Реферат по предмету "Психология"


Классические исследования подросткового возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УОВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА РЕФЕРАТ на тему Классические исследования подросткового возраста Выполнила студентка ФлФ гр.210 Шинок В.В. Проверила Милашевич Е.П. Витебск 2005 СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение 2.Классические исследования подросткового возраста в первой половине

XX века 3.Классические исследования подросткового возраста в о второй половине XX века .4.Заключение 14 ВВЕДЕНИЕ Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания. Л.С. Выготский различал три точки созревания - органическое созревание, половое и социальное созревание. У шимпанзе точки органического и полового созревания совпадают, оно наступает примерно в 5 лет, когда

у этих человекообразных обезьян заканчивается детство. У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя некоторое время - социальное.

Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста. Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст впервые возник в XIX в а XX в. уже стал веком тинейджеров. В настоящее время, когда в развитых странах мира контроль родителей за развитием ребенка продолжается вплоть до брака, этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным, он охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет.

Но еще в 30-х гг. XX в. П.П. Блонский писал, что российским детям еще предстоит завоевать подростковый период. Он был убежден, что это позднее, почти на глазах истории происшедшее приобретение человечества. Л.С. Выготский также подходил к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и П.П. Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируются в зависимости от уровня развития общества.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости. В 20-30-е гг. прошлого века в России был собран и проанализирован большой фактический материал, характеризующий отрочество в разных социальных слоях и группах среди рабочих, крестьян, интеллигенции,

служащих, кустарей, у подростков разных национальностей и у беспризорных. Много интересного содержится в работах Н.А. Рыбникова, В.Е. Смирнова, И.А. Арямова и др. Обобщая эти работы, Л.С. Выготский пришел к выводу о том, что в подростковом возрасте структура возрастных потребностей и интересов определяется в основном социально-классовой принадлежностью подростка.

Он писал Никогда влияние среды на развитие мышления не приобретает такого большого значения, как именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития интеллекта все сильнее и сильнее отличаются город и деревня, мальчик и девочка, дети различных социальных и классовых слоев В России за короткий исторический период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность. В результате на глазах одного поколения проявлялись существенные

изменения общей направленности личности подростка. Это было хорошо показано в работе Н.Н. Толстых, которая изучала отношение подростков к будущему. Сопоставляя свои данные, полученные в результате обследования школьников с третьего по восьмой класс, с результатами исследований Л.И. Божович и Н.И. Крылова, также посвященных изучению отношения к будущему у детей различных возрастов, Н.Н. Толстых обнаружила интересный факт, касающийся границ подросткового

возраста. В исследованиях Л.И. Божович, которые проводились в середине 50-х гг. ХХ в переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся восьмого и девятого классов, т.е. в 15 лет. Десятилетие спустя исследования Н.И. Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии, становится актуальным для юношей и девушек только в 16-17 лет.

В начале 80-х Н.Н. Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже шестого - восьмого классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет. Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений. Это еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ подросткового возраста. КЛАССИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Многие из рассмотренных ранее концепций детского развития вновь приходят в столкновение и проявляют себя в области психологии подростка. Поскольку черты отрочества и юности, по признанию самих исследователей, не выявлены, скомканы и бедны у детей из пролетарской среды, то чистое, полное и развернутое протекание этого периода развития можно

наблюдать только у детей образованных слоев общества. Именно поэтому наиболее яркие психологические концепции подросткового возраста строились на основе изучения буржуазного подростка начала ХХ в подростка в идеале. Их анализ позволит очертить круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к этому возрасту, описать его симптоматику, увидеть стабильное и исторически изменчивое в психологии подростка, различить феномены

и их интерпретацию в разных научных концепциях. В соответствии с теорией рекапитуляции, Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни.

Его представление о бунтующем отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию. Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм

чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низким побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству - в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения. Ст. Холл по праву назвал это периодом бури и натиска.

Содержание подросткового периода Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности. Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в 1924 г. выпустил книгу Психология юношеского возраста, которая не потеряла своего значения до сих пор. Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19

годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный

дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом бури и натиска, Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я. Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру открытие Я, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

Это возраст мечтаний, неясных стремлений, неудовлетворенности, пессимистических настроений возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств. Э. Шпрангер объясняет это явление тем, что подросток стоит перед близкой перспективой занять определенное, но не удовлетворяющее его положение в обществе. Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей,

Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков. Э. Шпрангер попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрастах. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Э. Шпрангеру, принадлежат разным слоям психики.

Э. Шпрангер выделяет три ступени эротических переживаний Первая - чувствование, когда юный человек по мере своего созревания научается воспринимать внутреннюю, одухотворенную красоту. Вторая - психическое понимание, которое воспринимает другого как духовное образование, как определенную осмысленную форму. И третья - понимающая симпатия - созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, но основывающееся также и на совместном переживании глубоких ценностей .

Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека. Источником силы юношеского эроса пишет Э. Шпрангер во всех его формах является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен. Сексуальность, по Э. Шпрангеру, означает комплекс психических и телесных переживаний и влечений, характеризующихся специфическим чувственным наслаждением. Первое появление сексуально окрашенных переживаний связано,

как отмечает Э. Шпрангер, с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием хотя и не совсем ясных, но запрещенных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности подростка, вызванные этими переживаниями, могут проявиться не только в страхе перед миром чувство мировой скорби и меланхолия являются его смягченными формами, но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям ее смягченная

форма - робость и застенчивость. Источники страха, по мнению Э. Шпрангера, надо искать в том, как воздействуют сексуально окрашенные переживания на духовную сферу. Поиск биологического смысла подросткового возраста представлен в работе Ш. Бюлер. Ш. Бюлер выводит из полового созревания все особенности подростка и юноши. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности.

Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш. Бюлер называет психической пубертатностью, появляющейся еще до физического созревания в

качестве его предвестника и продолжающейся долгое время после него. Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат, по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и

сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его Я должно быть раскрыто для встречи с Ты. Ш. Бюлер указывает, что в основе полового инстинкта лежит потребность в дополнении, стремление к другому. Потребность в дополнении вырывает ребенка из прежней жизни, прежней среды и вызывает в нем стремление к новому - более широким и более сложным формам жизни, пишет

Ш. Бюлер. Подростковый возраст - это возраст искания друга. Она отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15

годами. Разумеется, существуют отличия между городом и деревней, между отдельными странами, большое влияние оказывает климат. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания, подчеркивала Ш. Бюлер, мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посередине. Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило,

значительно раньше. Отдельные психические симптомы появляются уже в 10-12 лет подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, по Ш. Бюлер, прелюдией к периоду психической пубертатности.

За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую. Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер это повышенная чувствительность и раздражительность,

беспокойное и легковозбудимое состояние, а также физическое и душевное недомогание, которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Ш. Бюлер отмечает далее, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений к тайному, запрещенному,

необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. Всюду воспринимается, прежде всего, отрицательное указывает Ш. Бюлер. Как наиболее обычные способы поведения она описывает пассивную меланхолию и агрессивную самозащиту.

Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы. Общая продолжительность негативной фазы у девочек от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. Позитивная фаза приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники

радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит переживание природы - как сознательное переживание чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука. Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее Ты. Говоря о верхней границе юношеского возраста, Ш.

Бюлер отмечает, что она относится к 21 или 24 годам, так как в это время наблюдается относительная стабилизация характера и определенные черты зрелости. Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая,

определяющая жизнь. В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обусловливают тип человеческой личности. Э. Штерн описал шесть таких типов теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности эстетический тип - личность, для которой объективное познание

чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата социальный - смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию религиозный - такая личность соотносит всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира.

Определяя каждый из типов, Э. Штерн отнюдь не считает, что в жизни личности существует только одно направление ценностей. Напротив пишет он все направления ценностей заложены в каждой индивидуальности. Но какое-либо одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет жизнь. По Э. Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий.

Э. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие - серьезная игра. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом все, что он делает еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. О серьезной игре, по Э. Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо субъективная серьезность,

которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера кокетство, флирт, мечтательное поклонение выбор профессии и подготовка к ней занятия спортом и участие в юношеских организациях. Серьезная игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учится умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых

он должен разобраться. КЛАССИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка, подтвердили важность общества для конструктивного развития индивида. Так, Э. Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности

личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии. Э. Эриксон подробно проанализировал этот процесс в книге, посвященной религиозному реформатору XVI в. Мартину Лютеру. Характеризуя кризис идентичности Лютера, он подчеркивал, что детство Лютера было крайне сложным и противоречивым.

Атмосфера в доме была тяжелой, постоянно присутствовал страх разорения и физической гибели в рудниках. Взаимоотношения членов семьи тоже были непростыми. Характер отца Мартина Лютера был крайне деспотичным и неустойчивым вспышки гнева сменялись сентиментальностью. Мать, находясь в полном подчинении у отца, была подавленной и забитой женщиной, поэтому ее женские и материнские качества были выражены слабо, что не могло не повлиять на развитие личности

Лютера и на формирование его мировоззрения. Надо отметить, что описанные черты детства были вполне типичны для многих бюргерских семей того времени. Отношение Лютера к отцу было глубоко амбивалентным, что выражалось в постоянном колебании между бунтом и подчинением. Пытаясь преодолеть внутреннюю зависимость от отца, Лютер в 22 года бросает Эрфуртский университет, где к тому времени он уже стал магистром искусств,

и против воли отца уходит в монастырь. Но и в монастыре юноша не находит разрешения мучающих его вопросов, так как соблюдение монашеских обетов связало его новыми цепями зависимости. К тому же внутренняя зависимость от отца оставалась с ним. Но молодой Лютер находит способ решения своего конфликта, расширяя его вовне. Он разрешает свой личный конфликт с отцом через новый тип отношений - отношений с

Отцом Небесным, без посредничества церкви и папы, через новую постановку проблем власти - светской и духовной - и личной моральной ответственности. Отказавшись от церковных авторитетов, Лютер провозгласил высшим критерием религиозный опыт каждого отдельного человека. Так, разрешение личного кризиса, результатом которого стало обретение собственной идентичности, совпав во времени с глубокими социальными противоречиями, достигло уровня нового религиозного мировоззрения.

Реформация стала идеологией новой эпохи. Такое совпадение с историческим кризисом, если оно сочетается с дальнейшим совершенствованием высокой личной одаренности, как раз и создает историческое величие писал Э. Эриксон в книге Молодой Лютер. Анализ биографий выдающихся людей, представленный в книгах Э. Эриксона, показывает, что каждый человек в переходный период от детства к взрослости стоит перед проблемами своего времени и должен совершить выбор.

Идентичность - одно из центральных понятий современной психологии развития - многозначно по своему значению. Существует несколько определений этого понятия. Так, согласно словарному определению, идентичность - это одинаковость, схожесть, тождество, единообразие. В теории Э. Эриксона идентичность - это чувство внутренней преемственности, константность самости в потоке постоянных временных изменений, метаморфоз личностного развития.

Это субъективное переживание Я тот же самый. Другое его определение. Идентичность - это самоопределение себя на основе социокультурных норм и ценностей, носителями которых являются другие люди и социальные группы. Идентичность здесь - это итог социализации личности, определение своего места в системе социальных отношений, которое можно выразить словами Я часть групповой общности. Третье определение идентичности, встречающееся в работах некоторых авторов

идентичность - идеал саморазвития, критерий психического здоровья, поиск и открытие жизненного смысла своей индивидуальности, условие самоактуализации. Еще одно определение. Идентичность - это итог согласования двух линий развития личности - индивидуальной и социальной. Это гармония Я-образа и Я, реализованного в социальной роли. Здесь существенное значение имеет подтверждение индивидуального варианта идентичности референтным окружением.

Как пишет Э. Эриксон, только в том случае, если идентичность подтверждается другими, она реальна и для самого индивида. Наконец, последнее, но не окончательное определение. Идентичность - текущее переживание Я-целостности, интегратор новообразований в самосознании. По отношению к психологии подростка, понятие идентичность включает в себя такие характерные черты этого возраста, как открытие, нахождение и подчеркивание своего

Я, самооформление, самоизображение, самооценка, самонаблюдение, которые были выявлены и описаны исследователями в первой половине ХХ в. Однако существенное различие состоит в том, что в настоящее время многими авторами подчеркивается не столько биологическая, сколько социокультурная детерминанта развития личности в подростковом возрасте. В другой известной научной концепции - концепции Ж. Пиаже - в подростковом возрасте окончательно формируется личность, строится программа жизни.

Для создания программы жизни необходимо развитие гипотетико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются.

Только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию. В возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет возникает новая форма эгоцентризма. Ж.Пиаже назвал ее наивным идеализмом подростка, стремящегося к переустройству мира. Достигнув формально-операциональной стадии в развитии мышления, подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но и о том, что только может быть.

Он освобождается от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. При этом он приписывает своему мышлению неограниченную силу, поэтому любые мечты не кажутся ему фантазией. Как следует из сказанного, внимание Ж. Пиаже привлекала когнитивная сфера в развитии личности подростка. Развивая идеи Ж. Пиаже, американский психолог Д. Элкинд выявил новые аспекты подросткового эгоцентризма,

в большей степени затрагивающие развитие личности. Он заметил, что формальные операции наделяют подростков способностью к рефлексии и позволяют ему получать представление не только о собственном мышлении, но и о мышлении других людей. При этом подросток еще недостаточно хорошо различает объекты, на которые направлено его собственное мышление, и объекты, на которые направлено мышление других людей.

Из-за тех серьезных психофизиологических изменений, которые происходят с подростком в этом возрасте, он более всего интересуется собой. Соответственно он думает, что другие люди озабочены его поведением и внешним видом так же, как и он сам. Именно это убеждение Д. Элкинд обозначает термином - воображаемая аудитория и рассматривает его как одно из основных проявлений эгоцентризма в подростковом возрасте. Подросток настойчиво пытается предвосхитить реакции других людей

на самого себя. Однако эти предвосхищения зависят от того, как сам подросток относится к себе. По его мнению, другие люди будут относиться к нему точно так же, как и он сам. В силу этих причин подросток постоянно конструирует воображаемую аудиторию, центром внимания которой он сам и является. Понятие воображаемая аудитория, по мнению Д. Элкинда, позволяет объяснить такие феномены подросткового поведения, как стремление к уединению,

нежелание подростка открывать другому свои переживания, застенчивость и т.п. Поведение подростка является реакцией на ощущение, что он постоянно находится перед критическим взором других людей. Аффект, особенно часто переживаемый подростком, это - стыд как проявление реакции на постоянное внимание со стороны воображаемой аудитории. В то время как подростку не удается отличить предмет своего мышления от предмета мысли других, он очень хорошо дифференцирует собственные чувства.

Подросток оценивает себя и особенно свои чувства как нечто уникальное, особенное. Только он может так страдать, любить, ненавидеть. Попытки многих родителей сблизиться со своими детьми отвергаются ими со словами Ты все равно не поймешь, что я чувствую Эту веру в уникальность своих переживаний в подростковом возрасте Д. Элкинд назвал личным мифом. Личный миф - это история, которую подросток рассказывает себе о себе

же самом, но которая не является правдой. Д. Элкинд считает личный миф вторым компонентом эгоцентризма в подростковом возрасте. Личный миф наиболее ярко проявляется в подростковых дневниках, а также в тенденции к вере в личного Бога. По словам Д. Элкинда, стремление подростка к уединению и вера в свою исключительность приводят к установлению отношений с Богом как доверенным лицом, к которому подросток обращается не с просьбой о подарках, как в более ранних возрастах, а за поддержкой и наставлением.

В дополнение к перечисленным проявлениям феномена эгоцентризма американский психолог Р. Энрайт ввел еще один компонент - сфокусированность на самом себе. Р. Энрайт определяет его как общую подростковую тенденцию к сосредоточению внимания на своих чувствах и мыслях. Заслуга Р. Энрайта состоит в том, что он разработал методику Подростковый эгоцентризм-социоцентризм, позволяющую не только констатировать степень выраженности аффективно-

личностных компонентов эгоцентризма, но и дать качественный анализ этого феномена на протяжении подросткового возраст. Многочисленные эмпирические исследования подросткового возраста можно сгруппировать по четырем основным направлениям пубертатное развитие, когнитивное развитие, социализация, становление идентичности. Исследователи отмечают неравномерность и неодновременность полового созревания мальчиков и девочек .Меняющийся образ тела оказывает влияние на становление в этом возрасте мужской и женской родовой идентичности,

на осознание себя как представителя определенного пола. В процессе социализации в подростковом возрасте наблюдается тенденция к освобождению от родительской опеки, постепенное вхождение в группу сверстников, установление отношений сотрудничества и конкуренции с партнерами обеих полов. В общении со сверстниками подросток сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений с людьми, равными себе, и осваивает этические нормы.

Развивая идеи Э. Эриксона, американский психолог Дж. Марсиа Марша выделил четыре варианта развития идентичности в подростковом возрасте неопределенная идентичность характеризуется тем, что человек еще не приобрел четких убеждений и не пережил кризис идентичности предрешенная идентичность характеризуется тем, что подросток выбирает свой жизненный путь не самостоятельно, а под влиянием других людей, чаще всего - родителей психосоциальный мораторий состоит в том, что подросток

переживает кризис самоопределния и выбирает из многочисленных вариантов развития свой собственный путь зрелая идентичность означает, что кризис завершен, и человек с полной ответственностью переходит к самореализации в практической деятельности. Исследования широкого круга проблем из жизни современных подростков, включающих в себя одиночество, образ Я, дружбу, отношения к противоположному полу, детско-родительские отношения, участие в широких социальных группах, показали, что различные проблемы достигают своего пика на разных

стадиях подросткового возраста. Так, например, по данным Дж. Коулмена, гетеросексуальные отношения вызывают максимальное чувство тревоги в 11 лет, страх отвержения группой сверстников наиболее велик у 15-летних, а конфликты с родителями достигают своего максимума в 17 лет. Ко времени окончания школы подростки демонстрируют все большую обеспокоенность своим будущим. Таким образом, разнообразные изменения в подростковом возрасте переживаются не одновременно, что позволяет

подростку постепенно решать различные задачи, встающие перед ним на этом этапе жизненного пути. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В конце переходного периода самоопределение характеризуется не толькопониманием самого себя , своих возможностей и стремлений, но и пониманиемсвоего места в человеческом обществе и своего назначения в жизниПодростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенностиего протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь В XIX веке А.И.

Герцен писал Совершеннолетие законом определяется в 21 год, вдействительности, убегающей от арифметических однообразных определений,можно встретить старика лет двадцати и юношу лет пятидесяти. Есть люди,совершенно неспособные быть совершеннолетними, так, как есть людинеспособные быть юными. Для одного юность - эпоха, для другого - целаяжизнь. В юности есть нечто, долженствующее проводить до гроба, но не всеюношеские грезы и романтические затеи

очень жалки в старике и очень смешны в старухе. Останавливаться на юности потому скверно, что на всемостанавливаться скверно - надобно быстро нестись в жизни оси загорятся -пускай себе, лишь бы не заржавели. Список литературы 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М 1968. 2. Возрастная и педагогическая психология Под ред. А.В. Петровского. М 1980. 3. Маркова А.К.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М 1983. 4. Прихожан А.М Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М 1990.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.