НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ ИСТОРИИ»УДК 94(476)«1921 /1939»+94(438)«1921/1939»КУЗЬМИЧВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНАБЕЛОРУССКИЙ УЧАСТОК СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ГРАНИЦЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В 1921 – 1939 гг.АВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 – отечественная историяМинск, 2011 Работа выполнена в отделе истории белорусской государственности государственного научного учреждения «Институт истории Национальной академии наук Беларуси»Научный руководитель ^ Костюк Михаил Павлович, доктор исторических наук, профессор, академик НАН Беларуси, главный научный сотрудник государственного научного учреждения «Институт истории Национальной академии наук Беларуси».Официальные оппоненты: ^ Тугай Владимир Васильевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории древних цивилизаций и Средневековья учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка».^ Тихомиров Александр Валентинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Белорусского государственного университета.Оппонирующая организация учреждение образования «Могилевский государственныйуниверситет им. А.А. Кулешова»Защита состоится 26 октября 2011 года в 16:30 на заседании совета по защите диссертаций Д.01.40.01 на соискание ученой степени доктора исторических наук при государственном научном учреждении «Институт истории Национальной академии наук Беларуси» (220072, г. Минск, ул. Академическая, 1; тел. 284-18-69). С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси (ул. Сурганова, 15).Автореферат разослан « » сентября 2011 года.Ученый секретарь совета по защите диссертаций Жилинский М.Г. ВВЕДЕНИЕИсследование истории белорусского народа в межвоенный период по сей день остается актуальным для исторической науки и общества. Это один из наиболее сложных этапов в истории Беларуси. По условиям Рижского мирного договора, заключенного между Советской Россией и Польшей, была установлена граница, которая искусственно разъединила белорусский народ, что противоречило его национальным интересам и мешало созданию единого экономического и социокультурного пространства. Поэтому процессы, происходившие по обе стороны советско-польской границы, были вызваны стремлением белорусского народа к воссоединению. Это обстоятельство вызвало возникновение ряда специфических черт, характерных для белорусского участка советско-польской границы в рассматриваемый период. Следует отметить, что проблемы, вызванные проведением границы по территории проживания белорусского этноса, отрицательно сказываются в настоящее время на отношениях как Беларуси с Польшей, так и восточного с западнобелорусским населением. Изучение и использование исторического опыта сохранения мирных отношений является важным для становления современной белорусской нации. Кроме того, Беларусь находится на стыке цивилизаций и крупных экономических союзов. Поэтому жизненно важным для нее является вопрос охраны границ. Построить эффективную систему защиты границы можно только на основе глубокого изучения истории данного вопроса. В условиях формирования современной белорусской государственности большую ценность представляет опыт формирования советской пограничной охраны, а также деятельности властей по сокращению масштабов нелегальной деятельности на границе. Его использование в современных условиях позволит избежать повторения ошибок, сэкономить материальные средства. Таким образом, без учета фактора пограничности БССР в рамках СССР создать полную и объективную картину жизни белорусского народа в межвоенное время невозможно. Это обусловлено тем, что пограничье стало специфическим геополитическим и военно-стратегическим регионом, в котором осуществлялись специальные государственные программы, существенно изменившие жизнь местного населения. Однако системное изучение данной темы в отечественной и зарубежной историографии не проводилось, не уделялось достаточного внимания оформлению границы как государственного института, разрешению пограничных конфликтов, борьбе гражданских и военных властей с нелегальной деятельностью. Подробное исследование этих вопросов на основе анализа и последующего введения в научный оборот новых архивных источников, которые касаются явлений и событий, происходивших в пограничном регионе в 1921 – 1939 гг., составляет новизну диссертационного исследования и позволяет воссоздать недостающие страницы жизни белорусского народа в межвоенный период. Изучение данных аспектов оказалось наиболее перспективным, так как они в наибольшей степени обеспечены источниковой базой. Понятие «советско-польское пограничье» появилось после окончания польско-советской войны 1919 – 1920 гг. и подписания мирного договора в Риге 18 марта 1921 г. Договор устанавливал границу между государствами, имевшими разные политические и социально-экономические системы. Поэтому советско-польское пограничье было не просто географическим объектом, но имело важное военно-политическое значение. Обе стороны рассматривали новую границу как временную политическую необходимость. Этот факт лежал в основе особого подхода обоих государств к пограничному региону. Кроме этого, для осуществления в советских республиках, в том числе и Беларуси, новой социально-экономической модели развития необходимы были закрытые границы. Они должны были обеспечить государственную монополию внешней торговли, а также полный контроль над населением и экономикой. Социально-экономические и политические условия, в которых существовал пограничный регион, значительно отличались от общегосударственных. Власти стремились создать себе из пограничного населения надежный оплот. Для этого использовались экономические, социальные и административные меры воздействия. ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Связь работы с крупными научными программами, темами. Работа выполнена в рамках программы «Даследаванне гісторыі Беларусі ў кантэксце еўрапейскай цыілізацыі (гісторыя) 2001 – 2005 гг.» ^ Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы – на основе использования широкого круга архивных материалов и опубликованных источников провести комплексный научный анализ процесса формирования советской государственной границы на ее белорусском участке, организации охраны и борьбы с нелегальной деятельностью в межвоенный период. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить место и роль государственной границы и пограничного региона во взаимоотношениях с сопредельным государством; дать оценку деятельности пограничной охраны в стабилизации ситуации на границе и в пограничном регионе; выявить особенности формирования и реализации пограничного режима в БССР (на белорусском участке советско-польской границы); определить причины, формы и масштабы нелегальной деятельности на границе и отразить методы борьбы с ней.^ Объектом исследования является белорусский участок советско-польской границы в межвоенный период. Предмет исследования – формирование, организация охраны, борьба с нелегальной деятельностью на белорусском участке советско-польской границы в 1921 – 1939 гг.^ Положения, выносимые на защиту. 1. Белорусский участок советско-польской границы и примыкавший к нему пограничный регион являлся одним из факторов противостояния СССР и Польши, поскольку входил в сферу особых государственных интересов обеих стран. Среди главных вопросов, вызывавших разногласия на дипломатическом и иных уровнях, были демаркация границы, репатриация беженцев и военнопленных, разрешение пограничных конфликтов. При их урегулировании СССР и Польша стремились отстоять свои политические и хозяйственные интересы. С этой целью стороны искажали мирный договор, препятствовали работе делегации сопредельной стороны. Это задерживало завершение процесса становления государственной границы. В результате делимитация границы бала завершена только в 1923 г., а ее демаркация и репатриация беженцев и военнопленных – в 1924 г. При этом государственная граница, установленная Рижским мирным договором, осталась практически без изменений. В дальнейшем основу разногласий между СССР и Польшей в становлении границы составляли многочисленные пограничные конфликты. На этапе выхода из послевоенного кризиса стороны стремились решать их мирным путем и не допускать вооруженного столкновения. Для этого на протяжении межвоенного периода создавалась соответствующая правовая база, действовали специальные органы – согласительные комиссии и институт полномочных представителей. 2. Советско-польская граница разделяла государства с различными политическими и социально-экономическими системами. Поэтому, наряду со специальными мероприятиями по преодолению послевоенной разрухи, сыгравшими главную роль в стабилизации ситуации на пограничье, важным фактором решения многих вопросов было создание соответствовавших специфике региона пограничных служб. Поиск оптимальной формы пограничной охраны продолжался до 1924 г., в результате чего был сформирован Белорусский пограничный округ, насчитывавший около 10 тыс. человек личного состава, главными функциями которого были военная, политическая и экономическая защита границы. Пограничная охрана принимала участие не только непосредственно в защите государственной границы, но и в задержании контрабанды, ликвидации незаконных вооруженных формирований. В результате деятельность пограничников стала одним из решающих факторов стабилизации ситуации на пограничье. 3. Специфика политических отношений Советского Союза с Польшей требовала особого подхода советского руководства к белорусскому участку границы, который должен был стать надежным рубежом в случае военного конфликта. По этой причине вдоль границы создавалась пограничная зона, на территории которой действовал особый пограничный режим, включавший меры по укреплению обороноспособности, ограничению прав и свобод населения, особенно активной пропаганде существовавшего в СССР строя, отселение из пограничной зоны политически ненадежных лиц. Для восстановления и развития экономики, ликвидации незаконной деятельности, нормализации жизнедеятельности региона советской властью применялись как меры социально-экономического характера, так и принудительные. Наряду с ускоренной коллективизацией, повышенным финансированием пограничного региона было проведено выселение некоторой части жителей – зажиточного крестьянства, бывших землевладельцев, представителей национальных меньшинств. Применялись также другие меры наказания за нарушение советских законов. 4. Социально-экономическое состояние белорусского пограничного региона, недовольство населения мероприятиями советской власти привели к его активному участию в различных видах незаконной деятельности. Наиболее распространенными были контрабанда, нелегальный переход границы и участие в незаконных вооруженных формированиях. При этом различные виды незаконной активности тесно переплетались между собой. Контрабанда являлась существенным фактором экономической жизни региона, в нее была втянута значительная часть пограничного населения, она наносила серьезный урон экономике страны, составляя в середине 1920-х гг. до 12 % по отношению к официальному товарообороту между СССР и Польшей, а также подрывала государственную монополию внешней торговли. Наличие в начале 1920-х гг. в пограничном регионе более 3500 участников незаконных вооруженных формирований угрожали существовавшему строю. Незаконное пересечение границы, составлявшее в это время в среднем 5 000 случаев в год, ослабляло один из признаков государственности – неприкосновенность границы. Советская власть считала возможным и оправданным применение жестких мер в отношении данных категорий нарушителей. Поэтому для более эффективной борьбы с ними в условиях сложившихся внешне- и внутриполитических обстоятельств использовались характерные для советской системы управления временные чрезвычайные органы (комиссии по борьбе с бандитизмом, контрабандой, политические комиссии, военно-полевые суды и др.). Это дало результат: основные виды незаконной деятельности во второй половине 1920-х гг. были взяты под контроль. ^ Личный вклад соискателя. Исследование является самостоятельной авторской работой. Диссертантка проанализировала значительное количество архивных документов (Национального архива Республики Беларусь, Государственных архивов Брестской, Гродненской, Минской областей, зонального архива г. Молодечно) и опубликованных источников, что позволило осветить наиболее важные аспекты развития пограничья как региона с особым политическим и социально-экономическим положением. ^ Апробация результатов диссертации. Основные положения диссертации были изложены в докладах и выступлениях на: международной научно-практической конференции студентов и аспирантов высших учебных заведений “Славянский мир: межэтнические отношения на рубеже третьего тысячелетия”, Брест, 2001; республиканской научной конференции “Славянский мир: прошлое и настоящее”, Минск, 2004; республиканской научно-практической конференции “Подготовка педагогических и научных кадров историков и развитие исторической науки в Беларуси”, Гродно, 2004; республиканской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых “Открывая прошлое: историческая наука в начале XXI века», Брест, 2006; международной научно-практической конференции «Геополитические трансформации в Восточной Европе между двумя мировыми войнами», Брест, 2011. ^ Опубликованность результатов диссертации Результаты проведенного исследования нашли отражение в 4 статьях в научных журналах, определенных ВАК РБ для публикации научных результатов по кандидатским и докторским диссертациям, общим объемом 3,2 авторского листа, 3 статей в научных сборниках, 2 тезисах докладов и выступлений на научных конференциях.^ Структура и объем диссертации Структура диссертационной работы определена задачами исследования и соответствует проблемно-хронологическому принципу. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, четырех глав, заключения, приложений в виде 6 таблиц, документов, и списка использованных источников и литературы (448 наименований). Полный объем диссертации 158 страниц (библиография 30 страниц, приложения 12 страниц).^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВ первой главе «Историография, источники, методы исследования» проводится анализ научной литературы, опубликованных источников, архивных материалов и документов, использованных при написании диссертации, методы исследования. Анализ научной литературы разбит по направлениям согласно структуре диссертации. В качестве первого из них можно выделить вопросы оформления белорусского участка советско-польской границы как государственного института и связанных с этим процессом сложностей в отношениях БССР, а после лишения БССР внешнеполитической самостоятельности – СССР, с сопредельным государством – Польшей. Определенные аспекты этого направления содержатся в исследованиях по внешней политике Беларуси в межвоенный период. Материалы внешнеполитического ведомства стали более доступны только в 1990-х гг. Среди авторов, занимающихся данной проблемой, следует отметить белорусского историка А.В. Тихомирова1. В его работах прослеживается дипломатическая борьба вокруг Рижского договора, проблемы его исполнения, стремление Беларуси сохранить внешнеполитическую самостоятельность, сложности в установлении дипломатических отношений с Польшей. В 1990-х гг. в Польше также были изданы несколько работ, посвященных советско-польским отношениям. Но граница в них фигурирует как объект межгосударственных споров, а проблемы пограничья практически не разрабатывались2. Несколько вопросов, касающихся оформления государственной границы, частично затронуты в работе В.Н. Жука 3. При освещении фактов, связанных с оформлением границы как государственного института, автор сделал акцент на материально-техническом обеспечении границы (установке пограничных столбов и знаков, расчистке погранполосы) и формировании соответствующего правового поля. Более изученной является репатриация беженцев и военнопленных, поскольку она была среди актуальных тем во второй половине 90-х гг. XX в. Авторы, разрабатывавшие данный сюжет, сосчитали количество беженцев и военнопленных, изучили условия их содержания в лагерях, проследили механизм непосредственной переправки репатриантов на родину, однако слабо отразили вызванные им проблемы для пограничного региона4. Вопрос разрешения пограничных конфликтов в исторических исследованиях ранее практически не освещался. Таким образом, вопросы оформления границы как государственного института и влияния этого процесса на отношения с соседними странами в историографии отражены слабо. Такие аспекты как демаркация границы, разрешение пограничных конфликтов в работах как современных исследователей, так и более ранних практически отсутствуют, поэтому требуют привлечения новых документальных свидетельств и более глубокого изучения. Второе направление в исследованиях касается системы пограничной охраны белорусского участка советско-польской границы, а также комплекс мероприятий по установлению особого режима. В советской историографии существует несколько публикаций, посвященных формированию и становлению пограничных войск СССР 5. Характерная черта работ советского периода о пограничной охране – это их однобокость: прославление достоинств и умалчивание недостатков. В последние годы появились серьезные публикации, посвященные системе пограничной охраны по обе стороны советско-польской границы. Советская пограничная охрана описана в совместном труде российских историков «На страже границ Отечества», отдельный раздел которого посвящен становлению пограничных войск СССР в межвоенный период. В нем отмечены как положительные (адекватность политическим и военно-стратегическим требованиям, усиленное по сравнению с другими видами войск вооружение и снабжение) качества пограничной охраны, так и негативные (слишком широкие полномочия военных комиссаров, партийные чистки офицерского состава, участие погранвойск в репрессиях против населения и др.)6. Одним из ведущих специалистов по истории пограничных войск, таможенного дела и права Беларуси является В.А. Острога. В его работах детально прослежен процесс становления пограничной охраны, в том числе и в межвоенный период 7. Вопрос установления пограничного режима является новым для исторической науки, в первую очередь из-за длительной недоступности источников. Данному аспекту посвящены статьи И. Романовой 8. В них подробно излагаются методы, с помощью которых советское руководство формировало в Беларуси новое социальное понятие – житель советского пограничья. Автор отмечает, что в решении поставленных задач советское руководство, в отличие от соседей-поляков, сделало ставку на радикально-репрессивные меры, что привело к сокращению населения пограничья, отсутствию профессиональных, подготовленных кадров на руководящих должностях, антисоветским настроениям, что, в свою очередь, сказалось на уровне социально-экономического развития региона. Поскольку охрана границы находилась в компетенции ВЧК – ОГПУ – НКВД, то к диссертационному исследованию привлекались работы по истории данных органов 9. В них содержатся данные о формировании пограничной охраны, а также борьбе с нелегальной деятельностью на границе. Третье направление в диссертационном исследовании - нелегальная деятельность на границе – является в определенной степени новым для исторической науки. Это выражается не столько в отсутствии работ по данному аспекту, сколько в однобоком и идеологизированном подходе, принятом в советской историографии, особенно в исследованиях, отражающих деятельность незаконных вооруженных формирований. Так, в 1970 – 80-е гг. был опубликован ряд трудов, посвященных непосредственно разгрому контрреволюции и бандитизма на территории Беларуси в первые годы советской власти10. Эти работы содержат большой объем прежде всего фактического материала: количество и численность незаконных вооруженных формирований, их расположение и участие в боевых операциях. Кроме того, в этих работах прослеживается серия мероприятий, направленных на ликвидацию нелегальных отрядов в БССР, включая силовое противодействие, ужесточение социально-политического режима (вплоть до репрессий, которых эти работы не отрицают, а трактуют как военно-политическую необходимость), а также специальные экономические программы для региона. Наиболее значительной в этой серии является монография А.Г. Хохлова11. Автор определил все незаконные формирования как бандитские и разделил на уголовные и политические. Подробно излагаются в работе причины появления нелегальных отрядов в БССР: враждебное отношение кулачества к советской власти, рост числа дезертиров и деклассированных элементов, стремление международного империализма к уничтожению советской власти, а буржуазно-помещичьей Польши – к захвату белорусских земель. Однако среди причин не фигурируют недостатки командно-административной системы и сложное социально-экономическое положение в советской стране. В работе также подробно описаны методы борьбы с бандитизмом: укрепление советских органов власти на местах, пропаганда идей социализма среди населения, усиление партийной работы, вооруженная борьба под руководством большевиков. При этом автор оправдывает красный террор, трактуя его как ответ на белый террор, основной силой которого стали бандитские отряды. Также определенные данные были почерпнуты из работ по истории партизанского движения в Западной Беларуси 12. Несомненно, что гораздо больший интерес вызывают исследования современных историков, основанные на более широком круге источников, следовательно, более объективные. В них само понятие «бандитизм» подверглось дифференциации и новому осмыслению. Среди немногочисленных авторов, исследующих повстанческое движение в межвоенный период, следует отметить работы Н.И. Стужинской 13. Автор отвергает термин «бандитизм», считая, что он не в полной мере отражает массовую борьбу крестьянства против политики военного коммунизма и репрессивных методов руководства деревней, а также вооруженный протест населения против государственного угнетения. Вместе с тем, автор хоть и не отрицает, что материальная база белорусского повстанчества в определенной степени имела зарубежное происхождение, но не учитывает этого при определении истоков движения сопротивления. Она сводит повстанческое движение к борьбе крестьян за свое традиционное существование и отстаивание коренных экономических интересов деревни. Проблемой вооруженной борьбы против советской власти в приграничном регионе занимались и занимаются другие белорусские иследователи 14. Поскольку в диссертационном исследовании проводится сравнение некоторых данных с польской стороной, в историографию включена книга польского автора В. Слешиньского, посвященная борьбе польских властей с диверсионной деятельностью в восточных воеводствах 15. Работа основана на значительном круге документальных материалов, как крупнейших архивов Польши, так и региональных архивов Беларуси. Вопрос нелегального товарооборота поднимается несколькими исследователями. Следует отметить работу В.Ю. Саяпина, в которой значительное внимание уделено таможенным службам и их роли в борьбе с контрабандой16. Автор приводит значительный фактологический материал, показывающий ведущую роль таможни в задержании контрабанды. Также борьбой таможенных органов с контрабандой занимается В.А. Острога17. В его исследованиях освещен процесс поиска оптимальной организации пограничной охраны, законодательное закрепление соответствующих правовых норм. Автор утверждает, что сократить масштабы контрабанды удалось путем напряженной и целенаправленной деятельности таможни совместно с другими правоохранительными органами. Контрабанде на границах СССР посвящены работы американского ученого А. Шляхтера18. Автор рассматривает контрабанду как фактор, угрожавший существованию советской экономической системы, и, в частности, одному из ее существенных признаков – монополии на внешнюю торговлю. Автор подчеркивает, что для борьбы с контрабандой у советского руководства были не только экономические причины и соображения безопасности, но и политические мотивы, поскольку знакомство населения с лучшими материальными условиями жизни за границей создавало угрозу популярности советской системы. Поэтому постепенно происходил переход от экономических мер борьбы к административно-репрессивным. Нелегальное пересечение границы до настоящего времени остается слабо изученным. Несмотря на обширную источниковую базу эта проблема упоминается лишь фрагментарно в некоторых обобщающих трудах. Таким образом, имеющаяся к настоящему моменту историография исследуемых вопросов является недостаточной для полного и объективного освещения истории советско-польского пограничья на его белорусском участке в межвоенный период. Это обеспечивает новизну данному диссертационному исследованию и является основанием для дальнейшего изучения заявленной темы преимущественно на базе архивных документов.^ Источниковая база проведенного исследования охватывает документы и материалы как опубликованные в сборниках, так и архивные, впервые вводимые в научный оборот. Сборники документов касаются в основном формирования пограничных войск19, внешней политики сопредельных государств20, деятельности органов ВЧК-ОГПУ 21. Основу работы составили архивные источники – материалы 26 фондов из 5 архивов 22. Архивные источники отличаются видовым разнообразием. Среди них встречаются: организационно-распорядительная документация: распоряжения, предписания, приказы, директивы, решения, инструкции, циркуляры административных и военных властей всех рангов, которые касались пограничья; отчетная документация: отчеты городских, районных, воеводских, поветовых управлений, рапорты и донесения, содержащие прямые и косвенные сведения о ситуации на границе; справочно-информационная документация: переписка по организационным, административным и хозяйственным вопросам с различными структурными подразделениями и должностными лицами; письменные обращения жителей в различные инстанции; документация учета и регистрации населения; постановления об уплате штрафов или выполнении иного наказания; различные справки, удостоверения, пропуска; документация кадрового характера: списки и анкеты служащих. Насыщенность фактическими данными, высокая степень достоверности перечисленных архивных источников позволяют поставить их на одно из первых мест по значимости среди всех видов документов и материалов по истории белорусского пограничья.^ Методы исследования. Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют принципы историзма, объективности, комплексности и системности в изучении исторических материалов, явлений и процессов. Принцип историзма позволил исследовать проблему стабилизации пограничного региона в межвоенный период в конкретно-исторической ситуации – в условиях разделения белорусского народа между двумя государствами, СССР и Польшей, находившимися в состоянии политического антагонизма, экономической разрухи и социальной нестабильности. Использование принципа объективности позволило на основании широкого спектра документальных источников и научной литературы, с опорой на уже достигнутый уровень научного знания и с введением в научный оборот новых исторических источников (и, соответственно, новой информации), получить наиболее полные, достоверные и объективные знания о наиболее значимых процессах, происходивших на пограничье в межвоенный период: репатриации беженцев и военнопленных, разрешении пограничных конфликтов, движении контрабанды через границу, активности незаконных вооруженных формирований, количестве нелегальных пересечений границы, формировании пограничной охраны, методах укрепления пограничного режима. В соответствии с принципом системности предмет исследования – советская государственная граница на ее белорусском участке – рассматривается как структура, в частности – государственный институт, имеющий необходимые существенные признаки и принципы функционирования. Кроме этого, государственная граница является звеном двух более объемных систем: внешней и внутренней политики советского государства, поэтому ее изучение невозможно без их комплексного анализа. При проведении исследования использовался ряд общенаучных методов: классификация, математико-статистический (или количественный), причинно-следственный анализ, метод математической интерполяции, индукция, синтез. Также в диссертации были применены специально-исторические методы: историко-типологический, историко-системный, историко-сравнительный. При помощи комплексного использования данных методов в диссертации удалось охватить и рассмотреть комплекс вопросов, связанных с процессом стабилизации пограничья и установления особого пограничного режима в конкретно-исторической обусловленности и во взаимодействии с внешними факторами. Вторая глава «Формирование белорусского участка советско-польской границы» состоит из трех разделов. В ней охарактеризована деятельность правительств СССР и Польши в разрешении вопросов, возникавших по поводу формирования границы как государственного института. В разделе 2.1 «Демаркация границы. Деятельность смешанной пограничной комиссии» показан процесс проведения границы на местности. Для его реализации была создана смешанная пограничная комиссия, состоявшая из подкомиссий, три из которых обслуживали белорусский участок границы. Выявлен круг проблем, вызванный демаркацией: нежелание сторон сотрудничать, бюрократические проволочки, трактование Рижского мирного договора в собственных хозяйственных интересах, превышение комиссиями должностных полномочий. Результатом работы комиссии стало подписание в 1924 г. Окончательного протокола прохождения государственной границы между СССР и Польшей. По протоколу, граница отличалась от установленной Рижским договором в 10 местах: в 8 из них она смещалась в советскую сторону и 2 – в польскую. Окончательное оформление государственной границы между СССР и Польшей произошло с подписанием 10 апреля 1932 г. Соглашения о правовых отношениях на государственной границе. Завершает раздел вывод о том, что в результате длительных и сложных споров советская, как и польская стороны отстояли территории согласно делимитации, почти без изменений. В разделе 2.2 «Репатриация беженцев и военнопленных» проанализирован процесс возврата на родину репатриантов, который создавал дополнительную нагрузку на советскую пограничную службу и внешнеполитическое ведомство. Он осуществлялся на основе Соглашения о репатриации, подписанном между СССР и Польшей 24 февраля 1924 г., которое на практике оказалось трудновыполнимым. В разделе показан механизм переправки беженцев и военнопленных через границу (прием в репатриационном пункте, проверка документов, карантин, отправка на родину), прослежена динамика изменения численности переправляемых еженедельно репатриантов, выявлены трудности, создаваемые оформлением соответствующих документов. Сделан вывод о том, что завершение репатриации в 1924 г. способствовало стабилизации ситуации в пограничном регионе. В разделе 2.3 «Разрешение пограничных конфликтов» рассматривается процесс создания правовой базы и механизма разрешения пограничных конфликтов, которых в первые годы существования советско-польской границы было особенно много. Наиболее распространенными были нелегальный ее переход, неправильное использование пограничных вод и угодий, нападения на жителей пограничья с целью ограбления, обстрел дозоров. Для их разрешения создавались согласительные комиссии, а позднее институт полномочных представителей по пограничным делам. Для рассмотрения инцидентов созывались так называемые конференции, на которых разрешались в основном споры хозяйственно-бытового характера, проводился обмен незаконно перешедших границу граждан, имущества, дезертиров, принимались необходимые административные решения и составлялись соответствующие протоколы. Заседания проводились регулярно, до середины 1920-х гг. в среднем 2 раза в месяц, на них поднимались сразу несколько вопросов; в конце 1920-х – 1930-е гг. 1-2 раза в месяц и на повестке дня были 1-2 вопроса. Все вопросы стороны старались решать на уровне своей компетенции, не допуская вмешательства внешнеполитических ведомств. Это помогало сохранять мирные отношения между государствами. Третья глава «Организация охраны границы» состоит из двух разделов. Она посвящена организации пограничной охраны и установлению пограничного режима. В разделе 3.1 «Формирование пограничных служб» освещен процесс становления советской пограничной охраны на протяжении межвоенного периода. Она находилась в ведении ВЧК – ГПУ – ОГПУ – НКВД, формировалась с учетом специфики белорусского участка советско-польской границы и несколько раз претерпевала реорганизацию в поисках оптимальной формы. Главной вехой в этом процессе стало создание в 1924 г. Белорусского пограничного округа (БПО), в задачи которого входила военная и политическая защита государственной границы. Округ состоял из 7 пограничных отрядов, каждый из них насчитывал от 800 до 1500 человек пехоты, 150-250 единиц конницы. Всего личный состав округа достигал 9-10 тысяч человек, был вооружен пулеметами и полевой артиллерией. Каждый отряд состоял из пограничных комендатур (2-4 в каждом отряде) и пограничных застав, их число в отряде варьировалось от 5 до 13. На снабжение БПО отпускались значительные средства. Серьезное внимание было уделено налаживанию связи. Пограничная охрана имела усиленный личный состав и повышенное финансирование. В результате пограничники сыграли важную роль в наведении порядка на границе. Это подтверждает тот факт, что именно после 1924 г. во всех видах незаконной активности в пограничном регионе наблюдался значительный спад. Раздел 3.2 «Меры по укреплению пограничного режима» посвящен мероприятиям советской власти по укреплению обороноспособности региона. Для достижения этой цели советское руководство проводило как социально-экономические мероприятия, так и административно-репрессивные. Для повышения экономического уровня развития регион пользовался повышенным финансированием (на 30 % больше, чем другие районы); быстрее осуществлялся процесс коллективизации, проводилось снижение аграрного перенаселения путем участия в колонизации неосвоенных земель Сибири Дальнего Востока. Из репрессивных мер наиболее часто применялись депортации, а также чистки административного и партийного аппаратов, ускоренная коллективизация, выселение кулаков, представителей национальных меньшинств и политически неблагонадежных элементов, ограничение передвижения, введение паспортов, прописки и др. Для усиления контроля над жителями в населенных пунктах пограничной зоны вводилась должность коменданта, запрещалось всякое движение в ночное время. За нарушение правил пребывания в пограничной зоне были введены жесткие меры наказания: штрафы, выселение, ли