Реферат по предмету "Разное"


«Практикум»

министерство образования и науки РФ федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ уНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. БербековаС.К. Башиева, З.Р. Дохова, И.Р. Мокаева, Т.А. ЧепраковаОсновы стилистики и культуры речиЧасть II. Материалы для самостоятельной работыРекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению 031000 – Филология, специальности 031001 – Филология, специализации 021701 – Русский язык и литература НАЛЬЧИК 2008 ББК 81.2 УДК 82.08 Б 33Рецензент: доктор филологических наук, профессор, декан факультета лингвистики и журналистики Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»^ Т.В. ЕвсюковаАвторы: Башиева С.К., Дохова З.Р., Мокаева И.Р., Чепракова Т.А.Б 33 Основы стилистики и культуры речи. Часть II. Материалы для самостоятельной работы. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2008. – 245 с.Учебное пособие посвящено актуальным вопросам стилистики и культуры речи. Издание состоит из двух частей. Первая часть – «Практикум» – содержит предисловие, программу, практические занятия, контрольные тесты и задания, контрольные работы для рубежного контроля по курсу «Основы стилистики и культуры речи». Во второй части – «Материалы для самостоятельной работы» – приведены учебные материалы, предназначенные для самостоятельного изучения. Каждая книга включает глоссарий, приложения, рекомендуемую литературу и рабочий материал, использованный при разработке практических заданий. Предназначено для студентов направления 031000 – «Филология», специальности 031001 – «Филология», специализация 021701 – «Русский язык и литература». ББК 81.2 УДК 82.08  Кабардино-Балкарский государственный университет, 2008содержание Предисловие………………………………………………... 4 ^ Материалы для самостоятельного освоения ………….. 6 Раздел № 1. История становления, предмет, объект изучения, фундаментальные понятия стилистики………... 6 Раздел № 2. Традиционные и современные структурные разделы стилистики ………………………………………… 9 Раздел № 3. Функциональная стилистика………………… 15 Раздел № 4. Функциональная стилистика. Научный стиль 57 Раздел № 5. Функциональная стилистика. Официально-деловой стиль…...................................................................... 94 Раздел № 6. Функциональная стилистика. Публицистический стиль …………………………………………………... 115 Раздел № 7. Функциональная стилистика. Литературно-художественный стиль……………………………………… 161 Раздел № 8. Функциональная стилистика. Разговорный стиль ………………………………………………………… 174 Глоссарий ………………………………………………….. 190 Приложение………………………………………………… 205 ^ Рекомендуемая литература ………………………….…... 235 Рабочий материал, использованный при разработке практических заданий …………………………..……… 238 Предисловие Вторая часть данного пособия – «Материалы для самостоятельной работы» – посвящена изучению стилистики русского литературного языка и русской речи. Она включает в себя следующие элементы: материалы для самостоятельного освоения, глоссарий, приложение, рекомендуемую литературу, рабочий материал, использованный при разработке практических заданий. Структура и порядок подачи материала в книге опреде­ляются программой курса. Системный компонент «Материалы для самостоятельного освоения» состоит из 8 разделов. Каждый раздел представляет собой совокупность из четырех частей: задания для проверки теоретических знаний, представленные в виде тестовых заданий (ориентированы на закрепление основных теоретических понятий и определений); упражнения, предполагающие тренировку не только речевых навыков студентов, но и развитие их лингвистического чутья, критического отношения к своей и чужой речи; контрольные вопросы и литература. Первый раздел предусмотрен для изучения истории становления, предмета, объекта стилистики, введения в круг основных стилистических понятий. Второй раздел посвящен рассмотрению традиционных (функциональная стилистика, стилистика языковых единиц, стилистика текста, стилистика художественной речи) и современных структурных областей стилистики (ортостилистика, прагмастилистика). Основными вопросами третьего раздела являются раскрытие понятий «функциональный стиль», «жанр», анализ принципов дифференциации стилей языка и речи, изучение основных этапов развития функциональной стилистики. Базовые понятия четвертого раздела – научный язык и научный стиль речи (история, развитие, своеобразие). Особенностям официально-делового стиля (история, развитие, своеобразие) посвящен пятый раздел данной части пособия. Шестой раздел предусматривает анализ истории зарождения, функционального аспекта, языковых особенностей, жанровых разновидностей публицистического стиля. Изучение литературно-художественного стиля предполагается в седьмом разделе данной части пособия. Целью восьмого раздела является создание полной картины разговорной речи: понятие, функции, условия реализации, лингвистические особенности, состояние на современном этапе. Глоссарий по курсу «Основы стилистики и культуры речи» раскрывает основные понятия изучаемого материала. Пособие снабжено приложением, представляющим собой тексты для лингвистического анализа.материалы для самостоятельного освоенияРаздел № 1. История становления, предмет, объект изучения, фундаментальное понятие стилистики (6 ч)Задания для проверки теоретических знаний Задание 1. Традиционная стилистика, развивавшаяся в двух направлени­ях, существовала до конца 70-х гг. XIX ст. начала 40-х гг. XX ст. середины 50-х гг. XX ст. середины 60-х гг. XX ст. Задание 2. Стилистика как самостоятельная область науки о языке выделилась в конце XVIII в. начале XIX в. конце XIX-нач. XX вв. начале XX в.Задание 3. Н.М. Карамзин и его школа разрабатывали главным образом вопросы стилистики художественной речи в аспекте историко-генетической эволюции русского литературного языка тенденций развития художественно-беллетристических стилей теории словесности теории поэтикиЗадание 4. А.С. Шишков и общество «Беседа любителей русского слова» обсуждали проблемы стилистики русского литературного языка в аспекте историко-генетической эволюции русского литературного языка тенденций развития художественно-беллетристических стилей теории словесности теории поэтики Задание 5. Учение о «трех стилистиках» принадлежит Д.Н. Шмелеву Г.О. Винокуру В.В. Виноградову А.Н. ГвоздевуЗадание 6. В учении о «трех стилистиках» выделяется сти­листика языка как «системы систем», изучающая различия семантического и экспрессивно-стилисти­чес­ко­го характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи так называемые функциональные языковые стили все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления тексты повседневной жизниЗадание 7. В учении о «трех стилистиках» выделяется сти­листика речи, изучающая различия семантического и экспрессивно-стилистичес­ко­го ха­рак­тера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи так называемые функциональные языковые стили все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления тексты повседневной жизниЗадание 8. В учении о «трех стилистиках» выделяется сти­листика художественной литературы, изучающая различия семантического и экспрессивно-стилистичес­ко­го характера между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи так называемые функциональные языковые стили все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления тексты повседневной жизниКонтрольные вопросы Какие дефиниции стилистики Вам известны? Когда были заложены элементы стилистики? Кем и когда была начата научная разработка вопросов стилистики? В каком веке стилистика выделилась как самостоятельная область науки о языке? Каковы причины актуализации проблем стилистики в русской науке начала XX в., советского периода конца 80-х гг.? Какое значение для развития стилистики имела деятельность Н.М. Карамзина и его школы (конец XVIII-начало XIX вв.), а также А.С. Шишкова и общества «Беседа любителей русского слова» (1811-1816 гг.)? Работы каких ученых сыграли особую роль в развитии русской стилистики? Кому принадлежит учение о «трех стилистиках» (стилистика языка, стилистика речи, стилистика художественной речи)? О каких трех «стилистиках» писал Шарль Балли? Каков предмет исследования стилистики, по определению О.С. Ахмановой? Что является объектом стилистики, по мнению чешских лингвистов? Назовите фундаментальное понятие стилистики и теории литературного языка. К какому времени относится появление термина «штиль» в русском языке? Дайте определение стилю языка и стилю речи. Аналогично ли понятие «функционально-стилевая сфе­ра» понятию «стиль»? С чем это связано? Как Вы считаете, возможно ли отнесение функционально-стилевой системы к явлениям исторически изменяющимся? Какова общая основа стилей, или функциональных разновидно­стей? Что лежит в основе сопоставления стилей литературного язы­ка? Выделите основные признаки понятия «стиль», зафиксированные в определении академика В.В. Виноградова, и сде­лай­те соответствующие выводы.Литература Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта, Наука, 2003. – 840 с. Купина Н.А. Основы стилистики и культуры речи: Практикум для студентов-филологов / Н.А. Купина, О.А. Михайлова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 296 с. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Русский язык и культура речи. – Минск, 1999. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов по спец. «Журналистика». – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1987. – 399 с.Раздел № 2. Традиционные и современные структурные разделы стилистики (14 ч)Задания для проверки теоретических знаний Задание 1. Тра­диционная стилистика развивалась в двух нап­равлени­ях: функциональном нормативном литературном прагматическомЗадание 2. Нормативное направление традиционной стилистики включает в себя практическую стилистику функциональную стилистику культуру речи стилистику художественной речиЗадание 3. Литературное направление традиционной стилистики представлено языком художественной литературы функциональной стилистикой практической стилистикой культурой речиЗадание 4. Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями – это искусство выражать разное содержание одной формой искусство выражать одно и то же содержание разными формами умение использовать качественно общие признаки в различных количественных проявлениях искусство правильного выбораЗадание 5. Функциональная стилистика исследует дифференциацию литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единствам), т.е. изучает и описывает систему стилей, закономерности ее внутриструктурной организации вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости функционирование в литературном языке единиц (и категорий) всех уровней языка в типических речевых ситуациях, в контекстах различного смыслового, экспрессивного содержания с учетом действующих языковых норм общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержа­тель­ному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведениеЗадание 6. Стилистика языковых единиц изучает дифференциацию литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единствам), то есть изучает и описывает систему стилей, закономерности ее внутриструктурной организации вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости функционирование в литературном языке единиц (и категорий) всех уровней языка в типических речевых ситуациях, в контекстах различного смыслового, экспрессивного содержания с учетом действующих языковых норм общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержа­тель­но­му, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведениеЗадание 7. Как ответ на нужды редакционно-издательской практики практическая стилистика начала складываться в 40-х гг. XX в. 50-х гг. XIX в. 20-х гг. XIX в. 30-х гг. XX в.Задание 8. Основы практической стилистики были разработаны Ю.А. Бельчиковым и Т.Г. Винокуром К.И. Былинским и Д.Э. Розенталем И.Б. Голубом и Л.К. Граудиной В.А. Ицкович и Л.П. КатлинскойЗадание 9. Термин «практическая стилистика» был предложен Т.Г. Винокуром Ю.А. Бельчиковым Д.Э. Розенталем В.И. ЧернышевымЗадание 10. Стилистика текста изучает дифференциацию литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единст­вам), т.е. изучает и описывает систему стилей, закономерности ее внутриструктурной организации вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости функционирование в литературном языке единиц (и категорий) всех уровней языка в типических речевых ситуациях, в контекстах различного смыслового, экспрессивного содержания с учетом действующих языковых норм общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержатель­ному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведение; выясняет способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного назначения и содержания.Задание 11. Стилистика художественной речи исследует дифференциацию литературного языка по его исторически сложившимся разновидностям (функционально-стилевым единствам), т.е. изучает и описывает систему стилей, закономерности ее внутриструктурной организации вопросы, связанные с приобретением языковыми единицами в контексте цельного художественного произведения эстетической значимости функционирование в литературном языке единиц (и категорий) всех уровней языка в типических речевых ситуациях, в контекстах различного смыслового, экспрессивного содержания с учетом действующих языковых норм общие и частные закономерности организации языковых единиц, подчиняющихся известному идейно-содержатель­ному, функциональному, композиционно-структурному единству, каким представляется текст как речевое произведение.Задание 12. Современное направление в стилистике, изучающее правила отбора, целесообразного и оптимального использования языковых средств и речевых механизмов для достижения целей общения и оказания запланированного воздействия на адресата или аудиторию, – это ортостилистика функциональная стилистика прагмастилистика стилистика изобразительных средствЗадание 13. Прагмастилистика ввела в процесс интерпретации текста/дискурса первый ракурс второй ракурс третий ракурс четвертый ракурсЗадание 14. Введенный прагмалингвистикой ракурс позволяет в художественной литературе воссоздать индивидуально-речевую систему писателя, его идиостиль индивидуально-речевую систему читателя, его идиостиль обобщенную речевую систему писателей обобщенную речевую систему читателейЗадание 15. Одна из дисциплин науки о культуре речи, занимающаяся вопросами кодификации постоянно развивающейся системы литературного языка, – это ортостилистика функциональная стилистика прагмастилистика стилистика изобразительных средствЗадание 16. Дисциплина, изучающая стилистические приемы, тропы и риторические фигуры, применяемые в орнаментальных целях, – это ортостилистика функциональная стилистика прагмастилистика стилистика изобразительных средствКонтрольные вопросы Какие традиционные структурные разделы стилистики Вам известны? Что представляет собой стилистика текста? Каким представляется текст как речевое произведение? Что такое интертекстуальность? Какова зависимость соотнесенности композиционных частей текста с определенной совокупностью языковых единиц от идейного содержания и жанрово-композиционных особенностей текста? Что является предметом исследования стилистики художественной речи? Какое направление стилистики занимается изучением образных средств языка? Какие составляющие образуют проблематику стилистики художественной речи? Какая проблема изучения стилистики художественной речи является одной из важнейших и почему? Тождественны ли понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»? Что исследует функциональная стилистика? Какие определения термина «практическая стилистика» встречаются в отечественной и зарубежной литературах? История формирования практической стилистики. Какие виды практической стилистики Вам известны? Дайте характеристику предмета изучения лексической стилистики. Каков предмет рассмотрения грамматической стилистики? Что исследует стилистический синтаксис? Какие направления развития стилистики актуальны в современной лингвистике? Что такое ортостилистика? С какого времени ортостилистика начала заниматься вопросами кодификации литературного языка? Какое направление стилистики можно считать «макродисциплиной»? С чем это связано? Что представляет собой прагмастилистика? На стыке каких дисциплин возникла прагмастилистика?Литература Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 448 с. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-спра­воч­ник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 840 с. Купина Н.А. Основы стилистики и культуры речи: Практикум для студентов-филологов / Н.А. Купина, О.А. Михайлова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 296 с. Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Русский язык и культура речи. – Минск, 1999. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учебник для вузов по спец. «Журналистика». – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1987. – 399 с.Раздел № 3. Функциональная стилистика (6 ч)Задания для проверки теоретических знаний Задание 1. «Макродисциплиной», обеспечивающей другие дисциплины общими теориями, понятиями, методами, можно считать практическую стилистику прагмастилистику функциональную стилистику ортостилистикуЗадание 2. Основу функциональной стилистики составляют стилистические исследования М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шме­лева A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Ви­ноградова Т.Г. Винокура, А.А. Шахматова, А.А. Потебни, Р. Якоб­сона Р.И. Аванесова, И.Д. Шведовой, Е.А. Земской, Б.Н. ГоловинаЗадание 3. Понятие о стиле (или слоге) как особом качестве речи зародилось в античной поэтике и риторике концепциях Средних веков теориях эпохи Возрождения доктринах эпохи ПросвещенияЗадание 4. На передний план функциональная стилистика выдвигает задачу объективного исследования функционирования языка естественного функционирова­ния речи языковых особенностей троповЗадание 5. Одно из приведенных утверждений ложно: стиль – исторически сложив­шаяся и общественно осознанная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания единиц языка в основе классификации стилей лежат экстралингвис­ти­чес­кие факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения стиль следует понимать лишь как сочетание стилистически маркирован­ных средств, как результат суммирования в процессе функционирования языка единиц одной стилистической окраски традиционными и социально значимыми сферами деятельности считаются: научная, деловая (адми­нистративно-пра­во­вая), общественно-полити­чес­кая, худо­жественнаяЗадание 6. Отбор языковых средств в рамках той или иной сферы человеческой деятельности регулируется спецификой сферы человеческой деятельности характером целей общения особенностями условий, в которых происходит общение настроением реципиентаЗадание 7. Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа лексического состава фонетического состава морфологического состава синтаксических структур Задание 8. Разговорная и просторечная лексика и фразеология употребляются преимущественно в стиле разговорном научном официально-деловом публицистическомЗадание 9. Научная терминология и устойчивые словосочетания терминологического характера употребляются преимущественно в стиле разговорном научном официально-деловом публицистическомЗадание 10. Общественно-политическая лексика употребляется преимущественно в стиле разговорном научном официально-деловом публицистическомЗадание 11. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее полно представлена в стилях: научном официально-деловом литературно-художественном разговорномЗадание 12. Точность речи предполагает полное исключение возможности разночтений и истолкования, поскольку они неизбежно ведут к нарушению одной из основных функций права – функции регулирования пра­вовых отношений в официально-деловом стиле разговорном стиле научном стиле публицистическом стилеЗадание 13. Точными долж­ны быть определения понятий, формулировки, описание эксперимента и его результата, изложение системы логиче­ских рассуждений, передающих мысль ученого, в официально-деловом стиле разговорном стиле научном стиле публицистическом стилеЗадание 14. Точность речи представляет собой довольно сложное явление, связанное с необходимостью не только правильно выразить мысль, но и воздействовать на чувства адресата в научной речи публицистической речи литературно-художественной речи деловой речиЗадание 15. Точность речи определяется прежде всего соответствием слова образному содержанию в научном стиле публицистическом стиле литературно-художественном стиле официально-деловом стилеЗадание 16. Из всех функцио­нальных стилей менее требовательным к точности речи является официально-деловой стиль разговорный стиль научный стиль публицистический стильЗадание 17. Подчеркнутая логичность – это одна из основ­ных специфических черт, обусловливающих отбор и орга­низацию языковых средств, в научном стиле публицистическом стиле литературно-художественном стиле официально-деловом стиле Задание 18. Алогизмы используются как стилистический прием намеренного нарушения логических связей в целях создания комизма, иронии в научном стиле публицистическом стиле литературно-художественном стиле официально-деловом стилеЗадание 19. Обогащению ли­тературного языка новыми словами, их формами и значениями, словосочетаниями, видоизменяющими уже устано­вившуюся семантику, синтаксическими конструкциями и разнообразными интонациями способствует официально-деловой стиль разговорный стиль научный стиль публицистический стильЗадание 20. Тенденцией к устранению рече­вых штампов, к оживлению повествования свежими сло­весными оборотами характеризуется официально-деловой стиль разговорный стиль научный стиль публицистический стильЗадание 21. Стандартизацией, ши­роко распространенными словесными формулами, штампа­ми, трафаретами, облегчающими общение в области право­вых отношений, однообразием отличается официально-деловой стиль разговорный стиль научный стиль публицистический стильЗадание 22. Обогащению языка, прежде всего за счет лексики и словосочетаний терминологического характера, в определенной степени способствует официально-деловой стиль разговорный стиль научный стиль публицистический стильЗадание 23. Наиболее широкое применение выразительные средст­ва находят в стиле литературно-художественном научном официально-деловом публицисти­ческомЗадание 24. Индивидуальные приемы использования языковых средств характерны для литературно-художественного стиля научного стиля официально-делового стиля публицисти­ческого стиляЗадание 25. Средства вы­разительности выполняют эстетическую функ­цию в стиле литературно-художественном научном официально-деловом публицисти­ческомЗадание 26. Интонация является ярким средством выразительности в научном стиле публицистическом стиле официально-деловом стиле разговорном стилеЗадание 27. Выразительность достигается благодаря наиболее подходящему с логической точки зрения распо­ложению слов, словосочетаний, предложений и целых час­тей высказывания, благодаря четкости, строгости, ясности синтаксических конструкций, точности и логичности изло­жжения, в научном стиле публицистическом стиле официально-деловом стиле разговорном стилеЗадание 28. Стиль, не способствующий поддержанию речевой выразительности, – это научный публицистический официально-деловой разговорныйУпражненияУпражнение 1. Определите семантику многозначных слов в нейтральном и разговорном стилях. Составьте с каждым из них предложение. Аврал, аквариум, анекдот, аппетит, арифметика, бабушка, базар, байбак, баловаться, баня, безбожный, беляк, беспокоиться, бомбардир, босоножка, браковать, бродяга, бумажка, бюллетень, важный, валяться, вдруг, вертеться, визитка, вилять, винить, влезть, возня, выговорить, выдаться, выжить, горох, грош, давление, далекий, дать, дергать, дипломат, достаться, ералаш, ересь, жучок, забежать, завернуть, задача, зажигалка, залечить, заложить, заломить, заморозить, запустить, зачитать, заяц, зверский, изобрести, интерес, исписаться, иссохнуть, истоптать, канитель, карточка, каша, киснуть, классический, колючий, конура, кормушка, королева, котелок, кривой, кризис, курить, лазейка, ласточка, левый, ломиться, лягушатник, мазать, маковка, маневр, материя, мистика, молотить, морилка, мотать, мучиться, мяться, навести, налечь, напиться, невозможный, недоразумение, ныть, обедать, обернуть, обида, образоваться, огонек, одернуть, одиночка, опекать, определенный, орган, осечься, основательный, отпить, отпоить, отрезать, отслужить, оттаскать, отучить, отчаянный, отыграться, палить, пирожок, плести, плохой, полк, поскользнуться, последний, посошок, постный, почтенный, представительный, пресный, привязаться, прошить, прощупать, пузырь, путать, разбирать, разжевать, разменять, разрываться, раскачать, сажать, свалиться, связать, стонать, теребить, фонарь, цедить, шалить, щеголять, юбка, ягодник, ящик. Упражнение 2. Объясните семантику многозначных слов, принадлежащих к определенному кругу профессионального и разговорного употребления. Составьте с каждым из них предложение. Ажур, акциз, брюшко, вторить, вычитать, живчик, залежь, клоповник, конец, координата, кошелек, ксерокс, лаз, лиса, модерн, набить, наиграть, натаскать, нашатырь, обыграть, оседлать, офицер, педагогика, порядок, потолок, рвань, рекреация, ролик, столбняк, сухоядие, фигура, хвост, язва, яма.Упражнение 3. Разграничьте семантику многозначных слов, принадлежащих к книжному и нейтральному стилям. Составьте с каждым из них предложение. Академизм, акция, анкета, апостол, арена, атрибут, аттестовать, багаж, вакханалия, вариация, вещать, вручить, голос, дарование, динамика, дифирамб, законченный, заместить, заявить, идея, извлечение, изгнание, инспирировать, институт, интрига, ипостась, исключительный, клоака, коловорот, комедийный, корректный, кредит, личина, манипуляция, маска, мираж, муза, музыка, назначение, насыщенный, неизменный, нищета, обезглавить, обнажить, обоюдоострый, обратить, оплодотворить, ориентировать, осязать, отправляться, очаг, певец, пигмей, пища, платформа, поселить, построение, практиковать, предприятие, разыскание, распадаться, рассвет, растерзать, рафинированный, убежище, фон, фундамент, цена, черпать.Упражнение 4. Укажите семантику многозначных слов, принадлежащих к определенному кругу профессионального и книжного употребления. Составьте с каждым из них предложение. Аксессуар, аксиома, акцент, акцентировать, алкоголь, амальгама, аморфный, антипод, антитеза, апелляция, апогей, арабеска, база, балласт, барометр, вакуум, вуаль, даритель, дееспособный, дилемма, забвение, императив, импульс, индукция, инфантильный, канал, канон, клан, кодекс, коммуникация, конгломерат, консолидировать, конструктивный, контаминация, контингент, кульминация, культ, легенда, маска, медитация, метаморфоза, нивелировать, новелла, носитель, объект, одушевленный, ординарный, пантеон, парадигма, парировать, паритет, порог, потенциал, профиль, ракурс, реализовать, рудимент, сателлит, фаза, феерия, физический, фокусировать, функция, химера, элита.Упражнение 5. Разграничьте семантику многозначных слов, принадлежащих к определенному кругу нейтрального и профессионального употребления. Составьте с каждым из них по два предложения. Аншлаг, аппарат, арестовать, арматура, ассоциация, аутсайдер, бак, баланс, балл, баллон, бандаж, бандероль, банк, банка, барабан, башмак, било, биржа, блокада, блюдце, бор, бомба, бред, бунт, венечный, взвешенный, взметывать, ворсинка, выход, габариты, газетчик, глазировать, гнездо, горизонт, гребенка, грива, грунт, губа, давность, двоить, диверсия, деловой, дефицит, довольствоваться, дослать, досмотреть, дутье, дыхание, жанр, жезл, желоб, забрало, заварить, завязаться, закрепить, замо’к, зачаток, зеркало, зонтик, зубок, измерение, изолятор, инертный, интуиция, истинный, кабриолет, калибр, капюшон, караван, карамель, каретка, карлик, карман, карниз, каскад, катастрофа, каток, кипа, кладбище, клапан, клише, ковш, коллектор, колодец, колосок, кольцевать, консервировать, концентрат, корзинка, королек, коронка, костыль, кулак, культивировать, лапа, лапка, лейка, лежка, линейка, лицевой, лоток, луковица, луна, луч, лущить, магазин, мажор, манипулятор, мания, мантия, маршрут, материнский, медальон, меланхолик, мерцать, минор, многоцветный, могильник, модель, мост, нагар, нагул, накопитель, население, ниша, обвинение, обвод, обогатить, оборот, одежда, отловить, отстрелить, оттиск, отщепиться, пакет, палец, панель, панцирь, патрон, пачка, порубка, посев, поток, потолок, почка, пояс, проточный, прядь, пятка, разработать, рассол, резак, репродукция, самоуправство, сетка, скорость, тележка, тесак, тираж, фаэтон, фильтр, фракция, цоколь, шаблон, шаг, шлейф, щека, щетина, экран, ячмень.Упражнение 6. Объясните семантику многозначных слов. Определите их принадлежность к нейтральной и просторечной лексике. Составьте с каждым из них по два предложения. Койка, колесо, колотушка, колпак, кончить, копать, крыть, кукла, куковать, кукушка, лакировка, лаять, лопух, лупить, любовь, лягать, матроска, махнуть, могила, мода, молоток, морда, навар, нагреть, наказать, накатить, накачать, накладка, налакаться, намёрзнуть, направиться, нечистый, обвести, обложить, облом, обмыть, окончательный, определить, отделать, отмыть, париться, печенка, пороть, потрошить, похожий, почин, предел, преть, привычка, пыльный, разломить, расколоть, расступиться, резина, сброситься, сгрести, сдуть, сколотить, сцепиться, тумба, укатать, факт, чумичка, ягода.Упражнение 7. Выделите формы слов, относящиеся к разговорной и просторечной лексике. Составьте с ними предложения. Греча – гречка, коняка – коняга, лазить – лазать, матёрый – матерой, мультик – мультяшка, наперегонки – наперегонку, пискливый – писклявый.Упражнение 8. Выпишите в один столбик многозначные слова, принадлежащие к книжной и разговорной лексике, в другой – многозначные слова, принадлежащие к профессиональной и просторечной лексике. Составьте с ними предложения. Нездешний, неустойка, оговор, отмочить, пешка, полчище, послать, последний, привадить, привалить, растравить, резать, сдвиг, статья, труба, трубить, убить, финт, хозяин.Упражнение 9. Укажите различия в семантике многозначных слов в зависимости от принадлежности к разговорной и просторечной лексике. Набиться, нажать, нализаться, начихать, нутро, обделать, обработать, окрутить, отбарабанить, отхватить, отшить, очистить, ошарашить, парень, побрякушка, положить, порченный, протащить, протянуть, разболтать, разодраться, расхлебать, расхожий, резать, родимый, рыба, светить, сглодать, снюхаться, спихнуть, сухота, схватить, сшибить, темнить, тереться, тронуться, убраться, утыкать, ухнуть, хватить, хваткий, хлопать, хозяйка, чесать, чушка, щёлкать.Упражнение 10. Определите, в каких стилях могут употребляться данные ниже омонимы в зависимости от своего значения. Составьте с ними предложения. Бумажник, бык, бюро, вал, вешать, взвод, вид, винт, вираж, волокита, вольт, вывести, газ, гвоздь, гибель, гладь, гольф, горн, град, гриф, дача, двор, дисциплина, доложить, дробь, дума, жила, забор, заговорить, задирать, заключить, залиться, залог, замолчать, замять, занестись, запал, записной, зарядить, заставить, зверобой, здоровый, знать, икра, исходить, кадр, капот, кардинал, карьер, кислота, кобылка, козырять, кокетка, колода, коновод, корешок, косуля, крона, крошка, крылатка, кулак, лавка, лад, лев, лейка, линь, липа, лира, ложа, лом, люкс, маг, мазать, малина, маркёр, мат, метить, метрика, мокрота, молоть, мотив, муфта, наболтать, нарядить, обвесить, обдуть, определение, остепенить, отходить, охота, патрон, пике, плата, побег, полка, порядочный, посол, почитать, правило, проти


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат МСФО 11 Учет договоров на строительство
Реферат Изыскания для строительства (Пизанская башня в Петербурге)
Реферат Социальные привилегии бомжа, студента и психолога
Реферат The Banning Of
Реферат Black Man Of Civil War Essay Research
Реферат Агропроизводственная группировка почв, рекомендации по использованию и расширенному воспроизводству плодородия почв
Реферат Разработка следящей системы
Реферат Семья Родители Дети
Реферат Разработка системы продвижения турпродукта региона на рынки страны и зарубеж
Реферат Еропкин, Фёдор Степанович
Реферат Характеристики типовых звеньев
Реферат " Такой уж он у меня уродился, жалуется его мама, что я могу поделать : на дискотеки не ходит, девуш­ ки его пока не интересуют, только учеба, дир хор и вокал. Да и у магнитофона той же классикой страда­ ет "
Реферат Реформа дошкольного образования как препятствие на пути формирования духовно-нравственной мотивации маленького человека
Реферат А. М. Колот " " р
Реферат Oung Thomas Edison Essay Research Paper Young