Муниципальное общеобразовательное учреждение Богатовская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Богатовский Самарской областиРЕФЕРАТпо дисциплине: «Биология» на тему: « О пчеловодстве»Автор работы: Поздняков Владимир, обучающейся 7«А» класса муниципальное общеобразовательное учреждение Богатовская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Богатовский Самарской области Научный руководитель: Уланова М.В., учитель математики, классный руководительБогатое 2011 Содержание Введение.....................................................................................3 Основная часть ..........................................................................4 Этапы развития пчеловодства……………………………..4 Первая история о пчеловодстве…………………………….5 Пчеловодство в России……………………………………..6 Пчеловодство на других континентах……………………..9Святые покровители пчеловодства………………………...11Интересные факты о мёде…………………………………..14 Заключение………………………………………………………16 Список литературы……………………………………………..17Введение Мед – вкусная сладость натурального происхождения за счет активной работы маленьких работящих пчелок. Мед считается очень полезным для здоровья и красоты человека. Мед содержит минералы, такие как калий и магний, кальций, сера, хлор, натрий, фосфат и железо. Мед состоит на 78% из сахара, на 20% из воды, и на 2% из минеральных солей, содержит фруктозу и глюкозу, сахарозу и левулезу, витамины В1, В2, В3, В5 и В6, витамин С. Конечно же концентрация полезных веществ зависит от качества пыльцы. Мед очень питателен: 100г меда приравнивается к 240г рыбьего жира или 4 апельсинам. В 1кг меда содержится 3150 ккал, поэтому мед рекомендуется употреблять спортсменам, но естественно не в килограммах в день. Срок хранения меда в нормальных условиях – один год, после чего мед просто теряет свои чудодейственные свойства. В нашей семье папа занимается пчеловодством и я ему помогаю. Как работает с пчелами мой папа, я вижу, но у меня возникло много вопросов: - когда люди начали заниматься пчеловодством; - какова история и география пчеловодства; - какие есть святые покровители пчел и многое другое. Чтобы ответить на эти вопросы мне пришлось прочитать много дополнительной литературы, просмотреть фильмов и посетить специализированные сайты по пчеловодству. Мне хочется поделится интересными фактами.^ Основная частьЭтапы развития пчеловодства Пчеловодство — древнейшее занятие человека. В истории пчеловодства различают несколько этапов развития:охота за медом диких пчел. Она включала в себя разыскивание пчелиных семей, поселившихся в дуплах деревьев и расщелинах скал, отбор у них меда путем выламывания сот и разрушения их гнезд, что в итоге приводило к гибели пчел и сокращению их численности;бортевое пчеловодство. Этот более прогрессивный метод по сравнению с предыдущим включал в себя следующие приемы. Пчел содержали в лесу в естественных или искусственных жилищах (бортях), при заполнении сот гнезда медом производился частичный их отбор. Это оставляло пчелам шанс на выживание и дальнейшее развитие. Кроме этого, появилось контролируемое человеком размножение пчелиных семей. При выходе роя из борти его собирали и сажали в заранее подготовленное жилище. На этом этапе пчеловодство становится профессией, появляются первые, еще примитивные технологии содержания пчел;пасечное пчеловодство. Оно возникло на территории нашей страны еще в X—XI вв. При этом виде пчеловодства содержание семей пчел происходит в искусственных жилищах — ульях. Сначала это были примитивные неразборные ульи (колоды, сапетки), позднее появились разборные — дуплянки. При этом появилась возможность перемещения пчел вместе с их жилищем. Пасеки стали устанавливать вблизи жилья человека, а также при необходимости подвозить к массивам цветущих растений. Размножение пчел стало полностью контролироваться, появились приемы искусственного размножения путем деления пчел. В 1814 г. П. И. Прокоповичем был изобретен рамочный улей, который используется в современном пчеловодстве и в наши дни.^ Первая история о пчеловодстве Самой первой информацией о пчеловодстве являются папирусные свитки, дошедшие до нас из Древнего Египта. Уже в это время пчеловодство здесь было довольно хорошо развито, а пчела являлась символом Нижнего Египта. Древние египтяне использовали ульи, плетенные из прутьев, или керамические, с которыми на плотах и лодках кочевали по Нилу, обеспечивая длительный медосбор благодаря разнице в сроках цветения медоносов в Нижнем и Верхнем Египте. Они хорошо знали лечебные свойства меда, воска, прополиса. Во II тысячелетии до н. э. пчеловоды Египта представляли собой отдельное сословие. Примерно в это же время пчеловодство было хорошо знакомо жителям Вавилонии, Палестины, Ассирии, Аравии, о. Крит. В Грецию пчеловодство также пришло из Египта. В произведениях Гомера упоминается об использовании меда в пищу греками, хотя разведением пчел они стали заниматься гораздо раньше. В VIII в. до н. э. греческие пчеловоды уже знали, что пчелиная семья состоит из разных особей — матки, рабочих пчел и трутней, хотя еще не совсем понимали их назначение. Уже в то время греки вывозили пчел на медосбор на острова Эгейского моря и даже в Египет. Много полезных сведений о медоносной пчеле и пчеловодстве можно найти в трудах греческих ученых, живших в V—IV вв. до н. э. Письменные источники указывают, что в Центральной и Северной Европе пчеловодством занимались уже в I тысячелетии до н. э. При раскопках на севере Германии были найдены колоды, относящиеся к IV в. до н. э., и плетенные из соломы и прутьев ульи. К VI в. н. э. соломенные ульи распространились на большей части Европы. В VII—IX вв. на территории Германии были довольно крупные пасеки, а мед и воск в больших количествах экспортировались в Испанию, Сирию и Палестину. В Средние века немецкие пчеловоды умели формировать отводки, перевозили пчел к источникам медосбора, сохраняли их зимой в траншеях, устраивали стационарные павильоны, занимались бортничеством. На территории Польши бортничество, видимо, было известно с I в. н. э. В XIV в. здесь существовали союзы пчеловодов. Вполне вероятно, что именно отсюда пчеловодство проникло и на территорию России.^ Пчеловодство в России В нашей стране пчеловодство также прошло все этапы своего развития. Наши далекие предки добывали мед и воск, отыскивая в лесах жилища диких пчел. Издавна развивалось бортевое пчеловодство, которое просуществовало до конца XVIII в., хотя уже в X—XI вв. стало распространяться пасечное. В течение многих столетий мед и воск в огромных количествах вывозили в другие страны, наряду с пушниной они служили главными предметами экспорта. По расчетам Н. М. Витвицкого, в начале XVI в. на территории России производство товарного меда достигало почти 10 млн т. Этому способствовала богатейшая медоносная база нашей страны, где в то время были обширные лесные массивы и заросшие растительностью с преобладанием медоносов значительные площади полян, вырубок, лесных гарей и просек. В XVII в. достигает расцвета колодное пчеловодство, но в конце столетия начинается его общий упадок. Это было вызвано массовым уничтожением лесов для расширения сельскохозяйственных земель, получения в большом количестве древесины в качестве сырья и топлива для развивающейся промышленности. Это в совокупности и привело к сокращению медоносных угодий. Однако в начале XVIII в. производство товарного меда все еще достигало внушительных размеров и составляло более 300 тыс. т в год. Отдельные крестьянские хозяйства имели пасеки по 500 колод и более. В связи с регулярной охраной лесов, введенной Петром I, а позднее с запретом заниматься бортничеством большое количество пчелосемей было сосредоточено на пасеках вблизи селений. Это привело к тому, что пчелы не обеспечивались медоносными угодьями, и продуктивность пчелиных семей стала падать. Кроме того, появление керосина и развитие в начале XIX в. свеклосеяния и сахароварения еще больше подорвало значение пчеловодства как единственного поставщика сладкого продукта и сырья для свечей и резко снизило цены на мед и воск. В начале XIX в. в России насчитывалось около 40 млн пчелиных семей, а к 1840 г. осталось всего лишь 5 млн. В это же время происходили изменения и в способах содержания пчел. На смену колодам и другим неразборным ульям приходит рамочный улей, появляются медогонка и искусственная вощина, позволившие усовершенствовать методы содержания и разведения пчел. В 1889 г. в Вятке открылась фабрика, наладившая выпуск рамочных ульев и пчеловодного инвентаря. В 1890 г. в Харькове открылся цех по производству вальцов для изготовления вощины и пчеловодного инвентаря. К 1900 г. в России было 320 тыс. пасек, на которых насчитывалось 5 млн пчелиных семей, в том числе 10% от этого числа находилось в рамочных ульях. К 1910 г. этот показатель увеличился до 20%, численность пчелосемей составила 6 млн шт. Количество товарного меда на пчелиную семью было по-прежнему низким и не превышало 5—7 кг. За годы первой мировой войны 1914—1918 гг., а затем Гражданской войны число пчелосемей сильно уменьшилось и в 1919 г. составило 3,1 млн. В 1920-х гг. развитие отрасли ускорилось. К 1924 г. в СССР было организовано около 300 пчеловодческих товариществ, которые объединялись в кооперативы и союзы. В 1930 г. в стране насчитывалось 5,5 млн пчелиных семей, в том числе 60% в рамочных ульях, в 1940 г. — 10 млн семей, причем неразборные ульи уже практически не использовались. В 1919 г. были организованы Тульская и Украинская опытные станции пчеловодства, в 1922 г.— Московская, в 1923 — Уральская и Ленинградская. В 1930 г. на базе Тульской и Московской опытных станций создан НИИ Пчеловодства. В нем работали известные ученые, такие как Н.М.Кулагин, И.А.Каблуков, Г.А.Кожевников, А. С. Буткевич, В, В. Алпатов и другие. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. нанесла пчеловодству значительный ущерб. Число пчелиных семей сократилось вдвое (до 4,5 млн), но в результате принятых мер к концу 1950 г. число семей возросло до 8,5 млн. С 1960-х гг. развитие пчеловодства идет в основном за счет укрупнения колхозных и совхозных пасек, создаются специализированные пчеловодческие совхозы. В 1989 г. имелось 8,5 млн пчелиных семей, от каждой из них получено в среднем по 14 кг товарного меда (в передовых хозяйствах по 35—40 кг), его общее производство составило 123 тыс. т. В специализированных пчеловодческих совхозах и на крупных пчеловодческих фермах механизированы трудоемкие процессы (распечатывание сот, откачка и расфасовка меда, погрузка и разгрузка ульев при их перевозке и т. д.). Это было, но сейчас….. ^ Пчеловодство на других континентах Пчеловодством занимаются на всех континентах и во всех климатических зонах от тропиков Азии, Африки и Америки до северных районов Финляндии, Норвегии и Канады. В мире насчитывается около 50 млн пчелиных семей, производство товарного меда составляет около 1 млн т. Крупнейшим производителем меда и других продуктов пчеловодства является Китай. Медоносная пчела была завезена на его территорию только в начале XX в. В стране более 6 млн пчелиных семей, ежегодно производится 140—150 тыс. т меда, из которого 60 тыс. т идет на экспорт. Также вырабатывается около 500 т маточного молочка (50% экспортируется). В Китае богатая медоносная база, около 1 000 видов медоносных растений. В стране создан Институт пчеловодства, издается журнал. На территорию США медоносная пчела была впервые завезена из Англии в 1621 г. В стране более 4 млн пчелиных семей. Ежегодно производится 70—90 тыс. т меда. Пчело-разведенческие питомники получают в год около 1 млн пчелиных маток и 500 тыс. пакетов пчел. Основными медоносами являются люцерна, клевер, донник, гречиха, рапс, цитрусовые. Американское пчеловодство характеризуется высоким уровнем концентрации и специализации. Все трудоемкие процессы механизированы, мед расфасовывается в мелкую, удобную для потребления тару. Научно-исследовательскую работу осуществляет сеть опытных станций. Издаются «Американский пчеловодный журнал» («AmericanBeeJournal») и «Сборник по пчеловодству» («CleaningsinBeeCulture»). В Мексике в настоящее время насчитывается около 2,8 млн пчелиных семей. Ежегодно производится около 50 тыс. т меда, до 80% из которого идет на экспорт. В Бразилии более 1,5 млн семей, дающих ежегодно 27—28 тыс. т мёда, в Аргентине от 1,3 млн пчелосемей получают более 25 тыс. т меда в год. В странах Латинской Америки исключительно благоприятные условия для развития пчеловодства, однако используют их не в полную силу. Канада занимает одно из ведущих мест в мире по производству меда на одну пчелиную семью. Здесь этот показатель достигает 50 кг меда и более. В стране насчитывается около 700 тыс. пчелосемей, производится 40 тыс. т меда. Большое количество пчелиных семей сосредоточено в Европе. Ведущее место здесь занимают Австрия, Германия, Испания, Франция, Италия, Финляндия, Польша. В этих странах пчел используют не только для получения меда, но и для опыления сельскохозяйственных культур. Некоторые европейские государства резко увеличили производство меда, и прежде всего потому, что создали кормовую базу пчеловодства в лесах. Например, в Венгрии пчеловоды объединили свои усилия и посадили 300 тыс. гектаров белой акации, заменив ею малопродуктивные породы деревьев. В результате продуктивность пчелиных семей поднялась до 70 кг товарного меда с улья. В Австралии насчитывают 500 тыс. семей пчел. Ежегодное производство меда составляет 25 тыс. т. Благодаря богатейшей медоносной базе (эвкалипт, клевер, люцерна, подсолнечник и др.) в стране очень высокий выход меда на 1 пчелиную семью (до 45 кг). Основное количество меда производят в лесных штатах. Широко практикуется вывоз пчел на медосбор и опыление сельскохозяйственных растений. В современном мире все более актуальной становится проблема уменьшения численности пчел. Ученые всего мира отмечают общую тенденцию к сокращению популяции этих насекомых. Сохранение пчел на земле – это поддержание экологического равновесия, поэтому в 2008 году Компания Тенториум во главе с Раилем Хисматуллиным выступила с инициативой организации движения по сохранению пчел во всех странах мира и учреждения 14 сентября – Всемирным днем защиты пчел.^ Святые покровители пчеловодства Средиземноморье В греческой мифологии широкую известность получил Аристей, сын Аполлона и нимфы Кирены. В античной, а позднее во всей средневековой литературе, Аристей считался основоположником скотоводства, охоты, вино- и маслоделия, пчеловодства и вообще всего сельского хозяйства, защитником от всяческих напастей и болезней людей, растений, животных, в том числе и пчел. Аристей научил людей пчеловодству, а пчелу считал священнейшим существом, далеким от всего земного. Покровители пчеловодства в Европе Самый почитаемый святой у пчеловодов-католиков — Амброзиус (Амвросий, Амброзий, Абмрозия, Амброзина Амбросий). От греческого имени (Амбросиос) – "бессмертный". В христианской традиции особо почитается святой Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский), богослов, проповедник и сочинитель церковных гимнов. Он считается небесным покровителем Милана (Италия), а также пчел и пчеловодов. Амброзиус — Валериус Аурелиус (339—397) родился в Трире, обучался юриспруденции, в 370 г. был назначен наместником Верхней Италии с резиденцией в Майланде (Милане). С 07.12.374 года был епископом этого города. Сочетая светскую деятельность королевского чиновника с ревностным служением церкви, своими проповедями и трудами был признан выдающимся церковным деятелем. Иконография этого святого обширна, по большей части это скульптурные изображения, в свойственной для католической церкви манере. Изображается с ульем-сапеткой, что символизирует ученость и силу слова. Легенда гласит, что когда Амброзиус был грудным младенцем, во время сна на его лицо привился пчелиный рой, а затем улетел, и ни одна пчела его не ужалила. Это послужило предзнаменованием будущего величия и красноречия святого. Имя святого происходит от слова «амброзия», означающего «пища богов», «мед», так как проповеди Амброзиуса были подобны истекающему меду. В католической церкви праздник этого защитника пчел и пчеловодов отмечается 7 декабря. Имя Зосимы православный календарь упоминает девять раз, говоря о разных лицах, живших во П - VП веках. Существует связь между упоминанием в народном месяцеслове даты - 4(17) января, которая связывается с Зосимой (Г.Д.Рыженков 1991 г.) и день преподобного мученика Зосимы (Ш и 1V века), отмечаемая церковью в этот же день. "Рой роится - Зосима - Савва - веселится"; "Что у пчелы в соту, то Зосима - Савва - дали" - говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю "пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают". Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П.Рожнова, 1992 г.). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: "Божию помощью и преподобного Зосимы" (Т.Павлевский, 1899 г.). Икона, с изображением этих святых являлась принадлежностью многих пасек. Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, происходило не ранее ХI - ХII века после разделения церкви на православную и католическую в ХI веке. Оно происходило самостоятельно в разных странах. В Праге, на Карловом мосту установлена скульптурная группа "Мадонна со святым Фомой Аквинским святым Домиником". У ног святого Фомы Ангел держит улей с медом. Этот святой является покровителем пчеловодства в Чехии. Чехи называют пчелу vcela потому, что она будто бы сидела на челе (сelo) Распятого Спасителя. В Ирландии - настоятельница монастыря святая Гобнета, а в православной Грузии чтили святого Георгия. По сказаниям кавказских горцев происхождение пчел таково: гром, прогневывавшийся на людей, уничтожил однажды всех пчел за исключением одной, которая была спасена Богородицей и от этого священного насекомого произошли все остальные пчелы. Иоанн Златоуст, имеется его изображение также с атрибутом пчеловодства — ульем-сапеткой, что дает основание предположить о его причастности к пчеловодству. Святой Рохус (1295—1327) в католической церкви почитается как защитник от чумы и прочих эпидемий. Лечил он освященным медом. То ли пребывание больного у пчелиного улья, то ли медовая терапия, а скорее всего, совместное воздействие этих факторов приводили к исцелению. Святой Рохус также изображается с пчелиным ульем. Святой К.Барромеус (16 в.), настоятель католического храма, также был известен своей борьбой против чумы, изображался с медовым сотом. В Болгарии и в Западной Украине 23 февраля чествовали память святого Харлампия. Епископ Харлампий жил и проповедовал в г. Магнезия (Малая Азия). Он обращал широкие массы языческого населения в христианство, слыл народным лекарем, используя среди прочих естественных продуктов мед и воск для лечения различных болезней. Христианской церковью был провозглашен святым, целителем людей. В Болгарии в день св. Харлампия христиане не работали. Женщины вставали пораньше, пекли лепешки с изображением крестов и ульев. Лепешки, соты и судочки с медом относили в церковь на торжественную литургию. После литургии на лепешки намазывали освященный мед и раздавали родным и знакомым в честь этого праздника. В некоторых местах освященный мед хранили за алтарем в течение 40 дней, а затем использовали как лекарство. В день этого святого совершались противочумные обряды, на которых употреблялся освященный мед. За неделю до праздника св. Харлампия пчеловоды поставляли на рынок мед, медовые соты, воск, восковые свечи. Многие церкви в Болгарии носят имя этого почитаемого покровителя пчеловодства. ^ Интересные факты о мёде В Древней Греции бессмертие богов объясняли тем, что они питались амброзией, состоящей из меда, молока и нектара. - Великие мыслители древности Пифагор, Гиппократ, Аристотель и др., считали, что потребление меда способствует продлнию человеческой жизни. - По преданию, Демокрит вследствие старости решил лишить себя жизни и стал отказываться от пищи. Чтобы отложить это событие на дни праздников, он приказал поставить перед собой чашу с медом, и, вдыхая запах меда, сумел продлить себе жизнь на нужное число дней, когда же мед был унесен, он умер в возрасте 107 лет. - «Отец медицины» Гиппократ не только широко использовал мед как лекарство, но питался им сам и дожил до 109 лет. - Известный пчеловод Витвицкий в своей книге «О благотворном влиянии меда на организм человека писал, что польский поэт Трембицкий питался простой пищей с медом в течение 30 лет, поэтому в 80 он выглядел молодо. - В годы Великой Отечественной Войны Институтом пчеловодства совместно с лечебными учреждениями Москвы и Томска изучалось действие меда как лечебного средства на больных и раненых воинах. Было установлено, что даже слабый водный раствор меда не только останавливал рост бактерий, но и убивал их. - Из 900 древнеегипетских медицинских рецептов, обнаруженных на папирусах, более половины включает мед, как средство для лечения заболеваний печени, желчного пузыря, почек, кишечника, глаз и т.д. - Великий греческий врач Гиппократ, который считается «отцом современой медицины», был вегетарианцем и питался медом. В своих письмах он напоминает об укрепляющих свойствах меда, который помогает в профилактике различных заболеваний. - Благодаря высокой концентрации сахаров в меду, он впитывает жидкости, находящиеся с ним контакте, и обладает антибактериальными свойствами. Мед имеет высокую эффективность при лечении инфекций дыхательных путей, хронических заболеваний печени, кишечника, почек и других органов. - Мед эффективен при обработке ран и ожогов на коже. В случае ожога мед препятствует доступу воздуха к обоженной коже. - При контакте с открытой раной мед подсушивает ее, оттягивая жидкость. Энзимы, находящиеся в меду, приводят в образованию перекиси, которая очищает и дезинфицирует рану. Моносахара меда питают пораженные клетки и помогают регенерации. - Использование меда как источника сахара более полезно, чем потребление обычного белого сахара. Исследования доказали, что уровень заболеваемости диабетом среди тех, кто употребляет в пищу моносахара, ниже, чем у тех, кто употребляет белый сахар. - Женщинам, которые хотят сбросить лишний вес и избежать потери кальция, рекомендуется приготовить смесь меда и тхины в соотношении один к одному. Тхина является источником кальция, а мед – энергии. - Для приготовления средства от кашля следует смешать лук с медом или тимьянный чай с медом. В этих смесях мед выполняет антибактериальные действия. - Для обработки ранки рекомендуется нанести на кожу лица медовую маску, а на следующий день – прополисовую маску. Если ранки не проходят, следует добавить в маску маточное молочко.^ III. ЗаключениеВажно знать ... Мед должен быть в нашем доме не только на праздники. И не только в качестве пищи. Из тысячи древнеегипетских медицинских рецептов, обнаруженных учеными на папирусах, свыше половины включают мед как средство лечения от различных заболеваний. Ну, а тем, кто хочет избавиться от лишнего веса и предрасположен к диабету, совет один – замените белый сахар на натуральный мед. И вообще почаще употребляйте его – на здоровье! По своей природе медоносные пчелы – уникальны! Общение с пчелами вызывает массу радостных эмоций, успокаивает нервную систему. Пчелами можно восторгаться, часами не отходя от улья. Чем больше их узнаешь, тем интереснее с ними работать. Наблюдения за жизнью и работой пчел доставляют пчеловоду-любителю, большое удовольствие и приносят удовлетворение, так как жизнь пчелиной семьи полна своеобразия и не до конца разгаданных тайн. Следует отметить и воспитательную роль пчеловодства. Оно развивает в человеке внимание, аккуратность, трудолюбие и смекалку. Не случайно считается, что у плохих людей пчелы не будут водиться. Трудолюбие пчел - положительный пример. ^ IV. Список литературы Аветисян Г. А., Пчеловодство, М., 1965; Глазов Г. В. Начала пасечного ремесла по системе инженера Г. В. Глазова. (Комплект чертежей и технологическая карта ухода за пчелами) Псков — Печоры, 1996 г. Глазов Г. В. Пчеловодство как ремесло. Новгород, Русская провинция, 1992 г. Глазов Г. В. Пчелиная охота. Ловля вольных роев по системе Г. В. Глазова. Республиканская школа передового опыта Российского Национального Союза пчеловодов. Псков. Печоры 2005. Журнал «Пчеловодство» (10 номеров в год). Учебник пчеловода, 5 изд., М., 1973 Павлевский Т. Народные поверья и заговоры, относящиеся к пчеловодству // Кубанский сборник / Сост. Т. Павлевский Екатеринодар, 1899. -Т.5. - С. 4-7. Рожнова П. Радоница. Русский народный календарь. - М., 1992. - с.33