката в #M12291 841501681уголовном судопроизводстве#S, показывали, что адвокаты слабо использовали даже те возможности, которые им представлял уголовно-процессуальный закон. Отмечалась пассивность многих адвокатов при осуществлении защиты на #M12291 841500128предварительном следствии#S и в суде, приводились достаточно многочисленные случаи, когда суды оправдывали #M12291 841502673обвиняемого#S вопреки позиции защитника-адвоката, спешившего признать его виновным. На статистическом уровне показывалось, как часто выявление следственных и судебных ошибок, приводивших к необоснованному #M12291 841502519осуждению#S, нельзя было поставить в заслугу адвокату (Исследования А. Бойкова, А. Киселева, Г. Саркисянца, М. Розенберг и др.). На деятельности адвокатов в #M12291 841501681уголовном судопроизводстве#S отрицательно сказывались, разумеется, недостатки их процессуального статуса, ограничивавшего возможности активного участия в #M12291 841502270доказывании#S. Не последнюю роль играла и система оплаты труда адвокатов, ориентированная на ограниченные материальные возможности советского клиента и не создававшая стимулов для кропотливого творческого труда. Становление в современной России новых экономических отношений рыночного типа коренным образом меняло требования к характеру, объему и качеству правовых услуг. Советская адвокатура не была приспособлена для обслуживания рыночных отношений. ее малая численность и характер привычных полномочий отвечали условиям, когда средний #M12291 841501995гражданин#S страны был лишен #M12291 841500378собственности#S, сфера имущественных отношений была крайне ограниченной, господствовала социалистическая собственность, выведенная в значительной мере из нормального товарооборота. Ситуация резко меняется по мере продвижения к рынку. Как и во всякой цивилизованной стране спрос в этих условиях на правовые услуги резко возрастает. Лимит на численность адвокатуры, - кстати, придуманный Минюстом СССР не ради вольготной жизни адвокатов, а ради устранения переливания юридических кадров из суда, #M12291 841502431милиции#S и органов расследования, где условия были всегда нищенскими, - становится все более нетерпимым. Не дожидаясь реформ, на рынок правовых услуг хлынули юридические #M12291 841501001кооперативы#S, «альтернативные коллегии адвокатов», комплектуемые нередко из проштрафившихся, отторгнутыми #M12291 841500113правоохранительными органами#S #M12291 841501097работниками#S, частно практикующими юристами. История совершает неожиданные пируэты. В судебную реформу конца прошлого века (1864 г.) адвокатура России, чтобы приобрести приемлемый статус и признание, должна была открещиваться от своих предшественников - стряпчих и частных ходатаев - того «крапивного семени», мрачная слава которого тяжелым бременем лежала на репутации вновь создаваемого института. В полной мере присяжной адвокатуре того времени освободиться от предшественников не удалось: ходатаи по #M12291 841502006гражданским делам#S под разными вывесками сохранялись. Объяснялось это не только традицией, но и элементарной нехваткой дипломированных специалистов. Поэтому, спустя 10 лет (в 1874 г.) #M12291 841500046правительство#S вынуждено было узаконить наряду с присяжными поверенными институт частных поверенных. К нынешней судебной реформе (через 130 лет) адвокатура явилась, как видим, тоже в окружении не всегда почтенных конкурентов, не обремененных, как правило, ни профессиональными традициями, не нравственными доминантами поведения. Репутация адвокатской профессии поставлена под угрозу. Разница в ситуации, пожалуй, не в пользу нынешней адвокатуры. В прошлом веке передовые слои общества восторженно принимали и создание нового суда и формирование адвокатского сословия. Теперь обществу изначально внушалась мысль, что плох не только суд, доведенный до нищеты и подчас и нравственного распада, плоха и адвокатура засильем чиновничьего элемента в руководстве, захватившая монополию на правовые услуги и потому неспособная к совершенствованию. На первое место выдвигались причины чисто организационного порядка. Спасение предрекалось в #M12291 841500200приватизации#S правовых услуг по #M12291 841500289аналогии#S с судьбой захиревшей государственной торговли. Имелось в виду создание системы частнопрактикующих адвокатов путем выдачи #M12291 841501069лицензий#S. При этом до общественного сознания не спешили доводить, что, во-первых, рынок правовых услуг сделает их недоступными для большинства нашего нищего населения, без каких-либо #M12291 841501568гарантий#S качества этих услуг; во-вторых, парализует работу органов суда и #M12291 841500128предварительного следствия#S, ибо некому будет выполнять их обязательных #M12291 841500021поручений#S по назначению органов #M12291 841500128предварительного следствия#S и суда. #M12291 841500581Забастовка#S в ноябре 1991 г. адвокатов Белоруссии это убедительно доказала. Сторонники лицензионной адвокатуры эту опасность, кажется, осознают и потому дополняют ее идеей муниципальной адвокатуры для неимущих. Таким образом, #M12291 841500241правовая помощь#S делится с учетом нарастающего социального расслоения на помощь для богатых и помощь для бедных. В США идея частнопрактикующих адвокатов и #M12291 841500260агентов#S по защите малоимущих реализована в полной мере и практика эта имеет и традиции и своих4. Еще в прошлом веке было отмечено, что частнопрактикующие адвокаты не могут и не хотят обеспечить надлежащей защитой неплатежеспособных лиц. Стали появляться благотворительные агентства по защите бедных. (Источники их финансирования - сначала благотворительные #M12291 841502633пожертвования#S, а затем и местные #M12291 841501365бюджеты#S). появилась своеобразная идеология такого рода деятельности. Создатели бесплатной адвокатуры считали, что адвокаты, не получающие оплаты от своих клиентов, и, значит не зависимые от них, должны руководствоваться в первую очередь интересами не клиентов, а правосудия. Усвоили эту идеологию и сами адвокаты. их отношения с прокурорами стали строиться не на принципе состязательности, а на началах сотрудничества, в том числе и в сборе разоблачительных #M12291 841502271доказательств#S. Адвокатам оказалось выгодно убеждать клиентов в целесообразности признать обвинение, ибо в этом случае судебное разбирательство или упрощалось, или не проводилось совсем, а #M12291 841502453наказание#S могло быть минимальным. Подзащитные муниципальных адвокатов в среднем в два раза чаще признают #M12291 841501431вину#S, чем у частнопрактикующих адвокатов. Так появилась широко известная и ныне признанная законом в США и некоторых странах Запада торговля правосудием, именуемая «#M12291 841500330сделками#S о признании». Впрочем, эта перспектива едва ли испугает нашего отечественного чиновника - для него, привыкшего к телефонному праву, правосудие никогда не было ни святыней, ни синонимом справедливости. Не испугает его и перспектива превращения муниципального адвоката, как это произошло в США - в защитника государственного, а не частного интереса, для этого надо обладать определенным уровнем правовой и нравственной культуры - мы все и всегда пеклись прежде всего о благе государства. Но есть, однако же аргумент, способный заставить задуматься и чиновника и депутата-популиста, - опасность дополнительного бюджетного бремени. Расходы только одного штата Нью-Йорк и только за один год на оплату защиты малоимущих составляет свыше 50 долларов. #M12291 841502075Демократия#S, даже ущербная, стоит денег. Их у нас пока нет. Что до организационных пороков нашей адвокатуры, то они есть. Но надо видеть их истоки и устранить без разрушения самой адвокатуры. Влияние чиновничьего элемента в адвокатуре было в свое время обеспечено кадровой политикой нашей руководящей и направляющей силы в лице КПСС. Насаждались руководители в адвокатуре через обкомы КПСС, гипертрофировалось значение так называемого государственного руководства адвокатурой о стороны органов МЮ и облсоветов. А ведь такое вмешательство в дела адвокатуры не только противозаконно - оно противоестественно, ибо противоречит самой идее и статусу #M12291 841502696общественной организации#S. Ныне ситуация другая - нет партийного диктата, а отношение с МЮ РФ постепенно приобретают нормальный, цивилизованный характер. О монополизме коллегий адвокатов на правовые услуги и вытекающем отсюда профессиональном застое можно говорить лишь с некоторой натяжкой, ибо сам порядок оказания адвокатом юридической помощи, его непосредственный контакт с клиентом и индивидуальная форма оплаты и ответственности порождали и поддерживали в адвокатуре дух соревновательности. Это было и остается залогом ее совершенствования. Независимый, свободный от бюрократизма и #M12291 841501009коррупции#S суд, ориентированный не только на репрессивные, но и на правозащитные функции - первое условие возрождения адвокатуры в ее лучшем понимании. Второе условие - расширение судебной юрисдикции, уже начатое правовой реформой и укрепление правового статуса гражданина. Адвокат может эффективно защищать интересы личности лишь при условии, что эти интересы обеспечивает закон. Законы о собственности, о земле, об обжаловании в суд действий #M12291 841502278должностных лиц#S и коллегиальных органов управления, закон о печати и других #M12291 841500496средствах массовой информации#S, о пенсиях, о частном #M12291 841500137предпринимательстве#S, недавно принятый новый Гражданский Кодекс РФ и др. дают адвокату мощное #M12291 841502499оружие#S - оружие права. Проводимая в стране судебная реформа уже внесла #M12291 841501437вклад#S в укрепление адвокатуры, повышение ее роли в правовой жизни страны. Но делается это, к сожалению, недостаточно последовательно. Вопрос об организационном построении адвокатуры на какое-то время заслонил собой все другие вопросы ее реформирования: многим казалось, что разрушив старые коллегии адвокатов и выпустив на рынок правовых услуг частнопрактикующих адвокатов, адвокатские частные фирмы и конторы можно решить и все остальные проблемы. Постепенно до общественного сознания доходила мысль, что таким способом можно лишь устранить корпоративный контроль за деятельностью адвокатов да взвинтить стоимость их услуг. Общество и правоохранительная система от такой реформы положительных #M12291 841502116дивидендов#S не получат. Этот прогноз убедительно подтверждается примером частнопрактикующих #M12291 841502667нотариусов#S. Тезис о необходимости создания «сильной» адвокатуры, выдвинутый в период подготовки XIX Партконференции КПСС (1988 г.), предполагал нечто другое. «Конференция придает важное значение роли адвокатуры как самоуправляющейся #M12291 841501255ассоциации#S по оказанию юридической помощи гражданам, государственным #M12291 841500138предприятиям#S и кооперативам, представительству их интересов в суде, других государственных органах и #M12291 841502696общественных организациях#S. Должно быть расширено участие защитников в #M12291 841500128предварительном следствии#S и судопроизводстве», - было записано в ее #M12291 841501149резолюциях#S 5. Ныне трудно судить, в какой мере эти установки могли быть реализованы без проведения демократических преобразований в нашем обществе и государстве. но то, что они отражали назревшие потребности и содержали правильные ориентиры развития адвокатуры сомнения не вызывает. Было бы несправедливо не отметить, что благие намерения подтверждались #M12291 841501171решениями#S, имевшими огромное значение и для укрепления роли адвокатуры и для развития и демократизации судопроизводства, прежде всего уголовного. Уже 10 апреля 1990 года первый Президент Союза ССР (он же и Генеральный секретарь ЦК КПСС) подпишет #M12291 9006427закон СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик»#S. Этот закон воплотил мечты нескольких поколений советских ученых - юристов, отраженных в десятках монографий и диссертаций: «Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае #M12291 841500594задержания#S лица, #M12291 841502627подозреваемого#S в совершении #M12291 841500161преступления#S, или применения к нему #M12291 841502265меры пресечения#S в виде #M12291 841500599заключения под стражу#S до предъявления обвинения - с момента объявления ему #M12291 841501960протокола#S задержания или постановления о применении этой меры пресечения, но не позднее 24 часов с момента задержания». У подозреваемого и обвиняемого с ранних этапов расследования появлялся профессиональный защитник, который получил право «присутствовать при предъявлении обвинения, участвовать в #M12291 841502285допросе#S подозреваемого или обвиняемого, а также иных #M12291 841500363следственных действий#S, производимых с их участием; знакомится с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения... с момента допущения к участию в деле защитник вправе также после первого допроса задержанного или находящегося под стражей подозреваемого или обвиняемого иметь с ним свидание наедине без ограничения их количества и продолжительности». Существенно и то, что законодатель вовсе не ориентировался на разрушение действующих коллегий адвокатов, ибо гарантом #M12291 841501136реализации права#S подозреваемого и обвиняемого на профессиональную юридическую помощь назвал не частнопрактикующих адвокатов, а заведующего юридической консультации и Президиум коллегии адвокатов, которые «обязаны выделять адвокатов для защиты подозреваемого, обвиняемого или подсудимого», освобождая в необходимых случаях подозреваемого, обвиняемого, подсудимого полностью или частично от оплаты юридической помощи». В #M12291 9038502УПК РСФСР#S соответствующие изменения будут внесены два года спустя - Законом от 23 мая 1992 г., т. е. тогда, когда судебная реформа примет масштабные формы. Этим же законом будет введен судебный контроль за законностью #M12291 841501245ареста#S, содержания под стражей и продления срока содержания лица под стражей; исключена норма, не допускавшая участие адвоката в #M12291 841502269дознании#S6. Позиции адвоката в #M12291 841501681уголовном судопроизводстве#S, как видим, существенно укреплялись, появлялись новые средства для активной защиты обвиняемого. В том же ряду находятся и нормы #M12291 9004937Конституции РФ #S1993 года раздела «Права и свободы человека и гражданина». Среди них, как известно, и судебный порядок применения важнейших мер процессуального принуждения, и требования к доказательствам, допустимым при осуществлении правосудия, и принцип #M12291 841500152презумпции невиновности#S, и право каждого на судебную защиту и квалифицированную юридическую помощь... Все это отнюдь не формальные решения. Допуск адвоката в #M12291 841501681уголовном судопроизводстве#S с ранних этапов расследования создавал реальные гарантии обеспечения прав подозреваемого и обвиняемого, ибо действенность процессуального контроля адвоката обеспечивалась его новыми важными полномочиями. Среди них - ознакомление с мотивами и основаниями задержания и ареста, возможность обжалования процессуальных актов надзирающему прокурору и в суд, участие в судебном рассмотрении #M12291 841502313жалоб#S по поводу законности ареста и продления срока содержания под стражей. Дознание - одна из форм расследования - стало доступным для адвоката, и у него появилась возможность использовать весь арсенал средств защиты, которыми он располагал на #M12291 841500128предварительном следствии#S. Большое значение для повышения эффективности деятельности адвоката имели правила производства в #M12291 841500471суде присяжных#S. Обязательное участие в деле, состязательное построение судебного процесса, новые правила доказывания, возможность выступления перед непрофессиональными #M12291 841500511судьями#S - 12-ю присяжными - открывали новые перспективы для оттачивания профессионального мастерства, для возрождения судебного красноречия, прославившего многих дореволюционных адвокатов России. #M12291 9004937Конституция РФ #S1993 года дополнила традиционные виды судопроизводства - гражданское и уголовное - конституционным и административным. Появилась и укрепляется новая ветвь #M12291 841500473судебной власти#S - #M12291 841501237арбитражный суд#S по экономическим спорам. При этом не был забыт адвокат, ставший активным участником всех видов судопроизводства. Так, Федеральный Закон о #M12293 14 9006048 1390661583 3668470823 436776661 2851215321 2005302996 4294967274 849132312 403947813Конституционном Суде РФ 1994 г#S. к числу участников процесса отнес стороны и их представителей, каковыми могут быть, в частности, адвокаты (ст. ст. #M12293 13 9006048 1265885411 25512 650526936 4153149130 2606364436 4153149130 4294967294 84913231252#S, #M12293 12 9006048 1265885411 25513 945167113 4 1273 1844896750 1788592460 429496729453#S, #M12293 11 9006048 1265885411 25826 1489929439 3881244557 4294967262 658433188 13 6881518862#S и др.). В новом #M12293 10 9011489 3865684399 1159800207 2947696141 2851215321 2005302996 13 2629698864 2822Арбитражном процессуальном кодексе РФ#S (апрель 1995 г.) содержится статья о состязательности и равноправии сторон (#M12293 9 9011489 1265885411 83 3028130424 4 2358511521 3881244557 3629742294 42949672947#S), о представительстве и полномочиях представителя (#M12293 8 9011489 546358304 81 2899253174 4294967294 3764582560 403947813 1265885411 25203гл. 5#S), которые дают широкие возможности для активного участия адвокатов в арбитражном судопроизводстве, являющемся по сути разновидностью #M12291 841502004гражданского процесса#S. #M12293 7 9039264 2947696141 2555264038 4294960353 1670945627 3165222295 13 2629698864 2822Кодекс РСФСР об административных правонарушениях#S, принятый в 1984 году и в последующие годы существенно дополненный, содержит статью, специально посвященную адвокату: «Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к #M12291 841500278административной ответственности#S, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат» (#M12293 6 9039264 1265885411 7715998 2450916462 4291814449 3441251799 3467638809 1842157294 217114059ст. 250#S). При этом адвокату представляются широкие права по ознакомлению со всеми материалами дела, #M12291 841500643заявлению#S #M12291 841501790ходатайств#S, принесению жалоб. Все это - реальные правовые меры по созданию «сильной» адвокатуры. Остальное зависит от самого адвоката, его профессионального мастерства, опыта, настойчивости и добросовестности. К изложенному, пожалуй, следует добавить здесь, что хотя новый Закон об адвокатуре еще не принят и действует старое Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное #M12293 5 9003798 436776661 2851215321 2788813385 1056249949 3306158393 3124267928 4294960353 1274993976Законом РСФСР 20 ноября 1980 г#S., многое в жизни адвокатуры изменилось. Фактически нейтрализовано руководство адвокатурой со стороны государственных органов; созданы Союзы адвокатов, у адвокатуры появились печатные органы, органы защиты их прав и независимости. В последние годы существенно увеличилась численность адвокатов в России - их стало на 7 тыс. больше, чем было в Союзе (более 20 тыс. адвокатов на конец 1995 г.). Принципиальным изменениям подвергнута и система оплаты труда адвокатов. Она всегда на протяжении советского периода строилась по жесткой таксе, именуемой «Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям», утверждаемой Министерством юстиции СССР. Каждый вид юридической помощи имел строго фиксированную оценку в рублях, подобно оценке услуг парикмахерской. И только Инструкция, введенная в действие 10 апреля 1991 г., предусмотрела новшество, отразившее многолетние чаяния адвокатов, удовлетворявшиеся ранее нелегально (значит - противозаконно) за счет так называемого микста (Аббревиатура, расшифровывающаяся адвокатами как «максимальное использование клиента сверх таксы»). В ст. 1 этой инструкции записано: «Основным принципом оплаты труда за юридическую помощь, оказанную адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам, является соглашение между адвокатом и лицом, обратившимся за помощью». Соглашение об оплате между адвокатом и клиентом - принцип не новый, но если ранее соглашение было ориентировано на предельные ставки таксы, то теперь - на материальные возможности клиента и притязания конкретного адвоката. Это тоже нашло отражение в Инструкции: «При оплате по соглашению гражданину принадлежит право #M12291 841501527выбора#S конкретного адвоката» (из ст. 1). Сама же такса сохраняется, но для тех случаев, когда соглашение не достигнуто и вопрос об оплате решается заведующим юридической консультацией или взыскивается судом при выполнении обязательных поручений. Предусмотрена и возможность оплаты поручений в #M12291 841501376валюте#S. Таким образом, основа для процветания «именитых» адвокатов заложена и она широко используется в условиях рыночных отношений. Вместе с тем, осталась немало спорных и еще нерешенных вопросов и организации адвокатуры и статуса ее руководящих органов. Не принят пока и новый закон об адвокатуре. За время проведения судебно-правовой реформы в России было подготовлено множество вариантов проекта закона об адвокатуре, - по приблизительным подсчетам около пятнадцати. Их готовили работники Минюста, Президиума коллегии адвокатов, депутаты Федерального Собрания, ученые. Отвлекаясь от многочисленных относительно мелких противоречий, так или иначе устраняемых при совершенствовании проектов, остановимся на некоторых, наиболее принципиальных, определяющих перспективы развития института адвокатуры, ее место в правоохранительной системе. Это - вопрос «параллельных» коллегий, правовых льгот для адвокатского сословия и функции адвокатского расследования в #M12291 841501683уголовном процессе#S. В ходе т. н. перестройки, когда в качестве крупного достижения демократии был объявлен разрушительный для правовой системы и общественной нравственности лозунг «разрешено все, что не запрещено законом», в сфере правовых услуг в большом числе стали возникать дикие юридические кооперативы и полулегальные частные адвокатские конторы. Позже на их базе организуются т. н. параллельные коллегии адвокатов. Смысл этого процесса был достаточно прозрачен: придать респектабельность стихийным новообразованиям, прикрыть флером легальности более чем сомнительные явления нашей правовой действительности. У читателя возникает естественный вопрос: почему юристы, рвущиеся в сферу адвокатской практики, не использовали нормальный путь - путь вступления в действующие коллегии адвокатов, испытывавшие дефицит кадров. Ответ прост. Для вступления в коллегию адвокатов нужно было иметь специальное образование, опыт работы, безупречную профессиональную репутацию. И... подчиниться контролю Президиума коллегии, заведующего юридической консультацией, коллег, выполняя наряду со всеми адвокатами бесплатные поручения, а не только выгодные соглашения с клиентом. К концу 1995 г. в России наряду с традиционными коллегиями адвоката субъектов #M12291 841501740Федерации#S официально было зарегистрировано около 40 «параллельных» коллегий. Часть из них объявили себя «юридическими центрами», часть объединилась в «Гильдию российских адвокатов». В нескромной #M12291 841501154рекламе#S руководители этих объединений объявляют себя и президентами, и #M12291 841501436вице-президентами#S, и академиками, не имея, естественно, прямого отношения к науке. Позитивное начало в этом «буме в сфере правовых услуг» видят в усилении #M12291 841500923конкуренции#S и, следовательно, потенциальном повышении уровня #M12291 841500241правовой помощи#S. Но есть другая сторона у медали. «В Министерство юстиции РФ поступают жалобы на то, что Президиумы некоторых параллельных коллегий принимают в них лиц, судимых за тяжкие преступления, не имеющих высшего юридического образования и даже исключенных из адвокатуры за неблаговидные проступки. В ряде мест всю бесплатную юридическую помощь и защиту по назначению органов следствия и судов осуществляют только адвокаты традиционных коллегий, а члены параллельных выполняют лишь платные поручения, взимая непомерно высокие гонорары, да еще в #M12291 841500761иностранной валюте#S». Это пишет не адвокат, ущемленный конкуренцией. Это пишет работник МЮ РФ с более чем 50-летним стажем, начальник отдела МЮ по взаимодействию с адвокатурой7. Все это нетрудно было предвидеть с самого начала реформ. И потому в нашем проекте Закона была предусмотрена единая организационная форма построения адвокатуры, исключающая возможность появления самостийных, бесконтрольных образований. Таковой формой объявлялась коллегия адвокатов субъекта Федерации, допускающая разнообразие внутренней структуры под единой крышей и общим контролем: юридические консультации, адвокатские бюро, фирмы, индивидуальная практика. Предлагались единые критерии отбор кандидатов в члены коллегии. организационные формы их аттестации и способы защиты их прав при неосновательном отклонении кандидатуры. Помимо Закона об адвокатуре предлагался типовой #M12291 841501704Устав#S коллегии, в котором должны были решаться вопросы взаимоотношений внутри коллегии, порядок справедливого распределения бесплатных поручений, формы контроля за качеством работы и соблюдением норм профессиональной этики8. Кажется, эти организационные идеи не опровергаются в том проекте Закона об адвокатуре, который был внесен в Госдуму Президентом в январе 1995 г. В случае принятия Закона, основанного на этих принципах построения адвокатуры, может возникнуть вопрос о судьбе «параллельных» коллегий. Мы видим выход из сложившейся ситуации в объединении их с традиционными коллегиями на основе индивидуальной аттестации специальными квалификационными комиссиями с учетом принятых критериев профессионального отбора. Вторым принципиальным вопросам является вопрос «правовых льгот» адвокатов, их профессионального #M12291 841500710иммунитета#S. Есть профессии, нуждающиеся в повышенной правовой защите - #M12291 841502120дипломаты#S, законодатели, судьи. Надо думать, и любая другая профессия вправе претендовать на свою исключительность. Это убедительно доказали наши народные депутаты, добившись (от самих себя) льгот как социальных, так и правовых, выведя, по сути, себя из-под действия законов об ответственности за преступления и правонарушения. Пристойно ли адвокатуре становиться на этот путь, вопреки конституционному принципу равенства всех перед законом и судом, адвокатуре, которая в общественном сознании призвана олицетворять принципы «правды и справедливости»? Да, разумеется, адвокату, нередко вступающему в конфликт с органами уголовного преследования и судом, нужны определенные гарантии независимости. Действующий #M12291 9038502УПК РСФСР#S (разумеется, и проекты УПК РФ) это учитывает. Так, адвокат-защитник обвиняемого - не может быть допрошен в качестве #M12291 841501199свидетеля#S об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением #M12291 841502718обязанностей#S защитника (#M12293 4 9038502 1265885411 26140 3521388728 3896163903 4294967294 1264343933 3488957923 4294967262ст. 72#S ч. 2 УПК РСФСР); четко определены обстоятельства, исключающие участие в деле адвоката (#M12293 3 9038502 1265885411 25831 77 1222354600 1744340877 1334933833 4294967294 100795ст. 67.1 УПК РСФСР#S); адвокат поставлен в равное положение с прокурором при применении судом мер в отношении нарушителей порядка в судебном заседании (#M12293 2 9038502 1265885411 7716315 3552050227 2382832575 4294967294 1336436760 551673667 3665987408ст. 263 УПК РСФСР#S) и т. д. Все это не вызывает возражений и, напротив, #M12291 841501972процессуальные гарантии#S независимости адвоката могут совершенствоваться и расширяться. Но до разумных пределом, не ведущих к созданию сословий неприкасаемых, как это получилось в некоторых случаях (упоминавшихся выше) с депутатами и судьями. Между тем, из проекта в проект Закона об адвокатуре переходят такие нормы, как - «Задержание, арест, проникновение в жилище или рабочее помещение адвоката, в личный или используемый им транспорт, производство там #M12291 841502713обыска#S или #M12291 841501533выемки#S... проведение в отношении адвоката оперативно-розыскных мероприятий не могут осуществляться иначе, как на основании решения суда и только в связи с уголовным преследованием этого адвоката» (из ст. 11 Президентского проекта Закона об адвокатуре в РФ, внесенного в #M12291 841501608Государственную Думу#S 12 января 1995 г.). Здесь, как видим, гарантии прав адвоката существенно выходят за гарантии прав гражданина России, установленных ст. ст. 22 и 25 Конституции РФ. Этим же проектом устанавливается, что #M12291 841501677уголовное дело#S в отношении адвоката рассматривается #M12291 841501413Верховным Судом#S РФ, представитель Президиума коллегии адвокатов «вправе незамедлительно получить свидание с задержанным или арестованным адвокатом» (ст. 11). «#M12291 841502495Органы внутренних дел#S обязаны принять меры к обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащих им #M12291 841500731имуществ#S, если от них поступит соответствующее заявление» (ст. 14). «При выполнении профессиональных обязанностей адвокат пользуется правом бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах и #M12291 841501328билетов#S на все виды транспорта» (там же). Все это неплохо... для адвокатов. Но не появится ли желание у других граждан России, страдающих от правовой незащищенности и преступного беспредела искать те же льготы для себя тоже? Общественность уже обратила внимание на эти притязания адвокатов. В публикации «Российской газеты» под заголовком «Страсти по адвокату» цитируются приведенные нами положения из нескольких вариантов проекта Закона об адвокатуре. В заключение автор справедливо отмечает: «В результате принятия любого проекта без поправок в России появится каста людей, на которых не будет распространяться положение #M12291 9004937Конституции #SРоссии о равенстве граждан перед законом. Мало того, что ни в одной стране мира адвокат не обладает такими привилегиями, проект о «неприкасаемости» адвокатов, образно говоря, утер нос нашим депутатам. Вернее, их правам. «Запрещается прослушивание телефонных и иных переговоров адвокатов, осмотр их помещений...» - это цитата из всех проектов. Сложным рисуется и отношение государства с коллегией адвокатов, куда, судя про проектам, Думе приписывается направлять все затрагивающие интересы адвокатов #M12291 841500604законопроекты#S. Чтобы это сделать, надо поменять #M12291 841500960Конституцию#S, где подобное не предусмотрено. страсти по адвокату продолжаются9. Вопреки общеизвестному положению о том, что порядок #M12291 841501681уголовного судопроизводства#S определяется уголовно-процессуальным законодательством, президентский проект Закона об адвокатуре (как и некоторые другие проекты) вторгается и в эту сферу. Так, ст. 13 проекта, повторяя УПК (#M12293 1 9038502 1265885411 7715689 4242304582 341732478 1515901002 2892212880 4127249320 198753789