Богачева Ирина «Механизмы и инструменты психологического воздействия на потребителей в рекламных кампаниях Media Markt» (2012) Оглавление Оглавление 1Введение 2Часть 1. Психологическое воздействие на потребителя: уровни, методы, механизмы и инструменты. 21.1. Уровни психологического воздействия 21.2. Методы психологического воздействия 31.3. Механизмы и инструменты психологического воздействия 4Часть 2. Анализ практического опыта на примере рекламных кампаний Media Markt 7^ 2.1. О компании 72.2. Идея и концепция рекламных кампаний Media Markt 72.3. Методы и инструменты психологического воздействия на потребителей, используемые в рекламных кампаниях Media Markt 92.4. Основные выводы 14Заключение 16Список литературы 17 Введение Любая рекламная кампания направлена на донесения определенной информации (послания) до той или иной группы людей. Однако далеко не всегда удается создать такую концепцию, которая позволит сделать это наиболее эффективно и точно. Зачастую, воспринимаемое потребителями послание кардинально отличается от задуманного, что может оказать сильное негативное влияние на бренд в целом. Соответственно, для повышения результативности рекламных кампаний используются различного рода методы и инструменты психологического воздействия. Поэтому цель данной работы – выявить и проанализировать инструменты психологического воздействия на потребителей, а также рассмотреть конкретные примеры таких методов, используемые на практике. В рамках данной работы будут проанализированы 3 концепции рекламных компании известного немецкого бренда Media Markt. Наиболее подробно будет рассмотрена концепция, существующая на сегодняшний день. Затем будут выявлены основные тенденции и сформулированы основные выводы по проведенному анализу.^ Часть 1. Психологическое воздействие на потребителя: уровни, методы, механизмы и инструменты. Психологическое воздействие информации, получаемой человеком из рекламы, проявляется в тех решениях и поведенческих актах, которые совершает человек, переработав полученное послание. Грамотное формирование концепции рекламной кампании помогает направлять деятельность потребителей в нужном направлении: покупать рекламируемый товар, посещать те или иные магазины и т.д. В данном контексте целесообразно выделять уровни, методы, механизмы и инструменты психологического воздействия. ^ 1.1. Уровни психологического воздействия Выделяют следующие основные уровни психологического воздействия1: Когнитивный (передача информации, сообщения), который состоит в передаче определенного объема информации, совокупности данных о товаре, факторов, характеризующих его качество и т.п. Аффективный (формирование отношения), целью которого является превращение массива передаваемой информации в систему установок, мотивов и принципов получателя обращения. Суггестивный (внушение), предполагающий использование как осознаваемых психологических элементов, так и элементов бессознательного. Конативный (определение поведения), который реализуется в «подталкивании» получателя к действию, подсказывании ему ожидаемых от него действий. ^ 1.2. Методы психологического воздействия Метод воздействия2 - это совокупность приемов, реализующих воздействие на: потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека; установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессия и т. п.) и которые изменяют его поведение. Методы воздействия на источники активности способствуют формированию новых потребностей или изменению побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Для изменения взглядов, мнения, установок человека применяются такие методы, как создание новых установок, изменения актуальности существующих установок и разрушение существующих установок. Воздействие на человека является наиболее действенным, когда учитываются все факторы: мотивация (желания людей), установки и эмоциональные состояния.^ 1.3. Механизмы и инструменты психологического воздействия В самом общем виде механизм психологического воздействия рекламы на потребителя можно представить следующим образом3: Привлечение внимания – первое звено механизма психологического воздействия рекламы. Оно служит своеобразным фильтром, отсеивающим ненужные сообщения. Соответственно, «привлечение внимания к рекламе —явление индивидуальное, зависящее от потребностей человека, его побуждений, мотивов и настроений»4. На данном этапе используются различные инструменты и приемы для чаще непроизвольного привлечения внимания потребителя. К таким инструментам можно отнести: Броский рекламный лозунг; Яркое, оригинальное оформление; Ритмичное музыкальное сопровождение; Необычное размещение текста Новизна, уникальность, необычность рекламы и т.д. Но следует иметь в виду, что существует так называемый «порог восприятия», превышение которого приводит к тому, что люди перестают воспринимать «кричащую» рекламу. Т.е. необходимо разумно использовать инструменты привлечения внимания потребителей, чтобы максимально повысить эффективность рекламы, но вместе с тем не превысить порог восприятия. Также в данном случае необходимо учитывать степень соответствия рекламного послания внутреннему состоянию и потребностям лица, которому оно адресовано, т.к. человек, в основном, обращает внимание лишь на самое нужное для его жизнедеятельности. Это влечет за собой необходимость учета особенностей, возраста, ценностей целевой аудитории. В процессе реагирования на рекламу в сознании человека происходят психические процессы на трех уровнях: рациональном, эмоциональном и подсознательном5. Т.о., в процессе удовлетворения потребностей современного человека важную роль начинают играть не только рациональные, прагматические основы (польза, ценность товара), но и эмоциональный контекст (например, получение удовольствия от покупки престижной вещи). Для этого могут быть использованы различные инструменты, например: оформление витрины непосредственно в месте продаж, использование цвета для создания ассоциативного ряда и пр. Но также важно добиться запоминания потребителем рекламы. В основном, это достигается путем многократного повторения рекламного послания в той или иной форме, что позволяет, в конечном итоге, добиться ее восприятия. Еще одним инструментом привлечения внимания покупателей является, так называемое, «двойное воздействие слова». Данный прием основан на психологических особенностях мозга человека, который воспринимает слова двояко: рационально-логически и эмоционально-образно. Он заключается в своеобразном манипулировании словами, вызывающими у человека определенные ассоциативные образы и несущие в себе скрытый оценочный эмоциональный компонент («хорошо» или «плохо»)6. Соответственно, рассмотренные выше параметры легли в основу создания различных рекламных моделей. Примером подобного рода моделей может служить формула AIDA, которая в общих чертах дублирует основной механизм психологического воздействия на потребителей. Суть данной модели состоит в следующем7: Модификацией формулы AIDA является модель AIDMA, включающая помимо вышеописанных элементов мотивацию. Также можно выделить модель «Одобрение», предполагающую прохождение потенциальным покупателем следующих фаз: Осознание необходимости покупки; Возникновение интереса к товару; Оценка его основных качеств; Проверка, опробование качества; Одобрение. Данные модели не являются взаимоисключающими и исчерпывающими, но помогают правильно сформировать рекламное послание, донести до потребителей основную идею, побудить их к покупке и т.д. При построении рекламной кампании важно правильно выбрать те инструменты и методы психологического воздействия, которые в дальнейшем будут использоваться, с целью наиболее эффективного их применения. ^ Часть 2. Анализ практического опыта на примере рекламных кампаний Media Markt 2.1. О компании Сеть Media Markt образована в 1979 году в Германии и является ритейлером электронной и бытовой техники. На российском рынке она присутствует с 2006 года. За 5 лет в России было открыто более 30 магазинов в 15 городах. В магазинах сети представлено около 40-45 тысяч позиций товаров различных брендов. Несмотря на то, что Media Markt появился в нашей стране относительно недавно, сегодня эта сеть развивается довольно быстрыми темпами. ^ 2.2. Идея и концепция рекламных кампаний Media Markt С 2006 года можно выделить 4 основных концепции рекламных кампаний Media Markt. В рамках данной работы будут рассмотрены 3 из них, а особое внимание будет уделено той концепции, которая существует на сегодняшний день. Основная идея, прямо или косвенно прослеживающаяся во всех концепциях, - донесение основных ценностей компании: выбор, бренды, цены и сервис. Для донесения основной идеи использованы следующие каналы коммуникации: ^ ТВ и радио: регулярный эфир видео и аудио роликов на ведущих каналах и радиостанциях Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Самары.8Реклама на общественном наземном транспорте9: носит, скорее, информационный характер, позволяют увеличить охват целевой аудитории.^ Рекламные щиты и реклама в метрополитене: также позволяет расширить целевую аудиторию. Но стоит отметить многочисленность однотипных рекламных щитов и плакатов (особенно в крупных городах в последнее время), что указывает на применение новых инструментов психологического воздействия на потребителей в последней рекламной кампании. В рамках данной работы будут рассмотрены 3 концепции рекламных кампаний: «^ Хрюкайте от мизерных цен», с которой компания выходила на российский рынок. В основу данной концепции положено немецкое выражение «Das nennt man Schwein» (дословно - «Это называется свиньей»), означающее «Вот счастье подвалило!». Соответственно, главным персонажем в рамках данной концепции является поросенок, а слоганы построены уже вокруг этого образа. «Улет!». Основное внимание в рамках данной концепции уделяется широкому товарному ассортименту. Главные персонажи – люди с характерной прической «волосы дыбом», которую, однако же, можно интерпретировать в разных контекстах по-разному. Это, на мой взгляд, также является определенным недостатком данной рекламной кампании, т.к. в совокупности все использованные инструменты психологического воздействия на потребителей не доносят основной идеи рекламной кампании, не вызывают необходимых, подразумеваемых эмоций, а, следовательно, работают неэффективно. «^ Лучшее предложение по мизерным ценам», существующая на сегодняшний день. Из рассмотренных концепций данная является наиболее удачной, т.к. апеллирует к наибольшему числу объявленных ценностей: выбор, бренды, цена. По отношению к сервису, на мой взгляд, внимание уделяется достаточно косвенно. Рассмотрим методы и инструменты психологического воздействия на потребителей, используемые в обозначенных выше рекламных кампаниях.^ 2.3. Методы и инструменты психологического воздействия на потребителей, используемые в рекламных кампаниях Media Markt Рекламная кампания «Хрюкайте от мизерных цен»Привлечение внимания. В качестве основных в рамках данной рекламной кампании можно выделить следующие инструменты психологического воздействия на потребителя: Яркое цветовое оформление; «Кричащее» графическое оформление.Поддержание интереса. Для поддержания интереса использовался такой инструмент, как броский слоган, полностью соответствующий общей концепции данной рекламной кампании. Также использовалось апеллирование к стереотипному мышлению потребителей: «Сделано в Германии» и «Мегамагазин Электроники № 1 в Европе». Как правило, рядовой потребитель ассоциирует товары из Европы (в частности, из Германии) с высоким качеством и оптимальными ценами. ^ Проявление эмоций. На мой взгляд, концепция данной рекламной кампании вызывает совершенно не те эмоции, которые подразумевались при ее создании. Тем не менее, стоит отметить, что образ поросенка в рамках данной концепции выбран не случайно. В немецком языке существует выражение «Das nennt man Schwein», что дословно означает «Это называется свиньей». На самом же деле, данное выражение является идиоматическим и означает «Вот счастье подвалило!»10. Соответственно, при выходе на российский рынок, в основу была положена, скорее всего, модель мышления немецкого потребителя. Однако, это не совсем подходит российским реалиям и не вызывает подразумеваемых ассоциаций у потребителей в России. Таким образом, данная рекламная кампания, на мой взгляд, не является удачной, особенно для выхода на новый рынок. Это может быть связано с неправильной оценкой национального менталитета российского потребителя. Но подобная ошибка при первоначальном позиционировании себя на новом рынке может стоить очень дорого. Естественной являлась необходимость кардинальных изменений концепции рекламных кампаний, применение новых, дополнительных инструментов психологического воздействия.^ Рекламная кампания «Улет!» В конце ноября 2007 года стартовала рекламная кампания «Улет!», созданная для сети Media Markt агентством GN Interpartners. Как и предыдущие рекламные кампании, «Улет!» преследует цели повышения узнаваемости бренда Media Markt, а также промоутирование главных ценностей ритейлера: цены, бренды, выбор, сервис. Новая рекламная кампания призвана привлечь внимание потребителей к мегамагазинам Media Markt, особенно недавно открывшимся11. В рамках рекламной кампании были задействованы следующие каналы коммуникации: ТВ, радио, безадресная рассылка, BTL и промо-акции.Привлечение внимания. Внимание потребителей привлекается с помощью следующих инструментов: Яркие, броские цвета; «Кричащее» графическое оформление.Поддержание интереса. На мой взгляд, поддержание интереса достигается с помощью броского слогана (в том числе, с использованием сленга). В данном конкретном случае таких слоганов 2: первый акцентирует внимание на большом ассортименте в магазинах, а второй – косвенно на большие масштабы нового магазина. Также можно отметить акцентирование внимания на апеллировании к качеству в рамках данной рекламной кампании. Это достигается за счет позиционирования компании, как «Магазина Электроники № 1 в Европе» и акцентирования внимания на стране происхождения – Германии. ^ Проявление эмоций. Все использованные инструменты психологического воздействия в целом вызывают определенные эмоции у потребителей. Также стоит отметить серию рекламных роликов12 , в которых рассказываются истории о том, как покупатели ценят сделанные покупки, не желая расставаться с ними даже, когда пакеты с товарами мешают работе и службе. Основная идея – репортаж в специальном выпуске новостей о появлении в городе странных, находящихся в состоянии крайней степени позитивного удивления и возбуждения людей13. Тем не менее, данную рекламную кампанию нельзя назвать достаточно успешной. Несмотря на инструменты психологического воздействия, используемые в рамках этой рекламной кампании, неясным остается ряд вопросов: Целевая аудитория – использование сленга апеллирует, скорее, к людям до 25 лет, но в то же время внешний вид «главных героев», скорее, относит рекламное послание к людям до 40 лет. Все это вызывает определенные противоречия и неясности. Что касается рекламных роликов, то можно отметить, что они не несут ни информационную, ни мотивационную функции и, соответственно, не формируют целевой установки у потребителей. Также в них неэффективно используются инструменты психологического воздействия на покупателей уже на этапах поддержания интереса и проявления эмоций. В целом, можно говорить об апеллировании в рамках данной рекламной кампании, в основном, к большому выбору товаров в магазинах Media Markt. Но, на мой взгляд, данная кампания не являлась достаточно эффективной.В рамках последней рекламной кампании Media Markt внимание акцентируется на основных ценностях ритейлера: цена, выбор, бренды и сервис. На сегодняшний день можно отметить следующие инструменты психологического воздействия на потребителя в рекламной кампании Media Markt:Привлечение внимания. Первое, что бросается в глаза, - яркие цветовые решения, благодаря которым сразу же привлекается внимание потребителей. Поддержание интереса. Для этого используются такие инструменты, как броский лозунг и акцентирование внимания непосредственно на цене предлагаемого товара. Что касается лозунга, то здесь можно говорить об описанном в Части 1 приеме «двойного воздействия слова»: в данном случае речь идет о таких словах, как «лучшее» и «мизерный», т.к. естественным в сознании рядового потребителя является понимание «чем лучше предложение, тем выше цена». В данном же случае поддержание интереса происходит за счет несоответствия предлагаемой цены товару. Также броским является лозунг «Бренды цветут в полную силу», где также в одном контексте предлагаются неподходящие понятия: «бренды» и «цветут». Таким образом, благодаря данному инструменту внимание потребителей не только привлекается, но и удерживается: человек, как минимум, задумается над тем, как «бренды могут цвести». Также внимание уделяется непосредственно цене, особо выделенной в рекламе. В данном случае также используется инструмент психологического воздействия: многим потребителям свойственно округление цены в меньшую сторону, т.е. видя цену «999», в сознании будет, скорее всего, откладываться понимание того, что данная цена меньше 1000, чем то, что разница между 1000 и 999 составляет всего 1. Также для поддержания интереса потребителей выносятся значимые характеристики товара.^ Проявление эмоций. На мой взгляд, здесь используется такой инструмент, как апеллирование к стереотипному мышлению людей. У российских потребителей существует понимание того, что то, что сделано заграницей вообще, априори является качественным. В данном случае сеть является немецкой и позиционирует себя соответствующе: «Фантастиш Маркт». Здесь, в отличие от предыдущих рекламных кампаний, используется одновременно и графическое, и текстовое решения: с одной стороны, немецкий флаг, а с другой, - транслетация немецкой фразы «Фантастический рынок». Это формирует в сознании потребителей оценочное суждение: немецкий магазин = хорошее качество + хороший сервис + большой выбор моделей и брендов. Таким образом, в рамках последней рекламной кампании Media Markt также происходит акцентирование внимания на основных ценностях ритейлера: цены, бренды, выбор, сервис. На мой взгляд, из всех рассмотренных выше рекламных кампаний, именно последняя является наиболее удачной и наиболее полно подходящей национальному менталитету российского потребителя. ^ 2.4. Основные выводы Проанализировав рекламные кампании Media Markt можно сделать следующие выводы: При выходе на рынок изначально была разработана неправильная концепция рекламной кампании, не соответствующая в полной мере особенностям национального менталитета российского потребителя. Лишь последняя концепция, которой придерживается компания на сегодняшний день, является, на мой взгляд, достаточно эффективной. Можно выделить следующие основные инструменты психологического воздействия на потребителя, использование которых прослеживается во всех рассмотренных концепциях рекламных кампаний: Для привлечения внимания потребителей к рекламе, в основном, используются яркие цвета; «кричащее», броское графическое оформление. Для поддержания интереса используются запоминающиеся слоганы и апеллирование к немецкому качеству. В совокупности все использованные инструменты воздействия формируют определенные эмоции у покупателей. Стоит отметить, что, на мой взгляд, предыдущие рекламные кампании Media Markt на практике не формировали подразумеваемого эмоционального фона у покупателей, возможно, ввиду недостаточной оценки национального менталитета российского потребителя. Следует отметить те новшества, которые были привнесены в концепцию последней рекламной кампании. Во-первых, основное внимание стало уделяться непосредственно брендам и ценам в магазинах: для акцентирования внимания на этом используются такие инструменты, как вынесение основных (значимых) характеристик, привлекающие внимание цены, использование изображений непосредственно товаров. Во-вторых, апеллирование к стереотипному мышлению потребителей стало достигаться не только в текстовой, но и в графической форме (использование изображения немецкого флага). В-третьих, следует отдельно отметить новые слоганы: они стали заметно спокойнее и, в то же время, при их формулировании начали использовать такой психологический прием, как использование «двойного воздействия слова», что, на мой взгляд, является более эффективным способом воздействия на потребителей, чем те «кричащие» слоганы (даже с использованием сленга), наблюдаемые в рамках предыдущих рекламных кампаний. Отдельно следует отметить методы психологического воздействия на потребителей, используемые в рекламных кампаниях Media Markt. Главный метод – неоднократное повторение с целью донесения до потребителей рекламного послания, формирования у покупателей новых установок. Это можно заметить на уровне рядового потребителя: обилие однотипных рекламных плакатов в городе, как минимум, привлекает к себе внимание довольно большого количества людей. Примером чрезмерного повторения (возможно, даже превышающим порог восприятия, рассмотренный в Части 1) является реклама в Московском метрополитене (в частности, на станции метро «Университет»). Соответственно, на мой взгляд, именно последняя концепция рекламной кампании Media Markt наиболее удачно доносит до потребителей основные ценности компании: выбор, бренды, цены и сервис. Заключение В целом по результатам проведенного анализа можно сделать выводы о практическом применении теоретических знаний в области психологического воздействия на человека. Во-первых, следует отметить, что применение различного рода инструментов и методов психологического воздействия на потребителей должно носить комплексный, но разумный характер: следует принимать во внимание порог восприятия индивида и не «перенасыщать» его излишней информацией, т.к. в этом случае данные инструменты не будут эффективно работать, а, соответственно, потеряется смысл их применения. Во-вторых, следует отметить, что со временем компании так или иначе меняют тот набор инструментов психологического воздействия, который формировался ими в той или иной концепции рекламной кампании, например, при выходе на новый рынок. Далее можно отметить, что далеко не всегда удается «перейти» в схеме механизма психологического воздействия на потребителя дальше первой ступени: т.е., несмотря на броские цвета, оригинальные слоганы или графическое оформление, компаниям далеко не всегда удается не просто привлечь внимание потребителей, но и поддержать их интерес и, тем более, создать тот эмоциональный фон, под влиянием которых человек примет решение о покупке того или иного товара. Безусловно, с течением времени будут появляться новые механизмы психологического влияния на человека (и в частности, на потребителя). В данной работе были рассмотрены наиболее явные инструменты и приемы такого воздействия на примере известного бренда. Понимание того, как и посредством чего происходит побуждение рядового потребителя к покупке иногда совершенно ненужной ему вещи является полезным не только потенциальным покупателям, но и разработчикам концепций рекламных кампаний вообще. Ведь грамотное применение данных методов позволит не только донести основные ценности компании до целевой аудитории, но и повысить эффективность рекламных кампаний. Но верно и обратное: слабая продуманность набора используемых инструментов может сформировать у потребителей негативную оценку к бренду в целом. Поэтому, работая с таким сложным явлением, как эмоции и психика человека, необходимо четко осознавать все возможные преимущества и негативные последствия неправильного применения инструментов и методов психологического воздействия. ^ Список литературы Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика, Москва, Дело, 2007. – С.54-57. Официальный сайт «Media Markt»http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/139-sredstva-i-metody-psixologicheskogo-vozdejstviya.html на 27.12.2011http://www.adme.ru/tv-spot/u-media-markt-brendy-uliot-gn-interpartners-21248/ на 27.12.2011http://www.mediaatlas.ru/items/print.php?id=7110 на 27.12.2011http://www.e-shtab.ru/blog/company/1221/official/12405 на 27.12.2011http://ucfd.ru/article/articles/psihologiya_reklamy/ на 27.12.2011http://www.ideaura.com/psychology/local_advertising.php на 27.12.2011 1 А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров «Связи с общественностью. Теория и практика». 2 http://pro-psixology.ru/socialno-psixologicheskie-fenomeny/139-sredstva-i-metody-psixologicheskogo-vozdejstviya.html Статья «Средства и методы психологического воздействия» 14.08.2010 3 http://ucfd.ru/article/articles/psihologiya_reklamy/ - Психология рекламы 19.04.2011 4 http://ucfd.ru/article/articles/psihologiya_reklamy/ - Психология рекламы 19.04.2011 5 Там же 6 http://ucfd.ru/article/articles/psihologiya_reklamy/ - Психология рекламы 19.04.2011 7 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. 8 http://www.adme.ru/tv-spot/u-media-markt-brendy-uliot-gn-interpartners-21248/ 9 http://www.e-shtab.ru/blog/company/1221/official/12405 - 2010 год 10 http://www.ideaura.com/psychology/local_advertising.php 11 http://www.mediaatlas.ru/items/print.php?id=7110 12 http://www.adme.ru/tv-spot/u-media-markt-brendy-uliot-gn-interpartners-21248/ 13 Там же