14 - 15 ноября 2011 г. в г. Москве прошла XVIII ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РАСПРОСТРАНИТЕЛЕЙ ПРЕССЫ«Современные перспективы развития системы распространения прессы. Новые технологии в розничных продажах и подписке»Источник: НСРП «Союзпечать»Организатор Конференции: «Национальная сеть распространения прессы «Союзпечать» При финансовой поддержке: Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФПри поддержке: Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере СМИ, книгоиздания и полиграфии Гильдии Издателей Периодической Печати Клуба менеджеров по распространению прессыКонсалтинг-партнер: Академия коммуникации и информации Конференция прошла в Москве на 2-х основных площадках: ^ I День - 14 ноября 2011 г: г. Москва, Здание Правительства г. Москвы, ул. Новый Арбат, 36/9, конференц-зал «В» , 1-ый этаж Сессии и Круглые столы, посвященные аспектам развития отрасли СМИ в России и Москве а также, совместное заседание с участниками Московского городского отраслевого Форума «Московский союз печати. Технологии реализации печатной продукции в городе Москве»^ II День - 15 ноября 2011 г: г. Москва, Конференц-центр VII Форума «PUBLISHING EXPO/ИЗДАТЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС - 2011», «Swissotel» (метро Павелецкая, Космодамианская набережная, д. 52, стр.6), конференц-зал «Сахаров»: Сессии и Круглые столы, посвященные аспектам развития системы распространения (технологии и новации); Практическая экскурсия руководителей предприятий распространения прессы: Складской комплекс ООО «Группа компаний «Кардос» (г. Москва); Торговая сеть ООО «Группа компаний «Кардос» (г. Москва);В работе ^ XVIII Всероссийской конференции распространителей прессы приняли участие руководители и специалисты московских и региональных предприятий распространения прессы и издательских домов, полиграфических компаний, отраслевых общественных организаций, представители органов государственной власти в сфере средств массовой информации. Деловая программа конференции нацелена, прежде всего, на обобщение итогов реализации наиболее эффективных управленческих решений предприятий распространения прессы в 2011 году, наиболее успешных кампаний по запуску и продвижению издательских проектов, а также на рассмотрение и обсуждение основных вопросов, затрагивающих перспективы и направления развития рынков издания и распространения прессы в 2012 году. Итогом конференции стала выработка конкретных предложений по созданию эффективных стратегий развития издательского и распространительского бизнеса. В ходе конференции были обсуждены следующие вопросы:Рынок прессы в России: оценка состояния, тенденций и перспектив развития. Обзор ситуации на региональных рынках распространения прессы России: розничные и подписные каналы сбыта периодики Конкуренция в сфере розничного распространения прессы. Модели, существующие на российском рынке. Современные экономико-финансовые инструменты управления продажами прессой. Адаптация ассортимента к потребностям покупателей. Появление категорийных менеджеров на предприятиях распространения прессы. Бюджетное управление торговыми сетями: типовые ситуации; диагностика проблем и решения. Проблемы на предприятиях оптово-розничной торговли газетно - журнальной продукцией, связанные с изменением налогового законодательства и пути их решения Развитие системы подписки в России. Повышение подписных тиражей изданий разных тематических ниш Автоматизация торговых сетей. Рост доходности на предприятии и увеличение сбыта за счет автоматизации учета на предприятии. Новые маркетинговые решения для продвижения печатных изданий, сопутствующих товаров и услуг. Оценка эффективности маркетинговых акций и приемов. Тенденции в сфере цифрового и мобильного паблишинга: новые возможности для издателей. Коллекционные проекты – перспективы развития. Методы для эффективных продаж периодики в сотрудничестве издателей и распространителей прессы.Спикерами Конференции были руководители и топ-менеджеры предприятий распространения прессы и издательских домов из России и стран СНГ14 ноября 2011 г.Место проведения: Здание Правительства г. Москвы, ул. Новый Арбат, 36/9, конференц-зал «В» , 1-ый этаж Открыл работу ^ XVIII Всероссийской конференции распространителей прессы с видеообращением И.А. Тимофеев – Президент НП «НСРП «Союзпечать», генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс Воронеж». В своем видеообращении к участникам, Игорь Тимофеев подвел итоги 2011 года, осветил реализованные Некоммерческим партнерством проекты в направлениях: развития отрасли распространения печатной продукции и содействия развитию бизнеса партнеров, входящих в общественную организацию. Он обратил внимание на то, что НСРП «Союзпечать» вносит серьезный вклад в развитие отрасли и формирование принципов и стандартов работы и взаимодействия предприятий распространения прессы, чему есть практические результаты (выход ряда крупных распространителей России на прямые поставки сопутствующих товаров из Китая и поиск новых товарных групп в России) Кроме того, он отметил, что почти каждое образовательное мероприятие и бизнес-тур, проведенные в 2011 году Национальной сетью «Союзпечать» носили своей стержневой целью – оптимизацию ведения бизнеса по распространению прессы, оптимизацию затрат и налогообложения. На это указывает и то, что в 2011 году мероприятия посетило на 35% больше участников, чем в 2010 г. Завершая обращение, Игорь Тимофеев выразил уверенность, что у нас общие цели и новые идеи и пожелал участникам Конференции плодотворной работы.Далее Церемонию награждения руководителей предприятий распространения ^ «ЗА ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ РАСПРОСТРАНЕНИЯ» провел В.В. Керов – вице-президент НП «НСРП «Союзпечать»По итогам 2011 года НСРП «Союзпечать» были номинированы:Алтухов Данил Владимирович, генеральный директор ЗАО "Роспечать-Алтай" (г. Барнаул);Бабоян Арменак Погосович, генеральный директор ЗАО "ОРЕЛРОСПЕЧАТЬ";Волкова София Александровна, генеральный директор ЗАО "Тверьсоюзпечать+О";Гаврилов Сергей Давидович, генеральный директор ООО "АРПИ "Сибирь" (г. Новосибирск);Вадютин Виталий Михайлович, генеральный директор ООО "Юнисервиспресс" (г. Москва);Ищенко Наталья Вадимовна, генеральный директор ООО «Ника Пресс» (г. Ростов-на-Дону);Кондратьев Алексей Олегович, генеральный директор ОАО "Роспечать" (г. Псков);Руднева Галина Сергеевна, генеральный директор ООО "АРПП "Желдорпресс" (г. Москва);Савельева Анжела Теодоровна, генеральный директор ООО "Информ-Сервис" (г. Обнинск);Тимофеев Игорь Александрович, генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж»;Цикулаев Алексей Анатольевич, генеральный директор Самарское ОАО "Роспечать";Холодняк Виктория Владимировна, генеральный директор ООО "ЮгМедиаПресс" (г. Краснодар)После церемонии награждения состоялось ^ Совместное Заседание участников XVIII Всероссийской Конференции распространителей прессы и участников XI городского отраслевого Форума «Московский союз печати. Технологии реализации печатной продукции в городе Москве»^ Место проведения - г. Москва, Здание Правительства г. Москвы, ул. Новый Арбат, 36/9, конференц-зал, сектора «А» и «С», 1-ый этажОткрыл заседание В.Н. Черников, руководитель Департамента СМИ и рекламы г. Москвы. Он обратил внимание участников на то, что Форум рассматривается как площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов распространения печати, обмена опытом между издателями и распространителями прессы. «В этом году наша работа пройдет под эгидой реформировании нестационарной торговли в Москве и определения руководством города особого статуса объектов печати», - задал вектор будущей дискуссии руководитель департамента, еще раз обратив внимание аудитории на прошедшие в этом году события в области нестационарной мелкорозничной торговли, связанные с реорганизацией всей торговой системы города. По его мнению ситуация была удержана в рамках и сделано было для этого не мало. Все объекты розничного распространения печати были сохранены, причем - на местах прежней дислокации и без проведения аукционов; Москомархитектурой разрабатываются торговые объекты, учитывающие специфику распространения печатной продукции; замена устаревших объектов торговли предполагается только по мере их износа, в плановом порядке. То, что отрасль находится на пути поэтапного решения поставленных задач, считаю позитивным результатом нашей работы», - обратил внимание В.Н. Черников. Кроме того, докладчик обратил внимание на то, что Департаментом СМИ и рекламы подготовлен проект постановления о мерах государственной поддержки развития системы распространения прессы в Москве, по которому в течение 3-х месяцев шли согласования. Данный нормативный акт позволит отрасли распространения работать более стабильно уже в 2011 г. и в последующие годы. Завершая выступление, В.Н. Черников заострил внимание аудитории на том, что внешний облик города активно изменяется и отрасли распространения важно не отстать от этих изменений в непростой период реформирования.Далее ^ Ю.Г. Казакова – заместитель руководителя Департамента СМИ и рекламы города Москвы, раскрывая тему: «Актуальные вопросы системы распространения прессы в Москве», представила структуру рынка розничных продаж прессы в Москве. На сегодня в городе работает 4 565 точек по распространению печати. Из них на уличную торговлю приходится 3 950. Это: 750 «ручников» и 3 200 торговых объектов – (павильоны 320, киоски 2 285, ОТП 254, лотки 300 и автомагазины около 40). Реализация прессы в метрополитене и подуличных переходах на сегодняшний день включает порядка 600 торговых точек, и 235 газетных автоматов. В метрополитене - порядка 330 объектов; точек ГУП «Гормост» - около 40. «В городской системе нестационарной мелкорозничной торговли сейчас происходят масштабные преобразования с целью придать ей цивилизованный вид. Традиционно объекты мелкорозничной торговли находятся на виду, и по ним создается впечатление о внешнем облике города. Однако при этом указанные преобразования рынка продаж печати коснулись в наименьшей степени. И в этом – наша совместная заслуга», - заострила внимание Юлия Казакова, отдельно посвятив часть выступления роли в этом процессе Правительства Москвы. Эта роль заключается во взаимодействии с отраслевым сообществом, создании благоприятных условий для работы городской системы распространения печати с точки зрения законодательства, нормативов, требований к качеству работы и внешнему виду торговых мест и т.д. «За прошедший год было принято решение о сохранении всех точек распространения в городе. На самом деле это - беспрецедентное решение. Например, на остановках общественного транспорта разрешено остаться только прессе. Предоставлена возможность перепрофилирования объектов мелкорозничной торговли на работу с печатью, что дало возможность расширения точек реализации прессы. Согласована с Департаментом торговли и префектурами административных округов дислокация объектов печати. Сохранен ассортиментный перечень сопутствующих товаров. Разрабатывается тип модуля для реализации печати. Достигнуто решение о постепенной замене устаревших объектов по продаже прессы; при этом в других сегментах розничной торговли замена должна произойти единовременно. Уже на практике создана и функционирует цепочка взаимодействия, в которую входят участники рынка, общественные организации, наш профильный департамент, Департамент торговли и услуг г. Москвы, Москомархитектуры и территориальные органы власти. Именно благодаря этому у нас появилась возможность согласовывать многие важные для рынка решения. Кроме того, нашим департаментом был подготовлен проект постановления о дополнительных мерах государственной поддержки развития системы распространения периодической печати в городе, который на сегодняшний день согласован со всеми смежными ведомствами и готовится к вынесению на рассмотрение в Правительство Москвы. Этот документ особенно важен, так как впервые закрепляет социально значимый статус системы распространения печати. Также он устанавливает правила работы в городе и дает бизнесу определенные гарантии стабильности, что актуально при привлечении инвестиций. Сегодня в Москве созданы беспрецедентные условия для формирования благоприятной среды реализации печати по сравнению с другими видами мелкорозничной торговли и другими регионами РФ», - подвела итоги работы департамента Юлия Казакова. Создав такие условия, город в свою очередь рассчитывает на проявление определенной социальной и бизнес ответственности со стороны индустрии по всей ее цепочке, от издателя до розничного продавца. «За счет новых технологий издательский бизнес в последнее время развивался достаточно активно, чего не скажешь о розничной торговле», - продолжила выступающая. – «Участникам рынка необходимо вкладываться в технологии, снижающие расходы, развивать новые маркетинговые подходы, внедрять современные системы оперативного контроля и учета, при этом сдерживая розничные цены». Однако, решение глобальной задачи развития отрасли в Москве может затрудниться - по экспертным оценкам сегодня до 50% розничных точек продаж прессы сдаются в аренду. Поэтому руководители данных предприятий порой довольно слабо представляют себе реальную ситуацию на местах. Основная задача арендаторов – заработать как можно больше, тем более что маржа в распространительском бизнесе невелика. «И как в такой ситуации говорить о развитии технологий продаж и учета?», – «Вот в этом - то и должна заключаться ответственность нашего бизнеса». Еще одна проблема, стоящая на пути реализации интересов отрасли – большое количество реально установленных, но не работающих розничных точек продаж на улицах города. «Мы уже давно говорим об увеличении количества торговых точек. По этому показателю Москва отстает от многих столиц мира. У нас один объект приходится на 3 000 жителей, в Европе этот показатель равен одной торговой точке на 1 000 человек. Однако, 10-20% всех имеющихся в столице объектов не работает. Они просто закрыты. Поэтому прежде чем говорить об увеличении количества торговых точек, нужно наладить качественную работу уже существующих», - озадачила распространителей печати Юлия Казакова, подчеркнув, что этот вопрос относится к сфере саморегулирования отрасли.Свое выступление ^ Н.В. Кузнецов – заместитель руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы «Реформа нестационарной розничной сети в городе Москве» посвятил реформе нестационарной торговли в целом. «Стратегия развития торговли в городе серьезно изменилась. Летом этого года широко обсуждалась Концепция развития розничной и оптовой торговли в Москве, подготовленная при активном участии представителей крупного, среднего и малого бизнесов. К одной из основных проблем сферы торговли, согласно данному документу, относится несбалансированная система торговой инфраструктуры, недостаток качественных торговых площадей», - начал свое выступление Никита Кузнецов. По его словам, сегодня обеспеченность торговыми площадями в городе составляет около 700 кв. м на 1 000 жителей, что меньше минимальных среднеевропейских значений, которые начинаются с 1 500 кв. м. Именно поэтому в программе стимулирования экономической активности на 2012-2017 гг., которая принята Правительством Москвы, как среднесрочная цель до 2016 года определено достижение показателя по торговым площадям в соотношении 1 200 кв. м на 1 000 жителей. Таким образом, увеличение произойдет прочти в два раза. Что касается мелкой розницы, то ее реорганизация в городе началась еще до составления концепции. «Город должен приложить все усилия к тому, чтобы этот сегмент торговли стал цивилизованным. А для этого необходимо выработать правила игры, которые должны стать едиными для территории всей Москвы, не отличаясь по районному или иным признакам. В первую очередь должны быть созданы единые требования ко всем объектам, что исключит возможные манипуляций с понятием “цивилизованная торговля”. Если ты соответствуешь определенным требованиям – значит ты цивилизованный, если нет – значит, нет», - заключил Никита Кузнецов. Еще один важный, обозначенный выступающим, вопрос – закрепление прав хозяйствующих субъектов на результаты своего труда: «Неустроенность прав предпринимателей в сфере розничной торговли, на наш взгляд, является основной причиной того, что мелкая розница приобрела тот неприглядный внешний вид, который она имеет сегодня. Психология временщика, который должен “выжать максимум” за отведенный ему для работы период времени, порождает такое явления. И винить в этом предпринимателей нельзя. Мы должны создать такие условия, при которых человек был бы стимулирован на дальнейшую работу, имел бы перспективы и понимание того, что его бизнес городу важен».Продолжил деловую часть С.В. Орлов - депутат Московской городской Думы темой: «Развитие мелкорозничной сети распространения периодической печати». Он отметил, что «Апокалипсические прогнозы о смерти печати в связи с бурным развитием Интернета не оправдываются», - оптимистично начал свое выступление – «Колоссальное количество людей по-прежнему предпочитает начинать утро со свежей газеты. Это не только информационная потребность человека, это – элемент жизни, который, я уверен, останется еще на долгие годы. Но мало выпустить хорошую газету, нужно еще сделать так, чтобы она нашла своего читателя. И здесь, безусловно, самую важную роль играет мелкорозничная торговля. Киоски прессы есть на улицах любого города во всех странах мира. А по количеству торговых площадей, которые отведены под периодическую печать, мы серьезно отстаем от стран Запада. Нам необходимо думать о развитии и расширении этого вида розничной торговли. Мы понимаем: печать – это не просто бизнес, она – один из мощнейших каналов доведения до читателя информации о деятельности власти, ее политике и программах. Ведь для большинства людей традиционные СМИ остаются практически единственным источником получения новостей. И об этом забывать нельзя».^ Степан Орлов обратил внимание на то, что, необходимо, чтобы в торговых объектах по продажам прессы присутствовала максимальная линейка периодики, включая городские СМИ, которые информируют жителей о государственных программах. «Очень важно, что бы эта информация доходила до горожан. О каких выборах может идти речь, если люди не будут иметь возможность получать объективную информацию о том, что происходит в городе и стране, о предвыборных программах и кандидатах?», - сказал Степан Орлов.Темой «Ситуация на рынке печатных СМИ и перспективы развития отрасли» продолжил заседание ^ Г.Н. Кудий – заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Он начал с того, что издателям и распространителям пора перестать хоронить печатную прессу и книги. «Гораздо продуктивнее было бы заняться поиском идей по интеграции традиционных носителей в цифровой мир», - указал он. И дальше – дал справку о рынке печатных СМИ. По его словам, по сравнению с 2010 годом ситуация на рынке СМИ несколько улучшилась, это проявилось в том, что выросли финансовые показатели отрасли. Но всплеска потребительской активности в отношении печати, не произошло. «Более того, физические продажи газет и журналов в лучшем случае не падают. Растет лишь рынок партворков, но это - слабое утешение», - заметил Геннадий Кудий, указав, что по итогам 2011 года объем рынка прессы в России составит в денежном выражении 118-120 млрд. руб., продемонстрировав рост на 10-12 млрд. руб. к уровню прошлого года. «В то же время, на протяжении нескольких лет российские рынки розничного и подписного распространения прессы остаются вне этого роста, во многом по вине самих издателей и распространителей, единой согласованной политики которых как не было, так и нет», - сказал выступающий, в качестве одной из причин падения продаж прессы обозначив демографический аспект, при котором коренное население сокращается, а число мигрантов, не знающих русского языка, быстро растет. «Как о причине падения продаж прессы об этом пока говорится мало, все кивают на Интернет. Но нам нужно задуматься над тем, как обеспечить печатью данные категории населения. Однако, мое личное мнение - главная причина сокращения продаж прессы заключена в недостаточной ее доступности для рядового потребителя», - сделал вывод Геннадий Кудий.По словам президента Ассоциации распространителей печатной продукции ^ Д.В. Мартынова, сегодня на рынок СМИ оказывают влияние как мировые тенденции, так и локальные, российские. К мировым тенденциям выступающий отнес продолжающийся «ползучий» экономический кризис, который влечет за собой снижение покупательской способности населения, влияние Интернета, растущую популярность мобильных устройств, падение интереса к чтению среди молодежи, развитие рынка бесплатной прессы. В числе локальных президент АРПП назвал серьезное увеличение за последние несколько лет налоговой нагрузки на предприятия отрасли (только отмена ЕНВД вызвала ее рост в некоторых регионах в пять-шесть раз в пересчете на один киоск), и ограничение разрешенного к реализации ассортимента. «Если в Европе сопутствующий печати ассортимент в торговые точки внедряется специально с целью их поддержки, то в России все наоборот – только жесткие ограничения», - отметил Дмитрий Мартынов. И предложил перенять опыт некоторых западных коллег. Например, сегодня во Франции набирает обороты новое направление деятельности розничных точек по продажам прессы – они начинают функционировать как пункты выдачи онлайн-заказов. Такая практика могла бы прижиться и в России. Говоря о будущем отрасли, ^ Дмитрий Мартынов обозначил два возможных сценария развития – оптимистичный и пессимистичный. Первый подразумевает, что рынок печатных СМИ, из-за усиливающегося влияния Интернета и новых медиа, пострадает не так сильно, как прогнозируется. Да, он сократится и трансформируется, однако на нем появятся новые проекты и форматы СМИ, что даст стимул для дальнейшего развития. «Хотя сегодня в издательском сообществе присутствует некоторое разочарование Интернетом. Доходность электронных СМИ составляет в среднем не более 1-2% по сравнению с печатными собратьями. Экономическая модель традиционных СМИ, основанная на продажах бумажных копий и привлечении рекламы, пока доминирует и останется такой в долгосрочной перспективе», - сделал отступление-прогноз президент АРПП. Второй, пессимистичный сценарий, в особых описаниях не нуждается. Его приверженцы ссылаются на то, что молодое поколение, с детства привыкшее получать информацию посредством электронных носителей, повзрослев, вряд ли перейдет в ряды «бумажных читателей». Оба сценария развития рынка, по словам ^ Дмитрия Мартынова, предполагают его сокращение. Именно поэтому сегодня так важна поддержка отрасли со стороны государства. «Сейчас главное не допустить резкого падения. Если объемы резко сократятся, это повлечет за собой массовое разорение дистрибьюторов, издательских домов и типографий. А ведь только в сегменте распространения печатной продукции в Москве трудится свыше 15 000 человек», - предостерег глава ассоциации распространителей.^ М.А. Мельников, генеральный директор холдинга «Медиа3», от лица Гильдии издателей периодической печати, членом правления которой он является, в своем выступлении обозначил основные проблемы и направления развития отрасли. «Ежегодное 12%-е падения продаж в расчете на одну торговую точку – эта та цифра, которая чаще всего озвучивается нашими региональными коллегами. И это даже на фоне активного развития за последние три года сегмента книжных коллекций и партворков, которые сегодня, по сути, замещают падающие продажи газет и журналов. Таким образом, сегодня рынок розничных продаж “перетекает” от периодики к коллекционным проектам», - сделал первый вывод Максим Мельников. Второй вывод касался уже изменений в структуре мест реализации печатной продукции: «Если посмотреть динамику по продажам лидеров газетного рынка, то можно увидеть, что основной канал их реализации все больше смещается в сторону торговых сетей. В отношении журналов ситуация аналогична, с той лишь разницей, что супермаркеты всегда являлись одним из основных каналов продаж этого вида печатной продукции». Газеты и журналы, по мнению выступающего, по-прежнему остаются важным каналом донесения информации до читателей. «Да, москвичи все больше используют цифровые возможности, и эта тенденция будет только нарастать. Но, несмотря на развитие технологий, по-прежнему огромное количество людей использует прессу для получения информации. Так, ежедневно ее читает 75% россиян в возрасте старше 16 лет, а 81% москвичей старше 16 лет использует ее для того, что бы узнавать свежие новости». Что касается изменений в структуре продаж печати, то, по мнению спикера, сегодня на рынке Москвы растет количество дискаунтеров («ручников»), которые воспринимаются другими участниками розничной торговли как разрушающий их бизнес элемент. «Но тут нет ни чего нового - продуктовый рынок подобные ситуации переживал несколько раз. Однако же, в итоге ситуация как-то успокоилась», - сказал Максим Мельников. Рассуждая на тему развития издательского бизнеса, докладчик подчеркнул, что сегодня у его игроков есть две разнонаправленные задачи. Первая – создавать интересный продукт в области печатной прессы, и на нем зарабатывать, традиционно продавая тиражи и рекламу. Вторая – осваивать новые технологии. И читатели, и акционеры ждут от издателей новых интересных проектов в этой области. Однако если интерес читателя здесь удовлетворить можно, предоставив ему, например, интересный контент, созданный с применением новейших технологических разработок, то акционеров пока нет – ни отечественный, ни западный рынки еще не знают удачных, с точки зрения бизнеса, цифровых проектов в области медиа. «Ну а что касается взаимоотношений отрасли и власти, то в наши задачи входит забота о внешнем виде города, стремление к тому, что бы он был опрятным, современным, удобным для жителей. Поэтому посыл власти о необходимости замены нашей рухляди понятен. Обратите внимание - за последнее пять лет московская власть реально помогла существенно увеличить количество точек продаж. И то, что киоски прессы были выделены в отдельную от других видов уличной торговли категорию - заслуга Александра Николаевича Горбенко», - отметил Максим Мельников. Что же касается проблем и возможных путей их решения, то начать их обсуждение гендиректор «Медиа3» предложил с экосистемы печатных СМИ в Москве. Для начала он представил расчет прибыльности отрасли. Если за исходные данные взять 3 022 расположенных в столице киоска, 180 000 руб. ежемесячной выручки и 5%-ю рентабельность, то чистая прибыль городской отрасли в год составляет 325 млн. руб. Что же касается затрат, то если стоимость одного киоска с землеустройством и подключением к электроэнергии составляет 450 000 руб., то срок его окупаемости составляет 4,5 года; если 550 000 руб. – 5,5 лет. «Таким образом, отрасль должна окупить сумму инвестиций в размере 1,5 млрд. руб. С точки зрения масштабов города – это не много; но с точки зрения киоскера и руководителя киосковой сети – очень прилично. Пять с половиной лет нужно только на то, что бы отбить вложенные деньги! Если обозначенная ранее г-ном Кузнецовым “психология временщика” в системе розничной торговли сохранится, это приведет к тому, что люди и дальше будут стремиться урвать свою копеечку сейчас, не задумываясь о будущем», - подвел неутешительный итог расчетам Максим Мельников. Проблему можно решить только увеличением выручки, в том числе за счет освоения “проходных мест”, расширения ассортимента, увеличения рекламных возможностей киосковых сетей, снижения требований к землеустройству. «Ведь наша отрасль многое дает городу», - продолжил докладчик. – «Во-первых – это рабочие места, в том числе для людей, не имеющих возможности трудоустроиться в традиционные торговые сети. 60-летняя женщина – типичный киоскер - не является типичным продавцом для сетей супермаркетов. Во-вторых – мы платим налоги, а это приличные поступления в городской бюджет. В-третьих – сети продвигают городские СМИ».Выступление ^ А.Н. Костюченко, президента некоммерческого партнерства в поддержку предпринимателей малого и среднего бизнеса в сфере распространения «Дистриклуб», было эмоциональным и нашло живое одобрение участников заседания. Выступал Александр Костюченко против запрета на сдачу киосков в аренду. «Ситуация в отрасли катастрофическая! Малому бизнесу в сфере распространения жить осталось совсем не много», - начал ^ Александр Костюченко, и добавил при этом: «Да, сегодня 80% точек по распространению печатной продукции в Москве сданы в аренду. А кому они сданы? Малому бизнесу. А как они сданы? Полулегально. 80% малого бизнеса находится в полулегальном положении! Сколько еще мы будем это продолжать? Сегодня тенденции на рынке говорят о скором укрупнении розничных торговых сетей. Через несколько лет из примерно 10 существующих ныне игроков останется 3-4 компании, каждая из которых будет иметь по несколько сот киосков. Кто будет их обслуживать? Где вы возьмете работников? Семейный бизнес – это единственная возможная перспектива. Да, при этом теряется качество управления. Потому работаем пока не профессионально. Малый бизнес должен быть обеспечен нами, он не должен задумываться о том, что и как делается. Та система управления, которая сегодня есть у каждого крупного дистрибьютора, должна работать на малый бизнес, обеспечивая ему комфортные условия деятельности». Далее ^ Александр Костюченко обозначил конкретное предложение – необходимо разрешить аренду торговых точек печати для семейного и малого бизнеса. «Однако при этом необходимо на идеологическом уровне поменять отношение к такой аренде. На уровне столичных департаментов СМИ и рекламы и торговли и услуг должна быть разработана программа, включающая несколько основных пунктов. Первое – финансирование строительства и установки объектов для малого бизнеса; второе - финансирование обучения желающих заниматься малым бизнесом в сфере распространения печати; третье - датирование закупки, сортировки и доставки печатной продукции для малого бизнеса. Эти три основных положения, если они будут закреплены, позволят нам как минимум решить проблему тех 20% наглухо закрытых и установленных в Москве объектов печати», - озвучил свои предложения докладчик, дополнив их многозначительным комментарием: «Вот я ни разу не слышал, чтобы торговые точки у малого бизнеса были закрыты. А вы о таком слышали?».После перерыва продолжил работу заседания ^ В.В. Керов – вице-президент НП «НСРП «Союзпечать», президент Клуба менеджеров по распространению прессы темой «Региональный рынок распространения прессы: тенденции и прогнозы развития на 2012». В выступлении Вячеслав Керов представил вниманию участников: виды торговых объектов, предназначенных для розничных продаж СМИ в России (2011 г., %); особенности происходящие на рынке СМИ - стремительное развитие цифровых технологий; рост бесплатной прессы; снижение рентабельности продаж периодики; снижение покупательской способности; рост затрат на логистику; изменение законодательства и налогообложения (отмена ЕНВД, ЕСН 34%); диктат местных властей; рост стоимости рабочей силы; снижение интереса к чтению и др. Затем, рассматривая глобальные изменения системы налогообложения в Российской Федерации, выступающий обратил внимание на то, что в 2009 г. с принятием ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» произошли следующие негативные изменения для системы распространения: последующее принятие местных законов в соответствии с федеральным законодательством; пересмотр дислокации торговых объектов; определение сроков действия схемы размещения розничных объектов; более жесткая регламентация проведения аукционов; явно выразилось ограничение вариантности торговых объектов; произошла в ряде случаев потеря существующих торговых мест и возникла невозможность развития сети по продаже прессы. Позиция региональных властей в большинстве случаев такова: «Все, что относится к торговой деятельности, является торговой деятельностью – без каких-либо исключений». Затем Вячеслав Керов представил вниманию аудитории доли каналов сбыта печатной продукции в 2008г. и прогноз на 2012г. Переходя к вопросу модернизации киосковых сетей, он обратил внимание на то, что модернизация киосков – сегодня неизбежна, так как замена конструкций киосков – это в первую очередь - повышение продаж печатной продукции и ТНП. Далее выступающий, представил динамику возвратов по периодичности выхода за 2009-2010 гг., заострив внимание на росте возвратов периодики. Останавливаясь на инициативах общественных организаций, Вячеслав Керов, выделил основные из них: возврат к применению ЕНВД и снижение страховых взносов; единый льготный сквозной НДС на уровне 5-10%; освободить от налогообложения часть тиражей изданий, используемых в целях их продвижения на рынок СМИ; упростить процедуру регистрации и установки новых торговых объектов розничного распространения прессы; снизить размер тарифов на потребляемую электроэнергию, установить льготную плату за технологическое присоединение к электрическим сетям; разрешить расширить ассортимент ТНП, реализуемых через розничные сети распространения прессы; внести изменения в законодательство РФ, регламентирующее списание печатной продукции. Прогнозируя перспективы дальнейшего развития розничных сетей, выступающий обозначил следующий путь развития: повышение продаж газет и журналов; выбор ассортимента другой продукции (в том числе продуктов питания) для привлечения покупателей к торговым объектам, что в свою очередь повлияет на повышение продаж прессы; предоставление услуг (в том числе, использование киосков как рекламных носителей и пунктов выдачи товаров). Завершая выступление, ^ Вячеслав Керов, обозначил те изменения в области распространения печатных СМИ, которые уже происходят: оптимизация налогов; постоянный поиск нового ассортимента; новые подходы по продвижению и рекламе; сокращение затрат по всей цепи распространения прессы; оптимизация технологических (включая логистических) процессов; работа, направленная на повышение эффективности продаж и оптимизацию своего торгового ассортимента; расширение списка услуг, предоставляемых оптовыми и розничными игроками рынка; расширение взаимодействия распространителей с издателями, направленного на повышение эффективности продаж и сокращение издержек; внедрение новых передовых технологий в отрасли.Продолжил работу совместного заседания ^ Г.В. Баринов – генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ» темой «Пресса и город – от компромиссов к партнерству». Он остановился на этапах развития распространения прессы в России, затем обратил внимание на то, что во всех европейских столицах мира есть киоски по торговле прессой, которые расположены на тротуарах улиц и основных транспортных артериях города, но при этом Пресса – уникальный товар, за которым житель мегаполиса не пойдет в супермаркет, а приобретет необходимый журнал и газету в киоске утром, в спешке, по дороге на работу. Далее Герман Баринов представил место киосков в системе распространения прессы в РФ (в %). Затем раскрывая тезис «Устойчивая система распространения прессы – выгодна всем!», он сказал, что распространение прессы – социально ответственный бизнес, интегрированный в единую систему предоставления новостей. Право на свободный доступ к информации, закреплено в Консти